Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13159.htm.
Аннотация. В статье обобщен и проанализирован опыт работы учителя русского языка и литературы МБОУ Самбекской СОШ Натальи Сергеевны Колесниковой. Выявлены основные проблемы, стоящие перед учителем-словесником, обозначены теоретические основы деятельности учителя по развитию литературно-творческих способностей учащихся. Всесторонне представлена деятельность школьного литературного клуба «Парус».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кучеренко Карина Вадимовна,студентка IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г.Таганрогkapunka161@mail.ru

Школьный литературный клубкак средство развития литературнотворческих способностей учащихся

Аннотация.В статье обобщен и проанализирован опыт работы учителя русского языка и литературы МБОУ Самбекской СОШ Натальи Сергеевны Колесниковой. Выявлены основные проблемы, стоящие перед учителемсловесником, обозначены теоретические основы деятельности учителя по развитию литературнотворческих способностей учащихся. Всесторонне представлена деятельность школьного литературного клуба «Парус».Ключевые слова: школьный литературный клуб, литературнотворческие способности, педагогический опыт.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие способностей каждого учащегося.Это отражено в официальных документах. Так в Статье 3 Закона РФ «Об образовании» указано, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образованияявляется свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [1]. Вместе с тем педагоги отмечают отсутствие условий для решения этой задачи. Серьезным препятствием является существующий подход к определению содержания образования и современные формы контроля, направленные на выявление лишь имеющихся у учащихся знаний, а не их способностей.На решение этой проблемы направлены усилия, как исследователей, так и педагоговпрактиков. Перспективность опыта, обусловленная актуальностью проблемы выявления и развития способностей детей, а также необходимостью повышения качества литературного образования и профилизацией школьного обучения, находит теоретическое обоснование в психологопедагогических исследованиях Л.С.Выготского, В.А. Левина, В.П. Ягунковой, Е.Л. Яковлевой, И.П.Волкова, Г.С. Альтшуллера, П. Иванова, Поля Ланжевена, Анри Валлона, Жана Пиаже, Н.Б. Шумаковой, И.Н.Санниковой, Н.Д. Молдавской, В.И. Глоцер и др.В современной образовательной практике широкое распространение получил комплексный подход к развитию способностей учащихся средней школы. Этому способствует в большой мере внеклассная клубная работа. Опытныепедагоги отмечают, что успешная учебная деятельность школьников напрямую связана с их участием в деятельности кружков, клубных объединений.Цель нашего исследования –проанализировать и обобщить педагогический опыт учителя русского языка и литературы МБОУСамбекской СОШ Натальи СергеевныКолесниковой, как целостную педагогическую систему, которая направлена на развитие литературнотворческих способностей учащихся посредством деятельности школьного литературного клуба.Приступая к исследованию, мы исходили из важнейшего замечания К.Д. Ушинского о том, что «важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта». Только в этом случае передовой опыт одного учителя может быть использовать другими. «Чтобы теоретические находки учителя могли быть осознаны, использованыим самим и переданы другим, они должны быть осмыслены в категориях педагогической теории» [2, с. 15].Поэтому при анализе опыта мы использовали как эмпирические методы (беседа с учителем, анализ документации, анализ продуктов деятельности учащихся), так итеоретические (анализ литературы с целью обоснования и доказательства выделенных авторских идей). При систематизации полученного материала мы опирались на схему информационной карты о педагогических инновациях, разработанную О.Е.Лебедевым [3].В результате беседы с педагогом мы выяснили ее представление об основных проблемах, стоящих перед учителемсловесником, среди которых выделяются раннее выявление потенциально одарённых детей, их поддержка и развитие литературнотворческих способностей, а также поиск продуктивных форм организации развивающей деятельности учащихся.Автор считает, что низкий уровень читательской культуры школьников определяется такими условиями, как перегруженность программ по литературе, снижение интереса учащихся к её изучению и, какследствие этого, неумения учащихся выразить в слове свои мысли и чувства, создать какойлибо оригинальный текст и др.Это свидетельствует о том, что рассматриваемый педагогический опыт, безусловно, является актуальным, так как обусловлен сложившимся противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой креативный потенциал в меняющихся жизненных условиях, и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих развить творческие способности школьников.Поставленная педагогом цель –развитие творческих способностей учащихся –потребовала обращения к психологопедагогической литературе для уточнения ключевого понятия. В современной литературе отмечается, что не существует единой теории творчества. И ученые с разных позиций анализируют способности личности к творческой деятельности. И все же, несмотря на значительные различия существующих теорий, для удобства рассмотрения можно их классифицировать, выделить группы по разным признакам и основные направления изучения творческих способностей. Рассмотрим классификацию, предложенную С.Ю.Шаловой [4].Существует довольно большая группа ученых (Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, Д.Векслер и др.) которые считают, что творческие способности –это особыекачества мышления, тем самым связывая творческие способности с развитым интеллектом. Наибольшую известность в американской психологии творчества получила концепция структуры интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом, в которой творческая личность расчленена на целыйряд черт, где противопоставляются «гибкость» и «ригидность» мышления. Под гибкостью мышления понимается способность быстро и легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, способность варьирования и преобразования решения задачи в зависимости от условий, способность к гибкому поиску многообразных факторов, влияющих на решение проблемы.Творческий потенциал личности связывается со способностью к дивергентному мышлению, которое предполагает порождение множества решений на основе однозначных данных. Ему противопоставляется конвергентное мышление, которое направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется с помощью традиционных тестов интеллекта.Представители другого направления в исследовании творческих способностей связываюттворческие достижения личности с самыми разнообразными личностными качествами. Начало исследованиям в этом направлении положил Э.П.Торренс. Его подход основан на том, что творческие успехи обусловлены не столько интеллектуальными особенностями, сколько личностными характеристиками. Есть еще один подход к исследованию творческих способностей. Он заключается в рассмотрении способности к творчеству как особого интегративного качества. Называют ученые это качество поразному. А.М.Матюшкин в качестве основной характеристики творческой личности предлагает считать «творческость», которая включает в себя исследовательскую активность, потребность в новом открытии и одаренность, т.е. способность создавать нестандартные, оригинальные продукты.И, наконец, наиболее широкий подход к пониманию творчества и творческих способностей заключается в том, что важнейшими проявлениями творческой личности считаются уникальность и неповторимость, стремление реализовать себя. «Творчество –путь к свободе… Как никогда важно в годы юностипопробовать себя в этой конструктивной свободе, в свободе «для» (в отличие от свободы «от»…) [5, c. 72].Н.С. Колесникова подтвердила, что связывает одаренность учащихся не только с интеллектуальными способностями, но и с особенностями мотивационной сферы.

Разрабатывая технологию работы в литературном клубе, педагог опиралась на два исходных положения:Вопервых, клубная деятельность –одна из наиболее продуктивных форм, способствующих развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности ребёнка.Вовторых, целостный подход к обучению и развитию учащихся достигается сочетанием когнитивных и аффективных аспектов развития личности, так как только в этом случае осуществляется динамическая связь между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и познавательной активностью.Этим обусловлен выбор системы принципов работы литературного клуба. Наиболее важными являются:–принцип самоактуализации;–принцип индивидуальности;–принцип субъективности;

–принцип диалогичности;–принцип мультимодальности;

–принцип творчества и успеха;

–принцип веры, доверия и поддержки.Эти принципы нашли документальное отражение разработанном учителем положении о школьном литературном клубе. В нем указано, что литературный клуб «Парус»–это добровольное творческое объединение. Цель работы клуба –развитие литературных способностей, начальных навыков стихосложения и писания художественной прозы, расширение кругозора учащихся в литературной области.Задачи клуба: –привлечение в клуб пишущей молодёжи, оказание ейпомощи на начальном этапе творческой литературной деятельности;–пропаганда произведений авторовчленов клуба в селе, районе, Ростовской области.Члены клуба обязаны:–представлять свои произведения на обсуждение в печатном виде;–прочитывать и представлять свои суждения по произведению в оговариваемые сроки;–выполнять правила и требования той организации, в стенах которой работает клуб.Членом клуба может стать любой учащийся Самбекской школыс 1 по 11 класс, пишущий стихи или прозу, а также окончивший школу и продолжающий литературное творчество.Для членов клуба в течение года проводятся следующие мероприятия:–семинары, посвящённыеанализулитературного творчествачленов клуба;–лекции по русскому языку и литературному процессу;–встречи с жителями села, занимающимися литературным творчеством;–видеосъемка всех мероприятий клуба.Члены клубаобеспечиваются видеолекциями по русскому языку и культурологии.Для вступления в клуб необходимо посетить одно занятие в мастерклассе.Выбор форм и логика построения занятий определяются необходимостью системной подачи материала в единстве его содержательного и операциональнодеятельностного аспектов. Задания предполагают актуализацию всего теоретического материала. Тем самым содержание и характер заданий обуславливают ведущую роль продуктивных учебных действий в структуре деятельности, определяя ее творческий характер [6].Руководствуясь данным положением, Н.С. Колесникова в своей профессиональной деятельности использует целый комплекс методов: метод сотрудничества, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод самоанализа и самооценки.На занятиях часто применяются активные формы работы (творческая мастерская, литературная гостиная, литературная игра, выпуск альманаха, создание рукописной книги, встречи с мастерами слова, индивидуальные консультации, предметные олимпиады, творческие конкурсы разных уровней, создание портфолио разных типов).Данная система работы по развитию литературного творчества учащихся проходила апробацию в течение шести лет и подтвердила свою эффективность. Диагностика осуществлялась на основе длительного мониторинга, анкетирования учащихся, собеседования, педагогических наблюдений, тестирования, письменных работ учащихся. Выявлена позитивная динамика в когнитивном и аффективном аспектах развития личности учащихся. Повысилась мотивация и познавательная активность учащихся, уровень развития мыслительных процессов и овладение творческими приёмами. Положительная динамика развития творческой личности находит отражение в портфолио учащихся. О творческом росте членов литературного клуба свидетельствует возросшее количество участников муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. Формальным показателем достигнутых результатов являются многочисленные победы и призовые места учащихся в творческих конкурсах. За пять лет на уровне района 26 призовых места, на уровне области –7, на уровне России –4.Описание опыта работы литературного клубабудет неполным, если не привести примеры литературных произведений, сочиненных его участниками.

Членами клуба «Парус» был разработан проект герба и текст гимна Самбекского сельского поселения. К великой радости всех на заседании клуба, в котором принималучастие глава Самбекского сельского поселения М.А.Соболевский, председатель попечительского совета Г.Г. Экадиосов, депутат законодательного собрания Ростовской области В.Д.Гребенюк, произошла презентация герба и гимна Самбекского сельского поселения.

Гимн Самбекского сельского поселения

Гордимся мы родиной малой,Богатым, красивым селом.Нам деды его завещали –Мы детям своим отдаём.

Припев:Живи ты в столетьях,Наш край дорогой!Цвети, вечно здравствуй,Самбек наш родной!

Самбекские наши высоты,Вы дороги нам с детских лет.Геройски погибшие роты,Вы в памяти нашей навек.

Мы славим всем миром живущихВ прекрасной родной стороне!И память о подвигах предковВовек не умрёт на земле.И еще один пример литературного творчества учащихся.

Родной край

Во впадине глубокойРека Самбек бежит,Среди полей широкихСело моё лежит.

Люблю его низовья,Поля, дороги, пруд.Все в нашем ПриазовьеЕго Самбек зовут.

Люблю родное небо –Как купол, синий зонт,И запах дыма, хлеба,В лугах ромашек звон.

Мне дорог край зелёный,Тропинки без конца…Скамеечка у клёновИ запах чабреца.(С.Колесникова, член клуба «Парус», 10 кл.)

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что система работы Натальи Сергеевны Колесниковой по организациишкольного литературного клуба «Парус» носит инновационный характер.Инновации проявляются в содержании деятельности, формах и методах организации работы с одарёнными детьми(оригинальная долгосрочная программа деятельности школьного литературнотворческого клуба по обучению основам литературного творчества, теории литературы и развитию творческих способностей детей; тематическое планирование; модель творческой мастерской «Погружение в тему»; модели разных типов портфолио; методические рекомендации по организации деятельности школьного литературнотворческого клуба).Представленныйопыт может быть использован учителямисловесниками для организации увлекательной и плодотворной работы по предмету в общеобразовательных учреждениях и педагогами дополнительного образования в соответствующих учреждениях.Для успешного применения данного опыта необходима соответствующая педагогическая, психологическая и профессиональная подготовка учителя, освоение предложенной программы и модели проведения занятия по типу творческой мастерской, а также интерес со стороны учащихся, наличие специально организованного для занятий места, свободного времени учащихся и учителя и творческое отношение к работе.

Ссылки на источники1.Закон РФ «Об образовании».2.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. –М.:Педагогика, 1986. –152 с.3.Лебедев О.Е. Анализ педагогических проблем. –Л.: ЛГИУУ, 1990. –39 с.4.Шалова С.Ю. Создание условий для научнопедагогического творчества студентов в вузе. –РостовнаДону: Издательство Южного федерального университета, 2011. –264 с.5.Васильева З.И., Тряпицына А.П., Суворова С.А. Книга о воспитании человечности// Вестник Герценовского университета. –2007. –№ 6. –С. 72–76.6.Мищенко О.П. Творческая учебная деятельность как условие подготовки будущих социальных педагогов к работе с девиантными подростками //Интернетжурнал «Науковедение». –2012 –№3(12) –URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf.

Kucherenko Karina,Thethird yearstudent of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy of the Taganrog State Pedagogical Institute named afterA. P.Chekhov, Taganrogkapunka161@mail.ruSchool literary club as a means of developing creative abilities of pupils.Annotation. The experience of the work of Russian language and literature teacherin theSambek‱ssecondary school Natalia Sergievna Kolesnikova, have been compiled and analyzed in this article. The main problems, that has a teacherverbal person one, areidentified,the theoretical basis of the teacher‱s activitieson the development of literary and creative abilities of pupils are designated. Theactivitiesof the school literary club “Parus”is comprehensively presented.Keywords: the school literary club,literary and creative abilities, the teacher‱sexperience.

Рекомендованокпубликации:Шаловой С. Ю., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»