Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13542
УДК
316.6
:
376.64
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мищенко
О.
П. Психолого-педагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S5. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13542.htm.
Аннотация. Исследование посвящено проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.
Ключевые слова:
социальная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, детский дом, нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов, психолого-педагогические условия социальной адаптации воспитанников детских домов.
Текст статьи
Мищенко Оксана Петровна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогmishencko.oks@yandex.ru
Психологопедагогическое сопровождение
как условие социальной адаптации воспитанников детскихдомов
Аннотация.Исследование посвящено проблеме психологопедагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психологопедагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс психологопедагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.Ключевые слова:детский дом, социальная адаптация, нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов, психологопедагогическое сопровождение, психологопедагогические условия социальной адаптации воспитанников детских домов.
В условиях нестабильной российской социокультурной ситуации на современном этапе одной из наиболее приоритетных национальных проблем является интеграция детей в общество. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о положении детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. По международным данным около трети детей данной категории на земном шаре приходятся на долю России. Контингент воспитанников детских домов относится к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. В связи с этим необходим поиск путей и условий оптимизации процесса адаптации воспитанников сиротских учреждений в социально здоровой среде. Под адаптацией в наиболее широком смысле понимается процесс приспособления к условиям окружающей среды.«Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения» [1]. Приспособление человека к обществу в соответствии с его требованиями, нормами и ценностями представляет собой процесс социальной адаптации. «Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий» [2].В исследованиях отечественных и зарубежных авторов имеются данные о трудностях социальной адаптации воспитанников детских домов, связанных с особенностями институционального воспитания. В современной науке существует мнение, что у воспитанников детских домовформируются особые механизмы адаптации, позволяющие им приспосабливаться к специфическим условиям среды сиротского учреждения и препятствующие их интеграции в общество. Данные механизмы не просто затрудняют процесс социальной адаптации воспитанников, но инередко не соответствуют общепринятым социальным нормам.Cпецифическими условиями жизни и воспитания в детских домах, обуславливающими нарушения процесса социальной адаптации воспитанников являются[3]: своеобразная закрытость учреждения, обуславливающаяизолированность и отстраненность воспитанников от реальной жизни;ограничение социальных связей воспитанников, незначительный выбор образцов социального поведения;субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом;резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в различные виды практической деятельности; принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома;дефицит неформального общения со взрослыми;ограничения возможностей реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;наличие негативного опыта социализации в семье.Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, поразному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и препятствующие их успешной адаптации в обществе.Таким образом, работа по преодолению негативных последствий сиротства может быть эффективной только при условии ее непрерывности, последовательности и систематичности на всех этапах онтогенеза воспитанников сиротских учреждений. Одним из вариантов помощи детям и подросткам, воспитывающимся в детских домах, в процессе социальной адаптации является организация психологопедагогического сопровождения, предполагающего превентивное разрешение возникающих проблем. М.Р.Битянова рассматривает сопровождение как деятельность, направленную на создание системы социальнопсихологических условий, способствующих успешной адаптации субъекта в конкретной среде [4].Психологопедагогическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса интернатного учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как система профессиональной деятельности психолога, педагога, воспитателя, направленная на создание условий для успешного обучения, воспитания и психического развития ребенка в ситуациях взаимодействия в воспитательнообразовательном процессе [5]. Анализ основных факторов, обуславливающих трудности социальной адаптации воспитанников детских домов, показал, что их преодоление требует разработки комплекса психологопедагогических условий, обеспечивающих решение следующих задач.1.Расширение сферы усвоения и реализации подростками социальногоопыта.2.Расширение самостоятельно контролируемого подростком жизненного пространства.3.Развитие компетентности в проектировании жизненных перспектив.Мы выделили три группы психологопедагогических условий, направленных на предупреждение и преодоление проблем социальной адаптации воспитанников детских домов, реализуемых на макро, мезо, и микроуровнях их деятельности и взаимоотношений:организация пространства жизнедеятельности воспитанников;организация взаимодействия воспитанников;организация рефлексивной деятельности воспитанников.При содержательном наполнении данных групп условий мы ориентировались на тот факт, что усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социальнокультурного пространства [6].
Определяя условия в каждой из обозначенных групп, мы постарались преодолеть типичные для детских домов условия жесткой регламентации, уставности, нормативности с целью обеспечения нормального баланса процессов адаптации и индивидуализации воспитанников детского дома.Проблема создания адекватных психологических условий в детских домах, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников, в отечественной науке не нова. Ей посвящены исследования Л.Н.Галигузовой, М.И.Лисиной, С.Ю.Мещеряковой, Л.М.Царегородцевой и др.Ученными была разработана система психологических условий развития ребенка в детском доме, базирующаяся на адекватной организации пространства и установлении аффективноличностных связей детей со взрослыми и сверстниками[7]. Результаты исследований данных авторов были учтены при определении условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковых девиаций в детских домах. Разрабатывая условия первой группы, мы опирались на сформулированное в исследованиях М.В.Осориной положение о том, что «дом… становится для ребенка подсознательно воспринятым образцом мироустройства» [8]. Условия данной группы направлены на адекватную пространственновременную организацию жизни воспитанников детского дома и включаютследующие аспекты.1. Организацию проектнойдеятельности подростков по освоению и преобразованию воспитательной среды детского дома. Данное условие, с одной стороны, будет способствовать формированию активной позиции и проявлению инициативы в организации собственной жизнедеятельности, с другой стороны, обеспечит формирование отношения подростков к среде детского дома как к среде, созданной собственными руками.2. Обеспечение процесса персонализации среды детского дома. Персонализация среды предполагает включение в сферу «Я» некоторого места или объекта, экспозицию с его помощью себя другим, наделение символическими маркерами собственного владения этим местом, объектом [9]. Основными функциями персонализации среды выступают:«проекция» личности в среду, дающая ощущение уверенности, защищенности, пребывания в своей, а не чужой среде;преемственность, чувство постоянства, связанности со своим прошлым;адаптация к новой среде, возможность взять в новый мир часть старого, облегчающая приспособление к ней [10].Таким образом, персонализация среды детского дома обеспечивает утверждение воспитанниками своего Я с помощью внешних атрибутовсимволов, способствует поддержанию признаков личной идентичности, выступающей основой самоопределения и построения жизненной перспективы.
3. Гибкое сочетание режимных моментов и самостоятельного планирования свободного времени. Данное условие обеспечивает перенос акцентов из контекста жесткой регламентации жизни воспитанников и дисциплинирования в контекст ответственной необходимости организации собственной жизнедеятельности.4. Обучение воспитанников целенаправленному упорядочиванию своей деятельности.Необходимость организации взаимодействия воспитанников обусловлена той ролью, которая традиционно отводится в отечественной науке общению в процессе «социального присвоения»подрастающим поколением общественноисторического опыта человечества, и реализуется как комплекс макромезои микроусловий.Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение впроцесс социальных отношений, осознаниесистем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений. Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников со взрослыми и сверстниками в условиях детского дома:оптимальное сочетание коллективной и личной жизни воспитанников, обеспечиваемое самостоятельным контролем над интенсивностью своего взаимодействия как в плане предотвращения нежелательных контактов, так и достижения желательного взаимодействия;организация содержательной стороны общения воспитанников со взрослыми и сверстниками через включение их в различные виды совместной деятельности, организацию разнообразных по содержанию событий их совместной жизни;
организация проектной деятельности воспитанников в сфере свободного времени как педагогически организованного эквивалента ведущей деятельности подростка общения со сверстниками. Участие в проектах совместной деятельности обеспечивает становление ответственного действия, самоопределение в сфере интересов, создает возможностисамореализации в социально одобряемых видах деятельности, определяет необходимость самостоятельного планирования и самоконтроля своей деятельности.К микроусловиям данной группы относятся:обучение воспитанников социально важным навыкам: противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т.д.;обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения;подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.
Организация рефлексивной деятельности воспитанников предполагаеторганизацию рефлексии жизненного опыта и организацию рефлексии жизненных перспектив и включает: обучение воспитанников навыкам самопознанияи самоанализа;организацию деятельности по осмыслению воспитанниками системы отношений с окружающими;обучение воспитанников определению жизненных перспектив;составление программ индивидуального развития.Общим результатом комплексной реализации макро, мезои микроусловий данных групп является активное включение воспитанников в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений, активнодеятельностное освоение ценностнонормативного ряда, автономизацию представлений о себе и своем месте в мире, формирование активного отношения к жизни в целом и адекватного содержательного отношения к будущему.
Ссылки на источники1.Шалова С.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Науковедение. 2012.№3 (12). URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf. 2.Там же.3.Мищенко О.П. Специфика социализации воспитанников детских домов // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научнопрактическойконференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития2012». Выпуск 3. Том 2. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.108 с.4.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М.: Совершенство, 2000.268 с.5.ВасильевА.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе.Уфа:РИО БашГУ, 2006.20 с.6.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.160 с.7.Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 1725.8.Детский дом теплый дом. М. 1995.9.НартоваБочавер С.К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. 2006. Т.27, №5. С. 2839.10.Там же.
Mishencko Oksana,Senior prepodavetel′ of Faculty of pedagogy and psiholgoii personality Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmishencko.oks @yandex.ruPsychopedagogical accompaniment as a condition for social adaptation of inmates of children's homesAnnotation.The research is devoted to the problem of pedagogicpsychological accompaniment of the process of social adaptation of inmates of children's homes. Essence of pedagogicpsychological support as a special kind of professional activity to create conditions conducive to the successful adaptation of the inmates of children's homes in the community. Describes the set of psychopedagogical conditions, optimizing the process of social adaptation of inmates of children's homes.Keywords:children's home, social adaptation, social adaptation disorders of inmates of children's homes, psychopedagogical accompaniment, psychopedagogical conditions of social adaptation of inmates of children's homes.
Рекомендовано к публикации:
МолодцовойТ. Д., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Психологопедагогическое сопровождение
как условие социальной адаптации воспитанников детскихдомов
Аннотация.Исследование посвящено проблеме психологопедагогического сопровождения процесса социальной адаптации воспитанников детских домов. Раскрыта сущность психологопедагогического сопровождения как особого вида профессиональной деятельности по созданию условий, способствующих успешной адаптации воспитанников детских домов в обществе. Описан комплекс психологопедагогических условий, оптимизирующих процесс социальной адаптации воспитанников детских домов.Ключевые слова:детский дом, социальная адаптация, нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов, психологопедагогическое сопровождение, психологопедагогические условия социальной адаптации воспитанников детских домов.
В условиях нестабильной российской социокультурной ситуации на современном этапе одной из наиболее приоритетных национальных проблем является интеграция детей в общество. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о положении детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. По международным данным около трети детей данной категории на земном шаре приходятся на долю России. Контингент воспитанников детских домов относится к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. В связи с этим необходим поиск путей и условий оптимизации процесса адаптации воспитанников сиротских учреждений в социально здоровой среде. Под адаптацией в наиболее широком смысле понимается процесс приспособления к условиям окружающей среды.«Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения» [1]. Приспособление человека к обществу в соответствии с его требованиями, нормами и ценностями представляет собой процесс социальной адаптации. «Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий» [2].В исследованиях отечественных и зарубежных авторов имеются данные о трудностях социальной адаптации воспитанников детских домов, связанных с особенностями институционального воспитания. В современной науке существует мнение, что у воспитанников детских домовформируются особые механизмы адаптации, позволяющие им приспосабливаться к специфическим условиям среды сиротского учреждения и препятствующие их интеграции в общество. Данные механизмы не просто затрудняют процесс социальной адаптации воспитанников, но инередко не соответствуют общепринятым социальным нормам.Cпецифическими условиями жизни и воспитания в детских домах, обуславливающими нарушения процесса социальной адаптации воспитанников являются[3]: своеобразная закрытость учреждения, обуславливающаяизолированность и отстраненность воспитанников от реальной жизни;ограничение социальных связей воспитанников, незначительный выбор образцов социального поведения;субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом;резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в различные виды практической деятельности; принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома;дефицит неформального общения со взрослыми;ограничения возможностей реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;наличие негативного опыта социализации в семье.Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, поразному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и препятствующие их успешной адаптации в обществе.Таким образом, работа по преодолению негативных последствий сиротства может быть эффективной только при условии ее непрерывности, последовательности и систематичности на всех этапах онтогенеза воспитанников сиротских учреждений. Одним из вариантов помощи детям и подросткам, воспитывающимся в детских домах, в процессе социальной адаптации является организация психологопедагогического сопровождения, предполагающего превентивное разрешение возникающих проблем. М.Р.Битянова рассматривает сопровождение как деятельность, направленную на создание системы социальнопсихологических условий, способствующих успешной адаптации субъекта в конкретной среде [4].Психологопедагогическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса интернатного учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как система профессиональной деятельности психолога, педагога, воспитателя, направленная на создание условий для успешного обучения, воспитания и психического развития ребенка в ситуациях взаимодействия в воспитательнообразовательном процессе [5]. Анализ основных факторов, обуславливающих трудности социальной адаптации воспитанников детских домов, показал, что их преодоление требует разработки комплекса психологопедагогических условий, обеспечивающих решение следующих задач.1.Расширение сферы усвоения и реализации подростками социальногоопыта.2.Расширение самостоятельно контролируемого подростком жизненного пространства.3.Развитие компетентности в проектировании жизненных перспектив.Мы выделили три группы психологопедагогических условий, направленных на предупреждение и преодоление проблем социальной адаптации воспитанников детских домов, реализуемых на макро, мезо, и микроуровнях их деятельности и взаимоотношений:организация пространства жизнедеятельности воспитанников;организация взаимодействия воспитанников;организация рефлексивной деятельности воспитанников.При содержательном наполнении данных групп условий мы ориентировались на тот факт, что усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социальнокультурного пространства [6].
Определяя условия в каждой из обозначенных групп, мы постарались преодолеть типичные для детских домов условия жесткой регламентации, уставности, нормативности с целью обеспечения нормального баланса процессов адаптации и индивидуализации воспитанников детского дома.Проблема создания адекватных психологических условий в детских домах, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников, в отечественной науке не нова. Ей посвящены исследования Л.Н.Галигузовой, М.И.Лисиной, С.Ю.Мещеряковой, Л.М.Царегородцевой и др.Ученными была разработана система психологических условий развития ребенка в детском доме, базирующаяся на адекватной организации пространства и установлении аффективноличностных связей детей со взрослыми и сверстниками[7]. Результаты исследований данных авторов были учтены при определении условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковых девиаций в детских домах. Разрабатывая условия первой группы, мы опирались на сформулированное в исследованиях М.В.Осориной положение о том, что «дом… становится для ребенка подсознательно воспринятым образцом мироустройства» [8]. Условия данной группы направлены на адекватную пространственновременную организацию жизни воспитанников детского дома и включаютследующие аспекты.1. Организацию проектнойдеятельности подростков по освоению и преобразованию воспитательной среды детского дома. Данное условие, с одной стороны, будет способствовать формированию активной позиции и проявлению инициативы в организации собственной жизнедеятельности, с другой стороны, обеспечит формирование отношения подростков к среде детского дома как к среде, созданной собственными руками.2. Обеспечение процесса персонализации среды детского дома. Персонализация среды предполагает включение в сферу «Я» некоторого места или объекта, экспозицию с его помощью себя другим, наделение символическими маркерами собственного владения этим местом, объектом [9]. Основными функциями персонализации среды выступают:«проекция» личности в среду, дающая ощущение уверенности, защищенности, пребывания в своей, а не чужой среде;преемственность, чувство постоянства, связанности со своим прошлым;адаптация к новой среде, возможность взять в новый мир часть старого, облегчающая приспособление к ней [10].Таким образом, персонализация среды детского дома обеспечивает утверждение воспитанниками своего Я с помощью внешних атрибутовсимволов, способствует поддержанию признаков личной идентичности, выступающей основой самоопределения и построения жизненной перспективы.
3. Гибкое сочетание режимных моментов и самостоятельного планирования свободного времени. Данное условие обеспечивает перенос акцентов из контекста жесткой регламентации жизни воспитанников и дисциплинирования в контекст ответственной необходимости организации собственной жизнедеятельности.4. Обучение воспитанников целенаправленному упорядочиванию своей деятельности.Необходимость организации взаимодействия воспитанников обусловлена той ролью, которая традиционно отводится в отечественной науке общению в процессе «социального присвоения»подрастающим поколением общественноисторического опыта человечества, и реализуется как комплекс макромезои микроусловий.Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение впроцесс социальных отношений, осознаниесистем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений. Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников со взрослыми и сверстниками в условиях детского дома:оптимальное сочетание коллективной и личной жизни воспитанников, обеспечиваемое самостоятельным контролем над интенсивностью своего взаимодействия как в плане предотвращения нежелательных контактов, так и достижения желательного взаимодействия;организация содержательной стороны общения воспитанников со взрослыми и сверстниками через включение их в различные виды совместной деятельности, организацию разнообразных по содержанию событий их совместной жизни;
организация проектной деятельности воспитанников в сфере свободного времени как педагогически организованного эквивалента ведущей деятельности подростка общения со сверстниками. Участие в проектах совместной деятельности обеспечивает становление ответственного действия, самоопределение в сфере интересов, создает возможностисамореализации в социально одобряемых видах деятельности, определяет необходимость самостоятельного планирования и самоконтроля своей деятельности.К микроусловиям данной группы относятся:обучение воспитанников социально важным навыкам: противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т.д.;обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения;подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.
Организация рефлексивной деятельности воспитанников предполагаеторганизацию рефлексии жизненного опыта и организацию рефлексии жизненных перспектив и включает: обучение воспитанников навыкам самопознанияи самоанализа;организацию деятельности по осмыслению воспитанниками системы отношений с окружающими;обучение воспитанников определению жизненных перспектив;составление программ индивидуального развития.Общим результатом комплексной реализации макро, мезои микроусловий данных групп является активное включение воспитанников в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений, активнодеятельностное освоение ценностнонормативного ряда, автономизацию представлений о себе и своем месте в мире, формирование активного отношения к жизни в целом и адекватного содержательного отношения к будущему.
Ссылки на источники1.Шалова С.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Науковедение. 2012.№3 (12). URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf. 2.Там же.3.Мищенко О.П. Специфика социализации воспитанников детских домов // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научнопрактическойконференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития2012». Выпуск 3. Том 2. Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.108 с.4.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М.: Совершенство, 2000.268 с.5.ВасильевА.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе.Уфа:РИО БашГУ, 2006.20 с.6.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.160 с.7.Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 1725.8.Детский дом теплый дом. М. 1995.9.НартоваБочавер С.К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. 2006. Т.27, №5. С. 2839.10.Там же.
Mishencko Oksana,Senior prepodavetel′ of Faculty of pedagogy and psiholgoii personality Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmishencko.oks @yandex.ruPsychopedagogical accompaniment as a condition for social adaptation of inmates of children's homesAnnotation.The research is devoted to the problem of pedagogicpsychological accompaniment of the process of social adaptation of inmates of children's homes. Essence of pedagogicpsychological support as a special kind of professional activity to create conditions conducive to the successful adaptation of the inmates of children's homes in the community. Describes the set of psychopedagogical conditions, optimizing the process of social adaptation of inmates of children's homes.Keywords:children's home, social adaptation, social adaptation disorders of inmates of children's homes, psychopedagogical accompaniment, psychopedagogical conditions of social adaptation of inmates of children's homes.
Рекомендовано к публикации:
МолодцовойТ. Д., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»