Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Запорожченко О. И. Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13257.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, раскрывающим влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников, главной целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Запорожченко Ольга Ивановна,учитель начальных классов МОУ СОШ № 1, г. Жирновскstasy05@list.ru

Влияние семейного воспитания на успешную

социализацию младших школьников

Аннотация.Статьяпосвящена вопросам, раскрывающим влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников,главной цельюкоторогоявляется формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.Ключевые слова: социализация,адаптация, социальная компетентность, диктат, опека, «невмешательство»и сотрудничество,совместная деятельность.

Нежелание ходить в школу, плаксивость, драчливость, робость –что стоит за проявлениями детского неблагополучия?Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь.Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника, сложное и противоречивое, будет характеризовать весь этот период. Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для делинквентного поведения. По данным отечественных и зарубежных исследователей, около 20% детей нуждаются в специальной психотерапевтической, а нередко и в медицинской помощи. Современные социальноэкономические и демографические проблемы усложняют задачи семейного воспитания. Для маленького ребёнка семья –это целый мир. В нём он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детскородительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов[1, с.107].Важнейшая социальная функция семьи –воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывалолишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.В отечественной психологии роль среды в психическом развитии ребенка изучалась в рамках культурноисторической теории Л.С.Выгодского и деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. В современной отечественной психологии под социализацией понимается процесс усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей.Социализация–продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.Согласно самому общему определению, социализация –«процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса: процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека –в детстве, отрочестве, юности; процесс формирования личности –развитие и само изменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.К сожалению, большинство определений социализации не гарантировано от произвольного толкования смысла, тем более от неверной интерпретации. Так, например, обстоит дело с преимущественным пониманием социализации только как приспособления. Действительно, приспособиться можно и к «хорошему», и к «плохому», например, к нормам преступного сообщества или правилам поведения в наркозависимой компании. Но подобные процессы социализацией не являются. Казалось бы, это не противоречит определению: человек присоединяется к социальной группе или сообществу, усваивает нормы, взаимодействует, приобретает опыт и нужные качества: Формально вроде бы все верно, но нет: В подобных ситуациях всё с «минусом», а социализация –это то, что с «плюсом». Где же ориентир, что может служить маяком для исследователя, желающего использовать такое емкое и поистине всеми востребованное понятие, как социализация[2]?Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка –потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э.Эриксон) и привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт) в младенчестве[3]: формирование предметноорудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном; сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности вмладшем школьном возрасте;создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.Создавая определенные объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребенка сложной психологической перестройки. Ребенку, жившему преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, игрой, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрироватьвнимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него мало занимательны.Трудности, испытываемые первоклассниками, могут быть вызваны следующими объективными причинами:особенностями нового школьного режима, который у некоторых детей может спровоцировать чрезмерную усталость, срывы в работе;необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми: учителями, одноклассниками, воспитателями групп продленного дня (ГПД); изменением положения ребенка в семье, отношений с родителями;содержанием учебного материала, нередко не вызывающим достаточного интереса у детей, в результате чего к середине года у многих первоклассников наступает апатия и безразличие к учебе.Эмоциональная насыщенность и эмоциональнопозитивный характер межличностныхотношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для успешной социализации ребенка[4].В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыретактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»и сотрудничество.Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителямиинициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это–гарантия неудачного формирования личности.Опека в семье –система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от какихлибо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существуеттакже противоположное понятие –гипероопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом попрежнему требуют выполнения всех своих прихотей. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития –коллективом.Существует тристиля семейного воспитания:авторитарный; демократический; попустительский.При авторитарном стиле желание родителя –закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в какихто областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей,и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.Известно, что авторитарность, доминирование и гиперопека, так же,как и эмоциональное отвержение, наносят серьезный ущерб эмоциональному развитию ребенка. Стиль общения в семье, основанный на взаимном доверии, уважении и принятии, способен компенсировать многие трудности, возникающие у ребенка в школе, однако практика работы в психологической семейной консультации показала, что родители часто не только не компенсируют школьные трудности ребенка, но и усугубляют их. К числу ошибок родителей в воспитании относятся стремление оградить ребенка от малейших трудностей и проявлений самостоятельности, инфантилизация детей. Это приводит к неуверенности, незрелости учебной мотивации детей, неумению преодолевать школьные трудности. Другая ошибка семейного воспитания, возникающая с поступлением ребенка в школу, –построение взаимоотношений с ним в зависимости от школьных оценок: если его успехи невысоки, то дома в общении с ребенком преобладают наказания и упреки. Выход из подобного психогенного комплекса ребенок может искать во внешкольном общении со сверстниками, для младшего школьника более вероятен «уход в болезнь». Иногда родители дискредитируют школу в общении с детьми, что приводит к самым тяжелым формам дезадаптации: отказам ходить в школу, невротическим и психосоматическим реакциям. Родительские амбиции, требования высоких достижений способствуют возникновению у детей повышенной тревожности, боязливости, неадекватных реакций на стресс.Большое влияние на социальную адаптацию ребенка, его психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, социальную компетентность оказывают ранние отношения с членами семьи, и особенно опыт общения с матерью. Согласно теории Э.Эриксона, в младенческой стадии развития человека складывается «базовое доверие к миру (или недоверие –в случае неблагоприятного варианта развития)», которое и является основополагающим для становления автономии, инициативы и трудолюбия, возникающих на последующих ступенях (в противоположность боязливости, подозрительности к миру в целом и людям в частности).Качество родительской заботы, получаемой ребенком в ранние годы, влияет на его душевное здоровье в будущем. Ребенок с младенческого возраста нуждается в теплых, интимных и продолжительных отношениях с матерью. Эти взаимоотношения должны приносить удовлетворение, доставлять радость и наслаждение обоим, в противном случае ребенок переживает «материнскуюдепривацию», которая может возникать как в случаях разлуки с матерью, так и в ситуациях, когда мать не способна дать ребенку любовь и заботу изза отсутствия чувства материнства.Известно, что дети, испытывающие в раннем возрасте привязанность к матери, менее агрессивны и более социально компетентны в школе, особенно мальчики. Ребенок усваивает определенные модели социального поведения в раннем семейном опыте, именно этот опыт играет ключевую роль в развитии социальных навыков поведения и социального статуса среди сверстников. Дети, испытывающие социальное отвержение в начальной школе, представляют группу высокого риска дезадаптации как в подростковом возрасте, так и в дальнейшем. Доверительные же отношения в семье, любовь и забота по отношению друг к другу создают у ребенка ту основу безопасности, которая помогает ему преодолеть чувство тревоги, возникающее в новых или враждебных для него ситуациях.Немало работ посвящено синдрому школьной фобии, основным симптомом которого является отказ посещать школу. Сам термин «школьная фобия» был введен в клиническую литературу A.M.Джонсоном в 1941 году для обозначения детского синдрома, включающего тревогу по поводу посещения школы и частые прогулы занятий. Синдром рассматривался в большей степени как страх покинуть мать или дом, чем боязнь школы. Чтобы подчеркнуть патологический аспект данного неблагополучия, Джонсоном позже был введен новый термин –тревога разлуки (separation anxiety). По мнению Боулби, дети с школьной фобией не столько избегают реальной школьной ситуации, сколько боятся расстаться с объектом привязанности (чаще всего матерью) или отделиться от основы безопасности –дома. Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой возникновение собственно школьной фобии объясняется причинами, порождаемыми самой школьной ситуацией, например, страхом быть избитым другими детьми или страхом критики со стороны учителя или одноклассников.На протяжении многих столетий родители не могут понять одну простую вещь, что в итоге от ребёнка они получают то, что в него вкладывают.Для эмоционального развития ребенка крайне важны его ранние эмоциональные связи со взрослыми. Они создают для него базу безопасности, опираясь на которую ребенок может расширять свой окружающий мир. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищенности, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей. Отсутствие связей со значимыми взрослыми препятствует развитию более поздних эмоциональных привязанностей, лишает ребенка опоры в преодолении тревоги и стресса.Ф.М.Достоевский говорил, что «в семье три четверти счастья человеческого, ав остальном –едва ли четверть». В современных условиях семья нуждается в помощи, направленной на преодоление кризиса семьи иего последствий. Работы с родителями должна осуществляться в форме сотрудничества и решать следующие задачи:помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитанияребёнка;овладение родителями способами развития ребёнка как личности;осознание родителями роли стиля семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю, к доминированию радостного эмоционального фона в жизни семьи.Направления работы с родителямимогут быть следующими.1.Установление партнёрских отношений педагогов и родителей для создания единой гуманной доброжелательной воспитательной среды в школе и в семье.2.Пропаганда педагогических рекомендаций по использованию в семье игр, игрушек, находок народной педагогики.3.Создание системы психологопедагогического сопровождения семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, совместное проведение научных конференций, дискуссий, проблемных столов и т.д.4.Накопление опыта сотворчества детей и родителей в досуговых и оздоровительных мероприятиях, клубной работе, краеведческой деятельности, рефлексия полученного опыта.5.Оказание индивидуальной помощи родителям в проблемах семьи и семейного воспитания. 6.Привлечение родителей к активному участию в управлении образовательным процессом.7.Нормативноправовая регуляция системы взаимоотношений с родителями.Педагогическая деятельность школы должна быть направлена на создание психологопедагогических условий для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений и формирование ответственной родительской позиции. Целью работы является повышение качества ценностноцелевой основы развития социального партнерства школы и семьи, установление партнёрских отношений педагогов и родителей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. Процесс повышения родительской компетентности в условиях школы будет успешным, если: классные руководители овладеют активными формами обучения родителей;в работе педагогического коллектива будет актуализирован творческий сотруднический подход к взаимодействию с родителями;будет уточнена и расширена нормативноправовая база взаимодействия с родителями;управленческой основой взаимодействия с родителями станет технология коллективной организаторской деятельности;будет разработана и внедрена система психологопедагогического сопровождения семей и условий семейного воспитания;будет реализована образовательная программа воспитания родителей.Критерии оценки эффективности работы родителей совместносошколой, с классоммогут быть следующими.1.Наличие организационной структуры.2.Конкретные дела родителей в помощь школе, классу.3.Сотрудничество, которое стало традицией. Большинство родителей участвуют в совместной воспитывающей деятельности с учащимися.4.Помощь родителей в социальной защите детей.5.Позитивный уровень сохранности здоровья детей.6.Оперативная реакция родителей на запросы школы и реакция школы на потребности родителей и детей.Сотрудничество родителей и школьников в деле воспитания обеспечивают, прежде всего, классные руководители, поэтому помощь классным руководителям и направлениеих работы должно стать одной из важнейших составляющих в административной и методической работе заместителя директора по воспитательной работе.

Необходимо серьезно продумать формы и методыознакомленияродителей с нормативными актами и документами в области образования.

Единые педагогические требованиянужно разъяснять родителям как соответствующие физическому и психическому развитию детей.

Действенная забота о многодетных и малообеспеченных семьях поможет формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Забота педагогов и родителей о личностном и духовном развитии детей, совместные переживания за них позволят создать вокруг положительную социальную среду, будут способствовать педагогическому влиянию на семейное воспитание, его коррекции.

Необходима совместная деятельность педагогов и родителей:совместное планирование и анализ работы;участие в школьном самоуправлении;оценивание уровня воспитанности детей и т.д.Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителямимогут быть следующими.1.Как можно больше хвалите детей, показывайте, что Вы их любите, верите в них.2.Будьте оптимистами.3.Как можно больше благодарите родителей, в том числе, за воспитание детей.4.О плохом говорите только наедине, начав с хорошего.5.Не говорите плохо об отcутствующих.6.Умейте хранить семейную тайну.7.Не старайтесь поучать.8.Сохраняйте доброжелательность и спокойствие.9.Умейте терпеливо слушать родителей.10.Не спешите с выводами, собирайте больше информации и анализируйте.11.Не делайте для родителей, делайте вместе с ними.12.Не давайте им информацию в готовом виде: ставьте проблемы, побуждайте думать (например, перед знакомством с результатами диагностики детей, попросите спрогнозировать результаты диагностики для своего ребёнка).13.Организуйте работу так, чтобы свой творческий и трудовой вклад в развитие учащихся вносил каждый родитель, не эксплуатируйте одних и тех же.14.Не сажайте родителей как учеников, разобщая их –организуйте ихвзаимодействие в малых группах в процессе собрания.15.Доводите каждое обсуждение до конструктивного решения.В современной литературе рекомендуются многие эффективные формы и методы работы:

родительские собрания или общешкольные и классные;«круглые столы», конференции, дискуссии;дни открытых дверей;заседание родительского клуба;творческие встречи с администрацией, специалистами, малым педагогическим советом;вечера отдыха;коллективные творческие дела: Турнир рыцарей детства, Вечер тайн ребёнка, Защита фантастических проектов «Идеальная семья», Творческий суд над физическими наказаниями и т.д.родительский ринг и другие формы, взятые из телеигр;тренинги;организационноструктурные формы: родительские комитеты в классах и общешкольный попечительский совет, совет школы, собрания.Забота педагогов и родителей о личностном и духовном развитии детей, совместные переживания за них позволят создать вокруг положительную социальную среду, будут способствовать педагогическому влиянию на семейное воспитание.

Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.

Ссылки на источники1.Загвязинский В. И. Личностносоциальныйподход в воспитании// Педагогика.–2006.–№ 3.–С.106–108.2.АндрееваГ.М. Социальная психология. –М.: Аспект пресс,2005.3.Осипов Г.В., Кабыща А.В.Социология.–М., 2005.

4.Першина Л.А. Возрастная психология.–М.: Академический проект, 2005.ZaporozhchenkoOlga,primaryschoolteacher, School #1, Zhirnovskstasy05@list.ruThe influence of family education on successful socialization of primary school studentsAbstract.The article is devoted to the questions, revealing the influence of family education on successful socialization of primary school students, the main aim of which is the formation of comprehensively and harmoniously developed person, capable to independent life in modern conditions.Keywords:socialization, adaptation, social competence, dictatorship, guardianship, "noninterference" and cooperation, joint activity.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук