«Пирамида справедливости» в контексте потребностей общества.
Выпуск:
ART 53038
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исанбаева
С.
Д. «Пирамида справедливости» в контексте потребностей общества. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
181–185. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53038.htm.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что современное общество характеризуется социальными аномалиями (финансовым кризисом, безработицей, социальными конфликтами и нестабильностью), которые провоцируют не только рост общественной несправедливости, но и связанное с нею причинение страданий людям.
Государство и граждане ориентируются на социальную справедливость, поскольку это необходимо для стабильности нашего общества.
Текст статьи
Исанбаева София Давлетбаевнак.ф.н., доцентКумертаускийфилиал ОГУ, г. Кумертау
IsanbaevaSD@kfosu.edu.ru
«ПИРАМИДАСПРАВЕДЛИВОСТИ»В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА
Аннотация:актуальность статьи обусловлена тем, что современное общество характеризуется социальными аномалиями (финансовым кризисом, безработицей, социальными конфликтами и нестабильностью), которые провоцируют не только рост общественной несправедливости, но и связанное с нею причинение страданий людям.Государство и граждане ориентируются на социальную справедливость, поскольку это необходимо для стабильности нашего общества.Ключевые слова: справедливость, общество, потребности, социальные институты.
Справедливость –это одно из свойств аксиологии, к которому стремится всё общество в целях своего совершенствования.Понятие справедливость относится не только к оценке поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества в целом, к характеру социальных отношений. Справедливость характеризует отношение человека к человеку, социальной общности.Ценность справедливости состоит в том, что она заключает в себе позитивные элементы. Соблюдение в обществе норм социальной справедливости способствует укреплению жизненных сил граждан и дальнейшему прогрессу общества.Вопрос о социальной справедливости встаёт наиболее остро в переломные моменты истории. Справедливость, как одна из сложнейших социальнофилософских категорий, затрагивает сферы социальных отношений. Еёосуществление связано с социальными, экономическими, политическими, правовыми и нравственными отношениями общества.Ж. Пиаже [2] разбил справедливость на два моральных этапа, выделив в них:
«принудительную мораль»; она осваивается ребенком с самого момента рождения;на данной стадии взрослый человек, родитель объясняет ребенку требования жизни (положительные и отрицательные стороны) и внушает, какие из них следует считать правильными;
«кооперативную мораль»; связанную с интересами и взглядами коллектива людей и предполагающую, что при гармонизации интересов всего коллектива достигается социальная и духовная справедливость.Подход Жана Пиаже был более подробно изучен Л. Колбергом[3], представленный им в виде иерархического морального развития справедливости у человека, которая состоит из шести возрастающих стадий. И если их конкретизировать, то получается следующее: послушание, взаимное соглашение, межличностное понимание, принятие социальных и правовых норм, самоактуализация, следование моральным правилам.Можно сделать следующий вывод: чувство справедливости развивается с самого детского возраста и основывается на социальных установках, которые внушают своим детям родители.Огромная роль в формировании чувства справедливости у человека отводится влиянию государственной политики, поскольку она также способствует полноценному развитию человека.Социальная справедливость выступает фактором единства и стабильности нашего общества, поскольку она должна своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе, вырабатывая более новые и гибкие принципы реализации социальной политики, воплощения социальной политики. При этом под политической властью нами понимаются отношения политиков и населения, отношения господства и подчинения. В политическую элиту входят люди, наделенные определенной властью, контроль за которой осуществляет государство. Государственная власть –это стабильный политический институт; соответственно, политическая власть наделена государственной властью. Конечно, необходимо разграничивать понятияполитической власти и власти государственной, ведь политики наделяются государственной властью на определенное время, а государственная власть продолжает функционировать.Нравственное понимание справедливости включает в себя, прежде всего, стремление людей найти меру в человеческих поступках и действиях, постоянно соизмерять их с требованиями всего общества. Понятие справедливости применимо не только к оценке различных общественных явлений, но и с её помощью может быть рассмотрено отношение личности к социальной общности, а также к сфере межличностных отношений.Моральная справедливость в межличностных отношениях способствует укреплению истинно человеческих отношений между людьми.В современном российском обществе выбран подход в распределительной политике,который соединил идеи либералов и консерваторов в области решения проблем социальной справедливости.Данный подход включает в себя: 1) создание условий для реализации своих трудовых, интеллектуальных ресурсов с целью улучшения своего благосостояния; 2) социальную защиту населения, поддерживаемую государством, гарантированную социальную помощь особо нуждающимся категориям граждан, например инвалидам, многодетным семьям, матерямодиночкам.Данный подход определенным образом помогает бороться с экономической бедностью, и тем самым способствует гармонизации социальных отношений.Если бы у всех членов общества доходы были высокими и равномерно распределёнными, то это позволило бы наиболее полно удовлетворять физиологические и духовные потребности людей.Реализуемые экономические реформы российское общество оценивает как выполнение одного из принципов социальной справедливости –выражение интересов граждан.Закон и правопорядок основаны на принципе справедливости, поскольку речь идёт об их моральном обосновании. Сама по себе справедливость, основанная на законе, есть ничто без милосердия, дух которого, мы можем наблюдать в росте благотворительности.Современная правовая система взаимодействует с экономикой, политикой, моралью, государством и служит для достижения справедливого социального и национального согласия, обеспечения защиты интересов человека и общества в целом.Правовая система выступает гарантом стабильности общества, выступая критерием справедливости в отношениях между людьми и социальными группами. Обеспечивается это регулирование с помощью обязанностей, увеличивая гражданскоправовую активность граждан.Во все времена люди любили и ненавидели и, тем не менее, искали справедливость, поэтому она сохраняет целостность общественного организма.Исследовав значение и проявление справедливости в регулировании общественных отношений, автор пришёл к выводам, что аксиологические аспекты справедливости можно соотнести с иерархическими потребностями людей.Напомним, что известный американский социолог, психолог Абрахам Харальд Маслоу (19081970)[1]создал иерархическую модель потребностей и мотиваций, изобразив еёв виде пирамиды.В ней он выделил 5 (пять) главных уровней потребностей, такие как: физиологические (пища, одежда, жилье и т.д.); экзистенциальные (безопасность, стабильность условий жизни, справедливость); социальные (принадлежность к коллективу, участие в трудовой деятельности, общение); престижные (уважение, статус, карьерный рост, признание); потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности) (см. рис. 1).
Рис. 1. Пирамида иерархических потребностей А. Маслоу.
Согласно данной пирамиде, личность на протяжении жизни продвигается снизу вверх. Анализируя пирамиду, мы наблюдаем, что в еёоснове лежат физиологические потребности человека, соответственно являющиеся основными для него, естественно без еды и жилья человек просто не смог бы существовать. Далее, что находится выше первого уровня, отличает нас от животных и растений, то есть реализуются уже социальные потребности. Для человека главной считается та потребность, которая реализуется на данный момент.
Рис. 2. «Пирамида справедливости».
Поясним структуру «Пирамиды справедливости»:
первая ступень (основа), здесь находится экономический аспект, подразумеваются стартовые возможности, социальная защита, рынок, благосостояние и т.д., потому что каждому человеку необходимы финансовые средства для удовлетворения основных физиологических и физических потребностей;
вторая ступень юридический аспект(подразумевает Международные права человека, Кодексы, Конституции и т.п.), так как человеку для полноценной жизни необходимы: безопасность, стабильность и мир в обществе;
третья ступень –социальнопсихологический аспект (регулирующий межличностные, внутриличностные и межгрупповые отношения и т.п.), как одно из условий стабильности социальной системы;
четвертая ступень –политический аспект (подразумевает социальную политику, профсоюз, социальные институты, демократию и т.п.), так как социальная политика нашего государства должна справедливо контролировать медицину, здравоохранение, образование и т.д.;
пятая ступень (вершина) –моральнонравственная справедливость, так как автор считает, что она является идеалом в обществе (подразумевая религию, мораль, нравственность, этику, эстетику и т.д.).Можно отметить, что справедливостьвыступает как нравственный регулятор во взаимоотношениях людей, отношении личности к обществу, она имеет эмоциональное проявление в виде нравственного переживания или удовлетворения, возмущения и т.д. Моральное побуждение подталкивает человека к определенным действиям. Социальная справедливость связывается с идеей «справедливого общества», для которого характерно: доступное образование, медицинское обслуживание, демократия, борьба с коррупцией, равная ответственность перед законом и т.д. Для осуществления справедливости необходимо искоренить голод и нищету, безработицу, социальные болезни, социальный и национальный гнёт, экономическое неравенство между людьми.Экономическая справедливость
Юридическая справедливостьСоциальнопсихологическая справедливость
Политическая справедливость
Моральнонравственная
справедливость
При отсутствии справедливости ни о какой стабильности в обществе, безопасности его граждан, достойном жизненном уровне, социальном развитии и речи быть не может. Справедливость становится, таким образом, важным условием существования человеческого сообщества.Итак, автор,рассмотревсоотношение социальной справедливости и потребностей общества, как важные условиячеловеческого сообщества, пришёл к выводу, что категорию «справедливость» можно представить в виде «Пирамиды справедливости».
Ссылки на источники:
1.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Алетейя, 1999. С.77.2.Пиаже Ж. Моральные суждения у ребенка. М.: Академия. 2008.3.Рахматуллина З.Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа: РИО БашГУ. 2009.
Isanbaeva Sofiy DavletbaevnaKumertau branch of Orenburg State University, Kumertau
The urgency is caused by the fact that modern society is characterized by social anomalies (the financial crisis, unemployment, social conflicts and instability), which provoked not only the growth of social injustice, but also dueto her suffering to the people.
The state and the citizens focus on social justice, insofar as this is necessary for the stability of our society.Key word: fairness, society, needs, recondition.
IsanbaevaSD@kfosu.edu.ru
«ПИРАМИДАСПРАВЕДЛИВОСТИ»В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА
Аннотация:актуальность статьи обусловлена тем, что современное общество характеризуется социальными аномалиями (финансовым кризисом, безработицей, социальными конфликтами и нестабильностью), которые провоцируют не только рост общественной несправедливости, но и связанное с нею причинение страданий людям.Государство и граждане ориентируются на социальную справедливость, поскольку это необходимо для стабильности нашего общества.Ключевые слова: справедливость, общество, потребности, социальные институты.
Справедливость –это одно из свойств аксиологии, к которому стремится всё общество в целях своего совершенствования.Понятие справедливость относится не только к оценке поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества в целом, к характеру социальных отношений. Справедливость характеризует отношение человека к человеку, социальной общности.Ценность справедливости состоит в том, что она заключает в себе позитивные элементы. Соблюдение в обществе норм социальной справедливости способствует укреплению жизненных сил граждан и дальнейшему прогрессу общества.Вопрос о социальной справедливости встаёт наиболее остро в переломные моменты истории. Справедливость, как одна из сложнейших социальнофилософских категорий, затрагивает сферы социальных отношений. Еёосуществление связано с социальными, экономическими, политическими, правовыми и нравственными отношениями общества.Ж. Пиаже [2] разбил справедливость на два моральных этапа, выделив в них:
«принудительную мораль»; она осваивается ребенком с самого момента рождения;на данной стадии взрослый человек, родитель объясняет ребенку требования жизни (положительные и отрицательные стороны) и внушает, какие из них следует считать правильными;
«кооперативную мораль»; связанную с интересами и взглядами коллектива людей и предполагающую, что при гармонизации интересов всего коллектива достигается социальная и духовная справедливость.Подход Жана Пиаже был более подробно изучен Л. Колбергом[3], представленный им в виде иерархического морального развития справедливости у человека, которая состоит из шести возрастающих стадий. И если их конкретизировать, то получается следующее: послушание, взаимное соглашение, межличностное понимание, принятие социальных и правовых норм, самоактуализация, следование моральным правилам.Можно сделать следующий вывод: чувство справедливости развивается с самого детского возраста и основывается на социальных установках, которые внушают своим детям родители.Огромная роль в формировании чувства справедливости у человека отводится влиянию государственной политики, поскольку она также способствует полноценному развитию человека.Социальная справедливость выступает фактором единства и стабильности нашего общества, поскольку она должна своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе, вырабатывая более новые и гибкие принципы реализации социальной политики, воплощения социальной политики. При этом под политической властью нами понимаются отношения политиков и населения, отношения господства и подчинения. В политическую элиту входят люди, наделенные определенной властью, контроль за которой осуществляет государство. Государственная власть –это стабильный политический институт; соответственно, политическая власть наделена государственной властью. Конечно, необходимо разграничивать понятияполитической власти и власти государственной, ведь политики наделяются государственной властью на определенное время, а государственная власть продолжает функционировать.Нравственное понимание справедливости включает в себя, прежде всего, стремление людей найти меру в человеческих поступках и действиях, постоянно соизмерять их с требованиями всего общества. Понятие справедливости применимо не только к оценке различных общественных явлений, но и с её помощью может быть рассмотрено отношение личности к социальной общности, а также к сфере межличностных отношений.Моральная справедливость в межличностных отношениях способствует укреплению истинно человеческих отношений между людьми.В современном российском обществе выбран подход в распределительной политике,который соединил идеи либералов и консерваторов в области решения проблем социальной справедливости.Данный подход включает в себя: 1) создание условий для реализации своих трудовых, интеллектуальных ресурсов с целью улучшения своего благосостояния; 2) социальную защиту населения, поддерживаемую государством, гарантированную социальную помощь особо нуждающимся категориям граждан, например инвалидам, многодетным семьям, матерямодиночкам.Данный подход определенным образом помогает бороться с экономической бедностью, и тем самым способствует гармонизации социальных отношений.Если бы у всех членов общества доходы были высокими и равномерно распределёнными, то это позволило бы наиболее полно удовлетворять физиологические и духовные потребности людей.Реализуемые экономические реформы российское общество оценивает как выполнение одного из принципов социальной справедливости –выражение интересов граждан.Закон и правопорядок основаны на принципе справедливости, поскольку речь идёт об их моральном обосновании. Сама по себе справедливость, основанная на законе, есть ничто без милосердия, дух которого, мы можем наблюдать в росте благотворительности.Современная правовая система взаимодействует с экономикой, политикой, моралью, государством и служит для достижения справедливого социального и национального согласия, обеспечения защиты интересов человека и общества в целом.Правовая система выступает гарантом стабильности общества, выступая критерием справедливости в отношениях между людьми и социальными группами. Обеспечивается это регулирование с помощью обязанностей, увеличивая гражданскоправовую активность граждан.Во все времена люди любили и ненавидели и, тем не менее, искали справедливость, поэтому она сохраняет целостность общественного организма.Исследовав значение и проявление справедливости в регулировании общественных отношений, автор пришёл к выводам, что аксиологические аспекты справедливости можно соотнести с иерархическими потребностями людей.Напомним, что известный американский социолог, психолог Абрахам Харальд Маслоу (19081970)[1]создал иерархическую модель потребностей и мотиваций, изобразив еёв виде пирамиды.В ней он выделил 5 (пять) главных уровней потребностей, такие как: физиологические (пища, одежда, жилье и т.д.); экзистенциальные (безопасность, стабильность условий жизни, справедливость); социальные (принадлежность к коллективу, участие в трудовой деятельности, общение); престижные (уважение, статус, карьерный рост, признание); потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности) (см. рис. 1).
Рис. 1. Пирамида иерархических потребностей А. Маслоу.
Согласно данной пирамиде, личность на протяжении жизни продвигается снизу вверх. Анализируя пирамиду, мы наблюдаем, что в еёоснове лежат физиологические потребности человека, соответственно являющиеся основными для него, естественно без еды и жилья человек просто не смог бы существовать. Далее, что находится выше первого уровня, отличает нас от животных и растений, то есть реализуются уже социальные потребности. Для человека главной считается та потребность, которая реализуется на данный момент.
Рис. 2. «Пирамида справедливости».
Поясним структуру «Пирамиды справедливости»:
первая ступень (основа), здесь находится экономический аспект, подразумеваются стартовые возможности, социальная защита, рынок, благосостояние и т.д., потому что каждому человеку необходимы финансовые средства для удовлетворения основных физиологических и физических потребностей;
вторая ступень юридический аспект(подразумевает Международные права человека, Кодексы, Конституции и т.п.), так как человеку для полноценной жизни необходимы: безопасность, стабильность и мир в обществе;
третья ступень –социальнопсихологический аспект (регулирующий межличностные, внутриличностные и межгрупповые отношения и т.п.), как одно из условий стабильности социальной системы;
четвертая ступень –политический аспект (подразумевает социальную политику, профсоюз, социальные институты, демократию и т.п.), так как социальная политика нашего государства должна справедливо контролировать медицину, здравоохранение, образование и т.д.;
пятая ступень (вершина) –моральнонравственная справедливость, так как автор считает, что она является идеалом в обществе (подразумевая религию, мораль, нравственность, этику, эстетику и т.д.).Можно отметить, что справедливостьвыступает как нравственный регулятор во взаимоотношениях людей, отношении личности к обществу, она имеет эмоциональное проявление в виде нравственного переживания или удовлетворения, возмущения и т.д. Моральное побуждение подталкивает человека к определенным действиям. Социальная справедливость связывается с идеей «справедливого общества», для которого характерно: доступное образование, медицинское обслуживание, демократия, борьба с коррупцией, равная ответственность перед законом и т.д. Для осуществления справедливости необходимо искоренить голод и нищету, безработицу, социальные болезни, социальный и национальный гнёт, экономическое неравенство между людьми.Экономическая справедливость
Юридическая справедливостьСоциальнопсихологическая справедливость
Политическая справедливость
Моральнонравственная
справедливость
При отсутствии справедливости ни о какой стабильности в обществе, безопасности его граждан, достойном жизненном уровне, социальном развитии и речи быть не может. Справедливость становится, таким образом, важным условием существования человеческого сообщества.Итак, автор,рассмотревсоотношение социальной справедливости и потребностей общества, как важные условиячеловеческого сообщества, пришёл к выводу, что категорию «справедливость» можно представить в виде «Пирамиды справедливости».
Ссылки на источники:
1.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Алетейя, 1999. С.77.2.Пиаже Ж. Моральные суждения у ребенка. М.: Академия. 2008.3.Рахматуллина З.Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа: РИО БашГУ. 2009.
Isanbaeva Sofiy DavletbaevnaKumertau branch of Orenburg State University, Kumertau
The urgency is caused by the fact that modern society is characterized by social anomalies (the financial crisis, unemployment, social conflicts and instability), which provoked not only the growth of social injustice, but also dueto her suffering to the people.
The state and the citizens focus on social justice, insofar as this is necessary for the stability of our society.Key word: fairness, society, needs, recondition.