Красота как междисциплинарный объект исследований
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Погонцева
Д.
В. Красота как междисциплинарный объект исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
91–95. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13107.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен красоты человека как междисциплинарный феномен. Приводятся определения красоты и родственных понятий – в философии, эстетике, психологии. Рассмотрен современный взгляд на красоту – как социально-психологический феномен.
Текст статьи
Погонцева Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет», г. РостовнаДонуdashapgn@rambler.ru
Красота как междисциплинарный объект исследований
Аннотация. В статье рассматривается феномен красоты человека как междисциплинарный феномен. Приводятся определения красоты и родственных понятий в философии, эстетике, психологии. Рассмотрен современный взгляд на красоту как социальнопсихологический феномен.Ключевые слова:красота, эстетика, прекрасное, тело, психология.
Во все времена и во всех сообществах придавалась особая ценность женской красоте. Ученые различных областей пытались дать определение, выделить факторы и характеристики для оценки красоты, создавали «красивые» портреты и скульптуры, описывали красивых людей в литературе. Чаще всего, говоря о человеке, то красота рассматривалась как характеристика описания женщины, реже мужчины. В различных философских, культурологических, эстетических, антропологических, лингвистических, социологических и психологических работах приводится ряд понятий, приравниваемых к «красоте», либо используемых для определения красоты. И, как отмечает О.Буткевич, красота это «такая вечная проблема, относительно которой больше всего сказано и меньше всего ясно» [1, с. 5]. В обыденной жизни, мы, зачастую, на ряду с «красивым», используем такие категории, как: «великолепный», «очаровательный», «привлекательный», «прелестный», «обаятельный» и др., отчасти объединяя их с красотой, и все же разводя эти понятия.Проблема красоты и внешней привлекательности может изменяться в зависимости от контекста и той области науки, сквозь призму которой мы рассматриваем проблему. В философии и эстетике рассматривается такая категория, как «эстетический идеал», т.е. образ некой красоты существует в сознании человека и является высшим субъективным критерием эстетического отношения ко всем проявлениям реальности. К философскоэстетическим понятиям также относят такие категории, как: прекрасное, изящное, а также гармонию. Говоря о родственных категориях, следует указать, что древнегреческая «теория красоты» была связана с понятиями ритма, симметрии, гармонии частей; то есть, с общей формулой «единства в разнообразии». Калокагатия (философия) (греч. прекрасный и добрый) древнегреческая идея воспитания человека, сочетающего в себе совершенство телесного сложения и духовнонравственного склада, единство Красоты и Доброты, это так же идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство [2, с.48]. Красивое, с позиции эстетики является разновидностью прекрасного, определяющая красоту внешнего облика. Как отмечает О.В. Дивненко [3, с. 39] «противоречие между внешней красотой человека и его нравственной, эстетической сущностью порождает парадокс: человек может быть красив, но не прекрасен; человек может быть прекрасен, но не красив». Таким образом, автор объединяет понимание «красивого» с внешним, а «прекрасного» с неким внутренним содержанием. В свою очередь, как отмечает В.В. Бычков, в имплицитной эстетике с древнейших времен термины «прекрасное» и «красота» употреблялись в контексте космологии, метафизики, богословия и практически как синонимы, хотя термин «прекрасное» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» для обозначения совершенства. В работе Ю. Мильталера под «прекрасным» понимается то произведение, восприятие которого доставляет нам удовольствие [4, с. 7]. Также необходимо отметить, что наряду с эстетическим понятием красоты (как набора физических параметров), существует этический аспект, который описывает красоту, как набор личностных характеристик («красота души»), как некий нравственный идеал, как одобрительная оценка «поступков и отношений». Следует также отметить, что к этическим категориям относят: добро, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, которые в ряде исследований [5, 6] приписывается красивым людям. Соотношение красиво некрасиво не тождественно, соотношению добро и зло, но зачастую соотношения этих понятий подменяются. Особо необходимо отметить связь таких категорий как красотаистинадобро, как неразрывного триединства. В культурологии и искусствоведении красота соотносится с такими терминами как «канон», «золотое сечение», «пропорции», «симметрия», которые относятся в большей степени к телосложению и не затрагивают личностные и индивидуальные характеристики. Существенный вклад в рассмотрение проблемы красоты с точки зрения ее соотношения с искусством вносит работы У. Эко посвященные средневековой эстетике и книга «История красоты». В своей книге он рассматривает различные аспекты «истории красоты» в том числе красоту тела сквозь призму канона и пропорций, рассматривая работы А.Дюрера «О симметрии человеческих тел»; трактат Ч. Чезариано «Луций Витрувий Поплион об архитектуре»; Леонардо да Винчи «Схема пропорций тела человека». Однако все эти пропорции могут являться эталонными лишь для того времени когдаони создавались.Многие авторы (А.В. Гулыга, В.Н. Кардапольцева, Ю.В. Подковыркин, П.Ю.Козлова, Т.Т. Олендская и др.), затрагивая проблемы красоты, ссылаются на художественную литературу как ярчайший пример описания красоты и уродства человеческого тела и души. Как отмечает В.Н. Кардапольцева, литература играет огромную роль в понимании «культурного конструкта женственности, она способна углубить и актуализировать эти понятия, во многом определяя становление и самоопределение женщины как личности» [7, с. 6276]. Также существуют работы,посвященные сравнительному анализу слово «красота» в различных языках и культурах. Противопоставлением классической литературе выступает фольклор, который представляет собой «массовое творчество». Одна из основных особенностей фольклора заключается в его вариативности. Устная форма усвоения и передачи информации произведений делала их открытыми для изменений. Таким образом, фольклор является «философским и нравственным искусством по своей природе, так как в нем запечатлен многовекой опыт человеческого коллектива» [8, с. 6]. Однако в российской практике существует только несколько работ затрагивающих аспект «красоты» в фольклорных произведениях (Д.В. Погонцева, В.Н. Кардапольцева, Ю.В.Подковыркин, П.Ю. Козлова, Т.Т. Олендская) и чаще затрагивается только вскользь. Существует также ряд антропологических работ, которые рассматривают роль красоты в эволюционном процессе, различные культурные традиции и представления о красоте, а также некоторые телесные практики, которые были вытеснены современным миром или модифицированы (татуировки, пирсинг, пластическая хирургия). К антропометрическим факторам, которые изучаются в соотношении с оценкой женской красоты, можно выделить различные показатели: ИМТиндекс массы тела, который показывает на соотношение роста и веса, WHRсоотношение объема талии и объема бедер, WCR показатель соотношения объема талии к груди, размер ноги, пропорции и соотношения отдельных частей тела. В основном эти показатели изучаются в зарубежных работах.Также в западных работах приведены попытки изучить особенность восприятия красоты и работы различных отделов головного мозга (было выявлено, что рассматривание изображений с лицами, которые ранее этими же людьми были оценены как красивые, активирует работу орбитальной (глазной) и фронтальной (лобной) зон головного мозга, а также амигдалу, функции которых, имеют отношение к настроению человека, его чувствам, инстинктам; и существует обратная зависимость, когда при раздражении этих участков провоцируется оценка людей как более красивых). Также огромное значение для исследований в области красоты имеют работы, посвященные этническим аспектам оценок красоты. И, говоря об этнических аспектах красоты, важно отметить, что эталоны красоты складывались столетиями и зарождались в далеком каменном веке, когда первая модница случайно вытянула себе мочку уха или, подражая животномутотему, выбила нижние зубы (чтобы стать похожей на быка), а затем стала образцом для многих поколений. Странная, с точки зрения европейца, внешность предмет гордости женщин в отдаленных уголках земного шара. Необходимо отметить, что само стремление к красоте, улучшению своей внешности вполне естественно для женщины, однако иногда это сремление переходит в плоскость перфекционизма и переходит разумные границы. Полнота и худоба также ассоциируются с красотой, однако в зависимости от региона поразному трактуется красота и здоровье. Если в современной Европе и Америке синонимом понятия красота является худоба, то, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Заботливые матери из племени туарегов, проживающего в Сахаре, насильно откармливают своих дочерей, поскольку полнота в этой стране ассоциируется с плодородием. Если у девушки при наклоне вперед на животе будет меньше 12 жировых складок, она будет считаться некрасивой и иметь мало шансов на брак. Примерно такое же отношение к женскому телу можно увидеть и на Ближнем Востоке, что позволяет сделать вывод, о том, что в данных культурах полнота является признаком красоты и здоровья. Интересно отметить, что данная тенденция сохраняется и в современном мире. Группа американских ученых сравнила представление о красоте жителей Южной Африки (зулусы) и Великобритании (европейцы) и выявила устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес ассоциируется с болезнью и как результат, человек с излишним весом как некрасивый, в то время как в Южной Африке, наоборот, красивыми называются женщины с излишним весом (вес рассчитывался в соответствии с показателями ВОЗ). В своей работе N.Colabanchiи его коллеги [9] выяснили, что европеоидные девушки подросткового возраста, которых оценивают как более красивых, проявляли значительно большую заботу о весе по сравнению с теми, кто был оцененкак менее красивый. Оценка привлекательности не влияла на заботу о весе среди афроамериканских или испанских девушек.При этом следует отметить, что в большинстве случаев этнические эталоны красоты передаются из поколения в поколение и сохраняются. Ряд ученых [10, 11] отмечают, что современные представления о красивом человеке имеют ряд различий у афроамериканцев, людей европеоидной, азиатской расы и «латинос». Однако, даже несмотря на различия в этих представлениях, в современном глобализированном мире можно отметить размывание этих различий, которые постепенно нивелируются и исчезают. Стереотип красоты современного мира соответствует стандартам представленных в рекламе и СМИ моделями и актрисами с изящной, иногда даже чрезмерно, фигурами, хотя по прогнозам модельеров этот параметр является не устойчивым и скорее всего, может измениться в ближайшее десятилетие. Однако, несмотря на такое многообразие представлений о внешней красоте, можно отметить, что целью женщин любой страны и местности является привлечение противоположного пола и ради этого женщины готовы не только украшать себя, но и переносить достаточно болезненные процедуры.С точки зрения психологического анализа проблему красоты можно отчасти рассматривать через такие категории как «обаяние», «аттрактивность», «привлекательность». В современной российской психологии складывается отличная от западной феноменология «красоты» и «привлекательности». Само изучение данного феномена опирается на работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, Д.В.Погонцевой и ряда других авторов, так или иначе затрагивающих проблему восприятия и оценки внешнего облика Другого. Эти работы посвящены восприятию Другого человека, его оценки, категоризации. Так в работах В.А. Лабунской рассматриваются особенности восприятия экспрессивного поведения человека, описываются особенности представлений о внешнем облике, как «Я для себя» и «Я для другого», что отражает общую тенденцию к изучениюфеномена красоты (привлекательности) через категорию внешнего облика. Однако,как показывают другие работы,в представлениях о красоте человека находятся не только описания внешнего облика, но и социальнопсихологические характеристики «внутренней красоты», красоты человека,что возвращает нас к работам по философии и эстетики[12]. Красота в представлениях россиян оказывается категорией близкой к калокагатии из древнегреческих трактатов. Таким образом, наряду с эстетическим понятием красоты (как набора физических параметров), существует этический аспект, который описывает красоту, как набор личностных характеристик («красота души»), как некий нравственный идеал, как одобрительная оценка «поступков и отношений».Кроме того образ красивого человека обладает динамичным характером, изменяясь в зависимости как от исторических эпох, таки от культурных традиций, он претерпевает порой значительные трансформации. Все эти трансформации в наиболее полном объеме мы можем проследить в различных культурных объектах, особенно в портретах и скульптурах, а также анализ работ по истории моды и костюма. Как отмечают некоторые авторы, одежда является «социальной кожей» и подчеркивает наиболее одобряемые характеристики внешности, создавая некий визуальный образ, визуальную динамику представлений о красивом человеке[13,14]. Так в первобытном обществе появляются первые изображения женщин: «палеолитические Венеры», характеризующиеся округлым животом, несоизмеримо большими «мешками» грудей, отсутствием четко прорисованных черт лица. Однако эти изображения не наделены информацией о том, являлись ли эти женщины «красивыми». Поиски идеальных параметров в Древней Греции иногда приводили к интересным экспериментам. Цицерон описывает случай, когда художнику Зевксису, жители Кротона заказали статую, которая бы изобразила «немой идеал женской красоты». Для создания такой статуи художник потребовал, чтобы в качестве натурщиц к нему привели самых красивых женщин города. Он отобрал пятерых и создал статую. Таким образом, греки, создавая идеальное тело, отталкивались от собственного, но идеализированного, улучшенного,возвышенного [15,с. 21]. Огромный вклад в понимание прекрасного и красоты в латинское Средневековье (VIXVвека) внесли работы У. Эко. Он отмечает, что весьма популярной темой в Средние века, было противопоставление между красотой внешней и красотой внутренней, но в этом случае бренность земной красоты, ее быстротечность воспринимались с большим сожалением. Таким образом, средневековье демонстрирует «осеннюю ностальгию по красоте, осужденной на увядание» [16, с.25]. В XIII веке Пьер Ларюель в работе «О женских прикрасах» дал такую характеристику женской красоты: «Когда Господь создал женщину из ребра Адама, он даровал ей вечную красоту. Но она утратила ее по вине дьявола, после того как отведала запретного плода, яблока; и то был для нее великий позор. Идамы в наши дни, хоть и не по собственной вине, а по вине Евы, теряют значительную часть своей красоты, если вкушают от того же запретного плода. Любая из них в бытность девицей была бела, румяна и хороша собой, но стоит ей выйти замуж, и простипрощай прекрасные краски лица» [17, с.29]. В эпоху Возрождения человеческое тело превращается в произведение архитектуры, в этот период красота выверялась законами математики, ибо все тело человека с головы до пят было разделено на части, для каждой из которых определялись точные размеры и пропорции. Считалось, что у дамы должны быть три «вещи» белоснежными (кожа, зубы, руки), три красными (губы, щеки, ногти), три черными (глаза, брови, ресницы). Все части тела должны соответствовать семи, девяти или тридцати трем канонам идеального телосложения [18]. В эпоху рококо модной считалась женщина, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Утонченность форм подчеркивали пышные наряды. У красивой женщины должна была быть тонкая осиная талия, чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи, открытые грудь, руки и шея. Но уже в эпоху барокко средневековый канон красоты ушел в прошлое, уступив место канону зрелой, цветущей, пухленькой женщины. В этот период представление о женской красоте включает две основные характеристики описывающие цвет волос и оттенок кожи: «блондинка с отбеленной кожей» [19].Периодыи исторические этапы,представленные выше,показывают те самые различия в представлении о красоте человеческого тела с точки зрения отношения к телу в целом. На современном этапе, в ходе глобализации СМИ разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин. Таким образом, современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением. В целом, двадцатый век характеризуется разнообразием стилей и динамичной сменой модных тенденций.Даже такой беглый теоретический анализ данного феномена наглядно демонстрирует междисциплинарный характер такого социального феномена как «красота». Рассматривая «красоту» как интегральное понятие, в социальнопсихологическом контексте мы рассматриваем красоту, как производимое на себя и других впечатление, создаваемое внешним обликом, репрезентируемым одновременно соответствие принятым в обществе, в данный момент, канонам внешней красоты, связанных с представлением о женственности, и духовнонравственным эталонам поведения, способам общения и взаимодействия с миром.Исходя из теоретического анализа проблемы,мы можем говорить о том, что красота человека включает совокупность параметров: медицинских (гормональный фон, симметричность строения лица и тела), черты физического облика (канон, пропорция, симметрия), оформление внешности (этнически обусловленные модификации, одежда, макияж, прическа), нравственнопсихологические особенности личности (этические характеристики), социальнопсихологический статус женщины в обществе.В связи с анализом данной проблемы мы можем говорить о том, что категория «прекрасное» обладает наивысшей эстетической степенью, и используется, в основном, для оценки произведений искусства, музыки и т.д. «Красивый» является частным случаем прекрасного и несет менее выраженную эстетическую оценку конкретного объекта, который можно «увидеть и услышать».«Красота» является междисциплинарной категорией, которая часто связана с такими категориями как: пропорции, симметрии, идеал, канон, внешность, габитус и т.д. и отражают внешнее проявление того или иного объекта оценки.
Ссылки на источники1.Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Ленинград: Художник РСФСР,1979. 438 с.2.Там же.3.Дивненко О.В. Эстетика. М.: Изд.центр «АЗ»,1995. 272 с.4.Мильталер
Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. М.: КомКнига, 2007. 120 с.5.Погонцева Д.В. Красивая женщина: социальнодемографический анализ представлений // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 7382.6.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические особенности представлений женщин о красивой женщине: дисс. … канд. психол. наук. РостовнаДону: ЮФУ, 2010. 299 с.7.Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. РостовнаДону: Феникс, 2009. 344 с.8.Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.:Издво Московскогопсихологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2002. 320 с. 9.Colabianchi N., IeversLandis C. E., Borawski E. A. Weight preoccupation as a function of observed physical attractiveness: ethnic differences among normalweight adolescent females // Journal of Pediatric Psychology. 2006. Sep; 31(8). P. 803812.10.СуэмиВ., ФернхеймА. Психологиякрасотыипривлекательности. СПб.: Питер, 2009. 240 с.11.УоллерстайнК. Худобаиэстетикаотверженности в современной модной рекламе // Теория моды. 2006. № 1. С. 115137.12.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические ... Указ. соч.13.История Красоты/Под ред.У.Эко. М.: СЛОВО, 2005. 440 с.14.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические ... Указ. соч.15.Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч.16.Эко У. Эволюция средневековой эстетики.СПб.: Азбукаклассика, 2004. 288 с. 17.Там же.18.Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч.19.Уоллерстайн К. Указ. соч.
PogontsevaDaria,PhD,Senior Lecturer, Southern Federal University, RostovonDondashapgn@rambler.ruBeautyasinterdisciplinaryresearchfacilityAbstract.Inarticle discusses the phenomenon of human beauty as an interdisciplinary phenomenon. The definitions of beauty and related terms in philosophy, aesthetics, psychology is discussed. Given the modern view of “beauty” as a sociopsychological phenomenon.Keywords:beauty, aesthetics, beauty, body, psychology.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Красота как междисциплинарный объект исследований
Аннотация. В статье рассматривается феномен красоты человека как междисциплинарный феномен. Приводятся определения красоты и родственных понятий в философии, эстетике, психологии. Рассмотрен современный взгляд на красоту как социальнопсихологический феномен.Ключевые слова:красота, эстетика, прекрасное, тело, психология.
Во все времена и во всех сообществах придавалась особая ценность женской красоте. Ученые различных областей пытались дать определение, выделить факторы и характеристики для оценки красоты, создавали «красивые» портреты и скульптуры, описывали красивых людей в литературе. Чаще всего, говоря о человеке, то красота рассматривалась как характеристика описания женщины, реже мужчины. В различных философских, культурологических, эстетических, антропологических, лингвистических, социологических и психологических работах приводится ряд понятий, приравниваемых к «красоте», либо используемых для определения красоты. И, как отмечает О.Буткевич, красота это «такая вечная проблема, относительно которой больше всего сказано и меньше всего ясно» [1, с. 5]. В обыденной жизни, мы, зачастую, на ряду с «красивым», используем такие категории, как: «великолепный», «очаровательный», «привлекательный», «прелестный», «обаятельный» и др., отчасти объединяя их с красотой, и все же разводя эти понятия.Проблема красоты и внешней привлекательности может изменяться в зависимости от контекста и той области науки, сквозь призму которой мы рассматриваем проблему. В философии и эстетике рассматривается такая категория, как «эстетический идеал», т.е. образ некой красоты существует в сознании человека и является высшим субъективным критерием эстетического отношения ко всем проявлениям реальности. К философскоэстетическим понятиям также относят такие категории, как: прекрасное, изящное, а также гармонию. Говоря о родственных категориях, следует указать, что древнегреческая «теория красоты» была связана с понятиями ритма, симметрии, гармонии частей; то есть, с общей формулой «единства в разнообразии». Калокагатия (философия) (греч. прекрасный и добрый) древнегреческая идея воспитания человека, сочетающего в себе совершенство телесного сложения и духовнонравственного склада, единство Красоты и Доброты, это так же идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство [2, с.48]. Красивое, с позиции эстетики является разновидностью прекрасного, определяющая красоту внешнего облика. Как отмечает О.В. Дивненко [3, с. 39] «противоречие между внешней красотой человека и его нравственной, эстетической сущностью порождает парадокс: человек может быть красив, но не прекрасен; человек может быть прекрасен, но не красив». Таким образом, автор объединяет понимание «красивого» с внешним, а «прекрасного» с неким внутренним содержанием. В свою очередь, как отмечает В.В. Бычков, в имплицитной эстетике с древнейших времен термины «прекрасное» и «красота» употреблялись в контексте космологии, метафизики, богословия и практически как синонимы, хотя термин «прекрасное» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» для обозначения совершенства. В работе Ю. Мильталера под «прекрасным» понимается то произведение, восприятие которого доставляет нам удовольствие [4, с. 7]. Также необходимо отметить, что наряду с эстетическим понятием красоты (как набора физических параметров), существует этический аспект, который описывает красоту, как набор личностных характеристик («красота души»), как некий нравственный идеал, как одобрительная оценка «поступков и отношений». Следует также отметить, что к этическим категориям относят: добро, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, которые в ряде исследований [5, 6] приписывается красивым людям. Соотношение красиво некрасиво не тождественно, соотношению добро и зло, но зачастую соотношения этих понятий подменяются. Особо необходимо отметить связь таких категорий как красотаистинадобро, как неразрывного триединства. В культурологии и искусствоведении красота соотносится с такими терминами как «канон», «золотое сечение», «пропорции», «симметрия», которые относятся в большей степени к телосложению и не затрагивают личностные и индивидуальные характеристики. Существенный вклад в рассмотрение проблемы красоты с точки зрения ее соотношения с искусством вносит работы У. Эко посвященные средневековой эстетике и книга «История красоты». В своей книге он рассматривает различные аспекты «истории красоты» в том числе красоту тела сквозь призму канона и пропорций, рассматривая работы А.Дюрера «О симметрии человеческих тел»; трактат Ч. Чезариано «Луций Витрувий Поплион об архитектуре»; Леонардо да Винчи «Схема пропорций тела человека». Однако все эти пропорции могут являться эталонными лишь для того времени когдаони создавались.Многие авторы (А.В. Гулыга, В.Н. Кардапольцева, Ю.В. Подковыркин, П.Ю.Козлова, Т.Т. Олендская и др.), затрагивая проблемы красоты, ссылаются на художественную литературу как ярчайший пример описания красоты и уродства человеческого тела и души. Как отмечает В.Н. Кардапольцева, литература играет огромную роль в понимании «культурного конструкта женственности, она способна углубить и актуализировать эти понятия, во многом определяя становление и самоопределение женщины как личности» [7, с. 6276]. Также существуют работы,посвященные сравнительному анализу слово «красота» в различных языках и культурах. Противопоставлением классической литературе выступает фольклор, который представляет собой «массовое творчество». Одна из основных особенностей фольклора заключается в его вариативности. Устная форма усвоения и передачи информации произведений делала их открытыми для изменений. Таким образом, фольклор является «философским и нравственным искусством по своей природе, так как в нем запечатлен многовекой опыт человеческого коллектива» [8, с. 6]. Однако в российской практике существует только несколько работ затрагивающих аспект «красоты» в фольклорных произведениях (Д.В. Погонцева, В.Н. Кардапольцева, Ю.В.Подковыркин, П.Ю. Козлова, Т.Т. Олендская) и чаще затрагивается только вскользь. Существует также ряд антропологических работ, которые рассматривают роль красоты в эволюционном процессе, различные культурные традиции и представления о красоте, а также некоторые телесные практики, которые были вытеснены современным миром или модифицированы (татуировки, пирсинг, пластическая хирургия). К антропометрическим факторам, которые изучаются в соотношении с оценкой женской красоты, можно выделить различные показатели: ИМТиндекс массы тела, который показывает на соотношение роста и веса, WHRсоотношение объема талии и объема бедер, WCR показатель соотношения объема талии к груди, размер ноги, пропорции и соотношения отдельных частей тела. В основном эти показатели изучаются в зарубежных работах.Также в западных работах приведены попытки изучить особенность восприятия красоты и работы различных отделов головного мозга (было выявлено, что рассматривание изображений с лицами, которые ранее этими же людьми были оценены как красивые, активирует работу орбитальной (глазной) и фронтальной (лобной) зон головного мозга, а также амигдалу, функции которых, имеют отношение к настроению человека, его чувствам, инстинктам; и существует обратная зависимость, когда при раздражении этих участков провоцируется оценка людей как более красивых). Также огромное значение для исследований в области красоты имеют работы, посвященные этническим аспектам оценок красоты. И, говоря об этнических аспектах красоты, важно отметить, что эталоны красоты складывались столетиями и зарождались в далеком каменном веке, когда первая модница случайно вытянула себе мочку уха или, подражая животномутотему, выбила нижние зубы (чтобы стать похожей на быка), а затем стала образцом для многих поколений. Странная, с точки зрения европейца, внешность предмет гордости женщин в отдаленных уголках земного шара. Необходимо отметить, что само стремление к красоте, улучшению своей внешности вполне естественно для женщины, однако иногда это сремление переходит в плоскость перфекционизма и переходит разумные границы. Полнота и худоба также ассоциируются с красотой, однако в зависимости от региона поразному трактуется красота и здоровье. Если в современной Европе и Америке синонимом понятия красота является худоба, то, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Заботливые матери из племени туарегов, проживающего в Сахаре, насильно откармливают своих дочерей, поскольку полнота в этой стране ассоциируется с плодородием. Если у девушки при наклоне вперед на животе будет меньше 12 жировых складок, она будет считаться некрасивой и иметь мало шансов на брак. Примерно такое же отношение к женскому телу можно увидеть и на Ближнем Востоке, что позволяет сделать вывод, о том, что в данных культурах полнота является признаком красоты и здоровья. Интересно отметить, что данная тенденция сохраняется и в современном мире. Группа американских ученых сравнила представление о красоте жителей Южной Африки (зулусы) и Великобритании (европейцы) и выявила устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес ассоциируется с болезнью и как результат, человек с излишним весом как некрасивый, в то время как в Южной Африке, наоборот, красивыми называются женщины с излишним весом (вес рассчитывался в соответствии с показателями ВОЗ). В своей работе N.Colabanchiи его коллеги [9] выяснили, что европеоидные девушки подросткового возраста, которых оценивают как более красивых, проявляли значительно большую заботу о весе по сравнению с теми, кто был оцененкак менее красивый. Оценка привлекательности не влияла на заботу о весе среди афроамериканских или испанских девушек.При этом следует отметить, что в большинстве случаев этнические эталоны красоты передаются из поколения в поколение и сохраняются. Ряд ученых [10, 11] отмечают, что современные представления о красивом человеке имеют ряд различий у афроамериканцев, людей европеоидной, азиатской расы и «латинос». Однако, даже несмотря на различия в этих представлениях, в современном глобализированном мире можно отметить размывание этих различий, которые постепенно нивелируются и исчезают. Стереотип красоты современного мира соответствует стандартам представленных в рекламе и СМИ моделями и актрисами с изящной, иногда даже чрезмерно, фигурами, хотя по прогнозам модельеров этот параметр является не устойчивым и скорее всего, может измениться в ближайшее десятилетие. Однако, несмотря на такое многообразие представлений о внешней красоте, можно отметить, что целью женщин любой страны и местности является привлечение противоположного пола и ради этого женщины готовы не только украшать себя, но и переносить достаточно болезненные процедуры.С точки зрения психологического анализа проблему красоты можно отчасти рассматривать через такие категории как «обаяние», «аттрактивность», «привлекательность». В современной российской психологии складывается отличная от западной феноменология «красоты» и «привлекательности». Само изучение данного феномена опирается на работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, Д.В.Погонцевой и ряда других авторов, так или иначе затрагивающих проблему восприятия и оценки внешнего облика Другого. Эти работы посвящены восприятию Другого человека, его оценки, категоризации. Так в работах В.А. Лабунской рассматриваются особенности восприятия экспрессивного поведения человека, описываются особенности представлений о внешнем облике, как «Я для себя» и «Я для другого», что отражает общую тенденцию к изучениюфеномена красоты (привлекательности) через категорию внешнего облика. Однако,как показывают другие работы,в представлениях о красоте человека находятся не только описания внешнего облика, но и социальнопсихологические характеристики «внутренней красоты», красоты человека,что возвращает нас к работам по философии и эстетики[12]. Красота в представлениях россиян оказывается категорией близкой к калокагатии из древнегреческих трактатов. Таким образом, наряду с эстетическим понятием красоты (как набора физических параметров), существует этический аспект, который описывает красоту, как набор личностных характеристик («красота души»), как некий нравственный идеал, как одобрительная оценка «поступков и отношений».Кроме того образ красивого человека обладает динамичным характером, изменяясь в зависимости как от исторических эпох, таки от культурных традиций, он претерпевает порой значительные трансформации. Все эти трансформации в наиболее полном объеме мы можем проследить в различных культурных объектах, особенно в портретах и скульптурах, а также анализ работ по истории моды и костюма. Как отмечают некоторые авторы, одежда является «социальной кожей» и подчеркивает наиболее одобряемые характеристики внешности, создавая некий визуальный образ, визуальную динамику представлений о красивом человеке[13,14]. Так в первобытном обществе появляются первые изображения женщин: «палеолитические Венеры», характеризующиеся округлым животом, несоизмеримо большими «мешками» грудей, отсутствием четко прорисованных черт лица. Однако эти изображения не наделены информацией о том, являлись ли эти женщины «красивыми». Поиски идеальных параметров в Древней Греции иногда приводили к интересным экспериментам. Цицерон описывает случай, когда художнику Зевксису, жители Кротона заказали статую, которая бы изобразила «немой идеал женской красоты». Для создания такой статуи художник потребовал, чтобы в качестве натурщиц к нему привели самых красивых женщин города. Он отобрал пятерых и создал статую. Таким образом, греки, создавая идеальное тело, отталкивались от собственного, но идеализированного, улучшенного,возвышенного [15,с. 21]. Огромный вклад в понимание прекрасного и красоты в латинское Средневековье (VIXVвека) внесли работы У. Эко. Он отмечает, что весьма популярной темой в Средние века, было противопоставление между красотой внешней и красотой внутренней, но в этом случае бренность земной красоты, ее быстротечность воспринимались с большим сожалением. Таким образом, средневековье демонстрирует «осеннюю ностальгию по красоте, осужденной на увядание» [16, с.25]. В XIII веке Пьер Ларюель в работе «О женских прикрасах» дал такую характеристику женской красоты: «Когда Господь создал женщину из ребра Адама, он даровал ей вечную красоту. Но она утратила ее по вине дьявола, после того как отведала запретного плода, яблока; и то был для нее великий позор. Идамы в наши дни, хоть и не по собственной вине, а по вине Евы, теряют значительную часть своей красоты, если вкушают от того же запретного плода. Любая из них в бытность девицей была бела, румяна и хороша собой, но стоит ей выйти замуж, и простипрощай прекрасные краски лица» [17, с.29]. В эпоху Возрождения человеческое тело превращается в произведение архитектуры, в этот период красота выверялась законами математики, ибо все тело человека с головы до пят было разделено на части, для каждой из которых определялись точные размеры и пропорции. Считалось, что у дамы должны быть три «вещи» белоснежными (кожа, зубы, руки), три красными (губы, щеки, ногти), три черными (глаза, брови, ресницы). Все части тела должны соответствовать семи, девяти или тридцати трем канонам идеального телосложения [18]. В эпоху рококо модной считалась женщина, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Утонченность форм подчеркивали пышные наряды. У красивой женщины должна была быть тонкая осиная талия, чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи, открытые грудь, руки и шея. Но уже в эпоху барокко средневековый канон красоты ушел в прошлое, уступив место канону зрелой, цветущей, пухленькой женщины. В этот период представление о женской красоте включает две основные характеристики описывающие цвет волос и оттенок кожи: «блондинка с отбеленной кожей» [19].Периодыи исторические этапы,представленные выше,показывают те самые различия в представлении о красоте человеческого тела с точки зрения отношения к телу в целом. На современном этапе, в ходе глобализации СМИ разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин. Таким образом, современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением. В целом, двадцатый век характеризуется разнообразием стилей и динамичной сменой модных тенденций.Даже такой беглый теоретический анализ данного феномена наглядно демонстрирует междисциплинарный характер такого социального феномена как «красота». Рассматривая «красоту» как интегральное понятие, в социальнопсихологическом контексте мы рассматриваем красоту, как производимое на себя и других впечатление, создаваемое внешним обликом, репрезентируемым одновременно соответствие принятым в обществе, в данный момент, канонам внешней красоты, связанных с представлением о женственности, и духовнонравственным эталонам поведения, способам общения и взаимодействия с миром.Исходя из теоретического анализа проблемы,мы можем говорить о том, что красота человека включает совокупность параметров: медицинских (гормональный фон, симметричность строения лица и тела), черты физического облика (канон, пропорция, симметрия), оформление внешности (этнически обусловленные модификации, одежда, макияж, прическа), нравственнопсихологические особенности личности (этические характеристики), социальнопсихологический статус женщины в обществе.В связи с анализом данной проблемы мы можем говорить о том, что категория «прекрасное» обладает наивысшей эстетической степенью, и используется, в основном, для оценки произведений искусства, музыки и т.д. «Красивый» является частным случаем прекрасного и несет менее выраженную эстетическую оценку конкретного объекта, который можно «увидеть и услышать».«Красота» является междисциплинарной категорией, которая часто связана с такими категориями как: пропорции, симметрии, идеал, канон, внешность, габитус и т.д. и отражают внешнее проявление того или иного объекта оценки.
Ссылки на источники1.Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Ленинград: Художник РСФСР,1979. 438 с.2.Там же.3.Дивненко О.В. Эстетика. М.: Изд.центр «АЗ»,1995. 272 с.4.Мильталер
Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. М.: КомКнига, 2007. 120 с.5.Погонцева Д.В. Красивая женщина: социальнодемографический анализ представлений // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 7382.6.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические особенности представлений женщин о красивой женщине: дисс. … канд. психол. наук. РостовнаДону: ЮФУ, 2010. 299 с.7.Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. РостовнаДону: Феникс, 2009. 344 с.8.Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.:Издво Московскогопсихологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2002. 320 с. 9.Colabianchi N., IeversLandis C. E., Borawski E. A. Weight preoccupation as a function of observed physical attractiveness: ethnic differences among normalweight adolescent females // Journal of Pediatric Psychology. 2006. Sep; 31(8). P. 803812.10.СуэмиВ., ФернхеймА. Психологиякрасотыипривлекательности. СПб.: Питер, 2009. 240 с.11.УоллерстайнК. Худобаиэстетикаотверженности в современной модной рекламе // Теория моды. 2006. № 1. С. 115137.12.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические ... Указ. соч.13.История Красоты/Под ред.У.Эко. М.: СЛОВО, 2005. 440 с.14.Погонцева Д.В. Социальнопсихологические ... Указ. соч.15.Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч.16.Эко У. Эволюция средневековой эстетики.СПб.: Азбукаклассика, 2004. 288 с. 17.Там же.18.Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч.19.Уоллерстайн К. Указ. соч.
PogontsevaDaria,PhD,Senior Lecturer, Southern Federal University, RostovonDondashapgn@rambler.ruBeautyasinterdisciplinaryresearchfacilityAbstract.Inarticle discusses the phenomenon of human beauty as an interdisciplinary phenomenon. The definitions of beauty and related terms in philosophy, aesthetics, psychology is discussed. Given the modern view of “beauty” as a sociopsychological phenomenon.Keywords:beauty, aesthetics, beauty, body, psychology.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»