Системный анализ профессионального самоопределения работника в зрелом возрасте

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайфуллина Н. Г. Системный анализ профессионального самоопределения работника в зрелом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S1. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13505.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу различных взглядов на понятие «профессиональное самоопределение». Освещается структура, функции, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение и актуальность этого процесса в различные возрастные периоды зрелой личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайфуллина Наталья Геннадиевна,старший преподаватель кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. ЕлабугаKonkina_n_g@mail.ru

Системный анализ профессионального самоопределения работника в зрелом возрасте

Аннотация. Статья посвящена анализу различных взглядов на понятие «профессиональное самоопределение». Освещается структура, функции, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение и актуальность этого процесса в различные возрастные периоды зрелой личности. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, возраст, этапы.

В психологической науке не существует единого определения понятия «профессиональное самоопределение». В энциклопедии профессионального образования процесс профессионального самоопределения обозначен как формирование отношения к профессиональнотрудовой сфере и способ его самореализации, достигаемые благодаря согласованию личностныхи социальнопрофессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составляющая жизненного самоопределения, то есть занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или другую социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности и профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, с опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности, с самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, с профессиональным становлением личности и с активной позицией человека поотношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств [1].В психологическом словаресправочнике М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович дали следующее определение процессу профессионального самоопределения: это «процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности... Профессиональное самоопределение–важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни... Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализациюсвоих способностей» [2].Д. М. Кухарчук считает, что самостоятельный выбор профессии это и есть профессиональное самоопределение; когда сам человек начинает действовать как субъект.По мнению И.С. Кона, «профессиональное самоопределение –многомерный и многоступенчатый процесс, который имеет следующие задачи: формирование индивидуального стиля жизни, принятие решений с учетом личных предпочтений и склонностей в соответствии с системой труда [3].П.А. Шавир считает, что основным содержанием профессионального самоопределения является «формирование профессиональной направленности» [4].А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова рассматривают проблему профессионального самоопределения с позиций профессионального развития человека. Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова считают, что «содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности» [5].А.К. Маркова дает профессиональному самоопределению следующую характеристику: «это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком)критериев профессионализма...» [6].Н.C. Пряжниковым сущность профессионального самоопределения определяется как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также–нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7].Е.М. Борисова, анализируя профессиональное самоопределение с точки зрения профессионального развития, понимает профессиональное самоопределение как процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуальнопсихофизиологических возможностей. Обобщая выше изложенное, профессиональное самоопределение–это процесс, который влияет на: самостоятельность субъекта, который находится в ситуации профессионального выбора; формирование внутренних структур личности и их оптимальное использование в деятельности; выработку внутренних критериев оценки себя как профессионала; нахождение личностных смыслов в трудовой деятельности.Психологи выделяют две основные функции профессионального самоопределения: формирование профессиональной направленности и принятие решения о выборе профессии.Те исследователи, которые рассматривают профессиональное самоопределение как длительный процесс и часть общего профессионального развития, отмечают следующие функции профессионального самоопределения: выработка отношения к профессии и к себе как к профессионалу; собственно самореализация в профессиональной деятельности; нахождение смысла в будущей профессии и выполнении профессиональной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности.Н.С. Пряжников называет основной функцией профессиональногосамоопределения –«постепенное формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и сознательно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития [8].Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует два вида функций профессионального самоопределения. Один вид относится непосредственно к процессу, а другой –к управлению этим процессом. Функции, относящиеся к процессу профессионального самоопределения, можно разделить на несколько групп в зависимостиот направленности деятельности.Первая группа функций профессионального самоопределения направлена на анализ и осознание человеком (субъектом профессионального развития) своих индивидуальных физических, психофизических и собственно психических особенностей. Вторая группа направлена на анализ и осознание человеком личностных особенностей. Третья группа направлена на анализ и принятие существующих социальноэкономических условий жизни и особенностей рынка труда. Четвертая группа функций направлена на изучение и выбор профессиональной деятельности. Пятая группа функций направлена на формирование и использование критериев оценки себя как профессионала.Многообразие направлений и подходов к изучению процесса профессионального самоопределения способствовало появлению различных вариантов представлений о его структуре.Е.М. Борисова выявила следующие элементы структуры профессионального самоопределения: мотивационная сфера личности, профессиональные способности, индивидуальнотипологические особенности, самосознание личности, социальный статус. О.В. Падалко, характеризуя структуру профессионального самоопределения, выделила три компонента: когнитивный, эмоциональный, волевой (поведенческий).Когнитивный компонент включает в себя оценку способностей и личностных качеств человека, жизненные цели, ценностные ориентации, профессиональную направленность, уровень профессиональных знаний, профессиональное самосознание.Эмоциональный компонент включает в себя потребности индивида, трудовые мотивы, интересы, удовлетворенность конкретной работой в профессии.Поведенческий (волевой) компонент включает в себя профессиональные установки, стремление к профессиональной мобильности инепосредственно акты принятия решений о выборе профессии, учебного заведения, места работы.В практике профориентационной работы используется структура профессионального самоопределения, состоящая из трех компонентов –«надо», «хочу» и «могу», предложенная С.Л. Рубинштейном и разработанная Е.А. Климовым [9].Компонент «хочу» включает в себя интересы, склонности, потребности, ценности, идеалы, цели.Компонент «могу» авторы представляют в виде нескольких блоков, следуя структуре личности, предложенной С.Л. Рубинштейном: –знания, умения, навыки; –способности, одаренность; –свойства реагирования;–черты характера и поведения.Компонент «надо» –это требования общества.В практике профориентационной работы применяются и другие подходы к пониманию структуры профессионального самоопределения. В частности, С.Н. Чистякова, И.Н. Захарова указывают, что профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность, профессиональное самосознание, профессиональную саморегуляцию, профессионально важные качества [10]. Л.М. Карнозова, А.К. Маркова, О.В. Падалко полагают, что компонентами структуры профессионального самоопределения являются действия по анализу себя как профессионала или профессиональной ситуации, в которой находится человек. То есть рефлексивный механизм, а также принятие решений и конкретные действия, направленные на получение соответствующего образования, профессиональной подготовки, выбор места работы и т.д.На данный момент в психологической науке не существует единого подхода к определению компонентов структуры профессионального самоопределения. Наиболее часто выделяются такие компоненты, как цели, ценностные ориентации, мотивы, способности и действия по их оценке, индивидуальнотипологические особенности человека, знания, умения, навыки.В целом, в структуре профессионального самоопределения выделяют четыре группы компонентов: личность и индивидуальность участника профессионального самоопределения; внешнюю и внутреннюю деятельность участника профессионального самоопределения (рефлексивные действия по оценке собственных способностей, возможностей и личностных черт, а также принятие решений и конкретные действия по их осуществлению); прогностическую деятельность участника профессионального самоопределения (цели, планы, отношение к престижу профессии); социальную включенность участника профессионального самоопределения (требования общества, умение ориентироваться на рынке труда, умение анализировать социальноэкономическую сторону профессии и т.д.).На успешность профессионального самоопределения оказывает влияние ряд факторов как собственно психологического, так и социального характера, поскольку процесс профессионального самоопределения, являясь частью общего процесса самоопределения, тесно связан с социализацией личности. Факторы социального характера наиболее глубоко изучены представителями социологического направления, но учитываются и представителями других направлений изучения процесса профессионального самоопределения.В работах представителей социологического и профориентационного направлений выделены следующие факторы профессионального самоопределения:–социальное положение, положительная успеваемость, территориальный фактор (В.В Водзинская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский);–социальные условия, локальный фактор–место жительства, членство в формальных и неформальных группах (М.Х. Титма);–возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и притязаний молодого человека (И.С. Кон).С точки зрения С.Н. Чистяковой и И.Н.Захарова, существуют группы общих и региональных факторов. К общим факторам они относят факторы макросреды, содержание которых зависит от общественноэкономического строя общества (социальноэкономические условия жизни людей, общественные организации, духовная культура общества, средства массовой информации и пропаганды и др.). К региональным факторам авторы относят специфические особенности экономического и демографического развития конкретных регионов страны, такие, как:–сеть высших, средних и профессиональнотехнических учебных заведений; –культурнообразовательный и профессиональный уровень семьи; –формы проведения досуга и т.д.О.В. Падалко полагает, что на процесс профессионального самоопределения оказывает влияние существующая система разделения труда. К факторам, влияющим на профессиональное самоопределение, автор также относит предрассудки и стереотипы восприятия.Таким образом, социальная структура общества, социальноэкономические отношения в нем, а также социальные установки и диспозиции относятся к факторам, оказывающим влияние на процесс профессионального самоопределения.Факторы психологического характера, влияющие на процесс профессионального самоопределения, изучались многими авторами. По мнению М.Х. Титма, это потребности, интересы, качества индивида. Позже П.А. Шавир выделил две группы личностных факторов, обеспечивающих успешность выбора профессии, аследовательно, и профессионального самоопределения в целом. Первая группа обеспечивает успешность решения проблемы выбора профессии, но не напрямую участвует в активизации этого процесса–это требуемые профессией способности, качества личности. Анализ требований профессии, собственной пригодности к ней связан с достаточно высоким уровнем абстрактного мышления, а также адекватностью самооценки своих качеств. Вторую группу образуют различные компоненты направленности личности, которые влияют на динамику процесса профессионального самоопределения: потребность в профессиональном самоопределении, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, а также более общие особенности направленности личности, обуславливающие предрасположенность к определенному виду деятельности.Проблемой для исследователей, изучающих профессиональное самоопределение, является отсутствие четких рамок процесса профессионального самоопределения.Д.М. Кухарчук, Л.Б. Ценципер рассматривают профессиональное самоопределение как акт выбора профессии. В.Ф. Сафин считает, что начало трудовой деятельности является финалом профессионального самоопределения. Близкая точка зрения отражена и в трудах других авторов, как отечественных, так и зарубежных (работы Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, D.E.Super). Профессиональное самоопределение рассматривается ими как элемент формирования внутренней позиции «взрослого» у старшеклассников или людей в период юности. А согласно теории Д.Сьюпера, профессиональный выбор как процесс, состоит из серии событий, имеет несколько предсказуемых моделей и является длительным, растянутым на несколько лет, включенным в профессиональную биографию человека. Период выбора профессии и профессионального становления соотносится Д. Сьюпером со стадией исследования (одной из пяти выделяемых Д. Сьюпером стадий «профессиональной зрелости») и охватывает возраст от 14–25 лет. В этот период индивид пробует свои силы в различных ролях, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности.В работах В.В. Чебышевой, Е.М. Борисовой и Г.П. Логиновой, Е.А. Климова, А.К. Марковой профессиональное самоопределение рассматривается как:–сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом (В.В.Чебышева);–деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.Содержание деятельности –это, прежде всего, образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийнымоснащением (средствами), особенностями осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений (Е.А. Климов).Л.К. Маркова связывает продолжение процесса профессионального самоопределения в течение трудовой деятельности человека сизменением его отношения к себе и с изменением критериев этого отношения. По мере роста профессионализма человека у него могут вырасти требования к себе, измениться критерии оценки. Иногда, напротив, не добившись реального профессиональногоуспеха, человек снижает требования к себе. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. считает, что до начала профессиональной жизни уместнее говорить о формировании предпосылок профессионального самоопределения и готовности к нему. Процесс профессионального самоопределения продолжается в течение всей активной жизни человека. Это связано, вопервых, с тем, что человек может менять сферы профессиональной деятельности (изза неудовлетворенности избранной профессией, по состоянию здоровья, по причинам смены места жительства и т.д.). Вовторых, нельзя не считаться с тем фактом, что мир профессий постоянно изменяется, насыщается новыми специальностями, а существующие профессии могут радикально меняться.T.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова, Ю.П. Поваренков рассматривают процесс профессионального самоопределения как длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия характерна для старшего школьного возраста. Вторая стадия –профессиональное обучение. Это этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности входе систематического обучения в стенах любого из типов после школы учебных заведений (в ПТУ, техникуме, вузе). Психологический критерий этого этапа –профессиональное самоопределение, т.е. формирование у личности отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, вкоторой отражается установка на развитие профессионально значимых качеств. Третья стадия –профессиональная адаптация (профессиональный старт), характеризуется активным усвоением профессии и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива, Наконец, четвертая стадия–полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде, который характеризуется как степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности отношения к делу, а также мерой творчества, мастерства. Здесь выявляется настоящая профессиональная пригодность, определяющаяся способностями к избранному труду и удовлетворенностью им [11].Е.М. Борисова также дает подробное описание процесса профессионального самоопределения, выделяя в нем такие фазы (стадии), как: формирование психологической готовности к профессиональному выбору, осуществление этого выбора, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Придерживаясь мнения, что профессиональное самоопределение, начинаясь в школьном возрасте, длится всю трудовую жизнь человека, можно выделить следующие ситуации проявления процесса профессионального самоопределения: –выбор профессии и специальности; –смена профессии, специальности, должности; –изменение отношения к профессии; –изменение отношения к себе как к профессионалу; –изменение жизненной ситуации, состояния здоровья или места жительства.В проанализированных работах Е.А. Климова, Е.М. Борисовой, Л.К. Марковой, Т.В. Кудрявцева и других авторов утверждается, что процесс профессионального самоопределения происходит на всех этапах профессионального пути личности и что его функции и содержание изменяются в ходе профессионализации. Однако довольно часто предположения, высказываемые авторами, не подтверждаются результатами эмпирических исследований и поэтому нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Дать адекватную характеристику профессионального становления личности –значит описать его как системный, непрерывный процесс, который детерминируется комплексом внешних и внутренних факторов и реализуется наоснове различных психологических механизмов. Как отмечает Ю.П. Поваренков, для того, чтобы выявить эти механизмы, необходимо проанализировать профессиональное становление личности, вопервых, как форму социализации и индивидуализации, вовторых, как часть жизненного пути личности, втретьих, как специфическую форму развития, вчетвертых, как одну из ведущих форм проявления активности личности [12]. Итак, профессиональное становление личности выступает, прежде всего, как одна из форм социализации личности. Наиболее адекватно механизмы профессионального становления личности как формы социализации раскрываются с позиции категории «общественная задача», предложенная К.А. АбульхановойСлавской [13]. С этой точки зрения, профессионализация рассматривается в качестве процесса принятия и решения общественной задачи, в рамках которой формируются требования, предъявляемые человеку как будущему профессионалу. Эти требования конкретизируются в форме нормативно одобренных способов деятельности, в форме фиксации соответствующего уровня производительности, качества и надежности профессиональной деятельности.Понятие «развитие» является в психологии одним из основных, а генетический принцип –ведущим при организации экспериментальных и теоретических исследований. Однако профессиональное становления личности не может быть полностью сведено к раскрытию наоснове данного понятия. Профессиональное становления личности и развитие –это пересекающиеся понятия, их пересечение образует новое концептуальное образование «профессиональное развитие», которое является одним из механизмов профессионализации.Хронологически жизнь человека –это промежуток времени от момента его рождения до его смерти. В этот промежуток времени человек решает множество самых разнообразных задач: получает образование, создает семью, организует досуг, добивается самореализации и т.д. Одной из таких жизненных задач выступает и профессионализация. Для обозначения этой линии развития человека используются понятия «трудовой путь личности», «трудовая биография», «профессиональная карьера» и т.д.В психологии выделяются различные виды активности личности. Профессиональное становление личности не может быть сведено к одной из них, хотя на отдельных стадиях становления профессионала может реализоваться в форме учебной или трудовой деятельности, в форме познания, общения и т.д. При изучении процесса профессионального становления личности отмеченные формы активности рассматриваются лишь как средства решения более широких задач профессионального становления субъекта.Профессиональное самоопределение Ю.П. Поваренковым рассматривается в качестве специфической формы профессиональной активности личности, которая обеспечивает становление и реализацию субъекта профессионального пути (профессионализации). Как форма активности, профессиональноесамоопределение выступает ведущим механизмом профессионального развитии и реализации личности[14].Профессиональное самоопределение самым тесным образом пересекается с критерием профессиональной идентичности. И нарушение профессиональной идентичности может активизировать процессы профессионального самоопределения, привести к репрофессионализации.Неравномерность становления профессионала проявляется в такихявлениях: –несовпадении динамики развития критериев профессионализации; –в разновременности развития отдельных подструктур личности и в различной скорости их развития; –в непостоянстве связей между критериями профессионализации и отдельными качествами или подструктурами личности;