Гимнастика в русской гимназии конца XIX – начала XX веков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перцев В. В. Гимнастика в русской гимназии конца XIX – начала XX веков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13076.htm.
Аннотация. В первых гимназиях, появившихся в Древней Греции, гимнастика являлась профилирующим предметом изучения. В дальнейшем ведущая роль гимнастики была утрачена. Статья посвящена изучению вопроса преподавания гимнастики в русской дореволюционной гимназии и изменению роли этого предмета в образовательном курсе русской гимназии в ходе эволюции этого образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перцев Владимир Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», г. Елецmr.vladimir.pertsev@yandex.ru

Гимнастика в русской гимназии конца XIX–начала XXвеков

Аннотация.В первых гимназиях, появившихся в Древней Греции,гимнастика являлась профилирующим предметом изучения. В дальнейшем ведущая роль гимнастики была утрачена. Статья посвящена изучению вопроса преподавания гимнастики в русской дореволюционной гимназии и изменению роли этого предмета в образовательном курсе русской гимназии в ходе эволюции этого образовательного учреждения.Ключевые слова:гимназия, дореволюционное образование в России.

В древней Греции и эллинистическом Востоке гимназиями назывались государственные учебные воспитательные заведения, которые обучали юношей из знатных семей в возрасте с 16 до 18 лет. Учащиеся занимались там в основном гимнастикой, а также получали литературное, философское и политическое образование. С XVIвека гимназии как средние школы для мальчиков стали возникать в Германии, АвстроВенгрии, Голландии и других странах Европы. Содержание образования в них сводилось преимущественно к изучению древних языков и античной литературы [1, c.213]. Как отмечает А. Д. Егоров, учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка, впервые появились в России в XVIIвеке: КиевоМогилянская и Славяногреколатинская духовная академии –вторая и последняя четверть XVIIвека. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения[2, c.10]. В академиях изучались семь свободных наук: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка[3, c.16], что также было характерно для средневековых гимназий. Первые учебные заведения, носящие названия «гимназия» в России появились в XVIIIвеке и выполняли роль подготовительных учреждений для поступления в университеты. Гимназии открыли в Петербурге в 1726 году(через год после основания Академии наук) [4, c.11], в Москве в 1755 году(совместно с учреждением университета) [5, c.187] и в Казани в 1758 году (гимназия готовила к поступлению в Московский университет) [6, c. 224]. Открытие гимназий отвечало замыслу М.В. Ломоносова, писавшего: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет как пашня без семян» [7, c.102]. Цель гимназий состояла в подготовке к слушанию лекций в университетах. В них изучалась грамматика, арифметика, философия, европейские и греческий языки и др. Во главе гимназий стоял инспектор, назначавшийся из числа профессоров университета. Таким образом, гимнастика, которая изначально являлась профилирующей дисциплиной в гимназиях, со временем утратила роль главного предмета, уступив ее гуманитарным и точным наукам, поскольку основной задачей гимназий стала подготовка слушателей к университетскому курсу, что естественно предполагало большее изучение наук а не физическое воспитание. Количество отводимых часов в неделю на изучение гимнастики на протяжении XVIIIи XIXстолетий неоднократно менялось.Ко времени открытия гимназии в Ельце, в 1871 году, устав гимназий и прогимназий предполагал следующее распределение часов на предметы[8. c. 4]. Таблица 1Распределение уроков в мужской гимназии

В приведенной таблице гимнастика отсутствует вовсе, но это не значит, что она не преподавалась в гимназиях. Согласно уставу 1871 года гимнастика, пение и «занятие двумя языками вместе» относились к необязательным предметам [9]. Вместе с тем гимнастика и пение преподавались всем воспитанникам бесплатно. По желанию родителей и за особую плату можно было обучаться музыке, черчению, рисованию и «танцованию» [10, c. 3–4]. Обязательным было изучение только одного из новых языков. За изучение еще одного иностранного языка также надо было платить дополнительно. Перед тем, как начать описание особенностей преподавания гимнастики мы хотели бы обратить внимание на то, что образовательный процесс в казенных и частных гимназиях строился в соответствии с общими принципами, сформулированными для данного типа школы в правительственных документах, циркулярах и постановлениях. Как отмечает дореволюционный следователь гимназического образования в России, В.Е. Рудаков, частные женские гимназии «…обязаны, как и мужские частные гимназии, держаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчиняться распоряжениям местного учебного округа»[11]. Объем преподавания предметов учебного курса, а также и распределение их по классам, определялся учебным планом, издаваемым от Министерства Народного Просвещения[12, c.8]. Отступление отМинистерских программ и установленного инструкцией распределения уроков допускалось только с согласия министерства народного просвещения. Этим имелось в виду обеспечить единство в содержании и организации учебного процесса [13, c.170].П Р Е Д М Е Т ЫПригототовительный классIIIIIIIVVVIVIIVIIIЧисло обязательных уроков в 8лет гимназического курса1. Закон Божий422222111132. Русский язык644433222243. Краткие основания логики–––––––1–14. Латинский язык–87556666495. Греческий язык–––566667366. Математика (с физикой, математической географией и кратким естествознанием)644444666387. География–2222––11108. История–––222222129. Французский или немецкий языки––33333221910. Чистописание632––––––5Итого: для учащихся одному новому языку222324272726262727207Для учащихся двум новым языкам222327303029292929226 Дело в том, что согласно существовавшим до революции правилам, выпускники гимназий имели права поступать на любой факультет любого высшего учебного заведения России без экзаменов–для этого нужно было просто написать заявление на имя ректора и если конкурс оказывался слишком высок, то в ход шло сравнение аттестатов. Поступал тот, у кого оценки были выше. Поэтому, каких либо существенных отклонений от общих для всей страны программ и правил для этих учебных заведений не существовало –этим и поддерживался принцип поступленияв высшие учебные заведения без экзаменов: программы и правила у всех гимназий страны были практически идентичны.В учебномплане Елецкой гимназии за 1874–1875 учебный год больше всего часов было выделено на изучение иностранных языков. Кроме латинского и греческого, изучали еще немецкий и французский. Причем латинский язык гимназисты начинали изучать с первого класса, а все остальные со второго. Затем по количеству отведенных часов следует русский язык, математика, география, история. Русскую словесность изучали только в старших классах. Все годы обучения неизменное внимание уделялось гимнастике, которой, как и Закону Божьему, были отданы два часа в неделю во всех классах[14].При подробном изучении отчета о состоянии Елецкой гимназии за 1874 годможно обнаружить оговорку, что гимнастика преподавалась не по два часа в неделю, а по два получасовых урока в неделю для каждого класса [15, c.32]. На уроках гимнастики практиковались различные подвижные игры, гимнастические упражнения, бег, в зимнее время –катание на коньках и лыжах, а также изучение начальной военной подготовки.В первые годы существования Елецкой гимназии, преподавателем гимнастики числился капитан Федор Аполлонович Арцыбашев[16] (мужская гимназия в Ельце была открыта 20 сентября 1871 года в помещении бывшего Елецкого уездного училища в составе 4х низших классов и приготовительных классов[17], а собственное здание, в котором сейчас располагается современная средняя школа №1 им.М.М.Пришвина было построено в 1875 году [18]).Факт упоминанияв отчете военного звания Ф.А.Арцыбашева не случайно. Примечательно, что не только в Елецкой гимназии, но во многих других дореволюционных гимназиях Орловской губернии учителями гимнастики были либо отставные либо даже действующие военные. Да и само обучение гимнастике имело целью скорее не повышение общефизической подготовки, а правильнее даже сказать, изучение строевой и начальной военной подготовки. В архивах музея им.И.А. Бунина можно найти фотографии частной мужской гимназии А.Ф.Павловского, на которых в числе прочих сцен гимназической жизни можно заметить гимназистов, одетых в военные шинели и с винтовками –таким образом, как можно убедиться, тоже проходили занятии по гимнастике.Примечательно, что первый преподаватель гимнастики в Елецкой гимназии, Ф.А. Арцыбашев, проработал в гимназии довольно длительное время. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что до конца 80х годов, сменив за этот срок ряд должностей и, можно сказать, вошел в историю русской классической литературы благодаря обучению в конце 80х годов XIXвека в Елецкой гимназии М. М. Пришвина. В мемуарах Д.И.Нацкого, на год старшего М.М. Пришвина, также можно встретить упоминание об этом преподавателе: «Арцыбашев Федор Аполлонович. Его дразнили Федором Пантолоновичем. Другая его кличка была «заяц», потому что глаза его были на выкате, как у зайца. Он был сначала учителем гимназии, а потом надзирателем в старших классах, размещенных на втором этаже. Там было восемь классов: два вторых, третий основной, 4,5,6,7 и 8й. Ф.А. был очень подвижен, зорко следил за поведением и о нарушениях всегда сообщал классному наставнику, а то и директору для наложения взыскания. За это «зайца» не любили и когда он выходил из класса, вдогонку ему слышались крики: «Заяц! Заяц!». Это ему не нравилось. Вообще он был человек недобропорядочный и понемногу занимался ростовщичеством»[19. c.55].В автобиографическом романе «Кащеева цепь» Пришвин так описывает свои первые впечатления о гимназии: «Ахилл сразу все рассказал Курымушке про учителей.–Директора, –сказал он, –ты не бойся –он справедливый латыш! Был бы ранец на плечах, все пуговицы пришиты, не любит, если сморкаешься на себя и носишь на куртке сморчок, разное такое –к этому привыкнешь. Инспектор тоже не страшен, –он любит читать смешные рассказы Гоголя и сам первый смеется; угодить ему просто: нужно громче всех смеяться. Когда он читает, то хохот идет в классе, как в обезьяньем лесу, за это и прозвали его Обезьян. Есть еще надзиратель Заяц, сам всего до смерти боится, но ябедничает, доносит, нашептывает; с ним надо поосторожнее…»[20, c.60]. Поскольку Пришвин проучился в гимназии до 1889 года, то можно утверждать, что Ф.А.Арцыбашев проработал в Елецкой гимназии по крайней мере порядка 20 лет. В мемуарах Д.И. Нацкого о преподавателях гимнастики можно прочитать следующее: «Крутиков, Казарин (отчества не помню). Оба были преподаватели военной гимнастики, офицеры, стоявшего в Ельце пехотного полка. Мы титуловали их обоих «господин поручик». Военная гимнастика введена была, когда я был в пятом классе. Крутиков работал год, затем его сменил Казарин. Крутиков был всегда корректен, величав и у нас с ним не было никаких недоразумений. Казарин был крикливый, придирчивый, неприятный человек, хотя и хороший фронтовик. С ним бывали столкновения и даже крупный скандал»[21, c.56]. Как вспоминает Д.И. Нацкий, «Военную гимнастику мы посещали без интереса, но очень любили так называемые «военные прогулки», которые устраивались весной в учебный день на ипподроме. Это был в сущности экзамен по военной гимнастике. На ипподром шли строем под духовой полковой оркестр. На месте производились ротные учения, гимнастика и потом шествие церемониальным маршем. По окончании деловой части устраивали угощение за счет гимназии. Кроме того, в этот деньгимназистов сопровождали на прогулку разносчики, булочники, мороженщики, квасники, у которых покупали еду и питье. Все были веселы и оживлены. Кроме учеников на гулянья приходили учителя с семьями и родителями учащихся… Последняя наша прогулка перед окончанием курса была на р. Сосну в лагерь Звенигородского полка. Смотр нам произвел сам командир полка в присутствии многих офицеров, после чего полк принимал и угощал гимназистов чаем, пирожками, апельсинами. После парада мы осматривали офицерское собрание, атакже офицерские и солдатские лагерные палатки»[22,c. 115–116].Нечто подобное проводилось и в других гимназиях Орловской губернии. Например, в частной мужской гимназии А. Недбаля для учащихся 8го класса были организованы трехмесячные курсы допризывной подготовки Под руководством инструкторов офицеров Орловского военноспортивного комитета гимназисты обучались плаванию, бегу на лыжах, стрельбе из винтовки, езде на велосипеде, верховой езде, правлению автомобилем[23]. В целях распространения через гимназистов «здравых гигиенических понятий в обществе» в начале XXвека МНП нашло жела тельным введение «гигиены» в число необязательных предметов в двух старших классах мужских и женских учебных заведениях (не менее одного годового урока в каждом классе или двагодовых урокав какомлибо одном классе)[24, c.7]. Помимо военной подготовки, подвижных игр и физических упражнениях на уроках гимнастики, министерство народного просвещения в целях устранения чрезмерного утомления от умственных занятий учащихся рекомендовало администрации гимназий порядка 7 дней в году отводить на своеобразные «дни здоровья», отличавшиеся от современных тем, что они носили тогда боле культурный и просветительный характер и состояли в проведении экскурсий, устройстве чтений, совместном посещении музеев и театров, то есть дореволюционные «дни здоровья» не имели спортивного характера.Как отмечается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданного в конце XIXначале XXвека, «В России только недавно пришли к сознанию важности гимнастики и она уже ныне введена, как обязательное занятие, в гимназиях министерства народного просвещения»[25]. В конце XIXвекастатус гимнастики повышается до обязательного предмета[26] но ее преподавание также остается бесплатным. Изменение учебных программ классических гимназий нашло отражение и в деятельности других учебных заведений, в том числе и частных. Таким образом, гимнастика, от которой собственно и произошло само название учебного заведения «гимназия», и которая в Древней Греции была главным предметом изучения в этих учебных заведениях, к концу XIX–начале XXвека вновь обрела статус обязательной дисциплины в гимназиях.

Ссылкинаисточники1.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. –М., 1993. –608 с. 2.Егоров А. Д. Гимназическое образование в России (исторический очерк). –Иваново, 1990. –160 c. 3.Плетенева И.Ф. Становление дидактики отечественной высшей педагогической школы дореволюционного периода. –М.: Прометей, 1995. –120 с. 4.Егоров А.Д. Указ. соч. 5.Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. –М.: Языки русской культуры, 2000.–312 с. 6.Латышина Д.И. История педагогики. –М., 2003. –603 с. 7.Стрельцов А.А. Гимназия: от античности до кризиса // Образование и общество. –2005. –№1(30). –С. 98–105.8.Горбунов П. Классические гимназии и прогимназии. (Учебные планы предметов, программы приемные и классного преподавания, изданные МНП с объяснительными записками). –СПб., 1887. –296 c.9.ГАОО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 376. Л. 18(Об).10.Горбунов П. Указ. соч. 11.Рудаков В. Е. Гимназия // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах. –Электроныеданные.–Мультимедиаиздательство «Адепт», 2002.12.Свод законов Российской империи т. XIч. 1 изд. 1893 г. и по Прод. Ст. 1479 // Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства МНП / Сост. П.Алексеев –Одесса, 1917.–256 c.13.Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60х гг.19в. –М.: Издательство академии наук РСФСР, 1954.–312с. 14.Шиков С. О программе прошлых лет // Красное знамя. –1996. –18 марта.15.Отчет о состоянии Елецкой гимназии за 1874–75 учебный год. –Елец: типография Новолоцкого. –1876. –61 с. 16.Там же.17.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Отчет о состоянии женской гимназии за 1872 год. Л. 5 (об.).18.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 год. Л9.19.Нацкий Д.И. Мой жизненный путь. –М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2004.–518 с. 20.Пришвин М.М. Кащеева цепь. –М.: Россия, 1983. –496 с.21.Нацкий Д.И. Указ. соч.22.Нацкий Д.И. Указ. соч.23.Ветошко А. От мадам Лёвен до госпожи Гиттерман // Орловский вестник. –2000. –№ 32 (436),10 августа. 24.Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства МНП (Свод узаконений и распоряжений со всеми дополнениями и разъяснениями к ним). –Одесса: Книгоиздательство «Школа», 1917.–312 c. 25.Липский А. Гимнастика// Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах.–Электронный ресурс.

26.П. Алексеев приводит список этих пяти гимназий (с обязательным греческим): 3я Петроградская, 5я Московская, 4я Варшавская, 2я Киевская и Юрьевская. (Алексеев П. Указ. соч. С. 6)

Pertsev Vladimir,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of mathematical analysis and elementary mathematics Yelets State University, Yeletsmr.vladimir.pertsev@yandex.ruGymnastics in Russian gymnasium of end XIXof the beginning XX centuryAbstract.In the first gymnasiums which have appeared in Ancient Greece gymnastics was a specialist subject of studying. Further the leading part of gymnastics was lost. This paper is devoted to studying of a question of teaching of gymnastics in Russian prerevolutionary gymnasium and to change of a role of this subject in an educational rate of Russian gymnasium during evolution of this educational establishment.Keywords:gymnasium, education in prerevolutionary Russia.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»