Шесть горизонтов пола: социологическая рефлексия маскулинности и фемининности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ильиных С. А. Шесть горизонтов пола: социологическая рефлексия маскулинности и фемининности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53023.htm.
Аннотация. В статье рассматривается типология маскулинности и фемининности с социологической точки зрения. В статье приводятся характеристики и краткий анализ гегемонного, соучаствующего, естественного, инверсионного, метросексуального и юберсексуального типов маскулинности. Автор предлагает собственную интерпретацию естественного и инверсионного типов маскулинности. В статье анализируются также нормативная, инфантильная, инверсионная, деформированная, андрогинная и престижная типы фемининности. Все типы описываются в авторской трактовке. Маскулинность и фемининность иллюстрируются данными социологических исследований.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ильиных Светлана АнатольевнаДоктор социологических наук, профессоркафедры социальных коммуникаций и социологии управленияНовосибирскогогосударственногоуниверситетаэкономики и управления, г.НовосибирскЭл.адрес:ili.sa@mail.ru

Шестьгоризонтов пола:социологическая рефлексиямаскулинности и фемининности

Аннотация:В статье рассматривается типология маскулинности и фемининностис социологической точки зрения. В статье приводятся характеристики и краткий анализ гегемонного, соучаствующего, естественного, инверсионного, метросексуального и юберсексуального типов маскулинности. Автор предлагает собственную интерпретацию естественного и инверсионного типов маскулинности. В статье анализируются также нормативная, инфантильная, инверсионная, деформированная,андрогинная и престижная типы фемининности. Все типы описываются в авторской трактовке.Маскулинность и фемининность иллюстрируются данными социологических исследований.Ключевые слова:маскулинность, фемининность.

Говоря о мужчинах и женщинах как представителях пола, мы часто не задумываемся о том, что в действительности каждый из них не являет собой пример совершенно однозначной и четко зафиксированной маскулинности и фемининности. В самом общем виде маскулинность и фемининность представляют собой набор установок, ролей, норм поведения, иерархию ценностей, свойственных соответственно мужскому и женскому полу в каждом конкретном обществе. Если же перейти с общего уровня на более конкретный уровень, то мы обнаружим, что маскулинность и фемининность множественны. И здесь необходимо принять во внимание следующее. Когда речь идет об абстрактных мужчинах и женщинах, то они представляются в общем виде. Когда же мы переходим на конкретный уровень, то обнаруживаем колоссальное социальное разнообразиепредставителей одного пола. Набор установок, ролей и норм поведения заметно отличаются в одной и той же группе представителей пола. Меняя угол зрения, мы можем обнаружить это разнообразиегоризонтовпола, а значит и типов маскулинности и фемининности.Методологическую основу предлагаемой типологии составляет гендерная теория, базирующаяся на социальноконструктивистской парадигме. (Стоит сказать, что работая над гендерной проблематикой более десяти лет, автор постепенно смогла выделить некоторые типы маскулинности и фемининности, не претендуя на полноту охвата.) Гендернаятеорияконструирования реальности позволяетсделать несколько важных выводов: вопервых, маскулинность и фемининность –это постоянно воспроизводимые реифицированные реальности; вовторых, маскулинность и фемининность сопровождаются множественными конвенциональными актами; втретьих, маскулинность и фемининность, а вернее тот или иной типы маскулинности и фемининности,управляют ситуациями, независимо от их специфики.Некоторые типы маскулинности были выявлены Р.Коннелом, австралийскимсоциологом, однимиз исследователей маскулинности. Онсделал вывод о разграничении разных типов маскулинности, имеющих место в реальности и определении среди них стереотипа гегемонной маскулинности. Согласно теории гегемонной маскулинности, хотя в любом мужском сообществе существует не один, а несколько типов маскулинности, на вершине этой иерархии обычно стоит тип личности, для которой характерны утверждение мужской власти над женщинами и подчиненными мужчинами, культ физической силы, склонность к насилию, эмоциональная невыразительность и высокая соревновательность[1].И.С.Кон рассматривает, гегемонную маскулинность не как свойство конкретного мужчины, а как социокультурный определенный нормативный канон, на который ориентируются мужчины и мальчики[2].. Эта нормативная структура обеспечивает мальчику или мужчине, который предположительно обладает этими качествами и разделяет эти ценности, положение на вершине гендерной иерархии. Наряду с гегемонной маскулинностью, Р.Конелл и И.Кон выделяют и такую маскулинность, как ©маскулинность соучастниковª[3, p.79]или ©соучаствующую маскулинностьª[4]. ©Соучаствующая маскулинностьª –это модель поведения тех мужчин, которые не прилагают усилий,чтобы занять гегемонную позицию изза недостатка сил или желания. Через соучаствующую маскулинность они занимают подчиненную, вспомогательную роль, но при этом пользуются преимуществами в этой иерархической системе. Нужно отметить, что исследователи выделяют также ряд других маскулинностей, рассматривая их в более широком аспекте. Так, И.Н.Тартаковская в работе ©Маскулинность и глобальный гендерный порядокª касается таких типов, как ©фронтирнаяª, ©классическая колониальнаяª, ©глобальнаяª, ©транснациональнаяª и иные маскулинности[5].Автором статьи выделяется еще один тип маскулинности ©естественнаяª маскулинность. С точки зрения социологии естественнаямаскулинность–это совокупность норм и представлений, которая отличается от ©нормативных эталонов мужчинностиª большей вариативностью моделей мышления и поведения мужчин, уходом от стереотипного образа ©настоящего мужчиныª к образу ©естественного мужчиныª.Как нам представляется, с социологической точки зрения в концепте маскулинности можно выделить своегорода два крайних варианта гегемоннуюк естественнуюмаскулинности. Гегемонная маскулинность–это жизнь, в соответствии с мужским хабитусом лидерства, власти, первенства. Хабитуализация сопряжена с закреплением в языке гендерных стереотипов. Постоянно воспроизводимые мужчинами и женщинами, они как бы ©сшиваютª мужской хабитус. Естественная маскулинность–это жизнь, в соответствии с мужским хабитусом, в котором имеет место снятие разного рода ограничений, накладываемых гегемонной маскулинностью. Сюда относится и право на эмоциональность, и признание за мужчиной права быть неуверенным, обеспокоенным будущим, и возможность иного отношения к семье, к детям.Иллюстрацией этих типов маскулинности могут служить результаты проведенного нами исследования респондентов в организациях малого бизнеса г.Новосибирска. (Выборочная совокупность составила 1354 респондента. Выборка формировалась на основе статистических данных, существующих в соответствии с ©Общероссийским классификатором видов экономической деятельностиª (ОКВЭД). Использовался двухступенчатый отбор. На первой ступени с помощью простого случайного отбора осуществлен выбор 43 организаций малого бизнеса, на второй –систематический стратифицированный отбор респондентов. Метод опроса –анкетирование.) Изучение разных типов маскулинности нами осуществлялось с помощью ряда вопросов, в которых прямо или косвенно содержались высказывания, в том числе стереотипные.Наличие гегемонной и естественной маскулинности подтвердилось в ряде случаев. Гегемонная маскулинность выявлялась в таких аспектах, как эмоциональность, сферы деятельности, личностные черты мужчиныруководителя. Изучение естественной маскулинности фокусировалось вокруг темы страха, беспокойства за будущее, отношения к работе и семье.Приведем лишь некоторыепримеры.При оценке высказывания ©Мужчины боятся потерять свою маскулинность (мужественность)ª мы получили следующее распределение: 40,4% мужчин ответили отрицательно, а 31,6% женщин –положительно. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, чтоперед нами мужчины гегемонной маскулинности. Кроме того, интересны в данном случае и ответы женщин. Интерпретировать их ответы нужно не прямо, а опосредованно: мужчины не желают потерять не естественную маскулинность, а гегемонную. Отвечая положительно, они как бы выражают в скрытой форме социальные ожидания этой маскулинности от мужчин. Следующий стереотип затрагивал проявление маскулинности в профессиональной сфере. Чтобы проверить, имеет ли место стереотип, согласно которого от мужчин ожидается первенство, особенно в профессионализме, мы предложили респондентам оценить высказывание ©Мужчины боятся быть непринятыми как профессионалыª. Распределение ответов показывает, что 40,5% женщин согласны с ним, а 32,2% мужчин выражают полное несогласие. Однако в данном случае мы не можем игнорировать и другие ответы мужчин: 14,7% мужчин полностью согласны с высказыванием и 20,1% мужчин согласны частично. Если объединить полностью и частично согласных в одну группу, то можно увидеть, что примерно одна треть мужчин согласна с высказыванием, а другая треть респондентов имеет отрицательные ответы. Вероятно, за несогласившими скрываются представители гегемонной маскулинности, а за согласившимися –представители естественной маскулинности.Ряд высказываний отражает наличиегегемонной маскулинности. В стереотипах о гегемонной маскулинности отражается то, что ©настоящий мужчинаª не открыт в эмоциональном плане. Он не выражает эмоций, умеет сдержать себя. Для проверки этого нами предлагалось оценить высказывание ©Мужчины хладнокровныª. Оказалось, что 39,3% мужчин и 38,3% женщин выразили свое частичное согласие, а не согласились 13,2% мужчин и 17,5% женщин.Гегемонный мужчина всегда лидирует. Результаты показывают, что 52,5% мужчин и 42,6% женщин согласны с тем, что ©Мужчина –прирожденный лидер, он должен занимать первые позицииª. В пользу того, что ©Мужчины обладают большим числом личных качеств руководителя, чем женщиныª высказываются 47,8% мужчин. Более проявлено наличие естественной маскулинности в высказывании ©Мужчины менее интуитивны, чем женщиныª. С ним несогласны 37,3% мужчин. Но в большей мере проявление естественной маскулинности мы обнаружили изучая вопросы, связанные с работой и семьей.Для мужчины с гегемонной маскулинностью на первом месте –работа, а для мужчиныс естественной семья. Для того, чтобы проверить это предположение, мы предложили респондентам ответить на ряд таких вопросов: ©Работа является главным в моей жизниª, ©Для меня в равной степени значимы работа и семьяª, ©Работа для меня –это возможность както разнообразить свою жизнь, она не занимает главное местоª, ©Семья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте –работаª. Что касается первого вопроса, то можно отметить –работа не является главной сферой жизни ни для мужчин, ни дляженщин. Исключение, пожалуй, составляют ответы молодых мужчин до 30 лет, имеющих высшее образование (44,6%) и мужчин со среднеспециальным образованием в возрасте от 40 до 49 лет (38,9%), которые и являют собой представителей гегемонной маскулинности (см.Таблица 1).

Таблица 1. Распределение ответов при оценке мнений ©Работа является главным в моей жизниª и ©Для меня в равной степени значимы работа и семьяª (%)ОбразованиеМнение

ВозрастРабота является главным в моей жизниДля меня в равной степени значимы работа и семьяПол респондентовМужчиныЖенщиныМужчиныЖенщиныСреднее общеедо 30 21,120,036,835,0Среднеспециальноедо 30 7,68,524,231,0от 30 до 39 21,43,335,753,3от 40 до 49 38,98,638,954,3от 50 до 59

6,9

37,9Высшеедо 3044,610,727,940,2от 30 до 39 25,010,626,944,4от 40 до 49 17,213,934,445,2от 50 до 59

16,1

51,8Неполное высшеедо 3020,511,032,627,5

Весьма показательны результаты четвертого мнения ©Семья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте –работаª (см.Таблица 2). Оказалось, что семья имеет приоритетное значение для мужчин с высшим образованием в возрасте от 40 до 49 лет (37,5%), а также женщин со среднеспециальным образованием в возрасте от 50 до 59 лет (37,9%).Что же скрывается за полученными результатами? Как нам представляется, мужчины с высшим образованием в возрасте от 40 до 49 лет испытывают максимальное давление ©рамокª конструкта гегемонной маскулинности. Они должны доказывать свою профессиональную состоятельность, находясь, как считается, в самом продуктивном возрасте. Но полученные результаты со всей очевидностью демонстрируют и то, что мужчины пытаются противостоять нормативам маскулинности.Таблица 2. Распределение ответов при оценке мнений©Семья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте –работаª и ©Я беспокоюсь о будущемª(%)ОбразованиеМнение

ВозрастСемья для меня занимает первостепенное значение, а на втором месте –работаЯ беспокоюсь о будущемПол респондентовМужчиныЖенщиныМужчиныЖенщиныСреднее общеедо 30 15,815,010,535Среднеспециальноедо 30 34,836,636,426,8от 30 до 39 14,330,035,746,7от 40 до 49 5,625,733,345,7от 50 до 59

37,9

31,0Высшеедо 3011,527,632,827,1от 30 до 39 25,027,911,527,6от 40 до 49 37,531,912,541,7от 50 до 59

16,1

51,6Неполное высшеедо 3018,624,014,325,9

Интересно, что лишь 17,2% этой группы мужчин указывают на важность работы (см.Таблица 1). Таким образом, мужчины с высшим образованием в возрасте от 40 до 49 лет демонстрируют естественную маскулинность в изучаемом вопросе.Маскулинность косвенно мы смогли оценить с помощью ряда высказываний, в которых содержалось отношение к будущему и настоящему. Так, распределениеответов при оценке ©Я беспокоюсь о будущемª показывает, что более трети мужчин со среднеспециальным образованием всех возрастных интервалов, а также имеющих высшее образование в возрасте до 30 лет испытывают беспокойство от будущего (см.Таблица 2). Как мыуже указывали, что для трети мужчин со среднеспециальным образованием в возрасте от 40 до 49 лет и с высшим образованием в возрасте до 30 лет главной сферой является работа. Вероятно, именно с этой сферой связаны будущие опасения. Невозможность выступатьфинансовым обеспечителем семьи, несостоятельность в профессии, скорее всего, и вызывают страх. В данном случае мы можем говорить о том, что выявлены противоречивые состояния сознания, связанные с ©ношей гегемонной маскулинностиª, ведь именно эти две группы мужчин на вопрос о работе отнесены нами к носителям гегемонной маскулинности. Не исключено, что мы имеем дело с сочетанием в сознании двух типов маскулинности, со смещением в гегемонную.Показательно, что мужчины с высшим образованием в возрасте от 30 до59 лет в меньшей степени обеспокоены будущим. Объяснить полученные данные можно, обратившись к результатам предыдущих вопросов. Именно эти категории мужчин отмечают либо равную значимость работы и семьи (обе возрастные группы мужчин), либо семья стоит на первом месте (мужчины в возрасте 4049 лет). Итак, маскулинность, которая проявляется в приоритете работы, вызывает тревогу и озабоченность будущим. Но когда у мужчин сфера работы на равных сопряжена со сферой семьи, тревожные аспекты будущего уменьшаются.В данном случае, видимо, мы имеем дело с ествественной маскулинностью.Кроме двух описанных типов можно выделить инверсионную(от лат. inversio –переворачивание, перестановка) маскулинность (термин введен автором). Мужчины, обладающие таким типом, имеют многие характеристики, содержательно и поведенчески совпадающие с женскими паттернами поведения. Инверсионная маскулинность–это жизнь в соответствии с хабитусом неуверенности в себе, низкой степени личностной автономности, зависимости во взглядах и поведении, конформности. Как нам представляется, это проявляетсяв ряде следующих аспектов.Вопервых, мужчины, обладающие такой маскулинностью, неделовиты и неактивны, обеспечивают себя самостоятельно с большим трудом. Вовторых, у обладателей инверсионной маскулинности наблюдаются такие черты характера, как застенчивость, стеснительность, боязнь новых контактов. Втретьих, к числу проблемных сторон этого типа маскулинности относятся сложные отношения с женщинами и детьми. Молодые мужчины предпочитают избегание семьи, отцовства. Вчетвертых, у мужчин с инверсионной маскулинностью имеет место длительный период взросления и болезненного отрыва от родителей, чаще –от матерей. Вследствие этого, им трудно самостоятельно принимать решения по жизненно важным вопросам, иногда невозможно. Это могут быть и вопросы создания семьи, и карьеры, и здоровья и т.д. В таком случае родители (в большей мере –матери) принимают решение о необходимости сыну жениться и на ком, о наличии детей, о карьере. Иными словами, он отказывается от какой бы то ни было власти по собственной воле. Этот тип маскулинности не является промежуточным между гегемонной и естественной. Он имеет образцы поведения обоих крайних типов маскулинности, но в его сознании наблюдается инверсия –переворачивание стереотипов, касающихся ©мужчинª и ©мужскогоª.В качестве примера, иллюстрирующего этот тип маскулинности, приведем результаты качественного исследования, проведенного автором с 2003 по 2011 годы с группой молодых людей. В ходе глубинного интервью было выявлено, например, что Виталий(37лет)всю свою жизнь прожил вместе с матерью. Она, будучи разведенной и потому имеющей много свободного времени, решала вопросы его личной жизни, беря на себя ответственность за то, какая девушка могла быть достойной спутницей, вопросы, связанные с работой. Он застенчив, боится новых контактов, неуверен и зависим от мнения своей матери. Работает под руководством матери в семейной фирме. Отрыв от нее представляется крайне болезненным как в личной жизни, так и в карьерном плане.Итак, с точки зрения гендера, а если более конкретно с точки зрения наличия власти в руках (или ее отсутствия по собственной воле) мы рассмотрели гегемонную, соучаствующий, естественный, инверсионный типы маскулинности.Если в качестве основания положить не власть, а, например, такой фактор как потребление, то можно раскрыть другие типы маскулинности. Укажем, что потребление мужчин и женщин также выступает одним из гендерных аспектов, но рассматриваемых реже, чем власть, роли, статусы и т.д.Итак, с точки зрения потребления можно выделить такие модели маскулинности, как метросекусуальная и юберсексуальная. Метросексуальная маскулинностьпроявляется в стиле жизни мужчины, ориентированном на неустанную заботу о себе. Обладателям такой маскулинности присущи тонкий вкус, утонченная изысканность манер и одежды. Мужчины данной маскулинности активно ухаживают за кожей и волосами, следят за фигурой, чистотой ногтей, модой и культурными событиями. Они способны отличить работы различных модных дизайнеров, знают, какоформить свою квартиру по последнему слову техники и дизайна, ценят шопинг и могут потратить на него достаточно времени. Типичный представитель метросексуальной маскулинности –состоятельный молодой человек, живущий в крупном городе, где есть модные дизайнерские магазины, ночные клубы, фитнесцентры и салоны красоты.Как указывают М.Зальцман, А. Мататиа, Э. О‱Райли, в Соединенных Штатах начали появляться спасалоны и салоны красоты для мужчин[6]. Они предлагают большой выбор технологий и услуг по релаксации и уходу за внешностью и обещают быть довольно прибыльными, потому что постепенно превращаются в места общения мужчин. Во время опроса, проведенного в 2003 году, 89% процентов мужчин согласились с тем, что следить за своим внешним видом –очень важно длябизнеса. Почти половина –49% –сказали, что мужчина вполне может позволить себе массаж лица или маникюр.Появление ухоженного и надушенного мужчины замечено не только в Соединенных Штатах. Даже мужчины, принадлежащие к традиционной ©мачистскойª культуре Испании, сегодня больше интересуются тем, что могут им предложить продукты по уходу за собой и своим здоровьем. Аналитики отрасли считают, что емкость рынка продуктов, связанных с уходом за внешностью, рассчитанных на мужчин в Испании, –около 100 млн. евро. Немцы испытывают еще больше энтузиазма: общий оборот на рынке косметики для мужчин в 2003 году в Германии составил 648 млн. евро.Опираясь на точку зрения М.Зальцман, А. Мататиа, Э. О‱Райли, выделивших ©еще один вид мужчиныª, мы можем говорить о юберсексуальной маскулинности каксодержательно близкой метросексульной маскулинности. Определяющие качества обладателя такой маскулинности –страсть и стиль. Он страстно увлечен своими интересами, страстен в своих личных отношениях, страстно кормит свои органы чувств цветами, вкусами, запахами и чувствами. М.Зальцман, А. Мататиа, Э. О‱Райли выбрали слово юбер, потому что оно обозначает ©быть величайшимª, ©быть лучшимª. Они считают, что мужчины такого типа самые привлекательные и не только физически, самые динамичные и самые неотразимые представители своего поколения. Они уверены в себе, но неподавляют других, маскулинны, стильны и требуют бескомпромиссного качества во всех сферах жизни. Различия представителя юберсексуальной маскулинностиот обладателя метросексуальной маскулинностиедва заметны: по сравнению со вторым первый больше интересуется отношениями, чем самим собой. Он более чувственный. Он одевается для себя, а не для других, выбирая определенный личный стиль, а не моду. Как и второй, первый с удовольствием ходит по магазинам, но его подход более сфокусирован: он покупает особые вещи, дополняющие его коллекцию, а не превращает шопинг в удовольствие. Его лучшие друзья –мужчины. Он не рассматривает женщин в своей жизни как ©своих парнейª. Как полагают М.Зальцман, А. Мататиа, Э. О‱Райли, в какойто степени юберсексуал –лучший ответ мужчины женскому движению. Вместо того чтобы реагировать на феминизм, он делает выбор на основании того, какие возможности доступны ему сегодня, избегая излишнего анализа и сомнений, способных парализовать его волю. Как нам представляется, таким типом маскулинности обладают весьма и весьма немногие мужчины. Но, тем не менее, мы не можем не говорить об этом, поскольку все это многогранные аспекты феномена ©нового мужчиныª.Что же касается типологии фемининности, то современные тенденции таковы, что в рамках социологии многозначностью фемининности исследователи пока не занимаются так же основательно, как в отношении маскулинности. В связи с этим мы можем предложить некоторые авторские варианты фемининности, не претендуя на завершенность и полноту. По нашему мнению, можно выделить нормативную фемининность, которая соответствует женскому хабитусу с ориентацией на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности. К таковым в первую очередь относятся ценности семьи и материнства. В соответствии с ними выстраиваются все модели женского поведения. Ориентация на семью и материнство так или иначе сказывается и на чертах характера: конформности, эмпатичности, доброте, простоте, заботливости.Чаще всего в литературе женщин с такой феминнностью обозначаюткак феминных.Другим типом можно назвать инфантильную фемининность. В этом типе женщины поведенчески берут инициативу в свои руки, пытаются занимать активную лидерскую позицию и быть самодостаточными. В чертах характера можно наблюдать отсутствие конформизма, стремление контролировать других, недостаток эмпатии, элементы нетерпимости. Но все же главной особенностью инфантильной фемининности можно считать то, что ценности семьи и материнства совсем не занимают у них ведущего положения. Такие женщины являются инфантильными в аспекте семейноматеринских установок, несмотря на свою активность и стремление к лидерству. Инфантильность развивается не в силу неспособности реализовать себя в качестве жены и матери, а изза отсутствия влиятельных образцов нормативнойфемининности в ближайшем окружении.Еще одним типом можно считать инверсионную фемининность. Фактически женщины с этим типом феминнности обладают чрезмерной маскулинизацией. В данном случае уместнее использовать термин ©инверсионнаяª, а не ©маскулиннаяª фемининность в силу того, чтобы заострить внимание на радикальных изменениях нормативной фемининности. В чем состоят эти трансформации? Вопервых, инверсионная фемининность –это жизнь в соответствии с хабитусом уверенности в себе, большей степени личностной автономности, независимости во взглядах и поведении, низкой конформности. Женщины, обладающие такой феминнностью, нередко вспыльчивы, склонны к гневу, злобе, эмоциональной неустойчивости. Они утрировано деловиты и активны, себя обеспечивают самостоятельно. Модель поведения в соответствии с этим типом фемининности, отражает умение женщины сознательно планировать свою жизнь, что обусловливает ее эмоциональную насыщенность, а также веру в собственные возможности. Их поведение и черты расценивается окружениемкак ©мужскиеª. Вовторых, трансформации сопровождаются появлением авторитарных черт характера, дефицитом эмоционального сочувствия, близости. Втретьих, к числу проблемных сторон этого типа фемининности относятся сложные отношения с мужчинами и детьми. Молодые женщины вообще предпочитают избегание семьи, мужчин, материнства. И в данном случае дело не в отсутствии образцов нормативной фемининности, а именно в инверсии –переворачивании стереотипов, касающихся ©женщинª и ©женскогоª. Итак, инверсионная фемининность–это жизнь, в соответствии с хабитусом независимости, целеустремленности, неконформности, уверенности в себе, деловитости, трудоголизма, профессионализма, гордости, амбициозности, агрессивности, соревновательности, в том числе с мужчинами. Другим типом, с нашей точки зрения, является также деформированная фемининность. Женщины с таким типом имеют модели поведения, которые сопряжены с алкоголизмом, наркоманией, отказом от своих родившихся детей и другими деструктивными паттернами. Эти женщины могут даже иметь черты характера, внешне соответствующие нормативной фемининности, однако по содержанию противостоящие им. К примеру, отказываясь от детей (оставляя их в детском доме, бросая на произвол судьбы и т.д.) представительницы деформированной фемининности, с одной стороны, отдают себе отчет, что только женщина может выполнить необходимую для общества функцию деторождения и материнства, но с другой стороны, они не имеют ценностных ориентаций нести ответственность за своих детей. Деформация фемининности проявляется не столько в том, что материнство не занимает приоритетного положения, сколько в отсутствии такой важной потребности, как стремление личности к самореализации, воплощению в потомстве себя. И, наконец, можно выделить такой тип как андрогинная фемининность. Модели поведения в соответствии с этой фемининностью отличаются достаточно высоким уровнем сочетания и ©женскогоª и ©мужскогоª. Женщины, у которых наблюдается достаточно высокий уровень андрогинной фемининности, имеют большую степень спонтанности и эмоциональной насыщенности жизненного процесса. Они могут выражать разные эмоции: и те, что ©приличныª для нормативной фемининности (плакать, проявлять сентиментальность, бояться и т. п.) и те, что ©приличныª для инверсионной фемининности (гневаться, быть вспыльчивой и т.д.). Женщины с андрогинной фемининностью отдают предпочтение таким качествам, как уравновешенность и рассудительность.Все указанные типыфемининности, как и в случае типологии маскулинности, стоит рассматривать с позиции власть/подчинение. Если же проанализировать фемининность с позиции потребления, то авторомпредлагается такой тип как престижная фемининность. Женщины –обладательницы такой фемининности являют собой пример потребителей престижных товаров для достижения определённого общественного статуса и демонстрации его окружающим. Представительницы престижной фемининности с помощью статусных вещей стремятся не только выделяться среди других, но и привлекать людей с равным и ©свой кругª. Примеров престижной фемининности достаточно много в сфере бизнеса, в том числе шоубизнеса, а также в среде политических деятелей, предпринимательства.Стоит сказать, что представительницы рассматриваемой фемининности есть и в научной среде, а также в сфере искусства и культуры. На престижную фемининность ©работаютª, а также постоянно подкрепляют элитнаянедвижимость, дорогие средства передвижения автомобили, мотоциклы, яхты, самолеты, вертолеты), учреждения сферы услуг –элитные клубы, элитные салоны красоты, магазиныс эксклюзивными и брендовыми товарами, рестораны, отели, одежда и аксессуары, дорогие украшения, престижные средства связи мобильные телефоны, компьютеры, охрана, гувернантки, дорогой туристический отдыхи т.д. В рамках статьи мы не будем описывать мотивацию представительниц этой фемининности, а также факторы ее формирования. Скажем лишь, что этот тип может сопутствовать всем рассмотренным выше фемининностям.Выделение указанных типов фемининности также, как и в случае с маскулинностью, связано с результатами эмпирических исследований. Для того, чтобы иметь представление о таких типах феминнности, как нормативная, андрогинная и инверсионная, проведем корреляцию срезультатами исследования Е.В. Ярославкиной[7]. Автор исследовала 350 женщин, предварительно с помощью опросника С.Бем распределив женщин на 3 типа гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Если провести корреляцию этих типов идентичности с авторскими типами фемининности, то оказывается, что фемининная гендерная идентичностьсоответствует нормативной фемининности, маскулинная гендерная идентичность –инверсионной фемининности, андрогинная гендерная идентичность –андрогинной фемининности.Е.В.Ярославкина выявила, что для женщин с маскулинной идентичностью характерна направленность на ценности, познавательную сферу и креативность, самоуважение, что вполне соответствует нашему представлению об инверсионной фемининности. Для женщин с андрогинной и фемининной идентичностью характерна направленность на ценности, межличностные контакты, концепцию человека. Если преломить эти результаты к нашей типологии, то это означает, что нормативная и андрогинная фемининности в большей мере человекоцентричны. Выделенные нами типы фемининности, представленные в соответствии с типами гендерной идентичности, можно проиллюстрировать и с помощью факторного анализа, исследующего нейтральные, мужские и женские ценности. В таблице 3 отражена факторная структура, характерная для женщин с разной гендерной идентичностью –фемининностью.Таблица 3.Результаты факторного анализа ранжирования ценностей.

Факторная структура маскулинностиинверсионностиN фактораНазвание ведущих факторов

Вклад фактора (%общей дисперсии)Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 60,92%) являются:Фактор 1.Отдых (0,837), праздник (0,770).20,42Фактор 2. Счастье (0,783), успех (0,767), дружба (0,645), здоровье (0,539).16,31Фактор 3. Творчество (0,692), учеба (0,590).12,78Фактор 4. Семья (0,842), ребенок (0,769), спорт (0,655), жизнь (0,642).11,70

Факторная структура андрогинностиN фактораНазвание фактораВклад фактора (%общей дисперсии)Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 52,28%) являются:Фактор 1. Любовь (0,749), жизнь (0,664), развитие (0,578), отдых (0,546), учеба (0,507).16,83Фактор 2.Красота (0,746), дружба (0,580), деньги (0,579).12,77Фактор 3. Ребенок (0,780), праздник (0,779), здоровье (0,650), творчество (0,570).11,81Фактор 4. Счастье (0,785).10,87

Факторная структура фемининностинормативностиN фактораНазвание фактораВклад фактора (%общей дисперсии)Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 65,61%) являются:Фактор 1.

Дом (0,793), праздник (0,747), здоровье (0,736), красота (0,632), спорт (0,531).22,91Фактор 2.

Деньги (0,893), творчество (0,792), отдых (0,683), счастье (0,595)18,17Фактор 3. Успех (0,901), дружба (0,774), развитие (0,719).13,05Фактор 4.

Семья (0,609), учеба (0,574), работа (0,551), свобода (0,507).11,48

Как видим, для женщин с инверсионной феминнностью ведущими факторами отдых, праздник, успех, творчество, учеба, спорт и т.д. А вот ребенок и семья имеют отрицательные корреляции. Факторная структура андрогинности достаточна интересна. Здесь наряду с многими положительными корреляциями (любовь, отдых, здоровье и т.д.) имеют место и отрицательные корреляции, которые с позиции нормативной фемининности могут показаться необычными. Например, отрицательные корреляции, отражающие ценность ребенка. Но вместе с тем, сравнивая андрогинную фемининность с инверсионной фемининностью можно также отметить нетрадиционные отрицательные корреляции в отношении учебы, дружбы, творчества.И, наконец, мы можем говорить о том, что у женщин с нормативной фемининностью также имеются особенности. Как видим, праздник, здоровье, красота, дружба, свобода и др. имеют отрицательные корреляции. Безусловно, сопоставление результатов исследования женщин с разной гендерной идентичностью и соотношение их с разными типами фемининности достаточно условно. Но вместе с тем, в самом общем виде мы можем видеть различия вценностях у трех групп женщин.Как нам представляется, достаточно интересными являются результаты исследования Е.В.Кулаевой[8], которые могут дополнитьнаши рассуждения о нормативной, андрогинной и инверсионной фемининностях.В исследовании приняли участие 310 женщин г.Ярославля в 20072008 г., которые были распределены на те же три группы, что и в предыдущем исследовании. Женщинам с фемининной гендерной идентичностью (нормативная фемининность –в нашем представлении) характерны следующие особенности самоопределения: в особенностях самоотношения они характеризуется физическим, коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, самоценностью и самопринятием, в особенностях мотивационнопотребностной сферы гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении и самозащите, а также ценностнопотребностным способом принятия решений. Женщинам с андрогиннойгендерной идентичностью (аналогично и в нашем исследовании) свойственны следующие особенности самоопределения: они характеризуется в особенностях самоотношения коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационнопотребностной сферы гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении, самозащите, автономии, демократизации и ценностях общества, а также ценностнопотребностным способом принятия решений. Женщинам с маскулиннойгендерной идентичностью (инверсионной фемининности –в нашем представлении) свойственны следующие особенности самоопределения: они характеризуются в особенностях самоотношения рефлексивной идентичностью, внутренней конфликтностью и самоценностью, в особенностях мотивационнопотребностной сферы потребностью в семье, профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии и автономии, а также логическим способом принятия решения. Е.В.Кулаева обнаружила возрастные особенности. Фемининная женщина с возрастом меньше стремится к общению, но больше к реализации себя. Для маскулинной женщины с возрастом на первый план выходят социальный статус, групповая принадлежность, но снижается значимость своих психофизических данных (внешность и т.д.) и ухода за собой. С возрастом у андрогинных женщин на первый план выходит забота о безопасности и автономности своей будущей жизни. И в заключение стоитпривести результаты лонгитюдного качественного исследования инфантильной фемининности. В течение 15 лет автор проводила исследование нескольких женщин, выявляя особенности их фемининности в глубинных интервью. Одна из них Юлия Г. (42 года). У Юлии достаточно противоречиво осуществлялась социализация, что и послужило основанием для такого рода фемининности. Основным агентом противоречий выступала ее мать. Достаточно поздно выйдя замуж, Юлиядлительное время не могла ©понять роль женыª, впадая то в одну, то в другую крайность. Муж и его родственники воспринимали ее как ©страннуюª, поскольку у нее наблюдались инфантильные рассуждения и модели поведения в сочетании с лидерскими качествами. После рождения ребенка Юлия оставила работу, но при этом ©мысленно находилась в поисках некоего места работы, где бы она моглапонастоящемураскрытьсяª. Реальных же действий не предпринимала. В конце концов, она нашла то, что, как ей кажется,искала –курсы по астрологии. И,несмотря на крайне негативное отношение к такому роду занятий со стороны мужа и других родственников,поступила на них,считаяза полноценное второе высшее образование. Она аргументировала: ©Просто у нас пока не понимают, что такоеастрология. Зато в Оксфорде я бы могла получить настоящий дипломª. В течение всей своей семейной жизни Юлия часто обнаруживала отсутствие конформизма, стремление контролировать других, недостаток эмпатии, элементы нетерпимости.Впадая в крайности, она часто демонстрировала незрелость и подетски непредсказуемые паттерны поведения.Что же касается престижной фемининности, то хотелось бывновь предложитьлишь некоторые результаты лонгитюдногокачественногоисследования, проведенного автором в течение 3 лет. Елена М. (40 лет) является владелицей крупной фирмы по работе с элитной недвижимостью. Легко и быстро устанавливает контакты со статусными людьми как в России, так и в Европе. При общении, даже кратковременном, стремится показать свои ©связиª. Владеет элитной недвижимостью в разных странах (©так сейчас принято в деловом миреª), дорогим автомобилеми украшениями. Одевается в брендовую одежду (©я должна выглядеть на уровнеª), любит продемонстрировать дорогие аксессуары (©это так важно в бизнесеª). Во всем сквозит не просто кокетство избалованной женщины, но желание показать сверхдостаточное, имиджевое, статусное потребление.Подведем итоги. Мы выявили, что горизонты пола могут быть весьма различными. В русле гендерного подхода можно вести речь о множественной маскулинности и множественной фемининности. С точки зрения наличия (отсутствия) власти нами выделены гегемонный, соучаствующий, естественный, инверсионный типы маскулинности, с точки зрения потребления –метросексуальный и юберсексуальный типы.Что же касается фемининностив аспекте наличия/отсутствия власти, то автором выделены такие типы, как нормативная, инфантильная, инверсионная, деформированная и андрогинная. С позиции потребления нами представлена престижная фемининность. Рассмотренная типология, безусловно, не претендует на полноту, но вместе с тем, отражает имплицитную множественность горизонтов пола. Стоит предположить, что впереди нас ожидают новые горизонты пола, среди которых, вероятно, встретятся более гармоничные типы, чем мы имеем.

Ссылки на источники:1. Коннелл Р. Маскулинности и глобализация // Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия. СПб: Алетейя, 2001. С.251279.2.Кон И. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научнотеоретический журнал. 2008. № 4.3.ConnellR.W. Masculinities. CambridgeOxford, 1995.4. Кон И.С.Мужчина в меняющемся мире // URL: http://www.sunhome.ru/psychology/12792/p15. Тартаковская И.Н.Маскулинность и глобальный гендерный порядок // URL: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/32.php6. Зальцман М. Новый мужчина: маркетинг глазами женщин / М.Зальцман, А. Мататиа, Э. О‱Райли. –Издва: Питер, Коммерсантъ, 2008.7. Ярославкина Е.В.Ценностносмысловая сфера женщин с разной гендерной идентичностью / Автореф. дис. … психол. наук: 19.00.01. / Е.В. Ярославкина. –ЮжноСахалинск, 2009.8. Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Автореф. дис. … психол. наук: 19.00.05. / Е.В. Кулаева. –Ярославль, 2009.

S.A. IlynykhDoktor of sociolocal sciences, professor of department of social communikations and sociology of management, Novosibirsk State University of Economics and Management, NovosibirskSixhorizonsof sex: sociological reflectionof masculinity and femininity Abctract:The author, from a sociological pointof view, discusses the masculinity and femininity typology. Description and brief analysis of the hegemonic,accessory, natural, inversion, metrosexual and ubersexual types of masculinity are given in this paper. The author offers her own interpretation of the natural and inversion types of masculinity. The paper also analyzes the normative, infantile, inversion, deformed,androgynous and prestigioustypes of femininity. All the types are described in the author's interpretation.Masculinity andfemininity illustrated by the dataof sociological research.Key words: masculinity, femininity