Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13517
УДК
17.022.1
:
37.047
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гизатова
И.
А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S2. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13517.htm.
Аннотация. В статье раскрыта специфика формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения, выделены педагогические условия.
Ключевые слова:
ценностное отношение, профильное обучение, педагогические условия, профессиональная ориентация
Текст статьи
Гизатова Ирина Алексеевна,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскgizatova_shadr@mail.ru
Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения
Аннотация. В статье раскрыта специфика формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения, выделены педагогические условия. Ключевые слова:профильное обучение, педагогические условия, ценностное отношение, профессиональная ориентация.
Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.Анализ результатов воплощения в образовательную практику новых Концепции позволяет констатировать, что разработанные элективные курсы в любых профилях являются узконаправленными и квазипрофессиональными. К сожалению, нет предметов, формирующих межпрофессиональные способности, умения, компетенции. Данное обстоятельство препятствует формированию профессиональной мобильности, снижает продуктивность самоопределения, тормозит проявление самостоятельности старшеклассников в жизненных ситуациях. Одним из путей устранения существующих упущений может быть придание направленности профильному обучению на формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. Реализация данного процесса, вопервых, изменит отношение старшеклассников к обучению в школе; вовторых, повысит их ответственность как будущих родителей; втретьих, повысит их конкурентоспособность на рынке труда, так как множество профессий содержит элементы педагогического труда, часто профессионалы становятся наставниками и консультантами, а многие переходят на педагогическую работу в вузы или центры повышенияквалификации.Одним из путей устранения существующих упущений может быть придание направленности профильному обучению на формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. Реализация данного процесса возможнаприследующих условиях:усиление внимания государства и общества к духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения; повышением роли педагогической составляющей в профессиональной и бытовой деятельности;необходимость педагогической поддержки формирования у старшеклассников потребности быть значимым для окружающих людей, носителем субъектного смысла, который отражает общечеловеческие культурные функции и является привлекательным для других людей;представление о ценностном отношении к педагогической деятельности как совокупности потребностномотивационного, когнитивносмыслового, эмоциональноволевого, деятельностнотворческого и рефлексивнооценочного компонентов, обеспечивающих видение личностного смысла в педагогической деятельности, она определяется как нечто значимое для жизни;понимание роли и возможностей профильного обучения в расширении педагогического влияния на процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности.Исходя из выше изложенного, имеются основания предложить следующие педагогические условияуспешной реализации модели: осуществление систематического педагогического просвещения старшеклассников посредством передачи профессиональной информации, проведения агитационной, пропагандистской работы и профессиональных консультаций; придание профильному обучению направленности на формирование устойчивой доминирующей системы мотивов, убеждений и интересов к педагогической деятельности, социальным нормам и ценностям; привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах и в пришкольных летних оздоровительных лагерях.Приведем ниже обоснование и характеристику данныхпедагогических условий.1.Осуществление систематического педагогического просвещения старшеклассников посредством передачи профессиональной информации, проведения агитационной, пропагандистской работы и профессиональных консультаций. Необходимость данного педагогического условия определяется чрезвычайной популярностью педагогического просвещения и его существенными возможностями в развитии эмоциональноволевой составляющей ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. При этом мы исходим из того, что педагогическое просвещение является в большей степени эффективным, если осуществляется за рамками предметного обучения. Поэтому в качестве средств педагогического просвещения могут использоваться возможности агитационной и пропагандистской работы. Такие выводы основываются на результатах исследований Е.В. Бусловой [1], С.М. Климова, В.В. Случевского.Основным результатом педагогического просвещения старшеклассников средствами агитационной и пропагандистской работы следует считать освоение ими педагогических знаний и умений, которые обеспечивают им успешную учебную деятельность и совершенствование в различных сферах школьной жизни. Востребованность таких знаний и умений определяется тем, насколько они являются активными. Иными словами, получаемые педагогические знания и умения должны активно и систематически использоваться старшеклассниками, а не лежать «мертвым грузом» в его интеллектуальной копилке. Для того чтобы педагогическое просвещение обеспечивало активизацию личностного развития старшеклассников, большое значение имеют вопросы отбора его содержания и форм осуществления. Считается доказанным, что при отборе содержания педагогического просвещения важно учитывать не только возрастные и психофизиологические особенности учащихся, но и уровень их реальной готовности к освоению соответствующих педагогических знаний и умений. Важным факторов отбора такого содержания является и реальная групповая ситуация в классе, сложившиеся межличностные отношения, а также существующие актуальные проблемы. Вполне допустимо, что просветительская работа может быть организована в ответ на явно обозначившиеся потребности старшеклассников в приобретении определенных знаний. Например, речь может идти о конкретных психологопедагогических требованиях к определенным видам профессиональной деятельности (педагогической, в частности). Педагогические знания, касающиеся коммуникации и межличностного взаимодействия могут быть чрезвычайно актуальными для старшеклассников, переживших сложные конфликтные ситуации или испытывающих осложнения во взаимодействии с учителями. Ценность педагогического просвещения в таких случаях заключается в том, что старшеклассникамможет быть предложена реальная научная информация, дающая им возможность увидеть сложившиеся проблемы «под другим углом зрения». Вполне очевидно, что такой подход к педагогическому просвещению дает возможность развивать у подростков интерес к педагогическим знаниям, что уже само по себе важно с точки зрения формирования ценностного отношения к педагогической деятельности. Ясно, что реальные школьные проблемы, испытываемые старшеклассниками, не являются единственным основаниям для отбора содержания педагогического просвещения. Эффективными в данном случае являются различные способы групповой работы с классом, когда старшеклассники выводятся на определенные проблемы в отношениях и психологических особенностях людей, решения которых также способствует развитию педагогических знаний и умений учащихся. Использование деловых игр, групповых дискуссий, моделирование ситуаций обеспечивают результативность педагогического просвещения старшеклассников.Что касается форм осуществления педагогического просвещения старшеклассников средствами агитационной и пропагандистской работы, то следует сказать о необходимости включения ситуации освоения педагогической информации в привлекательные и актуально значимые для старшеклассников формы активности. Например, это могут быть тематические вечера, прессконференции, встречи с интересными и выдающимися людьми, олимпиады, КВНы, дискуссионные клубы, токшоу, волонтерские акции. Таким образом, педагогическое просвещение средствами агитационной и пропагандистской работы направлено, прежде всего, на создание внешних условий для активного освоения и использование старшеклассниками педагогических знаний в ходе обучения и межличностного взаимодействия. Эффективность педагогического просвещения определяется тем, в какой мере предоставляемые старшеклассникам знания являются значимыми для них и насколько адекватными и привлекательными являются выбранные формы передачи таких знаний.2.Придание профильному обучению направленности на формирование устойчивой доминирующей системы мотивов, убеждений и интересов к педагогической деятельности, социальным нормам и ценностям. При обосновании данного педагогического условия мы опирались на исследования Н.Д. Левитова, М.Д. Капанева, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, Д.Ф. Самуйленкова, в которых убедительно раскрывается смысл педагогической деятельности, определяется содержание педагогических способностей, обосновывается необходимость воспитания интереса к педагогическому труду.Психологические основы теории интереса раскрыты в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. как сложное и очень значимое для человека образование. Анализ научных источников показал, что категория «интерес» имеет множество трактовок. При этом, однако, обращает на себя внимание некоторая общность аспектов, из которых особенно четко выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные моменты интереса, его включенность в важнейшие личностные образования отношения, потребности, направленность личности, активные процессы деятельности.Если говорить о познавательном интересе к педагогической деятельности, то в нем обычно выделяют две ведущие стороны: устойчивое положительное отношение к специальной, целостной, профессиональнопедагогической деятельности учителя; устойчивый глубокий интерес к специальному предмету [2]. Оба этих аспекта познавательного интереса дополняют друг друга и группируют вокруг себя все остальные интересы будущего учителя.Исследователи, среди которых и М.Д. Капанев [3], указывают, что следует шире практиковать индивидуальные целевые задания тем школьникам, которые проявляют повышенный интерес к педагогической деятельности. В целях развития у них педагогического призвания следует, по мнению данного автора, продумать специальную двухгодичную профориентацию и профпросвещение; знакомство с жизнью и педагогическим наследием Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и других выдающихся педагогов; встречи и беседы с профессорскопреподавательским составом педагогического института, мастерами педагогического труда, заслуженными учителями школ России;рекомендации книг для внеклассного чтения, раскрывающих творческую лабораторию деятельности учителя и т.д.М.Д. Капанев также акцентирует внимание на том, что вся педагогическая работа, общий педагогический тонус и настрой должны создавать условия для проверки интереса, пробы сил, развитие качеств, необходимых для педагогической деятельности [4].В.Ф. Сахаров, исследуя развитие интереса и способностей к педагогической деятельности, отмечает, что одним из необходимых условий формирования профессиональнопедагогического мастерства является развитие интереса и способностей к учительскому труду.Важным с точки зрения обоснования второго педагогического условия являются выводы, полученные О.А. Абдуллиной, Ю.Н. Кулюткиным и В.А. Сластениным. В исследованияхданных авторов установлено, что ведущим направлением формирования у старшеклассников познавательного интереса к педагогической деятельности является развитие у них устойчивого глубокого познавательного интереса к специальным психологопедагогическим дисциплинам. Приобретенные общепедагогические знания содействуют формированию устойчивых познавательных и профессиональных интересов, способствуют осознанному выбору учащимися будущей педагогической профессии.Характеризуя мотивы педагогической деятельности, отметим, среди многообразия мотивов именно профессиональные мотивы признаются ведущими в личности учителя, определяющими все остальные. В структуру мотива педагогической деятельности включаются: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся впроцессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности. Исследователи отмечают, что в основе всех этих мотивов лежит широкая социальная установка: чувства общественного долга, патриотизма, интернационализма. Именно эти чувства определяют все мотивы и соответственно деятельность.В педагогической литературе отмечается, что мотивы выбора педагогической профессии и мотивы, проявляющиеся в процессе педагогической деятельности, очень часто совпадают. Последние имеют место на протяжении всей работы учителя, становятся действеннее и активнее. К ним относятся: интерес к детям; общественная важность труда учителя; наличие педагогических способностей. Остальные мотивы, имевшие место до начала работы учителя (рекомендации старших, подражание любимому учителю), наполняются новым содержанием в конкретной деятельности и сливаются с вышеперечисленными.Изложенные выше суждения являются весьма ценными для нашего исследования, поскольку они дают основание утвердиться в предположении о том, что мотивы, убеждения и интерес к педагогической деятельности является важным фактором формирования соответствующего ценностного отношения старшеклассников. С целью формирования таких мотивов, убеждения и интересов старшеклассников в системе профильного обучения должнабыть развернута системная работа, включающая различные педагогические ресурсы. Мы полагаем, что с этой целью имеет смысл разработать и внедрить в реальный образовательный процесс двухгодичную систему элективных курсов, освоение которых способствует не только формированию у старшеклассников представлений о педагогической деятельности, но, прежде всего, мотивы, убеждения и интерес к ней. Соответствующая система элективных курсов включает восемь дисциплин, которые последовательно реализуется на протяжении двух лет.3.Привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах и в пришкольных летних оздоровительных лагерях. Выдвижение данного педагогического условия обусловливается тем обстоятельством, что школа вожатых позволяет старшеклассникам объективно оценить себя и свои педагогические способности. В ходе такой работы учащиеся получают ответы на весьма важные вопросы, которые связаны с возможностью стать организатором, генерированием оригинальных идей, обладанием педагогическими знаниями. При этом появляется прекрасная возможность становлении и развитии потребности старшеклассников представлять значимость для окружающих людей [5]. В основу разработки данного педагогического условия положены основные идеи организации воспитательной системы в детском лагере, раскрытые в исследованиях К.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.В. Говорун, Л.К. Кленевской, Е.М. Рыбинского. Принципиальную важность для обоснования сущности условия имеют исследования, в которых раскрываются положения концепции социализации ребенка в условиях детского оздоровительного центра (Ю.С. Степанов); организационносодержательные основы обеспечения деятельности летних детских центров в современных условиях (Т.П. Буданов, В.В. Быкова, А.И. Парамонова); концептуальные основы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (Е.М. Рыбинский). Сложившийся опыт организации детского отдыха нас интересовал, прежде всего, с позиции социальнопедагогического творчества и совершенствования существующих методик осуществления педагогического взаимодействия. Учитывая психофизиологические особенности старшего школьного возраста, можно утверждать, что педагогический опыт в качестве вожатого в младших классах или пришкольном летнем оздоровительном лагере может выступать весомым фактором для изменения жизненной позиции старшеклассников, их взаимоотношений с другими людьми и, как следствие, повлиять на их дальнейшее развитие. В частности, важным результатом участия в работе вожатского отряда является возможность профессионального самоопределения учащихся, или, как минимум, получения ценного жизненного опыта взаимодействия с разными категориями людей. Исследования, проведенные в данной области, а также собственный педагогический опыт показывает, что работа в качестве вожатого способствует заметному улучшению эмоциональнопсихологического климата в коллективе старшеклассников. Умения и навыки, полученные в ходе такой «педагогической практики», помогают старшеклассникам выстраивать межличностные отношения, осуществлять самоанализ и саморегуляцию.В ряде исследований отмечается, что участие старших школьников в вожатских отрядах является прекрасной практикой для совершенствования организаторских способностей и лидерских качеств старшеклассников, приобретения практических навыков организаторской деятельности, развития умений по постановке целей, решению проблем, творческому подходу к организации дел, позитивному влиянию на окружающих, работе с группой.Обобщая приведенные выше доводы, отметим, что привлечение старшеклассников к работе в качестве вожатого, в конечном счете, обеспечивает: расширение пространства социального взаимодействия старшеклассников, определенную смену круга общения; приобретение нового социального опыта (опыта воспитания младших), развитие педагогических навыков; обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми; реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, появление у старшеклассников программ саморазвития; развитие умения анализировать свою деятельность; приобретение знаний и понимание требований, предъявляемых к взрослому человеку с точки зрения обеспечения безопасности детей.
Ссылки на источники1.Буслова Е.В. Общественнопросветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкальнопедагогического факультета: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2005. 223 с.2.АбрамовскихН.В.Тенденции развития современного социальнопедагогического образования // Высшее образование сегодня. 2009. №9. С.2529.3.Капанев М.Д. Вопросы взаимодействия средней школы и института в развитии у учащихся призвания к педагогической профессии // Ученые записки. Иваново, 1971. Т. 86. С. 96195.4.Там же.5.Шанц Е.А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности //Известия Уральскогогосударственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Издание Уралуниверситета, 2009. №4 (68). С.222229.
GizatovaIrina,Senior Lecturer Department of social pedagogy and social work ofShadrinskState Pedagogical Institute, Shadrinskgizatova_shadr@mail.ruPedagogical conditions for the formation of values in the relationship of senior school educationAbstract. In the article the features of forming of the value relations of high school students in the process of professional training, allocated teacherseconomic terms.Keywords:school education, pedagogical conditions, value attitude, career guidance.
Рекомендовано к публикации: Абрамовских Н. В., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения
Аннотация. В статье раскрыта специфика формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения, выделены педагогические условия. Ключевые слова:профильное обучение, педагогические условия, ценностное отношение, профессиональная ориентация.
Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.Анализ результатов воплощения в образовательную практику новых Концепции позволяет констатировать, что разработанные элективные курсы в любых профилях являются узконаправленными и квазипрофессиональными. К сожалению, нет предметов, формирующих межпрофессиональные способности, умения, компетенции. Данное обстоятельство препятствует формированию профессиональной мобильности, снижает продуктивность самоопределения, тормозит проявление самостоятельности старшеклассников в жизненных ситуациях. Одним из путей устранения существующих упущений может быть придание направленности профильному обучению на формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. Реализация данного процесса, вопервых, изменит отношение старшеклассников к обучению в школе; вовторых, повысит их ответственность как будущих родителей; втретьих, повысит их конкурентоспособность на рынке труда, так как множество профессий содержит элементы педагогического труда, часто профессионалы становятся наставниками и консультантами, а многие переходят на педагогическую работу в вузы или центры повышенияквалификации.Одним из путей устранения существующих упущений может быть придание направленности профильному обучению на формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. Реализация данного процесса возможнаприследующих условиях:усиление внимания государства и общества к духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения; повышением роли педагогической составляющей в профессиональной и бытовой деятельности;необходимость педагогической поддержки формирования у старшеклассников потребности быть значимым для окружающих людей, носителем субъектного смысла, который отражает общечеловеческие культурные функции и является привлекательным для других людей;представление о ценностном отношении к педагогической деятельности как совокупности потребностномотивационного, когнитивносмыслового, эмоциональноволевого, деятельностнотворческого и рефлексивнооценочного компонентов, обеспечивающих видение личностного смысла в педагогической деятельности, она определяется как нечто значимое для жизни;понимание роли и возможностей профильного обучения в расширении педагогического влияния на процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности.Исходя из выше изложенного, имеются основания предложить следующие педагогические условияуспешной реализации модели: осуществление систематического педагогического просвещения старшеклассников посредством передачи профессиональной информации, проведения агитационной, пропагандистской работы и профессиональных консультаций; придание профильному обучению направленности на формирование устойчивой доминирующей системы мотивов, убеждений и интересов к педагогической деятельности, социальным нормам и ценностям; привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах и в пришкольных летних оздоровительных лагерях.Приведем ниже обоснование и характеристику данныхпедагогических условий.1.Осуществление систематического педагогического просвещения старшеклассников посредством передачи профессиональной информации, проведения агитационной, пропагандистской работы и профессиональных консультаций. Необходимость данного педагогического условия определяется чрезвычайной популярностью педагогического просвещения и его существенными возможностями в развитии эмоциональноволевой составляющей ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности. При этом мы исходим из того, что педагогическое просвещение является в большей степени эффективным, если осуществляется за рамками предметного обучения. Поэтому в качестве средств педагогического просвещения могут использоваться возможности агитационной и пропагандистской работы. Такие выводы основываются на результатах исследований Е.В. Бусловой [1], С.М. Климова, В.В. Случевского.Основным результатом педагогического просвещения старшеклассников средствами агитационной и пропагандистской работы следует считать освоение ими педагогических знаний и умений, которые обеспечивают им успешную учебную деятельность и совершенствование в различных сферах школьной жизни. Востребованность таких знаний и умений определяется тем, насколько они являются активными. Иными словами, получаемые педагогические знания и умения должны активно и систематически использоваться старшеклассниками, а не лежать «мертвым грузом» в его интеллектуальной копилке. Для того чтобы педагогическое просвещение обеспечивало активизацию личностного развития старшеклассников, большое значение имеют вопросы отбора его содержания и форм осуществления. Считается доказанным, что при отборе содержания педагогического просвещения важно учитывать не только возрастные и психофизиологические особенности учащихся, но и уровень их реальной готовности к освоению соответствующих педагогических знаний и умений. Важным факторов отбора такого содержания является и реальная групповая ситуация в классе, сложившиеся межличностные отношения, а также существующие актуальные проблемы. Вполне допустимо, что просветительская работа может быть организована в ответ на явно обозначившиеся потребности старшеклассников в приобретении определенных знаний. Например, речь может идти о конкретных психологопедагогических требованиях к определенным видам профессиональной деятельности (педагогической, в частности). Педагогические знания, касающиеся коммуникации и межличностного взаимодействия могут быть чрезвычайно актуальными для старшеклассников, переживших сложные конфликтные ситуации или испытывающих осложнения во взаимодействии с учителями. Ценность педагогического просвещения в таких случаях заключается в том, что старшеклассникамможет быть предложена реальная научная информация, дающая им возможность увидеть сложившиеся проблемы «под другим углом зрения». Вполне очевидно, что такой подход к педагогическому просвещению дает возможность развивать у подростков интерес к педагогическим знаниям, что уже само по себе важно с точки зрения формирования ценностного отношения к педагогической деятельности. Ясно, что реальные школьные проблемы, испытываемые старшеклассниками, не являются единственным основаниям для отбора содержания педагогического просвещения. Эффективными в данном случае являются различные способы групповой работы с классом, когда старшеклассники выводятся на определенные проблемы в отношениях и психологических особенностях людей, решения которых также способствует развитию педагогических знаний и умений учащихся. Использование деловых игр, групповых дискуссий, моделирование ситуаций обеспечивают результативность педагогического просвещения старшеклассников.Что касается форм осуществления педагогического просвещения старшеклассников средствами агитационной и пропагандистской работы, то следует сказать о необходимости включения ситуации освоения педагогической информации в привлекательные и актуально значимые для старшеклассников формы активности. Например, это могут быть тематические вечера, прессконференции, встречи с интересными и выдающимися людьми, олимпиады, КВНы, дискуссионные клубы, токшоу, волонтерские акции. Таким образом, педагогическое просвещение средствами агитационной и пропагандистской работы направлено, прежде всего, на создание внешних условий для активного освоения и использование старшеклассниками педагогических знаний в ходе обучения и межличностного взаимодействия. Эффективность педагогического просвещения определяется тем, в какой мере предоставляемые старшеклассникам знания являются значимыми для них и насколько адекватными и привлекательными являются выбранные формы передачи таких знаний.2.Придание профильному обучению направленности на формирование устойчивой доминирующей системы мотивов, убеждений и интересов к педагогической деятельности, социальным нормам и ценностям. При обосновании данного педагогического условия мы опирались на исследования Н.Д. Левитова, М.Д. Капанева, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, Д.Ф. Самуйленкова, в которых убедительно раскрывается смысл педагогической деятельности, определяется содержание педагогических способностей, обосновывается необходимость воспитания интереса к педагогическому труду.Психологические основы теории интереса раскрыты в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. как сложное и очень значимое для человека образование. Анализ научных источников показал, что категория «интерес» имеет множество трактовок. При этом, однако, обращает на себя внимание некоторая общность аспектов, из которых особенно четко выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные моменты интереса, его включенность в важнейшие личностные образования отношения, потребности, направленность личности, активные процессы деятельности.Если говорить о познавательном интересе к педагогической деятельности, то в нем обычно выделяют две ведущие стороны: устойчивое положительное отношение к специальной, целостной, профессиональнопедагогической деятельности учителя; устойчивый глубокий интерес к специальному предмету [2]. Оба этих аспекта познавательного интереса дополняют друг друга и группируют вокруг себя все остальные интересы будущего учителя.Исследователи, среди которых и М.Д. Капанев [3], указывают, что следует шире практиковать индивидуальные целевые задания тем школьникам, которые проявляют повышенный интерес к педагогической деятельности. В целях развития у них педагогического призвания следует, по мнению данного автора, продумать специальную двухгодичную профориентацию и профпросвещение; знакомство с жизнью и педагогическим наследием Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и других выдающихся педагогов; встречи и беседы с профессорскопреподавательским составом педагогического института, мастерами педагогического труда, заслуженными учителями школ России;рекомендации книг для внеклассного чтения, раскрывающих творческую лабораторию деятельности учителя и т.д.М.Д. Капанев также акцентирует внимание на том, что вся педагогическая работа, общий педагогический тонус и настрой должны создавать условия для проверки интереса, пробы сил, развитие качеств, необходимых для педагогической деятельности [4].В.Ф. Сахаров, исследуя развитие интереса и способностей к педагогической деятельности, отмечает, что одним из необходимых условий формирования профессиональнопедагогического мастерства является развитие интереса и способностей к учительскому труду.Важным с точки зрения обоснования второго педагогического условия являются выводы, полученные О.А. Абдуллиной, Ю.Н. Кулюткиным и В.А. Сластениным. В исследованияхданных авторов установлено, что ведущим направлением формирования у старшеклассников познавательного интереса к педагогической деятельности является развитие у них устойчивого глубокого познавательного интереса к специальным психологопедагогическим дисциплинам. Приобретенные общепедагогические знания содействуют формированию устойчивых познавательных и профессиональных интересов, способствуют осознанному выбору учащимися будущей педагогической профессии.Характеризуя мотивы педагогической деятельности, отметим, среди многообразия мотивов именно профессиональные мотивы признаются ведущими в личности учителя, определяющими все остальные. В структуру мотива педагогической деятельности включаются: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся впроцессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности. Исследователи отмечают, что в основе всех этих мотивов лежит широкая социальная установка: чувства общественного долга, патриотизма, интернационализма. Именно эти чувства определяют все мотивы и соответственно деятельность.В педагогической литературе отмечается, что мотивы выбора педагогической профессии и мотивы, проявляющиеся в процессе педагогической деятельности, очень часто совпадают. Последние имеют место на протяжении всей работы учителя, становятся действеннее и активнее. К ним относятся: интерес к детям; общественная важность труда учителя; наличие педагогических способностей. Остальные мотивы, имевшие место до начала работы учителя (рекомендации старших, подражание любимому учителю), наполняются новым содержанием в конкретной деятельности и сливаются с вышеперечисленными.Изложенные выше суждения являются весьма ценными для нашего исследования, поскольку они дают основание утвердиться в предположении о том, что мотивы, убеждения и интерес к педагогической деятельности является важным фактором формирования соответствующего ценностного отношения старшеклассников. С целью формирования таких мотивов, убеждения и интересов старшеклассников в системе профильного обучения должнабыть развернута системная работа, включающая различные педагогические ресурсы. Мы полагаем, что с этой целью имеет смысл разработать и внедрить в реальный образовательный процесс двухгодичную систему элективных курсов, освоение которых способствует не только формированию у старшеклассников представлений о педагогической деятельности, но, прежде всего, мотивы, убеждения и интерес к ней. Соответствующая система элективных курсов включает восемь дисциплин, которые последовательно реализуется на протяжении двух лет.3.Привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах и в пришкольных летних оздоровительных лагерях. Выдвижение данного педагогического условия обусловливается тем обстоятельством, что школа вожатых позволяет старшеклассникам объективно оценить себя и свои педагогические способности. В ходе такой работы учащиеся получают ответы на весьма важные вопросы, которые связаны с возможностью стать организатором, генерированием оригинальных идей, обладанием педагогическими знаниями. При этом появляется прекрасная возможность становлении и развитии потребности старшеклассников представлять значимость для окружающих людей [5]. В основу разработки данного педагогического условия положены основные идеи организации воспитательной системы в детском лагере, раскрытые в исследованиях К.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.В. Говорун, Л.К. Кленевской, Е.М. Рыбинского. Принципиальную важность для обоснования сущности условия имеют исследования, в которых раскрываются положения концепции социализации ребенка в условиях детского оздоровительного центра (Ю.С. Степанов); организационносодержательные основы обеспечения деятельности летних детских центров в современных условиях (Т.П. Буданов, В.В. Быкова, А.И. Парамонова); концептуальные основы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (Е.М. Рыбинский). Сложившийся опыт организации детского отдыха нас интересовал, прежде всего, с позиции социальнопедагогического творчества и совершенствования существующих методик осуществления педагогического взаимодействия. Учитывая психофизиологические особенности старшего школьного возраста, можно утверждать, что педагогический опыт в качестве вожатого в младших классах или пришкольном летнем оздоровительном лагере может выступать весомым фактором для изменения жизненной позиции старшеклассников, их взаимоотношений с другими людьми и, как следствие, повлиять на их дальнейшее развитие. В частности, важным результатом участия в работе вожатского отряда является возможность профессионального самоопределения учащихся, или, как минимум, получения ценного жизненного опыта взаимодействия с разными категориями людей. Исследования, проведенные в данной области, а также собственный педагогический опыт показывает, что работа в качестве вожатого способствует заметному улучшению эмоциональнопсихологического климата в коллективе старшеклассников. Умения и навыки, полученные в ходе такой «педагогической практики», помогают старшеклассникам выстраивать межличностные отношения, осуществлять самоанализ и саморегуляцию.В ряде исследований отмечается, что участие старших школьников в вожатских отрядах является прекрасной практикой для совершенствования организаторских способностей и лидерских качеств старшеклассников, приобретения практических навыков организаторской деятельности, развития умений по постановке целей, решению проблем, творческому подходу к организации дел, позитивному влиянию на окружающих, работе с группой.Обобщая приведенные выше доводы, отметим, что привлечение старшеклассников к работе в качестве вожатого, в конечном счете, обеспечивает: расширение пространства социального взаимодействия старшеклассников, определенную смену круга общения; приобретение нового социального опыта (опыта воспитания младших), развитие педагогических навыков; обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми; реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, появление у старшеклассников программ саморазвития; развитие умения анализировать свою деятельность; приобретение знаний и понимание требований, предъявляемых к взрослому человеку с точки зрения обеспечения безопасности детей.
Ссылки на источники1.Буслова Е.В. Общественнопросветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкальнопедагогического факультета: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2005. 223 с.2.АбрамовскихН.В.Тенденции развития современного социальнопедагогического образования // Высшее образование сегодня. 2009. №9. С.2529.3.Капанев М.Д. Вопросы взаимодействия средней школы и института в развитии у учащихся призвания к педагогической профессии // Ученые записки. Иваново, 1971. Т. 86. С. 96195.4.Там же.5.Шанц Е.А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности //Известия Уральскогогосударственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Издание Уралуниверситета, 2009. №4 (68). С.222229.
GizatovaIrina,Senior Lecturer Department of social pedagogy and social work ofShadrinskState Pedagogical Institute, Shadrinskgizatova_shadr@mail.ruPedagogical conditions for the formation of values in the relationship of senior school educationAbstract. In the article the features of forming of the value relations of high school students in the process of professional training, allocated teacherseconomic terms.Keywords:school education, pedagogical conditions, value attitude, career guidance.
Рекомендовано к публикации: Абрамовских Н. В., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»