Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13069.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку. Даются формы организации работы, методические и дидактические принципы обучения русскому языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жажева Саида Аслановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsaya999@rambler.ru

Жажева Дариет Долетчериевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsaya999@rambler.ru

Использование информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку. Даются формы организации работы, методические и дидактические принципы обучения русскому языку.Ключевые слова:информационныетехнологии, процесс обучения русскому языку, образовательные программы, интерактивные методы.

Реформы в областиобразования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;выбора различных способов деятельности для достижения результата;развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;мышления при принятии решений, критический подход к проблемам.Под технологией обычно понимаюттвердо установленный порядок действий, соответствующий определенной последовательности алгоритмов и приводящий к достижению запланированного результата. В технике используется немало проверенных технологий, действительно обеспечивающих точное воплощение предварительного замысла. Их удобства и выгоды очевидны: простота, ясность, механичность и даже автоматизм действий. Но это в производстве материальных продуктов. Что представляют из себя технологии педагогические ичем они отличаются от методики? Учителя и воспитатели, уставшие от трудностей школьной работы, сложности детских личностей и их формирования, ищут в предлагаемых педагогических технологиях простые, понятные, легкие и эффективные способы обучения и воспитания детей. Принимаясь за решение конкретной педагогической задачи, они хотели бы опереться на проверенные и ясные рецепты действий. Но полное и точное применение в школе разработанных ученымипедагогами технологий –трудная, а то и невыполнимая задача. Причина обычно состоит не в том, что учительпрактик плохо разобрался в определенной технологии и недостаточно точно выполняет ее предписания.В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развитиятворческой познавательной активности учащихся.Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении[1].Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.Необходима серьезная разработка методической системы обучения учащихся современным информационным технологиям, в первую очередь разработка и совершенствование форм и методов обучения русскому языку. Необходима направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний, на эффективное воспитание и развитие школьников.Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения.Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы, однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и интегрирования с академической наукой необходимо наладить выпуск интерактивных учебных материалов на электронных носителях.Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования. Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменаторпозволит обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно проверить свои знания при использовании независимого контроля.На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и вначальной школе, в частности. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение [2].Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.ХХIвек –эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования –инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:–активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;–достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;–развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;–снижению дидактических затруднений у учащихся;–повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационнокоммуникационной компетенции;–приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдениемправил безопасности.Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какойнибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучениямладших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым иактуальным.Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.Слайды, выведенные на большой экран –это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе)); использование анимации в слайдах; мультимедиа –панорама (более интересный приём наглядности).Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:–цели;–позиция учащегося и педагога;–организация коммуникации в учебном процессе;–методы обучения;–принципы интерактивного подхода;–сравнение целей традиционного и интерактивного подхода кобучению.Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся –как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.Таким образом, цель активного обучения –это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания –это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) –высшего порядка [3].Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:1.Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.2.Понимание: способность буквально пониматьзначение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:–перевод –воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и т. д.);–интерпретация –перестраивание идей в новую конфигурацию;–экстраполяция –оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.3.Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социальнонаучных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.4.Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированныхдопущений, выявление причинноследственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.5.Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это –профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.6.Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).И тогда методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены какимлибо знаком и не всегда используются педагогом.

Ссылки на источники1.Гуревич И.И. Таксомания Блума как модель постановки вопроса в проблемноориентированных системах естественного языка. –М.:Журнал «Искусственный интеллект», 2000. –15с. 2.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. –М.: ПРИОР, 2002.–558 с.

3.ЛьвовМ.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1987. –415 с.

Zhazheva Saida,candidate of Pedagogics, associate of Adygu State Universit, Maikopsaya999@rambler.ruZhazheva Dariet,candidate of Pedagogics, associate of Adygu State University, Maikopsaya999@rambler.ruThe use of information communication technology in the process of training Russian languageAbstract. The guestion of use of information communication technology in the process of training Russian is considered in the article. The fooms of wook organization, methodologicaf anf didactic principles of training Russian are giren.Keywords: information technology, the process of training Russian education programmes, interaktive methods.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»