Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саблина И. В. Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13226.htm.
Аннотация. Психологический климат в классе – это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Если средние и старшие классы уже менее подвержены влиянию конкретного педагога, то учитель начальных классов имеет очень большой авторитет среди учеников, а потому полностью несет на себе ответственность за психологический климат младших школьников. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учебы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.
Раздел: Психологические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саблина Ирина Владимировна,учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 города Жирновска», г. Жирновскsablinai@rambler.ru

Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах

Аннотация. Психологический климат в классе –это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Если средние и старшие классы уже менее подвержены влиянию конкретного педагога, то учитель начальных классов имеет очень большой авторитет среди учеников, а потому полностью несет на себе ответственность за психологический климат младших школьников. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учебы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.Ключевые слова: психологический климат, формирование благоприятного психологического климата, гармоничное развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ученику.

Вопрос социальных взаимоотношений актуален для человека абсолютно любого возраста, в 5 лет, или в 55 –на протяжении всей своей жизни мы находимся в контакте с окружающимилюдьми. Каждый человек –это часть социума, и та польза или вред, которые он привносит с собой в общество, зависит от личного уровня социального развития человека. Навыки общения с другими людьми формируются на протяжении всей жизни. Пик активного развития личности, формирования качеств и наиболее ярких черт характера приходится на школьные годы, и особенно значимым в становлении личности является младший школьный возраст. Для гармоничного и естественного развития личности ребенка должны быть сознаны определенные условия, совокупность которых можно назвать «психологическим климатом».Во все времена педагоги фиксировали особый феномен, который, несмотря на то, что он не осязаем, оказывает существенное влияние на эмоциональное самочувствие класса, на его работоспособность, на формирование характера. Л.Н.Толстой, на мой взгляд, дал очень точное имя этому феномену –он назвал его «дух» школы. В науке одним из первых, кто осветил вопрос об особых условиях, которые способствуют формированию ярких характеров, цельных личностей, воспитанных людей, был А.С.Макаренко. Как педагог, обладавший удивительной способностью чутко улавливать малейшие изменения и нюансы общего настроя в детском коллективе, он ввел такие понятия, как «стиль» и «тон» коллектива, которые сегодня нам знакомы как «климат» и «атмосфера» [1].Изучение климата школьного класса началось немного позже, в середине ХХ века, и благодаря трудам Н.П.Аникеевой, И.Е.Шварца, А.Н.Лутошкина и др. современные учителя имеют возможность познакомиться с его основными особенностями, характеристиками, общими рекомендациями по созданию, поддержанию и изменению. Но выявление наиболее благоприятной для развития ребенка атмосферы и по сей день является актуальным. Современной психология и педагогика понимает под социальнопсихологическим климатом (от греч. Klima, klimatos –наклон) качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде общности психологических условий, которые способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности и продуктивной совместной деятельности в группе. Психологический климат –это та часть межличностных отношений, которая показывает эмоциональное благополучие класса, в которой развивается групповая деятельность и которая определяет, насколько комфортно в коллективе отдельно взятой личности, меру проявления личностного «Я». Благоприятный психологический климат позволяет ребенку, особенно младшему школьнику, лучше усваивать учебный материал, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребенок чувствует поддержку учителя и других детей –именно тогда личность ребенка может развиваться наиболее естественным и правильным путем. Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и учебного процесса. Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к преподавателю и другим ученикам, может быть пессимистичным и ленивым. Создание благоприятного психологического климата в классе смело можно назвать одним из самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, эрудированные, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность для нашего общества.Умение создавать и поддерживать благоприятный социальнопсихологический климат в классе –это одна из профессиональных компетенций педагога, благодаря которой тот, как субъект профессиональной деятельности, может рационально использовать личностные ресурсы, оптимизировать внутренние и внешние энергетические затраты, увидеть потенциальные возможности учеников и помочь им раскрыться, создавать действенные модели для саморазвития.Если учебная деятельность и личные взаимоотношения учеников организованы правильно, то любые вопросы воспитания решаются легко. Особенно это актуально для учащихся начальных классов, так как именно в школе дети начинают осознавать себя частью коллектива.Сплочённый детский коллектив позволяет приобрести первый опыт межличностного общения, групповой работы и сотрудничества, социальной ответственности. Позитивный это будет опыт или негативный –зависит в первую очередь от учителя и его способности создавать и поддерживать на нужном уровне психологический климат в классе. Однако делая ставку на силу коллектива, как мощного инструмента воспитания, главное не навредить детской индивидуальности. Этого не случится, если психологический климат в классе не мешает, а наоборот, способствует естественному и гармоничному развитию ребенка. Никто не даст четких и конкретных рекомендаций, какие шаги необходимо предпринять, чтобы климат в классе стал гарантированно благоприятным. Каждый класс настолько уникален, что только интуитивным путем, опираясь на свой педагогический опыт,на основы психологии, и на общие закономерности и составляющие психологического климата можно наладить взаимоотношения с детским коллективом. Как писал А.С.Макаренко в своих трудах,«именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы» [2].Учителю начальных классов необходимо уделять достаточное количество времени и сил формированию психологического климата, знать и применять на практике способы его формирования и поддержания. Управлять психологическим климатом можно так же, как Вы бы управляли любым коллективом в целом. Каждый коллектив представляет собой группу людей, объединенных совместными целями, совместной деятельностью, личными целями, которые перекликаются с групповыми интересами, а психологический климат является показателем отношений в коллективе, с одной стороны, он их отражает, а с другой –обуславливает. А детский коллектив тем больше поддается управлению, чем выше авторитет учителя.Посравнению с учителями средней школы именно учитель начальных классов больше всего времени проводит с детьми в системе «педагогкласс», что обусловлено спецификой педагогической работы. Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей более чувствительны к воздействию на них взрослого человека, учителя, и если классный руководитель уже завоевал авторитет среди учеников, то он вполне может регулировать, изменять и поддерживать комфортный для развития и продуктивной работы психологический климат.К факторам, которые влияют на психологический климат вдетском коллективе, можно отнести:профессионализм учителя (теоретические знания, методическая подкованность, анализ личного опыта, тяга к профессиональному развитию, способность синтезировать знания из педагогики и психологии и применять их на практике);личные качества учителя (любовь к детям, открытость, чувство юмора, желание не только учить детей, но и учиться у них, быть для них наставником и другом, инициативность, творчество, гибкость, коммуникабельность);принятие учителем ответственности за психологический климат (учитель начальных классов должен осознавать, что именно от его действий зависит эмоциональный комфорт класса и быть готовым к совместным действиям, которые смогут объединить детей, заинтересовать и будут стимулировать их к развитию)[3].Чтобы формировать и поддерживать психологический климат, учитель можетпользоваться такими способами как:формирование корпоративной культуры –традиций, ритуалов, общих ценностей. Сюда можно отнести празднование Дня рождения, Дня осени, Дня матери и любых других тематических праздников, походы в лес, в театр, в планетарий, в цирк, проведение внеклассных часов на развивающие духовность и этику темы;использование элементов игры. Сюда можно отнести любые развивающие память, логику и эрудицию игры. В силу возрастных особенностей младших школьников подача информации в игровой форме повышает интерес, а следовательно, скорость и степень ее усвоения;сознательная внимательность учителя в отношении каждого ребенка. Дети это маленькие личности, которые нельзя уравнять между собой и двигаться в обучении и развитии, ориентируясь на средние показатели. Ктото интроверт, ктото экстраверт. Ктото подвижен, а ктото меланхоличен. Ктото любит математику, а ктото рисование. А учитель –это тот, кто любит каждого ребенка без условий. Учитель –это тот, кто понимает, что чтобы понять ребенка и завоевать его доверие, нужен индивидуальный подход;стремление к эмоциональной вовлеченности в жизнь класса каждого ребенка Если учитель видит, что, например, Веселые старты в осеннем парке приносят радость меньшей половине класса, то имеет смысл провести внеклассный час по поделкам из осенних листьев. Или если учитель видит, что поделки не вызывают особого интереса и энтузиазма у детей, то можно попробовать, к примеру, устроить литературный классный час, посвященный осени. Необходимо помнить, что мероприятие на абсолютно любую тему можно обыграть различными способами, а какими именно –должен понять сам учитель, ориентируясь на потребности и способности своего класса.Детям будет очень интересно участвовать в создании одного общего проекта, в который каждый из них вносит частичку своего труда. Например, часть классного стенда можно отвести для создания таблицы настроений. Как она может выглядеть, показано на примере таблицы(табл.1). Таблица 1Пример таблицы на стенд «Наше настроение»

Любимый учитель14.10.201315.10.201316.10.201317.10.201318.10.2013ДарьяР.



КатяС.



ЮляФ.



РусланА.



ИванЛ.



На этом стенде дети могут схематично помечать свое настроение –цветочек, солнышко, тучка, дождик, грустные или веселые смайлики, может быть, цифрами от 1 до 5, аналогично школьным оценкам –так, как подскажет ребенку фантазия. Детям будут с интересом разглядывать настроение друг друга, это поспособствует развитию внимания к окружающим людям.Итак, учитель имеет возможность создавать сколько угодно по своему усмотрению мероприятий, которые благотворно повлияют на психологический климат. Однако в практике любого учителя бывают ситуации, которые создают напряжение в психологическом климате класса и очень важно, как учитель в этот момент себя поведет. Такая ситуация может возникнуть, если, например, ученик забыл домашнее задание, опоздал, систематически получает низкие оценки, если ктото из учеников ябедничает. Безусловно, важно оставаться другом для каждого ребенка, но это не значит, что в поведении учителя нет место строгости, требовательности и справедливого порицания за проступок. Модели подобных ситуаций были предложены Яковом Львовичем Коломинским. Очень полезно начинающим учителям разбирать напряженные ситуации по предложенной им схеме.1.Формулирование ошибки.2.Наглядный пример ошибки.3.Неправильные убеждения.4.Исправление неправильных убеждений (коррекция осмысления).5.Коррекция поведения [4]. Психологический климат напрямую зависит от умения учителя выстраивать свои взаимоотношения с учениками. Для выстраивания благополучных для обеих сторон отношений учителю нужно:знать основы психологии младших школьников;знать и учитывать в любой ситуации индивидуальные особенности ученика, оценивать его эмоциональное состояние;уметь внимательно слушать ученика, особенно в напряженной ситуации и формировать свое мнение относительно услышанного;всегда сохранять в тайне секреты, доверенные ребенком;осознавать тот факт, что учитель –тоже человек и тоже может ошибаться. Умейте признавать свои ошибки;похвалить ребенка, если его поступки действительно достойны похвалы, не скупиться на добрые слова. Однако здесь нужно учесть, что восхваление одних и тех же детей, приведение их в пример остальному классу может вызвать негативную реакцию и способствовать плохому к ним отношению других ребят;критиковать конструктивно и деликатно, критиковать именно поступки, а не личность ребенка. Обязательно держать под контролем свое эмоциональное состояние, не позволять агрессии и раздражению взять над собой верх. Относиться к провинившемуся с уважением, показать ему, что этот конкретный поступок не сделал его плохим человеком в Ваших глазах и глазах всего класса [5].Эти с одной стороны простые, а с другой стороны невероятно глубинные и трудоемкие действия помогут учителю создать, а далее и поддерживать положительныйпсихологический климат в классе. Так же учителям будет полезно использовать принципы создания благоприятной, здоровой рабочей атмосферы из книги Дэвида Майстера «Делай то, что проповедуешь». Принципы предложены руководителям различных уровней, но ведь учитель начальных классов –это тот же руководитель, только руководит он детским, еще не сформировавшимся, коллективом, и то, насколько благополучно этот коллектив сформируется, зависит ни от кого иного, как от самого учителя. Вот эти принципы.1.Нежелание руководителя хотя бы попытаться изменить ситуацию –это самый большой грех. Если учитель видит, что психологический климат в классе не способствует продуктивной работе и ничего при этом не пытается изменить, то он сознательно препятствует гармоничному детскому развитию и хорошей успеваемости в классе. 2.Руководитель должен действовать так, чтобы каждый член коллектива чувствовал его заинтересованность. Каждый ребенок –индивидуальность, и уделять время нужно каждому ребенку, ни в ком случае не выделяя среди нихлюбимчиков. 3.Руководитель должен активно помогать ученикам подниматься на качественно новую ступень. Учитель должен стимулировать детей к развитию, хвалить их, отмечать их успехи.4.Руководитель должен дать возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности. Каждый ребенок талантлив, просто не всегда возможно рассмотреть талант с первого взгляда. Чем разнообразнее будет деятельность класса (утренники, спортивные состязания, конкурсы рисунков, стихов, песен, сочинений), тем больше вероятности для ребенка проявить свои дарования. 5.Держать свое слово. Учитель должен быть последовательным в своих словах и не нарушать своих обещаний –дети это сразу замечают, и в дальнейшем слова учителя могут терять вес.6.Руководитель должен верить в свое предназначение. Быть учителем –это призвание, учить других –это ответственность и каждый, кто выбрал этот благородный труд, должен осознавать, что он не просто передает книжные знания детям, он делится своими жизненными ценностями, этическими нормами, оказывает влияние на формирование характера. И только если учитель уверен, что он делает благое дело, что он приносит пользу –только тогда у него будет внутренняя мотивация заботиться о психологическом климате в коллективе. 7.Нет покровительственному тону.8.Руководительдолжен создавать условия, а не диктовать их. Авторитет, построенный на страхе непослушания не даст того положительного результата, который даст авторитет, основанный на доверии и взаимном уважении.9.Руководитель должен доверять людям, являть собой пример, быть таким, каким бы он хотел видеть окружающих. Золотое правило «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» действует для всех и в любых ситуациях. 10.Больше энтузиазма[6]! Подводя итог, следует еще раз отметить, что самым важным фактором в формировании благоприятного социальнопсихологического климата в классе является личность учителя как носителя ценностей межличностных отношений.Жизнедеятельность в школьном коллективе –это постоянное взаимодействие учеников между собой и учеников с учителем, благодаря которому происходит формирование общности взглядов и оценок. Важность психологической атмосферы для гармоничного развития личности ребенка сложно переоценить, поэтому каждый учитель, на мой взгляд, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, которая позволит ему быть ориентированным на создание и поддержание здорового психологического климата в своем учебном классе.

Ссылки на источники1.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса.–URL: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm.2.Макаренко А.С. О воспитании в семье. –М., 1955.3.Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. –М.: Просвещение,1995.

4.Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. –Минск: Знание, 1969. 5.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. –Л.: ЛГУ, 1985.6.Майстер Д. Делай то, что проповедуешь.–М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Sablina Irina,primary School Teacher, Local Educational Authority “General Education School #1”, Zhirnovsksablinai@rambler.ruTeacher’s role in psychological environment formation in primary schoolAbstract.Psychological environment in the class is one of the characteristics, which shows the professional teacher’s competence.Primary school teacher have the authority among pupils, so he is responsible for their psychological environment. The more teacher is oriented on favorable environment creation, the more pupils are solidary, friendly and successful.Keywords: formation of the favorable psychological environment, individual approach to each student, harmonious development of the child's personality, psychological environment.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук