Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макаров
А.
В.,
Подлесный
К.
А. Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S7. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13562.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования личностных качеств формального лидера студенческой группы. Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера и адаптированную модель харизматического лидерства, были выделены критериальные качества, предполагая наличие которых, был проведен письменный опрос-анкетирование среди студентов 1-го и 2-го курса и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова:
студенчество, лидерство, формальный лидер, коммуникативные качества, системные навыки, внутренние качества
Текст статьи
~ 1~ Макаров Александр Викторович,кандидат филологических наук, доценткафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогaleksandrmakarov81@mail.ru
Подлесный Константин Андреевич, аспиранткафедры социальной педагогики и психологииФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г.Таганрог
Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы
Аннотация.Статья посвящена проблеме исследования личностных качеств формального лидера студенческой группы.Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера и адаптированную модель харизматического лидерства, быливыделеныкритериальные качества, предполагая наличие которых,былпроведенписьменный опросанкетированиесреди студентов 1го и 2го курса и сделаны соответствующие выводы.Ключевые слова:лидерство, студенчество, формальный лидер, коммуникативные качества, системные навыки, внутренние качества.
Социальнопсихологичесий аспект лидерства в студенческой общности вуза это попытка теоретического обоснования и раскрытия, с точки зрения социальной психологии (и педагогики), обобщенного взгляда на показ сущности, роли и места лидерства в жизни и деятельности студенчества, общей и социальнопсихологической характеристики лидерства как явления в межличностном взаимодействии студентов входе целостного педагогического процесса в интересах дальнейшего совершенствования организации и осуществления учебновоспитательного процесса в вузе, установления более тесных контактов со студенчеством, улучшения всей деятельности профессорскопреподавательского состава, повышения эффективности научноисследовательской работы в вузе [1].Содержание концептуального социальнопсихологического аспекта лидерства в структуре студенчества в вузе включает в себя следующие слагаемые: выявлениесущности и содержания аспекта; установление его места в структуре социальнопсихологической теории лидерства;выявление общей характеристики реальных межличностных взаимодействий студентов в ходе целостного педагогического процесса и определение роли и места лидерства в жизни и деятельности социальной общности студентов вуза;раскрытие социальнопсихологической характеристики учебной деятельности; определение и обоснование динамических социальнопсихологических требований к личности лидера и раскрытие идеального социальнопсихологического портрета лидера студенческой группы в решении задач учебной деятельности; определение и обоснование условий успешного практического учета социальнопсихологического аспекта лидерства среди студенчества в целостном педагогическом процессе вуза.Висследованиях Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской отмечается, что проведенный в конце 40х годов Р.Стогдиллом анализ свыше 120 исследований лидерства и руководства внес новый штрих в положения «теории черт». Оказалось, что, хотяи можно утверждать о некотором превосходстве «средних» лидеров (и Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. –2013. –Спецвыпуск№ 07. –ART 13562. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13562.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13562
УДК 159.9.072.42
~ 2~ руководителей) над «средними» же последователями (и подчиненными) относительно таких характеристик, как интеллект, эрудиция, способность к пониманию ситуаций, красноречие, приспособляемость, надежность, активность, социабельность, популярность, тем не менее количественные различия были невелики, а корреляции лидерства (и руководства) с указанными чертами значительно варьировали от исследования к исследованию.Означает ли, однако, вышесказанное, что личностные характеристики не являются скольконибудь существенным фактором выдвижения в позицию лидера? Разумеется, нет. Последующие (т.е. начиная с конца 40х годов) исследования показали неправомерность подобной точки зрения. Это стало возможнымблагодаря, вопервых, изменившимся воззрениям исследователей на лидерство (и руководство), вовторых, росту интереса специалистов в области лидерства и руководства к когнитивным процессам, втретьих, прогрессу в изучении личности [2].Итак, чтобы доказатьгипотезу о наличии у формального лидера студенческой группы набора специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п., нам необходимо провести исследование. В первую очередь, необходимо выделить критерии оценки личности формального лидера, изучая которые, мы бы могли доказать или опровергнуть нашу гипотезу. Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А.К.Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых мы провели письменный опрос (анкетирование).
1.Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность это больше удовлетворение собственной потребностив общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать [3].2.Системные навыки. Системные навыки это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут данныекачества:видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы); целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат); чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них); гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно); целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используявесь свой лидерский потенциал).~ 3~ 3.Внутренние качества это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);дерзновенность(в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);проактивность (умение упреждать, создавать события);самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые так или иначе связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).4.Качества, не соответствующие формальному лидеру. В эту категорию были включены разнообразные черты, которые, по нашему мнению, не могут с положительной стороны характеризовать личность формального лидера студенческой группы: честолюбие, преобладание личных мотивов над коллективными, некоммуникабельность, слабоволие, неразборчивость в средствах достижения цели и т.п.Нами были составлены 26 вопросов анкеты закрытого типа (требующих ответов «да» и «нет»). Вопросы анкеты взаимосвязаны и частично перекрывают друг друга. Анкетирование проводилось на факультете психологии и социальной педагогики среди студентов первого и второго курсов.Ниже приведем результаты анкетирования.
Таблица 1Таблица исследования лидерских качеств студентов
1 курсУровень качестваНизкийСреднийВысокийКоммуникативные0 человек (0%)3 человека(13,7%)19 человек (86,3%)Системные0 человек (0%)3 человека(13,7%)19 человек (86,3%)Внутренние0 человек (0%)0 человек (0%)22 человека(100%)Не соответствующие образу формального лидера13 человек (59 %)9 человек (41%)0 человек (0%)
Таблица 2Таблица исследования лидерских качеств студентов
2 курсУровень качестваНизкийСреднийВысокийКоммуникативные3 человека(9,4%)11 человек (34,4%)18 человек (56,2%)Системные0 человек (0%)8 человек (25%)24 человека(75 %)Внутренние0 человек (0%)3человека(9,4%)29 человек (90,6%)Не соответствующие образу формального лидера24 человек (75%)6 человек (18,7%)2 человека(6,3%)Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. –2013. –Спецвыпуск№ 07. –ART 13562. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13562.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13562
УДК 159.9.072.42
~ 4~ Большинство студентов первого и второго курса отмечают важность наличия у формального лидера коммуникативных, системных и внутренних качеств. Особенно ярко эта тенденция выражена у студентов первого курса (более 85%), считающих данные качества критерием успешной деятельности формального лидера. Обрабатывая полученные результаты, мы пришли к выводу о существовании набора качеств, отличающих личность старосты студенческой группы от других студентов. В первую очередь, это касается внутренних качеств. Более 90% всех опрошенных считают эти качества формального лидера важными и связывают успешность деятельности старосты именно с его чертами характера (которыми, по сути, и являются внутренние качества). 86% студентов первого курса и 75% студентов второго курса подтверждают высокую значимость системных (управленческих) навыков формального лидера. О высокой значимости коммуникативных качеств отозвалось 86% студентов первого курса и 56% студентов второго курса. В анкетах 75% студентов второго курса и 59% студентов первого курса зафиксирован низкий показатель значимости качеств, не соответствующих образу формального лидера. Таким образом, действительно, существуют качества, определяющие успешность деятельности формального лидера студенческой группы. Но нам лишь удалось очертить общий круг качеств и навыков, которыми должен обладать староста студенческой группы. Для выяснения более конкретных условий реализации потенциала формального лидера (как в плане личностных качеств, навыков руководства, так и в других отношениях)требуются дополнительные исследования, что является перспективой дальнейших исследований.
Ссылки на источники 1.Белякова Н.В. Социальнопсихологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: автореф. дис.… канд. пед. наук. М., 2002.2.Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.318 с.3.Вергилес Э.В. Теории лидерства. М.: 2002. 42 с.
Makarov Alexander,candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogics and psychology, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogaleksandrmakarov81@mail.ruPodlesny Konstantin,
PhD student,Checkov'sTaganrog State Pedagogical Institute, TaganrogThe study of personal qualities of the student’s group formal leaderAbstract.Paper is devoted to the study of personal qualities formal leader of the student group. Based on the classification of the key qualities of a modern leader and a suitable model of charismatic leadership were identified criterial quality, suggesting the existence of which was conducted a written survey among students of 1st and 2nd year and the corresponding conclusions.Keywords:leadership, students, formal leader, communication skills, system skills, internal quality.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Подлесный Константин Андреевич, аспиранткафедры социальной педагогики и психологииФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г.Таганрог
Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы
Аннотация.Статья посвящена проблеме исследования личностных качеств формального лидера студенческой группы.Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера и адаптированную модель харизматического лидерства, быливыделеныкритериальные качества, предполагая наличие которых,былпроведенписьменный опросанкетированиесреди студентов 1го и 2го курса и сделаны соответствующие выводы.Ключевые слова:лидерство, студенчество, формальный лидер, коммуникативные качества, системные навыки, внутренние качества.
Социальнопсихологичесий аспект лидерства в студенческой общности вуза это попытка теоретического обоснования и раскрытия, с точки зрения социальной психологии (и педагогики), обобщенного взгляда на показ сущности, роли и места лидерства в жизни и деятельности студенчества, общей и социальнопсихологической характеристики лидерства как явления в межличностном взаимодействии студентов входе целостного педагогического процесса в интересах дальнейшего совершенствования организации и осуществления учебновоспитательного процесса в вузе, установления более тесных контактов со студенчеством, улучшения всей деятельности профессорскопреподавательского состава, повышения эффективности научноисследовательской работы в вузе [1].Содержание концептуального социальнопсихологического аспекта лидерства в структуре студенчества в вузе включает в себя следующие слагаемые: выявлениесущности и содержания аспекта; установление его места в структуре социальнопсихологической теории лидерства;выявление общей характеристики реальных межличностных взаимодействий студентов в ходе целостного педагогического процесса и определение роли и места лидерства в жизни и деятельности социальной общности студентов вуза;раскрытие социальнопсихологической характеристики учебной деятельности; определение и обоснование динамических социальнопсихологических требований к личности лидера и раскрытие идеального социальнопсихологического портрета лидера студенческой группы в решении задач учебной деятельности; определение и обоснование условий успешного практического учета социальнопсихологического аспекта лидерства среди студенчества в целостном педагогическом процессе вуза.Висследованиях Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской отмечается, что проведенный в конце 40х годов Р.Стогдиллом анализ свыше 120 исследований лидерства и руководства внес новый штрих в положения «теории черт». Оказалось, что, хотяи можно утверждать о некотором превосходстве «средних» лидеров (и Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. –2013. –Спецвыпуск№ 07. –ART 13562. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13562.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13562
УДК 159.9.072.42
~ 2~ руководителей) над «средними» же последователями (и подчиненными) относительно таких характеристик, как интеллект, эрудиция, способность к пониманию ситуаций, красноречие, приспособляемость, надежность, активность, социабельность, популярность, тем не менее количественные различия были невелики, а корреляции лидерства (и руководства) с указанными чертами значительно варьировали от исследования к исследованию.Означает ли, однако, вышесказанное, что личностные характеристики не являются скольконибудь существенным фактором выдвижения в позицию лидера? Разумеется, нет. Последующие (т.е. начиная с конца 40х годов) исследования показали неправомерность подобной точки зрения. Это стало возможнымблагодаря, вопервых, изменившимся воззрениям исследователей на лидерство (и руководство), вовторых, росту интереса специалистов в области лидерства и руководства к когнитивным процессам, втретьих, прогрессу в изучении личности [2].Итак, чтобы доказатьгипотезу о наличии у формального лидера студенческой группы набора специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п., нам необходимо провести исследование. В первую очередь, необходимо выделить критерии оценки личности формального лидера, изучая которые, мы бы могли доказать или опровергнуть нашу гипотезу. Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А.К.Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых мы провели письменный опрос (анкетирование).
1.Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность это больше удовлетворение собственной потребностив общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать [3].2.Системные навыки. Системные навыки это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут данныекачества:видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы); целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат); чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них); гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно); целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используявесь свой лидерский потенциал).~ 3~ 3.Внутренние качества это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);дерзновенность(в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);проактивность (умение упреждать, создавать события);самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые так или иначе связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).4.Качества, не соответствующие формальному лидеру. В эту категорию были включены разнообразные черты, которые, по нашему мнению, не могут с положительной стороны характеризовать личность формального лидера студенческой группы: честолюбие, преобладание личных мотивов над коллективными, некоммуникабельность, слабоволие, неразборчивость в средствах достижения цели и т.п.Нами были составлены 26 вопросов анкеты закрытого типа (требующих ответов «да» и «нет»). Вопросы анкеты взаимосвязаны и частично перекрывают друг друга. Анкетирование проводилось на факультете психологии и социальной педагогики среди студентов первого и второго курсов.Ниже приведем результаты анкетирования.
Таблица 1Таблица исследования лидерских качеств студентов
1 курсУровень качестваНизкийСреднийВысокийКоммуникативные0 человек (0%)3 человека(13,7%)19 человек (86,3%)Системные0 человек (0%)3 человека(13,7%)19 человек (86,3%)Внутренние0 человек (0%)0 человек (0%)22 человека(100%)Не соответствующие образу формального лидера13 человек (59 %)9 человек (41%)0 человек (0%)
Таблица 2Таблица исследования лидерских качеств студентов
2 курсУровень качестваНизкийСреднийВысокийКоммуникативные3 человека(9,4%)11 человек (34,4%)18 человек (56,2%)Системные0 человек (0%)8 человек (25%)24 человека(75 %)Внутренние0 человек (0%)3человека(9,4%)29 человек (90,6%)Не соответствующие образу формального лидера24 человек (75%)6 человек (18,7%)2 человека(6,3%)Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. –2013. –Спецвыпуск№ 07. –ART 13562. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13562.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13562
УДК 159.9.072.42
~ 4~ Большинство студентов первого и второго курса отмечают важность наличия у формального лидера коммуникативных, системных и внутренних качеств. Особенно ярко эта тенденция выражена у студентов первого курса (более 85%), считающих данные качества критерием успешной деятельности формального лидера. Обрабатывая полученные результаты, мы пришли к выводу о существовании набора качеств, отличающих личность старосты студенческой группы от других студентов. В первую очередь, это касается внутренних качеств. Более 90% всех опрошенных считают эти качества формального лидера важными и связывают успешность деятельности старосты именно с его чертами характера (которыми, по сути, и являются внутренние качества). 86% студентов первого курса и 75% студентов второго курса подтверждают высокую значимость системных (управленческих) навыков формального лидера. О высокой значимости коммуникативных качеств отозвалось 86% студентов первого курса и 56% студентов второго курса. В анкетах 75% студентов второго курса и 59% студентов первого курса зафиксирован низкий показатель значимости качеств, не соответствующих образу формального лидера. Таким образом, действительно, существуют качества, определяющие успешность деятельности формального лидера студенческой группы. Но нам лишь удалось очертить общий круг качеств и навыков, которыми должен обладать староста студенческой группы. Для выяснения более конкретных условий реализации потенциала формального лидера (как в плане личностных качеств, навыков руководства, так и в других отношениях)требуются дополнительные исследования, что является перспективой дальнейших исследований.
Ссылки на источники 1.Белякова Н.В. Социальнопсихологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: автореф. дис.… канд. пед. наук. М., 2002.2.Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.318 с.3.Вергилес Э.В. Теории лидерства. М.: 2002. 42 с.
Makarov Alexander,candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogics and psychology, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogaleksandrmakarov81@mail.ruPodlesny Konstantin,
PhD student,Checkov'sTaganrog State Pedagogical Institute, TaganrogThe study of personal qualities of the student’s group formal leaderAbstract.Paper is devoted to the study of personal qualities formal leader of the student group. Based on the classification of the key qualities of a modern leader and a suitable model of charismatic leadership were identified criterial quality, suggesting the existence of which was conducted a written survey among students of 1st and 2nd year and the corresponding conclusions.Keywords:leadership, students, formal leader, communication skills, system skills, internal quality.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»