Использование технологии Web 2.0 при организации учебной деятельности студентов технических университетов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бендес Ю. П. Использование технологии Web 2.0 при организации учебной деятельности студентов технических университетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13082.htm.
Аннотация. В статье анализируется опыт организации студентов технических университетов с помощью технологии Web 2.0.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бендес Юрий Петрович,кандидат физикоматематических наук, доцент, декан факультета информационных и телекоммуникационных технологий и систем Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка, г. Полтаваbendes@ukr.net

Использование технологии Web2.0 при организации учебной деятельности студентов технических университетов

Аннотация. В статье анализируется опыт организации студентов технических университетов с помощью технологии Web2.0. Ключевые слова:организация учебной деятельности, технический университет, технология Web2.0.

Стремительное развитие (информационные технологии и телекоммуникации) IT& T технологий трансформирует все аспекты человеческой деятельности, связанные с логистикой, коммуникацией и информацией. Есть значительное количество телекоммуникационных решений, направленных на виртуализацию товаров, сокращение расходов, увеличение производительности труда за счет ускорения бизнеспроцессов, содействие эффективному обмену информацией и поддержке электронных услуг. Телекоммуникации имеют серьезное влияние на политический, экономический и культурный аспекты жизни общества, поскольку способствуют увеличению эффективности бизнеса, дают возможность создания новых предприятий, способствуют интенсификации контактов между коллегами, друзьями и семьями, предоставляют новые аудио, видео и другие услуги, которые также влияют наотрасль образования.Телекоммуникации резко меняются под влиянием технологических инноваций, что приводит к созданию нового оборудования и услуг. Эти изменения определяются рядом тенденций, которые качественно трансформируют понятие и содержание привычныхнам услуг телефонии и телевидения.1.Цифровизация. Переход к цифровым сигналам обеспечивает высокую помехоустойчивость передачи информации, повышает ее качество и надежность, позволяет объединить весь трафик в одном канале передачи. Цифровые сигналы позволяют интегрировать услуги –объединить разнородный трафик (голос, данные, видео) в одном цифровом потоке, что дает возможность при относительно низкой стоимости использовать его для дистанционного обучения.2.Глобализация. Телекоммуникационные сети приобрели всемирный характер (телефония, Интернет, сотовый (GSM) и спутниковую (InMarSat, Global Star)) связи.3.Персонализация. С появлением сотовых и спутниковых терминалов телекоммуникации привязываются не к местонахождению терминала, а к человеку (персоне), которой он принадлежит.4.Мобильность. Развитие беспроводных технологий радиосвязи позволяет предоставлять услуги абонентам, которые находятся в транспортных средствах и пребывают в движении.5.Пропускная способность. Пропускная способность является одним из важнейших товаров. Новейшие технологии, такие как оптические волокна и спутники связи имеют огромный потенциал по переносу информации, начиная от развлечений и заканчивая дистанционными медицинской диагностикой и образованием.6.Беспроводной доступ. Достижения в области беспроводных технологий позволяют обеспечить обмен контентом фактически в любом, даже изолированном месте.7.Конвергенция. Обработка данных, изображений и видео вступила в эпоху мультимедиа, когда контент комбинируется в зависимости от потребности пользователя, поэтому обмен информацией становится более интенсивным.Учитывая все эти аспекты можно сделать вывод, что для успешной работы в современном мире необходимы более качественное образование и готовность выпускников к решению новых задач и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Современный рынок труда требует от выпускника не только глубоких теоретических знаний, практических умений и навыков, но и способностисамостоятельно применять их в нестандартных, изменяющихся жизненных ситуациях, т.е. должен произойти переход от общества знаний к обществу жизненно компетентных граждан.Все современные образовательные концепции основаны на принципах гуманизации и демократизации образования. Одной из таких концепций является личностноориентированное обучение, базирующееся на научно обоснованной организации взаимодействия студентов и преподавателей, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обученияспособности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Основные положения этой концепции:–усиление личностного компонента образования, создание условий и стимулов для развития всех участников учебного процесса;–внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий развития личности, создания ситуации успеха;–обеспечение системы обратной связи, т.е. регулярного и оперативного мониторинга процесса развития всех субъектов образования;–развитие творческой индивидуальности преподавателя, применение авторских педагогических технологий [1].С информатизацией сейчас связывают возможность построения открытой системы образования, которая позволит коренным образом изменить технологии получения знаний. Она даст возможность открыть доступ к нетрадиционным источникам образовательного контента, более эффективно организовать познавательную деятельность, повысить эффективность процессов самообразования, дать возможность реализовать индивидуальные образовательные стратегии и траекторию, предоставить широкие возможности для поисковой и творческой деятельности и применить качественно новые формы и методы обучения [2]. Благодаря этому, преподаватель имеет возможность переадресовать свою помощь студентам на решение проблемных, исследовательских и творческих задач. Возникает новое качество образовательной деятельности, что проявляется в дидактических и психологопедагогических возможностях [3].Улучшение организационных условий учебного процесса:–повышение интерактивности обучения с целью увеличения эффективности учебного процесса;–применение различных источников учебного материала;–уплотнение учебного материала с помощью гипертекстовых и мультимедийных технологий;–эффективная реализация межпредметных связей;–вариативность образовательной траектории: уровневая дифференциация, индивидуализации обучения;–информатизация отдельных функций профессиональной деятельности преподавателя с целью повышения ее эффективности.Улучшения психологопедагогических условий учебной деятельности:–создание положительной мотивации и активизации познавательного процесса за счет естественного любопытства к компьютерной технике;–обеспечение положительного эмоционального состояния студентов;–создание условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, информационной культуры;–включение механизмов развития исследовательских и творческих качеств у студентов;–развитие самореализации, самопознания, рефлексии.Проведенный анализ позволяет выделить целый ряд сложившихся монотехнологий компьютерного обучения физики: моделирования, контроля знаний, баз данных, дидактических материалов, компьютерных лабораторных работ и др. Формирование новых информационных технологий, которые вводят в практику инновационные методы сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, углубляет взаимодействие компьютеров и компьютеризированных телекоммуникационных систем с социальной средой. Вследствие развития Интернеттехнологий и потребности в их классификации в 2004 году издательством О'Рейли (англ. O'Reilly Media) и коммерческим организатором серии конференций под названием "Web 2.0", –МедиаЛайв (англ. MediaLive, сегодня англ. CMP Technology) было введен термин Web 2.0. Этим понятием пользуются для обозначения ряда технологий и услуг Интернета, характеризующий изменение его восприятия пользователями. Главное различие между технологиями Web 1.0 и Web 2.0 заключается в предоставлении пользователям права на участие в проекте и изменении роли участников: от разработчика (автора контента) и пользователя (читателя) (Web 1.0) к пользователю в качестве соразработчиком и читателя как соавтора (Web2.0)[4].И если изначально стоимость Интернеттехнологий сосредоточивалась в программном обеспечении, то теперь главными стали базы данных и сервисы для работы с ними, а основная ценность Web, не как источника информации, а как средства коммуникации. Исследования, проведенные журналом New Scientists, подтвердили преимущество использования технологии Web 2.0 над Web 1.0 и традиционными СМИ. Платформы, основанные на этойтехнологии, получили значительное преимущество при планировании различных (в том числе образовательных) мероприятий. Например, Красный Крест в США уже использует Twitter при спасательных операциях для обмена поминутной информацией о локальных событиях, связанных с деятельностью организации.Трудно переоценить тот огромный объем образовательного контента, который сосредоточен в Интернеттехнологиях Web 2.0: начиная от образовательных порталов, статей в Википедии и заканчивая видеозаписями лекций на YouTube по различным предметам от ведущих учебных заведений США, Англии и др.Ведущие университеты мира уже довольно давно ввели использование технологии Podcasting с целью предоставления своим студентам возможности слушать лекции на mp3плеерах. Podcasting –термин, происходит от двух слов iPod и Broadcasting, и есть технологии, аналогична технологии RSS (предоставляет пользователям возможность подписаться на рассылку новостей из множества Вебсайтов). Но вместо текстового файла заказчик с помощью синдикации информации –podcatcher (Juice, Nimiq, DopplerRadio) будет скачивать аудиофайлы из многих источников (podcastов): сайтов, Интернетрадиостанций или аудиоблогив. Преимуществом этой технологии является то, что полученную информацию не нужно читать с монитора компьютера, а можно слушать на iPodе (или другом устройстве, который может проигрывать mp3). После выхода в свет iPodа пятого поколения, который позволяет просматривать видео и фотографии, понятие Podcasting распространилось на другие типы мультимедийной информации.Во время проведения лекций и организации дистанционного обучения достаточно удобно использовать программу NetMeeting, которая позволяет создать конференцию для членов группы и организовать совместную работу над образовательным контентом. Такой подход позволяет преподавателю читать лекцию и параллельно демонстрировать презентацию, которая выводится на экране каждого компьютера, а учащимся (студентам) –делать пометки, задавать вопросы и обсуждать учебный материал.С целью повышения активности, самостоятельности и ответственности учащихся и студентов для организации учебного процесса целесообразно использовать сервис Google docs. Для этого преподаватель создает документ, который может использовать каждый член группы только в режиме просмотра, и который содержит: модульный план дисциплины, план изучения конкретного модуля, расписание и состояние посещение занятий, контактную информацию членов группы (ФИО, телефон, электронную почту), домашние и самостоятельные задачи, сроки и состояние их выполнения (рис. 1.) [5].

Рис. 1. Модульный план изучения дисциплиныСервис позволяет осуществлять обмен документами (материалами лекций, заданиями и результатами их выполнения) между преподавателем и студентами по электронной почте. Эффективность учебной работы с помощью Google docs увеличивается за счет открытости и доступности информации.Использование технологии Web 2.0 в обучении обладаетследующими преимуществами:–скорость нахождения образовательного контента и возможность его оперативной актуализации;–единое информационное поле для общения с заинтересованными участниками по всему миру;–независимость обучения от географического положения университета и места пребывания студентов;–удобные и доступные средства для общения разных видов (форумы, комментирование блогов, телефонный и видеозвязок с помощью Skype, коллективное редактирование документов в Google docs) (http://www.google.com.ua/);–планирование мероприятий с помощью сервиса Google Calendar;–объединение в тематические группы в социальных сетях ВКонтакте и Facebook (http://www.facebook.com/, http://vkontakte.ru/);–каталогизация и структурирование знаний: Википедия, сайт коллективных закладок Del.icio.us.В рамках проводимого исследования автором было разработано учебнометодическое обеспечение изучения физики, состоящее из образовательного сайта и учебнометодического комплекса «еФизика». Комплекс содержит учебнометодический контент, материалы для организации учебной деятельности и самостоятельной работы, компьютерные модели, набор цифровых аппаратных устройств и программных средств для измерения физических параметров и управление физическими процессами, средства тестового компьютерного контроля (рис.2).Учебнометодический контент находится в виде html страниц и содержит учебники, курс лекций, лабораторный практикум, практические разработки методик использования контрпримеров, проектов, использование моделирующих программ и программ дляпроведения экспериментов компьютерным измерительным комплексом. Комплекс «еФизика» основывается на использовании информационнотелекоммуникационных технологий и дополняет традиционные учебные материалы при проведении лекций, практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы. Он создан на принципах: профессиональной целесообразности, модульности построения, возможности совершенствования и развития, доступности и типизации аппаратных и программных решений, визуализации мультимедийного контента, который объединен в единую систему. Базовыми компонентами комплекса являются блок организационной информации (рабочая программа, модульный план, структурнологическая схема, критерии оценивания), блок теоретического материала (интерактивные учебники и курс лекций), система тестирования (редактор и модуль тестирования), лабораторный практикум (моделирование и измерение компьютерным комплексом). Такая структура дает возможность индивидуализировать работу со студентами, гибко конструировать ход учебного процесса,а наличие инвариантной и вариативной части учебного контента –глубже рассмотреть отдельные вопросы курса.

Рис. 2. Интерфейс учебнометодического комплекса «еФизика»

Постоянный доступ к контенту организуется с помощью образовательного сайта www.efizika.org.ua, который содержит учебную, методическую и организационную информацию и дополняет комплекс. Обратная связь с потребителями комплекса обеспечивается как с помощью сайта, так и с помощью страницы в социальной сети Facebook и сервиса микроблогов Twitter.За несколько последних десятилетий информационные технологии прошли путь от отдельных локальных компьютерных технологий (компьютерное моделирование, компьютерные измерительные комплексы, гипертекстовые учебные пособия, мультимедийный контент и др.) к учебнометодическим компьютерным комплексам, которые способны охватить весь процесс обучения. Объемные программные пакеты образуют новую целостную обобщенную технологию обучения хотя технически и состоят из элементов, которые являются отдельными локальными компьютерными технологиями. Но развитие информационных технологий на этом не остановилось и продолжается в направлении их интеграции с системами коммуникаций (социальные сети, системы коллективной работы с документами и др.). Создание информационнокоммуникационных технологий обучения и их комплексное использование в учебном процессе приводит к появлению принципиально новых электронных средств обучения, которые необходимо использовать для подготовки будущих специалистов.

Ссылки на источники1.Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. –М.: Просвещение, 1996. –168 с.2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактическиепроблемы; перспективы использования. –М.: ШколаПресс, 1994. –205с.3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. –М.: Академия, 2000. –272 с.4.WhatIsWeb2.0 –O’Reilly.–URL: Mediaoreilly.com/web2/archive/whatisweb20.html.5.Бендес Ю. П. Организация учебной деятельности по физике студентов технических университетов с использованием информационнокоммуникационных технологий // Концепт. –2012. –№ 12 (декабрь). –ART12184. –0,4п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12184.htm.

BendesYuriy,Candidate of physics and mathematics Sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Information and communication technologies and systems Poltava National Technical Yuri Kondratyuk University, PoltavaUse of Web 2.0 technologies to the study of students of technical universitiesSummary.The paper analyzes the experience of learning activities of students of technical universities with technology Web 2.0.Keywords:organization of teaching activities, technical university,technology Web 2.0.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»