Изучение образа профессии у студентов-психологов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Володина К. А. Изучение образа профессии у студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 7 (июль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13149.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены понятие «образ профессии» и его структурные составляющие. Представлен анализ результатов констатирующего эксперимента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Володина Ксения Андреевна,соискатель кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскkse8727@mail.ru

Изучение образа профессии у студентовпсихологов

Аннотация. В статье рассмотрены понятие «образ профессии» и его структурные составляющие. Представлен анализ результатов констатирующего эксперимента.Ключевые слова: образ профессии, структурные мотивационная составляющая образа профессии, когнитивная составляющая образа профессии, эмоциональная составляющая образа профессии.

Период обучения в вузе является важной составляющей процесса профессионализации, будущий специалист получает необходимые знания, умения, навыки, оценивает свое Я –реальное и Я –идеальное в будущей профессиональной деятельности, стремиться стать настоящим профессионалом. Но как показывает практика на стадии профессионального образования, многие учащиеся и студенты разочаровываются в выбранной профессии. Снижается интерес к учебе, к отдельным предметам, появляются сомнения в правильности своего выбора. Поэтому возникает необходимость формирования образа профессии уже на первых курсах профессионального обучения. В процессе формирования образа профессии индивидначинаетпредставлять, кем и как он будет работать, возникает некий иерархический процесс, последовательность операций, план реализации профессионального образа.Рассматривая подходы к изучениюобраза профессии, можно отметить, что данномупонятию каждый из авторов дает свое определение, где образ профессиивыступаеткак система, состоящая из взаимодополняющих компонентов (Е.А.Климов,1996;А.А.Гопкало, 2003;Е. Ф.Платаш, 2011),как некое образование, формирующееся впроцессе профессионального становления и развития (С.В.Зиброва, 1999; М.Н.Рыбникова, 2008), икак представления человека о своей профессии (А.М.Сосновская, 2005;Н.В.Курбет,2007) [1–6].В нашем исследовании образ профессии –это совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом. Важным моментом при рассмотрении образа профессии является определение структуры компонентного состава данного образования.В большинстве случаев в структуре образа профессии встречается содержание когнитивного компонента (С. В.мЗиброва, 1999;Н. В.Курбет,2007;Е. Ф.Платаш, 2011), так как образ профессии не сможет возникнуть без определенных знаний о данной конкретной профессии, и мотивационного компонента (С.В.Зиброва, 1999; М.Н.Рыбникова, 2008;Е. Ф.Платаш, 2011), которое определяет осознанность выбора профессии, представления о профессиональном будущем, что также необходимо при формировании образа профессии. Редко встречаются, такие компоненты, как творческий, эмоциональный, социальный (Ю. П.Солодовников, 2004;Н. В.Курбет, 2007).

В структуре образа профессии нами были определены следующие компоненты:–мотивационноценностный (включает в себя осознанность выбора профессии, ее роли в обществе, готовность к овладению профессией, установка на профессиональный успех, потребность в профессиональном росте, развитии и самосовершенствовании);–когнитивный (содержит знания о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале);–эмоциональный (предполагает принятие илинепринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своей профессиональной деятельности).В соответствии с задачами исследования был подобран комплекс методик, который отражалструктуру образа профессии «психолог»:

–диагностика мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников; –мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана); –опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г. С. Помаз); –опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин); –анкета профессиональных представлений о будущей профессии; –экспертная оценка профессионально важных качеств; –методика самооценки профессиональнозначимых качеств; –методика изучения факторов привлекательности профессии; –анкета для изучения удовлетворенности своей будущей профессии (модифицированный вариант адаптированной методики Н.В. Кузьминой); –минитест для выявления профессиональных позиций студентовпсихологов (Л.Б. Шнейдер).В исследовании приняли участие студентыпервого, второго курсов ШГПИ факультета коррекционной педагогике и психологии и студенты первого курса ОмГПУ факультета педагогики и психологии. Всего было обследовано 152 студента.В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты.Среди рассматриваемых терминальных ценностей для студентов наиболее значимыми являются такие ценности как собственный престиж, высокое материальное положение, достижения, сохранение собственной индивидуальности. Это свидетельствует о том, что студенты стремятся к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, соответственно они заинтересованы в мнениях окружающих о себе. Также студенты стремятся к более высокому уровню своего материального благосостояния, материальный достаток является для них важным условием жизненного благополучия. Онитщательно планируют свою жизнь, при этом ставят конкретные цели на каждом ее этапе и считают, что главное добиться этих целей. Приэтом студенты не забывают о неповторимости и своеобразии свое личности, свих убеждений, своего стиля жизни.Среди жизненных сфер доминирующими являются сфера общественной жизни и сфера обучения и образования. Данные сферы отражают стремление студентов интересоваться проблемами общества, принимать, если это возможно, активное участие в их решении. Важно отметить, что студенты стремятся повышать уровень своей образованности, расширяют кругозор. Но сфера профессиональной деятельности занимает не высокие позиции, это можно объяснить тем, что сейчас студенты находятся на первых этапах обучения, поэтому им ближайшиегоды важнее будет учиться чемулибо, получать знания и различные навыки.Далее важно установить, что лежит в основе профессиональной деятельности студентов: внешняя мотивация или внутренняя. Были получены следующие результаты: 61,8 % студентов с внутренней мотивацией, 22,4% –с внешней положительной мотивацией, 15,8% студентов с внешней отрицательной мотивацией. Преобладание внутренней мотивации говорит о том, что для студентов деятельность имеет значение сама по себе, без какихлибо внешних потребностей. Но следует заметить противоречие: преобладание внутренней мотивации сопровождается выраженностью высокого материального положения.Также были определены мотивационные факторы, способствующие успешному или не успешному выполнению профессиональной деятельности. Наиболее значимыми для студентов мотивами профессиональной деятельности являются: потребность в хороших условиях работы (63,8%), потребность в ощущении востребованности в интересной общественнополезной работе (50,7%), потребность в четком структурированииработы (44,7%).Незначимыми мотивами профессиональной деятельности являются: потребность во влиятельности и власти (65,1%),потребность ставитьсебе сложные цели и достигать их (54,6%), потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении (47,3 %), потребность в разнообразии, переменах и стимуляции (44%).Говоря о мотивации профессиональной деятельностипсихолога, следует отметить, что у студентовпсихологов преобладают истинные профессиональные мотивы (67,8%). Непрофессиональные мотивы (14,5%), ложные профессиональные (17,8%) занимают среднюю позицию.Выраженность истинных профессиональных мотивов у студентов связано с тем, что напервых этапах обучения приобретение теоретических и начальных практических знаний значительно увеличивает заинтересованность у студентов в познании различных сторон психологической деятельности. Поэтому идет активное знакомство с особенностями профессиональной деятельности психолога, с различными направлениями его деятельности.Выраженность ложных профессиональных мотивов говорит о том, что студенты стремятся использовать свои психологические знания для управления другими людьми, для общения с ними, уверены в том, что психологи лучше знают жизнь, чем другие люди. А также студентыхотят овладеть гипнозом и другими специфическими методами в процессе обучения в вузе.Выраженность непрофессиональных мотивов у студентов показывает, что их выбор профессии психолог был случайный, необоснованный, вызванный решением собственных проблем илиже проблем других людей.Далее студентам была предложена анкета, которая позволяет выявить сформированность образа профессии у студентов психологов.Анкетирование показало, что, по мнению 58,4% студентов, профессия «психолог» является престижной на данныймомент. На вопросы об образе профессии «психолог», большинство студентов затруднялись ответить, следовательно,студенты не знают в полной мере понятия «образ профессии» и не имеют четкого представления о его сущности. Малая часть студентов указали такие важные составляющие понятия «образ профессии», как знания о профессии, отношение к профессиональной деятельности, общая характеристика профессии, профессиональноважные качества психолога, возможные места работы, должности.На вопрос «Какие из перечисленныхфакторов, по вашему мнению, помогают добиться успеха в профессиональной карьере психолога» (подчеркнуть не более 5), были получены следующие ответы: большинство студентов отметили именно те факторы, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности психолога (коммуникабельность, высокая концентрация внимания, умение анализировать большой объем информации, высокий уровень развития памяти). При этом, такие факторы, как личные связи, статус родителей оценены в анкете не очень высоко, т.е. студенты настроены добиваться успеха в своей профессиональной деятельности, ориентируясь больше на себя, свои личностные качества, чем обращаться к другим за помощью.Также анкетирование показало, что студентыпсихологи имеют неплохие знания о возможных местах работы психолога. Предпочтительными местами работы для студентов являются образовательные учреждения: школы, детские сады, вузы.Далее студенты описывали функциональные обязанности психолога, необходимы профессиональные знания и умения. 41,5% студентов не смогли ответить на предложенные вопросы. По мнению 20% студентов функциональные обязанности, знании, умения психолога сведены к оказанию помощи людям, решению их проблем. 23,7% студентов перечислили функциональные обязанности, знания, умения, личностные качества, которые отражают деятельность психолога. Приэтом данные ответы не полные, разнообразные, более общие, четко выделенных аспектов деятельности психолога в ответах студентов не было. 14,8% студентов давали общие определения и характеристики,которые могли бы подойти и к другим профессиям типа «человекчеловек».Далее студенты определяли профессионально важные качества (ПВК) профессии «психолог». По мнению студентовпсихологов, к самым важным профессиональным качествам психолога относятся: речевые характеристики, ответственность, внимание и коммуникативные свойства. Следует заметить, что большинство студентов правильно определили ПВК психолога, хотя такие качества, как эмпатия, мышление, память, наблюдательность, так же необходимы в работе психолога.

К наименее важным,незначительным качествам студенты относят –имажинитивные свойства. Оценив данные свойства наименьшим баллом, студенты не учли, что иногда у психолога возникает необходимость воспользоваться своим профессиональным воображением.Далее студенты оценивали свои профессионально значимые качества (ПЗК).Результаты показали, что 51,9% испытуемых имеют адекватную самооценку ПЗК, 25% –заниженная самооценка, 23% –завышенная. Полученные результаты говорят о том, что часть исследуемых студентов хотят обладать теми или иными качествами, но не имеют на данный момент и приписывают его себе, другая часть –наоборот занижают свои качества, и не указывают их.

Также важно определить, какие параметры профессиональной позиции психолога на данный момент выражены у студентовпсихологов: высоко оцениваютсяроль собственной активности в профессиональном будущем (8,28), удовлетворение от помощи людям (7,67),роль получаемого образования в успешности профессиональной деятельности (7,44). Невысокими оценками студенты отметили следующие характеристики: знания о работе практического психолога (5,73), работа над своим профессиональным самосовершенствованием (5,59), знания о мотивации и поведении людей (5,49), оценка окружающих как будущего психолога (5,24), оценка себя как будущего психолога (5,23). Низкие оценки получили такие характеристики, как опыт в практической психологии (3,28).Среди профессиональных качеств, студенты высоко оценили искренность (7,18), тепло (6,76) и невысокие оценки у такого качества, как эмпатия (6,68).При изучении образа профессии студентовпсихологов важно знать их отношение к выбранной профессии. Для этого студентам необходимо было из предложенных 12 факторов выбрать те, которые позитивно значимы для профессии психолог. Были получены следующие результаты: позитивно значимыми оказались такие факторы, как работа с людьми (0,69), возможность самосовершенствования (0,63), негативно значимыми –небольшая зарплата (–0,3), работа вызывает переутомление (–0,1).Так же, нами было выявлено общее отношение к выбранной профессии. У 71% позитивное отношение к профессии студентов, неопределенное у 16,4% и негативное отношение у 12,5% студентов. Следовательно, большинство студентов к выбранной профессии «психолог» относятся положительно, мы можем предположить, что эти студенты успешно освоят профессию «психолог», для студентов с неопределенным и негативным отношением, скорее всего, важна не сама профессия, а лишь получение высшего образования.Таким образом, анализируя полученные результаты проведенного исследования, можно утверждать, что у большинства студентовпсихологов, достаточно сформированы два компонента: мотивационноценностный и эмоциональный, т. е. студенты положительно настроены на получение высшего профессионального образования, а именно выбрано профессии, активно стремятся к этому. Исходя из полученных результатов, студентам для этого не хватает определенных знаний о выбранной профессии, практических умений, личностных характеристик. Что свидетельствует о недостаточно сформированном когнитивном компоненте образа профессии.По результатам проведенного констатирующего эксперимента,можно сделать следующие выводы.1.У большинства студентов выбор профессии «психолог» самостоятельный и на данный момент преобладают «истинно профессиональные» мотивы деятельности.2.Знаний о профессии психолог у студентов не достаточно, так как в большинстве ответах на вопросы о деятельности психолога, его функциональных обязанностяху студентов возникали трудности, ответы студентов неполные, есть ответы более общие, которые подходят для любой профессии типа «человек –человек».3.Большинство студентов к выбранной профессии «психолог» относятся положительно.4.Образ профессии психолога в процессе обучения в вузе начинает активно формироваться, развиваться и совершенствоваться. Необходимо отметить, что на начальном этапе обучения, образ профессии сформирован не достаточно,для того, чтобы студентыуспешно освоили выбранную ими профессию.5.На основании содержательного теоретического анализа проблемы формирования образа профессии у студентов и на основании результатов проведенного констатирующего эксперимента, планируется разработать программу «Формирование образа профессии у студентовпсихологов в процессе обучения в вузе » и внедрить ее на этапе формирующего эксперимента.

Ссылки на источники1.Зиброва С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии: дисс. … канд. психол. наук. –Красноярск, 1999. –122 с.2.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. –М.: МГУ, 1995. –224 с.3.Курбет Н.Н. Акмеологическиеусловия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук. –М., 2007. –24 с.4.Платаш Е.Ф. Организационнопедагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дис.…канд. пед. наук. –Ставрополь, 2011.–189 с.5.Сосновская А.М.Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). –СПб.: Роза мира, 2005. –206 с.6.Рыбникова М.Н. Индивидуальнотипологические и социальнопсихологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук. –М., 2008. –26 с.

Volodina Kseniya,The competitor of the chair of psychology of development and pedagogical psychology «Shadrinsk state pedagogical training institute», Shadrinskkse8727@mail.ruStudying the image of the profession of studentspsychologistsAbstract.The article considers the conception of «the image of the profession» and its structural components. An analysis of the ascertaining experiment`s results.Keyword: the image of the profession, the structural component of the image of the profession motivational, cognitive component of the image of the profession, the emotional component of the image of the profession.

Рекомендовано к публикации:Колмогорцевой Н. Н., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»