Индивидуальная помощь "трудным" детям и подросткам: коррекция поведения в условиях общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилова Е. В. Индивидуальная помощь "трудным" детям и подросткам: коррекция поведения в условиях общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53054.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме оказания индивидуальной помощи «трудным» детям и подросткам в условиях школьной среды. Также рассматриваются и обобщаются наиболее эффективные педагогические приемы и методы коррекции поведения учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панфилова Елена Валерьевнапреподаватель, филиал ЮжноУральского государственного университета

в г. УстьКатаве(Челябинск)Email: panfilova72@mail.ru

Индивидуальная помощь «трудным»детям и подросткам: коррекция поведения в условиях общеобразовательной школы Аннотация: Статья посвящена проблемеоказания индивидуальной помощи «трудным» детям и подросткам в условиях школьной среды. Также рассматриваются и обобщаются наиболее эффективные педагогические приемы и методы коррекции поведения учащихся.

Ключевые слова:«трудные» дети, индивидуальная помощь,социальнопедагогические задачи, коррекция поведения, учет психических особенностей, педагогическое воздействие.

Современная ситуация развития российского общества сопровождается как положительными тенденциями в экономической, политической и социокультурных сферах, так и тенденциями негативными. Одной из таких негативных тенденций является рост отклонений в поведении различных категорий населения. Наиболее остро проблема отклоняющегося поведения стоит в такой возрастной категории, как подростковый этап развития личности. Этот период часто называют «переходным», «трудным», «критическим» возрастом. К сожалению, эти слова становятся обычными в современномсоциуме. Их произносят часто,желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к ребенку, принять верное решение в той или иной ситуации. Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы, и охватывают возраст от 1011 до 1415 лет. Специфическая особенность его состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой –перед нами растущий индивид, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознатьих характер, самоопределиться [9, с. 42].

Именно в этом возрастном периоде многим подросткам свойственны отклонения в поведении. «Еще совсем недавно был совершенно другим: ласковым, послушным, спокойным, а теперь? Как же это так?» сокрушаются родители. Как быть? Ведь перестают помогать испытанные методы воспитания, а прежние наказания не приносят никакого эффекта. Что может ответить педагог, кроме того, что для родителей трудные подростки это колоссальная проверка терпения и понимания.Подросток это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально сформировавшийся человек, это личность, находящаяся на особой стадии развития ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил[5, с. 87].Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Чаще всего девиантноеповедение –это вынужденные реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом [8, с. 47].

Безусловно, проблем у переходного возраста много: у подростков постепенно нарастает неуверенность в себе, появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для друзей, педагогов и родителей. Они готовы «застревать» в положении «обиженного, непонятого», искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Нередко у таких детейвозникают агрессивные спонтанные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозыто никакой нет. Но очевидным является то, что за любым проблемным поведением подросткаили ребенка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, педагогические методы в каждом случае будут индивидуальны. Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в течение значительной части времени, нередко оказывается причиной многих проблем. Один из самых раздражающих факторов в поведении трудных подростков –неуправляемость и отсутствие авторитетов. Это приведет лишь к усугублению конфликта. Для начала надо постараться найти причину такого поведения, и самый простой способ –поговорить с самим подростком. Разговор следует начинать тогда, когда ребенок находится в спокойном состоянии, расположен к общению. Следующий шаг –обдумать все сказанное ребенком и сделать свои «взрослые» выводы отом, как исправить ситуацию. Такие разговоры, при условии, что они станут регулярными –лучший способ восстановить потерянное доверие. На возникновение недостатков характера влияет также игнорирование педагогами возрастных особенностей подростков. Так, неудовлетворенные потребности подрастающего индивида быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению упрямства, капризности, лени, грубости и т. д.Иногда возникают и более серьезные деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. Также неблагоприятно влияет на подростка переоценка или недооценка взрослыми недостатков его характера. Все это подрывает уверенность формирующегося человека в себе, его способность к саморегуляции,что влечет за собой чувство незащищенности и одиночества.Именно таких детейс индивидуальными деформациями относят к категории подростков с осложненным поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью», которая означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости –чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей ит.п. [3, с. 36]. Решение этих задач, безусловно, предполагает целый комплекс профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, так и на индивидуальную психологопедагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуальнопсихологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно дать готовый «рецепт» на каждый случай педагогической практики, однако, можно сформулировать некоторые общие приемы социальнопедагогической помощи подростков, и одним из важнейших выступает опора на положительные качества подрастающего индивида. Для педагога, например, недопустимо категорическое осуждение трудногоребенка, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «бесполезно с ним говорить, все равно ничего хорошего не выйдет», или «он все равно кончит в тюрьме» и т. п. Умение видеть положительное в поведении такого подростка и опираться на это хорошее –важнейшее условие успешной социальнопедагогической помощи. Существенным приемом является формирование будущих смысло жизненных устремлений подростка,связанных, прежде всего, спрофессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные подростки, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому важно, чтобы подростки, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.Понимание причин,лежащих в основе трудновоспитуемости, учет недостаточной готовности психических функций к освоению основ наук –вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения учащихся этой категории.

Значительное разнообразие вариантов развития и прогностическая неоднородность объясняется рядом причин. Среди них, в первую очередь, надо назвать следующие условия:1. Социальная индивидуальная ситуация развития учащегося. Она включает в себя круг его общения и характер взаимоотношений, например, «взрослыйученик», «педагогученик», «ученикученик» и т.п. 2. На развитие трудногоподростка негативное влияние оказывают такие факторы:дефицит общения с окружающими взрослыми, другими детьми, вследствие чего не стимулируется развитие эмоциональных, познавательных процессов в те периоды, когда общение для учащихся является основным видом деятельности;травмирующее действие социальной микросреды, которое окружает трудногоребенка или подростка, вызывает состояние повышенной тревожности, вырабатывает в характере пассивнозащитные свойства (робость, плаксивость, безынициативность, замкнутость и др.) или, наоборот, защитноагрессивные (упрямство, грубость, жестокость, негативизм и т.п.).2. Состояние здоровья (соматическое и нервнопсихическое). Замедление нормального темпа развития,недостаточный уровень сформированности способности к усвоению знаний могут быть следствием какогото одного неблагоприятного фактора (причины) и совокупности факторов. Например, негативное влияние на развитие ребенка или подростка может оказать тяжелое соматическое заболевание, или хронические формы заболевания с частыми обострениями, которые снижают психический, интеллектуальный и физический тонус учащегося. 3. Формирование ведущей деятельности, а также других, типичных для данного возраста видов деятельности (игра, учение, трудовая практика и др.). Негативно сказывается на развитии трудногоподростка отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, которая обеспечивает «присвоение» и смену ведущего вида деятельности на каждом возрастномэтапе[11, с. 27]. Таким образом, реализация потенциальных возможностей для развития трудныхучащихся зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания окружающих взрослых, а с другой –от организации педагогически целесообразноговоздействия, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Эффект коррекционной работы с трудными подростками в школьной среде обычно определяют следующие факторы:установка подростка и семьи на помощь специалиста, учет характерологических особенностей подростка, возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения; взаимодействие субъектов реализацииработы по коррекцииповедения подростков (психолог, врач, педагоги). Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекцииповедения трудных подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.Своевременное выделение и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимы для профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании трудныхподростков и детей. Выявление на разных возрастных этапах «пробелов» развития помогает представить общую картину «созревания» подростка и наметить комплекс индивидуальнойпомощи различных специалистов, работающих в общеобразовательных учреждениях. Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции поведения и воспитания трудногоподростка. Таким образом, индивидуальная помощь трудномуподростку в школе –это специальная деятельность педагога, классного руководителя, психолога, социального педагога, школьного врача и т.п. осуществляемая ими непосредственно через семью учащегося и его классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации.Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы. Важнейшим принципом деятельности школьного психолога является учет индивидуальных особенностейподростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки и т.п.Психолог в индивидуальной коррекционной работе с труднымидетьми использует следующие методы:профилактическую беседу, интервью, психологическое консультирование, индивидуальную психотерапию, групповую психотерапию.Наиболее эффективным методом индивидуальной коррекционной работы с такимидетьми является метод психологического консультирования.Психологическое консультирование—это профессиональная помощь детям и подросткамв поиске решения ихличностнойпроблемы. Это, прежде всего, нестандартный процесс, так как его протяженность, форма, глубина будут определятьсянеобходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом в ходе психологического консультирования,реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, свойств, мотивов и т.п. связанных с трудновоспитуемостьюподростка.В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии.Например, психолог школы в своей индивидуальной коррекционной работе может использоватьразличные формы внушения, имаготерапию, музыкотерапию,логотерапиюи др.Метод разговорной психотерапии –логотерапия–это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.Музыкотерапия –использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи и т.п.проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных. Имаготерапия –это использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самогосебя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии. Выборпсихотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности трудного подростка.Немаловажную роль вкоррекции трудновоспитуемостиподростков играет школьный врач. Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей чаще всего наблюдаютсянарушения нервнопсихической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Поэтому система лечебнооздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию поведения, проводимых в школе, должна включатьпсихогигиенические, коррекционные, лечебнопедагогическиемероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом должны учитыватьсяиндивидуальные медикобиологические особенности трудного подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социальнопсихологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Социальнопедагогические задачи решаются также большой группой специалистов: учителяпредметники, классные руководители, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.При осуществлении индивидуального подхода к детям и подросткамзадачи этой категории педагогов заключаются в следующем:хорошо знать каждого учащегося, его индивидуальнопсихологические особенности и условия их формирования; при выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности; проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку. Таким образом, деятельность по индивидуальной коррекции поведения трудных подростков считается особо значимой и эффективной только тогда, когда в школе имеетсянеобходимыйкадровый ресурс (учителя, психолог, социальный педагог, школьный врач и т.п.), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.В формировании личности трудного подростканемаловажную роль играет стиль преподавания педагогов.Установлено, что стиль преподавания оказывает заметное влияние на характер межличностных отношений в школе, в целом на эффективность процессаобучения. Преобладание стиля общения –демократического, авторитарного, либеральнопопустительского –сказывается на формировании социальных установок у подростков, способов разрешения конфликтов, характера отношений к людям. Личностии значимостипедагогаотводится особое место в педагогическом процессе. В реальной жизни он демонстрирует модели поведения, социальные нормы и ценности, которые так важны в процессе социализации «трудных» детей и подростков.Психологи подчеркивают, что если взаимодействие педагога с подросткамистроится на основе лишь строгих нормативноролевых предписаний без учета личности и индивидуальности, это может порождать такие негативные состояния, как лицемерие, негодование, злоба. Для такого учителя важно «подогнать» внешнее школьное поведение под определенные обязательные стандарты. Основной целью обучения здесь становится формальное усвоение необходимых стандартов образования. Мотивационная сфера ребенка или подростка игнорируется, не затрагивается. Обучение и воспитание становится для учащегося скучным, монотонным, формальным [3, с. 69].

Можно выделитьнекоторые признаки корректного поведения педагога, работающего с «трудными» детьми. 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чемто поймать, обидеть или унизить. Подростки уже хорошо чувствуют лицемерие,«фальшивость» слов, поэтому не стоит этим и заниматься.2. Понимание, способность «войти в положение» другогочеловека. Это вовсе не требует одобрения любого поступка, который совершает подросток. Но безучастное, безразличное отношение к нему, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.3. Не оценивание личности учащегосяс позиции «все плохо», а анализ имеющихся фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить подросткупоследствия его поступка для других людей и для неголично, чем просто «навесить ярлык» трудного или неуправляемого. 4. Не приказ, а ориентация на проблему. Если подросткуостается лишь исполнятьчужое решение, а с его мнением никтоне считается, он не станет принимать ответственность за результат.5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает подрастающего индивида, продуцирует недовольство[4, с. 53].

Важнейший фактор развития трудногоподростка–это общение со сверстниками. Если этого не происходит, то возможно снижение успеваемости, изменение поведения, возникновение аффективных переживаний. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное –занимать среди них удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего являются причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Переживания по поводу общения со своими сверстниками в школьной среде для подростка являются наиболее значимыми. Большинство взрослых не имеют представления о динамике мотивов общения учащегося со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний. Если в V классе доминирующим мотивом общения является желание быть вместе со сверстниками, чтото делать, играть; вVIIX классах возникает потребность занимать определенное место в коллективе. У многих учащихсяподростков появляется навязчивая потребность быть значимым в глазах сверстников, что приводит к тяжелым эмоциональным переживаниям[1, с. 168].Более подробно остановимся на педагогической коррекции поведения, котораяпредполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений трудногоподростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» возникшей социальной ситуации. Такая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей подростка (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь таким подросткам в осознании ими своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального». Поскольку педагогическая коррекция –это процесс помощи ребенкуили подросткув преодолении возникших проблем, вызванных конкретными отклонениями в его поведении, то данный процесс должен быть программно обеспечен. При коррекционной работе с трудными подростками необходимо соблюдение следующих педагогических принципов.1. Принцип ориентации на хорошее (позитивное)в поведениии характере трудного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. 2. Принцип социальной адекватности воспитательнокоррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится «трудный»подросток. 3. Принцип индивидуализации воспитательнокоррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. 4. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принциппредполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции[2, с. 132].

Таким образом, в процессе индивидуальной работы можно реализовать комплекс принципов, позволяющих существенно влиять на процесс профилактики поведения трудных подростков.С учетом вышеперечисленного индивидуальная работа должна строиться по ряду направлений: непосредственная работа сподростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка, вовлечение их в профилактическую и коррекционную работу, а также выявление лиц и условий, отрицательно влияющих, и нейтрализация их негативного воздействия. Исходя из принципов, основными стратегическими мероприятиями по коррекции отклоняющегося поведения трудныхподростков в условиях школы являются следующие:–включение трудныхдетей и подростков во все творческие, интеллектуальные, спортивные и другие мероприятия, проводимые в школе;–обеспечение сменяемости видов учебной деятельности, который исключает однообразие и естественно следующий за ним процесс утомления;–выбор оптимального времени и методов работы с труднымидетьми и подростками в ходе тех или иных мероприятий, опирающийся на физические и психические ресурсы конкретного контингента учащихся.На эффективность коррекции отклоняющего поведения подростков в школе влияют такие условия:–взаимосвязь программного обеспечения коррекционной деятельности и индивидуальной работы с конкретными учащимися;–направленность коррекционного процесса не только на изменение сложившихся у трудногоподростка установок, ценностей, мотивов и стереотипов поведения, но и формирование новых функциональных поведенческих установок;–реализация комплексного подхода в образовательном процессе, основой которого является диагностика изменений, происходящих в личности подростка и изучение причин этих изменений, а также особенностей его взаимоотношений с ближайшим окружением[7, с. 124].Условием преодоления трудностей в воспитании трудного подростка и общения с ним, прежде всего, является разумная организация жизни семьи. Поэтому впрограмме индивидуальной коррекционной помощи педагогаособое место должно занимать консультирование родителей, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуальнопсихологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях подростка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подрастающего индивида, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. Чрезвычайно важнымпредставляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.Главная задача коррекционной работы с таким подростком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:1. Обеспечение включенности в реальные социальные отношения.2. Самореализация индивида в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности «трудному» подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими[10,с.56–57].

Часто педагоги осуществляют профилактическую работу с труднымиподростками как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях, например, затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, и существенно в этой работе то, чтобы диалог велся непринужденно, без запугиваний и назиданий. Информация должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием СМИ, технических средств обучения и т. п. Все это позволяет подросткам получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных «вредных» привычках [6, с. 161].

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов трудного подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка –«времени безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: включение учащихся в проектную деятельность, привлечение к участию в конкурсах, занятие спортом, музыкой и т.п. При непродуктивной деятельности в период свободного времени –«ничегонеделанье» –неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.Свободное время –это умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг острая проблема «трудных»детей. С одной стороны, досуг привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у трудногоребенкавырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день до 8 часов. С другойстороны, наблюдается неумение «трудного»рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенкуили подросткуприобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.1. Изучение интересов и способностей детейи подростков.2. Вовлечение трудныхучащихся в кружки, секции, общественно полезную деятельность.3. Изучение участия детей и подростковв неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.4. Поощрениелюбых видов художественного и технических творчества трудныхучащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.5. Определение одним из главных направлений работы территориального социальнопедагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с труднымидетьми [5, с. 23].Успех воспитания трудногоребенка или подростка зависит не только от того, имеет ли педагог школы ясное представление о недостатках учащегося, которые требуется искоренить (недостатки, плохое можно обнаружить довольно легко), но, главное, от того, насколько ярко раскрыты, обнаружены положительные, здоровые моменты в его личности. Концентрация педагогических усилий вокруг здоровых, положительных сторон создает предпосылки для успешного перевоспитания. Безусловно, предлагаемые рекомендации не являются статичными, в них постоянно должны вноситься коррективы в зависимости от тех проявлений, которые наблюдаются уподростковс отклоняющимся поведением, и соответственно необходимо вносить изменения в индивидуальные коррекционные программы. Таким образом, проблема трудных детей и подростков –одна из центральных педагогических проблем. Раннее выявление поведенческих и девиантных проблем, системный анализ характера их возникновения, а также воспитательнокоррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков.Поэтому работапедагога с данной категорией учащихсяявляется одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие трудных детей и подростковво многом будет зависетьот того, насколько своевременноим и их семьямбудет оказана индивидуальная помощь и поддержка.

Список литературы:1. Калиникова Л.В., Соколова Н.Д. Дети с ограниченнымивозможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» М.: ГНОМ и Д, 2001. –449 с.2.Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. –М.: «Генезис», 2009. –224 с.3. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.–203 с.4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Издательский центр «Академия», 2001. –157 с. 5. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условияхвысокотехнологического общества //Педагогика. –1997. №5. –С. 103.6. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. и др. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.метод. пособие; под ред. М.И. Рожкова. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –239 с. 7. СтепановВ.Г. Психология трудных школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –3е изд., перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –326 с.8. СтепановВ.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся [Текст]: учебн. пособие / В.Г. Степанов; Моск. обл. пед. инт им. Н.К. Крупской. –М.: МОПИ, 1991. –117 с. 9. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / под ред.В.И. Екимова. –М.: АРКТИ, 2007. –84 с. 10. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. –СПб.: Речь, 2009. –320 с.11. Шевченко С.Г. Коррекционноразвивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –136 с.

Panfilova Elena The teacher, branch of the SouthUral state university, UstKatav (Chelyabinsk)

Email: panfilova72@mail.ru

The individual help to "difficult" children and teenagers: correction of behaviour in conditions of a comprehensive school

The article is devoted to a problemrenderingthe individual help to "difficult" childrenand teenagers in conditionsof the school environment. The most effectivepedagogical waysand methods of correction of pupils’behaviourare also considered and generalized in it.

Keywords:"difficult" children, the individual help, sociaandpedagogical tasks, correction of behaviour, the account of physical peculiarities, pedagogical influence.