Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова
Л.
Н. Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
86–90. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13106.htm.
Аннотация. В статье представлена модель на основе понятия «механизм педагогического управления ученическим коллективом», определено его концептуальное положение, дана процессуальная характеристика, описано строение механизма и комплекс организационно-управленческих условий.
Ключевые слова:
педагогическое управление, ученический коллектив, механизм педагогического управления ученическим коллективом, ступени педагогического управления, строение механизма педагогического управления, комплекс организационно-управленческих условий
Текст статьи
Павлова Лариса Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскpavlovalnppi@mail.ru
Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом
Аннотация. В статье представлена модель на основе понятия «механизм педагогического управленияученическим коллективом», определено его концептуальное положение, дана процессуальная характеристика, описано строение механизма и комплекс организационноуправленческих условий.Ключевые слова: педагогическое управление, механизм педагогического управления ученическим коллективом, ступени педагогического управления, строение механизма педагогического управления, ученический коллектив, комплекс организационноуправленческих условий.
Целью статьи является описание модели механизма педагогического управления ученическим коллективом в виде гносеологического образа.Смена парадигмы образования оказывает влияние на профессиональную деятельность педагога. Проблема педагогического управления ученическим коллективом стала актуальной в связи с введением новых государственных стандартов образования и изменение содержания профессиональной деятельности педагога на основе компетентностного подхода [1,2]. Основанием актуальности проблемы определяется следующими противоречиями: несоответствие предъявляемого уровня требования к исполнению функций педагогом в осуществлении педагогического управления ученическим коллективом и уровнем развития (возможности) ученического коллектива (самоуправления); использование в административном управлении формализованных требований, без учета профессиональной индивидуальной готовности педагога к реализации управленческой компетенции. Указанные противоречия определены в результатенашего исследования в области профессиональных затруднений педагогом при реализации управленческих функций в практической деятельности.В основу разработки модели механизма педагогического управления ученическим коллективом мы положили концептуальную модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива, разработанная нами ранее и опубликованная в печатии описание механизма педагогического управления ученическим коллективом в ряде авторских работ.В концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива определена значимость педагогического управления ученическим коллективом при формировании ключевых компетенций обучающихся на основе самоуправления коллектива и личности. В основу модели положена качественно новая цель образования, соответствующая парадигме профессиональной компетентности. Компоненты концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива представлены в виде цели, задач, принципов, механизмов педагогического управления и критериев, обусловливающие управленческую эффективность.
Таким образом, модель механизма педагогического управления ученическим коллективом является звеном концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива. Использование понятия «механизм педагогического управления» позволяет определить организационнометодический инструментарий педагогической деятельности.
Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом необходима дляизучения процесса и явления закономерностей управления.Объем понятия «педагогическое управление» вбираетварианты«вид управления», «уровень управления» и «форма профессиональной деятельности».Эмпирическим воплощением педагогического управления является управленческая компетенция.Ученический коллектив рассматриваем как объект педагогического управления. Предметом педагогического управления будет самоуправление ученического коллектива. Качественные изменения ученического коллектива являются показателем результативности педагогического управления, а уровень развития самоуправления ученического коллектива представляется как оценка эффективности педагогического управления. Показателем реализации педагогического управления выражается уровнем реализации управленческой компетенции педагога. Концептуальное положение педагогического управления ученическим коллективом определяем как переход из одного функционального состояния (педагогическое управление) в другое (ученическое самоуправление), результат которого выражается в перераспределении функциональной нагрузки по уровням управления образовательным учреждением. Тем самым обеспечивается реализация одной из сторон принципа государственнообщественного управления образовательным учреждением.Следовательно, педагогическое управление ученическим коллективом представляется как целенаправленное педагогическое воздействие, целью которого является качественные изменения ученического коллектива. Измененияфиксируются уровнем самоуправления ученического коллектива, характеризуются как необратимые и направленные на развитие личности каждого обучающегося в коллективе.Педагогическое управление состоит из компонентов, их совокупность определяется как сущность педагогического управления ученическим коллективом и представляет единое целое в виде ступени педагогического управления. Первый компонент –механизм целеполагания и действия, что подразумевает деятельность педагога по определению целевых установоки их форм реализации. Второй компонент –механизм действия и структуры управления. В этом случаи деятельность педагога нацелена на обеспечение целостности ученического коллектива за счет установленного порядка (педагогических требований). Третий компонент –организационный механизм управления. По содержанию проявляется, как уровень способности ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления.
Итак, указанные компоненты формируют ступень педагогического управления ученическим коллективом. На первой ступени педагогического коллектива существенным является механизм целеполагания и действия, на второй –механизм действия и структуры управления, на третьей –организационный механизм управления. Следовательно, на каждой ступени педагогического управления ученическим коллективомзначимым бывает один из трех механизмов, который определяет содержание функций управления ученическим коллективом на данной ступени педагогического управления. Вместе с тем, на каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом существует необходимость со стороны педагога учитывать, что каждый следующий этап представляет собой переход оторганизационного механизма управленияпервой ступени педагогического управления к механизму целеполагания и действия второй ступени педагогического управления, от организационного механизма управления второй ступени педагогического управления к механизму целеполагания и действия третьей ступени педагогического управления. Видим, что неизбежно на каждой ступени управления идет совмещение функций разных механизмов педагогического управления в одной фазе: как толькоученический коллектив приобретает определенный уровень способности изменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления, появляется мотивация у педагога по определению новых целевых установок и их форм реализации профессиональной деятельности. Осознание педагогом данной деятельности определяет момент перехода на следующую ступень педагогического управления ученическим коллективом. В это времяосуществляется педагогом самоконтроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов управления ученическим коллективом с теми, которые были запланированы. Данный механизм характеризуется как запускающий механизм, поэтому получил название триггер. Термин заимствован из виктимологии [3]. Триггер объективно действует во время перехода с одного уровня на другой уровень педагогического управления ученическим коллективом и является фактически четвертым механизмом на ступени управления.Возрастание уровня педагогического управления ученическим коллективомимеет свой предел, определяемый целевой функцией, возможностями реализации управленческой компетенции педагога, возможностями развития ученического коллектива, а так же возможностями дальнейшего накопления информации в данной структуре. Содержание механизма и функции педагогического управления ученическим коллективом обобщены в таблице(табл.1).
Таблица 1Содержание механизма и функций педагогического управления ученическим коллективом
№п/пМеханизм педагогического управления ученическим коллективомСодержание механизма педагогического управления ученическим коллективомСодержаниефункций педагогического управления ученическим коллективом1.
Механизм целеполагания и действия
Деятельность педагога по определению целевых установоки их форм реализации
Планирование осуществления педагогического управления ученическим коллективом (выбор целей, постановка задач, создание плана действий)
2.
Механизм действия и структуры управленияДеятельность педагогапо обеспечению целостности ученического коллектива за счет установленного порядка (педагогических требований)Организацияпедагогического управления ученическим коллективом (распределение задач деятельности междучленами ученического коллектива, между ученическим коллективом и педагогом, установление взаимодействия между субъектами педагогического процесса)3.
Организационный механизм управленияУровень способности ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управленияОсуществление педагогического руководства(мотивирование ученического коллективак осуществлению достижению поставленных целей)4.
ТриггерФормированиемотивации у педагога по определению новых целевых установок и их форм реализации в связи с способностью ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления
Запускающий механизм для перехода на новую ступень педагогического управления ученическим коллективомТаким образом, реализация функции педагогического управления ученическим коллективом обеспечивается за счет соответствующего механизма данного управления. Качество реализации функции педагогического управления ученическим коллективом обеспечивается управленческой компетенцией педагога. Для осуществления педагогического управления ученическим коллективом необходимо представление о механизме управления и технологии исполнения данной деятельности. Профессиональное занятие является педагогическим, поэтому используются педагогические технологии. Понятия «механизм педагогического управления ученическим коллективом» и «педагогическая технология» отличаются по содержанию педагогической деятельности. Механизм педагогического управления представляет собой систему связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленными функциональными обязанностями и педагогическими условиями их реализации. Педагогическая технологияпредполагает осуществление руководства через систему объектсубъектных отношений.
Следовательно, профессиональная подготовка педагога к управленческой деятельности обеспечивается знанием, умением и владением педагогической технологии в процессе осуществления управления ученическим коллективом.
Каждая ступень педагогического управления должна соответствовать уровню развития ученического коллектива и уровень развития ученического коллектива подразумевает соответствующую ступень педагогического управления данным коллективом. Это обеспечивает (несоответствие уровня механизму не обеспечивает) результативность данного управления ученическим коллективом.Вместе с тем осуществление функционального перехода педагогического управления в самоуправление ученического коллектива нельзя представить суммой механизмов педагогического управления на каждой ступени педагогического управления. Механизм педагогического управления ученическим коллективом в разных процессах осуществляет разные функции: обеспечение свойства коллектива, обеспечение престижности коллектива и обеспечения самоуправления коллектива. Эволюционное развитие ученического коллектива, состоящее из поэтапных смен состояния управления коллективом, определяется сменой одного механизма педагогического управления другим: механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива. Таким образом, развитие ученического коллектива осуществляется за счет накопления социальных изменений в нем и является реакцией на педагогическое управление. Механизм педагогического управления ученическим коллективом представляет собой внутренне устройство процесса управления в условиях педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу. Понятие «механизм педагогического управления ученическим коллективом» в контексте управления образовательным учреждением рассматривается как авторское. Характеризуется принципиально неинвариантным, поскольку предполагает собственное «доопределение» в случаях конкретной ситуации осуществления педагогического управления ученическим коллективом как функционального перехода управления в самоуправление коллектива. Рассмотрим процессуальную характеристику механизма педагогического управления ученическим коллективом. Механизм педагогического управления ученического коллектива представляется в виде циклов, внутри которых педагог выстраивает процесс управления таким образом, что бы получить запланированный результат. Циклы имеют периодичность с повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. На первой ступени педагогического управления ученическим коллективом –это совокупность процедур, обеспечивающих развитие коллектива во времени, проектирование пространства развития ученического коллектива, использование актива и органа самоуправления ученического коллектива как инструмента управления и метода организации деятельности ученического коллектива. На второй ступени –это программирование и реализация деятельности ученического коллектива, использование явления лидерства и самоуправления в коллективе какспособа его деятельности и метода развития коллектива. На третьей ступени создаются условия для самоопределения и самореализации ученического коллектива, условия для использования личного опыта обучающегося, условия для привнесения положительного социального личного опыта обучающегося в коллектив, условия для передачи части управленческих действий педагога ученическому коллективу. И, как следствие,идет новое определение структуры взаимосвязи педагога и обучающихся, планирование и организация деятельности в новых условиях, а так же формируется новая оценочная деятельность ученического коллектива. Таким образом, условно можем обозначить три уровня развития ученического коллектива в соответствии со ступенями педагогического управления имеханизмом педагогического управления ученического коллектива, который в разных процессах педагогического управления (по ступеням педагогического управления) осуществляет разные функции.Строение механизма педагогического управления ученическим коллективом нами представлено в виде элементов. Элемент механизма «целеполагание» по содержанию представлен через целизадания, целиориентиры, целисистемы и в соответствии целями построение плана действий, что позволяет прогнозировать, следовательно, конструировать педагогическое управление. Второй элемент механизма –«структура» предполагает логическую последовательность шагов в реализации целей и формирование структуры управления в соответствии с целями и особенностями ученического коллектива (традиции, стиль управления, качественный и количественный состав педагогов и т.п.). Третий элемент механизма «самоуправление» обуславливает реализацию педагогической деятельности по самоопределению, самоорганизации, саморазвитии ученического коллектива. Механизм является характеристикой процесса и закономерностей педагогического управления ученическим коллективом.Основываясь на теории Р.Ф. Абдеева обобосновании новой концепции спирали развития, ступень педагогического управления ученическим коллективом каксистема механизмов, каждый из которых представляет совокупность элементов, может быть частью сходящейся спирали с переменным шагом и адекватное отображение процессов развития педагогического управления соответственно развитию ученического коллектива[4]. Процесс развития строится в трехмерном пространстве в координации информатизации с параметрами времени и прогресса. Сходящая спираль позволяет: –характеризовать процесс педагогического управления ученическим коллективом сокращением временного интервала в силу интенсификации информационныхпроцессов, т.е. за счет применения эффективных педагогических технологий педагогического управления для конкретного ученического коллектива; –характеризовать повышение уровня организации ученического коллектива посредством педагогического управления в рамках развивающейся системы, т.е. отмеханизма к механизму, от ступени к ступени(от витка к витку);–характеризовать педагогическое управление ученическим коллективом как нелинейный процесс с ограниченным числом витков;–характеризовать процесс развития педагогического управления ученическим коллективом как цикличный и поступательный процесс.Сходящаяся спираль отображает целенаправленность процессов развития ученического коллектива, позволяя определить место данного коллектива попараметрам его развитиячерез определения уровня самоуправления на основе педагогического мониторинга и путем корректного сопоставления с другими ученическими коллективами. Сходящаяся спираль интерпретирует процесс перехода педагогического управления в ученическое самоуправлениекак процесс развития.С целью эффективной реализации механизма педагогического управления ученическим коллективом сформировали комплекс организационноуправленческих условий педагогического управления ученическим коллективом в образовательном учреждении, представляющий собой интеграцию преемственности профессиональной подготовки, методической подготовки и готовности педагога к самоуправлению. Комплекс организационноуправленческих условий для осуществления механизма педагогического управления ученическим коллективомсоздан посредством определения понятийного пространства педагогического управления ученическим коллективом, посредством определения методов, критериев и системы оценок механизма управления; на основе информационной системы управления; на основеинтегрирования всякой деятельности для возможности соотношения уровня эффективности деятельности и практических результатов педагогической деятельности; посредством создания программы педагогического управления ученическим коллективом. Программа педагогического управления ученического коллектива является оценочным видом педагогической деятельности и позволяет спланировать фазовое совпадение механизма педагогического управления ученическим коллективом и педагогической технологии управления ученическим коллективом, базирующихся на целостности процесса взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. Программа осуществляет структурирование педагогической деятельности, что обусловливает на каждом этапе развития ученического коллектива новые функции самоуправления в этом коллективе.
Исследование механизма педагогического управления ученическим коллективом и представление феномена в виде его модели, открывает возможности использования теоретических материалов как в реальной практике управления образовательным учреждением, так и в практике подготовки руководителей учреждений, в практике профессионального повышения квалификации педагогов, в профессиональной подготовки будущих педагогов в области управленческой компетенции.
Представленная модель механизма педагогического управления ученическим коллективом обеспечивает педагогическое управление как процесс развития самоуправления ученического коллектива, характеризуется определённым порядком деятельности педагога.Определим наиболее значимые позиции в модели механизма педагогического управления ученическим коллективом. 1.Каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом соответствует механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива на данной ступени, триггер –запускающий механизм в качестве перехода наследующую ступень управления. Смена одного механизма педагогического управления ученическим коллективом другим соответствует развитию ученического коллектива ипедагогического управления.2.Механизм педагогического управления ученического коллектива представляется в виде циклов, которые имеют периодичность с повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения.3.Механизм педагогического управления ученического коллектива в разных процессах педагогического управления осуществляет разные функции.4.Строение механизма педагогического управления ученическим коллективом нами представлено в виде элементов: «целеполагание», «структура», «самоуправление» и триггер.5.Фазовое соответствие механизма педагогического управления ученическим коллективом и методов педагогического управления ученическим коллективом является условием эффективности педагогического управления ученическим коллективом.6.Комплекс организационноуправленческих условий реализации механизма педагогического управления ученическим коллективом обеспечивает качество его реализации.7.Механизм педагогического управления ученического коллектива является основой для разработки технологии функционального перехода педагогического управления в самоуправление ученического коллектива.Подытоживая сказанное, мы сделали следующие выводы.1.Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом является составляющей концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива.2.Механизм педагогического управления ученическим коллективом являетсявнутренним устройством процесса управления, состоит из трех элементов (целеполагание, структура, самоуправление), обеспечивает функциональность управления.3.Механизм целеполагания и действия; механизм действия и структуры управления; организационный механизм управления; запускающий механизм управления (триггер) представляют собой базу для ступени педагогического управления ученическим коллективом. Каждая ступень педагогического управления характеризует уровень развития самоуправления в ученическом коллективе за счет создания оптимальных условий для данного развития, обеспеченных временем и педагогическими технологиями.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788(квалификация (степень) «бакалавр»).–URL: http://sgpa.ucoz.ru/fgos/pravo/050100bakalavr.doc.2.Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ МинздравсоцразвитияРоссии от 26 августа 2010г. № 762.–URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacherdok.html.3.Руденский Е.В. Социальная работа: виктимологическая парадигма клиникосоциологической парадигмы. –Новосибирск: СибПСИ, 2006.–164с.4.Абдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации. –1994.–URL: http://sbiblio.com/biblio.PavlovaLarisa,Cand. Sci. (Educ.), Assoc. Prof. DepartmentofPedagogyandPsychologyofProfessionalEducation, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk pavlovalnppi@mail.ruPedagogical model of the mechanism control pupils groupAbstract.The paper presents a model is defined by its conceptual statements in accordance with the procedural characteristics that describe the structure and a set of organizational and management conditions the internal structure of pedagogical management. Keywords:pedagogical management, internal structureof pedagogicalmanagement, itscomponents, collective.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом
Аннотация. В статье представлена модель на основе понятия «механизм педагогического управленияученическим коллективом», определено его концептуальное положение, дана процессуальная характеристика, описано строение механизма и комплекс организационноуправленческих условий.Ключевые слова: педагогическое управление, механизм педагогического управления ученическим коллективом, ступени педагогического управления, строение механизма педагогического управления, ученический коллектив, комплекс организационноуправленческих условий.
Целью статьи является описание модели механизма педагогического управления ученическим коллективом в виде гносеологического образа.Смена парадигмы образования оказывает влияние на профессиональную деятельность педагога. Проблема педагогического управления ученическим коллективом стала актуальной в связи с введением новых государственных стандартов образования и изменение содержания профессиональной деятельности педагога на основе компетентностного подхода [1,2]. Основанием актуальности проблемы определяется следующими противоречиями: несоответствие предъявляемого уровня требования к исполнению функций педагогом в осуществлении педагогического управления ученическим коллективом и уровнем развития (возможности) ученического коллектива (самоуправления); использование в административном управлении формализованных требований, без учета профессиональной индивидуальной готовности педагога к реализации управленческой компетенции. Указанные противоречия определены в результатенашего исследования в области профессиональных затруднений педагогом при реализации управленческих функций в практической деятельности.В основу разработки модели механизма педагогического управления ученическим коллективом мы положили концептуальную модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива, разработанная нами ранее и опубликованная в печатии описание механизма педагогического управления ученическим коллективом в ряде авторских работ.В концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива определена значимость педагогического управления ученическим коллективом при формировании ключевых компетенций обучающихся на основе самоуправления коллектива и личности. В основу модели положена качественно новая цель образования, соответствующая парадигме профессиональной компетентности. Компоненты концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива представлены в виде цели, задач, принципов, механизмов педагогического управления и критериев, обусловливающие управленческую эффективность.
Таким образом, модель механизма педагогического управления ученическим коллективом является звеном концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива. Использование понятия «механизм педагогического управления» позволяет определить организационнометодический инструментарий педагогической деятельности.
Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом необходима дляизучения процесса и явления закономерностей управления.Объем понятия «педагогическое управление» вбираетварианты«вид управления», «уровень управления» и «форма профессиональной деятельности».Эмпирическим воплощением педагогического управления является управленческая компетенция.Ученический коллектив рассматриваем как объект педагогического управления. Предметом педагогического управления будет самоуправление ученического коллектива. Качественные изменения ученического коллектива являются показателем результативности педагогического управления, а уровень развития самоуправления ученического коллектива представляется как оценка эффективности педагогического управления. Показателем реализации педагогического управления выражается уровнем реализации управленческой компетенции педагога. Концептуальное положение педагогического управления ученическим коллективом определяем как переход из одного функционального состояния (педагогическое управление) в другое (ученическое самоуправление), результат которого выражается в перераспределении функциональной нагрузки по уровням управления образовательным учреждением. Тем самым обеспечивается реализация одной из сторон принципа государственнообщественного управления образовательным учреждением.Следовательно, педагогическое управление ученическим коллективом представляется как целенаправленное педагогическое воздействие, целью которого является качественные изменения ученического коллектива. Измененияфиксируются уровнем самоуправления ученического коллектива, характеризуются как необратимые и направленные на развитие личности каждого обучающегося в коллективе.Педагогическое управление состоит из компонентов, их совокупность определяется как сущность педагогического управления ученическим коллективом и представляет единое целое в виде ступени педагогического управления. Первый компонент –механизм целеполагания и действия, что подразумевает деятельность педагога по определению целевых установоки их форм реализации. Второй компонент –механизм действия и структуры управления. В этом случаи деятельность педагога нацелена на обеспечение целостности ученического коллектива за счет установленного порядка (педагогических требований). Третий компонент –организационный механизм управления. По содержанию проявляется, как уровень способности ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления.
Итак, указанные компоненты формируют ступень педагогического управления ученическим коллективом. На первой ступени педагогического коллектива существенным является механизм целеполагания и действия, на второй –механизм действия и структуры управления, на третьей –организационный механизм управления. Следовательно, на каждой ступени педагогического управления ученическим коллективомзначимым бывает один из трех механизмов, который определяет содержание функций управления ученическим коллективом на данной ступени педагогического управления. Вместе с тем, на каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом существует необходимость со стороны педагога учитывать, что каждый следующий этап представляет собой переход оторганизационного механизма управленияпервой ступени педагогического управления к механизму целеполагания и действия второй ступени педагогического управления, от организационного механизма управления второй ступени педагогического управления к механизму целеполагания и действия третьей ступени педагогического управления. Видим, что неизбежно на каждой ступени управления идет совмещение функций разных механизмов педагогического управления в одной фазе: как толькоученический коллектив приобретает определенный уровень способности изменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления, появляется мотивация у педагога по определению новых целевых установок и их форм реализации профессиональной деятельности. Осознание педагогом данной деятельности определяет момент перехода на следующую ступень педагогического управления ученическим коллективом. В это времяосуществляется педагогом самоконтроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов управления ученическим коллективом с теми, которые были запланированы. Данный механизм характеризуется как запускающий механизм, поэтому получил название триггер. Термин заимствован из виктимологии [3]. Триггер объективно действует во время перехода с одного уровня на другой уровень педагогического управления ученическим коллективом и является фактически четвертым механизмом на ступени управления.Возрастание уровня педагогического управления ученическим коллективомимеет свой предел, определяемый целевой функцией, возможностями реализации управленческой компетенции педагога, возможностями развития ученического коллектива, а так же возможностями дальнейшего накопления информации в данной структуре. Содержание механизма и функции педагогического управления ученическим коллективом обобщены в таблице(табл.1).
Таблица 1Содержание механизма и функций педагогического управления ученическим коллективом
№п/пМеханизм педагогического управления ученическим коллективомСодержание механизма педагогического управления ученическим коллективомСодержаниефункций педагогического управления ученическим коллективом1.
Механизм целеполагания и действия
Деятельность педагога по определению целевых установоки их форм реализации
Планирование осуществления педагогического управления ученическим коллективом (выбор целей, постановка задач, создание плана действий)
2.
Механизм действия и структуры управленияДеятельность педагогапо обеспечению целостности ученического коллектива за счет установленного порядка (педагогических требований)Организацияпедагогического управления ученическим коллективом (распределение задач деятельности междучленами ученического коллектива, между ученическим коллективом и педагогом, установление взаимодействия между субъектами педагогического процесса)3.
Организационный механизм управленияУровень способности ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управленияОсуществление педагогического руководства(мотивирование ученического коллективак осуществлению достижению поставленных целей)4.
ТриггерФормированиемотивации у педагога по определению новых целевых установок и их форм реализации в связи с способностью ученического коллективаизменяться в зависимости от условий реализации педагогического управления
Запускающий механизм для перехода на новую ступень педагогического управления ученическим коллективомТаким образом, реализация функции педагогического управления ученическим коллективом обеспечивается за счет соответствующего механизма данного управления. Качество реализации функции педагогического управления ученическим коллективом обеспечивается управленческой компетенцией педагога. Для осуществления педагогического управления ученическим коллективом необходимо представление о механизме управления и технологии исполнения данной деятельности. Профессиональное занятие является педагогическим, поэтому используются педагогические технологии. Понятия «механизм педагогического управления ученическим коллективом» и «педагогическая технология» отличаются по содержанию педагогической деятельности. Механизм педагогического управления представляет собой систему связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленными функциональными обязанностями и педагогическими условиями их реализации. Педагогическая технологияпредполагает осуществление руководства через систему объектсубъектных отношений.
Следовательно, профессиональная подготовка педагога к управленческой деятельности обеспечивается знанием, умением и владением педагогической технологии в процессе осуществления управления ученическим коллективом.
Каждая ступень педагогического управления должна соответствовать уровню развития ученического коллектива и уровень развития ученического коллектива подразумевает соответствующую ступень педагогического управления данным коллективом. Это обеспечивает (несоответствие уровня механизму не обеспечивает) результативность данного управления ученическим коллективом.Вместе с тем осуществление функционального перехода педагогического управления в самоуправление ученического коллектива нельзя представить суммой механизмов педагогического управления на каждой ступени педагогического управления. Механизм педагогического управления ученическим коллективом в разных процессах осуществляет разные функции: обеспечение свойства коллектива, обеспечение престижности коллектива и обеспечения самоуправления коллектива. Эволюционное развитие ученического коллектива, состоящее из поэтапных смен состояния управления коллективом, определяется сменой одного механизма педагогического управления другим: механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива. Таким образом, развитие ученического коллектива осуществляется за счет накопления социальных изменений в нем и является реакцией на педагогическое управление. Механизм педагогического управления ученическим коллективом представляет собой внутренне устройство процесса управления в условиях педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу. Понятие «механизм педагогического управления ученическим коллективом» в контексте управления образовательным учреждением рассматривается как авторское. Характеризуется принципиально неинвариантным, поскольку предполагает собственное «доопределение» в случаях конкретной ситуации осуществления педагогического управления ученическим коллективом как функционального перехода управления в самоуправление коллектива. Рассмотрим процессуальную характеристику механизма педагогического управления ученическим коллективом. Механизм педагогического управления ученического коллектива представляется в виде циклов, внутри которых педагог выстраивает процесс управления таким образом, что бы получить запланированный результат. Циклы имеют периодичность с повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. На первой ступени педагогического управления ученическим коллективом –это совокупность процедур, обеспечивающих развитие коллектива во времени, проектирование пространства развития ученического коллектива, использование актива и органа самоуправления ученического коллектива как инструмента управления и метода организации деятельности ученического коллектива. На второй ступени –это программирование и реализация деятельности ученического коллектива, использование явления лидерства и самоуправления в коллективе какспособа его деятельности и метода развития коллектива. На третьей ступени создаются условия для самоопределения и самореализации ученического коллектива, условия для использования личного опыта обучающегося, условия для привнесения положительного социального личного опыта обучающегося в коллектив, условия для передачи части управленческих действий педагога ученическому коллективу. И, как следствие,идет новое определение структуры взаимосвязи педагога и обучающихся, планирование и организация деятельности в новых условиях, а так же формируется новая оценочная деятельность ученического коллектива. Таким образом, условно можем обозначить три уровня развития ученического коллектива в соответствии со ступенями педагогического управления имеханизмом педагогического управления ученического коллектива, который в разных процессах педагогического управления (по ступеням педагогического управления) осуществляет разные функции.Строение механизма педагогического управления ученическим коллективом нами представлено в виде элементов. Элемент механизма «целеполагание» по содержанию представлен через целизадания, целиориентиры, целисистемы и в соответствии целями построение плана действий, что позволяет прогнозировать, следовательно, конструировать педагогическое управление. Второй элемент механизма –«структура» предполагает логическую последовательность шагов в реализации целей и формирование структуры управления в соответствии с целями и особенностями ученического коллектива (традиции, стиль управления, качественный и количественный состав педагогов и т.п.). Третий элемент механизма «самоуправление» обуславливает реализацию педагогической деятельности по самоопределению, самоорганизации, саморазвитии ученического коллектива. Механизм является характеристикой процесса и закономерностей педагогического управления ученическим коллективом.Основываясь на теории Р.Ф. Абдеева обобосновании новой концепции спирали развития, ступень педагогического управления ученическим коллективом каксистема механизмов, каждый из которых представляет совокупность элементов, может быть частью сходящейся спирали с переменным шагом и адекватное отображение процессов развития педагогического управления соответственно развитию ученического коллектива[4]. Процесс развития строится в трехмерном пространстве в координации информатизации с параметрами времени и прогресса. Сходящая спираль позволяет: –характеризовать процесс педагогического управления ученическим коллективом сокращением временного интервала в силу интенсификации информационныхпроцессов, т.е. за счет применения эффективных педагогических технологий педагогического управления для конкретного ученического коллектива; –характеризовать повышение уровня организации ученического коллектива посредством педагогического управления в рамках развивающейся системы, т.е. отмеханизма к механизму, от ступени к ступени(от витка к витку);–характеризовать педагогическое управление ученическим коллективом как нелинейный процесс с ограниченным числом витков;–характеризовать процесс развития педагогического управления ученическим коллективом как цикличный и поступательный процесс.Сходящаяся спираль отображает целенаправленность процессов развития ученического коллектива, позволяя определить место данного коллектива попараметрам его развитиячерез определения уровня самоуправления на основе педагогического мониторинга и путем корректного сопоставления с другими ученическими коллективами. Сходящаяся спираль интерпретирует процесс перехода педагогического управления в ученическое самоуправлениекак процесс развития.С целью эффективной реализации механизма педагогического управления ученическим коллективом сформировали комплекс организационноуправленческих условий педагогического управления ученическим коллективом в образовательном учреждении, представляющий собой интеграцию преемственности профессиональной подготовки, методической подготовки и готовности педагога к самоуправлению. Комплекс организационноуправленческих условий для осуществления механизма педагогического управления ученическим коллективомсоздан посредством определения понятийного пространства педагогического управления ученическим коллективом, посредством определения методов, критериев и системы оценок механизма управления; на основе информационной системы управления; на основеинтегрирования всякой деятельности для возможности соотношения уровня эффективности деятельности и практических результатов педагогической деятельности; посредством создания программы педагогического управления ученическим коллективом. Программа педагогического управления ученического коллектива является оценочным видом педагогической деятельности и позволяет спланировать фазовое совпадение механизма педагогического управления ученическим коллективом и педагогической технологии управления ученическим коллективом, базирующихся на целостности процесса взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. Программа осуществляет структурирование педагогической деятельности, что обусловливает на каждом этапе развития ученического коллектива новые функции самоуправления в этом коллективе.
Исследование механизма педагогического управления ученическим коллективом и представление феномена в виде его модели, открывает возможности использования теоретических материалов как в реальной практике управления образовательным учреждением, так и в практике подготовки руководителей учреждений, в практике профессионального повышения квалификации педагогов, в профессиональной подготовки будущих педагогов в области управленческой компетенции.
Представленная модель механизма педагогического управления ученическим коллективом обеспечивает педагогическое управление как процесс развития самоуправления ученического коллектива, характеризуется определённым порядком деятельности педагога.Определим наиболее значимые позиции в модели механизма педагогического управления ученическим коллективом. 1.Каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом соответствует механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива на данной ступени, триггер –запускающий механизм в качестве перехода наследующую ступень управления. Смена одного механизма педагогического управления ученическим коллективом другим соответствует развитию ученического коллектива ипедагогического управления.2.Механизм педагогического управления ученического коллектива представляется в виде циклов, которые имеют периодичность с повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения.3.Механизм педагогического управления ученического коллектива в разных процессах педагогического управления осуществляет разные функции.4.Строение механизма педагогического управления ученическим коллективом нами представлено в виде элементов: «целеполагание», «структура», «самоуправление» и триггер.5.Фазовое соответствие механизма педагогического управления ученическим коллективом и методов педагогического управления ученическим коллективом является условием эффективности педагогического управления ученическим коллективом.6.Комплекс организационноуправленческих условий реализации механизма педагогического управления ученическим коллективом обеспечивает качество его реализации.7.Механизм педагогического управления ученического коллектива является основой для разработки технологии функционального перехода педагогического управления в самоуправление ученического коллектива.Подытоживая сказанное, мы сделали следующие выводы.1.Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом является составляющей концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива.2.Механизм педагогического управления ученическим коллективом являетсявнутренним устройством процесса управления, состоит из трех элементов (целеполагание, структура, самоуправление), обеспечивает функциональность управления.3.Механизм целеполагания и действия; механизм действия и структуры управления; организационный механизм управления; запускающий механизм управления (триггер) представляют собой базу для ступени педагогического управления ученическим коллективом. Каждая ступень педагогического управления характеризует уровень развития самоуправления в ученическом коллективе за счет создания оптимальных условий для данного развития, обеспеченных временем и педагогическими технологиями.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788(квалификация (степень) «бакалавр»).–URL: http://sgpa.ucoz.ru/fgos/pravo/050100bakalavr.doc.2.Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ МинздравсоцразвитияРоссии от 26 августа 2010г. № 762.–URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacherdok.html.3.Руденский Е.В. Социальная работа: виктимологическая парадигма клиникосоциологической парадигмы. –Новосибирск: СибПСИ, 2006.–164с.4.Абдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации. –1994.–URL: http://sbiblio.com/biblio.PavlovaLarisa,Cand. Sci. (Educ.), Assoc. Prof. DepartmentofPedagogyandPsychologyofProfessionalEducation, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk pavlovalnppi@mail.ruPedagogical model of the mechanism control pupils groupAbstract.The paper presents a model is defined by its conceptual statements in accordance with the procedural characteristics that describe the structure and a set of organizational and management conditions the internal structure of pedagogical management. Keywords:pedagogical management, internal structureof pedagogicalmanagement, itscomponents, collective.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»