Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лямин
А.
Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 10 (октябрь). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13210.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации общего химического образования посредством использования интегральных познавательных заданий при обучении школьников химии. Решение поставленной проблемы обусловлено ведущими идеями, отражёнными в документах ЮНЕСКО и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Российской Федерации.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, предметные компетенции по химии, интегральные познавательные задания, метод кейс-стади
Похожие статьи
Текст статьи
Лямин Алексей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцентКОГОАУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», г. Кировenimo@kirovipk.ru
Интегральные познавательные задания при обучении химии в современнойшколе
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме оптимизацииобщего химического образования посредством использования интегральных познавательных заданий при обучении школьников химии. Решение поставленной проблемы обусловлено ведущими идеями, отражёнными в документах ЮНЕСКО и Федерального государственного образовательного стандарта общего образованияРоссийской Федерации.Ключевые слова: интегральные познавательные задания, метод кейсстади, предметные компетенции по химии, универсальные учебные действия.
За последние годы в школьном химическом образовании произошли существенные изменения. Уменьшилось количество учебных часов по базовому учебному плануна изучение предмета, предъявлены новые требования к результатам освоения образовательной программы–Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС), введена новая форма итоговой аттестации школьников по химии–государственная итоговая аттестация(ГИА) и единый государственный экзамен(ЕГЭ), возрослитребования к учителю по работе с одарёнными школьниками на уроке и во внеурочной деятельности идр., но, вместе с тем, содержание школьного курса химиипрактически не изменилось.Перед учителем химии обозначилась дилемма: оптимизировать процесс обучения посредством фундаментализации обучения на основе гуманитарного обновления и эффективным использованием современных методических средств обучения, либо в меньшее количество часов «втолкнуть» прежнее содержание. Зачастую учитель химии идёт по наименее затратному, но крайне неэффективному,второму пути.Эти и другие аспекты привели к тому, что изучение химии в школе потеряло свою привлекательность, стало формальнобумажным(используя символы, ученик составляет по равенству элементов произвольное уравнение, илипросто запоминает правильно составленные уравнения,т.к. затем учитель требует именно такого воспроизведения материала). В результате учащиеся чаще прибегают к запоминанию определённых алгоритмов(штампов), мнемонических правил ит.д., позволяющих, в определённых случаях(тех же штампах), получить удовлетворяющий контролёра ответ(зачастую не всегда разумный). Школьник не может прогнозировать свойства вещества, аследовательно, и не понимаетего значение, что, в свою очередь, ведёт к неумелому и неправильному использованию. Большинство людей не умеют грамотно обращаться с веществами в быту и на производстве.Различия обучения химии втак называемойтрадиционной школе и инновационной школе можно отразить в таблице(табл.1.).В Федеральном государственном стандартеособое внимание уделяется Программе формированияуниверсальных учебных действий(УУД)[1], конкретизирующей требования Стандарта к личностным, метапредметными предметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Таблица1Различия обучения химии втрадиционной и перспективной школах
Ключевые признакиТрадиционная школа(экстенсивное обучение)Перспективная школа(интенсивное обучение)ИдеяЗнания и умения, необходимые для продолжения химического образованияИндивидуальноценностные смыслы познания и пониманиеприроды; оптимальное сосуществование в социальной и природной средах; профессиональное самоопределениеЦельСпецифические, формальные знания и умения; выполнение ЕГЭ,определяющий вопрос: «Как?»Системные знания, универсальные умения, УУД, интегральный стиль мышления; определяющий вопрос: «Зачем? Почему?»МетодологияФормальнологические методы познания; информационнофактическое изложение материалаИнтегративногуманитарные методы познания; ценностносмысловое проблемное изложение материала посредством создания образов; формальная и оценивающая логикаЗадачиОднозначность решенияВариативность решенийКритерии качестваОднозначность, отметкаВариативность, оценка, самооценка
Учебные действия–проявление, структурнофункциональный компонент и результат образовательной деятельности учащихся;универсальные учебные действия,УУД–разносторонние и многофункциональные учебные действия интегративного характера, пригодные для достижения образовательных, а также социально значимых и жизненно важных целей;универсальные учебные действия подразделяютсяна четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.Таким образом, на сегодняшний день, возникает необходимость обученияестественнонаучнымдисциплинамв школе с помощью эффективных методических средств и технологий, обеспечивающих творческий уровень усвоения учебного материала, развитие потребности в самостоятельном получении и расширении соответствующих знаний, формирование метапредметных умений, обеспечивающих универсальность учебных действий, воспитание ценностного отношения к окружающему миру и к себе.Для повышения уровня качества системных знаний и метапредметных умений школьников, формирования и развития устойчивых ценностносмысловых отношений и внутренних мотивов учения целесообразно применять комплекс средств, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся. Одним из таких средств являются интегральные познавательные задания по химии, обладающие свойствами динамичности, открытости, устойчивости, саморегуляции и саморазвития личности, стимулирующие формирование и развитие познавательного мотива школьников через положительные эмоции, и индивидуальноценностные смыслы учения.Под интегральным познавательным заданиеммы понимаемучебное задание, предполагающее поиск новых системных знаний, способов(метапредметных умений),определяющих универсальные учебные действия;стимуляцию активного использования в учении интеграционных процессов (связей, синтеза);воспитание ценностей и личностнозначимыхсмыслов учения(интегральный стиль мышления).Важность использования системы познавательных заданий давно обращала на себя внимание учёных: П.К.Анохин, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, Т.А.Матис, М.И.Махмутов, М.С.Пак, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семёнов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, Е.А.Шишкин, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская идр. разработали вопросы методы и средства формирования отдельных компонентов познавательных заданий, предложили способы управления умственным развитием учащихся при обучении.В ряде методических исследований(И. В. Аксёнова, Н. М. Ваулина, В. П. Гаркунов, Е. О. Емельянова, Э. Г. Злотников, Р. Г. Иванова, А.Г.Иодко, Н. П. Кочеткова, Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин, А. Н. Лямин, М.С.Пак, Н. Н. Поспелов, И. Н. Рыбкина, П. М. Сударев, И. М. Титова, Л.М.Фридман, Е. А. Шишкин идр.)дана характеристика заданий, основанных на сочетании репродуктивной, эвристической и творческой деятельностей;разработана методика, обеспечивающая условия формирования мотивов учения;предложены формы и средства осуществления промежуточногои итогового контроля;пооперационного и компонентного анализа и уровневой методики оценки учебных достижений школьников.Педагогически обоснованная система интегральных познавательных заданий позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждомзаданииучителю необходимо акцентировать вниманиене только на егороль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебнопознавательной деятельности учащихся, сопутствующей её решению. Интегральные познавательные заданияне решаются по готовым образцам, а стимулируют поискновыхрешений, в которых нужны догадка, прикидка,интуиция,ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний,уменийи учебных действий.С помощью интегрального познавательного задания учитель актуализирует учебные противоречия, создаёт стимуляционномотивирующие ситуации, инициируетучебные действия повыходуиз них, активизируетпсихологические процессыипознавательные способностисубъектов обучения. Выполнениеинтегральных познавательных заданий требует от учеников интеллектуальных способностей и волевых усилий их использования, а разрешениепроблемы, завершающее познавательный акт, является мощным мотивирующим фактором учения, воспитывает ценностносмысловыеотношенияк образованиюи вызывает положительные эмоции у школьника.В процессе разработки и применения интегральных познавательных заданий мы базируемсяна интегративногуманитарном, компетентностном и аксиологическомметодологическихподходахи руководствуемся следующими дидактическими принципами: научности; фундаментальности; доступности; легитимности; системности; проблемности; мотивации; цикличности;практической значимости; систематизации; углубления и расширения знаний; формирования метапредметныхумений, определяющих универсальные учебные действия;самостоятельности и творческой активности;интерактивности; учёта индивидуальных особенностей.Основываясь на работах Е.А.Шишкина и рекомендациях О.С.Зайцева[2], можно предложитькраткую памятку школьникам для выполнения интегральных познавательных заданий:–внимательно ознакомьтесь с условиемзадания, прочитав его несколько раз;–попробуйте своими словами сформулировать текст задания, чтобы он был более Вам понятен;–запишите условия и требования в удобной для Вас форме: с помощью символов и условных обозначений, с помощью рисунков ит.д.;–чётко сформулируйте цель задачи; поставьте перед собой вопрос–зачем это задание Вам предложено, что нового может дать решение задачи;–представьте себе, что Вы действуете в условиях задачи и ищите выход из затруднения; задайте себе как можно больше вопросов–почему? зачем?;
Интегральные познавательные задания при обучении химии в современнойшколе
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме оптимизацииобщего химического образования посредством использования интегральных познавательных заданий при обучении школьников химии. Решение поставленной проблемы обусловлено ведущими идеями, отражёнными в документах ЮНЕСКО и Федерального государственного образовательного стандарта общего образованияРоссийской Федерации.Ключевые слова: интегральные познавательные задания, метод кейсстади, предметные компетенции по химии, универсальные учебные действия.
За последние годы в школьном химическом образовании произошли существенные изменения. Уменьшилось количество учебных часов по базовому учебному плануна изучение предмета, предъявлены новые требования к результатам освоения образовательной программы–Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС), введена новая форма итоговой аттестации школьников по химии–государственная итоговая аттестация(ГИА) и единый государственный экзамен(ЕГЭ), возрослитребования к учителю по работе с одарёнными школьниками на уроке и во внеурочной деятельности идр., но, вместе с тем, содержание школьного курса химиипрактически не изменилось.Перед учителем химии обозначилась дилемма: оптимизировать процесс обучения посредством фундаментализации обучения на основе гуманитарного обновления и эффективным использованием современных методических средств обучения, либо в меньшее количество часов «втолкнуть» прежнее содержание. Зачастую учитель химии идёт по наименее затратному, но крайне неэффективному,второму пути.Эти и другие аспекты привели к тому, что изучение химии в школе потеряло свою привлекательность, стало формальнобумажным(используя символы, ученик составляет по равенству элементов произвольное уравнение, илипросто запоминает правильно составленные уравнения,т.к. затем учитель требует именно такого воспроизведения материала). В результате учащиеся чаще прибегают к запоминанию определённых алгоритмов(штампов), мнемонических правил ит.д., позволяющих, в определённых случаях(тех же штампах), получить удовлетворяющий контролёра ответ(зачастую не всегда разумный). Школьник не может прогнозировать свойства вещества, аследовательно, и не понимаетего значение, что, в свою очередь, ведёт к неумелому и неправильному использованию. Большинство людей не умеют грамотно обращаться с веществами в быту и на производстве.Различия обучения химии втак называемойтрадиционной школе и инновационной школе можно отразить в таблице(табл.1.).В Федеральном государственном стандартеособое внимание уделяется Программе формированияуниверсальных учебных действий(УУД)[1], конкретизирующей требования Стандарта к личностным, метапредметными предметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Таблица1Различия обучения химии втрадиционной и перспективной школах
Ключевые признакиТрадиционная школа(экстенсивное обучение)Перспективная школа(интенсивное обучение)ИдеяЗнания и умения, необходимые для продолжения химического образованияИндивидуальноценностные смыслы познания и пониманиеприроды; оптимальное сосуществование в социальной и природной средах; профессиональное самоопределениеЦельСпецифические, формальные знания и умения; выполнение ЕГЭ,определяющий вопрос: «Как?»Системные знания, универсальные умения, УУД, интегральный стиль мышления; определяющий вопрос: «Зачем? Почему?»МетодологияФормальнологические методы познания; информационнофактическое изложение материалаИнтегративногуманитарные методы познания; ценностносмысловое проблемное изложение материала посредством создания образов; формальная и оценивающая логикаЗадачиОднозначность решенияВариативность решенийКритерии качестваОднозначность, отметкаВариативность, оценка, самооценка
Учебные действия–проявление, структурнофункциональный компонент и результат образовательной деятельности учащихся;универсальные учебные действия,УУД–разносторонние и многофункциональные учебные действия интегративного характера, пригодные для достижения образовательных, а также социально значимых и жизненно важных целей;универсальные учебные действия подразделяютсяна четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.Таким образом, на сегодняшний день, возникает необходимость обученияестественнонаучнымдисциплинамв школе с помощью эффективных методических средств и технологий, обеспечивающих творческий уровень усвоения учебного материала, развитие потребности в самостоятельном получении и расширении соответствующих знаний, формирование метапредметных умений, обеспечивающих универсальность учебных действий, воспитание ценностного отношения к окружающему миру и к себе.Для повышения уровня качества системных знаний и метапредметных умений школьников, формирования и развития устойчивых ценностносмысловых отношений и внутренних мотивов учения целесообразно применять комплекс средств, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся. Одним из таких средств являются интегральные познавательные задания по химии, обладающие свойствами динамичности, открытости, устойчивости, саморегуляции и саморазвития личности, стимулирующие формирование и развитие познавательного мотива школьников через положительные эмоции, и индивидуальноценностные смыслы учения.Под интегральным познавательным заданиеммы понимаемучебное задание, предполагающее поиск новых системных знаний, способов(метапредметных умений),определяющих универсальные учебные действия;стимуляцию активного использования в учении интеграционных процессов (связей, синтеза);воспитание ценностей и личностнозначимыхсмыслов учения(интегральный стиль мышления).Важность использования системы познавательных заданий давно обращала на себя внимание учёных: П.К.Анохин, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, Т.А.Матис, М.И.Махмутов, М.С.Пак, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семёнов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, Е.А.Шишкин, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская идр. разработали вопросы методы и средства формирования отдельных компонентов познавательных заданий, предложили способы управления умственным развитием учащихся при обучении.В ряде методических исследований(И. В. Аксёнова, Н. М. Ваулина, В. П. Гаркунов, Е. О. Емельянова, Э. Г. Злотников, Р. Г. Иванова, А.Г.Иодко, Н. П. Кочеткова, Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин, А. Н. Лямин, М.С.Пак, Н. Н. Поспелов, И. Н. Рыбкина, П. М. Сударев, И. М. Титова, Л.М.Фридман, Е. А. Шишкин идр.)дана характеристика заданий, основанных на сочетании репродуктивной, эвристической и творческой деятельностей;разработана методика, обеспечивающая условия формирования мотивов учения;предложены формы и средства осуществления промежуточногои итогового контроля;пооперационного и компонентного анализа и уровневой методики оценки учебных достижений школьников.Педагогически обоснованная система интегральных познавательных заданий позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждомзаданииучителю необходимо акцентировать вниманиене только на егороль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебнопознавательной деятельности учащихся, сопутствующей её решению. Интегральные познавательные заданияне решаются по готовым образцам, а стимулируют поискновыхрешений, в которых нужны догадка, прикидка,интуиция,ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний,уменийи учебных действий.С помощью интегрального познавательного задания учитель актуализирует учебные противоречия, создаёт стимуляционномотивирующие ситуации, инициируетучебные действия повыходуиз них, активизируетпсихологические процессыипознавательные способностисубъектов обучения. Выполнениеинтегральных познавательных заданий требует от учеников интеллектуальных способностей и волевых усилий их использования, а разрешениепроблемы, завершающее познавательный акт, является мощным мотивирующим фактором учения, воспитывает ценностносмысловыеотношенияк образованиюи вызывает положительные эмоции у школьника.В процессе разработки и применения интегральных познавательных заданий мы базируемсяна интегративногуманитарном, компетентностном и аксиологическомметодологическихподходахи руководствуемся следующими дидактическими принципами: научности; фундаментальности; доступности; легитимности; системности; проблемности; мотивации; цикличности;практической значимости; систематизации; углубления и расширения знаний; формирования метапредметныхумений, определяющих универсальные учебные действия;самостоятельности и творческой активности;интерактивности; учёта индивидуальных особенностей.Основываясь на работах Е.А.Шишкина и рекомендациях О.С.Зайцева[2], можно предложитькраткую памятку школьникам для выполнения интегральных познавательных заданий:–внимательно ознакомьтесь с условиемзадания, прочитав его несколько раз;–попробуйте своими словами сформулировать текст задания, чтобы он был более Вам понятен;–запишите условия и требования в удобной для Вас форме: с помощью символов и условных обозначений, с помощью рисунков ит.д.;–чётко сформулируйте цель задачи; поставьте перед собой вопрос–зачем это задание Вам предложено, что нового может дать решение задачи;–представьте себе, что Вы действуете в условиях задачи и ищите выход из затруднения; задайте себе как можно больше вопросов–почему? зачем?;