Влияние коммуникативного процесса на эффективность образования в вузе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евдокишина О. В. Влияние коммуникативного процесса на эффективность образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13518.htm.
Аннотация. В статье приводится характеристика коммуникативного процесса, рассматриваются коммуникативный процесс и его влияние на образовательный процесс в вузе
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евдокишина Ольга Валерьевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринскolga_ve@glstar.ru

Влияние коммуникативного процесса наэффективность образования в вузе

Аннотация.В статье приводится характеристика коммуникативного процесса, рассматриваются коммуникативный процесс и его влияние на образовательный процесс в вузе. Ключевыеслова:коммуникативный процесс, образовательный процесс.

Развитие российского общества выдвигает новые требования к личности выпускника современного вуза, в первую очередь с позиции его успешной социализации. Последняя в значительной степени зависит от умений: получать и использовать информацию, осуществлять общение в различных аудиториях, убеждать собеседников и т.д. В целом эти умения формируются в ходе освоения коммуникативных компетенций. Однако процесс формирования коммуникативных компетенций является достаточно неразработанным в отечественной педагогическойнауке.Одной из самой важной составляющей в современном обществе является формирование системы образования, способной выпустить из стен вуза новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех преобразований в социальной сфере. Целью такой педагогической системы становится формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при правильном построении их коммуникативной готовности к предстоящей профессиональной деятельности.Так, коммуникативный компонент представляет собой особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия со студентами. В следствие чего, средством достижения желаемого должна стать педагогика воздействующего диалога, нуждающаяся в учителе, речевая культура которого будет важнейшей составляющей его личности и основой профессионализма. В связи с необходимостью подготовить педагога, соответствующего поставленной педагогической задаче, справедливо усиливается внимание к проблеме формирования у студентов, будущих учителей, культуры педагогического общения, в основе которой лежит не только образцовая речь, но и умение создавать в классе такую атмосферу доверия и взаимного интереса, которая позволит учителю и учащимся реализовать и приумножить свои творческие возможности в процессе совместной деятельности[1].Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:способность всесторонне и объективно воспринимать человекапартнера по общению;способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;способность предвидеть и ликвидировать конфликты;справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего партнера по совместной деятельности;воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.Важно, чтобы коммуникативный компонент прослеживался на всех ступеняхобучения студентов как будущих профессионалов.Высшая школа как корпоративный институт призвана передавать, распространять знания, обеспечивать процесс развития научных исследований и новых технологий. Существующая образовательная практика вуза должна обеспечить экономическую, технологическую, социальную, информационную подготовку будущих специалистов. Предполагается, что в наступившем веке образование станет непрерывным процессом, т.к. в современном обществе существует необходимость постоянной адаптации к технологическим инновациям, новым знаниям, направлениям профессиональной деятельности.Современный процесс информатизации ведет к формированию не только новой информационной среды «обитания людей», но и нового, коммуникационного уклада их жизни и профессиональной деятельности. Этот процесс откладывает свой отпечаток на образовательные технологии, вызывая необходимость ставить и решать проблемы эффективного общения как наиболее актуальные и перспективные для современной теории и практики обучения специалистов. Поэтому столь актуальна сегодня проблема формирования индивидуального стиля педагогической деятельностибудущегоучителя вообще и егокоммуникативного компонента в частности.Анализ существующей практикивузовскойподготовки будущих учителей свидетельствует об отсутствии на сегодняшний деньцелостнойсистемы формирования индивидуальных коммуникативных качеств, необходимых для успешнойсамореализации педагога в сфере профессиональногообщения.Выпускникипедагогических вузов нередко испытывают целыйрядкоммуникативныхпроблем в своей профессиональной деятельности. Многие учителя не могут реализовывать в коммуникациях индивидуальные коммуникативныевозможности, с трудом адаптируются к различнымкоммуникативнымусловиям, не всегда готовы к творческомуиспользованию многообразных средств коммуникативного воздействия, несмотря на то, что в отечественнойпедагогике и психологии накоплен определенный опыт по формированию различных аспектов индивидуального стиля педагогического общения учителя.Общетеоретические основы содержания и организации профессиональной подготовкипедагогазаложены в работах Ю.К.Бабанского, Ф.Н.Гоноболина, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина и других.Роль и значениекоммуникативнойсоставляющей в структуре педагогической деятельностиучителя рассмотрены в трудах В.А.КанКалика, Н.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева, А.К.Марковой, А.В.Мудрика, и других. В исследованиях Б.Г.Ананьева, Е.А.Климова, В.С.Мерлина, В.Д.Небылицына, К.К.Платонова, Б.М.Теплова рассматривается проблема индивидуальных различий, проявляющихся в том числе и в коммуникативной деятельности личности.В ряде исследований прослежены отдельные закономерности формирования у будущих учителей различных компонентов индивидуальной коммуникативной техники (Д.А.Белухин, С.В.Кондратьева, И.В.Лабутова, М.И.Рожков и другие).Все это говорит о важности рассмотрения влияния коммуникативного элемента на эффективность образовательного процесса студентов в целом.Взаимодействие между людьми наряду с предметнопрактической деятельностью –суть главные факторы развития человека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъектсубъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности,как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель–студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытостьк воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход от директивноимперативного к демократическому, равноправному способу общения, от монологического –к диалогическому общению никогда не произойдет, если к нему не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия «коммуникативное ядро личности»входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей, как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения –личность, столь же значимую, как и он сам.Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности [2].У педагогов с центрацией «я–другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподавательстудент» и всего обучения в целом.Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза –формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель–студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:взаимоотношения «ведомый–ведущий»;взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.Именно этот социальнопсихологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.Основные требования к отношениям «преподаватель–студент», «студент–студент» можно сформулировать следующим образом:взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:увлеченности наукой, предметом;стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.Формирование подобного стиля связано с преодолением типичного для вуза противоречия: наука и преподавание тянут в разные стороны. А они из центробежных должны превратиться в центростремительные силы.Усиленное сочетание научной и педагогической деятельности является основополагающим в социальнопсихологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этикопсихологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин. От жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций института, кафедры, от педагогической направленности личности вузовского педагога.Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентовпервокурсников и профессорскопреподавательского состава. Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру педагогического общения [3].Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;совместная научноисследовательская работа;совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;участие профессорскопреподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебноориентированного к научнопоисковому, от официальнорегламентированного к неофициальнодоверительному общению. Особые требования предъявляются к этикопсихологической основе взаимодействия ученогопедагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуальнотипологические характеристики или стиль общения, который формирует педагогическую культуру. Так, педагогическая культура трактуется как «динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личностных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры». Такой подход к выявлению сущности изучаемого явления и понимание педагогической культуры, как части культуры социума, позволяют нам выделить следующие структурные компоненты педагогической культуры: ценностный, личностный, деятельностный [4].Так как понятие педагогической культуры как части общей культуры общества неизменно рассматривается исследователями в плоскости философского осмысления, мы можем сделать вывод, что и коммуникативную культуру, как часть педагогической культуры, можно также рассматривать в этом плане. Следовательно, коммуникативная культура –это:система ценностейрегуляторов педагогической деятельности (аксиологический подход);предпосылка, цель, способ, инструмент педагогической деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (деятельностный подход);концентрированное выражение личности педагога (личностный подход).С начала 90х годов ХХ века в исследованиях по проблемам педагогического общения стал выделяться культурологический аспект коммуникации (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) и появилось новое понятие «коммуникативная культура» (Л.В.Агафонцева, Г.И.Бабий, И.И.Зарецкая, В.В.Соколова, Т.Б.Старостина и др.) Коммуникативная культура преподавателя рассматривается как компонент педагогической культуры, как личностный компонент профессионального мастерства, как условие успешности педагогического процесса и комфортности педагога в его профессиональной деятельности. От уровня коммуникативной культуры зависит возможность человека адаптироваться на работе, в обществе; способность уменьшить влияние отрицательных факторов на его эмоциональное состояние, самосознание.Таким образом, коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения. Культурный компонент коммуникации связан с системой эталонов и представлений личности, которые включаются в момент взаимодействия с другими субъектами. Безусловно, коммуникативная культура является одним из элементов коммуникативного компонента и бесспорно влияет на эффективность всего образовательного процесса в вузе. Таким образом, коммуникативный компонент является одним из важных аспектов будущей профессиональной деятельности студентов. Процесс формирования коммуникативного компонента индивидуального стиляпедагогической деятельности будущего учителя с необходимостью должен базироваться на индивидуальноориентированном подходе, позволяющем учитывать особенности коммуникативного потенциала и своеобразие каждого студента.

Ссылки на источники1.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП// М.: НИИ школьных технологий, 2005. –288с.2.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация.–М., 2006.–288 с.3.Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. –М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. –288 с.4.Садохин А.П.Указ. соч.

Evdokishina Olga,candidate of pedagogical sciences, associate professor chair of social pedagogics and social work Shadrinsk state teacher training institute, Shadrinskolga_ve@glstar.ruThe impact of communicative process in the efficiencyof education at the UniversityAbstract.The article presents the characteristics of the communication process,are considered the communication process and its impact on the educational process at the university.

Keywords:communicative process, the educational process.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»