Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамовских Н. В. Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13513.htm.
Аннотация. В статье анализируются основные тенденции социально-педагогического образования, их определяющая роль в выборе содержания профессиональной подготовки социальных педагогов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамовских Наталья Викторовна,доктор педагогических наук, доценткафедры социальной педагогики и социальной работы, проректор по НИР ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринскnatali270171@mail.ru

Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов

Аннотация.Встатье анализируются основные тенденции социальнопедагогического образования, ихопределяющая роль в выборе содержания профессиональной подготовки социальных педагогов.Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, социальный педагог, тенденции социальнопедагогического образования.

Проблема развития и становления личности непосредственно связана с проблемой профессиональной подготовки специалистов. В условиях преобразования экономических, социальнополитических и общественных отношений становится совершенно очевидным определение приоритетного отношения к социальнопедагогическому образованию и профессии социального педагога. Центральным понятием в системе профессиональной подготовки социальных педагогов является понятие «социальнопедагогическое образование», которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальнопедагогическое образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат. Социальнопедагогическое образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, прежде всего, проанализировать состояние системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов, котораясложилась сегодня в России.Вместе с тем, как и всякое социальное явление, проблема профессиональной подготовки социального педагога уходит своими корнями в глубины философии и педагогики и требует обращения к истории профессионального воспитания учителяпедагога. Обращение к истории проблемы позволяет лучше понять ее истоки, ее суть, раскрыть исследуемое явление во всех его многообразных связях и отношениях. Если попытаться обозначить время постановки проблемы в истории педагогической науки, то, пожалуй,вряд ли это удастся сделать достаточно точно, так как введение в научный лексикон понятия «социальнопедагогическое образование» относиться скорее к последнему десятилетию XXвека, когда появляется ряд специальных работ, авторы которых предприняли первые попытки обосновать специфичность этого процесса, раскрыть его сущность и диалектику. Однако реальное зарождение этой проблемы уходит своими корнями в далекое прошлое, ко времени возникновения школы и учительской профессии, когда в общественном сознании стали появляться первоначальные представления о том, какими качествами должен обладать педагог, для того чтобы содействовать ребенку в его развитии и успешной социализации, то есть о подготовке к деятельности, направленной на оказание социальной помощи детям (табл. 1).

Таблица 1Анализ философскопедагогических представлений о личности педагога (историкофилософский контекст до XVIIIвека)

ЭпохаСущность представленийСоциальный контекстМыслители Древнего мираФормирование представления о личности учителя,важнейших его профессиональных качествах, путях и механизмах их воспитания в нем. Педагогический труд требует особого состояния души человека, высокой степени развития в нем нравственной и эстетической культурыЛичное обаяние педагога особо значимо в этот периодАнтичная эпохаЗаложены основы европейской педагогической теории, фундамент гуманистической педагогики будущих столетий, сформулированы первоначальные представления о личности учителя,общественные требования к немуОбщественное воспитаниестало рассматриваться как основной способ формирования личности во имя сохранения и преобразования обществаСредневековьеРоль учителя в обществе –духовный наставник. Материалом для их подготовки служили религиозные книги на латинском языке, а основнымисредствами воспитания становятся преклонение перед духовными авторитетами, наказание за ошибки, дисциплинарные провинностиДуховнонравственное развитие общества. Социальная помощь через веруXIIXIIIвека: рыцарская культураГрамотный, подготовленный учитель, способный привить ученику универсальную культуру, сочетающую в себе книжную образованность и рыцарские доблестиЭмпатия как важнейшее качество педагогаВинцента из Бове (1190–1264)В учителе должны гармонически сочетаться нравственные и интеллектуальные качества, одним из важнейших является скромностьКонтекст невмешательстваВ.да Фельтре, Э.Роттердамского, Т.Мора, Ф.Рабле, М.Монтеня, Т.Кампанеллы и др. (Возрождение)Главные педагогические идеи гуманистов: гармоническое развитие личности, близость школы к реалиям жизни, развитие активности и самодеятельности детей и др. Новый педагог, духовно раскрепощенный, лишенный догматизма, реально утверждающий в своей деятельности идеалы гуманизма и красотыГражданские гуманисты –Л.Бруни, М.Пальмиери, Л.Валла, Л.Б.Альберти и др.Основная функция воспитания –формирование социально активной личности, действующей на благо общества. Педагог должен трудиться с полной самоотдачей во имя будущих поколений на основе общественных обязанностейПедагог как деятель от социума, его служащийНовое времяФ.БэконВ деле воспитания педагога привычка превращается в некий стандарт профессионального действия, стереотип, позволяющий избежать прямого противостояния с ребенком, придать отношениям с ним доброжелательный, по существу интимный характерЗарождение «вспоможения» в деятельности педагогаЯ.А.Коменский (1592–1670)Учителями должны быть люди набоженые, честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они прививают другим. Единство когнитивной, эмоциональной и деятельнопрактической составляющих профессиональной подготовки педагогаКонцентрирует внимание на нравственноэстетических аспектах личности и профессиональных проявлений педагогаФилантрпизмХ.Г.Зальцман (1744–1811),И.Г.Кампе (1746–1818), Э.Х.Трапп (1746–1818) и др.Среди важнейших качеств, которыми должен был обладать учитель, –нравственноэстетические; развитие человеческой чувственности, умение управлять своими желаниями, скромность, прилежание и трудолюбие, исполнительность, аккуратностьВнимание личному примеру педагога, формированию коллектива единомышленниковЗарождение и развитие представлений о назначении педагога, сущности учительской профессии, о механизмах и условиях профессионального воспитания педагога в отечественной философскопедагогической мысли органично связано с древними литературными памятниками, произведениями фольклора, устного народного творчества, распространением письменности и книгопечатания.Обращение к работам древних мыслителей представляет для нас вполне закономерный интерес, поскольку помогает ответить на очень существенный вопрос: какими средствами может быть воспитан педагог, в каких условиях могут быть сформированы в нем профессионально необходимые компетенции, как организовать работу и проверить ее эффективность.Проведенный историкопедагогический анализ показывает развитие представлений о социальной роли педагога в воспитании не только личности, но и всего общества на основе ретрансляции духовной культуры подрастающему поколению. Так, идея профессионализма берет свое начало в трудах великих педагогов, которые, развивая педагогическую теорию, в центр внимания ставили учителя, его идеальный образ, суть которого в единстве человеческого и профессионального. По их мнению, учитель (мы в полной мере можем это отнести к социальному педагогу) –это всесторонняя развивающаяся личность, образованный, культурный, талантливый человек, мудрый наставник, психолог, творец и мастер, труженик и созидатель, хранитель личности ребёнка, гарант его воспитания, обучения и развития.Необходимо обратить внимание на требования к качествам и чертам педагога, которые рассматривают великие мыслители той эпохи. Акцент делается на систему ценностей профессиональной педагогической деятельности, на социальную значимость образа жизни педагога, занимающего активную социальную позицию, бескорыстие и преданность делу воспитания молодого поколения, созидание добра и красоты в душах воспитанников. Педагог должен привлекать своей принципиальностью, искренностью, прямотой, честностью, своей ярко выраженной гражданской позицией.Рассматривается целый ряд методов и приемов подготовки такого педагога, в числе которых приобщение к основам научной деятельности, формирование теоретического и практического мышления, введение проблемного обучения, самостоятельных занятий научными работами. Все выше перечисленные качества требуют целенаправленного развития путем практического применения в упражнениях, в реальных взаимоотношениях с детьми. Таким образом, может быть обеспечен их перевод в устойчивые черты личности педагога. Учитель должен всегда находиться в поиске, в положении исследователя, познающего окружающий мир и его влияние на личность ребенка и помогающего воспитаннику адаптироваться в нем. Анализ развития подготовки специалистов педагогического профиля в высшей школе позволил установить следующее. Развитие высшей школы России связано с созданием Московского университета в 1755 годуи принятием первого университетского устава, который представлял свод правил, положений, рекомендаций, регламентирующих организацию занятий, взаимоотношения преподавателей и студентов, их рабочее и свободное время. Наиболее яркими чертами первых российских профессоров (например, М.В.Ломоносова, Н.Н.Поповского, А.А.Барсова и др.) были универсализм и энциклопедизм как в области специальной, так и педагогической деятельности.Возникновение высших учебных заведений, социальноэкономические преобразования и политические события в России (война 1812 года, восстание декабристов) побудили правительство к новым реформам профессионального образования. В университетском уставе, принятом в 1804 году, впервые предлагалась система аттестации и повышения квалификации профессорскопреподавательского состава, что свидетельствует об осознанной потребности преподавателей в своем педагогическом росте.Период XIXвека, совпавший с демократическими переменами, оказал положительное влияние на судьбу профессиональной педагогической школы в России. В 60е годы на арену общественной жизни выступают «разночинцы», представители демократического движения, ориентирующегося на борьбу за социальные свободы, обеспечение равенства в образовании, демократизацию жизни. В исследуемый период четко обозначились следующие тенденции становления и развития высшего педагогического образования: фундаментализация его содержания, профессиональнопедагогическая направленность обучения, гуманизация педагогического процесса.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Н.И.Лобачевского и др. объединяет общность идей демократизации учебновоспитательного процесса в высшей школе, воспитания высоких гражданских и профессиональных качеств студенческой молодежи, формирования профессионализма и педагогической культуры у преподавателей. Их прогрессивные идеи воплощались в практике многих профессоров и преподавателей высшей школы, в частности Т.Н.Грановского, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева и др.Рассматриваемая эпоха была богата педагогическими идеями, существенно обогатившими теорию и практику воспитания, представления о сути и социальной миссии учителя. В обсуждении проблем педагогики, профессионального воспитания учителя участвовали многие видные общественные деятели и ученые. Общество активно обсуждало перспективы развития отечественной системы образования, понимая, что от педагога во многом зависит социальное, культурное, экономическое развитие страны. В 70–80е годы XIXвека в плеяду известных ученых и педагоговпрактиков системы профессионального образования вошли имена историка В.О.Ключевского, математика П.Л.Чебышева, естествоиспытателя И.М.Сеченова, химика Д.И.Менделеева и др. Они высоко оценивали роль преподавания как важной составляющей профессиональной деятельности.Характеризуя состояние педагогической мысли в России в конце XIX–начале XX веков, обратим внимание на то, что в этот период в обществе складывается сложная и противоречивая ситуация, осложняющаяся усиливающимися социальными антагонизмами, ростом внешнеполитической напряженности, обострением внутриполитической борьбы. В рассматриваемый период идеи педагогики высшей школы формировались под влиянием известных педагоговтеоретиков, преподавателей высших учебных заведений П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Л.И.Петражицкого, В.М.Бехтерева, К.Н.Вентцеля и др. Вопросы высшей школы освещены в наследии Л.И.Петражицкого, рассматривающего педагогическую культуру преподавателя как готовность к воодушевлению и вовлечению студентов в научную, исследовательскую работу, к развитию в них «научного духа». Лучше всего это делать, по убеждению автора, в ходе занятий со студентами –на лекциях и практических занятиях, где преподаватель в процессе «громкого мышления» свободно рассуждает, доказывает и сомневается, а для студентов это «есть лучшее мыслимое средство в интимную лабораторию его мыслительных процессов. Именно в высшем и интенсивнейшем упражнении слушателей в научном мышлении, в живейшем и непосредственном приобщении к школе научного мышления и заключается несравненная ценность лекций» [1, с.220].Развитие системы высшего профессионального образования в дореволюционной России шло неравномерно и противоречиво. О неравномерности свидетельствуют синусоидальные колебания реформ и контрреформ высшей школы, когда периоды ее наиболее свободного и автономного развития сменялись периодами жесткой регламентации, административного подчинения. Противоречивость же состояла в том, что высшая школа, с одной стороны, развивалась в соответствии с объективными процессами социальноэкономического и культурного развития общества, а с другой –испытывала на себе постоянное стремление правительства подчинить ее своему влиянию. Постепенно оформляется задача подготовки отечественных педагогических кадров, профессиональной подготовки учителя. Хотя со сменой политических парадигм резко менялось дидактическое обеспечение учебновоспитательного процесса, тем не менее, возникали предпосылки для преодоления значительной отсталости России от европейских государств в сфере образования народа, оформления своей собственной образовательной политики. Следует отметить, что отечественная и зарубежная педагогика XIXв силу своей исторической ограниченности еще не создала целостной и стройной концепции социальнопедагогического образования педагога, но онаподготовила почву для постановки такой проблемы, создала предпосылки для ее осмысления и поиска способов решения в дальнейшем развитии системы высшего социальнопедагогического образования.Система социальнопедагогического образования даже на небольшом историческом промежутке времени не может быть статичной. Являясь одним из важнейших институтов общества, она связана с его духовным и социальнокультурным состоянием, его развитием и, перманентно взаимодействуя с ним, изменяется при этом сама. При этом система социальнопедагогического образования напрямую связана с развитием самой науки –социальной педагогики.Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844году К.Магером и далее распространен А.Дистервегом. Наиболее яркий представитель социальной педагогики П.Наторп (1854–1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики [2]. Рассматривая основные функции человеческого существования, ученый выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая –с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья –разум –раскрывается в общности. П.Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой –воспитание в молодежи начал солидарности и общественности. Развивая идеи П.Наторпа, представители этого направления рассматривали социальную педагогику как интегративную науку. Социальная педагогика как отрасль научного знания получила развитие в России с 20х годов XXвека. Теоретические основы принадлежат С.Т.Шацкому [3], В.А.СорокеРоссинскому [4], А.С.Макаренко [5]. Разрабатывая свою воспитательную систему, С.Т.Шацкий определил школу как центр воспитания в социальной среде. Исследование социальной среды сотрудниками опытной станции по народному образованию явилось первым практическим опытом социальной педагогики в России. В рамках данной работы, включающей 14 средних школ, школуколонию «Бодрая жизнь», детские сады, читальни, исследовалось влияние среды на развитие ребенка. Сотрудники данного учреждения должны были использовать в целях воспитания личности социально ценную направленность окружающей среды, вовлекать родителей в этот процесс. Взаимодействие социальной среды и семейного воспитания считалось основой оптимального социального развития личности. С.Т.Шацкий призывал педагогов при конструировании собственной деятельности учитывать главнейшие факторы формирования личности –экономику среды, ее быт, природные условия [6].Интерес представляет система социальнопедагогического воспитания, созданная В.А.СорокоРоссинским, которая основывалась на социальнотрудовом воспитании подрастающего поколения. При этом дети и педагоги должны были составлять группу «содружественного творчества» [7].Большой вклад в развитие идей общественного социального воспитания внес А.С.Макаренко. Необходимо отметить гуманистическую сущность его социальной педагогики, основывающуюся на принципах воспитания личности в коллективе и через коллектив, определение перспективных линий развития личности, уважение к личности, учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей, соотношение целей и идеалов воспитания. Данные принципы остаются фундаментом педагогической теории в современной системе образования. Деятельность педагогановатора осуществлялась в воспитательных трудовых колониях для трудных детей и подростков. Суть социального воспитания он видел в завязывании и укреплении правильных отношений между личностью и обществом, создании благоприятного морального микроклимата. Организационнопедагогические находки А.С.Макаренко –разновозрастные отряды, советы командиров, общие собрания, самоуправление –были востребованы для социального воспитания [8]. В 60е годы это направление окончательно складывается и обосновывает свои позиции –теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощидетям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школахинтернатах и других учреждениях. В отечественной науке интерес к социальной педагогике возрос в 70е годы в связи с обозначившимся кризисом в образовательной системе. С этого периода начинаются серьезные исследования проблем социальной педагогики как отрасли научного знания и чуть позднее специфики подготовки социальных педагогов, социального и социальнопедагогического образования. Современное социальнопедагогическое образование, как и образование в целом, –это многомерный феномен: важнейший социальный институт, род деятельности, уровень знаний, умений и навыков и основанных на них определенных способностей; целенаправленный процесс передачи и приобретения знаний, навыков и умений, развитие на этой основе определенных способностей и потребностей личности; социальная ценность, формирующаяся на стыках педагогики, философии, социологии, экономики, психологии и медицины; новая междисциплинарная отрасль педагогической науки. Главная цель социальнопедагогического образования –обеспечение демократических и гуманных условий для индивидуального и действительно свободного самоопределения личности в избранной профессиональной деятельности. Социальнопедагогическое профессиональное образование реализует следующие функции: социальную, обуславливающую процесс социализации личности и его взаимосвязь с профессионализацией; информационную, выполняющую ведущую роль в реализации всей системы организационнопедагогических условий целостного учебновоспитательного процесса; научную, интенсифицирующую процессы теоретического и практического обучения и подготовки студентов к профессиональной практической деятельности; культурологическую, являющуюся неотъемлемой частью процесса подготовки специалиста на этапе обучения в высшем учебном заведении; управленческую, обеспечивающую создание системы необходимых организационнопедагогических условий с учетом требований к уровню подготовки специалиста;воспитательную и развивающую функции, обеспечивающие формирование целостной личности будущего профессионала; интегрирующую функцию, отражающую органическую взаимосвязь философии, педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии, экономики и других наук о человеке. В контексте глубоких социальноэкономических преобразований значительно повышается роль социальнопедагогического образования как ценности, человеческого фактора в развитии различных сфер социальной практики, становлении государственнообщественного управления образованием, актуализируется роль профессионального социальнопедагогического образования. Сущность содержания социальнопедагогического образования как отрасли гуманитарного социальнопедагогического знания составляет социальная педагогика как наука, учебнопредметная дисциплина, область практической деятельности социального педагога.Основу социальнопедагогического образования составляет сущностносодержательная сторона социальной педагогики как науки, содержащей комплекс человековедческих знаний, сопряженный с культурологическим знанием, так как культура не может развиваться вне социальной и духовной среды. В то же время развитие личности в процессе социальнопедагогического образования не может быть динамичным процессом без культурной среды во всем многообразии ее материальных, социальных, интеллектуальных и моральнопсихологических условий и факторов.Интегративная сущность социальнопедагогического образования в достаточно полной мере обеспечивается посредством реализации интегративного социальнопедагогического знания, заложенного в научные основы социальной педагогики как дисциплины предметной подготовки в сфере социальнопедагогического профессионального образования.

Ссылки на источники1.Петражицкий Л.И. Университет и наука: опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования.–СПб., 1907. –294 с.2.Наторп П. Избранные работы.–М.: Психотерапия, 2008.–508 с.3.Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Пед. соч. в 4х томах. Т.1. –М.: Издво АПНРСФСР, 1962.–165 с.4.СорокаРосинский В.Н. Педагогические сочинения. –М.: Педагогика, 1991. –240 с.5.Макаренко А.С. Цель воспитания // Соч. в 8и томах.Т. 4. –М.: Педагогика, 1984.–396 с.6.Шацкий С.Т.Указ. соч.7.СорокаРосинский В.Н.Указ. соч.8.Макаренко А.С.Указ. соч.

Abramovskyh Natalia,Doctor of pedagogical sciences, docent,provost in the research effort of the Shadrinsk State Pedagogical Institute, city Shadrinsk natali270171@mail.ruEvolution of the concepts of the social teachers’ professionalpreparationAbstract.The paper analyzes the key trends of sociopedagogical education, their crucial role in the selection of the content of the preparation of professional social workers.Keywords:socialpedagogical activity, social teacher, tendencies of sociallypedagogical formation.

Рекомендовано к публикации: ЗиновкинойМ. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации