Безответная любовь как причина психологических расстройств у подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сотникова А. Ю. Безответная любовь как причина психологических расстройств у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13164.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности эмоциональных переживаний безответной любви у подростков старших классов. Приводятся психологические причины безответной любви у ребят этого возраста. Представлены результаты исследования, показывающие, что в подростковом возрасте безответное чувство сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями, но непродолжительность этих эмоций не способствует их переходу в реальные психологические расстройства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сотникова Анастасия Юрьевна,студентка III курса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог nastiysot@mail.ru

Безответная любовь как причина психологических расстройств у подростков

Аннотация.В статье раскрываются особенности эмоциональных переживаний безответной любви у подростков старших классов. Приводятся психологические причины безответной любви у ребят этого возраста. Представлены результаты исследования, показывающие, что в подростковом возрасте безответное чувство сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями, но непродолжительность этих эмоций не способствует их переходу в реальные психологические расстройства.Ключевые слова: любовь, безответная любовь, подростковый возраст, эмоциональные переживания.

Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит посвоему. Любовь –это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и длясебя; вряд ли найдётся хоть ктото, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени. Эти проблески любви дают нам силы и опыт в познании тайны любви. Любовь –это и есть та самая Живая вода, с которой не сравнится ничто остальное [1]. Но, несмотря на это, многие по уважительным причинам разочаровываются в любви. Неспособность чувствовать, утрата понимания друг друга и боязнь близости приводит к тому, что любовь кажется невероятной редкостью, иллюзией. Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека, единственным способом преодоления, которых является любовь.Самое распространенное значение, понятное для всех, гласит о том, что Любовь–эточувство, свойственноечеловеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии [2]. Философы и психологи, религиозные мыслители, представители всех творческих сфер деятельности пытались постичь великую тайну любви. Объяснение феномена –первый шаг к овладению им. Получив доступ к знанию, мы можем лучше ориентироваться в окружающей действительности и получаем возможность влияния, если не на все события, то на собственное восприятие этих событий, а значит, сможем адекватно реагировать на них. Поэтому и ведутся исследования в разных сферах, в том числе и изучение психологии любви. Эти знания могут облегчить жизнь людям. Тем более что, по мнению многих великих мыслителей прошлого и настоящего, –любовь –это самое важное в жизни. Рассуждения о любвии её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям. Любовь рассматривается также как философскаякатегория, в видесубъектногоотношения, интимного избирательного чувства, направленного на предметлюбви. Как пишет Эрих Фромм: «Любовь проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека» и еще: «Любовь –это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека» [3]. Таким образом, любовь не только индивидуальное чувство, но и спе цифическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость. Эрих Фромм в своем научном труде «Психология любви» выделяет несколько видов любви: –братская любовь; –материнская любовь; –эротическая любовь; –любовь к себе;–любовь к Богу [4].Еще одним видом любви является безответная любовь, то есть любовь к человеку, не отвечающему взаимным чувством. Что это за чувство, как часто оно встречается в подростковом возрасте, как можно пережить его и не впасть в отчаяние или разочарование? Ответы на эти вопросы являются задачами теоретического исследования. Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальномплане подростковая фаза –это продолжение первичной социализации. При которой происходит «массированное влияние на детей стихийных отрицательных факторов, нередко аморальных, которые подключают такие неосознанные механизмы социализации, как идентификация, внушение, заражение, подражание, которым часто не могут противостоять целенаправленные воспитательные воздействия…» [5]. Все подростки этого возраста –школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью является учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.Психологическиэтот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее психологическое новообразование возраста –чувство взрослости–представляет главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда –типичные возрастные конфликты и их преломление в сознании подростка. Вцелом этот период завершения детства и начало «вырастания» из него [6].При этом следует заметить, что человека в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Не в меньшей мере важно и то, что в процессе социального формирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и познания, складывается его готовность к труду.Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, –все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе [7].Что касается эмоциональных реакцийпереходного возраста, то они коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения. Подростки с низкой эмоциональной реакцией более беспокойные, раздражительные, эмоционально неустойчивые, менее решительны и общительны, чем их высокореактивные сверстники. Вообще подростковый возраст характеризуется меньшей (по сравнению с юношеским) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных отношений, невысоким уровнем самоконтроля и саморегуляции. Подростковые настроения значительно менее устойчивы и осознаны, чем юношеские, и соотносятся с гораздо менее широким кругом социальных условий.Этот возраст является одним из ключевыхэтапов в процессе становления эмоциональноволевой регуляцией человека. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, друзьями) подросток может проявлять большую импульсивность в поведении. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими переживаниями. Подростковый возраст –это период, когда ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Кризис подросткового возраста обогащаетподростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные переживания обогащает сферу своих чувств, мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и другими, овладевая опытом целенаправленного обособления. Часто наступление подросткового кризиса связано с подростковой любовью.Дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни. Именно в это время детиподростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать.Вместе со стремлением к независимости и свободе подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. А ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство –любовь.Способность любить закладывается с детства, она дарится, в первую очередь, мамой, близкими людьми. А когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто... К сожалению, любовь и для взрослых далеко не всегда связана с ощущением счастья, радости, переживанием положительных эмоций. А уж подростки по своейнеопытности могут совершить непоправимые ошибки, поступки, о которых, быть может, придется жалеть долгие годы. В подростковом возрасте бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. Этот период у подростков начинает проявляться романтическая любовь. Взрослые обычно относятся к таким проявлениям снисходительно, однако, эта любовь сопровождаетсяогромным эмоциональным накалом[8].

Различное отношение к любви у подростков влияет на остроту их эмоциональных переживаний в то время, когда подросток испытывает чувство безответной любви. Подростки испытывают горе подругому, нежели ребенок или взрослый. Гормональные изменения в теле подростка заставляют его испытывать более интенсивные эмоции. В связи с этим «для подростков типичной является ситуация, когда девиантные действия совершаются ими не в силу асоциальных качеств, а представляют собой лишь гипертрофию особенностей данного возраста» [9]. Подростки часто сами по себе переживают состояния подавленности, депрессии, гнева и страха перед будущим. Именно поэтому существует тенденция к увеличению числа самоубийств среди подростков. Всамоубийстве они могут видеть решение своих проблем.Но далеко не все прибегают к самоубийству, многие подростки уходят в себя, становятся замкнутыми, им кажется, что если их не полюбил один человек, значит не полюбит никто, сразу всплывают мнимые комплексы и тогда ребенок просто перестает воспринимать себя нормально. Различное отношение к любви у подростков влияет на остроту их эмоциональных переживаний в то время, когда подросток испытывает чувство безответной любви. Рассмотрим такой случай. В классе всегда есть мальчик или девочка, в которых влюбляется полкласса просто за компанию. В таком возрасте любовь может носить стремительный и коллективный характер. Естественно, что он или она не могут ответить на чувства всем. Особо впечатлительные подростки реагируют на это очень остро и могут внушить себе, что это чувство первое и последнее в их жизни.Вот ещё один типичный вид безответной любви: любовь к кумиру. В этом случае предмет любви и понятия не имеет, что ктото страдает. Чем популярнее человек, тем больше страдающих от неразделённой любви. Это могут быть певцы, кинозвёзды, музыканты, спортсмены и т.д. Это также может быть любовь к лечащему врачу, преподавателю, учителю в школе. Но в этом случае все же возможен исход с построением отношений. Но такие отношения не приветствуются и осуждаются, поэтому такие пары очень редки.Классическая неразделенная любовь. Это может случиться с кем угодно и влюбом возрасте, а не только с подростками. Человек просто начинает жить жизнью предмета своей любви. Он начинает страдать. Иногда он может быть не в состоянии признаться в своих чувствах, боясь быть отвергнутым, и страдает ещё больше от собственной слабости и безызвестности. А отвергнутый человек продолжает надеяться, что его любимый одумается и поймёт, что был неправ. В таких случаях предмет любви идеализируется и тут происходит самовнушение, с которым бороться практически невозможно. А доказать, что насильно мил не будешь, может только время. Но не всегда чувство безответной любви провоцирует именно негативные переживания и психологические расстройства. В художественной литературе, да и в жизни, мы можем найти примеры, когда, наоборот, такая любовь, переживаемая как возвышенное чувство к объекту любви, дает человеку, ее переживающему, творческое вдохновение и силы. Причин того, что люди выбирают объектом своей любви тех людей, которые не хотят, или не могут отвечать им взаимностью чувств, существует несколько[10].1.Несчастная любовь к самому себе.В результате чего происходит подмена любви к другому существу притязаниями на его любовь, попытка обязать другого человека наполнить мою пустую душу до краев. Это происходит в результате распространенного заблуждение, что другой человек может сделать нас счастливыми, и нужно только заполучить такого человека. 2.Любовь как «голод».Часто у мужчин и женщин возникает ощущение неполноценности существования, когда в жизни отсутствует партнер противоположного пола. Они чувствуют себя неблагополучными людьми, неудачниками во взаимоот ношениях с другими и испытывают страх одиночества. И поэтому бросаются развивать отношения с первым же болееменее подходящим партнером. 3.Детские сценарии.Мы действительно, помимо нашей воли, находим людей, в чьем обществе мы можем играть те же роли, которые играли в детстве. И если в нашем ближайшем окружении не было примеров здоровых и полноценных отношений между мужчиной и женщиной, нам будет труднее их построить. 4.Влюбленность, принимаемая за страстную любовь, или «упоенность» собственной любовью.Как пишет Фишер: «Страстное увлечение представляет собой стадию, на которой другая личность не покидает вашей головы, и вы не можете от нее избавиться. Ваш мозг сосредоточен на положительных качествах любимого человека и игнорирует все отрицательные». Однако безрассудная привязанность к другому вовсе не является примером абсолютной любви. Это, скорее, –замкнутая на себе и питающаяся собою любовь. Такое, не нуждающееся в других и ничего им не дающее, чувство обречено на саморазрушение. Влюбленность бесконечно далека от подлинной любви, которая есть не просто страсть, вспыхивающая между двумя людьми. Любовь –это, скорее, форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом, как определил ее известный психолог и психотерапевт Ирвин Ялом. 5.Жертвенность или фанатизм.В этом случае человек просто пытается удовлетворить свою страсть к самоотречению, отказаться от самого себя, убежать от себя. А уж ради чего это сделать, такой человек обязательно найдет: вождь, гуру, секта, безумно любимый возлюбленный, известный певец (актер) или просто какойнибудь весьма влиятельный авторитет. Это называется фанатизм.6.Болезнь безупречности. В жизни всегда есть повод почувствовать себя несчастным. И иной человек вырабатывает несчастье из любого поступающего материала, и поэтому любое впечатление может стать причиной его расстройства. Однако причины несчастья всегда внутри человека, а люди отличаются своим отношением к происходящему: для когото и прыщик на лице может стать причиной депрессии.7.Негибкость психики.Некоторые люди поддерживают отношения с одним выбранным ими партнером только потому, что решили для себя, что «только с ним я смогу быть счастлива». Такая эмоциональная сверхзависимость может возникнуть тогда, когда для влюбленного в бессознательной части его психики реальный человек совпадает с образом идеального партнера. В подобную зависимость попадают те люди, у которых этот бессознательный идеальный образ строго очерчен, очень четкий и энергетически мощный, способным «притянуть» к себе реального партнера, что бывает далеко не у всех. У большинства же людей представляемый ими идеал достаточно гибок.8.Просто не повезло.Сюда относятся все причины, которые не были объяснены выше. Может, они вообще ещё неизвестны, может, просто не попали в наше поле зрения. Или может, потому что в жизни всегда остаются вопросы, на которые пока нет ответа. В ходе эмпирического исследования мы хотели проверить две гипотезы. Первая о том, что различное отношение к любви влияет на остроту эмоциональных переживаний в то время, когда подросток испытывает чувство безответной любви. И вторая, что уверенность в себе (проявляющаяся в умении легко знакомиться с понравившимся человеком противоположного пола) уменьшает остроту переживания негативных, депрессивных чувств, если объект любви не отвечает взаимностью. С этой целью нами был подготовлен опросник, в котором были перечислены разные виды любви и различные эмоциональные переживания, а также имелись вопросы относительно того, что может помочь или помешать знакомству подростка с интересующим его человеком противоположного пола. В опросе приняли участие учащиеся 11 «А» и 10 «Б» классовшколы №1125 г.Таганрога, это дало нам возможность проследить имеющиеся различия в отношении к данному вопросу в зависимости от возраста (15, 16, 17 лет).Анализ результатов показал, вопервых, что к 15–17 годам большинство опрошенных испытало такое чувство, как безответная любовь. И чаще такое чувство переживали девочки, чем мальчики. Причем, вопреки традиционному мнению, что подростки склонны влюбляться в популярных людей (певцов, музыкантов, актеров), среди опрошенных нами все были влюблены в реального человека. Ответ на вопрос: «Какой отрезок времени тебе потребовался для того, чтобы справиться с этим чувством и вернуться в нормальное эмоциональное состояние?», показал, что для мальчиков наиболее характерно переживать чувство безответной любви короткое время (от нескольких дней до нескольких недель), тогда как для девочек, наоборот, –длительноевремя(более трех месяцев). Но опыт подобных переживаний в основном не мешал ни тем, ни другим в дальнейшем знакомиться с интересующими их людьми противоположного пола. Интересным оказалось и то, как складывались в этот период отношения с друзьями или в семье. Если мальчики в тот период, когда они испытывали чувство безответной любви, приблизительно в равных пропорциях:либо находили поддержку у друзей, либо ссорились с ними; и точно так желибо находили поддержку в своей семье, либо «вштыки» воспринимал советы родителей. То для девочек было характерно, что они находили поддержку и взаимопонимание у своих подруг, но в основном ссорились с родителями по поводу личных переживаний. Это позволяет предположить, что у девочек больше выражены реакции протеста и, оппозиции по отношению к взрослым. В целом же легче знакомятся, как оказалось, именно девушки, причем с возрастом (15, 16,17 лет) делать это им становится все более легко.Вовторых, ответы по поводу их отношения к любви, показали, чтоу подростков отсутствует отношение к любви как эротическому влечениюи как к игре, флирту. Что соответствует описанным в психологической литературе особенностям подросткового возраста, заключающимся в том, что юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, в потребности в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, а эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. В нашем исследовании для учащихся 10го и 11го класса наиболее актуальным оказалось восприятие любви как «возвышенного чувства», а также как «безрассудной привязанности к другому, страстного влечения» и «самоотречения, самоотдачи, готовности пожертвовать своими интересами». А вот в 10м «Б» классе на первое место вышло такое определение любви как «безрассудная привязанностьк другому, страстное влечение», а также «потребность быть с кемто» и «самоотречение, самоотдача, готовность пожертвовать своими интересами». Так что такой мотив как самоотречение довольно распространен в восприятии любви подростками. В целом же получилось, что для девочек более характерно то, что они рассматривают любовь как «возвышенное чувство» и «поиск идеала», а также чаще склонны, особенно в 15летнем возрасте, к самоотречению и самоотдаче в любви.Втретьих, когда подростки испытывают чувство безответной любви, они чаще переживают отрицательные эмоции. Но девочки в этот период могут испытывать и положительные чувства либо такие же, как и всегда. Как показал опрос, для подростков наиболее характерными переживаниями в тот момент, когда они не находят взаимных чувств у объекта привязанности, является переживание чувства вины и «самоедство», самокопание в поиске ответа на вопрос: «Чем я не хорош?» и «Почему я не заслуживаю любви?». Также часто возникает тоска и депрессивные эмоциональные переживания. Надоотметить, что имеет место разница в переживании определенных чувств в зависимости от отношения подростка к любви. Так, например, любовь, понимаемая как самоотдачаили возвышенное чувство, позволяют переживать приподнятые, радостные чувства. Вместе с тем, именно любовь как возвышенное чувство, наряду с любовью, понимаемой как страстное влечение, безрассудная привязанность к другому, заставляют людей чаще, чем другие виды любви испытывать чувство виныили быть причиной «самоедства» и психологического «самокопания» в своей личности. В общем же оказалось, что именно такая любовь как страстное влечение, безрассудная привязанность к другому,порождает наибольшее число отрицательных переживаний. Но среди девочек, кто легкознакомится(а следовательно, более уверен в себе), испытывают положительные эмоции во время переживания чувства безответной любви более половины (53%), тогда как в группе тех девочек, которым трудно познакомиться, такие чувства испытывает только третья часть.И наконец, познакомимсяс мнением подростков о том, что мешает и что помогает им познакомиться с интересующими их людьми противоположного пола? Итак, вопрос «Если тебе трудно подойти к интересующему тебя человеку противоположного пола, то какая мысль тебя останавливает?» показал, что среди тех, кому легкопознакомиться:–для мальчиков важна оценка другими их интеллектуальных способностей (мешающая мысль: Я ему интересен?);–а для девочек –оценка их привлекательности (мысль: А вдруг я ему не понравлюсь?). Т. е.уверенные в себе подростки в первую очередь воспринимают себя как значимую личность, индивидуальность, которую должны заметить окружающие люди.А вот среди тех, кому труднознакомиться, для мальчиков имеет значение окружение его объекта симпатий, то есть он боится мненияподруг. А для девочек останавливающей мыслью является: Как он на это отреагирует? То есть для неуверенных в себе людей имеет значение в первую очередь реакция других людей, в зависимости от нее они определяют и свою личностную значимость, и свое место в социальной группе.А вот среди того, что может повлиять на решимость познакомиться с интересным человеком противоположного пола и для мальчиков, и для девочек в первую очередь имеет значение поведение самого человека. А именно:если интересующих их человек показывает им с помощью взглядов, мимики или жестов, что готов к знакомству или если человек сам станет инициатором знакомства. Для девочек имеют значение также и другие моменты. Так, в 15 лет особенно важным является для них совет и поддержка подруг, а в 16 лет –как они выглядят в момент общения, какое у них настроение в этот момент.Интересным для развития романтических отношений представляется роль окружения подростка. Так, например, подруги (интересующей его девочки) служат препятствием для мальчика –он может не решиться подойти и познакомиться. Но вот для девочки ее подруги, их мнение относительно выбранного ею объекта влюбленности, наоборот, служат стимулом для решительного знакомства. Кроме этого, они выступают той группой, где девочка находит поддержку во время ее переживания чувства влюбленности или безответной любви.Таким образом, проведенный среди подростков 15–17 лет опрос подтвердил выдвинутые нами гипотезы. Вопервых, различное отношение к любви действительно влияет на остроту эмоциональных переживаний в то время, когда подросток испытывает чувство безответной любви. И, вовторых, уверенность в себе уменьшает остроту переживания негативных, депрессивных чувств. Выводы,которые можно сделать после того, как мы подробно изучили мнение подростков по поводу переживаемого ими чувства безответной любви:1.Безответная любовь сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями, такими как тоска или депрессия, что можно охарактеризовать как начальная стадия психологических расстройств эмоциональноидеаторного уровня.2.Однако недолговременное переживание подобных эмоций не способствует их переходу в реальные психологические расстройства.3.Воспитание у подростков определенного отношения к любви может способствовать смягчению переживания ими негативных эмоцийили даже научить их переживать эмоции радости, воодушевления в период влюбленности и, таким образом,научить переживать связанные с нею трудности и разочарования.

Ссылки на источники1.Фромм Э.Искусство любить. –URL: http://www.modernlib.ru/books/fromm_erih/iskusstvo_lyubit/read.2.Любовь // Википедия. –URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FE%E1%EE%E2%FC.3.Фромм Э.Указ. соч.4.ЗаикаТ.А. Любовь: психологический аспект. –URL: http://xreferat.ru/77/4391lyubovpsihologicheskiiyaspekt.html.5.МолодцоваТ.Д. Роль социальнопедагогических факторов в появлении школьной дезадаптации //Вестник ТГПИ. –2010. –№2. –С.292.6.КонИ.С.Психология старшеклассника. –URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml.7.Там же.8.Кобышева Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: дис. … канд.психол.наук. –Таганрог, 2004. –210 с.9.Мищенко О.П. Предпосылки девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах // Социальногуманитарные знания. –2006. –№ 2. –С. 158–165.

10.Причины несчастной любви // Психология и тесты. –URL: http://tests.astrostar.ru/psyalm/46780.html.

Sotnikova Anastasiya,the 3rdyear student of psychology and social pedagogical faculty of A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical Institution, Taganrognastiysot@mail.ruUnrequited love as the reason of psychological disorders of teenagersSummary.Features of emotional experiences of the senior school teenager‱s unrequited love reveal in this article. The psychological reasons of unrequited children‱s love of this age are given. The results of investigation are showing that at adolescence the unreciprocated feeling is accompanied by heavy emotional experiences, but a short duration of these emotions doesn‱t assist it transition into the real psychological disorders.Keywords:love, unrequited love, adolescence, emotional experiences.

Рекомендовано к публикации:Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала«Концепт»