Формирование профессиональной компетентности педагога при формировании равноправных взаимоотношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пастюк О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога при формировании равноправных взаимоотношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53055.htm.
Аннотация. На современном этапе развития мирового СО-общества перед образованием стоят задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего достигать успеха, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Формирование профессиональной компетентности педагога

при построении равноправныхвзаимоотношенийПастюк О.В.,к.пед.н.,доцент

Ключевые слова:равноправные взаимоотношения,партнерство детей и взрослых,профессиональная компетентность,микрогруппы,гостевой обмен опытом,повышение квалификации.

На современном этапе развития мирового СОобщества перед образованием стоят задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего достигать успеха, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Вместе с тем, любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно. Инфантильный, неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своёместо в социуме учитель не научит этому детей. Несомненно, что построение гуманных равноправных (партнёрских)взаимоотношений во многом зависит не только от кадрового потенциала образовательного учреждения, но и в первую очередь от самих педагогов.Именно поэтому повышение профессиональной компетентности педагога –одно из важнейших условий повышения качества современного образования.Под формированием профессиональной компетентности педагоговмы понимаем переподготовку педагогических кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.Повышение квалификации педагогических кадров–это обучение педагогических работников с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Необходимо обратить внимание и на то, что процесс обучения, представляющий собой передачу исторического опыта индивиду, предполагает взаимодействие обучающего (педагога) и обучаемого (ребёнка). В этом случае становится очевидным, что роль каждого из участников этого процесса различна. Если реализация конечных целей обучения обеспечивается за счёт активности ребёнка, то функция педагога заключается в том, чтобы надлежащим образом организовать и поддерживать эту активность. Понятно также, чтодостижение разных целей обучения требует различной учебной активности, а значит, и действия воспитателя/учителя по еёорганизации тоже должны быть различными.В данном случае мы можем говорить о том, что для того чтобы построить субъектсубъектные взаимоотношения между взрослым и ребёнком (такие взаимоотношения, когда педагог ХОЧЕТ дать детям знания, а дети ХОТЯТ их получать), необходимо научить воспитателей ДОУ и учителей работать поновому.По нашему мнению, формирование профессиональной компетентности педагога при построении партнёрских (равноправных) взаимоотношений между участниками образовательного процесса –это целостный процесс работы педагогического СОобщества, направленный на осмысление новых гуманистических ценностей образования, применение педагогами этих ценностей и их реализацию в практической деятельности по созданию обстоятельств, способствующих не только целостному развитию личности ребёнка 6–10 лет, но и развитию личности самого педагога, а главное –раскрытию и реализации потенциальных,творческих возможностей субъектов образования.В рамках первого этапа экспериментальной деятельности по формированию равноправныхвзаимоотношений целесообразно провести анкетирование педагогов. Вопросы могут быть следующими:1.В чём Вы видите смысл своей работы?2.Кто,в Вашем понимании,“хороший”педагог (учитель)?3.Что для Вас значит “идеальная дисциплина”?4.Каким должен быть в стенах учреждения образования идеальный ребёнок?Практика показывает, что большинство педагогов детских садов и школ считают, что:–смысл их работы заключается в передаче детям определённого объёма знаний, умений и навыков;–хороший педагог –это такой педагог, у которого хорошая дисциплина на занятиях/уроках, а также высокий уровень знаний у детей;–идеальная дисциплина –это тишинана занятиях/уроках и беспрекословное выполнение установок педагога; –идеальный ребёнок –это: послушный;бесконфликтный;выполняющий установки педагога;не задающий лишних вопросов;принимающий установку, что педагог всегда прав;аккуратный;всегда в хорошем настроении.Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок, имеющий свою личную точку зрения (пусть и неправильную), задающий вопросы для более полного понимания проблемы, размышляющий и т.д. вызывает у педагогов негативные чувства, так как работать с ним намного сложнее.Следовательно, в таком коллективе необходимо создать особую атмосферу взаимодоверия и взаимоуважения внутри социальнопедагогической системы через изменения стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.Не будет открытием, если мы скажем, что в ХХIвеке во многих образовательных учреждениях, как и в веке ХХ, переподготовка педагога и проведение различных педагогических мероприятий (Совет педагогов, семинарыпрактикумы, консультации) осуществляется потрадиционной методике, предусматривающей слушание докладов или лекций, сидя за столами в статичной позе ученика. Такая методика не учит воспитателя и учителя, каким образом задавать вопросы детям (задавать вопрос или отдавать чёткие распоряжения), как вести себя с детьми на занятиях/уроках: показать, что эти знания педагогу уже давно известны и не требуют доказательств или попробовать совместно с детьми открыть для себя и детей чтотоновое?Иногда так хочется подсчитать, сколько же времени моей жизни потрачено на посещение подобных мероприятий, однако, я боюсь это делать, т.к. уверена цифра будет огромной! В данном случае мы не можем говорить ни о каких субъектсубъектных взаимоотношениях между обучающим и обучающимися. Как правило, выступающий рассказывает о том, что либо уже известно слушателям (сегодня все педагоги достаточно компетентны в своей области: читают много специальной литературы, пользуются Интернетоми т.п.), либо повествование идёт в такой форме, что не воспринимается ими. И гдето на 15й минуте ты отключаешься и думаешь о чёмто совершенно постороннем! Вот и в образовательном учреждении получается, что если процесс познания не затрагивает душу ребёнка, а является только умственной работой и механическим запоминанием того, что вкладываетв него педагог,–образование не достигнет желаемого результата. Крайне важным является и то, что невозможно изменить стиль межличностных отношений детей 6–10 лет, не вовлекая в этот процесс взрослых (причём не только педагогов и родителей, но и всех сотрудников образовательного учреждения). Нельзя рассматривать проблему общения узко и строить работу поновому только в отношении детей. При построении равноправныхвзаимоотношений между участниками образовательного процесса меняется весь уклад жизни. Именно поэтому перед началом работы по построению таких взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:–создание обстановки готовности коллектива к изменению стиля взаимоотношений;–разработка системы повышения квалификации педагогов для построения партнёрских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.Активность ребёнка 6–10 лет в деятельности и его уверенность в успехе обеспечивается разговорами и беседами,в которых ребёнок может смело принимать участие. Необходимо научить педагога создавать благоприятные условия для обмена мнениями между детьми, их активного общения (желание дать высказаться своему товарищу, группе детей) для развивающего влияния совместных действий, так как в этом случае речь и действия тесно связаны в поисковой работе.Именно для того, чтобы педагог мог ежедневно оценивать то, чему учится каждый из его воспитанников, различать формы их взаимоотношений, которые находят своёвыражение в речи собеседников,целесообразно построить равноправные (партнёрские)взаимоотношения не только между педагогами, но и между педагогами и другими сотрудниками учреждения образования.При построении равноправных взаимоотношений предметом целенаправленного воспитания детей 6–10 лет становятся их дружеские связи, обращённость друг к другу, умение и стремление играть, учиться и действовать вместе (СОвместно), развитие активного интереса ко всему происходящему в группе сверстников, создание особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что приятельские отношения с ровесниками должны рассматриваться взрослыми как самое важное дело в жизни детей.В своих исследованиях Т.В.Тарунтаева обращает внимание на то, что самое первое и самое главное в детском саду и далее в начальной школе –это дружба, её зарождение и освоение этих отношений. Дружба –не в поверхностном, приятельском, а в самом глубинном значении этого слова. И если это будет заложено –всё остальное пойдёт. Какие же педагогические условия позволяют помочь этомурасцвету детской дружбы? Все они сводятся к нормализации жизнедеятельности образовательного учреждения, которая,естественно, начинается с педагога. А его профессиональная жизнь налаживается (нормализуется) тогда, когда он перестаёт воспринимать её дробно: мол, здесь я за детьми присматриваю, здесь с ними немного поиграю, здесь я их повоспитываю, ну а здесь я их уже обучаю. Для этого учителям (особенно в начальной школе) необходимо отказаться от приоритета ретроспективных оценок в пользу оценок перспективных, профессионально увидеть возможности детей как общественно живущей группы. Им следует научиться фиксировать накопленный детьми опыт жизни и уметь опираться на него, а не на разрозненные образовательные ресурсы отдельных детей. Такой пересмотр взглядов позволяет наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять собой то, что дети могут делать самостоятельно. Иными словами, то, что считалось дальней целью, становится ближней, а достижение обученности –дальней. Изменение направленности педагогической деятельности приводит к изменению предмета педагогических забот и задач. Знания и умения, считавшиеся содержанием и результатом обучения, становятся материалом и побочным продуктом процесса. Они ненасильственно, ненавязчиво, нерегламентировано вводятся в оборот детских событий. А то, что считалось естественным и стихийным, а именно –ход жизни детей, становится предметом педагогического воздействия через нормализацию условий этого хода жизни. Вступление взрослого в дела детской группы происходит удачно, если его инициативы не отменяют собственных инициатив детской группы, а дополняют их. Все дети в свое время проявляют уверенность в овладении языковым поведением и способность к риску. Каждый ребёнок открыт к нарождающейся ситуации общения настолько, что подхватывает и тем самым оформляет еёизнутри. Хотя в жизни, естественно, всёбывает совсем подругому! И довольно часто мы, взрослые, легко вмешиваемся в детскую жизнь, направляя еёв то русло, которое нужно нам, но не детям! Если же дети начинают сопротивляться –возникают проблемы во взаимоотношениях, которые ни к чему, кроме конфликта привести не могут (если только педагог сам не поймёт, что действует неправильно!)! А мы порой так и не можем понять, почему ребёнок не хочет идти в детский сад или школу! Самое неправильное поведение педагога в этом случае –беседа с родителями ребёнка, но не беседа, направленная на то, чтобы СОвместно найти способ помочь ребёнку, а беседа, когда педагог рассказывает о ребёнке только негатив, делая вывод: МНЕ С НИМ РАБОТАТЬ СЛОЖНО –ДЕЛАЙТЕ ЧТО ХОТИТЕ, НО НАПРАВЬТЕ СВОЁЧАДО В НУЖНОЕ МНЕ РУСЛО!!!! По мнению Е.Е.Шулешко1, с этой точки зрения, опыт включённости взрослых в жизнь детей 6–10 лет, опыт установления единства семейных отношений и отношений учреждения образования основывается на открытости трёх видов влияний, особенных для каждого конкретного поколения, живущего в конкретном месте, а именно:–открытость языку взаимоотношений (языку жизни) в месте проживания детей и взрослых.Эти местные условия взаимоотношений сказываются на том, как спрашивают, как ставят вопросы, как ищут ответы, как воплощаются представления о человеке, его образе жизни. Всёэто в прагматических рамках удерживает представления людей о времени жизни, возможностях человека, формировании эмоциональной сферы быта и бытия, таким образом, складывается память чувств детей, живущих на своей родине;–включённость детей и взрослых в жизнь языка в той форме, в которой он представляет хорошую сторону жизни и объясняет возникновение нейтральных общепринятых привычек в общении людей.Такие объяснения предстают в фактах биографии,театрализованных образах, в принятой взрослыми манере разговора и изображения различных сторон жизни в песнях, рисунках, рассказах. В данном случае значения слов не требуют пояснений, образы (представленные в художественных и фольклорных произведениях, в сказках, былях, былинах и т.п.) понимаются без затруднений. Таким образом, можно говорить о том, что у детей 6–10 лет и взрослых есть чувство памяти о них, как о событиях, знакомых каждому;–включённость детей и взрослых в жизнь, описываемую в читаемых ими текстах, действующих на воображение детей и взрослых, предлагая им возможные пути решения дел в жизни через невозможное и сказочное(пословицы, песни, былины, загадки, поговорки, сказки). В данном случае имеются в виду те тексты, которые никого не винят в произошедшем, а, наоборот, ободряют, утверждая реальность настоящего. Тексты позволяют удивиться тому, что такоето дело сделано кемто и его можно сделать ещёкомуто. Именно этот фактор помогает детям принимать самостоятельные решения, опираясь на опыт книжных героев, но адаптируя его к своему конкретному случаю (А как бы ты поступил на месте…? Как ты считаешь, как можно выйти из создавшейся ситуации? и т.п.).Эти три формы включённости в ход жизни участников образовательного процесса выражаются в сознаваемых поступках, привычных оценках и признаниях. Нельзя не обратить внимания и на то, что отсутствие назидательности и разрывов в темпах жизнедеятельности детей ведёт к сохранению здоровья каждого. Чтобы педагоги 1ШулешкоЕ.Е.Понимание грамотности/ Е.Е.Шулешко. –М. :МозаикаСинтез,2001. –С.102.удерживались в рамках нормального отношения к профессии (непереступали грань недобросовестного отношения к делу, перенапряжений, полного поглощения своей жизни работой, не впадали в депрессию) –необходима практика их совместного наблюдения за детьми и поиска грамотных методических решений.Добровольно общаясь сколлегами, каждый из них осознает, что изменить себя можно только раскрепощаясь. Реальную надежду на преодоление старых страхов может дать только свободное обсуждение того, как предоставить детям посильную свободу на уроках и свободном общении.Только в этом случае взрослые смогут постепенно оторваться от привычки казённых обсуждений, от локальных забот и общими усилиями создать новый язык экспертных оценок, под которыми мы понимаем педагогический язык описания общих форм организации жизни детей и взрослых по соотношениям: я и другие, мы и другие (форма организации совместной деятельности в виде общего разговора, общей игры в слова, общего передвижения по какомулибоповоду для выявления личной причастности к какомулибо делу), свои и я (попытка взять инициативу на себя или через озадачивание, через претензию на мастерство –через представительство от имени своих), мы свои –мы сами, мы и другие. Этот вид самообразования был назван Е.Е.Шулешко гостевым обменом опытом педагогов (ГООП). Периодичность их встреч во многом определяется темпом продвижения детей к успехам. В гостевом обмене опытом выясняется своеобразие условий работы: накапливается информация об укладе жизни на каждой территории, о социальной активности воспитателей и учителей, влиянии складывающегося общественного мнения как в педагогической среде, так и среди родителей. Новый стиль отношений поразному воспринимается в разных условиях жизни. Каждый педагогический коллектив действует в особенных условиях; эти особенности надо обнаружить и определить характер их влияния на жизнедеятельность воспитанников и учащихся.Следует отметить, что в гостевом обмене опытом выясняется своеобразие условий работы: накапливается информация об укладе жизни на конкретной территории (конкретный класс конкретной школы или конкретная группа детского сада), о социальной активности педагогов, о влиянии складывающегося общественного мнения, как в педагогической среде, так и в среде родителей.В массовой педагогической практике формирование равноправныхвзаимоотношений –не идеальная модель, которую необходимо стремиться воплотить, как извне предначертано. Объединяющее еёначало скорее состоит в привычке к осмыслению взаимосвязанности явлений педагогической жизни. А взаимосвязь проявляется каждый раз поразному. С этой точки зрения принцип восприятия нового не по образцу, а по образу в равной степени относится к нормальному становлению как детского, так и педагогического коллектива. Идея прогнозирования ясно согласуется с идеей предоставления свободы в выборе средств воспитания и обучения каждому педагогическому коллективу.Практика показала, что за первые три года участия в гостевом обмене опытом педагогов все дети обучаются на должном уровне и воспитываются в культурных традициях. Деление детей на слабых и средних, способных и очень способных является теперь для них пережитком старого подхода к работе.В связи с этим меняется и мировоззрение педагогов –они не только чувствуют, но и знают, когда именно они впадают в прежнее, неприемлемое для них и детей, отношение. Решающее условие –стремление к самообразованию: смена позиции с технологической (регламентированной) на культуроведческую и отказ от привычки паспортизировать всё и вся ради рождения привычки выступать экспертом, встречаясь с коллегами.В нашем понимании зарегламентированный педагог–это педагог, действующий при обучении и воспитании детей 6–10 лет строго по инструкции (занятия/уроки точно соответствуют заранее написанному конспекту, даже если дети не усваивают предложенный материал, не понимают его, педагог ждёт от детей заранее запланированных ответов, но пресекает размышления детей или ответ, основанный на индивидуальных мыслях).С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках формирования партнёрских взаимоотношений могут быть использованы следующие, разработанные и апробированные нами, формы и методы работы с детьми и взрослыми:–проведение гостевых обменов опытом педагогов нескольких образовательных учреждений в свободной нерегламентированной форме гостевых встреч, что оказывает позитивное влияние на формирование дружного коллектива педагоговединомышленников. Всёэто также способствует повышению профессионального мастерства педагогов, укрепляет их связь не только с педагогами города, но и наукой. Гостевой обмен опытом педагоговможет заменить существующие методические объединения, где под руководством администрации в лекционной форме обобщается опыт работы или проводятся “открытые занятия/уроки”, где педагог демонстрирует свои методические способности. Как правило, на таких занятиях окружающими оценивается именно педагог, в редком случае –дети. Важным является и то, что гостевой обмен опытом педагогов оценивает не образцы поведения взрослого, а характер проявления себя детьми.Постепенное осознание педагогом того, что к его мнению коллеги прислушиваются и относятся с уважением, что оно востребовано, оно действительно необходимо, –позволяет ему высказываться всёболее свободно и доверительно.Предложенный Е.Е.Шулешко вариант ГООП был модифицирован и дополнен нами, что позволилоразработать новые формы проведения данных мероприятий, а именно:совет педагогов –гостевой обмен опытом педагогов нескольких образовательных учреждений(в этом случае заранее продумывается тема общего совета педагогов, в каждом учреждении образования проводится своя подготовка к мероприятию, делениена команды проходит таким образом, чтобы в каждую команду попали представители разных педагогических коллективов и работали совместно, а именно: выбирали капитана, вырабатывали и защищали своёрешение). гостевой обмен опытом родителей и воспитанников нескольких образовательных учреждений–в этом случае проводится семейный праздник, например посвящённый Рождеству, с участием родителей и детей двух образовательных учреждений, где в процессе народных игр они знакомятся друг с другом. Дети показывают театрализованное представление,в котором участвуют и сотрудники общеобразовательных учреждений, и их родители. Декорации для спектакля и вся сопутствующая атрибутика изготавливаются детьми, их родителями и педагогами. Как правило, заканчивается такое мероприятие совместным чаепитием;гостевой обмен опытомпедагогов двух образовательных учреждений разных городов через Интернет(ИнтернетГООП)–такая форма работы предполагает, что одну и ту же проблему рассматриваютв двух разных образовательных учреждениях, обмениваясь мнениями при помощи сети Интернет. В дальнейшем подробная запись мероприятия (цели, задачи, выступления, решения, фотографии) пересылаетсяпосредством электронной почты в то учреждение, которое находится в другом городе.Это даёт возможность взглянуть на проблему с разных сторон, учесть специфику региона, а главное –наладить общение с педагогами из другого города без дополнительных ассигнований на командировочные расходы;гостевой обмен опытом воспитателей детских садов/учителей начальных школ и преподавателей высших учебных заведений–в данном случае преподаватели высшего учебного заведения, как правило, чьи выпускники работают в данном детском саду или школе, посещают занятия своих бывших студентов(по своему усмотрению), педагоги и преподаватели имеют возможность побеседовать о возникающих проблемах. Заканчивается мероприятие круглым столом, на котором обсуждаются общие проблемы науки и практики; гостевой обмен опытом педагогов детского сада и учителей начальных классов(в этом случае учителя начальных классов посещают занятия в подготовительных к школе группах (по выбору), а педагоги детского сада –уроки у своих бывших выпускников (по выбору). Заканчивается мероприятие круглым столом, где обсуждаются проблемы преемственности конкретного детского сада и конкретной начальной школы, а не преемственность в общегородском или общероссийском масштабе. В дальнейшем педагоги имеют возможность в случае необходимости пообщаться с коллегами без предварительного согласования с администрацией.Проживая в небольшом городе,и много зная друг о друге, педагоги часто не представляют, что делается в другом образовательном учреждении, какие подходы воспитания и обучения детей используют их коллеги в данном регионе.Главное правило таких встреч –педагогические работники учреждений образования должны общаться самостоятельно без какихлибо указаний и регламентаций сверху (т.е.административноуправленческих установок), без заранее написанных докладов и подготовленных администрацией вопросов. В такой обстановке они учатся не только решать возникающие проблемы, но и, самое главное, разговаривать о детях не на казённом и наукообразном языке, обсуждая заранее подготовленные открытые занятия, а размышляя, не стесняясь высказать своёличное мнение, даже если оно идёт вразрез с мнением окружающих. В этом случае педагоги имеют возможность говорить о жизни детей, их духовном и нравственном росте на определённом отрезке времени. Каждый педагог имеет возможность показать коллеге свои достижения, рассказать о том, что пока не получается и над чем ещёпредстоит работать. Только при соблюдении данных условий духовный рост детей обеспечивается изменением педагогических установок взрослых. А сами педагогические работники имеют возможность отказаться от приоритета родительских ретроспективных оценоквпользуоценокперспективных;профессионально увидеть возможности детей как общественно существующего класса. Немаловажным является и то, что в процессе работы педагоги учатся фиксировать накопленный детьми опыт жизни для того, чтобы иметь возможность опереться именно на него, а не на разрозненные образовательные ресурсы отдельно взятых детей;использование коммуникативных игр во время проведения всехмероприятий для педагогов(семинары, Советы педагогов, совещания, консультации, круглые столы, деловые игры и т.п.). Как правило, 2 коммуникативные игры занимают не более 7–8 минут, но после их проведения меняется настроение людей и работать становится намного интереснее.Важно, чтобы впоследствии педагоги могли использовать игры, которые применялись на педагогических мероприятиях, в работе с детьми или при проведении тренингов с родителями. Научившись играть сами –они научат этому детей;организация работы педагогов на всех педагогических мероприятиях в микрогруппахпо 46 человек, что, несомненно, не только поможет им в дальнейшем организовать работу таких микрогрупп в детских коллективах, но и окажет позитивное влияние на их взаимодействие друг с другом.Следует обратить внимание на то, что педагог для построенияравноправных = партнёрских взаимоотношений должен видеть микрогруппы детей, помогать им поддерживать внутригрупповые отношения (находить совместные ответы на вопросы, обсуждать решение задач и др.). С помощью малых групп взрослые ставят детей в ситуацию, когда руководство педагога доходит до ребёнка через сообщество4–6 ребят, объединённых общим интересом, единой целью и стремлением чтото понять, освоить, выполнить задание всем вместе, помочь тому, кто затрудняется. Для того чтобы оказать помощь детям,педагог должен и сам пройти через работу микрогрупп (в этом случае микрогруппы будут состоять из взрослых).Именно для того, чтобы взрослый смог найти общий язык с любым сотрудником и общался не только с теми, кто ему близок и с кем он дружит, и проводятся коммуникативные игры. При их выполнении возникают взаимопонимание и взаимоуважение. А главное –группа становится сплочённой командой.Предлагаем следующие способы деления на команды (могут применяться в работе не только со взрослыми, но и с детьми):–счёт на “первый–второй”(в одну команду попадают те, кто оказался под номером “один”, а в другую –кто получил номер “два”);–использование считалок и скороговорок;–“найди команду по геометрической фигуре”(каждый участник вынимает из коробки любую геометрическую фигуру, далее он должен примкнуть к той команде, где есть именно эта фигура: команда “Треугольники”, команда “Квадраты”и т.п.);–“найди общее”(используются картинки, например, с различными животными. Педагоги самостоятельно определяют, в чём отличия или что общее у животных, и делятся на тех, у кого в рукахизображение животных, имеющих рога; тех, у кого –изображение животных с лапами и т.п.);–“найди команду по цвету”(каждый участник вынимает из коробки фигуру определённого цвета и присоединяется к тем педагогам, у кого фигурки того же цвета);–“деление по цвету одежды”(в одну команду идут те, у кого в одежде присутствует зеленый цвет –причём одежда не обязательно должна быть однотонной –в другую команду –те, у кого синий, красный и т.п.);–“деление по цвету глаз”(в одной команде педагоги со светлыми глазами, в другой –с тёмными);–“деление по графику работу”(в одну команду идут те, кто сегодня работал с утра, а в другую, кто заступил на смену в обеденное время);–“найди свой рисунок”(каждая из 4–5 открыток большого формата разрезана на 6 частей, все части перемешаны. Каждый участник берёт часть открытки и ищет тех, кто держит в руках картинки, нужные для составления целой картины).Способов деленияна команды достаточно много (вы можете разработать и свои). Главное заключается в том, чтобы втечение учебного года педагог имел возможность поработать в команде со всеми сотрудниками. Внутри такой микрогруппы возникают почеловечески благоприятные и эмоциональносамо собой разумеющиеся условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями коллеги. Лишь после того, как сам педагог научитсяработать в малых группах, поймёт,для чего это нужно и что именно испытывает ребёнок при такой работе,–он сможет организовать полноценную деятельность детских микрогрупп;

при проведении Советов педагогов, семинаровпрактикумов, тренингов в образовательных учреждениях целесообразно делать упор на:

–взаимодействие педагогов внутри команды (умение вслушиваться и слышать коллегу, чётко формулировать и отстаивать свою точку зрения) и команд между собой (выбрать капитана, который сможет объяснить позицию всей команды, уважать мнение членов других команд, в случае конфликтной ситуации найти компромиссное решение вопроса);–налаживание общегруппового темпа работы(если один из членов команды слишком медлительный, а другой –уже через 30 секунд сообщает о своём видении решения проблемы, достаточно сложно услышать все мнения одновременно, чтобы выработать правильное решение, поэтому члены команды и должны соблюдать если не единый, то близкий к нему темп работы); –равноправные отношения между всеми членами педагогического коллектива (независимо от того,какую должность занимает педагог, каков его стаж работы, образование и длительность работы именно в данном коллективе,–мнение каждого имеет право на существование и должно быть услышано!).За 10–14 дней до начала Совета педагогов, семинарапрактикума и др. педагогам предлагается не только тема самого мероприятия, но и отдельные вопросы, которые будут рассматриваться командами (для самоподготовки). Никто из них заранее не знает, в какую команду попадёт и какой вопрос будет обсуждать его команда. Данное условие предполагает тщательную подготовку педагогов к мероприятию.После деления на команды каждая выбирает своего капитана, который и вскрывает конверт с тематикой обсуждаемого вопроса (конверт капитаны также выбирают самостоятельно из нескольких предложенных вариантов). Затемпроходит обсуждение (не более 15минут), после чего капитан должен охарактеризовать проблему и предложить варианты еёрешения, разработанные командой.Лишь когда общая тема рассмотрена микрогруппами со всех сторон и предложены различные варианты еёрешения, педагогический коллектив вырабатывает проект решения Совета педагогов.В большом коллективе все сотрудники друг другу известны, но не все близки между собой. Постоянно работая в различных по своему составу микрогруппах, педагоги расширяют и тренируют свои умения входить в рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими коллегами. Через работу в постоянных и временных группах и творческих коллективах дистанция между педагогами уменьшается, они стараются найти подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят еёпользу для общего дела, которым занята микрогруппа. Чтобы построить партнёрские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса педагогу необходимо пройти через работу малых групп;создание микрогрупп (временных творческих коллективов) для налаживания дружеских взаимоотношений между сотрудниками общеобразовательного учреждения и для совместной работы по различным направлениям, а именно:–творческий коллектив по оформлению развивающей предметной среды образовательного учреждения (или конкретного помещения);–творческий коллектив для неожиданных сообщений (один раз в неделю на основе книг, СМИ, научных статей педагоги готовят самые неожиданные сообщения. Главное условие –сообщение должно быть необычным и интересным, наиболее ценятся те сообщения, которые можно применить в практике работы);–творческий коллектив по проведению какойлибо акции (“Помоги солдату” –к Дню защитников Отечества; “Помоги ребёнку”–помощь детям из неблагополучных семей; “Книга для детского сада”–сбор книг для библиотеки детского сада и т.п.);–творческий коллектив по подготовке к какомулибо мероприятию (конкурс “Педагог года”, семейный праздник, “Декада семьи”, участие в заседании экспертного совета города…) ит.п.Главное условие –членами такой микрогруппы становятся не только педагоги, но и сотрудники образовательного учреждения, родители воспитанников, которые могут быть и не очень хорошо знакомы друг с другом. Данная работа даёт возможность наладить общение с незнакомымилюдьми и создать коллектив единомышленников, включив в него не только педагогов, но и всех участников образовательного процесса.Деятельность таких творческих коллективов зависит в первую очередь от того, обладает ли организаторскими способностями руководитель образовательного учреждения! Если всёэто делать без души и для “галочки”, то лучше и не начинать. А если заинтересовать людей, дать им возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО, искать пути решения проблемы, не опекать их, не загонять в узкие рамки –эффект будет потрясающий!Одной из проблем современного образования является проблема отсутствия навыков ораторского искусства у педагогических работников. Так вот, когда педагоги будут рассказывать коллегам о том, что заинтересовало их самих,–пусть не сразу, но постепенно они смогут развить свои способностив данном направлении. Итак, дайте педагогам интересную идею и свободу –и они смогут добиться многого!организация и проведение в образовательных учреждениях научнопрактических семинаров по вопросам личностноориентированной педагогики и по проблемам общения, индивидуальная работа по формированию у коллектива и каждого сотрудника устойчивой мотивации на изменение взаимодействия с ребёнком (отход от авторитарной позиции и переход к партнёрской), самооценка педагогами и родителями стиля общения с детьми, соотнесение самооценки и экспертной оценки.Таким образом, можно сделать вывод о том, что разделение воспитателем детского сада и учителем начальных классов ролевых позиций в образовательной парадигме строится накачественно новых взаимоотношениях с детьми (доверие, взаимопонимание, СОпереживание, СОчувствие, СОтрудничество, взаимопомощь). Следовательно, при реализации функций взаимодействия в задачу педагога входит не подавление активности ребёнка, а обеспечение внутренней мотивации, чтобы воспитанник захотел говорить, читать, писать и получать новую информацию. В данном случае на первый план выходят позиции педагога, наделённого функциями помощника, советчика и партнёра, реализующего диалоговый характер воздействия на личность ребёнка 6–10 лет. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции педагога –установлению новой формы педагогической деятельности –личностноориентированного равноправного коммуникативного взаимодействия. В личностноориентированном подходе к воспитательнообразовательному процессу прослеживается новая роль воспитателя и учителя, который в данном случае является субъектом взаимодействия с детьми на занятии или уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность детей 6–10 лет, обеспечивая внутренние мотивы и желания педагога проявлять самостоятельность в получении новой информации. Чрезвычайно большое значение для формирования нового взгляда педагога на построение равноправныхвзаимоотношений имеет творческое взаимодействие педагогов со всеми участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе. Именно равноправное взаимодействие помогает педагогам преодолеть неуверенность в себе, способствует развитию креативной среды, терпимости, принятию себя и других, доброжелательных и творческих взаимоотношений в коллективах, стимулирует актуализацию всех субъектов социальнопедагогической системы. Алгоритм формирования профессиональной компетентности педагога при построении гуманных партнёрских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе обобщён на рисунке 1. В процессепостроения педагогического процесса на основе партнёрских взаимоотношений педагоги не только получают навык обучения детей, но и учатся различать, что является содержанием их жизни на протяжении определённого срока (именно у детей, а не у отдельно взятого ребёнка), а что формой и материалом. А главное –понимают, что учебный (“программный”) материал для педагога не цель, а средство педагогической работы.В ходе формирования равноправных=партнёрских взаимоотношений между участниками образовательного процесса весьма уместно будет изучить и взгляды родителей воспитанников и учащихся на педагога ХХIвека, для чего родителям предлагается написать эссе (7–10 предложений) “Современный педагог –это…”или просто закончить названную Вами фразу.

Рис.1. Алгоритм формирования профессиональнойкомпетентности педагога при построении гуманныхпартнёрских взаимоотношений между участникамиобразовательного процесса в детском саду и начальной школеТак, например, анализ 550 высказываний родителей детей 6–10 лет позволил проранжировать и расположить качества педагога в следующей последовательности:

1.Педагог, любящий детей;

2.Образованный и эрудированный педагог;

3.Педагогпрофессионал своего дела;

4.Культурныйпедагог;

5.Добрый педагог;

6.Требовательный педагог.Формирование нового взгляда педагога на построение партнёрских взаимоотношений между участниками образовательногопроцесса

Формы и методы работы,апробированныев экспериментальныхучреждениях образованияГостевой обмен опытом(ГООП)

Использованиеэлементов социоигровой педагогики

Совет педагоговГООП(24 образовательных учреждения)ГООПродителей воспитанников (23 учреждений образования)ИнтернетГООПГООПпедагогов д/садов, школ и ВУЗаГООПпедагогов ДОУ и учителей начальных классовСеминарыпрактикумы, Советы педагогов, диспуты, круглые столы, консультациипанорамы, деловые игры и т.п.Создание творческих коллективов по различным направлениям (сотрудники учреждения образования, родители детей)Организация тренингов конструктивного взаимодействияОрганизация микрогрупп и работа в них педагогов(умение слышать и вслушиваться, чётко формулировать свою мысль, аргументированноспорить,не вступая в конфликт, налаживание общегруппового темпа работы и т.п.).На основе теоретических и практических исследований нами была разработана структура профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения к работе в условиях партнёрских взаимоотношений, включающая в себя следующие этапы (рисунок 2).



Рис.2. Основные этапы профессиональной подготовкипедагогов к работе в условиях равноправныхвзаимоотношений

Методы, которые целесообразно использовать при формировании профессиональной компетентности педагогов к работев условиях партнёрских взаимоотношений,представлены нами в таблице 1.Таблица 1

Метод Описание методаПреимущества метода123ЛекцияВыступление педагога (в роли преподавателя) при очень ограниченном обсуждении.Чёткие и ясные методы изложения. Педагогам можно заранее раздать необходимые материалы. Также весьма эффективно использовать на лекциях мультимедиа. Сравнительно невысокая стоимость.Этапы профессиональной подготовки педагогак работе в условиях партнёрских взаимоотношений Первый этап. Определение потребности педагогического коллектива к работе в условияхпартнёрскихвзаимоотношений Второй этап. Формирование бюджета профессиональной подготовки педагоговТретий этап. Поэтапное определение целей профессиональной подготовки (поддержание необходимого уровняквалификации персонала, развитие профессиональногопотенциала ОУ, повышение его конкурентоспособности,создание условий для профессионального роста педагогов)Четвёртый этап. Разработка программ и выбор методов повышения профессиональной компетентности педагоговПятый этап. Реализация разработанных программ иметодов обучения педагогов, что может проводитьсякак на базе образовательного учреждения, так и вне его(например, методический отдел управления образования, колледжи, техникумы, ВУЗы) СеминарПедагогпреподаватель организует обсуждение вопросов при активном участии слушателей. При этом происходит свободный обмен мнениями.Семинар удобен, если педагогиучастники хорошо подготовлены и готовы участвовать в дискуссии. У каждого слушателя есть возможность высказать свои предложения.СеминарПреподаватель лишь комментирует выступления и направляет его в русло рассматриваемой темы.В процессе семинара могут появиться инновационные идеи. Инсценировка ситуацийОписание реальной ситуации и распределение между педагогамислушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается не на решении проблемы, а на приобретении определённых навыков.Эффективна, если ситуация реальна. Педагогислушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе, способствует развитию навыков межличностного общения, учит как действовать в реальных ситуациях.



Ситуационный анализ

Письменное описание реальной психологопедагогической ситуации или вопроса, с которыми педагогу пришлось столкнуться в процессе работы. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают коллективное решение.Ситуации обычно интересны. Группа педагогов активно обсуждает возможные варианты решений. У слушателей вырабатывается умение эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать правильные решения на практике.МоделированиеПедагогам предоставляется исходная информация о психологопедагогической проблеме. Результат заслушивается и обсуждается всей группой участников

У педагогов развиваются практические навыки, что позволяет наглядно продемонстрировать слушателям,к чему может привести принятое решение. Помогает в передаче знаний и закреплении навыков. Помогает администрации образовательного учреждения оценить,насколько слушателями усвоен теоретический материал.Инсценировка ситуацийОписание реальной ситуации и распределение между педагогамислушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается не на решении проблемы, а на приобретении определённых навыков.Эффективно, если ситуация схожа с реальной педагогической ситуацией. В данном случае педагоги видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе, способствует развитию навыков межличностного общения, учит, как действовать в реальных ситуациях.





123









О том, как часто в образовательных учреждениях проводятся консультации для педагогов, мы уже писали. Вместе с тем, при формировании партнёрских взаимоотношений и консультации должны проводиться на новом уровне! Девиз здесь должен быть следующим:я узнала чтото новое,и мне не только хочется поделиться этим с вами, но и услышать ваше мнение!При правильном (развивающем) подходе консультации могут принести несомненную пользу для педагоговэкспериментаторов, особенно на подготовительном этапе экспериментальной деятельности.По нашему мнению, консультации достигнут положительного эффекта при соблюдении некоторых правил:–целесообразнее, когда консультацию готовят 2–3 педагога –в этом случае они смогут дополнять друг друга, помогать в подготовке наглядного и мультимедийного материала, а главное –будут учиться работать СОвместно“на равных”(о чём мы уже говорили выше);Обучение с “погружением”Имитируется ситуация, с которой слушатели сталкиваются в повседневной педагогической деятельности или могут столкнуться вбудущем.Эффективно для дальнейшей практической работы педагога.Обучение с использованиемТСООпределённое событие или конкретная ситуация записываются на видеокамеру (или фотоаппарат) и сопровождаются чёткими описаниями. Запись может просматриваться на экране несколько раз и после этого подробно обсуждаться.

Обеспечивается хорошее понимание вследствие наглядности показа.Поскольку продолжительность показа известна заранее, весьма уместно будет запланировать презентацию и обсуждение.Ситуационный анализПисьменное описание реальной, но неординарной педагогической ситуации или вопроса, cкоторыми педагогу пришлось столкнуться в жизни. Педагогислушатели предлагают различные выходы из ситуации или принимают необходимое решение.

Ситуация обычновесьма нестандартна и вызывает интерес участников мероприятия. Группа активно обсуждает возможные варианты решений. Вырабатывается умение педагогов эффективно общаться друг с другом, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, а главное –принимать правильные решения на практике.–текст консультации не должен читаться “с листа” –только свободная речь (а это требует глубокого знания материала!) может заинтересовать слушателей,и только в этом случае консультация достигнет своей цели. В письменном варианте готовятся лишь краткие тезисы или план консультации, но не более того! Здесь несомненную помощь окажет работа в команде из трёх человек, т.к. выступающий,чувствуя за своей спиной поддержку (если я забуду, то мне подскажут товарищи!),будет более уверен в своих силах;–тема консультации должна носить проблемный характер, чтобы педагоги после еёзавершения могли перейти к обсуждению. В случае, если консультация является просто констатацией имеющегося факта,–она не вызовет интереса у слушателей, а значит едва ли ктолибо из педагогов будет использовать данный опыт всвоей работе;–консультация должна быть развивающей, поэтому не стоит пересказывать коллегам содержание статьи из журнала, который хранится в методическом кабинете, т.к. все умеют читать. В случае, если всёже необходимо рассказать об известном факте,лучше, если педагог выскажет мнение о нём известных учёных и,естественно,своёличное мнение;–при проведении консультации следует как можно шире использовать наглядность, т.к. все мы помним пословицу: “Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать”.На рисунке 3нами отображена система развивающего группового консультирования при формировании партнёрских взаимоотношений. Учитывая, что процесс формирования партнёрских взаимоотношений является экспериментальным,некоторые предложенные нами консультации предполагают проведение эксперимента.

Известно, что часто низкий уровень мастерства педагогов является результатом бессистемных методических мероприятий. Именно поэтому консультации должны проводиться в системе, что задаст определённый ритм для поддержанияисследовательской деятельности в нужном режиме. Следовательно, при использовании в педагогическом процессе образовательного учреждения всех предложенных вышеформ и методов работы может быть сформирована профессиональная компетентность педагогов для работы в условиях партнёрских взаимоотношений.Резюмируя изложенное,мы имеем возможность сделать вывод о том,что формирование компетентности педагога для построения равноправных=партнерских взаимоотношений с детьми 610 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы может происходить только в том случае,если сами педагоги пройдут через равноправные взаимоотношения,научившись вместе с детьми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения СОвместной деятельности. Только при соблюдении этих условий возникает равноправный союз взрослых и детей.В предисловии к своей детской книге ©Когда я снова стану маленькимª –Януш Корчак, обращаясь ко взрослым, писал: ©Вы говорите: ©Дети нас утомляют!Вы правы. Вы поясняете: ©Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидетьª[3]. Может быть это и есть равноправные партнерские отношения?

Рис.3.Система развивающего группового консультирования в образовательном учреждении в процессе формирования равноправныхвзаимоотношений

Список использованной литературы:1.Пастюк О.В. Партнёрство детей и взрослых? А почему бы и нет! –Запорожье: ООО “ЛИПС” ЛТД, 2010. 2.ШулешкоЕ.Е. Понимание грамотности / Е.Е.Шулешко. –М. : Мозаикасинтез, 2001.3.http://www.lechaim.ru/ARHIV/127/n2.htmСистема развивающего группового консультированияв образовательном учреждении в процессе формирования партнёрских взаимоотношенийИнформационные консультации–знакомство с новыми знаниями, освещение проблемы партнёрских взаимоотношений, систематизация теоретических знаний

о теме исследования Теоретическая консультация –основа для знакомства педагогов с теоретической частью проблемы партнёрскихвзаимоотношенийКонсультацияконференция–несколько педагогов выступают с докладами по проблеме эксперимента, а остальныеобсуждают ихКонсультациябрифинг –научный руководитель ичлены Совета эксперимента отвечают на вопросы педагогов, касающихся процесса формирования партнёрских взаимоотношений

Методические консультации–анализметодологических принципов партнёрских взаимоотношенийТехнологические консультации –

формирование практическихумений педагогов для построения партнёрских взаимоотношений Консультациябрифинг –научный руководитель и члены Совета эксперимента отвечают на вопросы педагогов, касающихся педагогических технологий, используемых в процессе формирования партнёрских взаимоотношенийКонсультациянеожиданное сообщение –каждый педагог готовит своёсообщение о педагогических технологиях по теме или близких к теме эксперимента;учитывая, что источники у всех будут различные, то на любую технологию будут и различные взгляды, что послужит поводом для обсуждения Консультациябрифинг–научный руководитель и члены Совета эксперимента отвечают на вопросы педагогов, касающиеся экспериментального исследования(завершающий этап)Консультацияпрактикум –знакомит педагогов с опытом работыдруг друга по теме эксперимента, с полученными продуктами экспериментальной деятельности (метод.приёмы, авторская программа и др.)Социоигровая консультация –в процессе игры и работыв командах педагоги получают знания о теоретическойи практической части эксперимента