Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чомаев Т. М. Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13165.htm.
Аннотация. В статье анализируются взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы выделены характерные черты педагогического творчества. Дана интерпретация высказываний К. Д. Ушинского, подтверждающая, что ученый придавал творческим аспектам педагогической деятельности огромное значение.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чомаев Таулан Мустафаевич,студент IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогzika_abh@hotmail.com

Взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество

Аннотация. В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество. На основе анализа современной психологопедагогической литературы выделены характерные черты педагогического творчества. Дана интерпретация высказываний К.Д. Ушинского, подтверждающая, что ученый придавал творческим аспектам педагогическойдеятельности огромное значение.Ключевые слова: К.Д. Ушинский, педагогическое творчество, педагогическая деятельность, личность учителя.

Характеризуя современную ситуацию, многие общественные деятели, политики, ученые отмечают, что образование отстает от других видов общественного труда. Учителей критикуют за то, что они консервативны, что они не хотят работать творчески, что они противятся нововведениям, которые должны сделать систему образования более современной и совершенной.С этим трудно согласиться, ведь образование всегда стремилось к изменениям, это является сущностью педагогического процесса. Что касается учителей, то здесь нельзя однозначно определить их отношение к новшествам, к педагогическому творчеству. Важную роль в отношении к творчеству играет внутренняя мотивация. Поэтому управлять творческим процессом невозможно, не учитывая мотивы, отношение учителя к собственной деятельности и к творчеству. Необходимо создать такие условия, которые стимулировали бы творческую активность каждого учителя.Поскольку для решения актуальных вопросов современности экскурсы в историю проблемы бывают весьма полезны, данное исследование может помочь переосмыслить взгляды на педагогическое творчество.Задачи нашего исследованиязаключаются в следующем.1.На основе анализа современной педагогической литературы определить сущность педагогического творчества. 2.На основе анализа работ К.Д. Ушинского выявить его понимание и отношение к педагогическому творчеству.Анализ современной психологопедагогической литературы показал, что большинство авторов рассматривают творчество как непременное условие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, с одной стороны, характеризуется целым рядом нормативных показателей (вытекающих из установленных законов, правил). А с другой стороны, деятельность каждого учителя отличается неповторимостью. В педагогическом процессе много изменяющихся, вариативных элементов. И каждый раз общие положения, закономерности, принципынужно сопоставлять с учетом конкретной ситуации. С позиций деятельностного подхода творчество педагога –это «деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебновоспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываютсяи воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной творче ской индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектасубъекта педагогического воздействия» [1, с.27]. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не может быть представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение педагогических задач трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм существует, применение его разными педагогами может привести к разнымрезультатам [2, с. 118].С точки зрения личностного подхода в современной литературе рассматриваются способности и отношение педагогов к творчеству. Помимо педагогических способностей, исследованию которых посвящен целый ряд работ (Ф.Н.Гоноболин, Н.Д. Левитов, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), для успешной творческой деятельности учителю необходима еще высокая степень интеллектуальномотивационного развития, т.е. способность к творчеству.Так, В.И. Загвязинский призывает учителей быть исследователями –находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого учителю необходимы: общая культура, теоретические знания, профессиональные умения, опыт работы, специальные исследовательские умения (наблюдать, анализировать и обобщать явления, предвидеть их развитие и т.д.), научная интуиция, увлеченность, интерес и вдохновение [3].Л.И. Кобышева, анализируя профессионально значимые личностные качества социального педагога, отмечает значимость таких качеств, как гибкость интеллекта, его динамичность, широту эрудиции [4].Имея много общего с другими видами творчества (научное, художественное, техническое), педагогическое творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и с его результатом –растущей, развивающейся личностью. Анализ литературы позволил выделить целый ряд особенностей педагогического творчества.Специфичен предмет педагогического творчества –развивающийся человек, формирующаяся личность. Учитель творит из «живого материала». Специфичен и «инструмент» творчества –личность учителя. Специфические черты можно выделить и в творческом педагогическом процессе.Педагогическое творчество жестко лимитировано, спрессовано во времени. Учитель не может ждать, пока его «осенит», он должен найти оптимальное решение возникшей на уроке проблемы в считанные секунды. Будучи сжатым во времени, осуществляясь непрерывно и систематически, оно приносит плоды, как правило, не сразу. Учитель сравнительно быстро получает лишь непосредственные частичные, большей частью только образовательные итоги своей деятельности (знания, умения и навыки), не всегда может сопоставить замысел с результатом.Поскольку педагогическое творчество вписано в образовательный процесс, оно всегда должно приносить только положительные результаты.Особенностью педагогического творчества является и то, что оно всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнеров учителя по творчеству –ученик чрезвычайно сложен, неповторим.Следует также заметить, что педагогическое творчество не рождается стихийно. Учитель не «свободный художник». Сообразуясь с требованиями общества, с установленными наукой педагогическими закономерностями и принципами, используя нормы и предписания, заключенные в программах, учебниках, методических пособиях, сверяясь с достижениями передовой практики и собственным опытом, учитель в конкретных условиях творит новую педагогическую действительность.Итак, выделив особенности педагогического творчества, мы обратились к работам К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», «Проект учительской семинарии»,«Три элемента школы», «Педагогическая антропология», «О народности в общественномвоспитании»,«О нравственном элементев русскомвоспитании»,«Элементарнаяшкола»идр. Говоря о процессе обучения и воспитания, К.Д.Ушинский в целом рядеработ(«Педагогическая антропология», «О пользе педагогической литературы»,«Проект учительской семинарии» ит.д.), ставил вопрос: педагогика –это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее,а искусство стремитсятворить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства –не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с.351]. Или вот другое высказывание К. Д.Ушинского: «Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово «искусство»уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества –их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека –его души итела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [6, с.352].Интерес для нашего исследования представляет и следующее высказывание: «Педагогика –не наука, а искусство –самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Но нужно помнить, что искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» [7, с.365].Из выше приведенных цитат можно заметить, что, разрабатывая основы отечественной педагогической науки и предсказывая ей большое будущее, К.Д.Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Сравнивая искусство с наукой, К.Д.Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств».Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Вез науки немыслимо искусство воспитания. К.Д.Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. Называя педагогику искусством, Ушинский имел в виду практическую деятельность педагога в целом. Онатребует живого, личного творчества педагога. Сказать, что педагогика –только наука, значит сузить объем понятий и ограничить сферу практической деятельности педагога механическим применением законов науки. Педагогика имеет научные основы, но применять ихна практике можно творчески, с учетом конкретных условий и обстоятельств, которые никакой наукой предусмотрены быть не могут. Личное творчество педагога исключительно важно в педагогике, и ограничиваться утверждением, что педагогика –наука, значит, заглушить стимулы к творчеству в таком сложном деле, как воспитание.В педагогической системе К.Д.Ушинский ставит вопрос о соотношении педагогической теории и практики. К.Д.Ушинский указал в своих работах на органическое единство инеразрывнуюсвязьпедагогическойтеории и педагогической практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может.«Спор между теорией и практикой –очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность... Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Часто педагогтеоретик, принимаясь за свое сочинение, отвлекает свою мысль от бессмысленной пестротыжизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания. Педагогпрактик смеется над педагогомтеоретиком, чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку учебник своего предмета, в другую ферулу,–и дело идет у него как по маслу.Но это две крайности. Середину между ними занимают все педагоги, теоретики и практики. Нет такого педагогапрактика, который бы не имел своей, хотя крошечной, хотя туманной, теории воспитания, и нет такого смелого теоретика, который бы по временам не оглядывался на факты» [8, с.234–235].Огромное значение в деле обучения и воспитания К. Д.Ушинский уделял подбору правильных методов.«Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогахпрактиках, не знакомых с педагогической литературой. И сколько может сделать зларутина одного такого педагога»[9, с.241].К.Д.Ушинский доказывал, что обучение «рутинными» методами воспитывает ненависть к школе, отталкивает от школы более способных детей, у которых часто не хватает терпения пройти весь путь бессмысленного заучивания.В противовес «рутинному» методу обучения и воспитания К.Д.Ушинский разработал множество вариантов наглядного метода, который развивал способности учащиеся, вызывал их живейший интерес к самому процессу чтения, письма и т.д. К. Д.Ушинский считал, что наглядный метод обучения способствует накоплению ребенком конкретных знаний об окружающем мире. Ученый, на смену устаревшим взглядам и методам обучения и воспитания, разрабатывал научные принципы дидактики, овладев которыми учитель переставал быть слепым исполнителем и становился искусным творцом учебновоспитательного процесса.Вместе с тем К.Д.Ушинский осознавал ту огромную ответственность, которая ложится на учителя при самостоятельном выборе методов и средств обучения и воспитания и видел, что не все учителя к этому готовы. Аодна из особенностей педагогического творчества –получение только положительных результатов. В связи с этим К.Д.Ушинский писал: «Но могу еще заметить, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель–методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред...» [10, с. 241]. Выход из этой ситуации Ушинский видел в вооружении учителей знаниями. Он неоднократно говорил о важности знаний впедагогическом труде, причем знании не только того предмета, который учитель преподает, но и знаний из области психологии и педагогики. Вот пример его высказывания: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,а иным даже делом легким, –и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способностьи умение, т.е.навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» [11, с.351].Еще одна существенная характеристика педагогического творчества, которой К.Д.Ушинский уделял немало внимания –осознанность и целенаправленность. Вот, что он писал: «Никто, конечно, не сомневается, что воспитание есть деятельности сознательная, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названатолько та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали к выбрали средства и методы, необходимые к достижению осознанной нами цели» [12, с.241].Причем, как замечал сам К. Д.Ушинский, постановка целейважна не только в научнопедагогическом творчестве при разработке теории, но и в практической деятельности каждого педагога. Это подтверждает следующая цитата: «Определениецели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий… Ясное определение цели воспитания мы считаем далеко не бесполезным и в практическомотношении. Как бы далеко на запрятал воспитатель свои глубочайшие нравственные убеждения, но если только они в нем есть, то они выскажутся... в том влиянии, которое окажут на души детей»[13, с. 357]Интерес для нашего исследования представляет целый ряд высказываний К.Д.Ушинского о том, что педагогический труд нуждается в эмоциональном подкреплении. Вот, например: «Воспитательная деятельность нуждается в постоянном одушевлении; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности... Педагогическая литература одна может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту внимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки... Педагогическая литература, живая, современная и обширная вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания» [14, с. 242].Что еще характерно для К.Д.Ушинского? Он много внимания уделяет подготовке учителя.«Самый существенный недостаток в деле русского народного образования и просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий. Чем ниже сфера учебной деятельности наставника, или лучше сказать, чем глубже идет она в массы народа и в детство человека, тем менее, конечно, требуется от наставника познаний; но зато тем более должен быть хороший воспитатель и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанников. Вот почему для такого рода преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление, тем более, что нельзя ожидать, чтобы они сами, при ограниченности своих познаний,могли самостоятельно подготовиться к своему делу... Кроме того, в деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно,а необходимо иумение...»[15, с.339].К.Д.Ушинский высоко оценивал природные способности, талант учителя и их значение для педагогической деятельности. Однако, он понимал, что учитель –это массовая профессия, и найти столько талантов просто невозможно. «Природные воспитательные таланты, сами себепрокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какиелибо другие таланты; а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей...» [16, с.340]. Что же происходит на практике? «Немного таких привилегированных, от природы одаренных и сильных натур, которые не только критически разберут в самих себе дурные и хорошие явления, не только сумеют освободиться изпод дурных влияний, не только выработают самостоятельно новые начала, но и успеют внести эти начала в плоть и кровь своей природы. Эти редкие привилегированные натуры прокладывают новые пути в воспитании человечества. За ними идут вторые, увлеченные гением первых: за ними медленно и упрямо двигается и остальная толпавоспитателей...». [17, с.347].Таким образом,мы можем уверенно сказать, что К.Д.Ушинский был горячим сторонником специальной подготовки учителей для народных школ. Он неоднократно говорил об организации учительских семинарий, педагогических факультетов при университетах и открытии педагогических институтов для подготовки учителей. Очень много К.Д.Ушинский в своих работах говорил о талантливых учителях, об учителях, которые обладают высоким уровнем способностей. Талант учителя, как считал К.Д.Ушинский, выражается в сложном сочетаниияркости,доходчивости,логичности изложения учебного материала, в контакте с аудиторией, позволяющем максимально активизировать мысли, в психологически тонком подходе к каждому школьнику, в нахождении оптимальных средств и методов воздействия на личность.Каждый педагог, по мнению К.Д.Ушинского,а не только талантливый, должен обладать «видением целей», «видением задач», «видением средств» воспитания.К. Д.Ушинскийвработахвыделялкачества,которыми должен обладать учитель народной школы или воспитатель, чтобы с успехом выполнять свои обязанности:–«знания учителядолжны быть по возможности точны, ясны и определены;–знания учителя должны быть очень разнообразны. Учитель должен иметь познания во многих науках, уметь хорошо писать, рисовать, читать, петь и т.д. Только тогда он будет в состоянии сообщать ученикам свои сведения и знания;–от учителя справедливо требовать, чтобы жизнь его не разрушала уважения к нему в родителях и детях. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей, и его педагогическая деятельность будет истинно воспитательною деятельностью» [18].Называя учителя наставником, К.Д.Ушинский тем самым, подчеркивал, что образование имеет для человека и общества бесспорную ценность лишь тогда, когда оно соединится с воспитанием. Учительнаставник выступает посредником между наукой и учеником. Он как бы наставляет ученика на тот путь, который дает ученику возможность постоянно упражнять и совершенствовать свои познавательные способности. Под руководством наставника укрепляется воля и характер ученика. Труд учителянаставникаК.Д.Ушинскийсравниваетстворчеством художника. Но если художник и скульптор отражают жизнь в красках, наполотне, в мраморе, композитор –в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и воспитания, придает ему жизненную силу. Говоря о деятельности учителя, К. Д. Ушинский подчеркивал, что учителем может быть далеко не всякий человек. Для этого недостаточно одного желания быть учителем, нужно обладать и определенными качествами:–не стареющая душа («Вечно не стареющее детство души–есть глубочайшая основа истинного самовоспитания детей»);–дарование и талант. Через все педагогические труды Ушинского проходит мысль о том, что как природные способности человека, так и приобретенные подлежат развитию исовершенствованию;–специальная подготовка. Без нее, считал Ушинский, педагогическая деятельность совершенно невозможна;–Ушинскийрассматривалучителякакчленабольшой учительскойсемьи,объединеннойобщностьюидейи устремлений. И то, что непосильно для одного человека, вполне достижимо для учительского коллектива.В целом анализ работ К.Д. Ушинского позволил сделать следующие выводы:К.Д.Ушинский, называя педагогику «искусством», все же сравнивал ее с наукой, тем самым, подчеркивая значимость творчества и в практической, и в теоретической педагогической деятельности.Большое внимание уделяя учителю, К.Д.Ушинский среди прочих качеств,присущих творческому педагогу, называл такие как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Однако любому учителю, по мнению К.Д.Ушинского, необходима специальная подготовка.

Ссылки на источники1.КанКалик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. –М.: Педагогика, 1990. –140 с.2.Шалова С.Ю. Создание условий для научнопедагогического творчества студентов в вузе. –РостовнаДону: Издво ЮФУ, 2011. –264 с.3.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. –М.: Академия, 2008. –176 с.4.Кобышева Л.И. Психологопедагогическая диагностика профессионально значимых личностных качеств социального педагога //Научное мнение. –2012. –№ 5. –С. 65–73.

5–18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. В 2х т. Т.1.–М: Педагогика, 1974. –584 с.

Chomaev Taulan,the 3rdyear student of psychology and social pedagogical faculty of A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical Institution, Taganrogzika_abh@hotmail.comK. D. Ushinskiy's views on pedagogical creativityAbstract. K.D.Ushinskiy's views on pedagogical creativity are analyzed in the article. Characteristics of pedagogical creativity are marked out based on the analysis of modern psychological and pedagogical literature. Interpretation of statements of K.D.Ushinskiy is given. It confirms that the scientist attached huge significance to creative aspects of pedagogical activity.Keywords:K.D.Ushinskiy, pedagogical creativity, pedagogical activity, teacher‱s personality.

Рекомендовано к публикации:Шаловой С. Ю., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала«Концепт»