Воспитание творчества у студентов
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53035
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбатова
Л.
Д. Воспитание творчества у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53035.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания творчества у студентов, выделяются условия и факторы, влияющие на становление творческого специалиста. Предлагается в организации учебного процесса основывается на педагогику творчества, предложенную Торренсом.
Ключевые слова:
творчество, воспитание, условия развития способностей, самовыражение, педагогика творчества
Текст статьи
1
Курбатова Лариса ДжоновнаПреподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО ЛО ©Техникум водного транспортаª, г. Шлиссельбургlarisakurbatova2011@mail.ruВоспитание творчества у студентовВ статье рассматриваются вопросы воспитания творчества у студентов, выделяются условия и факторы, влияющие на становление творческого специалиста. Предлагается в организации учебного процесса основывается на педагогику творчества, предложенную Торренсом. Ключевые слова: творчество, воспитание, условия развития способностей, самовыражение, педагогика творчества.2
Тема творчества и ее значение в жизни человека поднималась еще древними философами Демокритом, Гераклитом, Платоном. Ее продолжили такие ученые как О.С. Анисимов, Д.Б.Богоявленская, В.Н. Дружинин, Б.Н. Никитин и многие другие. Но их деятельность в основном направлена на изучение творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы же творческой деятельности подростков и выпускников лицеев и колледжей затронуты недостаточно, а от того, какими придут во взрослую жизнь вчерашние подростки зависит не только их будущее, но будущее нашей страны. Бесталанных людей не существует, в каждом из нас заложен определенный потенциал, который необходимо найти и развить, ведь только в этом случае возможно приложение сил человека, максимально раскрывающее его творческие и личностные качества. В свете этого закономерными являются вопросы: почему не все люди реализуют свой творческий потенциал и от чего этого зависит? Каковы условия воспитания творчества? Проблема воспитания творчества у студентов особенно актуальна в наше время, так как простые исполнители, освоившие определенные умения и навыки не нужны современному работодателю. По данным опроса работодателей базовых предприятий, предоставляющих рабочие места выпускникам, ими востребованы специалисты, обладающие мобильностью, творческим подходом к своей профессии, умеющие достаточно быстро принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях. Что же такое творчество? В научной литературе существует множество понятий, определяющих этот феномен. Так, согласно ©Толковому словарю русского языкаª С.И. Ожегова, понятие творчество определяется как ©…создание новых по замыслу культурных и материальных ценностейª[1].. Основываясь на работах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинин считает, что творчество может быть определено как выход за некоторые пределы (знаний или ситуации) [2]. В.В. Розанов говорит, о том, что ©человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творитьª[3]. При всей своей многоликости они едины в одном основой творчества служит поиск новых, нестандартных решений, выход за рамки общепринятых норм, создание чего то нового. И тут важно отметить, что сами идеи это еще не творчество, на основании их должен быть создан конкретный продукт: изобретение, произведение искусства, который и будет являться творческим.Любая деятельность, в том числе и творческая, происходят при определенных условиях, возникающих под воздействием социальной среды, которая оказывает несомненное влияние на формирование и развитие творческих способностей. Каковы же эти условия? Исследователи основную роль в воспитании и развитии творческих способностей отводят влиянию семейных отношений. В частности В.Н. Дружинин говорит о том, что: ©Семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию творчества у ребенкаª [2]. Ученый считает, что творчество поддается воспитанию и развитию, особенно в сензитивные периоды, к которым относится и 3
подростковый возраст, то есть время, когда молодой человек начинает выбирать и осваивать профессию, обучаясь в профессиональном учебном заведении. Для того чтобы процесс обучения стал и процессом воспитания творчества, необходимо создать такие условия, при которых бы возникали и развивались черты, характерные для творческой личности. Кроме того, говоря о творчестве в процессе обучения, речь должна идти как о творчестве преподавателей, так и о творчестве студентов. ©Учебнотворческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебнотворческая деятельность педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебнотворческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формальноличностных,сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельностиª[4]. Для того чтобы воспитывать творческих студентов, необходимо, чтобы они признали творчество как таковое, как ценность. В первую очередь внимание педагога должно быть направлено на развитие нестандартного мышления. Важно, чтобы студенты не просто изучили и знали какой либо предмет, но и умели думать, искать и находить творческое приложение этих знаний на практике. Им должно быть интересно осваивать дело, которое они выбрали, попутно осознавая, что выбор правильный, а дело творческое. Простая передача знаний не только не актуальна, она вредна, так как не оставляет места для воспитания творчества, не дает развитию собственной мысли, возможных при самостоятельном поиске, исследовании поставленной проблемы. ©Обучение не может быть сведено лишь к приобретению умений и навыков, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчествеª [3]. Здесь и возникает одно из главных противоречий, препятствующих воспитанию творчества у студентов: преподаватели стремятся именно к передаче определенного объема знаний, им ©некогдаª заниматься развитием так называемой креативности. И это не верно, потому что сами по себе знания и умения мертвые инструменты, а чтобы зазвучала музыка, необходимо привнести творческое начало. Нужно активно вовлекать студентов в поисковую деятельность, ставить перед ними такие задачи, для нахождения ответов на которые они вынуждены будут включать свой творческий и исследовательский потенциал, будут искать и открывать новые знания, новые возможности нестандартных решений проблемы. В противном случае знания останутся чем то чужим и инородным. Таким образом, одним из важнейших условий воспитания творчества у студентов является исследовательская деятельность (под руководством преподавателя). Следующим условием является организация самого учебного процесса, которая должна включать в себя такие элементы как: проблемное обучение, развитие у студентов навыков анализа, синтеза, умения оценивать различные ситуации. Выделим факторы, которые влияют на воспитание творчества у студентов. По мнению С.Д. Пинчука их пять:
уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), 4
стимулирующих процесс творчества;формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания [5]. Наряду с этим, существует и ряд противоречий, которые препятствуют воспитанию и развитию творчества у студентов. Основываясь на мнение А.М. Матюшкина, можно выделить следующие:
противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач;противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;
противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом. Для того, чтобы в борьбе со сложившимися стереотипами победило творчество, Торренс предлагает основываться в организации учебного процесса на педагогику творчества, основными принципами которой могут быть названы: признание ранее непризнанных возможностей; уважение желания студента работать самостоятельно; создание условий для конкретного воплощения идеи; исключение давления; одобрение результатов деятельности учащихся в какойлибо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности, оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений и т.д. [5]. Именно такой подход позволит создать ту среду, в которой возможно воспитание творчества у будущих специалистов.Творчество это естественное состояние человека, именно в процессе творения он раскрывается как в личностном, так и в профессиональном плане, что делает его жизнь яркой, насыщенной, позволяющей жить с полной отдачей, выходить за рамки общепринятых парадигм. И задача образования воспитать и развить творческие способности у студентов, помочь им разбудить тот потенциал немереных сил, который сделает их счастливыми, востребованными людьми.
5
Ссылки на источники1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989 750с.2.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб: ©Питерª, 2000.
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: ФолиоАст, 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
5. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. 2008.
Авторская справкаLarisa Dgonovna KURBATOVALeningrad region The Technical College of Water TransportLeningrad region town Shlisselburg Zatonnaja 1The Training of the creative works of the studentsIn the article is considered the guestions of the training the creative works of the students, there are chosen the conditions and factors influencing on the formation of the creative specialists. It is offered on the organization of the educational process to be based on the pedagogical science of creation which was offered bu Torrens.The main words: creative work, education, conditions, development of abilities, self expression.
Курбатова Лариса ДжоновнаПреподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО ЛО ©Техникум водного транспортаª, г. Шлиссельбургlarisakurbatova2011@mail.ruВоспитание творчества у студентовВ статье рассматриваются вопросы воспитания творчества у студентов, выделяются условия и факторы, влияющие на становление творческого специалиста. Предлагается в организации учебного процесса основывается на педагогику творчества, предложенную Торренсом. Ключевые слова: творчество, воспитание, условия развития способностей, самовыражение, педагогика творчества.2
Тема творчества и ее значение в жизни человека поднималась еще древними философами Демокритом, Гераклитом, Платоном. Ее продолжили такие ученые как О.С. Анисимов, Д.Б.Богоявленская, В.Н. Дружинин, Б.Н. Никитин и многие другие. Но их деятельность в основном направлена на изучение творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы же творческой деятельности подростков и выпускников лицеев и колледжей затронуты недостаточно, а от того, какими придут во взрослую жизнь вчерашние подростки зависит не только их будущее, но будущее нашей страны. Бесталанных людей не существует, в каждом из нас заложен определенный потенциал, который необходимо найти и развить, ведь только в этом случае возможно приложение сил человека, максимально раскрывающее его творческие и личностные качества. В свете этого закономерными являются вопросы: почему не все люди реализуют свой творческий потенциал и от чего этого зависит? Каковы условия воспитания творчества? Проблема воспитания творчества у студентов особенно актуальна в наше время, так как простые исполнители, освоившие определенные умения и навыки не нужны современному работодателю. По данным опроса работодателей базовых предприятий, предоставляющих рабочие места выпускникам, ими востребованы специалисты, обладающие мобильностью, творческим подходом к своей профессии, умеющие достаточно быстро принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях. Что же такое творчество? В научной литературе существует множество понятий, определяющих этот феномен. Так, согласно ©Толковому словарю русского языкаª С.И. Ожегова, понятие творчество определяется как ©…создание новых по замыслу культурных и материальных ценностейª[1].. Основываясь на работах Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинин считает, что творчество может быть определено как выход за некоторые пределы (знаний или ситуации) [2]. В.В. Розанов говорит, о том, что ©человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творитьª[3]. При всей своей многоликости они едины в одном основой творчества служит поиск новых, нестандартных решений, выход за рамки общепринятых норм, создание чего то нового. И тут важно отметить, что сами идеи это еще не творчество, на основании их должен быть создан конкретный продукт: изобретение, произведение искусства, который и будет являться творческим.Любая деятельность, в том числе и творческая, происходят при определенных условиях, возникающих под воздействием социальной среды, которая оказывает несомненное влияние на формирование и развитие творческих способностей. Каковы же эти условия? Исследователи основную роль в воспитании и развитии творческих способностей отводят влиянию семейных отношений. В частности В.Н. Дружинин говорит о том, что: ©Семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию творчества у ребенкаª [2]. Ученый считает, что творчество поддается воспитанию и развитию, особенно в сензитивные периоды, к которым относится и 3
подростковый возраст, то есть время, когда молодой человек начинает выбирать и осваивать профессию, обучаясь в профессиональном учебном заведении. Для того чтобы процесс обучения стал и процессом воспитания творчества, необходимо создать такие условия, при которых бы возникали и развивались черты, характерные для творческой личности. Кроме того, говоря о творчестве в процессе обучения, речь должна идти как о творчестве преподавателей, так и о творчестве студентов. ©Учебнотворческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебнотворческая деятельность педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебнотворческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формальноличностных,сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельностиª[4]. Для того чтобы воспитывать творческих студентов, необходимо, чтобы они признали творчество как таковое, как ценность. В первую очередь внимание педагога должно быть направлено на развитие нестандартного мышления. Важно, чтобы студенты не просто изучили и знали какой либо предмет, но и умели думать, искать и находить творческое приложение этих знаний на практике. Им должно быть интересно осваивать дело, которое они выбрали, попутно осознавая, что выбор правильный, а дело творческое. Простая передача знаний не только не актуальна, она вредна, так как не оставляет места для воспитания творчества, не дает развитию собственной мысли, возможных при самостоятельном поиске, исследовании поставленной проблемы. ©Обучение не может быть сведено лишь к приобретению умений и навыков, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчествеª [3]. Здесь и возникает одно из главных противоречий, препятствующих воспитанию творчества у студентов: преподаватели стремятся именно к передаче определенного объема знаний, им ©некогдаª заниматься развитием так называемой креативности. И это не верно, потому что сами по себе знания и умения мертвые инструменты, а чтобы зазвучала музыка, необходимо привнести творческое начало. Нужно активно вовлекать студентов в поисковую деятельность, ставить перед ними такие задачи, для нахождения ответов на которые они вынуждены будут включать свой творческий и исследовательский потенциал, будут искать и открывать новые знания, новые возможности нестандартных решений проблемы. В противном случае знания останутся чем то чужим и инородным. Таким образом, одним из важнейших условий воспитания творчества у студентов является исследовательская деятельность (под руководством преподавателя). Следующим условием является организация самого учебного процесса, которая должна включать в себя такие элементы как: проблемное обучение, развитие у студентов навыков анализа, синтеза, умения оценивать различные ситуации. Выделим факторы, которые влияют на воспитание творчества у студентов. По мнению С.Д. Пинчука их пять:
уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), 4
стимулирующих процесс творчества;формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания [5]. Наряду с этим, существует и ряд противоречий, которые препятствуют воспитанию и развитию творчества у студентов. Основываясь на мнение А.М. Матюшкина, можно выделить следующие:
противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач;противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;
противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом. Для того, чтобы в борьбе со сложившимися стереотипами победило творчество, Торренс предлагает основываться в организации учебного процесса на педагогику творчества, основными принципами которой могут быть названы: признание ранее непризнанных возможностей; уважение желания студента работать самостоятельно; создание условий для конкретного воплощения идеи; исключение давления; одобрение результатов деятельности учащихся в какойлибо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности, оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений и т.д. [5]. Именно такой подход позволит создать ту среду, в которой возможно воспитание творчества у будущих специалистов.Творчество это естественное состояние человека, именно в процессе творения он раскрывается как в личностном, так и в профессиональном плане, что делает его жизнь яркой, насыщенной, позволяющей жить с полной отдачей, выходить за рамки общепринятых парадигм. И задача образования воспитать и развить творческие способности у студентов, помочь им разбудить тот потенциал немереных сил, который сделает их счастливыми, востребованными людьми.
5
Ссылки на источники1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989 750с.2.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб: ©Питерª, 2000.
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: ФолиоАст, 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
5. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. 2008.
Авторская справкаLarisa Dgonovna KURBATOVALeningrad region The Technical College of Water TransportLeningrad region town Shlisselburg Zatonnaja 1The Training of the creative works of the studentsIn the article is considered the guestions of the training the creative works of the students, there are chosen the conditions and factors influencing on the formation of the creative specialists. It is offered on the organization of the educational process to be based on the pedagogical science of creation which was offered bu Torrens.The main words: creative work, education, conditions, development of abilities, self expression.