Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахназарова П. Т. Использование электронных средств обучения при изучении дисциплин регионального компонента бакалаврами педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 6 (июнь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13130.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения электронных средств обучения в дисциплине регионального компонента «Народное музыкальное творчество». В качестве примера рассматривается мультимедийный проект по теме «Дагестанские национальные инструменты».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шахназарова Патит Тайгибовна,старший преподаватель кафедры теории и истории музыки и методики музыкального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкалаpshahnazarova@mail.ru

Использование электронных средств обучения при изучении дисциплинрегионального компонента бакалаврами педагогического образования

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы применения электронных средств обучения в дисциплине регионального компонента «Народное музыкальное творчество». В качестве примера рассматривается мультимедийный проект по теме «Дагестанские национальные инструменты». Ключевые слова:электронные средства обучения, региональный компонент, мультимедийный проект, дагестанские инструменты.

Однойиз составляющихметодической системы обучения конкретных дисциплин являются средства обучения.Средства обучения –это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на:–печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);–аудиовизуальные (слайды, слайдфильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (VideoCD, DVD, BluRay,HDDVD и т. п.);–наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски):–демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,модели демонстрационные);–учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);–тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.);–учебная техника (автомобили, тракторы, и т. д.).Также средства обучения делятся на материальные и идеальные, которые классифицируются по трем направлениям.1.Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.).2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.).3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).Вхождение современного общества в новое информационное пространство предоставило возможность перейти на качественно новый уровень образования. Пересмотр традиционных средств обучения и внедрение информационнокоммуникативных технологий в современные методы обучения повышают усвоение информации, делают ее доступной и удобной для восприятия. Для этих целей используются различные средства обучения.Наибольшее распространение получили электронные средства обучения (ЭСО)или электронные образовательные ресурсы (ЭОР). К электронным средствам обучения относится: интерактивная доска, представляющая собой большойсенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входяткомпьютерипроектор. Интерактивные электронные доски бываютактивныеипассивные.

Активнуюэлектронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов.

Пассивнаяэлектронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой.В современной системе подготовки бакалавров к творческому использованию информационныхи коммуникационных технологий в педагогической деятельности являются формы обучения, основанные на дидактических возможностях информационных и коммуникационных технологий; мультимедийная лекция; лабораторная работа на базе информационных и коммуникационных технологий; самостоятельная работа, основанная на создании электронных материалов; дистанционное обучение; защита творческих проектов.Этиформы обучения можно реализовать, используя интерактивные средства обучения.Нами разработан мультимедийный проект по дисциплине «Народное музыкальное творчество», который апробируется в учебном процессе факультета музыки ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». Данная дисциплина изучается в четвертом семестре, общее количество часов–36. Роль и место дисциплины в числе обязательных предметов очень значимо. Ориентиры современного общества на восточные и западноевропейские идеалы искореняют этническую самоидентификацию, что, в конечном итоге, приводит к упадку духовных ценностей. В данной ситуации необходимо создание атмосферы, в которой у подрастающего поколения проявится интерес к своей этнокультуре. Другими словами, необходимо «переориентировать» молодежь в правильном направлении.Введение дисциплины «Народное музыкальное творчество» направлено на вовлечение студентов дляизученияпамятников традиционной культуры, мотивации сохранении и трансляции музыкального фольклора.Одним из ключей в решении данной проблемы нам видится во внедрении в образовательный процесс дисциплин регионального компонента. Не маловажным остается вопрос правильной организации и подачи информации с учетом оптимального восприятия материала. Научно доказано, что наглядно поданная информация (процент усвоения 25%) в купе с аудио информацией (процент усвоения 12%) воспринимается до 65%. На помощь приходят электронные средства обучения, а именно мультимедиа проекты.В связи с постоянным развитием информационных технологий знания в области мультимедийных технологий являются необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе.Одним из наиболее эффективных активных методов освоения интерактивных средств обучения являются проекты, основанные на использовании мультимедиа ресурсов самими обучаемыми в процессе обучения. Это позволяет бакалаврам педагогического образования овладеть необходимыми пользовательскими технологическими умениями работы с мультимедийными ресурсами и сайтами Интернет: использование основных популярных программных средств, таких как PowerPoint, FrontPage, Internetnavigator, OutlookExpressи т.п., поисковыми каталогами и системами.Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд, приносящий удовлетворение.Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интерактивные и проектные методы обучения и мультимедийные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:–повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;–развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;–становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;–принятия нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.Компенсировать недостаток практических навыков в области интерактивных средств обучения дает возможность метод проектов. Самый подходящий класс проектов –мультимедийные. Они интересны еще и тем, что позволяет реализовать межпредметные связи.В процессесоздания мультимедийный проект проходит следующие этапы: разработка темы, моделирование, реализация, анализ выполненного проекта, корректировка по результатам анализа, защита проекта.Создание проекта –это практическое воплощение знаний, полученных студентами в процессе обучения в педвузе.Эффективность обучения с помощью мультимедийных проектов в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным интерактивными средствами обучения обучающий работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между бакалавром и преподавателем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить студентам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес у бакалавров, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание[1].Мультимедийные технологии превратили наглядность из статистической в динамическую, т.е. появилисьвозможность отслеживать изучаемые процессы во времени, моделировать их, интегративно менять их параметры. Довольно часто демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, и в этом случае мультимедийные средства являются единственные пригодными. Это связано с возникновением информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, где в качестве посредника выступают современные средства ИКТ. Появляются новые формы организации учебной информации, позволяющие студентам выбирать индивидуальную траекторию обучения.В настоящее время, из различных средств, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, наиболее популярным становится программа MSPowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средстваобучения, но и интерактивные материалы. Данное средство является совершенным инструментом с большими возможностями, легким для освоения, помогающим учителю творчески подготовить электронные материалы к уроку за оптимально короткое время. PowerPoint–эффективное средство для создания презентации с наглядным и информативным представлением материала. PowerPointслужит для подготовки электронных показов слайдов, создания Webстраниц, заметок докладчика и распечаток для выдачи аудитории.Основной потенциал программы PowerPointзаключен в мультимедиа и интерактивности создаваемых в ней учебных презентаций, имеющая большой набор инструментов [2]. Использование электронных средств обучения нашло свое применение и в дисциплинах регионального компонента, таких как«Народное музыкальное творчество».Дисциплина «Народное музыкальное творчество» состоит из двух блоков.1.Русский музыкальный фольклор.2.Дагестанский музыкальный фольклор.Для сравнения представим типовой урок. Изначально излагается лекционная часть (педагогначитывает материал, а студент его записывает). Но специфика данного предмета предполагает параллельное демонстрирование музыкальных примеров, рисунков, фотографий. При этом необходимо учитывать, что обеспечение наглядности на уроках требует определённых манипуляций. Мы часто используем в учебном процессе звучание аудиозаписи, демонстрируем схемы на доске, используем ноты для убедительности анализа и прочее. Однако, перемотка пленки вперед –назад, замена кассет, приводит к потере драгоценного времени. Использование CDдисков также имеет свои недостатки: не возможность выделить конкретный фрагмент из произведения, что приводит к необходимости прослушивания трека целиком. Наглядные пособия также сопряжены с определенными рутинными действиями, отнимающими время. Совсем иначе выглядит урок с использованием электронных средств обучения. В качестве примера рассмотрим тему «Дагестанские национальные музыкальные инструменты». Проект содержит в себе 15 слайдов, каждый из которого оснащен фотоиллюстрациями, а такжеаудио примерами. Региональная специфика дисциплины предполагает знание дагестанских национальных музыкальных инструментов. Здесь на помощь придет жанр музыкальной хрестоматии. Специфика всех презентативных форм электронной поддержки учебного процесса, сводится к двум разновидностям: энциклопедии и хрестоматии. Их объединяет многоуровневость, системная дифференциация, краткость. Подготовку мультимедийного проекта можно условно разделить на отдельные этапы: звуковая хрестоматия, нотная хрестоматия, видео и фото хрестоматия. В результате мультимедиа проекта в данной дисциплине студент получает следующие возможности.1.Наглядно видеть каждый инструмент.2.В динамике изучать конструкцию конкретного инструмента.3.Услышать при помощи гиперссылки звучание национальных инструментов.В результате освоения дисциплины регионального компонента студент должен:–уметь различать тембровые особенности дагестанских национальных инструментов;–знать принадлежность музыкального инструмента к этнической группе;–обладать знаниями в области конструкции, а также звукового строя инструмента;–знать технологию изготовления инструмента;–иметь представления о способах звукоизвлечения;