Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к чтению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева Т. Г. Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к чтению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53028.htm.
Аннотация. Проведение в начальной школе нетрадиционных уроков способствует повышению интереса младших школьников к чтению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киселева Татьяна ГеннадьевнаУчитель начальных классов, МБОУ СОШ № 16, город Краснодарtanyshka82@inbox.ru

Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к чтению.

Проведение в начальной школе нетрадиционных уроков способствует повышению интереса младших школьников к чтению. Урок, типы уроков, недостатки уроков чтения, разновидности нетрадиционных уроков.

Современное общество ©требуетª от школы всесторонне и гармоничноразвитой личности, что понимается как развитие ребенка во всех направлениях, включая воспитание у учащихся воспитание самостоятельности, формирование адекватного отношения к окружающему миру в результате широкого познания его. Ведь давно известным и общепринятым является мнение: основу личности составляет то, что было заложено в детстве, в том числе и в начальной школе.Большую развивающую и познавательную роль играют в начальной школе уроки чтения, позволяющие не только расширить и углубить знания ребенка о мире на основе изучаемых произведений, но и дающие большие возможности для реализации воспитывающей функции процесса обучения, во время уроков чтения. Но, несмотря на большое количество достоинств, педагоги всё чаще отмечают несовершенство традиционного урока чтения, которое, прежде всего, связано с позициями учителя и ученика в учебном процессе: к сожалению, в большинстве случаев на уроках до сих пор субъектом обучения является учитель, а ученики в результате –всего лишь пассивными слушателями. В связи с этим возникает необходимость изменять и совершенствовать процесс обучения, а логичнее всего начинать с основной единицей принятой в российских школах классноурочной системы –урока. Ведь известно, что главным условием успешного обучения и воспитания в школе, тем более в начальной, является эффективность каждого урока.Следует отметить особую роль уроков чтения в системе уроков начальной школы. На современном этапе развития педагогической науки задачей этих уроков является не только формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного произведения (хотя нельзя отрицать их значимость и важность), но и формирование читательской самостоятельности, расширение знаний об окружающем мире, формирование мировоззрения и личностных качеств, привитие любви к чтению, что является очень важным и ценным, так как через чтение книг будет намного легче решить другие задачи процесса обучения и воспитания. Но каждый учитель сталкивается с проблемой: его ученики не любят читать. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время потому, что всё больше и чаще внимание детей привлекают такие атрибуты нашего времени как: телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, игровые приставки, сотовые телефоны и т.п. Все меньше и меньше детей интересуют книги, все реже обращаются они к ним. К большому сожалению, подрастающее поколение не любит читать. Но как трудно будет ©нечитающемуª человеку не только в учебе, да и в дальнейшей жизни. В связи сэтим на школе, особенно начальной, лежит большая ответственность за жизни ее учеников.Таким образом, перед учителями начальной школы и перед всей педагогической наукой стоит вопрос: как построить процесс обучения чтению, чтобы развить и повысить интерес младших школьников к чтению в сочетании с усовершенствованием и самого урока чтения?Решением данного вопроса могут послужить нетрадиционные уроки чтения, построенные в соответствии с особенностями организации познавательной деятельности младших школьников и во многом отличающиеся от традиционных, выступающие как средство повышения эффективности процесса обучения.В последнее время многие педагоги и психологи отмечают необходимость изменения, усовершенствования традиционного урока, не умаляя его достоинств. Глубокие теоретические сведения об организации учебновоспитательного процесса и уроке, изложенные в трудах педагогов и психологов: Чередова М.И., Онищука В.А., Махмутова М.И., Занкова Л.В., Лернера И.Я., Щетинина М.П., Львова М.Р., Выготского А.В., Крутецкого В.А. и других –служат научным ориентиром для исследовательского поиска по проблеме усовершенствования организации учебновоспитательного процесса и, в частности, уроков чтения в начальной школе. Анализ методикопедагогической периодической печати (журналов ©Начальная школаª, ©Начальная школа: плюсминусª и газет ©Первое сентябряª, ©Начальная школаª) показывает, что этот вопрос всё чаще и чаще привлекает внимание и учителей, работающих в начальной школе.Как показывает практика, проведение нетрадиционных уроков наряду с традиционными дает положительные результаты: способствует повышению читательской активности школьников, интереса к книге и чтению.Классноурочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученыхпедагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами инедостатками в многочисленных фундаментальных педагогических трудах, а также в трудах по педпсихологии. Несмотря на большое количество мнений относительно классноурочной системы, авторы этих трудов едины в том, что ©классноурочная система обучения по сравнению с индивидуальной имеет ряд преимуществ: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебновоспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знаниюª.[1]Но, несмотря на большое количество достоинств, классноурочной системы и ее всемирное признание и использование, она имеет большое количество и недостатков, которые должен пытаться исправить каждый педагог, привнося в эту систему обучения новые дополнения и исправления: классноурочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных способностей учеников в организационноиндивидуальной работе с ними как по содержанию, так и потемпам и методамобучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.©Работа в навязанном темпе, отмечал Е.Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классноурочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классноурочная система, как справедливо отмечает Ч.Куписевич, навязывает учащимися искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок,этот типичный атрибут классноурочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебыª.[2]Несомненно, критические высказывания в адрес классноурочной системы, особенно усилившееся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиковпедагогов, и учителейпрактиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой, путей совершенствования, модификации и модернизации классноурочной организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психологопедагогической науки.©Урок чтения в начальных классах –вид уроков русского языка; его главные задачи: воспитание учащихся, приобщение их к образцам литературы, образцам русского языка; формирование навыка достаточно быстрого (беглого), правильного, сознательного и выразительного чтения; обучение анализу и пониманию идейнохудожественных произведения; обогащение словаря, развитие речи учащихся –главным образом путем бесед, пересказов, составления планов, рассказов…Структура уроков чтения свободная, но есть требование: основную часть времени на уроках чтения посвящать выработке навыка чтения. Основные виды работы на уроке: чтение –подготовленное и неподготовленное, вслух и про себя, выборочное в лицах, индивидуальное и хоровое и т.д.; анализ содержания –беседы, ответы на вопросы, составление плана, озаглавливание частей; отработка выразительности чтения, заучивание стихотворений наизусть, декламация, драматизация; пересказы различных видов,изложения, иллюстрирование, творческие пересказы, анализ языка, словарная работа, пересказы учащихся.ª [3]Трудно переоценить значение уроков чтения в начальной школе. Не только на начальном этапе, а вообще в школе эффективность обучения по всем предметам и зависит от того, какие знания, умения, навыки приобретут на этих уроках дети. Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от уроков классного чтения в начальной школе. На уроках классного чтения младший школьник выходит за пределы своей семьи, школы –в большую и дружную семью своего народа и в мир всей планеты. Классное чтение способствует формированию у детей правильных взглядов на мир и правильного отношения к нему.Методисты и учителя стремятся установить своеобразие уроков чтения, исходя из характера, вида, жанра читаемого произведения, точнее раскрыть зависимость построения уроков от образовательновоспитательных задач и выявить основные типы уроков; определить общие элементы в построении уроков чтения разных произведений. Все эти поиски направляются на то, чтобы найти пути повышения образовательновоспитательного значения уроков, пути управления процессом познавательной деятельности учащихся на уроках классного чтения.При построении урока классного чтения обычно учитывается характер восприятия детьми читаемого произведения. С учетом этого и определяется структура урока, и отбираются методы работы. В опыте школ еще наблюдается некий разнобой: одни учителя стремятся строить уроки, придерживаясь установившейся структуры, другие вносят в эту структуру существенные изменения и используют только те ее части, которые соответствуют основным этапам восприятия детьми читаемого текста. Уроки чтения различаются по содержанию, поскольку в начальных классах читают разнообразные произведения. Но независимо от этого на всех уроках должны присутствовать все этапы восприятия произведения.Шаблон в построении уроков чтения нетерпим, т.к. каждое новое произведение отличается от ранее прочитанного темой, содержанием, композицией, идеей и художественными средствами. Отвергая однообразие уроков, педагоги учитывают, что суть дела заключается не в отрицании общепринятых структурных частей урока, а в наиболее целесообразном их сочетании.Анализ литературы позволяет сделать вывод, что типология уроков исследована все еще недостаточно. Вопросо классификации уроковдаже в общедидактическом плане трактуется поразному.

©В педагогической и методической литературе опубликован не один десяток различных классификаций уроков, но общепризнанной классификации до сего времени по существу нетª.[4]Вопрос о типах уроков это по сути дела вопрос о процессе овладения учебным материалом. Значит, и тип урока должен определяться этапами и характерами работы над материалом. Этот критерий в качестве ведущего и должен быть положен в основу деления уроков на типы. При отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы над материалом –объяснение, закрепление, обобщение и т.д.Урок чтения, как и любой другой, строится в соответствии с определенными требованиями, предъявляемыми педагогами, психологами и методиками.К сожалению, приходится отметить, что основные педагогические и гигиенические требования не всегда учитываются и реализуются на уроках чтения, и в результате –урокам чтения присущи многие недостатки. Уроки чтения и развитияречи должны, прежде всего, решать две задачи: нравственное воспитание и речевых навыков и навыка чтения. Но в практике школы не всегда наблюдается успешное решение этих задач. Причина этого кроется и в неправильной организации уроков чтения.Педагог В.И.Яковлева из Красноярска ©попыталась выявить наиболее распространенные недостатки урока чтения:1.Воспитательная работа проводится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не от эмоциональнообразного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным.2.Отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока, на осуществление которой должен быть направлен весь урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения.3.Уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи.4.Дети не заняты непрерывным целенаправленным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы.5.Многие уроки не дают возможности совершенствовать навыки чтения у всех и у каждого учащегося.6.Не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью детей. Неправильно понимая программное требование, ©главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстомª, учитель не оставляет времени для систематической работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления.7.Урок не захватывает эмоциональную сферу детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучнымª. [5] Как показывают наблюдения, практически на каждомуроке можно увидеть эти недостатки. Поэтому каждый учитель должен стараться их не допускать в своей деятельности.Все выше перечисленные недостатки характерны для традиционных уроков чтения классноурочной системы. Последнее время желая устранить многие недостатки урока и усовершенствовать его согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, педагогическая мысль продвинулась дальше, и потому в систему школьных уроков все чаще и чаще входят нетрадиционные типы уроков, их проведение обусловлено еще и изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе.Нетрадиционные типы уроков призваны смягчить негативные воздействия классноурочной системы, на взаимоотношения учителя и учеников своей новизной, яркостью, необычностью. Прежде всего значительно сокращается доля индивидуальноиллюстративного обучения и возрастает доля индивидуальнопроблемного. Преодолеваются недостатки традиционного урока: перегрузка учеников однотипной работой; их утомляемость и раздражительность; неумение учителя обучать способных детей; отсутствие индивидуализации и дифференциации в обучении; видимость активности вместо развития познавательных сил ребят; нерациональное распределение времени на уроке; игнорирование индивидуального темпа учения каждого ребенка; недостаточное обучение детей навыкам самостоятельной работы при выполнении классных и домашних заданий. Эти уроки должны позволить всем учащимся учиться в соответствии с их способностями, достигать высших результатов для себя, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, а также создать условия для усвоения опыта творческой деятельности.Грамотно разработанный урок изменяет позицию ученика в учебном процессе. Учащийся не только активно усваивает знания, овладевает необходимыми учениями, но и приобщается к опыту творческой деятельности, а пользуясь ею, развивает в себе эмоциональнооценочное (личностное) отношение к этой деятельности. В новых условиях ребенок овладевает не только типичными функциями ученика, но и приобретает умения, свойственные учителю: умение планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадание, помогать другому, контролировать, то есть приобретает умение не только учиться, но и учить.Но чтобы правильно организовать урок, необходимо помнить о некоторых особенностях младших школьников.Познавательная деятельность –один из видов воспитывающей деятельности. Ее цель –формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг.Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя –увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием.Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей данной деятельностьюзаставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научнопопулярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности.Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится для ребенка объектом освоения.Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детейк культуре умственного труда. Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире: политических, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение, изучение природных объектов явлений, знакомит с жизнью и деятельностью людей и т.д.Подбирая то или иное познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным; доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.Также многообразны и формы познавательной деятельности. Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, они должны отвечать следующим требованиям:1)формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей.Для этого учителю рекомендуется вести картотеку различных форм воспитательной работы с детьми;2)формы воспитательной деятельности учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и др.3)необходимы наглядность, яркость, красочностьоформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям в гости, и необычные элементы: специальные шапочки, гонг, ©наглядно оформленные для ©продажиª вещи на аукционе знаний; сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в ©Сказочной шкатулкеª и т.п. для младшего школьного возраста эмоциональны, чувствительны, и красочныеэлементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала. Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности, в этом возрасте, как известно, игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован,и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Но это уже задача для тех, кто работает со старшеклассниками. Использование занимательных форм создает радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы. Разновидности нетрадиционных уроков:1)Уроки –состязания.Для этих уроков характерны элементы состязательности, соревновательности. Состязанием (конкурсом) может быть как весь урок, так и его отдельные этапы. Разновидность таких уроков являются уроки –игры в стиле различных познавательноразвлекательных передач, которые хорошо знакомы всем детям: КВН, Поле Чудес, БрэйнРинг и т.п. Брэйн –Ринг. Задачи урока: развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в составе небольшой группы. Такой урок представляет собой состязание в быстроте, сообразительности. Само название брэйнринга говорит о том, что игроки собираются на площадке (ринге) для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Поле Чудес.©Поле Чудесª одна из самых распространенных и любимых сейчас познавательных игр. Она хорошо известна детям. Поэтому урок, построенный в стилеэтой игры, понравится детям. Задачи урока:стимулировать интерес к чтению; развивать смекалку, догадливость, творческие способности. Данный тип урока, так же, как и урок в стиле БрэйнРинга, проводится как закрепление или обобщение по какомулибо произведению или теме. Так как в данной игре принимают участие не все учащиеся, то предварительно все получают задание –подготовить рекламу по теме в юмористической форме. На подготовку дается несколько дней (по ходу изучения материала).Подобнымобразом можно проводить урокигру ©Что? Где? Куда?ª.Счастливый случай. Как и ©Поле Чудесª, эта игра, сойдя с экрана телевизора, прочно заняла свое место в жизни и также любима детьми. Задача игры: дать детям возможность показать свои знания не только программного материала, но и дополнительной литературы.КВН. Название хорошо знакомой детям телевизионной развлекательной передачи можно немного изменить –КВЧ (клуб веселых и начитанных) и сделать ее познавательной игрой. Само название говорит о том, что это веселое состязание команд по чтению. В нем могут участвовать 24 команды. Если играют 2 команды, остальные становятся болельщиками, так же поделившись на 2 команды.Задачи: при помощи веселых нестандартных заданий заинтересовать детей чтением; дать пищудля ума детям, увлекающимся чтением; тренировка быстроты реакции, находчивости.Что? Где? Когда?. Урок позволяет выявить самых эрудированных, любознательных, начитанных ребят в классе. Решаемые задачи: развитие познавательной активности учащихся; выявление и повышение авторитета наиболее смекалистых и способных к познавательной деятельности школьников.Урокконкурс. Конкурс –один из видов интеллектуального состязания. Задачи: испытать сообразительность ребят; развивать способность к выдумке; учить работать с книгой, искать нужную информацию. Участвуютнесколько команд. Урок начинается с представления команд. Далее проводятся конкурсы, содержательно связанные с темой урока. 2)Аукцион знаний. Этотурок потребует от детей знаний, которые они могут получить в период подготовки к уроку. Задачи урока: найти познавательный материал о какомлибо предмете, явлении, которое встречается в произведениях темы; учить целенаправленно работать с различными источниками знания; показать необъятность человеческих знаний даже о простых, известных всем предметах и явлениях. 3)Уроки –путешествия. Для проведения таких уроков используются карты, которые составляются учителем. Размеры этих карт должны быть такими, чтобы дети хорошо видели их содержание. Содержаниеих зависит от темы урока, его целей, знаний и подготовки учащихся и учителя и т.д. На карте проложен маршрут, по которому ученики совершают путешествие. Чтобы ©оживитьª карту, привлечь большее внимание детей, карту можно повесить на магнитной доске, чтобы в течение урока по ней можно было передвигать сказочных уроков. Урокипутешествия строятся в зависимости от темы урока и учебного материала на уроке:1)путешествие по какомулибо произведению;2)путешествие по нескольким изученным темам; Для проведения таких уроков используются карты, хотя можно уроки проводить и без карт. Можно привести примеры и других путешествий, для которых не нужны карты:1)путешествие в гости к какомулибо писателю, задачей которого является развитие интереса к творчеству этого писателя, творческих способностей, умение работать с литературой;2)путешествие в книжную страну с целью знакомства младших школьников с различными жанрами литературы, развития творческих способностей;3)путешествие в страну сказок иприключений. Задачи: привлечение внимания детей к сказкам, вызвать желание их читать; учить работать в составе микрогрупп. 4)Читай город. Задачи: познакомить детей с фондами школьной библиотеки; пробудить интерес к книгам; дать возможность сориентироваться в мире книг. В результате дети знакомятся с обширными запасами книг, имеющимися в школе.5)Уроки –споры, дискуссии.

Споры и дискуссии способствуют развитию речи школьников, формируют собственное мнение и умение его отстаивать. Для младших школьников это важно, так как их возрастной особенностью, отмечаемой психологами, является ориентация на мнение взрослогоучителя, родителей, старших ребят. Участие в спорах, дискуссиях (конечно, таких, которые можно провести в этом возрасте, а это нечто другое, в отличие от настоящей дискуссии) помогает младшему школьнику выработать свою точку зрения на определенные проблемы и вопросы. Урокиспоры строятся таким образом, чтобы в них сталкивались различные мнения, подходы и взгляды на мир, которые могут высказать как отдельные школьники, так и микроколлективы, в которые дети могут объединяться для защиты своего суждения. ©Шляпнаяª дискуссия. Эту форму придумали маленькие эльфины (так зовут ровесников наших младших школьников в детской организации Великобритании ©Лесной народª). Называют это ©хэт дибейтª, что порусски обозначает ©шляпнаяª дискуссия. Это интересный способузнать, что дети знают, что думают. Вопросы ©шляпнойª дискуссии проверяют не только смекалку детей, но и знания программного материала, и начитанность, и круг усвоенных жизненных представлений. Диспут. Диспут –публичный спор, обычно между двумя лицами, стоящими на противоположных позициях по одному вопросу. Проводится с целью установления истины. Используется как средство развития речи и мышления, полемических умений, готовности речи и быстроты речевых реакций. Организация диспута в начальной школе и его проведение аналогично организации и проведению семинара с той лишь разницей, что в отличии от группового столкновения мнений в диспуте происходит индивидуальное столкновение мнений на публике. Уроксеминар. Семинар –это обмен мнениями, обсуждение, споры, выступления детей по какимлибо интересующим всех вопросам. Семинар –это завершение большой работы по организации познавательной деятельности детей в течение определенного периода.6)

Книжная ярмарка.Это мероприятие призвано вызвать интерес к книге, воспитывать отношение к ней как к ценности. Можноустроить книжную ярмарку, на которую ребята приносят для обмена (или продажи) книги, которые они уже прочитали и хорошо знают; взамен они получат еще не читанные или книги, которые должны быть в хорошем состоянии. Ведь никому не хочется иметь старую потрепанную книжку. Если же дети по какимлибо причинам не могут принести книги, то их можно сделать на уроках труда, ИЗО. 7)Аукцион.

Часть книг (их надо отложить) продается на аукционе. Должна быть соответствующая обстановка: небольшое возвышение, гонг, молоток. Ведущий показывает книгу и спрашивает, кто желает ее приобрести. Эти дети и участвуют в аукционе. Они должны назвать автора, главных героев, ответить на другие вопросы, т.е. книга ©продаетсяª тому, кто больше о ней знает.8)Вернисаж. Авторы показывают свои рисунки, иллюстрации к книгам, а остальные дети должны назвать, к какому произведению они сделаны. Если ответ правильный, художник может подарить ответившему свой рисунок.9)Реклама книг. Каждый микроколлектив приносит (или берет в библиотеке) новую книгу и в разнообразной форме, творчески готовит ее рекламу. Называет к примеру, автора, название, зачитывает некоторые отрывки. Или в лицах разыгрывает диалог, или показывает иллюстрации.10)

Выставкасамодельных книжек, книжекмалышек. 11)

Устный журнал. Устный журнал –урокмероприятие, представляющий собой серию коротких выступлений (страничек) детей. Его задачи: развитие творческих способностей , речи, умения дружно и согласованно решать вопросы, вместе выступать.12)

Литературная гостиная.13)

Урокпрактикум.14)

Урокзачёт.Таковпримерный перечень нетрадиционных уроков чтения в начальной школе. Естественно, это не весь набор таких уроков, так как их количество и содержание зависитот творчества учителя, желания модифицировать и изменять формы организации процесса обучения.Говоряо нестандартных уроках чтения, следует заметить, что при проведении таких уроков учитель использует не только свой творческий потенциал, но и много сил и энергии. Но это лишь в том случае, если учителю такие уроки не хочется проводить. Но практика показывает, что такие уроки очень нравятся детям. Такие уроки следует применять не только потому, что они могут разнообразить процесс обучения (хотя и это не маловажно), но и потому, что с их помощью можно активизировать деятельность всех учащихся класса, показать значимость и ценность каждого ребенка, а также приобщить детей к чтению, что является очень важным не только на уроках чтения, а вообще в жизни. Самое важное в проведении нестандартных уроков –это умелая организация их и соответственно деятельности детей. Немаловажным является и содержание этих уроков, но оно уже зависит целиком и полностью от темы урока и творческого потенциала и мастерства учителя.Залогом успеха правильной организации таких уроков является систематичность и частота их проведения. Конечно же, основное место в системе уроков чтения занимают традиционные. Необязательным, да и не всегда возможным, является каждодневное проведение таких уроков, но проводить их стоит.

Список литературы.1. Жизнь и педагогическая деятельность И.С.Макаренко.http://knowledge.allbest.ru2. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.,19953. Львов М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка. М.,19884. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. М.,19675. Начальная школа. №6, 1996, с.12

KiselyovaTatyana GennadyevnaElementary school teacher, No. 16 MBOU SOSh, city of Krasnodar

Nonconventional lessons as means of increase of interest to reading.

Carrying out at elementary school of nonconventional lessons promotes increase of interest of younger school students to reading. Lesson, types of lessons, shortcomings of lessons of reading, version of nonconventional lessons.