База данных в системе Moodle и возможности её применения в обучении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самарина А. Е. База данных в системе Moodle и возможности её применения в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13163.htm.
Аннотация. Статья посвящена элементу «База данных» системы Moodle, его настройке и использованию в обучении. Описан пример применения этого элемента для создания электронной версии «Словаря смоленских говоров» для обучения студентов филологических специальностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самарина Анна Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО«Смоленский государственный университет», г.Смоленск

a.e.samarina@gmail.com

База данных в системе Moodleи возможности её применения в обучении

Аннотация.Статья посвящена элементу«База данных» системы Moodle, его настройке и использованию в обучении. Описан пример применения этого элемента для создания электронной версии«Словаря смоленских говоров» для обучения студентов филологических специальностей.Ключевые слова:Moodle, база данных, электронный курс, словарь, лингвистика, смоленские говоры.

Широкое внедрение в практику обучения информационных и коммуникационных технологий, распространение дистанционного образования приводит к использованию многими образовательными учреждениями системы управления обучением Moodle.Moodle–модульная объектноориентированная динамическая обучающая среда (англ.–modularobjectorienteddynamiclearningenvironment), часто называемая системой управления обучением, предоставляет самые широкие возможности преподавателю для создания электронных курсов и наполнения их учебным контентом. Вебинтерфейс, интуитивно понятные инструменты, возможности индивидуальной настройкисистемы создали ей заслуженную популярность не только среди преподавателей, но и студентов. К числу наиболее употребительных элементов и ресурсов курса обычно относят текстовые и вебстраницы, ссылки на файлы и внешние ресурсы, задания разных видов, глоссарии. Вебстраницы обычно применяются для предоставления учебного материала, содержащего текст, иллюстрации, таблицы, схемы. Ссылки на файлы позволяют студентам скачивать на свой компьютер предварительно подготовленные преподавателем данные в виде файловразного типа (doc, xls, ppt и многих других). Ссылки на вебстраницы позволяют преподавателю использовать в работе внешние ресурсы сети Интернет, органично дополняющие и расширяющие учебный материал. Задания требуют от студентов выполнения некоторых учебных действий, результатами которых являются файлы, загружаемые в систему Moodleдля проверки преподавателем.Среди элементов курса, позволяющих организовать учебную и исследовательскую работу студентов, значительно меньшей популярностью пользуется элемент«База данных».В руководстве по системе Moodleэтому элементу отводится совсем немного места, однако этот элемент курса может быть эффективно использован для организации и доступа к данным, для совместной работы студентов, элементов исследовательской деятельности.Как известно, традиционная база данных реляционного характера представляет собой совокупность таблиц с данными, организованных определённым образом. Чаще всего правильно спроектированная база данных содержит несколько таблиц, связанных между собой с помощью ключевых полей, что позволяет избегать избыточности данных и их дублирования. Однако система Moodle даёт возможность создания и использования в качестве элемента курса только однотабличные базы данных (примером такой базы можно считать простую прямоугольную таблицу в табличном процессоре Excel). С одной стороны, если такая база содержит много записей (строк), то это приводит к дублированию данных, излишнему объёму, трудностям в обновлении данных, что вообщето считается недостатком. С другой стороны, недостаток этот не является критическим, поскольку такая база данных носит учебный характер и не содержит, как правило, важных и объёмных данных.Для создания элемента курса Moodle«База данных» необходимо, выбрав соответствующую команду (Добавить элемент курса–База данных), ввести параметры базы: –название;–введение–комментарий, описывающий назначение базы данных, содержащуюся информацию;–сроки доступа к базе данных для просмотра и редактирования; –оценивание вводимых данных преподавателем и др.Далее для созданной базы данных (таблицы) нужно определить поля (столбцы). Для этого необходимо с помощью команды Создать новое поле задать тип вводимой информации (он выбирается из выпадающего списка), а затем указать остальные параметры поля. К ним вобязательном порядке относятся:–название поля–его желательно делать кратким, сокращённым, такое краткое название удобно использовать в дальнейшем при создании шаблонов ввода и просмотра записей;–описание поля–может быть более подробным для понимания смысла, оноотображается во всплывающих подсказках при вводе данных;–другие параметры–могут различаться в зависимости от типа поля.Система Moodleподдерживает в базе данных поля следующих типов:–Текстовое поле–может содержать слово или короткую фразу;–Текстовая область–длинный текст, целый абзац, высоту и ширину которого можно регулировать;–Меню–выпадающий список, где нужно выбрать один из вариантов;–Меню (выбор нескольких)–список, где можно выбрать сразу нескольуо вариантов ответов;–Переключатели–позволяют установить указатель на одном из предложенных вариантов;–Флажки–похожи на переключатели, но позволяют установить галочки на нескольких вариантах;–Дата–выбор числа, месяца и года из выпадающих списков;–Картинка и файл–дают возможность загрузить в базу данных документ с компьютера, картинка в дальнейшем отображается в виде иллюстрации, а файл можно скачать. –Ссылка–URLадрес страницы в Интернет; –Число;–Широтаили долгота–позволяет ввести координаты точки или объекта на земном шаре и затемиспользовать для просмотра географические сервисы, например, GoogleMaps[1].Как видно из приведённого списка типов полей, база данных в Moodleпозволяет хранить самую разнообразную информацию: словарные статьи, списки художественных иллюстраций, персоналии с биографиями, списки географических объектов с указанием мест их размещения и многое другое. После задания всех полей необходимо задать шаблоны–формы, которые будут использоваться в дальнейшем для просмотра и добавления данных. По умолчанию создаётся стандартный шаблон, который можно изменить с помощью встроенного WYSIWYGредактора, а при желании можно использовать HTMLтеги для более тонкой настройки. Для отображения поля таблицы в шаблоне (форме) во встроенном редакторе употребляются его название,заключённое в двойные квадратные скобки, например [[Поле1]].По умолчанию создаётся также подпись на форме (Поле1), в этом случае название поля записывается без скобок, однако имеет смысл изменить его на более информативное (например,«Введите значение Поля1»), поскольку на отображение значения поля это не влияет.Для работы с базой данных необходимо создать:–шаблон добавления–форма, в которую пользователь (студент) вводит данные. Её можно делать в виде таблицы, сопровождая каждый вносимый пункт пояснениями и подсказками, облегчающими ввод;–шаблон одной записи–форма, позволяющая просматривать записи (строки) таблицы по одной, например, преподавателем при проверке; обычно под отображаемой записью добавляются кнопки для быстрого перехода к редактированию записи, удаления и одобрения преподавателем. Для этого используются специальные метки–##edit##, ##delete## и ##approve## соответственно;–шаблон списка–форма, позволяющая просматривать записи списком. Этот шаблон имеет область заголовка, область отображения списка, а также нижний колонтитул. В заголовке можно создать«шапку» таблицы, а в нижнем колонтитуле добавить комментарии по каждому из столбцов (полей) или продублировать заголовок.После создания всех шаблонов база данных готова к работе. Подготовленный каркас базы данных заполняют информацией. В работе с этим элементом Moodleопределённое удобство представляет возможность многопользовательского доступа–несколько пользователей (студентов) могут вводить данные одновременно. Студент и преподаватель имеют разные права по работе с базой данных. Студент может вводить, редактировать и удалять только свои данные, преподаватель же может вводить, редактировать и удалять данные всех студентов, а также может одобрить введённые студентом данные. Все остальные студенты–участники курса–смогут увидеть новые данные своих сокурсников лишь после того, как преподаватель их проверит и подтвердит их правильность («завизирует»). Это даёт возможность преподавателю корректировать информацию и оценить работу студента. Записи в таблице могут просматриваться списком или по отдельности (по одной).Имеется возможность осуществления поиска в массиве данных по одному или сразу нескольким условиям, которые задаются в форме для поиска (Search) для каждого из полей таблицы. Ввод условий поиска позволяет быстро найти нужные данные в базе.Итак, алгоритм работы в базой данных в курсе Moodleможет быть следующим:1.Продумать и подготовить структуру таблицы базы данных–задать нужные поля.2.Подготовить шаблоны для ввода и просмотра данных.3.Ввести небольшое количество записей, просматривая которые студенты могли бы осознать структуру данных.4.Сформулировать задание по вводу данных и провести инструктаж о пользовании формами ввода и поиска; можно даже рекомендовать добавить такую инструкцию в виде ресурса Moodle(например, в виде вебстраницы). 5.Предоставить студентам возможность работы с базой данных.6.Проверить введённые данные, при необходимости–откорректировать, прокомментировать, подтвердить, оценить созданные записи.7.Взавершение работы продемонстрировать готовую, наполненную базу данных и проанализировать произведённые изменения.8.Сделать выводы.Такая методика помогает студентам понять смысл работы с информационными системами сетевого характера, формирует понятие о клиентсерверной архитектуре и вебинтерфейсе.Элемент«База данных» может использоваться в преподавании информатики, информационных технологий в разных видах профессиональной деятельности–для формирования понимания структуры и способов работы с информацией, с информационными системами. Отметим, что при изучении многих дисциплин базового и профессионального цикла необходимо формирование компетенций по работе с информацией, с информационными системами. С подобными системами самого разного назначения студенты будут сталкиваться как в учебной, так и в профессиональной деятельности. При этом тема«Информационные системы и базы данных» является довольно трудной в курсах информатики и других, связанных с ней дисциплин.Использование элемента«База данных» в Moodleспособствует формированию необходимых компетенций, пониманию структуры и ключевых понятий баз данных, понятий, связанных с разграничением прав и доступом к базе данных.Рассмотрим один из возможных способов использования«Базы данных» в обучении.В Смоленском государственном университете система Moodleиспользуется в течение двух лет. Разработан ряд электронных курсов для поддержки очного обучения студентов. В частности, активно используются возможности Moodleпри работе со студентами филологического и физикоматематического факультета. Интересным оказалась возможность использовать элемент«База данных» для проведения исследований на стыке информационных технологий и лингвистики. Элемент«База данных» является основой демонстрационного курса«Смоленские говоры» [2] (для входа в курс можно использовать гостевой доступ). Ранее на основе лингвистических научных исследований в Смоленском государственном университете был создан«Словарь смоленских говоров» и его картотека. Словарь содержит огромный лексический материал, отражающий специфику диалектов Смоленской области. Лексика словаря отражает все стороны жизни носителей говоров.Словарь издавался с 1974 по 2005 год, состоит из 11 выпусков, в которых содержится около 30000 слов, причем более 15000 не отмечены в других источниках. Картотека словаря насчитывает более 500000 единиц.Печатная версия «Словаря смоленских говоров» весьма объёмна, что затрудняет её использование для поиска нужной информации, поэтому обоснованным и удобным нам представляется создание электронной версии словаря–информационной системы или базы данных[3]. Такая система поможет обобщить имеющиеся данные, способствует пополнению и обновлению словаря, а также поиску необходимых данных в нём.Каждая словарная статья имеет заголовочное слово и ряд характеристик, среди которых морфологические и грамматические пометы, примеры словоупотребления с указанием района и населенного пункта.Рассмотрим несколько словарных статей и проанализируем их структуру. Пример 1.ВеНТЕРЬ, я, м. Рыболовный снаряд конусообразной формы, сплетённый из прутьев. Рана вясною винтирями ловють рыбу у тякучий речки. Винтиря плятуть с лазовых пруттиу, как карзину, у длину къла двух аршин. Адин бок саусим зъплитають, другей–не. Ставють яго протиу, как речка тякеть, рыбина нъзат уже ни выплывить. ЕЛЬН. Березна.Пример 2.НАКРяЧИТЬ, чу, чишь, сов., перех. Экспр. Нагромоздить ворохом, кучей. Во сена на вое нъкрячиу, лошъть ели вязеть. КАРД. Кривцы; ДОР., СМОЛ. + СРНГ, 19.Пример 3.НАЖиЛИСТЫЙ, ая, ое. Трудолюбивый. У ней усе дети нажылистыи, работъть любють. РОСЛ. Кириллы. А деука у йих нажылистыя, усё паделыить. УГР. Дрожжино.

Каждая статья имеет заголовочное слово, которое относится к определенной части речи. После заголовочного слова через запятую перечисляются возможные в данной грамматической парадигме окончания слова, однако дается не полная парадигма в силу ее значительного объема, а лишь отдельные элементы, которые могут быть последовательно расширены в дальнейшем описании (например, указано окончание я для родительного падежа существительного ВеНТЕРЬ; личные окончания 1 и 2 лица единственного числа у, ишь для глагола НАКРяЧИТЬ и т.д.).Далее в словарной статье указываются грамматические характеристики слова, присущие определенной части речи и, возможно, несущие приметы диалектной специфики (вид и переходность у глагола, род у существительного и т.п.). Затем отмечаются стилистические особенности слова, например, с помощью помет «Экспр.» или «Пренебр.», однако следует отметить, что эти пометы являются факультативными, в отличие от грамматических.В словаре отражены факты полисемии, и для каждого значения многозначного слова приводится один или несколько примеров употребления слова в высказываниях. Особенностью словарной статьи является то, что примеры употребления слов в высказываниях приводятся в упрощенной орфографической транскрипции, передающей особенности произношения в той или иной группе говоров (см. примеры выше).После примера употребления указывается обозначение района Смоленской области (СМОЛ., САФ., ДЕМ. и т.п.), а во многих случаях и название населённого пункта, где было зафиксировано это словоупотребление.Словарные статьи могут содержать также сведения о том, в каких ещё районах употребляется слово, и специальные обозначения печатных источников, где зафиксировано слово (например, помета «СРНГ, 19»означает 19й том «Словаря русских народных говоров»).Удобным способом для аккумулирования статей словаря является«База данных», которая представляет собой прямоугольную двухмерную таблицу. Проанализируем её структуру. Поскольку речь идёт о словаре,каждая запись должна соответствовать отдельному слову. Тогда таблица должна содержать следующие поля:1.Слово–заголовочная единица статьи (обязательное поле).2.Часть речи–краткое обозначение части речи (обязательное поле).3.Окончания–перечень возможных окончаний слова (необязательное поле).4.Грамматические пометы–характеристики слова, присущие определенной части речи (обязательное поле)5.Стилистические пометы–например,«Экспр.»,«Пренебр.» и т.п. (необязательное поле).6.Значение–возможно одно или несколько (обязательное поле). 7.Пример словоупотребления–предложение, в котором употребляется слово в значении из п.6. Предложение записывается в упрощенной орфографической транскрипции (обязательное поле).8.Район–краткое обозначение района Смоленской области (обязательное поле).9.Населённый пункт–место, где зафиксировано словоупотребление (необязательное поле).10.Употреб. также–указания, в каких ещё районах Смоленской области употребляется слово (необязательное поле).11.Печатные источники–краткие специальные обозначения печатных источников (необязательное поле).Дополнительные сложности могут быть связаны с тем, что слово может иметь несколько значений, для каждого из которых может быть несколько примеров словоупотребления, зафиксированных в разныхрайонах [4]. На основе системы дистанционного обучения MoodleСмоленского государственного университета создан учебный демонстрационный курс«Смоленские говоры»[5]. В ходе изучения дисциплин «Информационные технологии в лингвистике», «Информационные системы» студенты знакомятся с базой данных «Смоленские говоры»как с одним из примеров лингвистических информационных систем, принимают участие в её наполнении. Учебный электронный курс«Смоленские говоры» включает описание словаря, методические рекомендации для студентов по работе с информационной системой и саму базуданных. Студенты под руководством преподавателя наполняют базу данных «Смоленские говоры»словами и примерами употребления в соответствии с методическими указаниями. Введённые данные проверяются преподавателем и после утверждения становятся доступными для просмотра всеми участниками курса. Использование элемента«База данных» Moodleоблегчаетдля студентов понимание структуры словаря и способствует формированию профессиональных компетенций в работе с информационными системами при исследовании лингвистических объектов.Таким образом, информационная система «Смоленские говоры»предполагает активное взаимодействие студентов и преподавателей различных факультетов и отделений и служит, с одной стороны, формированию ценной с научной точки зрения лингвистической базы данных, с другой стороны, способствует развитию и интеграции межкафедральной научноисследовательской работы студентов.На данный момент база данных содержит всего около 500 записей, однако работа предполагает активное расширение этой базы и продолжение исследования.Этот способ использования элемента«База данных» системы Moodleкак основы словаря позволяет продемонстрировать студентам филологических специальностей возможности применения информационных технологий в лингвистике.

Ссылки на источники1.Документация поэлементу«База данных» на официальном сайте Moodle.–URL: http://docs.moodle.org/25/en/Database_activity_module.2.Учебный курс «Смоленские говоры».–URL: http://moodle.smolgu.ru/course/view.php?id=48.3.Словарь смоленских говоров / Под ред. Л.З. Бояриновой, А.И. Ивановой.–Смоленск, 1974–2005. Вып. 1–11.4.Самарина А.Е., Лунькова Е.С. Электронная база данных «Словарь смоленских говоров» и её применение в обучении студентов филологических специальностей//Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сб. трудов Межрег. научнопрак. конф. –Смоленск,2013.5.Учебныйкурс«Смоленскиеговоры». Указ. ист. Samarina Anna,Candidate of pedagogical sciences, associate professor at the chair of information technologies, Smolensk State University, Smolenska.e.samarina@gmail.com The database in the Moodle system and the possibilities of its using in teachingAbstract.Article is devoted to the activity“Database”in the Moodle system, its settings and use in teaching. Describes an example of applying this element in creation of an electronic version of the“Dictionary of Smolensk dialects”for teaching students of philological specialties.Keywords:Moodle, database, ecourse, dictionary, linguistics, Smolensk dialects.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала«Концепт»