Влияние внешних вызовов на развитие технолого-экономической подготовки молодежи региона

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева М. Ф. Влияние внешних вызовов на развитие технолого-экономической подготовки молодежи региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13237.htm.
Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект эволюции технолого-экономического образования, который позволяет определить траекторию развития экономики и технологии от прошлого к будущему. В ней изучаются попытки земства решить вопросы технолого-экономической культуры населения за счет ручного труда в массовой школе России с середины XIX века; вопросы подготовки педагогов и внедрения технолого-экономической подготовки школьников в XX веке; вариативные тенденции в развитии технолого-экономического образования в постсоветский этап развития России: информатизация, профессиология, сервисология.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соловьева Мария Федоровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «СанктПетербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Кировmaria1solovyova@mail.ru

Влияние внешних вызовов на развитие технологоэкономической подготовки молодежи региона

Аннотация.В статье рассматривается исторический аспект эволюции технологоэкономического образования, которыйпозволяет определить траекторию развитияэкономики и технологииот прошлого к будущему. В ней изучаются попытки земства решить вопросы технологоэкономической культуры населения за счет ручного трудав массовой школеРоссии с середины XIX века;вопросы подготовкипедагогов и внедрения технологоэкономической подготовкишкольников в XX веке; вариативные тенденции в развитии технологоэкономического образования в постсоветский этап развития России:информатизация, профессиология,сервисология.Ключевые слова:земство, ручной труд, профессиональная педагогика.

В 2014 году наша страна отмечает 150 летсо дня формирования земских органов ‬органов местного общественного самоуправления, сыгравших значительную роль в истории государственнообщественной системы образования в России, способной адекватно отражать потребности времении внешней среды в течение болеечем полувека (1864‬1918).

В Вятском краеновые органы местного самоуправления, т.е.Вятского земства, созданы в период второй волны, т.е. с 1867 года. Их деятельностьво многом существенно отличается от деятельности иныхземских органов. Наша территория принадлежала лично царю, поэтому преобладали государственные крестьяне и был очень низок процент дворянства, в том числе и в области управления. Значительную роль играло купечество, которое, как и крестьянство, после отмены крепостного права было заинтересовано вполучении социальных привилегий. Оптимальным средством достижения притязаний являлась как сама экономическая деятельность, таки благотворительность, меценатство в социальной и культурной сфере.Вятское земство, как и в Олонецкой губернии, получило право на привлечение политических ссыльных в органы местного самоуправления (этим правом пользовались только эти две губернии в России).Земства начали свою деятельность с организации статистического исследования состояния края. В результате обнаружили триглавных проблемы в развитии общества: низкая экономическая культура населения, его медицинская (санитарногигиеническая)неграмотность и отсутствие образования. В результате образование былоизбрано средством решениядвух других проблем. Земства предполагали внедрить в образованиесистемутехнологическойи экономической грамотности[1].Это было вызвано и стремлением органов общественного самоуправления через детей поднять уровень экономической грамотности населения. Например, земства пытались для детей начальной школы через уроки чтения сообщить сведения об устройстве печи, строительстведома и т.д. Естественно реальная ситуация в школах (возраст, отсутствие книг для чтения с необходимым содержанием) и прогрессивная педагогическая общественностьне позволили земствам осуществить ихзамыслы. Однако в истории хозяйственной деятельности были сильны традиции промыслов и ремесел, как дополнительного источника доходов крестьянства. Поэтому распространение идеи внедрения ручного труда в школьном деле за рубежом, позволилоотечественным педагогам развивать идеи экономической и технологической грамотности населения через массовую школу за счет соединения идей ручноготруда и традиций хозяйства. В Россиибыла создана собственная модель освоенияручного труда(организация мастерских по обработке дерева, металла, ткани и т.д.), но не в начальной трехлетней школе, ав школе повышенного уровня (5 лет обучения) и преимущественно министерской, однако с помощью земства. Начальная школа внедряла навыки ручного труда в виде огородничества, бортничества, садоводства, иных элементов освоения ремесел, необходимых для оказания услуг в домашнем хозяйстве.Так система образования ответила на вызоввнешней среды после отмены крепостногоправа:основное население страны вынуждено было освоитьновые способы ведения экономики домашнего хозяйства в сочетании с адаптацией к текущему процессу промышленного переворота.Впервые данная тема исследования педагогического значения роли ручного труда и экономических последствий его освоения в массовой системе образования была поднята академиком РАО СССР А.И. Пискуновым, но на материалах зарубежной педагогики[2, 3].Международную известность получило исследование темы ручного труда в первые десятилетия советской власти ‬в трудовой школе в кандидатской диссертации Н.В.Котряхова,выполненной под руководством А.И. Пискунова[4]. Позднее, уже в докторской диссертации он выявил три модели ручного труда, имевших распространение в России[5]. Особенно в северозападных территориях широко распространялась шведская модель. Но современные специалисты и Швеции и Японии высоко оценивают именно русскую модельформирования технологоэкономической культуры населения,как и прежде, посредствоммассовой школы[6].Проблемы внедренияручного труда как метода и учебного предмета рассмотрены на примере массовой начальной школы России государственнообщественного управления (земской)висследованиях М.Ф. Соловьевой[7].Автор пришла к заключению, что достигнув апогея своего развития в 1900 году, когда система начального образования Вятской губернии получила золотую медаль в Париже на Всемирной политехнической выставке, земская школа не могла решить задачи по распространению ручного труда. Вопервых,для этого отсутствовали объективные условия: размеры школьных зданий. Вовторых,возрастной уровень школьников не позволял привлечь их к иным видам труда, кроме плетения из бересты, соломы, бортничества, огородничества. К работе в столярных и слесарных мастерских как школьники, так и учителя (в основном женщины) не были готовы. Положительный опыт подготовки учителей к сельскохозяйственному труду, в столярных и слесарных мастерских мог быть востребован лишь в начальных школах повышенного (5 лет обучения) типа: высшие начальные училища. Создание Учительского института в Вятке в 1914 году связано с необходимостью подготовки учителей для начальных школ повышенного типа, наиболее востребованного с точки зрения развития экономических отношений. Часть проблем снимали ремесленные училища, но состав их учеников по количеству и сословному признаку не решал проблем сельского населения. Тем не менее, объединенными усилиямиуездных и губернского земства, Министерства народного просвещения Учительский институт начал свою деятельность.Внимание преподавателей уделялось организации ручного труда и работе в столярных, слесарных мастерских. Это объяснялось традициями, созданными в ряде образцовых министерских училищах и наличием собственных педагогических кадров в губернии. К тому же ряд лиц из них работали в земских органах и разделяли идеи и потребности органов местного самоуправления в повышении экономической культуры местного населения.Начало второго этапа развития ручного труда пришлось на период сразу после революции 1917 года. Причины спроса на умения и навыки ручного труда (особенно кустарей) связаны с национализацией мастерских, предприятий сферы услуг, особенно обострившиеся в процессехозяйственного снабжения в годы Гражданской войны.Выпускники первого выпуска Учительского института в 1917 оказались в необычной ситуации: они стали носителямиивыразителями идей и практики обученияручному труду, но жизнь потребовала от них понимания новой парадигмы ‬единой трудовой школы на основах политехнизма. С этого периода в стране происходит смешение понятий, что влияет на внедрение новых идей и практикисоздания нового типа школы. Н.К. Крупская вплоть до своей смерти вынуждена писать статьи о разделении понятий профессионального и политехнического образования. В конечном итоге это обстоятельство повлияло и на выработку концепции усиления связи школы с жизнью и разработку нормативных документов об открытии новой специальности ‬учителя трудового обучения (трудовой подготовки). Педагогические проблемы были тесно связаны с государственными. Значительную роль в активизацииремесленной кустарной промышленностисыграл Декрет «О кустарной и мелкой промышленности» от 7июля 1921 года, что вызывало более обостренное отношение в пониманиисмысла старой и новой «школы».Примеромличностного переосмысления понятий является педагогическая деятельность преподавателя Вятского института народного образования, а затем педагогического института М.Н.Шатрова ‬прошедшего обучение в земской школе и связавшего судьбу с Учительским институтом. Он особенно остро воспринимал смену оценок педагогического значения трудовой подготовкив школе как предмета и метода обучения, а также проблемы подготовки педагога нового типа.Именно этот педагог стали активным проводником идей трудового обучения в Вятском крае, а появление новой специальности с1959 года легло на подготовленнуюпочву‬общественное мнение в регионе, подготовленныхспециалистов на курсах через систему повышения квалификации.М.Н. Шатров после окончания земской школы и Слободского четырехклассного училища продолжил обучение в Казанском промышленном училище, а с1919 года преподавал «Теорию и практику трудовых процессов», исполнял обязанности заведующего IV отделения и члена правления нашего Вятского института народного образования.С сентября 1919 года все педагогические институты страны преобразованы в институты народного образования, в связи с этим изменен устав вуза. Изменение вуза вызвало пересмотр учебных планов. Изменение плана повлияло на имидж М.Н.Шатрова. В 1921 году от имени института в числе других преподавателей он был избран делегатом на конференцию Высшихпедагогических учебных заведений (ударная группа вузов) в г. Москве. После реорганизации институтаон исполняет должность заведующего Нолинским профессиональным техникумом по обработке дерева и металла, женскими учебнопоказательными мастерскими. С 1929 по 1935 годы он вновь работал доцентом педагогического вуза по технологии дерева, но при кафедре педагогики и заведующим учебными мастерскими (столярной и слесарной), создавая мастерские практически с нуля. Однако его требования к материальной базе, штату,содержанию и организации труда не встретили понимания со стороны администрации.Параллельно, начиная с 1910 года, после окончания курсов при Петербургском учительском институте по обработке дерева и металла и вплоть до 1935 года он постоянно вел занятия как руководитель губернскими курсами для педагогических работников школ повышенного типа. Им написано более 20 статей и руководств по организации различного вида трудовой деятельности. В годы работы в институте он организовал летнюю практику студентов всех факультетов по сельскохозяйственному труду (требование военных лет, организация в виде акцийкампаний), сельскохозяйственный кружок. Сельскохозяйственный труд и ручной труд были включены как обязательные предметы в перечень зачетов. Практика в мастерских института по трудовым процессам (до двухчасов ежедневно!) проводилась под общим руководством Н.А. Дернова (директора вуза). Преподаватели института ‬руководители практических работ в мастерской по металлу и дереву, а также электротехнике часто менялись.Также были введены курсы «Основы агрономии», «Основы сельскохозяйственной техники», «Основы ручного труда», проводилась производственная практика в колхозах, совхозах ина промышленных предприятиях. Выпускники института кроме общеобразовательных предметов пожеланию могли проводить уроки труда.Таким образом, создание условий для трудовой подготовки будущих учителей: оборудование учебных мастерских, разработка учебных программ и пособий и иные виды деятельностивсе это вклад доцента кафедры педагогики М.Н.Шатрова.Свое видение построения новой трудовой школы представлял и А.К.Волнин ‬бывший директор Полтавского Учительского института,(благодаря которому А.С. Макаренко, выпускник данного института, впоследствии состоялся каквыдающийся педагог)которыйпосле усиления национального движенияв Украине вынужден был уехать в Сибирь. Но в течение ряда месяцев настойчиво просил принять его в Вятский институт (отмечая редкий для институтов того времени научный уровень деятельности Вятскогоинститута), что и произошлов 1923 году.А.К. Волнин рассматривал вопрос о необходимости трудовой подготовки с научнопедагогических позиций, в интересах развития человека. В 1924 году он стал создателем психологического кабинета в Вятскомпедагогическом институте, заведовал курсамипо переподготовке преподавателей школ второй ступени и одновременно выполнял нагрузку по руководству педагогическим техникумом, разрабатывал его учебный план, штатное расписание. ПриказомМинистерства народного просвещения переведен на работу в Москву.Впериод работы институтакак Вятского института народного образования учебным планом вуза было предусмотрено и изучение предметов, необходимых для народных промыслов, ремесел, но составляющих основу занятий по труду в школе. Так, например занятия по педагогическому рисованию и лепке вел известный художник М.А.Демидов, а занятия по ручному труду ‬К.А. Луппова. В период отсутствия собственной материальной базы по дереву и металлу использовали мастерские других учебных заведений и возвращались к опыту земскихшкол ‬вводили переплетное дело, картонажные работы, почвоведение, садоводство, огородничество, корзиноплетение, технологические работы из гипса, папьемаше. Одновременно решали вопрос о приобретении земельных участков «для организации труда в учебнопоказательных целях». Третий этап в организации технологоэкономическогообразования связан с периодом довоенных пятилеток. Задачи, стоявшие перед службой быта были несовместимы снавыками мелкого товарного хозяйства и организации услуг. Коренной пересмотр содержания и методов трудового обучения и воспитания связан с речью Сталина о соединении обучения с производительным трудом, что означало политехническое воспитание. Основные идеиего речи выражены влозунгах: нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой; техника в период реконструкции решает все; большевики должны овладеть техникой.Одновременно в 1931 году принято Постановление о начальной и средней школе, а 19 сентября 1932 года предъявлены новые требования к институтам о работе на новом более высоком уровне ‬государственном.Новый подход выразился в усилении самостоятельной работы студентов и в первую очередь исследовательской деятельности. Но главным преобразованием становится освоение форм организации труда на производстве для окончательного уничтожения отделения умственного труда от физического (ручного) труда. Средством реализации как отметил Сталин «ленинской» идеи единства теории и практики объявлен метод проектов, совпадающий в экономике сосновами кооперативнойорганизации труда. Метод проектов становится одним из «орудий борьбы с извращением его словесным политехнизмом». Главной задачей вуза становится обеспечение перехода школы на следующую ступень развития трудовой политехнической школы. Ошибка школы была в том, что она увлеклась предметными проектами (как это актуально и сегодня) и студенты и преподаватели вуза были обязаны помочь школе преодолеть непонимание смысла проектной деятельности. Одновременно в учебных планах вуза появились предметы «теория советского хозяйства и экономическая политика», «марксистская история техники». Преподаватели вуза проводили курсы по созданию педагогическихполитехнических музеев, библиотек. Для учителей школ открывались лаборатории и библиотеки кафедр ‬необходимость преодоления изоляции кафедр от жизни школы.Существенные измененияпроизошли в организации практики студентов. Второйсеместр ‬сельскохозяйственная практика (дифференциация по специальностям: физикотехническое отделение ‬механизация, химикобиологическое ‬увеличение продукции животноводства, общественнолитературное ‬практика по вопросам организации труда и быта в колхозах и совхозах), четвертыйсеместр ‬фабричнозаводская практика, шестойсеместр ‬практика в школе крестьянской молодежидля обеспечения политехнизации школы. В организацию студенческой жизни вошли соревнования.Наиболее оригинальной стала идея о создании педкомбината (современный аналог социального партнерства). Объединение усилий института, педрабфака, педтехникума, фабрики учебных пособий, машиностроительного завода, совхоза, ряда школ, вятского научноисследовательского института краеведения, агробиостанции, педагогического музея, детских садов, детской технической станции было зафиксировано в специальном документе ‬Положении о вятском педкомбинате. Целью объединения была обозначена борьба за досрочное выполнение пятилетки и выполнение директив и постановлений органов Советской власти. Системообразующее единство обеспечивал институт,объединяя всех участников единой целью, планом работы и выполнением некоторых хозяйственных функций. Данный опыт объединения усилий позволит в 1959 году установить шефские связи учреждений образования с заводами, фабриками, но при этом изменится функция вуза.В 1931‬32годахвнимание сторонников политехнизма было уделено развитию у учащихся и студентов понимания тенденций развития производства и техники, организации и охране труда вообще, без учета специфики конкретного предприятия. Развитие общих трудовых навыков понималось как фундамент для последующей краткосрочной подготовки по специальности. Однако втот период еще не было понимания необходимости подготовки нового типа учителя. Четвертый этап в генезисе технологоэкономического образования относится к середине XX века. В экономике страны наметился переход к решению проблемместной промышленности, бытового обслуживания в условиях распространения совнархозов, как территориальной системы государственного управления. Служба быта становится самостоятельной отраслью народного хозяйства.Открытие новой специальности(инженерпедагог)в педагогическом вузе в 1959 году относится к числу инноваций, судьба которых зависела от подготовки общества в целом и педагогов института в частности к восприятию нововведения.В 1959 году он станет необходим, так как произойдет осознание важности знатьобщее и частное одновременно. Стране требовалось около 17 млн. работников (не родились дети воинов 1941‬42 годов, а это почти все население небольшой страны). К тому же новыйэтап развития НТР в 50х гг. XXвекаобусловил необходимостьпрактических действий по осуществлению связи общеобразовательной школы с жизнью. Это потребовало внесения корректив в подготовку учителей. С 1956‬57 учебного года в институте стали готовить учителей широкого профиля: «Биология и основы сельхозпроизводства», «Физика и основы производства», «Математика и черчение». Студенты получали хорошую политехническую подготовку, но неудовлетворительную производственную. Они не могли в полной мерепроводить обучение школьников в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью...», принятом в 1958 году.С 1959‬60 учебного года в педагогическоминституте и ещё в 9ти педвузов России начали готовить учителей новой специальности 2120 ‬«Технические дисциплины и труд».В истории подготовкиучителей технических дисциплин и трудового обучения и менялся и уточнялся профиль обучения, структура и содержание учебных планов; менялось соотношение специальной теоретической и практической при незначительном изменении содержания психологопедагогической, медикобиологической и культурологическойподготовки[8]. Динамика становления и развития системы подготовки учителейтрудового обучения отражает менявшуюся социальноэкономическую и политическую ситуацию в стране. На основе их анализа можно выделить четыре периода.Первый период ‬1959‬1969 годы.Подготовкуучителей новой специальности осуществляетфизикоматематический факультети кафедрафизики с методикой преподавания. Для этого на факультетев 1960 году создана новая кафедраобщетехнических дисциплин(ОТД), а в январе 1962 года для подготовки учителей специальности 2120 открытиндустриальнопедагогический факультет. В эти годы преподаватели интенсивно занимались созданием учебноматериальной базы, С 1964 года общеобразовательная школа вновь становится 10летней. Резко сократилось время на трудовую подготовку учащихся. Потребность в учителях с глубокой техникотехнологической подготовкой отпала. Уменьшается приём студентов на очное,и прекращается на заочное отделения. Обучение по специальности 2120 стало осуществляться на индустриальном отделении физического факультета.Второй период ‬1969‬1984 годы. Период становления новой для сферы образования отрасли наукине только в России, но и в мире‬профессиональнойпедагогики(основатель нового направления науки ‬А.Я. Батышев)[9‬11]. От 40 до 60% молодёжи после окончания общеобразовательной школы шли работать в народное хозяйство, однако руководящие органы рассматривали обучение в школе как подготовку в вуз. Внимание уделяется изучению общеобразовательных дисциплин. Труд выпускников индустриального отделения в нужной мере не был востребован. Для закрепления выпускников в школах с 1971года (период реформы А.Н. Косыгина, развитие идей хозрасчета) стал осуществляться целевой приём по направлениям органов народного образования. В 1975 году начата подготовка учителей ОТД и труда с 4х летним сроком обучения. Вучебном плане на техническую и трудовую подготовку отводилось 47%от всего бюджета времени. Вновь начинается заочное обучение учителей труда. Объём учебной работы на кафедре ОТД значительно возрос. Изеё состава выделились две новые кафедры: в 1979 году ‬машиноведения, а в 1982 ‬ТСО. С 1980‬81 учебного года индустриальнопедагогическое отделение вновь становится самостоятельным факультетом.(Эта деятельность в рамках страны в нормативных актах получила название как РЕФОРМА школы 1984 года).Коллектив преподавателейпродолжает активную работу по совершенствованию учебноматериальной базы, содержания обучения студентов. Активизируется НИР, она ведётся по двум направлениям:научнометодическое (совершенствование средств обучения, написание учебных пособий для студентов: В.В.Колотилов, С.А.Смирнов) и конструкторскоисследовательские разработки по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями).Третий период ‬1984‬1993 годы. Период утверждения позиций профессиональной педагогики, определения путей формирования профессиональных кадров нового типа для развития кооперативного и акционерноготипа хозяйства. Реформа системы образования, проводимая в стране, потребовала особого внимания к трудовому обучению школьниковна новых основах экономической грамотности в организации труда. В связи с этим вновь возросла потребность в учителях ОТД и трудового обучения. Факультет стал готовить учителей по специальности 03.02 «Труд» с двумя специализациями: механизация сельского хозяйства с дополнительной специализацией сельскохозяйственноепредпринимательство и обработка ткани, кулинария; этика и психология семейной жизни. Из состава кафедры «Машиноведения» выделиласькафедра «Основы промышленного исельхозпроизводства». Велась работа по расширению материальной базы для изучения сельхозтехники на агробиостанции, возводился пристрой к учебному зданию факультета.Четвёртый период‬с 1994 года. Осуществляются социальноэкономические реформы как следствие смены политического строя в стране На основе закона «Об образовании» в Базисный учебный план школы введена новая образовательная область «Технология»[12]. Изменилось содержание подготовки учителя, факультет стал называться технологоэкономическим. План специальности 03.06 «Технологияи предпринимательство» предусматривалразличную специализацию в подготовке с учётом реальной потребности в учителях. Так юноши кроме основной специальности «Технология» изучали технологию производства и обработки конструкционных материалов и сельхозпродукции, автодело и автосервис, автодело и техническое обслуживание. А девушки ‬технологию обработки тканей, пищевых продуктов и декоративно ‬прикладное творчество. Начато обучениеспециальности 03.05.00 ‬«Профессиональное обучение» по специализациям 05.05.32 ‬автотехобслуживание, автоперевозки, автошколы; 03.05.23 ‬технология текстильной и лёгкой промышленности, дающее квалификацию инженера ‬педагога. С 2001‬2002 учебного года вводятся ещё специальности 03.08.00 «Изобразительное искусство» и 05.24.00 «Дизайн».При кафедре теории и методики преподавания технологии открыта аспирантура (руководители А.Н.Богатырёв, В.В.Колотилов, С.А.Смирнов). В университете функционирует специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по профилю аспирантуры. Повысился уровень педагогической и научной деятельности преподавателей.В это время значительно расширилась и укрепилась учебноматериальная база. Так например, сдан в эксплуатацию четырёхэтажный пристрой, созданы кабинеты информационных технологий, технологии обработки пищевых продуктов и др. Пятый период (c 2004) ‬модернизация факультета. Значительные изменения в экономике и на рынке труда вызвали интерес к исследованию перспектив профессиональной педагогики.Выпускники факультета, окончившие аспирантуру и защитившие диссертации под руководством С.Я. Батышева начинают осваивать внедрение информационных технологий в процесс подготовки специалистов ‬технологов по обработке дерева, металла[13].Одновременно встране усиливается стремление к развитию художественного труда, котороеблагодаря академику Б. Неменскому, ассоциируется сизобразительным искусством.Ручное производство требует формирования художественного вкуса специалистов, эстетики изделия, рабочего места, дизайна среды. Традиционные для XX века виды работы на станках уходятиз сферы производства в стране и в школе. Отчасти это связано с разрушением традиционной системы промышленного производства, отчасти и с началом массовой автоматизации и информатизации рабочих мест.Специалисты ‬педагоги трудового обучения вновь не востребованы.«Технология» в массовой школе рассматривается как подготовка человека к проектной деятельности, но не в традиционном понимании американского методатехнологии обучения, а в русской модификации как метода иучебного предмета наряду с обычной системой обучения.

Шестой этап в организации технологоэкономического образования связан с переосмыслением сущности современного понимания рынка трудаи внедрением ФГОС. Международные исследования в области социологии профессий привели к пониманию того, что в перспективе наше общество, по примеру стран Европыожидает радикальное сокращение количества профессий, становления особого типа труда ‬полупрофессий и значительного внимания трудоспособного населения к овладению различными и быстро сменяемыми (до 12‬15) видами деятельности.В это период специалисты по организации профессиональной подготовки обращают внимание на значимость профессиональной ориентации, профессиональной диагностики абитуриента, так как возрастает «цена выбора» трудовойдеятельности в период непрерывного образования (через всю жизнь). С 2010 года в России вновь оформляетсятребование общества к подготовке особого типа человека ‬«мастер золотые руки»[14]. Такой человек востребован в системе сервисной экономики и в системе социальноориентированных некоммерческих организаций, непосредственно участвующих в реализации социальной политики государства при государственной поддержке на грантовой основе.В системе повышения квалификации и переподготовки кадровКировской областиразработаны программы «Начинающий предприниматель». В России в системе праздничных дат отмечен новый праздничный день‬День предпринимателя, непосредственно связанный с кооперативным движением в современной России, а с 2013 года ‬особый день социального предпринимательства. Эти днинапрямую связаныс теми, кто соединил способности профессионала «человек‬техника» с экономикой малого бизнеса: таких специалистов ранееготовил технологоэкономический факультет. В эти же годыв США принимают новый стандарт по «Технологии», который кардинально изменяется в 2012 году. Значительную роль в этом виде деятельности играют информационные технологии,однако неожиданно меняется аспект Стандарта в сторону привычного для России внимания к развитию ребенка через навыкиручного труда в сочетании с робототехникой (ранее в СССР известной как работа с металлическими конструкторами, однако с новыми системами управления, выполняемыми детьми). Между тем, вконце 2010 года в России принята Долгосрочная государственная целевая программа «Информационное общество», одно из ведущих направлений которой ‬внедрение ИТ в современное производство, быт и образование, чем и занимался факультет, качественно решая проблемы профориентации и экономики труда в истории региона. Открыты новые перспективы для развития уникального факультета, создающего потенциал поколения специалистов для экономики региона.Тем не менее, развитие малого бизнеса в сочетании с творческими профессиями в сфере женского труда, создало предпосылки для преобразования факультета в факультет «Технологии и дизайна», который постепенно развивает традиции созданного в начале перестройки отделения индустриальнопедагогического факультета для девушек. В отличие от устранения на факультете подготовки педагогов мужчин в сфере технологии обработки металла, дерева или автохозяйства, продолжается подготовка учителейженщин для муниципальных учебных комбинатов, коррекционных школ, детских домов, центровдополнительного образования. В течение последних десяти летможно отметить существенные изменения в использовании информационных технологий в ходе таких занятий, как вязание, вышивка, бисероплетение, плетение на коклюшках, графический дизайни др.Дляпедагогов и студентов‬руководителей кружков или клубов создано сетевое сообществос цельюсамообучения, проведения конкурсов изделий для детей и студентов, методических работ для специалистов. Сетевое сообщество работаетна базе специальной лаборатории университета г. Сыктывкара.Факультет ВятГГУ связан с лабораторией системой подготовки магистрантов и аспирантов.Весьма важную роль в формировании престижа занятийобразовательной области «Технология»играет многолетнее сотрудничество факультета университета с МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики», которое представлено рядом направлений в этом взаимодействии:система дополнительного образования ‬место практики студентов;Центр детского творчества совместно с преподавателями факультета ‬участники экспериментальной площадки ФИРО (с 1998 года);создание временных творческих групп для выполнения научных, социальных или бизнеспроектовразличного уровня;организация творческих конкурсов детей, студентов, педагогов при использовании преподавателей вуза в качестве профессионального или независимого общественного жюри;организация тематических курсов повышения квалификации объединенными усилиями педагогических коллективов для собственных специалистов и для оказания услугв рамках городского или областного проекта;реализация образовательной программы «Подготовка детей и молодежи в предпринимательской деятельности» (на базе МОАУ ДОД ЦДТ с ИПЭ).Выявление одаренных детей в различных сферах деятельности, организация дополнительного образования как подготовка условий длятехнологоэкономической деятельности в сфере малого бизнеса и экологоориентированной экономики входят в спектр деятельности группы социальноориентированных некоммерческих организаций(с 2010 года), вероятнобудущего ядра рынка труда и образования Российской Федерации как социального государства.Современное государство, делегируя функцииреализации социальной политики в области социального обслуживания, социальных услугнекоммерческому сектору современной экономики создаетоптимальныеусловия дляраспространения сервисологии какособого сектора производства благ и услуг,и как новой отрасли науки. Однако вопрос о подготовке специалистауправленца в сфере сервиса сегодня не рассматривается одновременно с получением технологических навыков в какомлибо виде деятельности собственно сервисных услуг. Осмысление данного явления еще предстоит сделать.

Ссылки на источники1.Соловьева М.Ф. Учитель земской школы.‬Киров: Издво ВятГГУ, 2004.‬114с.2.Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.‬М.: Просвещение, 1981.‬582с.3.История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. /Под ред.А.И. Пискунова.‬М.: ТЦ «Сфера», 2001. ‬512 с.4.Котряхов Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (1917‬1932). ‬Киров, ВГПУ, 1993. ‬234 с.5.Котряхов Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общественной образовательной школеконца 19 ‬начала 20 века: автореф. … докт. пед. наук. ‬М.: МПГУ, 1997.‬32с.6.ЕтсуоЁ., Котряхов Н.В.Ручной труд в образовательных учреждениях России (1884‬1917 гг.) // Педагогика. ‬2003. ‬№10. ‬С. 73‬80.7.Соловьева М. Ф. Земская школа: опыт общественногосударственного управления.‬Киров: Издво ВГПУ, 2000.‬79с.8.Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я.Батышева, А.М. Новикова. ‬М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. ‬456 с.9.Симоненко В.Д., Иляева Л.М., Шипицын Н.П. Проекты по техническому труду в V‬VIIклассах// Школа и производство. ‬1996. ‬№ 1.‬С. 24‬26. 10.Симоненко В.Д., Рятивых М.В.,Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретикометодологические аспекты. ‬Брянск, 1999. ‬230с. 11.Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития// Школа и производство. ‬1999. ‬№№1‬5.12.Богатырев А.Н., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях. ‬Киров: Вят. гос. пед. унт, 1998. ‬112 с.13.РяхимоваЕ.Г. Профессиональное самоопределение на уроках технологии // Профессиональная ориентация молодежи в современных социальноэкономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научнопрактической конференции. ‬СлавянскийнаКубани: Издательский центр СГПИ, 2009. ‬С. 181‬182.

14.Ряхимова Е.Г. История технологической подготовки в отечественном образовании.‬М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2012. ‬52 с.SolovyovaMaria,Cand.Sc.(pedagogics),St.PeterburgStateUniversityofServiceandEconomics, Kirovmaria1solovyova@mail.ruThe influence of external calls for the techonological and economic training development of the regional youthAbstract.The article deals with the historical aspect of the evolution of technological and economic education, which allows you to determine the trajectory of the economy and technology from the past to the future. It examines the attempts to resolve the issues ofzemstvotechnological and economic culture of the population at the expense of manual labor in the regular school Russiafrom the middle of the XIX century, issues of teacher training and the introduction of technological and economic training school in the XX century, divergent trends in the development of technological and economic education in the postSoviet stage development of Russia: informatization, professiology, servisology.Keywords:

zemstvo,manual labor, proffesional pedagogy.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;