Пути решения социальной адаптации детей-сирот

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вахрамеева О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13515.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема социально-культурной деятельности интернатных учреждений направленная на процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автором предлагается использование индивидуального подхода при работе с детьми-сиротами. Данный подход включает проведение комплекса взаимосвязанных программ социально-педагогической работы с использованием технологий социально-культурной деятельности, основная цель которых – позитивная направленность личности детей-сирот, повышение возможностей социальной адаптации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВахрамееваОльга Алексеевна,ассистент кафедры социальнойпедагогики и социальной работыФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Vahrameeva_O_A@mail.ru

Пути решения социальной адаптации детейсирот

Аннотация.В статье рассматривается актуальная проблема социальнокультурной деятельности интернатных учреждений направленная на процесс социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автором предлагаетсяиспользованиеиндивидуального подхода при работе с детьмисиротами. Данный подход включает проведение комплекса взаимосвязанных программ социальнопедагогической работы с использованием технологий социальнокультурной деятельности, основная цель которых –позитивная направленность личности детейсирот, повышение возможностей социальной адаптации. Ключевые слова:социальнокультурная деятельность, социальная адаптация, детисироты.

Сиротство как социальное явление существуетстолько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство –почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В последние годы все большее употребление, получает термин «социальное сиротство». Необходимость вывода этого термина была продиктована негативными социальными явлениями, охватившими современное российское общество, и все обостряющейся ситуацией в сфере защиты и охраны детства.

Большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в заключении и т.п., т.е. это, так называемое, «социальное сиротство». Оно влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней [1].Ребенок, лишенный родительской ласки (чаще всего это случается с детьми оставленными родителями в больнице после рождения), становятся агрессивными детьми. В ситуации, когда ребенок с рождения находится в интернатном учреждении, его знания и представления о будущей самостоятельной жизни в «большом» обществе состоят из опыта взрослых, сотрудников интерната идетей, имеющих опыт проживания в семье транслируемого в виде устных советов и бесед. У таких детей нет положительного опыта общения в семье. Чаще всего у детейсирот успело сформироваться искаженное представление, как о себе самом, так и окружающем мире. За время их короткой жизни у них сложилось неправильное отношение к людям, жизни и социуму. Часто отсутствует представление о групповых формах общения, плохо развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Информация, не подкрепленная личным опытом, не позволяет сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником отклонений негативного характера в поведении и жизненных проблем. Проживание в закрытом учреждении ограничивает усвоение социального опыта детьмисиротами, существенно снижает количество и качество моделей, конструктов поведения, доступных для усвоения. Процесс социализации детей в интернатных учреждениях характеризуется рядом особенностей –специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы, которые приводят к тому, что нормы и ценности у воспитанников интернатных учреждений существенно отличаются от общепринятых.Работа по социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социальнокультурной деятельности в данном процессе. Процесс функционирования социальнокультурной деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков» успешно самым активным образом осуществляется в условиях социальнокультурной деятельности. Именно в такой деятельности воспитанники интернатных учреждений знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Следовательно, работа по социальной адаптации возможна через вовлечение воспитанников интернатных учреждений в сферу социальнокультурной деятельности, так как в ней детисироты более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.Таким образом, социокультурную сферу в качестве приоритетной области социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет рассматривать несколько причин.Вопервых, социокультурная сфера привлекательнадля детей, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социальнокультурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Вовторых, социальнокультурная деятельность как «обусловленная нравственно интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативнорегулятивных установок» [2].Втретьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила социально –культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и формирования социальнорегулятивных механизмов поведения личности (правосознание, ценностныеориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т.д.).При рассмотрении социальнокультурной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социальнопедагогических целей в работе с детьмисиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей –объекта педагогического влияния.Включение в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения социальнокультурной деятельности позволит решить задачу развития способности преобразования личности и умений взаимодействия с людьми и окружающим миром и, тем самым, снизить риск социального сиротства. Большое внимание должно уделяться формам и методам социальнокультурной деятельности т.к. процесс социальной адаптации состоит в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности. Решение данной проблемы требует включения целенаправленно организованной социальнокультурной деятельности в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения, что позволит воспитанникам нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней.Следует отметить, что организация культурнодосуговой деятельности детейсирот способствует решению целого ряда важных социальных проблем. Прежде всего, компенсации недостатка возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей, вовлечение в социальнокультурную деятельность, способствует физическому и духовному развитию, социальной адаптации несовершеннолетних.

Как известно, к этим детям нужен особый, индивидуальный подход, проведение социальнопедагогической работы включает программы, технологии, методы и формы социальнокультурной деятельности. В социальнокультурной деятельности предпочтение отдается таким методам воздействия, как: убеждения, эмоционального воздействия, внушения, творческой деятельности, рекреации.По мнению Р. В. Овчаровой, значительная часть воспитательных и образовательных технологий, основываются на методе убеждения. Убеждения предполагают разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего [3]. В мотивационной сфере воспитания целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: сочетание личных и общественных интересов, навыков конструктивного поведения, стремление к коллективизму, нравственные установки и ценности, жизненные и профессиональные планы, ответственность, самостоятельность, организованность.Главное достоинство данного метода в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта [4].Методы эмоционального воздействияво многом определяют успех при участии в социальнокультурной деятельности детейсирот, а владение этими методами говорит о мастерстве педагогаорганизатора. Методы эмоционального воздействия направлены на формирование у детейсирот, навыков психических и физических саморегуляций, честного отношения к самим себе и другим людям. Опираясь на идеал, пример старших, сложившиеся нормы в социальнокультурной среде интернатного учреждения, детисироты могут сами изменить своё поведение и регулировать свои поступки. Эффективность методов эмоционального воздействия во многом зависит от тех отношений, которые складываются между воспитанниками и педагогом, от его личного примера и авторитета: сильное эмоциональное воздействие на детейсирот можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания. Воспитательныеметоды –метод внушения, убеждения (способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств). Метод внушения осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами. Важными предпосылками этого метода служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социальнокультурных акций –массовых, групповых, индивидуальных.Методы организации творческой деятельности(выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования).Метод рекреации–вовлечение в развлекательные занятия, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игровых соревнований, театрализация, иллюстрирование, монтаж и композиция, (коллективнотворческие, ролевые, деловые, спортивные игры).Применение названных выше методов, оказывает большое влияние на продуктивное использование свободного времени, досуга воспитанников интернатных учреждений,что способствует предупреждению, устранению или нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера в поведении детейсирот.Методы социальнокультурной деятельности находятся в неразрывной связис формами (разнообразными досуговыми программами). Данные формы и программы используются в культурнодосуговой деятельности и представляют собой самостоятельное законченное социальнопедагогическое, социальнокультурное действие, которое отражает социальную действительность и оказывает определенное влияние на процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений [5].

Программы и формы, направлены на активное участие детейсирот в социальнокультурной деятельности и базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, способов организации деятельности. Их применение способствует включению детейсирот в социально приемлемую систему связей и отношений к окружающему миру, умению брать ответственность на себя, находить правильные выходы из трудных жизненных ситуаций.

Критериями выбора форм социальнокультурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие личности в мероприятиях. Совокупный опыт данного вида деятельности изобилует множеством форм ее организации:–по количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: индивидуальные, групповые, массовые;–по характеру деятельности, репродуктивные и творческие;–повремени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой, с длительной подготовкой;–по способам включения в деятельность: с обязательным участием и добровольным участием;–по способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;–по позиции участников и целевой направленности: мероприятия, игры, тренинги.Использование форм работы в зависимости от характера аудитории и средств воздействия дает положительную динамику в процессе, социальной адаптации детейсирот.Индивидуальные формыработы с детьмисиротами (индивидуальные беседы, тесты, творческие задания, поручения) способствуют: адаптации и духовной реабилитации воспитанников при вхождении в социальнокультурную среду интернатных учреждений, которая представляет собой широкое поле для проявления активности и самостоятельности. Групповые формы(кружки, клубы по интересам, любительские объединения, студии и т. п.) имассовые формыработы с детьмисиротами (дискуссии, ролевые игры, концерты, конкурсы, выставки, календарные праздники, вечера, театрализованные представления, игровые программы и т. д.) позволяют задействовать всех воспитанников интернатного учреждения, способствуют: повышению общего эмоционального тонуса в группах, увеличению творческой деятельности, взаимовыручки, гуманизации отношений между воспитанниками, формированию организаторских способностей, творческому подходу к проводимым мероприятиям. Данные методы и формы социальнокультурной деятельности обеспечивают формирование ответственного поведения, воспитаниездорового образа жизни, развитие творческих усилий и способностей, ценностей и установок, интеллектуальное и духовное обновление, определяющее позитивную направленность личности детейсирот.Применение вышеперечисленных форм социальнокультурной деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения при проведении досуговых мероприятий, направленных на формирование ответственного поведения, творческой и социальной активности, развитие коммуникативных навыков, стремлении к самореализации.На основе самостоятельности, достижения определенных успехов при участии в различных мероприятиях социальнокультурной деятельности, формируется инициатива в действиях воспитанников, появляется потребность в общении, участия в общественной жизни. Что позволяет получить от этого позитивные эмоции, побуждающие к дальнейшей творческой деятельности.

Социальнокультурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. Потенциал социальнокультурной деятельности способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей с помощью педагогизации окружающей среды, индивидуального подхода, ориентации на культурноценностные отношения и организацию культуротворчества. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социальнокультурных и педагогических принципах, средствах и формах социальнокультурной деятельности, возможно, добиться положительных результатов. Следовательно, особенное значение в работе направленной на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет социальнокультурная деятельность,направленная на регулирование процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть на социальное воспитание и развитие, осуществляемые посредством специально организованных форм и методов социальнопедагогической работы.

Ссылки на источники1.Нечаева А. М. Охрана детейсирот в России: история и современность. –М.: Дом, 1994.–176 с.2.Ариарский М.А. Прикладная культурология.–М.:Издво «Эго», 2001. –253 с.3.ОвчароваР. В. Практическая психология образования. –М.: Академия, 2003. –448 с.4.Киселева Т. Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2001. –40 с.5.Киселева Т.Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2004. –539с.

Vahrameeva Оlga,Assistant of chair of social pedagogics and social workof"Shadrinsk State Teachers’ Training Institute", Shadrinsk

Vahrameeva_O_A@mail.ruSolution approaches of social adaptation of orphan childrenAbstract.The actual problem of socialcultural activity of boarding schools directed on process of social adaptation of orphan children and children who have remained without guardianship of parents is considered in the article. Author offers use of an individual approach during the work with orphan children. This approach includes carrying out a complex of the interconnected programs of social and pedagogical work with the use of technologies of the socialcultural activity, which main objective is a positive orientation of the identity of orphan children, increase of opportunities of social adaptation. Keywords:socialcultural activity, social adaptation, orphan children.

Рекомендовано к публикации:Казаевой Е. А., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»