Организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего инженера

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мерзлякова Н. С. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего инженера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53042.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной мобильности в контексте поликультурного образования, представлены организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего инженера и способы реализации выделенных условий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мерзлякова Наталья Сергеевнастарший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социальных дисциплинКумертауского филиала Оренбургского государственного университета, г. КумертауNatalyaS9@mail.ru

Организационнопедагогические условия формирования профессиональноймобильностибудущего инженера

Аннотация.В статье рассматривается понятие профессиональной мобильности в контексте поликультурного образования, представлены организационнопедагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего инженера и способы реализации выделенных условий.Ключевые слова:профессиональная мобильность, поликультурное образование,ценность,организационнопедагогические условия.

Процессы глобализации, активизация поликультурного диалога, международный обмен специалистами, трансфер технических и технологических идей и разработок, открытый доступ к специализированной литературе требует от профессионала владения теми инструментами, которые обеспечили бы эффективный уровень взаимодействия в процессе профессионального общения и совместной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость профессиональной подготовки инженеров, ориентированных в смежных областях профессиональной деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, что может быть реализовано за счет развивающего ресурса поликультурного образования. Одной из наиболее значимых сфер человеческой жизнедеятельности служит профессиональная сфера, в связи с чем актуальным становится изучение профессиональной мобильности как интегративной характеристики личности, определяющей готовностьк профессиональной деятельности и механизма ее адаптации к условиям производства. В основе концепции современного российского образования (бакалавриат / магистратура) лежит компетентностный подход, ориентированный на развитие компетенций и профессиональной мобильности в качестве результата образования. Изучение проблемы профессиональной мобильности показывает многообразие трактовок данного феномена: как готовностии способностиработника к смене выполняемых производственных заданий, к освоению новых специальностей (Э.Ф.Зеер) [1]; как механизма адаптации личности, связанного с процессом субъектного становления (Ю.Ю. Дворецкая) [2]; как ориентации личности, представленной в ее структуре в виде ценностносмыслового конструкта в единстве личностных качеств и образований (Л.А. Амирова) [3]; как критерия профессиональной компетентности (И.Г. Шпакина) [4];как интегративной характеристики готовности и способности личности к качественному и быстрому овладению ключевыми и профессиональными компетенциями (В.А. Солоненко) [5]; как характеристикиличности, необходимойдля интеграции профессионального развития (А.К. Маркова) [6]. По определению С.Е. Каплиной профессиональная мобильность ‬это ©интегративная характеристика готовности инженера к успешной адаптации в условиях производства, включающая совокупность базовых компонентов профессиональной культуры и профессиональной компетентностиª[7, C. 39]. А.Ю. Львов трактует данное понятие как ©длительный процесс количественных и качественных изменений личностных и деятельностных характеристик субъекта профессиональной деятельности, связанных с самопозиционированием на рынке труда под влиянием различных объективных и субъективных факторовª[8]. В контексте поликультурного образования мы определяем профессиональную мобильность как интегративную характеристику личности, определяющую успешную адаптацию к условиям рынка труда и поликультурной среды, готовность к вертикальным и горизонтальным карьерным перемещениям и конкурентоспособность будущего инженера на основе ресурсов субъектности.Сущность профессиональной мобильности мы рассматриваем как характеристику готовности будущего инженера к успешной адаптации в условиях производства и поликультурной среды, включающей совокупность знаний, умений и систему ориентаций на профессиональные и универсальные ценности.Формирование профессиональной мобильности личности происходит через механизм адаптации, позволяющий управлять ресурсами субъектности, к которым мы относим субъектную активность, ценностные ориентации, ценностное самоопределение и субъектный опыт. Ценностные отношения и ориентации актуализируют профессиональное самоопределение студентов и способствуют формированию профессиональной компетентности. В качестве базовых ценностей могут рассматриваться образование и профессия. Профессиональное самоопределение является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которое обеспечивает самореализацию личности и актуализацию всех ее возможностей. Модернизация высшего профессионального образования и интеграция его в мировое образовательное пространство предполагает приобщение к ценностям мировой культуры и, таким образом, позволяет трактовать понятие профессиональной мобильности с позиций аксиологического подхода. Базисным понятием в контексте аксиологического подхода является ценность, которая выступает связующим звеном между образованием и полилогом культур. Концепция диалога / полилога культур позволяет рассматривать поликультурное образованиекак способ приобщения студентов к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, обеспечивающего взаимодействие с представителями различных стран и успешную интеграцию в мировое культурное и образовательное пространство. В условиях глобализации, предполагающей культурное взаимодействие и сближение народов, поликультурное образование студентов средствами иностранного языка играет важную роль в процессе их развития, воспитания и культурного самоопределения. Мы согласны с трактовкой А.В.Кирьяковой, что ©университетское образовательное пространство (континуум) университета не может быть монокультурнымª[9, С. 11]. Вследствие чего поликультурное образование рассматривается как ценностносмысловое поле, способствующее развитию аксиологического потенциала личности, позволяющее будущему инженеру осуществлять межкультурное взаимодействие, проявлять понимание других культур и толерантность к их носителям. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества, и высшее учебное заведение имеет потенциальные возможности для разрешения проблемы толерантности. Толерантность является компонентом взаимодействия между людьми различных этносов, культур и для ее формирования необходима поликультурная среда, владеющая универсальнымиценностями. Мы следуем позиции Л.В. Колобовой, которая определяет поликультурное образование как процесс, в ходе которого происходит усвоение личностью этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [10]. Ценностносмысловые ориентиры поликультурного образования (единицы языка, многообразие культур, толерантность, межкультурное взаимодействие), личное позиционирование будущего инженера в культуре изучаемого языка представляют ресурс поликультурного образования, который обеспечивает формирование профессиональной мобильности в условиях глобализации. Культурнообразовательная среда способствует становлению гражданского, национального и профессионального самосознания. В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурное образование как среду познания и процесса формирования профессиональной мобильности, а язык ‬как инструмент целевой реализации. В процессе совместной деятельности педагога и студентов по изучению предмета или предметных областей средствами родного и иностранного языка достигается синтез профессиональных компетенций, что обеспечивает профессиональнозначимое владение иностранным языком. В ходе такого изучения предметов формируется интерес к будущей профессии, развиваются способности к иноязычному общению, умение извлекать новую информацию в сфере иноязычной профессиональной коммуникации, что способствует более успешной адаптации будущих инженеров к условиям современного мира. В этом отношении мы опираемся на точку зрения С.Е. Каплиной, которая рассматривает изучение иностранного языка в высшем техническом учебном заведении как важный фактор формирования профессиональной мобильности будущих инженеров, расширяющий возможности профессиональноличностного развития и осуществления профессиональной деятельности в межкультурном контексте[7]. Вместе с тем в нашем исследовании мы формируем профессиональную мобильность будущего инженера средствами поликультурного образования, поскольку ценности профессиональной мобильности и поликультурного образования находятся в диалектическом единстве. Поликультурное образование, при котором иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурноисторического опыта различных стран и народов, является определяющим фактором формирования профессиональной мобильности будущего инженера. Понятие ©профессиональная мобильностьª выражает сущность образовательного результата в контексте поликультурного образования. Профессиональная мобильность как образовательный результат представляетинтеграцию когнитивного, аксиологического и деятельностного аспектов. Процесс формирования профессиональной мобильности будущего инженера актуализируется на основе совокупности принципов, критериев, этапов и уровней, отражающей актуальность ценностносмысловых доминант поликультурного образования при реализации выделенных организационнопедагогических условий. В логике исследования организационнопедагогическими условиями формирования профессиональной мобильности будущего инженера средствами поликультурного образования являются:

моделирование профессиональноориентированных ситуаций, направленных на подготовку инженеров, способных вертикальным и горизонтальным карьерным перемещениям;

профессионализация содержания образования средствами иностранного языка и обращением к поликультурным ценностям и междисциплинарная интеграция лингвистических и профессиональных знаний с целью развития ресурсов субъектности будущего инженера (субъектная активность, ценностные ориентации, ценностное самоопределение и субъектный опыт);

формирование положительной мотивационноценностной ориентации, направленности на межкультурное взаимодействие и деятельное, творческое освоение нового в профессиональной сфере; реализация ценностносмыслового отношения к учебной профессиональноориентированной деятельности будущего инженера;

самоидентификация будущего инженера в поликультурном образовательном пространстве.Реализация первого организационнопедагогического условия ‬моделирование профессиональноориентированных ситуаций, направленных на подготовку инженеров, способных к вертикальным и горизонтальным карьерным перемещениям была представлена через подготовку индивидуальных и коллективных научноисследовательских работ (докладов, сообщений, презентаций, планпроспектов) по профилю будущей специальности или смежной с ней области в форме диалогов, полилогов, ролевых игр в виде импровизированных научнотехнических выставок, экскурсий на предприятия, деловых поездок с целью обмена опытом, закупки или продажи оборудования, проведения переговоров и встреч, что позволило студентам успешно проявить себя в разнообразных видах и формах инженерной деятельности, смоделировать реальную ситуацию формирования рабочей команды и вхождения в корпоративную культуру. Второе организационнопедагогическое условие ‬профессионализация содержания образования средствами иностранного языка и обращением к поликультурным ценностям; междисциплинарная интеграция лингвистических и профессиональных знаний с целью развития ресурсов субъектности будущего инженерареализовывалось посредством работы со страноведческими и профессиональноориентированными текстами и лексикокоммуникативными заданиями,что способствовало приобретению определенного уровня коммуникативной компетенции, обеспечивающей практическое использование языка, приобщение к многообразным источникам информации, формирование представлений о культуре межнациональных отношений и реалиях стран изучаемого языка и позволило органически связать языковые знания с будущей инженерной деятельностью. Третье организационнопедагогическое условие ‬формирование положительной мотивационноценностной ориентации, направленности на межкультурное взаимодействие и деятельное, творческое освоение нового в профессиональной сфере; реализация ценностносмыслового отношения учебной профессиональноориентированной деятельности будущего инженера включало получение студентами информации об инженерной профессии, деятельности и личностных качествах специалиста на основе иноязычных текстов, представленных преподавателем или самостоятельно подготовленных студентами, а также участие в межкультурных диалогах. Четвертое организационнопедагогическое условие ‬самоидентификация будущего инженера в поликультурном образовательном пространстве осуществлялось в плоскости активного участия студентов во внеаудиторных формах работы, включая творческие конкурсы, конкурсы исследовательских работ и викторины с целью укрепления межнационального согласия в республике Башкортостан, лингвокультурологические турниры, страноведческие игры. Решающая роль в достижении поставленной в исследовании цели принадлежала практическим занятиям по английскому языку с использованием разработанного учебнометодического пособия ©Формирование профессиональной мобильности студента университета в поликультурном образованииª. В ходе опытнопоисковой работы было выявлено, что повышению эффективности процесса формирования профессиональной мобильности будущего инженера средствами поликультурного образования способствует применение активных (©мозговой штурмª; приемы ©Представление информации в кластерахª, ©инсертª; метод ©Плюс, минус, интересноª; обучение ©сообщаª) и интерактивных (круглый стол; дискуссия; кейсметод; блицопрос) форм обучения, интернеттехнологий; встречи с иностранными делегациями и международное сотрудничество отдела дополнительного профессионального образования с чешской инжиниринговой компанией АО ©Энкомª, занимающейся подбором и поставкой оборудования в технологической отрасли, техническим надзором. Определено, что использование профессиональных форумов, информационных ресурсов по различным специальностям, online конференций, блогов, Skype, ICQ, электронной почты, чатов,а также учебных Интернетматериалов (hotlist, treasurehunt, subjectsampler, multimediascrapbook, webquest) активизирует самостоятельную работу студентов и обеспечивает сбалансированное сочетание языковой и специализированной подготовки. Эффективностьпроцесса формирования профессиональной мобильности подтверждена данными об успешном трудоустройстве выпускников в совместных предприятиях и предприятиях, связанных деловыми и партнерскими отношениями с зарубежными заказчиками,потребителями и поставщиками, таких как ОАО ©Кумертауское авиационное производственное предприятиеª, ООО ©Газпром трансгаз Уфаª ОАО ©Газпромª, Канчуринское управление подземного хранения газа ООО ©Газпром ПХГª ОАО ©Газпромª, ООО ©Южуралойлª. Таким образом, выделенныеорганизационнопедагогическиеусловияявляются необходимыми и достаточными в процессе формирования профессиональной мобильности будущего инженера средствами поликультурного образования.

Ссылки на источники:1. Зеер, Э.Ф. Социальноличностные компетенциии профессиональная мобильность как целевая ориентация образования / Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева // Сибирский педагогический журнал. ‬2009. ‬№10. ‬С. 72‬78.2. Дворецкая, Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Дворецкая Юлия Юрьевна. ‬Краснодар, 2007. ‬24с. 3. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. ‬Уфа: Восточный университет, 2006. ‬460 с. 4. Шпакина, И.Г. Развитие компетентности руководителей школ в вопросах управления персоналомв муниципальной системе образования: автореф. дис.… канд. пед. наук: 13.00.08 / Шпакина Ирина Гидальевна. ‬Омск, 2007. ‬23 с.5. Солоненко, В.А. Формирование профессиональной мобильности будущих экономистовменеджеров в образовательном процессе вуза: автореф дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Солоненко Василий Афанасьевич. ‬Брянск, 2010. ‬22с. 6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. ‬М.: Международный гуманитарный фонд ©Знаниеª, −1996. ‬308 с. 7. Каплина, С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин:автореф. дис. дра пед.наук: 13.00.08 ‬Чебоксары, 2008. ‬48 с.8. Львов, А.Ю. Организационнопедагогические условия становления профессиональной мобильности студентов педагогического университета: автореф. дис.… канд. пед. наук: 13.00.08 / Львов Андрей Юрьевич. ‬СПб, 2011. ‬23 с.9. Кирьякова, А.В. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации // Актуальные проблемы проектирования образовательных систем: материалы всероссийской научнопрактической конференции. ‬Кумертау, 2007. ‬С.10‬16.10. Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореф. дис. … дра пед. наук: 13.00.01 / Колобова Лариса Владимировна. ‬Оренбург, 2006. ‬41с.

Merzlyakova Natalya,Seniorinstructorat the chair of humanitarian and social sciences of Kumertau branch of Orenburg State University, Kumertau

NatalyaS9@mail.ru

Organizationalandpedagogical conditions of the future engineer’s professional mobility formation Abstract.

The thesis reveals the term of professional mobility in the context of polycultural education; organizationalandpedagogical conditions of thefuture engineer’s professional mobility formation and the methodsof their realizationare represented.Keywords:professional mobility, polycultural education, value, organizationalandpedagogical conditions.