О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Анализ научной литературы по вопросу организации постинтернатного сопровождения выпускников показал, что на сегодняшний день это одна из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации. В данной статье дается краткая характеристика психолого-педагогических особенностей выпускников детского дома с целью определения результативных путей их постинтернатного сопровождения. Акцент делается на межведомственном подходе как одном из условий постинтернатного сопровождения выпускников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Федоров Алексей Валентинович,магистрант Института социального образованияФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

fedorov.aleks357@gmail.cjm

О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Аннотация.В данной статье рассматриваются проблемы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Анализ научной литературы по вопросу организации постинтернатного сопровождения выпускников показал, чтона сегодняшний день это одна из актуальнейших проблем подготовки детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации. В данной статье дается краткая характеристика психологопедагогических особенностей выпускников детского домас целью определения результативных путей их постинтернатного сопровождения. Акцент делается на межведомственном подходе как одном из условий постинтернатного сопровождения выпускников. Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, адаптация, социализация, интеграция, детисироты, субъекты постинтернатного сопровождения.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В системе работы по защите прав детейсирот одним из наиболеезначимых является такое направление деятельности, как постинтернатное сопровождение выпускников детских домов [1].Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» –это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.В начале самостоятельной жизни детисироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в жестко регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Покидая детский дом или школуинтернат, эти молодые люди, по сути совсем еще дети, оказываются неготовыми к жизни. Большинствовоспитанников на вопрос о том, что они хотели бы иметь после выхода из детского дома или школыинтерната, отвечают: «Свой дом, хорошую любящую семью или близкого человека».Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школуинтернат. Однако после того, как они покидают сиротские учрежения, у них начинаются проблемы, такие как:иждивенческий образ жизни (ребята часто нигде не работают и не учатся);потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);девиации (употребление алкоголя или других психотропных веществ);правонарушения (ребята часто совершают их в первый год после выхода из дтского дома или оказываются вовлеченными в преступную деятельность).Это происходит изза того, что большинство выпускников учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно гтовыми к самостоятельной жизни. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать воспросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными [2].Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило неосваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще [3].Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школуинтернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. –не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают , как распоряжаться даже малыми средствами.В любой ситуации общения –на работе, с соседями, в транспорте и пр. –они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов.Уровень ответственности выпускников необычайно низок. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель –прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто просидеть дома, так как не знают как им дальше быть. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Чаще всего люди, повстречавшие ребенкасироту, начинают его искренне «спасать». «Приспособившись» к участливому взрослому, выпускник начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. Если же со временем взрослый начинает понимать, что чтото не так, выпускник принимается его шантажировать. Нередко выпускницы выходят замуж за выпускников этого же учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» или «школуинтернат» на новомместе [4].Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15–16 лет. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2–3 года после выхода из детского дома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде.В современном законодательстве постинтернатное сопровождениерассматриваемой категории молодежипонимается следующим образом:в широком смысле как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детейсирот их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним;в узком смысле как деятельность постинтернатных воспитателей по оказанию содействия лицам из числа детейсирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечению реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.Современная трактовка понятия «сопровождение» позволяет уточнить специфику отношений между выпускниками детских домов и школинтернатов и субъектами их постинтернатного сопровождения. Под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.Сопровождение как вид социальнопедагогической деятельности имеет несколько характерологических особенностей:оказание помощи всем без исключения воспитанникам, допуская при этом их включение в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума или сложившихся раннее убеждений и ценностных установок;наличие партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками, предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной деятельности;включение воспитанников в такие ситуации социального развития, которые способствовали бы формированию субъективного образа мира –представлению молодого человека о себе, своей судьбе и окружающем мире;стимулирование экзистенциальных размышлений юношей и девушек в момент какихлибо жизненных событий, позволяющих им войти в зону ближайшего социального развития, которая для них актуальна, но пока еще недоступна;направленность на создание условий для саморазвития сущностных сфер личности молодых людей.Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений наряду с правовыми, экономическими функциями реализует комплекс социальнопедагогических задач, которые, прежде всего, реализуют цели социального и профессионального самоопределения и способствуют преодолению трудностей ресоциализации молодых людей [5].В зависимости от уровня готовности воспитанника к выпуску из учреждения для детейсирот сопровождение может иметь разный характер включенности:по степени участия взрослого: непосредственное и опосредованное сопровождение;по времени оказания: опережающее, своевременное, предупреждающее последействие;по длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное [6].Необходимо помочь выпускнику интернатного учреждения перейтииз довольно упрощенного и специфического мира детского дома в сложный мир современного социума, адаптироваться к нему, т. е. приспособиться к социальной среде, а также интегрироваться в нее, найти в ней свое место, научиться взаимодействовать с людьми и социальными группами и обрести самостоятельность в различных сферах жизни [7].Интеграция в общество детейсирот предполагает:воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;активное участие в этом процессе самого ребенка;совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, лишенных родительского попечительства [8].Проблема социальной адаптации и успешнойинтеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детейсирот пришелся на конец 90х гг. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан.

В СССР интеграция детей сирот и лиц из их числа была основана на плановой экономике и четких установках коммунистической системы: сирот принимали по разнарядкам во все учебные заведения, откуда их нельзя было отчислить; после в обязательном порядке трудоустраивали,и трудовой коллектив был в ответе за своих новых членов; в дальнейшем предоставлялось первоочередное жилье, и к годам 30–35 завершалась их успешная социальная интеграция.

Рыночная экономика и последующая за ней свобода учебных заведений в выборе программ, наборе и подготовке учебного контингента позволила многим учебным учреждениям избавиться от тяжелого балласта в виде трудных подростков из числа детейсирот. Сделать это было не сложно: следовало отказаться от дорогостоящих общежитий и переориентировать специальности на востребованные на рынке труда. В этом случае можно было принимать только детей из семьи, да еще и по конкурсу. Для выпускников интернатных учреждений оставались лишь те учебные заведения, где было казенное жилье. Как правило, это были отдаленные от районных центров профессиональные училища с ветхим оборудованием, в которых обучали устаревшим специальностям.Такая ситуация привела к большой концентрации детейсирот в одном учебном заведении. Педагогический коллектив оказался неготовым к работе с этим особенным контингентом, а учащиеся из числа детейсирот приносили и укрепляли те негативные модели поведения, которые они наработали за годы воспитания в детских домах и школахинтернатах. Таким образом, к началу ХХI в.ситуация в стране была удручающей [9]. За первые восемь лет нового века ситуация в стране изменилась к лучшему –повсеместно стали появляться новые модели работы с выпускниками интернатных учреждений. Проблема социальной адаптации стала широко обсуждаться в прессе и на научнопрактических конференциях федерального и регионального уровня. Некоторые регионы закрепили инновационные модели на законодательной основе (Московская, Владимирская и Мурманская области).Таким образом, настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10].Одним из условий успешной социальной интеграции выпускников интернатных учреждений в общество является объединение усилий всех общественных структур и социальных институтов для реализации следующих положений:создание условий для адаптации детейсирот в обществе;разрушение негативных социальных стереотипов в отношении данной категории детей;обеспечение преемственности в деятельности различных структур по вопросам социальнопедагогического сопровождения выпускников интернатов;анализ имеющихся моделей постинтернатного сопровождения сирот, разработка и внедрение инновационных форм постинтернатной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т.д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников [11]. Необходимость взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения детейсирот обусловлена следующими причинами:выпускник детского дома является объектом (субъектом) воспитания, он подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, действия которых не должны противоречить друг другу;целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов;важно определить как общие, так и конкретные цели и задачи воспитания и социализации выпускников, чтобыобеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогов и специалистов;появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения детей и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки сироты;успешность реализации поставленных общих целей и задач постинтернатного сопровождения сироты существенным образом зависит от согласованности действий всех субъектов сопровождения, координации ихвлияния на выпускника;взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения детейсирот профессиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.Совместная деятельность субъектов постинтернатного сопровождения представляет единство двух сторон: вопервых, совместные воздействия на воспитанника; вовторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Совместная деятельность как единая, целостная система возникает, прежде всего, в результате установления социальных связей между индивидами. Целевое взаимодействие людей одновременно предполагает отношение их друг к другу как субъекту и совместное их отношение к общему объекту деятельности.Совместная деятельность и взаимодействие взаимообусловлены: с одной стороны, совместная деятельность возможна, если осуществляется взаимодействие людей, а с другой –взаимодействие индивидов обеспечивается совместной деятельностью.В практической работе взаимодействие субъектов характеризуют по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия постинтернатного сопровождения не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса [12].Для оказания поддержки и помощи выпускникам ксотрудничеству привлекаются различные внешние структуры:Здравоохранительные учреждения;Коммунальные службы;Правоохранительные органы;Образовательные учреждения;Социальные службы;Органы исполнительной власти;Культурные и спортивные учреждения;Спонсорские организацииВолонтерское движение.Для привлечения внешних структур специалистами детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столыс обозначением основных проблем и методов их решения в стенах интернатного учреждения, а также с выездом по месту нахождения привлекаемой организации [13]. Работу по созданию условий для успешной социализации выпускников детского дома необходимо начинатьзаблаговременно до выпуска, так как на решение некоторых вопросов требуется время. За это время выпускнику необходимо сделать выбор дальнейшего образовательного маршрута, так как выбор профессии является важным условием для успешной социализации. С помощью диагностики необходимо определить социальный статус выпускника, план первичной адаптации в новых условиях, потребности в дальнейшем уходе и попечении, отклонения в социальном поведении и причины, их вызывающие. Совместно с выпускником необходимо составить индивидуальный план развития, в том числе развития необходимых навыков, также план коррекции его отклонений в социальном поведении. Кроме этого необходимо оптимизировать взаимодействие выпускников с окружением. Нужно организовать социальноправовое просвещение выпускников, вести пропаганду здорового образа жизни, учить решать межличностные конфликты [14].Работа в учреждениях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть направлена на формирование: позитивного отношения к людям;потребности в труде как образе жизни;способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция).способности жить в социальном пространстве (ориентироваться в законах, знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей как гражданина) [15].Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно социализироваться [16]. Эти функции может реализовать служба постинтернатного сопровождения, которая может работать по следующим направлениям: взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых выпускники получат профессиональное образование. Знакомство с условиями данных образовательных учреждений (выезд в образовательное учреждение, посещение дней открытых дверей), педагогическое сопровождение выпускников при поступлении, осуществление взаимосвязи сотрудников детского дома с сотрудниками образовательных учреждений по вопросам адаптации в новом образовательном учреждении, обучения выпускников, решении проблемных вопросов; взаимодействие с органами опеки и попечительства по решению жилищного вопроса. Своевременное оформление необходимых документов, контроль за очередностью предоставления жилья выпускникам детских домов;взаимодействие с центрами занятости населения по решению вопросов трудоустройства. Изучение рынка труда, знакомство выпускников с актуальными профессиями, рабочими местами на предприятиях и в учреждениях, оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве;взаимодействие с судебными и правоохранительными органами; связь с исправительнотрудовыми учреждениями, работа с осужденными; профилактическая работа;систематическая социальная и психологическая поддержка семей выпускников; работа психологов и педагогов с детьми выпускников; помощь в решении бытовых и медицинских проблем [17].Таким образом, организация постинтернатного сопровождения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем подготовки детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,к успешной социализации.

Ссылки на источники1.РожковМ.И.,Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детейсирот: метод.пособие. –Калининград: Издво РГУ им. И. Канта, 2010. –С.6.2.Владимирова Н.В., СпаньярдХ. Шаг за шагом:индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школинтернатов. –М.:Генезис, 2007. –С.7–8.3.Воспитание и развитие детей в детском доме: хрестоматия /ред.сост. Н.П. Иванова. –М.:АПО, 1996. –С. 31–32.

4.Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Указ. соч. –С. 9.5.Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Указ. соч. –С. 6–7.6.Модели постинтернатного сопровождения выпускников // «Детский дом». 2008 –№28. –С. 9.–URL: www. journaldetskidom. ru[30.06.2014].7.ДороховаТ.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга:материалы XVIIгородских педагогических чтений/подобщ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. –Екатеринбург:МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. –С.77.8.ДороховаТ.С. Благотворительность и социальный инфантилизм // Мир образования и образование в мире. –2007. –№ 4. –С. 239–245.Дорохова Т.С. [и др.] История социальной педагогики:учеб. / под ред. М.А. Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. 10.Дорохова Т. С. Указ. соч.11.Воспитание и развитие детей в детском доме.12.Рожков М. И., Байбородова Л. В., Сапожникова Т. Н. Указ. соч. –С. 37–38.13.Колегова О.А., Бершауэр Л. Ф., ФриссН. В. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ДОРОГА ЖИЗНИ». –Сухой Лог, 2012. –URL: www. domdeti.slog.su–свободный (дата обращения:30.06.2014).14.Владимирова Н. В., Спаньярд Х.Указ. соч. –С. 17–18.15.Тамже. –С. 10.16.Воспитание и развитие детей в детском доме. –С. 90.17.Там же. –91.

Alexei Fedorov,

graduate student of the Institute of Social Educationof Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”, Yekaterinburgfedorov.aleks357@gmail.cjm Problem of postresidental support ofgraduates of orphanage Abstract. This article discusses the problem of postresidental support of graduates of orphanage. Analysis of scientific literature on the organization of residentalsupport of graduates showed that today it is one of the most urgent problems of training of orphans and children left without parental care to the successful socialization. This article provides a brief description of psychopedagogical features of graduates of orphans in order to identify effective ways of their postinternatnoj support. The emphasis is on the interagency approach as one of the conditions of postresidental support of graduates.

Keywords: postresidental support, adaptation, socialization, integration, orphans, subjects of residental support.

Рекомендовано к публикации:

Дегтеревым В. А., доктором педагогических наук, профессором, деканом факультета международных отношений и социальногуманитарных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург