Социально-психологический анализ категории «образ жизни»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Штерц О. М. Социально-психологический анализ категории «образ жизни» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S1. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13512.htm.
Аннотация. Статья посвящена социально-психологическому анализу категории «образ жизни». В статье раскрывается содержание понятия «образ жизни» с позиции социально-психологического подхода, рассматриваются ценностные и коммуникативные компоненты. Автор приводит результаты эмпирического исследования ценностного и коммуникативного компонента образа жизни руководителей среднего звена.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Штерц Ольга Михайловна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга olgashterz@mail.ru

Социальнопсихологический анализ категории «образ жизни»

Аннотация. Статья посвящена социальнопсихологическому анализу категории «образ жизни». В статье раскрывается содержание понятия «образ жизни» с позиции социальнопсихологического подхода, рассматриваются ценностные и коммуникативные компоненты. Автор приводит результаты эмпирического исследования ценностного и коммуникативного компонента образа жизни руководителей среднего звена.Ключевыеслова: образ жизни, отношения, механизмы отношений, ценностные ориентации, системнодеятельностный подход, руководители, менеджеры.

Образ жизни как социальнопсихологический феномен представляет собой интегративную характеристику человеческой жизни, в которой жизнь индивида и социальной общности предстает как определенная целостность. Сложность и многогранность образа жизни предполагают возможность многих аспектов его изучения и описания. На наш взгляд, при изучении образа жизни необходимо опираться на комплексный, системный подход. Комплексность образа жизни проявляется как единство экономических, социальнопсихологических, правовых, этнических и других социальных явлений. В связи с чем исследователи указывают, что «категория образа жизни приобретает междисциплинарный характер» [1, с. 58]. Вместе с тем Л. В. Сохань и В. А. Тихонович [2, с. 22] акцентируют наше внимание на том, что категория «образ жизни» играет большую роль в формировании методологической базы для исследования, ориентирующей на комплексныйподход в изучении личности и социальных групп, раскрывает взаимосвязь экономической, социальнополитической, семейнобытовой, духовной сфер общественной жизни.Как и любая сложно организованная система, образ жизни имеет определенный перечень элементов, компонентов, что составляет структурную характеристику данной категории и дает нам возможность раскрыть ее содержательную сторону. Вся совокупность структурных характеристик понятия должна быть переведена в систему социальнопсихологических показателей –критериев образа жизни, исследование которых позволит нам определить специфику образа жизни социальной общности. Поэтому основная проблема любого исследования заключается в определении набора социальнопсихологических показателей, необходимых и достаточных для адекватного описания понятия, в нашем случае образа жизни руководителей среднего звена.Б. Д. Парыгин [3, с. 6] акцентирует внимание на том, что образ жизни –это прежде всего социальнопсихологическая категория. Б. Ф. Ломов, говоря о важности социальнопсихологической стороны образа жизни, подчеркивал: «…когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает, но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится» [4, с. 256]. В рамках социальнопсихологического анализа образ жизни рассматривается как соответствующая система устойчивых способов организации людьми своей жизнедеятельности, активности в системе определенных общественных отношений [5, с. 176]. Направленность образа жизни закрепляетсяв системе жизненных ценностей индивида, что в свою очередь позволяет выделить жизненные ценности личности в отдельный критерий образа жизни.Г. П. Предвечный и Ю. А. Шерковин [6, c. 71] выделили следующие социальнопсихологические характеристики образа жизни: –распределение и особенности проявления социальной активности индивида;–потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения и деятельности; –обычаи и привычки, как типичные социальные нормы отношений междулюдьми, складывающиеся в процессе производства, политической жизни и быта.Социальнопсихологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам. И в данном случае, как считает В. А. Ядов [7], образ жизни может быть рассмотрен по ряду критериев. Одним из таких критериев является сферы. Следующим критерием является качество и интенсивность деятельности, проявляющаяся на уровне реальной активности и продуктивности, в субъективной значимости. Третьим критерием являются стилевые особенности –ритмика, доминантность различных видов деятельности, их пространственновременная локализация[7, с. 92].Л. В. Сохань и В. А. Тихонович, в свою очередь, в рамках социальнопсихологического анализа выделяют следующие критерии и показатели образа жизни: «К первой группе относится содержание условий социальной жизнедеятельности людей, измеряющиеся втаких показателях, как социальнопсихологические аспекты общественных отношений, социальнопсихологический и моральный климат, социальные ценности и нормы, традиции, обычаи. Вторую группу составляют социальнопсихологические характеристики самой жизнедеятельности, характеризующиеся через такие показатели, как цель, смысл, ценности жизни; различные формы социальной деятельности, предпочтительные формы проведения свободного времени; особенности неформальной группы, характер увлечений человека, поведение его в быту. Третья группа рассматривает отношения субъекта образа жизни к условиям и характеру своей жизнедеятельности, показателями которой являются ожидания, притязания субъекта образа жизни, его оценки условий и содержания своей жизнедеятельности, мера удовлетворенности ими» [8, с. 56].Таким образом, многие исследователи в качестве критериев образа жизни выделяют включенность личности в различные формы социальной активности; социальнопсихологические аспекты общественных отношений, социальные ценности, нормы поведения; удовлетворенность личности различными сторонами образа жизни. В дальнейшем мы будем опираться на выше изложенные критерии образа жизни при построении методологического аппарата нашего исследования.Описывая структуру образа жизни, исходя из социальнопсихологического подхода, необходимо привести структурную характеристику образа жизни, предложенную А. И. Суховым, который выделил следующие ее компоненты [9, с. 159]:–аксиологический, то есть ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения;–конативный, или поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;–когнитивный связан с содержанием картины мира, познавательных стереотипов;–коммуникативный, связан с включенностью человека в систему социальных связей, а также с состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лингвистическими способностями.Итак, понятие «образ жизни», на наш взгляд, является социальнопсихологической категорией, несмотря на то, что данный термин в большей степени разрабатывался в рамках социологической науки. Основание для этого утверждения дают нам следующие факты: –образ жизни –это не только устойчивые и повторяющиеся формы деятельности, но и определенные общественные отношения, отражающиеся в специфике системы коммуникаций, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций личности;–образ жизни обусловлен не только исторической формацией и видоизменяется с изменением общественного строя, но и носит отпечаток индивидуальных особенностей самой личности;–образ жизни отражает в себе не только социальноэкономические условия жизни определенной социальной общности, но и уровень духовнонравственного развития самой личности, принадлежащей к данной социальной группе.В соответствии с целью исследования мы остановились на аксиологическом (ценностный мир личности) и коммуникативном (включенность в систему социальных отношений) составляющих образ жизни руководителей, которые, на наш взгляд, в большей степени отражают социальнопсихологическую сущность образа жизни руководителей.Руководители являются большой специфической социальной группой, основой объединения которых служит наличие общих ценностей, стереотипов восприятия и поведения, специфического языка, мировоззрения, обычаев и традиций. Они представляют собой особый класс людей, имеющих определенный социальный статус в обществе, обусловленный их профессиональной деятельностью. Различные социальные группы отличаются друг от друга не только спецификой деятельности, ее направленностью, ценностными ориентациями, но и в целом особенностями образа жизни.Именно в образе жизни отражается неповторимость, специфика той или иной социальной группы и ее место в системе общественных отношений. Следовательно, руководители представляют собой определенную специфическую социальную группу и эта специфика непосредственно отражается в их образе жизни.Основой образа жизни являются ценностные и коммуникативные составляющие жизнедеятельности личности, анализ которых мы будем проводить с опорой на социальнопсихологический подход в понимании данной категории.Именно через систему ценностных ориентаций и взаимоотношений проявляется индивидуальная неповторимость жизнедеятельности руководителей, но в то же время прослеживаются общие черты, связанные с групповым образом жизни. Однако образ жизни людей, принадлежащих к одному групповому объединению, отличается в зависимости от половых различий, возраста индивида, характера его деятельности (руководители технических структур или гуманитарных), от иерархического статуса в группе, от семейного положения, уровня образования и воспитания (характер), от особенностей центральной нервной системы (темперамент) и т.д.Мы опираемся на системнодеятельностный подход в понимании социальнопсихологической категории «образ жизни». Образу жизни личности присущи всеструктурные компоненты системы.1.Общие интегративные свойства, т.е. образ жизни, выделенный в целом для всей социальной группы, будет отличаться от свойств образующих его компонентов, т.е. от конкретного содержания образа жизни личности.2.Образ жизни структурирован, т.е. ему присуща вполне конкретная форма организации, включающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодействия элементов.3.Образ жизни как система обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные элементы, образующие неповторимый характер жизнедеятельности личности.4.Системе образа жизни присуща многомерность и множественность, таккак в нее включаются различные виды жизнедеятельности (профессиональные, учебные и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость содержания образа жизни личности.5.Образ жизни имеет тенденцию к изменениям в зависимости от включенности личностив различные социальные группы, возраста, стажа работы в руководящей должности. 6.Всем элементам образа жизни свойственны как общие проявления, свойственные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности.Сущность деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных проблем. Соответственно описание социального содержания образа жизни руководителей среднего звена необходимо осуществлять во взаимосвязи с его управленческой деятельностью. Именно характер труда и отношения к труду определяет сущность каждодневного бытия человека. Решающие черты образа жизни определяются системой производственных отношений и всем социальным строем данного общества.В своем исследовании мы исходим из того, что образ жизни –это социальнопсихологическая категория, так как она характеризует не только общие закономерности, но и частные индивидуальные особенности жизнедеятельности личности в обществе.Так как образ жизни представляет собой системное образование, то анализ его характерологических особенностей требует рассмотрения во взаимосвязи внешних и внутренних условий жизнедеятельности личности. В.П. Зинченко подчеркивает, что разделение внешних и внутренних факторов при описании индивидуальных особенностей жизнедеятельности личности является ложной дихотомией. Узнать и понять человека можно только целиком[10].Социальнопсихологический подход при характеристике образа жизни позволяет нам проследить взаимосвязь внутренних и внешних факторов в жизнедеятельности личности. При выделении структурных компонентов образа жизни мы опираемся на структуру образа жизни, выдвинутую А.И. Суховым [11, с.159].Задача любого исследователя состоит в выборе наиболее оптимальных методов и критериев оценивания изучаемого социальнопсихологического явления. В силу вышесказанного мы акцентируем свое внимание на ценностном и коммуникативном компоненте образа жизни и рассматриваем их во взаимосвязи как ценностные и коммуникативные составляющие образа жизни руководителей среднего звена, так как ценности –это внутренние детерминанты образа жизни, а производственные отношения –внешние детерминанты.С целью выявления ценностнокоммуникативных составляющих образа жизни руководителей среднего звена нами были взяты две выборки испытуемых. Первая выборка представлена руководителями среднего звена. Вторая выборка является контрольной и состоит из непосредственных подчиненныхруководителей среднего звена, вошедших в состав первой выборки. В качестве основного эмпирического инструментария для исследования ценностных ориентаций нами была использована методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), разработанная В.Ф. Соповым и Л.В. Карпушиной [12, с.4]. Данная методика позволяет определить уровень значимости той или иной ценности в зависимости от ее включенности в различные сферы жизнедеятельности личности. Методика изучения межличностных отношений была построенанами на основе анализа открытых анкет и включала в себя факторы, раскрывающие специфику этих отношений. В качестве критерия отношений мы применили категорию « удовлетворенность». При этом мы исходили из того, что удовлетворенность связана с успехом деятельности, с ее значимостью для человека, вероятностью достижения положительных результатов, на которые направлена активность субъекта. В психологической литературе выделяются различные подходы к понятию «удовлетворенность»: как состояние, как отношения личности, как установка, мотив, оценка.Мы в своей работе сочли возможным рассматривать удовлетворенность как состояние. И вполне согласны с определением Р.Х Шакурова, в том, что удовлетворенность –это, прежде всего, эмоциональное состояние, выражающееся в двух основных формах: ситуационных переживаниях и более устойчивых состояниях–настроений [13].Кроме того, факторы отношений, исходя из концепции Р.Х. Шакурова, были сгруппированы в определенные механизмы межличностных отношений. Обработка и анализ полученных исследовательских материалов показал, что все факторы отношений отражают следующие их механизмы: «бумеранг», «эмоциональное эхо», «созвучие», «содействие», «дефицит», «эталон», «интерес», «красота».Для определения того, в какой степени социальнопсихологические условия жизнедеятельности личности отражаются в ее образе жизни, нами был проведен корреляционный анализ. По результатам корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь ценностных составляющих профессиональной сферы и механизмов отношений руководителей среднего звена с коллегамируководителями, Высокий уровень значимости ценности собственного престижа в профессиональной сфере влечет за собой использование руководителями среднего звена таких механизмов отношений, как «созвучие», «дефицит», «красота». При высоком стремлении к признанию руководители среднего звена часто сравнивают свои действия и принимаемые управленческие решения с определенным эталоном (а как бы в этом случае поступил хороший руководитель или Иван Иванович, который в этом случае является для меня авторитетом). В данной ситуации мы можем говорить о действии механизма «дефицит» (r=0,508,p0,01). Чем более для конкретного руководителя важно социальное одобрение его поступков в плане организации производства, тем в большей степени он отождествляет себя с социальной общностью управленцев (механизм «созвучие»,r=0,540,p0,01).Высокая значимость признания и уважения способствует тому, что руководитель среднего звена довольно много времени уделяет своему внешнему виду, прежде чем пойти на работу. Для него важно всегда быть в форме, подтянутым и хорошо одетым (действие механизма «красота» при статистически достоверной связи r=0,630 p0,01).Мы можем видеть, что проявление ценности «достижения» в профессиональной сфере приводит к действию таких механизмов отношений с коллегамируководителями, как «созвучие», «дефицит», «красота», «содействие».Чем выше у руководителей среднего звена значимость ценности «достижения» в профессиональной сфере, тем сильнее они отождествляются себя с управленческим персоналом (механизм «созвучие», r=0,510,p0,01), ценят у коллегруководителей такие качества личности, которые способствуют достижению эффективного управления рабочим персоналом (механизм «дефицит», r=0,508,p0,01), делятся с коллегами секретами своих достижений в профессиональной деятельности (механизм «содействие», r=0,638,p0,01). Важную роль во взаимоотношениях руководителей среднего звена играет внешний вид коллеги (механизм «красота», r=0,704,p0,01).Ценностные составляющие сферы обучения и образования следующим образом отражаются в механизмах отношений руководителей среднего звена с их коллегамируководителями. Управленцы, для которых важно, как их оценивают с позиции развития их личностных особенностей (знаний, умений, способностей, значимость ценности «развитие себя»), используют во взаимодействиях со своими коллегами такие механизмы отношений, как ответноэмоциональные отношения (механизм «бумеранг», r=0,582,p0,01), проявляют желание больше общаться с такими руководителями среднего звена, которые стремятся к саморазвитию (механизм «эталон», r=0,782,p0,01), склонны переносить свои эмоциональные переживания на коллегруководителей (механизм «эмоциональное эхо», r=0,608,p0,01), стараются оказывать помощь, содействие такому коллеге, который обладает незаурядным умом и может удовлетворить их познавательные потребности (механизм «содействие», r=0,596,p0,01).У руководителей среднего звена при высоком интересе к проблемам управления и стремлении повышать уровень своего образования, получая при этом духовное удовлетворение (значимость ценности «духовное удовлетворение»), наблюдается высокий уровень отождествления себя с социальной общностью руководителей (механизм «созвучие», r=0,540,p0,01), желание оказывать им содействие при решении сложных производственных задач (механизм «содействие», r=0,694,p0,01). А также ценят коллегруководителей, которых интересуют вопросы эффективного управления (механизм «дефицит»,r=0,694,p0,01), и ориентируются на внешнюю привлекательность партнера при взаимодействии с коллегами (механизм «красота», r=0,528,p0,01).Управленцы, которые стремятся достичь определенного уровня образованности и заинтересованы во мнении коллегруководителей относительно своих умственных способностей (актуализирована ценность «собственный престиж»), во взаимоотношениях с коллегами используют механизм ответного эмоционального отношения (механизм «бумеранг»,r=0,562,p0,01) и оценивают коллег спозиции соответствия их определенному уровню образованности (если же человек этому уровню не соответствует, то пренебрегают отношениями с ним –механизм «эталон»,r=0,782,p0,01), стараются оказывать помощь, содействие тому коллеге, который обладает незаурядным умом и может удовлетворить и их познавательные потребности (механизм «содействие», r=0,542,p0,01).Чем больше руководители среднего звена увлечены воспитанием детей, уделяют много внимания регуляции взаимоотношений между членами семьи (значимость ценности «социальные контакты» в семейной сфере), тем меньше они склонны оказывать содействие своим коллегамруководителям в решении производственных проблем (механизм «содействие», r=–0,588,p0,01). Таким образом, для таких руководителей среднего звена профессиональная сфера отодвигается на второй план, а на первом месте стоит семья и ее проблемы.В рамках общественной сферы у руководителей среднего звена наблюдается статистически достоверная взаимосвязь между ценностью «социальные контакты» и такими механизмами отношений, как «бумеранг» (r=0,570,p0,01), «созвучие» (r=0,582,p0,01), «красота» (r=0,536,p0,01).Таким образом, для руководителей среднего звена, у которых есть желание занять высокий социальный статус в обществе и для которых значима активная общественная жизнь, характерно использование во взаимоотношениях с коллегамируководителями принцип «ты мне, я тебе» (ответное эмоциональное отношение). Они проникаются доверием к тем коллегам, с которыми наблюдается единствообщественных интересов; симпатизируют управленцам, которые следят за своим внешним видом и придерживаются норм делового этикета.Наблюдается обратная корреляционная связь между значимостью в общественной сфере ценности «собственная индивидуальность» и действием механизма «эталон» (r=–0,576,p0,01). Следовательно, чем выше стремление руководителей среднего звена не попасть под влияние общественнополитических взглядов, желание иметь собственное мнение относительно различных общественнополитических событий, тем менее они склонны оценивать своих коллег с позиции соответствия или не соответствия их поведения, деятельности, образа мыслей с определенным эталоном (каким должен быть настоящий руководитель среднего звена).При проведении корреляционного анализа не было обнаружено существенных связей между уровнем значимости ценностных составляющих сфер увлечений и физической активности с действием механизмов производственных отношений в выборке руководителей среднего звена. Это дает основание для утвержденияо том, что отношения руководителей среднего звена со своими коллегами строятся в основном в рамках общественной и профессиональной сферы, сферы обучения и образования.Что же касается взаимосвязи ценностных составляющих образа жизни и механизмов отношенияруководителей среднего звена к своим подчиненным, то в данном случае наблюдается следующая картина.В профессиональной сфере была выявлена статистически достоверная и значимая связь между ценностью «развитие себя» и механизмами отношений «дефицит» (r=0,532,p0,01), «эмоциональное эхо» (r=0,512,p0,01). Требовательность к себе, своим профессиональным обязанностям и выполнению профессиональных обязанностей со стороны подчиненных приводит к перенесению эмоционального состояния руководителей на субъектов управленческого процесса. То есть если руководитель среднего звена проявляет завидное трудолюбие, высокую работоспособность при выполнении своих профессиональных обязанностей, то этого же он будет требовать и от своих подчиненных. Поэтому руководитель среднего звена при контактах постоянно сравнивает своих подчиненных с параметрами, которым на его взгляд, должен соответствовать хороший работник.Акцентирование внимания на проблемах социальнопсихологического климата в коллективе и желание устанавливать благоприятные взаимоотношения с подчиненными (значимость ценности «социальные контакты» в профессиональной сфере) способствует тому, что во взаимоотношениях объектами управления руководители среднего звена используются такие механизмы отношений, как оказание содействия, помощи в решении сложных производственных задач (механизм «содействие», r=0,656,p0,01), эмоциональноответное отношение (механизм «бумеранг», r=0,642,p0,01), проявление интереса к их желаниям и стремлениям (механизм «эталон», r=0,660,p0,01).Приоритетность ценности «собственный престиж» в профессиональной сфере свидетельствует о том, что для управленцев, заинтересованных во мнении подчиненных о своей профессиональной деятельности, характерно использование таких механизмов отношений сподчиненными, как «эталон» (r=0,648,p0,01) и «интерес» (r=0,714,p0,01). А также они нередко строят свои отношения с подчиненными с позиции их внешней привлекательности (механизм «красота»,r=0,712,p0,01).Если в образе жизни руководителей среднего звена проявляется ориентация на достижение ценности «развития себя» в сфере обучения и образования, то с подчиненными управленцы предпочитают строить отношения по механизму «бумеранг» (r=0,512,p0,01). Соответственно, если подчиненные высоко оценивают знания, умения, способности своего руководителя в сфере управления, то это вызывает у управленцев ответное отношение, выражающееся в симпатии, уважении, готовности положительно оценивать поступки своих подчиненных. Высокий уровень значимости в сфере обучения и образования ценности «креативность» приводит к обратной корреляционной связи в отношении использования механизма «бумеранг» (r=–0,506,p0,01). Например, стремление самому найти ответы на вопросы, которые являются спорными в области профессиональной деятельности руководителя, приводит к уменьшению построения взаимоотношений с подчиненными с помощью механизма эмоциональноответного отношения.Высокое значение в образе жизни материального положения обуславливает в сфере обучения и образования отношение руководителей среднего звена к подчиненным с позиции механизма «красота» (r=0,578,p0,01), «интерес» (r=0,658,p0,01), «дефицит» (r=0,514,p0,01). Следовательно, стремление иметь высокую заработную плату благодаря хорошему уровню образования, обучаясь в престижных учебных заведениях, приводит к тому, что руководители склонны симпатизировать и доверять таким работникам, которые обладают внешней привлекательностью, умеют интересно, увлекательно о чемто рассказывать, соответствуют эталону хорошего работника. Руководители среднего звена, стремящиеся получать моральное удовлетворение от решения проблемы, возникшей на производстве, благодаря своим знаниям в данной области умеют ясно и доступно изложить подчиненным задачи, помогают им решать возникшие на производстве трудности, уважают чеcтных и трудолюбивых работников. Таким образом, высокий уровень значимости в сфере обучения и образования образа жизни ценности «духовное удовлетворение» приводит к действию таких механизмов отношений к подчиненным, как «дефицит» (r=0,506,p0,01) и «содействие» (r=0,510,p0,01). Значимость ценности «собственный престиж» в сфере обучения и образования, выражающая стремление человека иметь высокий уровень образования, который ценится обществом, способствует тому, что управленцы уважают работников, старающихся повышать уровень своего профессионального образования (действие механизма «дефицит», r=0,624,p0,01). Руководители среднего звена, которые благодаря высокому уровню образования смогли достичь жизненных целей, занять управленческую должность (значимость ценности «достижения»), склонны оценивать подчиненных сквозь призму оценочных эталонов (действие механизма«эталон», r=0,676,p0,01).Управленцы, стремящиеся строить семейную жизнь так, чтобы обеспечить признание со стороны окружающих, ориентируясь при этом только на собственные взгляды и убеждения, не используют во взаимоотношениях с подчиненными содействия, не оказывают им помощь в решении сложных производственных ситуаций, считая, что каждый должен самостоятельно отвечать за вверенный ему участок производства. Данное обстоятельство связано с тем, что между ценностями «собственный престиж», «собственная индивидуальность» и механизмом отношений «содействие» наблюдается отрицательная корреляционная связь –соответственно r=–0,638 при p0,01и r=–0,694 при p0,01.Следовательно, стремление строить в семье отношения, основанные на взаимопонимании, взаимодоверии, коллегиально решать различные семейные вопросы приводит к тому, что и на работе при решении различных производственных вопросов руководители стараются учитывать мнение подчиненных, оказывать им поддержку и помощь. Управленцы, склонные уделять значительное внимание в своем образе жизни словесным методам воспитания детей с целью достижения взаимопонимания между членами семьи (значимость ценности «социальные контакты»), не оценивают подчиненных с позиции социально значимых, но относительно редких качеств (действие механизма «эталон», r=–0,828,p0,01). Они стараются находить в каждом подчиненном то качество личности, которое будет способствовать достижению цели, поставленной перед всем трудовым коллективом.Высокая значимость ценности «социальные контакты» в рамках общественной сферы у руководителей среднего звена приводит к использованию механизмов «дефицит» (r=0,576,p0,01), «интерес» (r=0,542,p0,01) и «красота» (r=0,524,p0,01) во взаимоотношениях с подчиненными. Соответственно заинтересованность руководителей в широком круге социальных контактов в управленческой деятельности способствует оценке подчиненных с позиции того, насколько работник ответственно подходит к выполнению своих обязанностей, проявляет инициативу при решении определенных производственных вопросов, улучшающих производительность труда, посвящает своей работе много времени. В случае соответствия подчиненного вышеуказанным параметрам, он пользуется заслуженным уважением в глазах руководителя. Пользуются уважением и авторитетом у руководителей среднего звена также те подчиненные, которые энергичны, исполнительны, являются профессионалами в своей области, обладают чувством юмора. Невольную симпатию вызывают у управленцев те рабочие, которые соответствует эталону красоты, сформированному в сознании.Стремление как можно полнее реализовать и развить свои способности в сфере управления и общественнополитической жизни (значимость ценности «развитие себя»), проявление заинтересованности в информации о своих управленческих способностях приводят к построению отношений с подчиненными по механизму «бумеранг» (r=0,572,p0,01). Если подчиненные высоко оценивают управленческие способности своего руководителя, считая его хорошим управленцем, то в свою очередь руководитель также положительно отзывается о профессиональных способностях своих подчиненных, оказывая им при этом содействие и помощь.Желание руководителей среднего звена увлекаться таким занятием, которое предоставляло бы широкие возможности для творчества (значимость ценности «креативность») обусловливает построение взаимоотношений с подчиненными с позиции таких механизмов отношений, как «интерес» (r=0,506,p0,01) и «красота» (r=0,548,p0,01). Креативные руководители среднего звена симпатизируюти проявляют интерес к подчиненным, которые творчески подходят к своим профессиональным обязанностям, обладают широкой эрудицией и являются при этом нетривиальными личностями, интересными собеседниками и внешне привлекательными людьми.Таким образом, на отношения руководителей среднего звена в значительной степени оказывают влияние ценностные составляющие образа жизни, которые и определяют характер отношений руководителей среднего звена с коллегамируководителями и с подчиненными. В частности, ценности нравственноделовой направленности способствуют возникновению производственных отношений, основанных на механизмах «бумеранг», «содействие», а ценности эгоистическипрестижной направленности приводят к актуализации в производственных отношениях механизмов «дефицит», «эталон». Следовательно, повышение в сферах профессиональной жизни, обучения и образования значимости таких ценностей, как «духовное удовлетворение», «социальные контакты», «развитие себя», будет способствовать повышению эффективности производственных отношений руководителей среднего звена как с коллегами так и с подчиненными.Непосредственно в механизмах производственных отношений руководителей среднего звена как со своими коллегамируководителями, так и с подчиненными отражаются ценностные составляющие профессиональной сферы жизни, обучения и образования.

Ссылки на источники1.БестужевЛада И.В. Прогнозирование образа жизни // Социологические исследования. –1974. –№2. –С.52–61.2.Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социальнопсихологического исследования / Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. –Киев: Наукова думка, 1980. –298 с.3.Парыгин Б.Д. Советский образ жизни и социальнопсихологические проблемы формирования личности. –М.: Мысль, 1975. –23 с.4.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии –М.: Наука, 1984. –232с.5.Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. –М.: Просвещение, 1973. –378 с.6.Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. –М.: Политиздат, 1975. –231 с.7.Ядов В.А. Взаимосвязь социологических и социальнопсихологических подходов к исследованию образа жизни // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В. Шорохова. –М.: Наука, 1987. –С.89–93.8.Образ жизни.Указ. соч.9.Основы социальнопсихологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. –М.: Междунар. педагог. академия, 1995. –421 с.10.Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего как становление и реализация образа себя и мира //Мир психологии. –1991. –№1. –С. 24–38.11.Основы социальнопсихологической теории. Указ. соч.12.Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. –Самара: СамИКП, 2002. –56с.13.Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Казанский педагогический журнал. –1998. –№ 1. –С. 3–18.

Shterts Olga,Candidate of Psychological Sciences, assistant professor of psychology Kazan (Volga) Federal University, Yelabugaolgashterz@mail.ruThe socialpsychological analysis of the category "Lifestyle"Abstract. Article focuses on the sociopsychological analysis of the category of "life." The paper reveals the concept of "life" from the viewpoint of socialpsychological approaches discussed, value and communication components. The author reports the results of an empirical study of the value and communicative component lifestyle managers.Keywords: lifestyle, relations, mechanisms relations, valuables, systemactive approach, managers, leaders.

Рекомендовано к публикации

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»