Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13108.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческой одаренности младших школьников в контексте стандартов нового поколения, представлены этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности и их содержание.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дереча Ирина Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г.Ишимderecha63@mail.ru

Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников

Аннотация.В статье рассматриваются особенности развития творческой одаренности младших школьников в контексте стандартов нового поколения, представленыэтапыпедагогической поддержки развития творческой одаренности и их содержание.

Ключевые слова:творческая одаренность, творчество, педагогическая поддержка творческой одаренности.

Система среднего образования Тюменской области выполняет государственный заказ,направленный на выявление одаренных детей и оказание импедагогической помощи и поддержки в развитиинеординарных способностей. Образовательные стандарты второго поколенияпозволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса –30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеучебную деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Для развития неординарных способностей целесообразно проводить в школе занятия по свободному выбору учащихся–кружки, факультативы, в основе работы которых лежит принцип дифференциации по способностям.Начинается организация работы факультативов, кружковс изученияпотребностей и возможностей учащихся, а так же и желания родителей оказывать помощь и поддержку в развитии неординарных способностей своим детям.В современной науке наблюдается разночтение в понятии детской одаренности. Нам импонирует дефиниция одаренности, предложенная в Большой советской энциклопедии, согласно этому определению под одаренностью следует пониматьвысокий уровень развития способностей в одной из сфер деятельности человека, а также привнесение элементов оригинальности, творчества в выполняемый виддеятельности [1]. Творчество является основой развития одаренного ребенка.Мы разделяем точку зрения Л.В.Ведерниковой,которая считает, что«творчество направлено на выработку определенного продукта»[2,с.44]. Именно творческая деятельность направлена на созданиеновых (для ребенка) ценностей, важных для развитияего личности. Мы считаем,что творческая одаренность младшего школьникапроявляется в творческой деятельности, результатом которойявляются продукты материальных и культурныхценностей, инициирующие развитие личности.

Младшие школьники обладают творческими возможностями, но станут ли эти возможности качествами личности зависит от того будет ли вовремя оказана педагогическая поддержка, направленная на развитие ихтворческих способностей.Творческий потенциал младших школьников охватывает психические новообразования итворческие способности, проявляющиеся в плодотворной творческой деятельности.В младшем школьном возрасте целесообразно развивать дивергентное мышление, так как этот тип мышления лежит в основе развития творческих способностей, а также воображение, самостоятельность в выполнении заданий. Педагог долженсоздавать мотивацию для младших школьников к выполнению творческих заданий. Признаки одаренности младшего школьника проявляются в двух аспектах поведения: инструментальном и мотивационном. Инструментальный аспект поведения проявляется вспособахдеятельности, а именно в готовности выполнять действие до конца, возвращаться к начатому действию и снова выполнять его с учетом требований и исправления замечаний. Мотивационный аспект поведения проявляется в отношении младшего школьникакдействительности, а так же к своей деятельности. Одаренных младших школьников отличает от сверстников высокая любознательность, исследовательская активность, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания, креативные способности. Под креативностью мы вслед за В.В.Утёмовым понимаем «способность человека к творчеству, способность создавать чтото оригинальное, казалось бы, в стандартной ситуации»[3]. Младший школьникс признакамитворческой одарённостирасполагаетособенностями,выделяющимиего среди сверстников, возвышающих над общим уровнем. Это может бытьбыстрота усвоения знаний, творческие изобретения, особые достижения в какихнибудь видах деятельности.У одаренных детей ярко выражена познавательная потребность (любопытство). Чем более одарен ребенок, тем ярче у него склонности к постижению нового, незнакомого, проявляющиеся в поиске новой информации, новых знаний. Младшие школьники с признаками одаренности задают много вопросов, у них есть неугасающаясклонность кисследовательской, творческой деятельности они проявляютинициативу чтото исследовать, конструировать. Одаренные дети проявляютспособность выявлять и ставить проблемы.Для таких детей характерна способность к прогнозированию, уметь представить результат до того, как задача будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.Одаренные детиспособны коценке, которая как результат развития у нихкритического мышления, даетвозможность оценивать как собственные мыслии поступки, так и действия окружающих людей. Младшие школьникис признаками одаренности проявляют способность к самоконтролю, они проявляют уверенность всвоих силах,в своих способностях и правильности принятыхрешений.Младший школьныйвозраст является сенситивным для развития творческой одаренности.Успешность развития творческой одаренностизависит от наличия в образовательном учреждении соответствующих условий. Мы считаем, что для развития творческой одаренности младших школьников необходимо реализовать в образовательном процессешколы педагогическую поддержку. Педагогическая поддержкаодаренных детей предполагаетвнимательное изучение и развитие того особенного, своеобразного, чем ребенок наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Содержанием педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьниковявляются последовательно осуществляемые этапы: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.Реализация педагогической поддержки предполагает использование специальных методов в работе с одарёнными младшими школьниками. При выборе методов, рекомендуется вначалеопределить,с каким типом одарённости вы имеете дело, в какой форме проявления вы ожидаете увидеть одарённость. Одаренность может проявитьсявявной или скрытой форме. Педагог должен выявить, какие задачи работы являются приоритетными: обучающие,развивающие (развитие уже высоких способностей или недостаточно развитых способностей), каков тип образовательного учреждения и условия работы. При реализации этапов педагогической поддержки творческой одаренности младших школьниковцелесообразно учитывать личностно ориентированный подход.В основу реализации этого подхода положены следующие принципы:–принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности ребенка, вне зависимости от той роли, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается;–принцип уникальности личности состоит в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, этот принцип предполагает создание гибких планов максимально учитывающих индивидуальные особенностиучащихся. –

принцип ориентации на «зону ближайшего развития» –это работа в соответствии с индивидуальным темпом развития младшего школьника и построение индивидуальной траектории его развития;–принцип субъектностипредполагает ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю мотивацию (отметка, поощрение, избежание наказания), а также на свободу выбора младшим школьникомсфер приложения своих сил. На первом этапе педагогической поддержки (диагностическом) необходимо провестидиагностирование творческого потенциала младшего школьника. Для диагностики мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационноэмоциональный, деятельностнопрактический. Показателями когнитивного критерия являются направленность на творчество, воображение, так как эти психические процессы лежат в основе одаренности. Показателями мотивационноэмоционального критерия являются потребность в успехе, желание реализовать себя в творческой деятельности. Показателями деятельностнопрактического критерия являются включенность в интеллектуальную и творческую деятельность, удовлетворенность от процесса и результата творческой деятельности. В качестве диагностических методик можно использовать тест Дж.Гилфорда, который направлен на изучение креативности, творческого мышления., тестом можно проверить такие факторы как гибкость, беглость, оригинальность, точность. Для диагностики дивергентного мышления можно использоватькреативные тесты Е.Туник, тест «Необычное использование» К. А. Хеллера,вербальную креативность целесообразно исследовать с помощью адаптированноготеста С. Медника,диагностикуневербальной креативности можно провести используя тестыТорренса, модифицированные креативные тесты Вильямса (САР), методику Вартега «Круги».Рассмотренные методикиоценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя младшие школьники. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.Так же на данном этапенеобходимопродиагностировать педагогов и родителей младших школьников используя Шкалу Вильямса, которая представляет собойопросник по оценке креативности (творческого начала) ребенка.На втором этапе педагогической поддержки (поисковом)педагог определяет пути индивидуального развития учащихся, отбирает методики для развития творческой сферы одаренностина предметах гуманитарного цикла. Для развития творческой одаренности младших школьников мы разработали программуразвития творческой одаренности младших школьников «Умники и умницы». Цель программы: развитие творческойсферы младшего школьника, способного к самореализации и самовыражению. Программаохватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеучебную деятельность, предполагает взаимодействие с семьей. Программа предусматривает развитие конвергентного мышления, развитие восприятия, развитие памяти, развитие воображения, развитие литературнотворческих способностей.На договорномэтапе педагогической поддержки педагог рассказывает младшим школьникамо предстоящей работе по развитию их творческих и интеллектуальных способностей, знакомит родителейс результатами проведенной диагностики, представляет Программу развитиятворческой одаренности и обращается к родителям с просьбойпродолжать работу по развитию одаренности учащихсядома. Педагог знакомит родителей с причинами, мешающими развитию творческой одаренности младших школьников:–эмоциональная неуравновешенность, подверженность колебаниям настроения;–нарушение отношений со взрослыми;–плохие межличностные отношения с детьми;–низкая самооценка, отрицательная Яконцепция;–недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;–отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;–недостаток лидерских способностей;–неприятие состязательности;–гиперчувствительность к критике;–нереалистические цели.На деятельностномэтапе педагогической поддержкипедагог проводит уроки с использованием заданий инициирующих развитие творческойодаренности и во внеучебной деятельности реализует программу развития. В современной практике обучения младших школьников целесообразно использовать сочинение загадок с целью развития творческих способностей.Целенаправленная, системная работа по использованию загадок в учебном процессеоказывает позитивное влияние на развитии творческих способностей младших школьников. Например, на уроках чтения с целью развития литературнотворческих способностей мы знакомили детей с созданием лимериков, то есть сочиняли короткие истории в стихах, похожие на знаменитые лимерики Эдварда Лира. При изучении сказок (русских народных, авторских, сказок народов мира)мы предлагали младшим школьникамтакие задания, как придуматьпродолжение сказки. Полезно включать младших школьников в процесс размышления на тему: А что было потом? Например, а что дальше стало с Дюймовочкой? Использовали на уроках такие приемы как «Сказкакалька», «Салат из сказок» и другие. На уроках изобразительного искусства использовали методику «Волшебные кляксы» и усложняли задание для детей, которые быстро справлялись с заданием и проявляли интерес, например, придумать сказку или историю про те предметы, которые они видят в кляксе.На уроках окружающего мира использовали игры для развития творческого воображения в частности игру в «функции предметов», в которой предлагается назвать новые функции знакомого предмета, например, пластиковой бутылки, журнала, линейки. По желанию детям давались индивидуальные задания на развитие литературных способностей и творческого воображения. Например, вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие ситуации,особенности поведения героев сказок, например:–что будет делать Иванушка из сказки «КонекГорбунок», встретив Василису Прекрасную?–как поведет себяКолобок,встретившись с Котом в сапогах и др.Уроки с использованием заданий на развитие творческой,сферы одаренности вызывали эмоциональный отклик у младших школьников, мы всегда старались одобрить и найти положительные моменты в работах учащихся. Организовали издание книжкималышки, в которуювошли творческие работы младших школьников. Свои сказки и сказки одноклассников они иллюстрировали на урокахизобразительного искусства. Педагогическую поддержку по развитию творческой одаренности младших школьников целесообразно оказывать не только на уроках, но иво внеучебной деятельности. На занятиях кружкадля развития дивергентного мышления мы использовали такие задания как «Поиск противоположных предметов», «Составление сказок, рассказов, стихотворений», «Перечень всевозможных причин». При выполнении заданий обучающимся надо былоназвать как можно больше других предметов, противоположных заданному, составить сказку, рассказ стихотворение,которые бы включали предложенные три (или больше) слова, называть всевозможные причинынеобычной ситуации.На занятиях кружкаобучающимся нравилосьиграть в Картыс образными картинками, которые предложилФранко Пассаторе. Игра состоит в том, чтобы коллективно придумать рассказ, используя колоду карт с наклеенными или нарисованными картинками. Ведущий поочерёдно выкладывает карты на стол, участники, импровизируя, должны вплести описание или героев в общий рассказ. Можно также использовать модификацию данного приёма: участники получают карточку с названием известной сказки (например, «Три поросёнка») и начинают рассказ. Во время рассказа ведущий показывает карточки со словами, которые рассказчик немедленно должен употребить в ткани истории (например, к сказке «Три поросёнка» следующие слова: утро, конфеты, книга, постучался,накормили ужином).На кружке дети сочиняли сказкуфильм.Для этого им даны были слова (дватри, пять слов в зависимости от успешности выполнения задания)для составления сюжета фильма.После каждого занятия мы проводили с детьми рефлексию,именно рефлексия, по мнению С.А.Вдовиной дает«критический анализ содержания знаний, методов познания, а так же анализ человеком собственного сознания, осознания себясубъектом жизнедеятельности» [4, с.65].Мы использовали с младшими школьниками задания, побуждающие их к рефлексии, например, обучающимся надо было продолжить фразу «Для менясамым главным при выполнении данного задания было…, потому что…» или «Какие были ожидания от выполнения данного задания? Оправдались ли они?Что я узнал нового? В будущем я предпочел бы это делать…(каким образом?). Свое отношение к занятию дети выражали с помощью цветов радуги. Наблюдение за образовательным процессом,в котором шла реализация этапов педагогической поддержки, анализ творческих работ, наблюдение за учащимися во внеучебной деятельности дает возможность заметить, что обучающиеся проявляют признаки творческой одаренности: пытливость и любознательность, демонстрируют высокую продуктивность. У детей повысились концентрация внимания, уровень воображения, младшие школьники предлагали множество решений одной и той же проблемы,проявляли способность длительного занятия однимтем же делом,изобретательность в использовании материалов и идей,способность продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности в художественно прикладных занятиях и играх. При целенаправленной системной реализацииэтапов педагогической поддержкиразвитие творческой одаренности младших школьников происходит наиболее успешно.

Ссылки на источники1.Большая советская энциклопедия.–М.:Советская Энциклопедия.–1988.–542с.2.Ведерникова Л.В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. –Ишим: Издво ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. –196 с.3.Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научнометодический электронный журнал. –2012. –№ 7 (июль). –ART 12095. –0,5 п. л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. 4.Вдовина С.А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. –2007.–№ 6.–С.64–67.

Derecha Irina,candidateof pedagogical sciences, associate professor of pedagogics of Ishimsky State Teacher Training College of Ershov's Pct, Ishimderecha63@mail.ru

Stages of pedagogical support of development of creative abilities ofyounger schoolchildrenSummary.The article considers the peculiarities of development of creative abilities of younger schoolboys in the context of a new generation of standards, presented the stages of pedagogical support the development of creative talent and content.Keywords: creative talent, creativity, pedagogical support of creative talent.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»