Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников в современных условиях, которое требует использования новых подходов и технологий. Результативность профессионального самоопределения обеспечивает своевременная и технологически грамотно организованная педагогическая поддержка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронина Евгения Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишимvoronina_evgenya@mail.ru

Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников в современных условиях, котороетребует использования новых подходов и технологий. Результативность профессионального самоопределения обеспечивает своевременная и технологически грамотно организованная педагогическая поддержка. Ключевые слова:педагогическая поддержка, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению.

Современная социальноэкономическаяситуация в странетребует создания системы профориентационной работы, способствующейпрофессиональному самоопределению школьника в соответствии сличностными особенностями,способностями,интересами оптанта, потребностями регионов.Научные исследованияпсихологов, педагогов актуализируютнеобходимостьраннего профессионального самоопределения школьников.Самоопределение является осознанным актом выявления и утверждения личнойпозиции в проблемных ситуациях.Самостоятельный поиск своего места в жизни, потребность в самоопределении, обостреннаявступлением в самостоятельную жизнь, становится подлинной проблемой, определяющей характер внешней ивнутренней активности школьников. Проблема профессионального самоопределения длямногих школьниковоказывается достаточно сложной. Э.Ф. Зеер дает трактовку профессионального самоопределения –это «самостоятельное и осознанное согласование профессиональнопсихологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъектубудущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социальноэкономической ситуации» [1].Большинство исследователей считают, что профессиональное самоопределение представляет собойпроцесс выбора профессии, который осуществляется в ходе анализа внутреннейресурсной базы оптанта, сопоставления их с требованиями той или иной профессии. Профессиональное самоопределение процесс формирования субъектом самоопределения личностногоотношения кпрофессиональнойи трудовой деятельностии процессу самореализации за счет гармонизации социальнопрофессиональных возможностей и внутриличностных потребностей, как готовность к разрешению противоречий между наличными свойствами оптанта и необходимостьюприобщения личностик конкретномупрофессиональному труду.Е.А.Климов считает, что «результатом работы по руководству профессиональным самоопределением является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию... своего профессионального будущего» [2, c.57].Готовность к профессиональному самоопределению –активнодейственное состояние личности, выступающее условием успешного и осознанного осуществления профессионального выбора и позволяющее самостоятельно и реализовывать профессиональные планы и намерения. И. Лесовик считает, что в ходе формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, средством, направленным на развитие субъектности оптанта может стать системапедагогической поддержки [3].И.И.Дереча отмечает, что «педагогическая поддержка предполагает превентивную, оператвную помощь в решении индивидуальных проблем детей, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненнымсамоопределением» [4]. Педагогическая поддержка –система психологопедагогическихметодов и средств, способствующих формированию готовности школьника кпрофессиональному выборув процессе формирования его ценностных ориентаций,способностей, самосознания, повышению конкурентоспособности на профессиональномрынке труда и адаптации к быстро меняющимся условиям становления и реализации собственной профессиональной карьеры. Педагогическая поддержка может реализоваться черезсодействие формированию самоопределяющейся личности, способной принять осознанное и самостоятельноерешение о выборе жизненных перспектив и профессиональной траектории, с учетомличностноориентированной парадигмы образования.Прежде чем оказать педагогическую поддержку оптанту в профессиональном самоопределении, нужно осознать цель и задачи оказания содействия, грамотнопредставлять возможности и ограничения профессии и дальнейших путей профессионального образования. Недостаточно дать советы и рекомендации школьнику, какая профессия подходитему в большей мере; необходимо организовать условия,стимулирующие рост личности, в результате чего, ответственность профессионального выбора,обучающийсявозьмет на себя самостоятельно. И.М. Кунгурова считает, что «педагогическая поддержка…опирается на комплекс гуманитарных технологий…Этот комплекс обеспечивает помощь в преобразовании разнообразных жизненных препятствий в образовательные ситуации для наработки нового опыта; способствует раскрытию потенциала каждого во взаимодействии с другими» [5]. Этапы педагогической поддержки в профессиональномсамоопределении были выделены А.А. Муратовой.

Диагностический этап заключается в фиксировании фактов,проблем, проектировании условий и процедур диагностики предполагаемых проблем, установлении контакта со школьниками, обговариваниепроблемы с учащимся, совместное оценивание проблемы с точки зрения важности и значимостидля оптанта. Этап поиска основан насовместном с ребенком поиске причин возникновения проблемной ситуации профессионального выбора, объективный взгляд на ситуацию. Договорный этап–это проектирование совместных действий педагога и школьника (разделениеответственности и функцийрешения проблемы), налаживаниеотношений и заключение договора в любой форме. Очень важным является деятельностный этап, так как одновременно сдействиямисамого учащегося,педагог –одобряет либо нет его действия,осуществляет стимулирование, обращает внимание на успешность самостоятельного выбора, поощряет инициативу,координирует действия специалистов, при необходимости оказывает прямая безотлагательную помощь учащемуся. Этап рефлексии–основан насовместном с ребенком обсуждении успехов и неудач предыдущих этапов самоопределения, констатации факта разрешения проблемы или переосмысление затруднения» [6].Поддерживать учащегося целесообразно последовательно: превентивно и оперативно.Превентивная поддержка профессионального самоопределениянацелена на упреждение типичных трудностей, связанных с построением адекватного образа профессии, самопознанием профессионально важных качеств, принятием решения о профессиональномвыборе и выбореучебного заведения, построением резервных профессиональных планов.Оперативная поддержка профессионального самоопределения направлена на своевременное преодоление возникших на данном этапе профессионального самоопределения типичных трудностей. В ходе взаимодействия педагога и обучающегося реализуются:–поддержкаактуально присутствующих у школьника способностей, интересов, и поддержка тех качеств, которыепотенциально могут находиться в зонеближайшего развития подростка;–выстраиваются условия, которые способствуют переводу того, что поддерживается, в самостоятельную деятельность обучающегося;–обучающийся обнаруживает собственные проблемы ичерез взаимодействие со взрослым (путем перевода проблемы в конкретную задачу деятельности) придает имразвивающий характер. Организация системы средств и методов педагогической поддержки в условияхформирования готовности к профессиональному самоопределениюпредполагает учет некоторыхпедагогических принципов:–целостность (реализуемые средства представляют собой целостную систему);–систематичность (используемыесредства и методыприменяются систематически, т. к. нерегулярное использование не приводит к необходимому эффекту);–целенаправленность (подбор средств и методов с учетом конкретных задач того или иного этапа);–диагностичность (проведение диагностических процедур личностного развития,изменений и результатов коррекции на этой основе личных профессиональных планов);–диалогичность (общение впроцессе целенаправленногоформирования готовности к профессиональному самоопределению строится на основе эмпатии, доброжелательности, сопереживания другому,свободы выбора в разнообразных ситуациях, обмена личностными смыслами);–контекстность (образовательновоспитательный процессстроится с акцентом на контекстбудущего профиля обучения и предполагаемой профессиональной деятельности);–вариативность (выбор системы средстви методов с учетом дифференциации индивидуальных и личностных особенностей обучающихся);–динамичность (использование и чередованиеразнообразных средств и методов диалогического взаимодействия) [7]. Процесс реализации педагогической поддержки формирования готовности к профессиональному самоопределению осуществлялся на основе программы, которая включала в себя комплекс занятий для учащихся, консультации для родителей и методические семинары для педагогов. Программа педагогической поддержки представляет собой цикл занятий, направленных на ознакомление с миром профессий, изучениеособенностейобучающихсяв и развитиереалистичного самовосприятия, знакомство с миром современных профессий, с требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, с технологиями и правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.Основной целью программы является оказание помощи и поддержки учащимся в формировании профессиональных намерений и готовности к успешному профессиональному самоопределению. Задачи:–оформление углубленного представления учащихся о мире с современнымипрофессиями;–диагностика собственного потенциалаи профессиональных интересов учащихся;–формирование профессиональных намерений обучающихся, с учетом имеющегося потенциала и интересов;–помощь в овладении способами саморазвития и самосовершенствования личности с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в будущем.В комплекс занятий для учащихся был включен аналитикодиагностический блок, подразумевающий психологопедагогическую диагностикуподростков, выявлениепрофессиональных и профильныхинтересов, мотивов выборана основе реализации индивидуального подхода, исследование общих и частных проблем, подготовкурекомендаций. Была организована работа по самопознанию учащихся, так как полноценная и достоверная информацияо самом себе,реальное представление об особенностях, умениях, способностях,недостатках помогают соотнести себя с той или иной профессией; формируют объективное представление о своем месте в профессиональной жизни, становятся значимымстимулом для планомернойработы по саморазвитию, самовоспитанию.

Для фиксации результатов использовались «Дневник самоопределения», «Портфолио личностного роста», «Карта саморазвития личности». Эти наглядные формы служилиориентиром для самих подростков и показателем их готовности к профессиональному выбору для педагога, а так же способствовалиформированию способности к самоанализу, рефлексии. В рамках информирования учащихся в программу были включены различные мероприятия, обеспечивающие знаниями, необходимыми для формирования адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего профессионального образования.Была организованаработа со справочной литературой; с различными типами информационнопоисковых системам (сайты, карточные, бланковые и др.). Систематические проводились профориентационные занятия в форме встреч учащихся со специалистами различных профессий; экскурсий учащихся в учебные заведения и на предприятия, профориентационных игр, активизирующих методик и тренингов.Оценку эффективности формирования готовности к профессиональному самоопределению проводят в учетом ряда критериев.Среди многообразия критериев готовности кпрофессиональному самоопределению можно выделить: –информационный критерий (информированность о предполагаемойпрофессии; знание учащимися условий работы, ее содержания, результатов и социальной труда по различным профессиям; знаниесвоих индивидуальных способностей, профессиональнозначимых личностных качеств; знание состояния физического развития и своего здоровья, особенностей психических процессов,а так жетребований различных профессий к вышеизложенным качествам и особенностям человека; присутствиеи реалистичность личных профессиональных планов); –мотивационный (мотивы,ценности и цели труда как образа жизни, наличие интереса к будущей работе; потребность всаморазвитии, стремление к самореализации; мотивы ценностейв профессиональной деятельности); –деятельностнопрактический(владение обучающимися умениями и навыками работы, наличиеумений работать в команде, достаточный уровень учащихся коммуникативных и организаторских способностей, наличие личного жизненного планаи вариантов профессионального обучения. Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам и подросткам. Учитывая данные критерии,педагогив своей профессиональной деятельности формируют у обучающихсяличностные качества, которые помогут сформировать готовность квыбору профессии и определиться в жизни. Школьникамосознание этих критериев помогает формироватьпредставление о самом себе, личных интересах, умениях, уровнепритязаний и возможностях, потенциальных ограничениях и их причинах.Исследователями выявлены часто встречающиеся трудности и ошибки молодых людей при профессиональном самоопределении.К ним относятся выработка искаженных представлений о профессии, изза использования неадекватных и необъективных источников информации о профессии; неумение привести в систему имеющуюся информацию, определить в ней главное и второстепенное; неадекватная оценка значимости некоторыхиндивидуальнопсихологических свойств и качеств при выборе будущей профессиональной деятельности; неумение согласоватьтребования конкретной профессии со своими возможностями, переоценка или недооценка собственныхспособностей, замена их моральнонравственными качествами; ошибочныепредставления о механизмах и путяхформирования профессионально важных качеств, о возможностяхи способах овладения профессией, развития индивидуального стиля деятельности;превалирование эмоционального компонента над когнитивным в процессе принятия решения; слабая мобильность при получении новой информации; высокое давление со стороны родных и близких;профессиональный выбор на основе предпочтенийтех или иных личностных, непрофессиональных качеств представителей определенной профессии» [8].Так, педагогическая поддержка формирования готовности кпрофессиональному самоопределению делает этот процессосознанным, последовательными обоснованным; она способствует самопознанию, выявлению истинных мотивоввыбора оптанта, реальных профессиональных возможностей и образовательных потребностей школьника. Результатом педагогической поддержкипрофессионального самоопределения может стать готовность к профессиональному выбору, осознанию, проектированию многообразия вариантов профессионального жизненногопути.

Ссылки на источники1.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.С. Основы профориентологии. –М.: Высш. шк., 2005. –159 с.2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –М.: Академия, 2004.–304 с.3.Лесовик И.В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении // Ростовский электронный журнал. –№18[140]01.10.2006.–URL:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1168&level1=main&level2=articles.4.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе:автореф.... канд. пед.наук.–Тюмень, 2005. –26 с.5.Кунгурова И.М. Технология педагогической поддержки профессиональнотворческого саморазвития студентов // Педагогическое образование и наука.–2007. –№ 6. –С.69–72.6.Муратова А. А. Психологопедагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке// Интернетжурнал «Эйдос». –2008. –2 апреля. –URL: http://eidos.ru/journal/2008/04022.htm.

7.Там же.8.ЛесовикИ. В. Указ. соч.

Voronina Evgenya,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of pedagogics, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishimvoronina_evgenya@mail.ruPedagogical support of the formation of readiness to professional selfdetermination of pupilsAbstract.The article deals with the formation of readiness for professional selfschoolchildren in the present conditions, which requires the use of new approaches and technologies. The impact of professional selfprovides timely and technologically wellorganized educational support.Keywords:educational support, professional choice, professional selfdetermination, readiness to professional selfdetermination.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»