Педагогика: «Семья – школа – общество» (из опыта работы МОУ СОШ №5 г. Новоалександровска)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Момотова Н. А. Педагогика: «Семья – школа – общество» (из опыта работы МОУ СОШ №5 г. Новоалександровска) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53048.htm.
Аннотация. Современное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения общества. Особую актуальность этот вопрос приобрѐл в сфере патриотического воспитания молодѐжи. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Педагогика: «Семья –школа –общество»(из опыта работы МОУ СОШ №5 г. Новоалександровска)

Н.А.Момотова, учитель русского языка и литературыМОУСОШ № 5 г.Новоалександровска

Современное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения общества. Особую актуальность этот вопрос приобрѐл в сфере патриотического воспитания молодѐжи. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовнонравственном совершенствовании, уважения к историкокультурному наследию своего народа и всех народов России. Не случайно Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года особое внимание уделил вопросам патриотического воспитания молодежи и обновлению этой работы. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли —роль гражданина и роль патриота. Проблема формирования личноститакого уровня выходит за пределы одного учебновоспитательного учреждения.Сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия. Семья важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она

источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества». Поэтому особо остро перед нашим педагогическим коллективом стоит задача по созданию эффективного союза «семья –школа –общество».Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.Изменился состав семьи. Гораздо больше стало однодетных и малодетных семей. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания. Поэтому с поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи.В своей деятельности МОУСОШ № 5 выделяет следующие ключевые моменты:Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей.Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды.Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.Процесс взаимодействия семьи и школы направлен коллективом педагогов на активное включение родителей в учебновоспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика помогает определить уровень воспитанности учащихся, определить обратную связь с родителями, установить западающие вопросы. Но мы начинаем диагностику задолго до поступления ребенка в школу. Каждый год в апреле организуется операция «Всеобуч»: проводится перепись детей дошкольного и школьного возраста, собирается информация о родителях. Таким образом при комплектовании 1х классов уже виден социальный статус практически каждой семьи, что помогает в работе при составлении планов воспитательной работы. При поступлении ребенка в школу начинаются исследования в классных коллективах: анкетирование, дискуссии, консультации. В работе участвуют психолог, социальный педагог, классные руководители. Изучаются не только ребенок, но и его жилищнобытовые условия, определяется статус учащихся. Работе с родителями мы уделяем большое внимание.

Созданы условия для участия родителей в воспитательном процессе школы: функционирует Управляющий Совет школы; организована работа родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; осуществляется работа родительского лектория; проводятсядни открытых дверей.

Совместная работа с учащимися и родителями включает в себя целый ряд мероприятий. Это и спортивные соревнования: «Папа, мама, я –спортивная семья»; «Папа, мама, я –туристическая семья»; проведение практических занятий: Конкурс школьных сочинений «Моя семья»; Выпуск школьных газет; Публикации в СМИ статей о лучших семьях; Выставки семейного творчества; Конкурс рисунков; Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.



Особенно способствует вовлечению родителей в жизнь школы проведение совместных праздников: Международный женский день; Новый год; День защитников Отечества; День Победы и проведение концертов, утренников, праздников, часов общения, «День матери»; «День семьи» .В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)Велика роль родительских собраний. Тематику родительских собраний разрабатывает администрация школы, если это общешкольное родительское собрание, и классный руководитель, если собрание классное (в классе тематика обсуждается

на родительском комитете и очередную тему собрания могут предлагать родители).Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. На них родителей знакомят с нормативноправовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы, Управляющий совет. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.Также общешкольное родительское собрание используется для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года проводится награждение семей с положительным опытом воспитания детей.Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции помогают обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье –вот темы родительских конференций. Родительские конференции всегда очень тщательно готовятся, с обязательным участием психолога, социального педагога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Классные родительские собранияпроводятся четырепять раз в год, т.е. один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Каждый классный руководитель помнит, что родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание –это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании идет не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию готовятся выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Характер и направленность родительских собраний подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. На классныхродительских собранияхчасто проводится практикум

это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителейвоспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какойлибо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебновоспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее одиндва энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.Неоценима помощь родителей и в укреплении материальнотехнической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров, рейдов в микрорайоны школы. Для ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя в МОУСОШ № 5 проводятся открытые уроки и дни открытых дверей. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей). День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом:отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей в нашей школе являются индивидуальные консультации. Особенно они необходимы, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чемони хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведениядля своей профессиональной работы с ребенком:–особенности здоровья ребенка;–его увлечения, интересы;–предпочтения в общении в семье;–поведенческие реакции;–особенности характера;–мотивации учения;–моральные ценности семьи.В последние годы педагоги нашей школы стали использовать такую форму работы, как родительские вечера.Они прекрасно сплачивают родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер –это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал чтото новое, интересное.Школьный психолог в работе с родителями практикует тренинг.Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Психолог дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия с

родителями

учеников

ставят одну общую цель –сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.В МОУ СОШ №5 проводится большая работа в школе по формированию гражданственности, т.е. такого уровня культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства. Развивается способность к рефлексивному поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.В связи с этим учителями

предметниками

и классными руководителями разработан ряд уроков и воспитательных часов, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: классный час «Символика России и Ставропольского края» разработала и провела Коломутова Н.Н., воспитательный час «Символы Новоалександровского района» Жукова Е.А.Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство

это не что иное как жажда узнать то, о чем взрослые люди могут говорить часами –о политике? Ведь старшеклассники уже не просто дети –они самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов. С 1994 года в нашей школе проводятся выборы в Совет детского объединения Союза детей и взрослых. Есть определённый опыт работы в этом направлении, который доказал, что избирательный процесс воспитывает самостоятельность, умение проявлять инициативу, чувство ответственности, гражданскую позицию. Происходит сплочение детского коллектива учащихся, а это значит –больше друзей, больше совместных идей! Ведь вместе идти по жизни легче. Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому может служить классный час в 4 классе « Что такое выборы?» автор учитель начальных классов Воронина Н.В., продолжается эта работа в среднем звене –интересно и необычно прошел воспитательный час

с использованием информационных технологий в 8 а классе «Наша дорога к выборам», классный руководитель Вострякова Л.В.Значимая роль в формировании гражданственности отводится учителям –предметникам, естественно пальма первенства в работе данного направления принадлежит учителям истории и обществознания. Урок истории «Сегодня –ученик, завтра –избиратель», разработанный Осиповой М.И.,углубляет и расширяет знания об истории и демократических традициях на Ставрополье и в целом по России.Учащиеся школы принимают активное участие в жизни и благоустройстве родного города: проведен социологический опрос в микрорайоне, который позволил выяснить насущные проблемы, опираясь на который авторская группа учащихся под руководством учителя истории и обществознания Осиповой М.И., разработала социальный проект «Благоустройство территории у Кургана боевой славы».

Работа над этим проектом показала, что ребятам небезразлична жизнь их родного города, дети выразили

готовность своими силами изменить её в лучшую сторону, проявили

чувство ответственности за сохранение памятного места и дань уважения к героическому прошлому своего края.Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в МОУ СОШ №5 уделяется особое внимание военно –патриотическому воспитанию, воспитанию в духебоевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.В целом в школе соседствуют традиционные формы военно–патриотического воспитания и инновации.Февральский военно –патриотический месячник, который в нашей школе проводится ежегодно

с 23 января по 23 февраля, начинается с торжественной линейки.В

ходе проведения месячника военно –патриотического воспитания учащиеся с 1 по 11 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе коллажей, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Дети России –солдатам Отечества», музыкальная перемена, Смотр строя и песни. В ходе этих операций учащиеся школы поздравили ветеранов нашего микрорайона. Грустно получать назад поздравительные открытки с сообщением о том, что некоторых наших адресатов уже нет в живых. Каждый год, в канун 23 февраля, мы отправляем посылки для воинской части г.Изобильного. Коллектив школы ежегодно принимает участие в митингах, посвященных Дню Освобождения города Новоалександровска и Дню Победы. Учащиеся возлагают к подножию памятника, венки и гирлянды, сделанные своими руками. А самым лучшим учащимся предоставляется право выступить на городском митинге, посвященном Дню Победы.В канун 9 мая в школе традиционно проходит Единый день победы, в ходе которого учащиеся посещают уроки мужества, принимают участие в концертной программе, смотрят фильмы о войне в соответствии с возрастными особенностями, и участвуют в операции «Рассвет».Сегодня у ребят пользуются большим успехом массовые военизированные игры «Зарница», «А ну –ка, парни!», «Вахта памяти». Подобные мероприятия способствуют воспитанию молодого человека патриотом и настоящим защитником Отечества. Хочется отметить, что результатом военно –патриотической работы является то, что каждый год выпускники нашей школы поступают в военные институты .Члены детской детского объединения «Союз детей и взрослых» активно занимаются тимуровской работой, оказывая помощь престарелым и одиноким жителям микрорайона школы.Обязательным для наших ребят стало шефство над Курганом боевой славы, где находится памятник воинам –освободителям, и оказание помощи городской администрации в наведении и поддержке порядка на территории микрорайона школы. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать позиции хозяина родной страны.Традиционно учащиеся школы принимают активное участие в праздновании Дня города, района, посещают праздничную службу в МихайлоАрхангельском храме, выступают с концертом в РДК.В школе стали традиционными акции «Рождество» и «Пасхальная капель». В ходе акций учащиеся принимают участие в выставке пасхальных куличей, выставке открыток, концертной программе «Рожественская сказка», «Пасхальный перезвон». Ежегодно на базе МОУСОШ № 5 проводятся Рождественские чтения. Под руководством заместителя директора по ВР Момотовой Н.А. ребята готовят творческие выступления, которые всегда открывают данный праздник.Уровень заинтересованности учащихся в проведении данных мероприятий довольно высок, что свидетельствует об определённом уровне сформированности нравственных качеств.Гражданско –патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.

За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»

школы: «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в старшеклассники», «Прощание с букварем», «День здоровья», «День учителя», Новогодние ёлки, «Вечер встречи выпускников», «Ученик года», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы», «Масленица» и завершают учебный год «Пионерский костер», торжественная линейка «Последний звонок», «Выпускной бал».Организация гражданско –патриотического воспитания в школе сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.Педагоги школы используют различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Опытом своей работы наши педагоги делятся на педагогических советах, семинарах классных руководителей, где отчет об опыте их работы сопровождается компьютерной презентацией. Но какую бы форму работы не выбрали педагоги, главным является приобщение народным традициям, привитие любви к родному краю.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка. И педагог как ключевое звено всей системы образования становится главным генератором педагогического креатива. Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. Мы понимаем, что родители и педагоги

воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научнопрактической конференции. Оренбург, 2003. 321 с.2.Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 62 3.Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 75 4.Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. М.: Педагогика, 1979. 220 с.5.Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985. 150 с.6.Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 40 с.7.Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М.: Педагогика, 1980. 214 с.8.Капустин Н.П. Работа школы с родителями. М.: ПросвещениеАСТ, 1999. 156 с.9.Культура семейных отношений. Сборник статей. М.: Знание, 1985. 176 с.10.Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. М.: "Интеллектцентр", 2003. 236 с.11.ПрутченковА.С. Психологопедагогические и организационнометодические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. 23с.