Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13193.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные компоненты авторской технологии формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магомедова Зайнап Магомедрасуловна,учитель начальных классов МБОУ «Гимназия№11»,г. Махачкалаzainap72@mail.ru

Авторская технология формирования социокультурных компетенций младшихшкольников на интегрированныхуроках

Аннотация.В статье рассмотрены основные компонентыавторской технологии формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированныхуроках. Ключевые слова:младшие школьники, социокультурные компетенции, интегрированныеуроки.

В разработке авторской технологии интегрированного обучения по типу «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение + изобразительное искусство» мы исходили из основных направлений реформирования российского образования. Теоретическим основанием для разработки авторской технологии являются:–интегрированный подход в обучении, представленный в исследованиях методов и подходов к обучению на основе межпредметной интеграции (В.С.Леднёв, И.Д.Зверев,В.Н.Максимова, Д.П.Ерыгин, Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов, А.И.Гурьев, М.Н.Берулава, В.С.Елагина, А.В.Усова и др.);–компетентностный подход в обучении, представленный висследованиях В.И.Байденко, П.П.Борисова, А.В.Баранникова, Н.С.Веселовской, А.Н.Дахина, И.А.Зимней, Н.А.Переломовой, Т.Б.Табардановой, И.Д.Фрумина, Г.А.Цукерман, и др., и в частности проблема формирования ключевых компетенций (Л.Ф.Иванова, А.Г.Каспаржак, А.В.Хуторскойи др.);–социокультурный подход в обучении (С.И.Гессен, Д.И.Фельдштейн, М.А.Мамардашвили, В.Т.Кудрявцев и др.).

Авторская технология составлена в соответствии со следующими документами в области образования:–Конституцией Российской Федерации;–Декларацией ООН о культуре мира;–Законом Российской Федерации «Об образовании»;–«Федеральнойцелеваяойпрограммойразвития образования на 2011–2015 гг.»;–приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;–ФедеральнымГосударственнымобразовательныймстандартомначального общего образования.В процессе реализации была скорректирована в соответствии с принятыми в РФ документами в области образованиязаконом «Об образовании РФ» (с 2012 г.); распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г.(«Дорожная карта»).Основнаяцельавторской технологии–обеспечить эффективное формирование у учащихся младшего школьного возраста социокультурных компетенций средствами интегрированных уроков. Ее задачами являются следующие аспекты:–разработать и апробировать систему интегрированных уроков для учащихся младшего школьного возраста (на примере интегрированных уроков «литературное чтение+музыка» и «литературное чтение +изобразительное искусство» и. др.), способствующих формированию социокультурных компетенций по направлениям: социальные роли; толерантность; мораль; культура; художественное творчество;–выявить эффективные методы, приёмы, технологииформирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках;–разработать контрольноизмерительныематериалы для диагностики сформированности у учащихся социокультурных компетенций.В совокупности всех планируемых результатов, данная технология призвана вносить свой вклад в формирование портрета выпускника начальной школы. Основное содержание технологии детерминировано тем,что согласно образовательному стандартув рамках освоения социокультурных компетенций выпускник начальной школы должен:

–иметь осознанный опыт жизни в многоконфессиональном,многонациональном обществе;–владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, покупателя; собственника и др.;–иметь представление о системах ценностей и социальных норм в России и других странах;–владеть элементами художественнотворческих компетенций читателя, зрителя, писателя, слушателя, исполнителя, художника, ремесленника и др.;–владеть эффективными способами организации свободного времени.Для эффективного формирования социокультурных компетенций младших школьников необходимо активно использовать потенциал интеграции предметов«литературное чтение + музыка» и «литературное чтение +изобразительное искусство» идр.; вносить всодержание уроков социокультурный компонент, включающий информацию: о жизни в стране, основных выполняемых социальных ролях граждан Российской Федерации; о Малой родине учащихся,её культурных традициях, народах, населяющих республику; использовать интерактивные методы, позволяющие создать необходимую мотивацию, активизировать и заинтересовать учащихся. В качестве условий реализации технологии выступают: –планирование содержания образования на основе межпредметной интеграции (для формирования социокультурных компетенций наиболее подходят интегрированные уроки по типу«литературное чтение + музыка» и «литературное чтение +изобразительное искусство»;–насыщение содержания уроков материалом, направленным на формирование социокультурных компетенций учащихся;–учетпсихологопедагогических особенностей формирования личности младшего школьника;–использование инновационных методов, приёмов, технологий организации учебного процесса, способствующих организации учебновоспитательного процесса в компетентном формате;–использование творческих заданий на основе художественных средств выразительности, направленных на формирование отдельных составляющих социокультурных компетенций социальных ролей; толерантности; морали; культуры поведения.Основные принципы авторской технологиибудут следующими.1.Общие принципы, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании:–многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач;–комплексность, междисциплинарность –учёт как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;–диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении.2.Принципы гуманистической педагогики:–очеловечивание образовательной среды;–принятие ребёнка таким, какой он есть;–сотрудничество с ребёнком;–искренность в отношениях с детьми;–поощрение ребёнка за самые незначительные успехи;–стимулирование творческого начала в ребенке.3.Специальные принципы, направленные на формирование социокультурных компетенций у младших школьниковна основе интеграции:–всеобъемлющая связь национальных и общечеловеческих художественных ценностей;–принцип приоритетности регионального культурного наследия; –единство обучения, воспитания и развития учащихся на основе интеграции различных предметов; урочных и внеурочных форм; основного и дополнительного образования;–принцип опоры на эмоциональночувственную сферу ребёнка;–целостность знаний и представлений, эмоциональноценностного отношения, умений и творчества;–системность и последовательность, доступность и преемственность;–дифференциация и индивидуализация обучения, вариативность форм, методов, технологий.Новизна авторской технологиизаключается в уникальном опыте практической реализации ведущих методологических подходов организации системы образования –интеграционного, компетентностного и социокультурного на ступени начального общего образования и использования их потенциала для формирования у младших школьников социокультурных компетенций, включающих:–умение действовать в каждодневных ситуациях семейнобытовой сферы;

–способность определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; –умение соблюдать этику взаимоотношений со взрослыми, учителями, сверстниками, учащимися других возрастных групп; –умение следовать культурным нормам и традициям совей страны, региона.В целом авторская технология направлена на формирование социокультурных компетенций.Как предполагается, к окончанию ступени начального общего образования, учащийся должен: –владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;–владеть эффективными способами организации свободного времени;–иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;–иметь осознанныйопыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;–владеть элементами художественнотворческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника. Для конкретизации и направленного планирования содержания обучения мы разделилисоциокультурные компетенции на следующие основные компоненты: социальные роли; толерантность; мораль; культура; художественное творчество (табл. 1).

Таблица 1Показатели сформированности социокультурных компетенций учащихсяначальных классов

Составляющие социокультурных компетенцийПоказатели их сформированности у учащегосяСоциальный ролиВладеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, семьянина, работника, собственника, покупателяТолерантность. ПатриотизмИмеет осознанный опыт жизни в многонациональном, поликультурном, многоконфессиональном обществеМоральИмеет представление о системах социальных норм и ценностей в нашей стране и за рубежомКультура поведенияДемонстрирует культуру поведения на уроках и во внеурочной деятельности; культуру внешнего видаХудожественное творчествоВладеет элементами художественнотворческих компетенций читателя, писателя, исполнителя, слушателя, зрителя, художника

Ведущие приёмы, методы, технологии формирования социокультурных компетенцийпредставлены в таблицах(табл. 2 и 3).Эффективной технологиейформирования компонентовсоциокультурных компетенций является социокультурный тренинг. Элементы этой технологии могут применяться на отдельных этапах урока.Социокультурный тренинг–это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определённым технологиям. После каждого тренинга у ребёнка появляется новый социокультурный опыт происходит переоценка прожитого, изменяется его мышление, восприятие, Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Участвуя в тренингах и упражнениях, учащиеся становятся активными участниками событий, осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, развивают стратегическое мышление, приобретают управленческие умения. Каждый тренинг выводит учащихся на новый уровень:–осваивается новое значимое социокультурное содержание;–приобретается опыт эффективного взаимодействия с другими учащимися класса, формируется культураповедения;–появляется желание творить добро, поделиться впечатлениями, повторить успешные действия;–приобретаетсясоциокультурный опыт. Правильно подобранная система творческих заданий, основанная насоциокультурном содержании, позволяетсущественно повысить эффективность интегрированных уроков и процесс формирования социокультурных компетенций. Сами творческие задания также могут иметь интеграционную основу и соединять в себе –слово и звук, слово и художественное изображение. Как правило, учащиеся с удовольствием выполняют творческие занятия. Особенно если при их демонстрации вводится элемент соревнования –кто больше вспомнил песен, поговорок и т. д.Интеграция уроков в рамках разработанной технологии осуществлялась по двум основным направлениям: «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение + изобразительное искусство»(рис. 1).



Таблица2Методы, способствующие эффективному развитию социокультурныхкомпетенций учащихся начальных классов

№МетодыСодержание методовДидактические и воспитательные возможности 1.

Метод чтения вслухПредполагает работу с текстами внепосредственном и метафорическом смыслах. Задача учителя при работе данным методом –ставить перед детьми проблему, но так, чтобы это была значимая для учащихся проблема.Для учащихся метод выступает как способ исследования своей личностиВ зависимости от тематики выбранного для чтения текста может быть направлен на формирование всех основных компонентовсоциокультурных компетенций2.

Метод интроспективного анализаПомогает ученику осмыслить свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а каксостояние собственного «Я». Темы для анализа могут быть самые разные: от взаимоотношений с людьми до отношений к своей собаке, политике, государству и т. д.В зависимости от выбранной учителемтематики может быть направлен на формирование всех основных компонентовсоциокультурных компетенций3.

Метод творческого самочувствияВключает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Метод ведет к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуацийНаправлен на формирование следующих компонентовсоциокультурных компетенций: «Социальные роли», «Художественное творчество»4.

Метод творческого самовыраженияСмысл данного метода заключается в том, чтобы привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукойНаправлен на формирование компонентасоциокультурных компетенций: «Художественное творчество»5.

Метод дискуссииЭтот метод направлен нарешение внутриличностныхпроблем учащихся, обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе, играет большую роль в развитии ребенка,в организации его самопознанияВ зависимости от выбранной тематики направлен наформирование компонентовсоциокультурных компетенций: «Социальные роли», «Толерантность», «Мораль», «Культура поведения»6.

Игровые методы

Развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост, рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать поведениеВ зависимости от содержания могут быть направлены на формирование всех компонентовсоциокультурных компетенций





Таблица 3Приёмы, направленные на повышение эффективности формированиясоциокультурных компетенций

ПриёмСодержание приёмаДидактические и воспитательные возможности в процессе формирования компонентов социокультурных компетенцийХочу спросить

Каждый ученик, испытывая затруднение или недопонимание, может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговораНа реализацию интерактивного обучения, на активизацию познавательной деятельности; формирование составляющей социокультурной компетенции «Культура поведения»Раскрой своё ЯВысказывание предварительного мнения о способе выполнения чеголибо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»На реализацию интерактивного обучения, при котором ученик поощряется возможностью поделиться собственным опытом, формирование составляющейсоциокультурной компетенции «Культура поведения»Работа в диадах

Предварительноеобговаривание вопроса с соседом по парте, формулировка единого ответаНа получение опыта организации совместной деятельности, направленной на решение познавательной проблемы, формирование сотавляющей социокультурной компетенции «Социальные роли»Художественное изображениеПеревод вербальной информации в невербальную в виде знаков, художественного изображения, схемы, символьного знака, пиктограммыНа развитие мыслительных операций. Отвечающих за кодирование и раскодирование информации, а так же частично на формирование составляющей социокультурной компетенции «Художественное творчество»Недописанное предложениеВконце урока учащимся предлагается ответить на вопросы:Сегодня на уроке я…;Что мне этот урок дал для жизни?и др.На формирование умения оценивать своё поведение, систематизировать полученные на уроке знания, формировать на их основе компетенции, при введении в содержание урока этической тематики формирование составляющей социокультурной компетенции «Мораль»Для учителя –проведение мониторинга эффективности урока

Рис. 1. Сущность интегрированного урока по типу «литературное чтение+музыка» и «литературное чтение+ изобразительное искусство» В рамках авторской технологии предусмотрено проведение интегрированных уроков двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делился в то же время на две части, одну из которых вёл учитель начальных классов, а вторую –учитель музыки. Это своего рода бинарный урок, при котором, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, какое время следует отвести каждому предмету. Причём, литературное чтение и музыка чередуются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, общими являются также воспитательная и развивающая цели. Содержание сюжетных уроков на разных ступенях обучения имеет свои особенности. В познании окружающего мира дети от класса к классу поднимаются все выше и выше по образовательной лестнице, воспринимая мир сначала через природу, человека, затем–через общество и его культуру.Тем самым сюжетные уроки создают огромную базу для усвоения глубоких знаний об окружающем мире и формирование на их основе социокультурных компетенций.Ресурсное обеспечение опытазаключается в следующем:–нормативноправовая база;–освоенность современных образовательных технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс на современном уровне и т.п.);–комплексное учебнометодическое обеспечение учебновоспитательного процесса;–наличиенеобходимых помещений, наличиесредств обучения и т.п.;–наличие компьютеров, доступ к интернету, наличие локальных компьютерных сетей, медиатек и т.п.). Структура авторской технологии включаетследующие блоки:–блок –организационный;–блок –технологический;–блок –оценочный.Первый блок, организационный,включает в себя анализ и отбор теоретических положений, которые послужили основанием для авторской технологии; разрабатывались принципы, определялись нормы соотношения содержания учебного материала по интегрируемым учебным предметам (литературное чтение и музыка), определялись классы (контрольный, экспериментальный), определялось соответствие интегрируемых тем; разрабатывался сценарий или планконспект интегрированного урока.Второй блок, технологический,включает в себя практическую корректировку плановконспектов интегрированных уроков, в рамках данного блока выявлялась и фиксировалась в специальных листках достижений зависимость эффективности формируемых социокультурных компетенцийот разработанной модели интегрированного урока.Третий блок, оценочный,включает в себя мониторинг эффективности интегрированных уроков в процессе формирования социокультурных компетенций, их влияние на повышение качества обучения по годам.Для оценки результативности работы по формированию социокультурных образовательных компетенций разработаны качественноколичественные характеристики эффективности решения поставленных задач.В качестве контрольноизмерительных материалов доказали эффективность следующие методы: педагогическое наблюдение за поведением учащихся на уроках, переменах, во внеклассных мероприятиях; беседа на определённые темы; анализ продуктов деятельности учащихся (содержания минисочинений, творческих заданий и др.).Для повышения эффективности диагностикинами разработана технология экспертной оценки сформированности социокультурных компетенций младших школьников.Для реализации этого метода была разработана экспертная карта оценки сформированностиосновных компонентов социокультурных компетенций учащегося. В качестве экспертов выступают учителя, непосредственно осуществляющих обучение учащихся. Отдельные компоненты сформированностисоциокультурных компетенций учащегося оцениваются по пятибалльной системе, исходя из которых определяются уровни сформированности данной компетенции: низкий; ниже среднего; средний; выше среднего; высокий.Данный метод основан на данных вышеизложенных методов наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности и др. Только в совокупности полученные результаты диагностики учащихся позволяют провести экспертную оценку уровня сформированности основных компонентов социокультурных компетенций учащегося (табл.4–6).Бланк заполняется на каждого ученика на протяжении всего эксперимента, выполняется личностный профиль сформированности основных компонентов социокультурных компетенций. По обобщённым результатам создаётся Сводная таблица сформированностисоциокультурных компетенций у учащихся класса (табл. 5, 6).Таблица4Бланк экспертной оценки сформированностиосновных компонентовсоциокультурных компетенций учащегося

ФИО учащегося_____________________________Класс______________________________________Дата ______________________________________Основные составляющие социокультурных компетенцийПоказатели их сформированности у учащегосяУровень сформированности компетенции(количество баллов)Низкий

Ниже среднегоСредний

Выше среднегоВысокий

1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловСоциальные ролиВладеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, семьянина, работника, собственника, покупателя



ТолерантностьИмеет осознанный опыт жизни в многонациональном, поликультурном, многоконфессиональном обществе



МоральИимеетпредставление о системах социальных норм и ценностей в нашей стране и за рубежом



Культура поведенияДемонстрирует культуру поведения на уроках и во внеурочной деятельности; культуру внешнего вида



Художественное творчествоВладеет элементами художественнотворческих компетенций читателя, писателя, исполнителя, слушателя, зрителя, художника и др.



ФИО эксперта_________________________________Таблица5Сводная таблица сформированности социокультурных компетенций

КлассФИОУченикаСоциокультурныеКомпетенцииИтоговыйбаллИтоговый уровень

Социальные ролиТолерантностьМоральКультура поведенияХудожественное творчество













Таблица 6Итоговый уровень сформированности социокультурных компетенций

УровеньНизкийНижесреднегоСреднийВышесреднегоВысокийБаллы1–5баллов6–10 баллов11–15 баллов16–20 баллов21–25 балловОбозначениеННССВШВ

При разработке авторской технологии был проанализирован и переработан личный опыт в процессе формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных урокахв прогимназии №52 «Гюняш» г. Махачкалы, а так же уникальный опыт учителей России и стран СНГН.А.Ваньковой[1], Н.С.Маркиной[2], И.В.Холодковой [3],Т.В.Хузиахметовой [4] и др.

Ссылки на источники1.Ванькова Н. А. Игры и творческие задания как средство формирования нравственных качеств на уроках.–Одесса, 2004. –85 с.2.Маркина Н.С. Реализация идей личностноориентированного обучения: обобщение опыта работы. –URL: noginsk14sch.edusite.ru›DswMedia/markina.doc.3.Холодкова И.В. Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе. –URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/vospitaniekulturypovedeniyavnachalnoyshkole.4.Хузиахметова Т. В. Ключевые компетенции младших школьников как интегрированная характеристика нового качества образования.–URL: 74333s007.edusite.ru.MagomedovaZaynap,

elementaryschoolteacherProgimnaziyaNo.52,Makhachkalazainap72@mail.ruAuthor'stechnologyofformationofsocioculturalcompetencesofyoungerschoolstudentsattheintegratedlessonsAnnotation. InarticlethemaincomponentsofAuthor'stechnologyofformationofsocioculturalcompetencesofyoungerschoolstudentsattheintegratedlessonsareconsidered.Keywords:youngerschoolstudents,thesocioculturalcompetences,theintegratedlessons.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором