Создание незаконных вооруженных формирований: исторический опыт законодательного закрепления
Выпуск:
ART 53074
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоменко
И.
В. Создание незаконных вооруженных формирований: исторический опыт законодательного закрепления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
361–365. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53074.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные исторические
предпосылки возникновения уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, проанализированы основные нормативные акты, затрагивающие данную область уголовно-правовых отношений на протяжении всей истории существования Российского государства.
Также в статье анализируются обстоятельства, усиливающие ответственность за указанный состав преступления на различных этапах развития общества и
трансформация содержания данного понятия, происходившая в российском уголовном законодательстве.
Ключевые слова:
исторический опыт, незаконное вооруженное формирование, история
законодательства, уголовно-правовые нормы, исторические этапы
Текст статьи
Фоменко Ирина Владимировнакандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовного права и уголовного процесса НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. НевинномысскЭлектронныйадрес:777_74@mail.ru
Создание незаконных вооруженных формирований: исторический опыт законодательного закрепления
Аннотация.В статье рассматриваются основные исторические предпосылки возникновения уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, проанализированы основные нормативные акты, затрагивающие данную область уголовноправовых отношений на протяжении всей истории существования Российского государства. Также в статье анализируются обстоятельства, усиливающие ответственность за указанный состав преступления на различных этапах развития обществаи трансформация содержания данного понятия, происходившая в российском уголовном законодательстве.
Ключевые слова:незаконное вооруженное формирование, история законодательства, уголовноправовые нормы, исторические этапы, исторический опыт.
Существование общества и государства на протяжении всей истории знаменуется динамичным развитием общественных отношений, в том числе и уголовноправовых отношений. Не является открытием и то, что под воздействием социальноэкономических факторов, степени общественной опасности того или иного общественно значимого деяния меняется и характер уголовной ответственности за совершение деяния, на которое эти факторы повлияли. Уголовное законодательство совершенствуется с учетом изменений, происходящих в обществе, и потребностей его граждан, поскольку закон должен отражатьинтересы и потребности общества.Для установления исторических предпосылок возникновения уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем в отечественном уголовном праве, необходимо проанализироватьнормативные источники, затрагивающиеданную область уголовноправовых отношений на протяжении всей истории существования Российского государства.Изучение данного вопроса объясняется сложностью периодизации основных этапов развития уголовного законодательства, а также многообразиемвзглядов на рассматриваемую проблему. Предлагаем рассматривать развитие научных представлений об уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 208 Уголовного кодексаРФ(далее УК РФ), разбив их на следующие периоды:1)дореволюционный период (Xв. –1917 г.);2)советский период (1917–1996 гг.);3)постсоветский (1996 –2012гг.).Такая периодизация позволяет не только рассмотреть хронологиюзаконодательных актов, но и увидеть социальные и идеологические предпосылки появления и развития тех или иных взглядовна регламентацию института освобождения от уголовной ответственности.Для полного и подробного анализазаконодательства об уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем необходимо обратитьсяк содержанию соответствующих памятников истории права.Организация неконтролируемых государствомвооруженных формирований или участие в них на различных исторических этапах выступалив качестве признаков различных видов преступлений, чаще всего, против общественной безопасности и против государственной власти. Таких известныесовременной доктринеуголовного права памятникиправа, как Новгородская и Псковская судные грамоты, Русская правда, и даже Судебник 1447 года не предусматривалиорганизациюнезаконных вооруженных формирований в качестве самостоятельного состава преступления. Между тем, все они предусматривалинаказание за измену княжеской власти, покушение на жизнь или власть князя, а Судебник, являясь более поздним источником, закрепляет в ст. 9 наказание в виде смертной казни так называемым подымщикам, то есть лицам, являющимся, в современном понимании этого слова, организаторами мятежей и иных выступлений против существующей власти, вне зависимости от наличии признака вооруженности, что явилось предпосылкойкриминализации изучаемого преступления.Впервые ответственность за организацию не предусмотренного действующим законом воинского образования, появилась в СоборномУложении1649 года, согласно которомувсе родственники и близкие, а также иные лица, которым было известно о такой деятельности, признавались соучастниками и подлежали, наряду с исполнителем, наказанию. Кроме того, у виновных конфисковывалось все принадлежащее им имущество. В тот исторический период такой шаг в законотворчестве был своевременен и актуален, так как был обусловлен обострениемпроцессоворганизации воинских формирований, не предусмотренных законом.Наибольшуюактивность в проявлении непослушания действующему режиму, призывах к свержению действующей власти, требованию повышенного внимания к себе, выказывались на Юге России, где возникло множество так называемых «казачьих дружин», образованных, чаще всего, из числа отщепенцев казачьих войск, под предводительством свергнутых или самопровозглашенных атаманов. После того, как исследуемый состав преступления был закреплен в Соборном Уложении 1649 года, признак вооруженности незаконного воинского формирования как признак состава преступления, появился в уголовном законодательстве не сразу. На протяжении почти тридцати лет уголовная ответственность наступала вне зависимости от вооруженности таких формирований за сам факт участия или организации такого объединения, имеющего своей целью свержение действующего государственного строя, существующей власти.Только в 1715 году Артикул воинскийПетра I предусмотрел ответственность для тех, «кто незаконно войско вооружит или оружие предпримет против его величества». Однакоданный состав не был аналогичен современному пониманию организации незаконного вооруженного формирования, прежде всего потому, что деяние относилось к числу преступлений против государственной власти, основ государственного строя, а не против общественной безопасности. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года понимание данного состава и его места в системе действующего уголовного права осталось прежним.Наиболее понятнойдля современного уголовного права является терминология Уголовного Уложения 1903 года,в котором организация незаконного вооруженного формирования признаваласьтяжким государственным преступлением, так как действующим в то время законодательством было закреплено положение о том, что «Государь император определяет устройство армии и флота, издает указы и повеления, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства».[1]Это был последнийисточник материального уголовного права досоветского периода.В советский период в законодательстве не существовало однозначного подхода к определению понятия «незаконное вооруженное формирования» и к установлению уголовной ответственности заегоорганизациюили участие в нем.Прежде всего следует отметить, что начиная с 1918 года все вооруженные формирования, созданные вне установленного Конституцией порядка, признавались контрреволюционными.Уголовный кодекс РСФСР от 01 июня 1922 года предусматривал ответственность за «организациюв контрреволюционных целях вооруженных восстаний или вторжениена советскую территорию вооруженных отрядов или банд, а равно участие во всякой попытке в тех же целях захватить власть в центре и на местах или насильственно отторгнуть от РСФСР какуюлибо часть ее территории, или расторгнуть заключенные ею договоры»[2], а также ответственность за организацию и участие в бандах (вооруженных шайках), которые представляли одну из разновидностей вооруженных формирований.Следует отметить, что и законодательство и наука уголовного права того времени рассматривала понятия «незаконное вооруженное формирование» и «банда»как тождественные.Во второй половине20х годов в России отмечалсявсплеск бандитизма. Вроли бандитов выступализажиточные крестьяне, которым не нравилась новая власть. Они создавали вооружённые отряды и нападали на государственные учреждения, общественные организации чтобы отомстить существующей власти, поэтому в то время банды и вооруженные группы преследовали не сколько корыстные, сколько политические цели. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который имел весьма незначительные отличия от положений ранее действовавшего кодекса. Со временем проблема незаконных вооружённых формирований, какотмечает ряд исследователей, ушла в России в тень, хотя за рубежом её продолжали разрабатывать в научном, методическом организационным плане в связи с очагами межэтнической, национальноосвободительной борьбы, конфликтов на почве территориальных претензий, религиозной и социальной напряженности. [3].В связи с этим не было необходимости выделять действия, связанные с организациейнезаконных вооруженных формирований или с участиемв них в качестве самостоятельного состава преступления.В УголовномкодексеРСФСР от 26 октября 1960 года, как и в ранее действовавшемотечественномуголовномзаконодательстве, данное деяние рассматривалось как«иного государственного преступления» в составе бандитизма. После распада СССРи изменения социальнополитической обстановки в Российской Федерации участились случаи созданиянезаконных вооруженных формирований. Они выступали как альтернативаармии и правоохранительным органам. В связи с этим появился Указ «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения»[4], который констатировал, что в тот период в стране создавалисьне предусмотренные законодательством СССР вооруженные формирования и это происходилопри попустительстве властей отдельных регионов, что естественно приводилок дестабилизации обстановки и создавалоугрозу безопасности граждан. В составе таких вооруженных формирований участвовалилица,уклоняющиеся от призыва на действительную военную службу, дезертиры и уголовные элементы. Все эти действия были сопряжены с захватом оружия, нападениями на граждан и организации, совершением тяжких преступлений. Захватуоружия, а также другим противозаконнымспособам его приобретения способствовалибезответственностьграждани отсутствиедолжного порядка, необходимого для сохранности оружиявчастях и подразделениях Министерства обороны СССР, других министерств и ведомств, а также участившиеся тогда факты незаконногоизготовленияоружия. Впервые в этом нормативном акте была указана такая веская причина, способствовавшаясозданию незаконных вооруженных формирований, как их финансирование.В связи свышеизложеннымвсесозданныев тот периодна территории СССР вооруженные формирования (вооруженные объединения, отряды, дружины, подразделения идругие организованные вооруженные группы), не предусмотренные законодательством СССР, должны были быть распущены в 15дневный срок со дня опубликования Указа. В 1994 году Указом Президента РФ[5]Генеральной прокуратуре Российской Федерации было рекомендовано не привлекать к уголовной ответственности лиц, не причастных к тяжким преступлениям против мирного населения и добровольно до 15 декабря 1994 года сложивших оружие, в связи с изменением обстановки на основании статьи 6 Уголовнопроцессуального кодексаРСФСР.И только в 1995году организация незаконного вооруженного формирования или участиев нем впервые была закреплена как самостоятельный состав преступления. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года появилась статья 77.2, установившая ответственность за организацию вооруженных объединений, отрядов, дружин и других вооруженных формирований, не предусмотренных федеральными законами, а равно участие в таких формированиях.Квалифицированными видами этого преступления являлись умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они сопряжены с массовым насилием над людьми или причинением иных тяжких последствий, а особо квалифицированными умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они повлекли гибель людей. При этомзаконодатель указал в примечании к статье77.2, что лицо, добровольно вышедшее из незаконного вооруженного формирования и сдавшее оружие органам власти, подлежит освобождению от уголовной ответственности. В этом случае лицо подлежит ответственности лишь за деяния, содержащие состав иного преступления.С 01 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ 1996 года, в котором в ст. 208 предусмотрена ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.Этот шаг представляется более чем логичным и последовательным, поскольку ранее закрепление аналогичного состава вуголовном законодательстве было одним из крайних его изменений. За почти полтора десятка лет действия УК РФ в исследуемый состав изменения вносились лишь дважды–в 2006 году законодателем была предусмотрена ответственность и за финансирование вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или другой группы), не предусмотренного федеральным законом, а в 2009 году изменения коснулись санкции статьи, гдев качестве дополнительного наказания появилось ограничение свободы.Вконце 90х годов прошлого столетиябыл принят ряд подзаконных нормативных актов, призванных уменьшить количество действующих в стране незаконных вооруженных формирований, стимулировать их членов к прекращению преступной деятельности. В числе этих актов были и узконаправленные, действие которых распространялось на определенные регионы Российской Федерации, а также непосредственно региональные акты, направленныена пропаганду мероприятий по прекращению деятельности таких формирований.Подводя итог вышеизложенному, в целом хотелось бы отметить, что норма, предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, является социально обусловленной, в течение довольно длительного периода исторического развития нашего государства она проявлялась именно тогда, когда это было необходимо в связи со складывающейся обстановкой в стране, хотя в некоторые периоды нашей истории она носила политический характер и была направлена не на охрану безопасности общества, а на защиту государственной власти и существующего политического режима. В настоящее время данная норма не подвергается серьезным изменениям, так как в существующей на сегодняшний день редакциистатьи 208 УК РФ закреплены все необходимые признаки, характеризующие данное деяние как преступление.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
[1]Дмитренко А.В., Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участии в нем // История государства и права. 2005. №5. С. 26.[2] Уголовный кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 01 июня 1922 года // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»[3]Бейбулатов Б.Ш. Уголовноправовые и криминологические аспекты организации и участия в незаконных вооруженных формированиях. Дисс.к.ю.н. –Ставрополь, 2001. С. 59.[4]Указ Президента СССР 25 июля 1990 г. № 373 «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»[5]Указ Президента от 01 декабря 1994 года № 2142 «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»
Fomenko Irina VladimirovnaCandidate of law, chairman of criminal law and criminal procedure department of the Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law, Nevinnomyssk
Illegal armed units’ formation: historical experience of legislative consolidation
Аbstract.The article deals with the basic historical preconditions leading to criminal responsibility for an illegal armed unit’s organization and participation. The major legal acts regulating this area of criminal relations during the whole historyof the Russian state have been considered in the article. This research also touches upon the circumstances intensifying the responsibility for the mentioned crime in different stages of the society development. It analyzes this concept’s content transformation which has taken place in the Russian criminal legislation
Key words:illegal armed unit, legislation history, criminal law acts, historical periods, historical experience
Создание незаконных вооруженных формирований: исторический опыт законодательного закрепления
Аннотация.В статье рассматриваются основные исторические предпосылки возникновения уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, проанализированы основные нормативные акты, затрагивающие данную область уголовноправовых отношений на протяжении всей истории существования Российского государства. Также в статье анализируются обстоятельства, усиливающие ответственность за указанный состав преступления на различных этапах развития обществаи трансформация содержания данного понятия, происходившая в российском уголовном законодательстве.
Ключевые слова:незаконное вооруженное формирование, история законодательства, уголовноправовые нормы, исторические этапы, исторический опыт.
Существование общества и государства на протяжении всей истории знаменуется динамичным развитием общественных отношений, в том числе и уголовноправовых отношений. Не является открытием и то, что под воздействием социальноэкономических факторов, степени общественной опасности того или иного общественно значимого деяния меняется и характер уголовной ответственности за совершение деяния, на которое эти факторы повлияли. Уголовное законодательство совершенствуется с учетом изменений, происходящих в обществе, и потребностей его граждан, поскольку закон должен отражатьинтересы и потребности общества.Для установления исторических предпосылок возникновения уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем в отечественном уголовном праве, необходимо проанализироватьнормативные источники, затрагивающиеданную область уголовноправовых отношений на протяжении всей истории существования Российского государства.Изучение данного вопроса объясняется сложностью периодизации основных этапов развития уголовного законодательства, а также многообразиемвзглядов на рассматриваемую проблему. Предлагаем рассматривать развитие научных представлений об уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 208 Уголовного кодексаРФ(далее УК РФ), разбив их на следующие периоды:1)дореволюционный период (Xв. –1917 г.);2)советский период (1917–1996 гг.);3)постсоветский (1996 –2012гг.).Такая периодизация позволяет не только рассмотреть хронологиюзаконодательных актов, но и увидеть социальные и идеологические предпосылки появления и развития тех или иных взглядовна регламентацию института освобождения от уголовной ответственности.Для полного и подробного анализазаконодательства об уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем необходимо обратитьсяк содержанию соответствующих памятников истории права.Организация неконтролируемых государствомвооруженных формирований или участие в них на различных исторических этапах выступалив качестве признаков различных видов преступлений, чаще всего, против общественной безопасности и против государственной власти. Таких известныесовременной доктринеуголовного права памятникиправа, как Новгородская и Псковская судные грамоты, Русская правда, и даже Судебник 1447 года не предусматривалиорганизациюнезаконных вооруженных формирований в качестве самостоятельного состава преступления. Между тем, все они предусматривалинаказание за измену княжеской власти, покушение на жизнь или власть князя, а Судебник, являясь более поздним источником, закрепляет в ст. 9 наказание в виде смертной казни так называемым подымщикам, то есть лицам, являющимся, в современном понимании этого слова, организаторами мятежей и иных выступлений против существующей власти, вне зависимости от наличии признака вооруженности, что явилось предпосылкойкриминализации изучаемого преступления.Впервые ответственность за организацию не предусмотренного действующим законом воинского образования, появилась в СоборномУложении1649 года, согласно которомувсе родственники и близкие, а также иные лица, которым было известно о такой деятельности, признавались соучастниками и подлежали, наряду с исполнителем, наказанию. Кроме того, у виновных конфисковывалось все принадлежащее им имущество. В тот исторический период такой шаг в законотворчестве был своевременен и актуален, так как был обусловлен обострениемпроцессоворганизации воинских формирований, не предусмотренных законом.Наибольшуюактивность в проявлении непослушания действующему режиму, призывах к свержению действующей власти, требованию повышенного внимания к себе, выказывались на Юге России, где возникло множество так называемых «казачьих дружин», образованных, чаще всего, из числа отщепенцев казачьих войск, под предводительством свергнутых или самопровозглашенных атаманов. После того, как исследуемый состав преступления был закреплен в Соборном Уложении 1649 года, признак вооруженности незаконного воинского формирования как признак состава преступления, появился в уголовном законодательстве не сразу. На протяжении почти тридцати лет уголовная ответственность наступала вне зависимости от вооруженности таких формирований за сам факт участия или организации такого объединения, имеющего своей целью свержение действующего государственного строя, существующей власти.Только в 1715 году Артикул воинскийПетра I предусмотрел ответственность для тех, «кто незаконно войско вооружит или оружие предпримет против его величества». Однакоданный состав не был аналогичен современному пониманию организации незаконного вооруженного формирования, прежде всего потому, что деяние относилось к числу преступлений против государственной власти, основ государственного строя, а не против общественной безопасности. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года понимание данного состава и его места в системе действующего уголовного права осталось прежним.Наиболее понятнойдля современного уголовного права является терминология Уголовного Уложения 1903 года,в котором организация незаконного вооруженного формирования признаваласьтяжким государственным преступлением, так как действующим в то время законодательством было закреплено положение о том, что «Государь император определяет устройство армии и флота, издает указы и повеления, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства».[1]Это был последнийисточник материального уголовного права досоветского периода.В советский период в законодательстве не существовало однозначного подхода к определению понятия «незаконное вооруженное формирования» и к установлению уголовной ответственности заегоорганизациюили участие в нем.Прежде всего следует отметить, что начиная с 1918 года все вооруженные формирования, созданные вне установленного Конституцией порядка, признавались контрреволюционными.Уголовный кодекс РСФСР от 01 июня 1922 года предусматривал ответственность за «организациюв контрреволюционных целях вооруженных восстаний или вторжениена советскую территорию вооруженных отрядов или банд, а равно участие во всякой попытке в тех же целях захватить власть в центре и на местах или насильственно отторгнуть от РСФСР какуюлибо часть ее территории, или расторгнуть заключенные ею договоры»[2], а также ответственность за организацию и участие в бандах (вооруженных шайках), которые представляли одну из разновидностей вооруженных формирований.Следует отметить, что и законодательство и наука уголовного права того времени рассматривала понятия «незаконное вооруженное формирование» и «банда»как тождественные.Во второй половине20х годов в России отмечалсявсплеск бандитизма. Вроли бандитов выступализажиточные крестьяне, которым не нравилась новая власть. Они создавали вооружённые отряды и нападали на государственные учреждения, общественные организации чтобы отомстить существующей власти, поэтому в то время банды и вооруженные группы преследовали не сколько корыстные, сколько политические цели. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который имел весьма незначительные отличия от положений ранее действовавшего кодекса. Со временем проблема незаконных вооружённых формирований, какотмечает ряд исследователей, ушла в России в тень, хотя за рубежом её продолжали разрабатывать в научном, методическом организационным плане в связи с очагами межэтнической, национальноосвободительной борьбы, конфликтов на почве территориальных претензий, религиозной и социальной напряженности. [3].В связи с этим не было необходимости выделять действия, связанные с организациейнезаконных вооруженных формирований или с участиемв них в качестве самостоятельного состава преступления.В УголовномкодексеРСФСР от 26 октября 1960 года, как и в ранее действовавшемотечественномуголовномзаконодательстве, данное деяние рассматривалось как«иного государственного преступления» в составе бандитизма. После распада СССРи изменения социальнополитической обстановки в Российской Федерации участились случаи созданиянезаконных вооруженных формирований. Они выступали как альтернативаармии и правоохранительным органам. В связи с этим появился Указ «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения»[4], который констатировал, что в тот период в стране создавалисьне предусмотренные законодательством СССР вооруженные формирования и это происходилопри попустительстве властей отдельных регионов, что естественно приводилок дестабилизации обстановки и создавалоугрозу безопасности граждан. В составе таких вооруженных формирований участвовалилица,уклоняющиеся от призыва на действительную военную службу, дезертиры и уголовные элементы. Все эти действия были сопряжены с захватом оружия, нападениями на граждан и организации, совершением тяжких преступлений. Захватуоружия, а также другим противозаконнымспособам его приобретения способствовалибезответственностьграждани отсутствиедолжного порядка, необходимого для сохранности оружиявчастях и подразделениях Министерства обороны СССР, других министерств и ведомств, а также участившиеся тогда факты незаконногоизготовленияоружия. Впервые в этом нормативном акте была указана такая веская причина, способствовавшаясозданию незаконных вооруженных формирований, как их финансирование.В связи свышеизложеннымвсесозданныев тот периодна территории СССР вооруженные формирования (вооруженные объединения, отряды, дружины, подразделения идругие организованные вооруженные группы), не предусмотренные законодательством СССР, должны были быть распущены в 15дневный срок со дня опубликования Указа. В 1994 году Указом Президента РФ[5]Генеральной прокуратуре Российской Федерации было рекомендовано не привлекать к уголовной ответственности лиц, не причастных к тяжким преступлениям против мирного населения и добровольно до 15 декабря 1994 года сложивших оружие, в связи с изменением обстановки на основании статьи 6 Уголовнопроцессуального кодексаРСФСР.И только в 1995году организация незаконного вооруженного формирования или участиев нем впервые была закреплена как самостоятельный состав преступления. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года появилась статья 77.2, установившая ответственность за организацию вооруженных объединений, отрядов, дружин и других вооруженных формирований, не предусмотренных федеральными законами, а равно участие в таких формированиях.Квалифицированными видами этого преступления являлись умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они сопряжены с массовым насилием над людьми или причинением иных тяжких последствий, а особо квалифицированными умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они повлекли гибель людей. При этомзаконодатель указал в примечании к статье77.2, что лицо, добровольно вышедшее из незаконного вооруженного формирования и сдавшее оружие органам власти, подлежит освобождению от уголовной ответственности. В этом случае лицо подлежит ответственности лишь за деяния, содержащие состав иного преступления.С 01 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ 1996 года, в котором в ст. 208 предусмотрена ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.Этот шаг представляется более чем логичным и последовательным, поскольку ранее закрепление аналогичного состава вуголовном законодательстве было одним из крайних его изменений. За почти полтора десятка лет действия УК РФ в исследуемый состав изменения вносились лишь дважды–в 2006 году законодателем была предусмотрена ответственность и за финансирование вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или другой группы), не предусмотренного федеральным законом, а в 2009 году изменения коснулись санкции статьи, гдев качестве дополнительного наказания появилось ограничение свободы.Вконце 90х годов прошлого столетиябыл принят ряд подзаконных нормативных актов, призванных уменьшить количество действующих в стране незаконных вооруженных формирований, стимулировать их членов к прекращению преступной деятельности. В числе этих актов были и узконаправленные, действие которых распространялось на определенные регионы Российской Федерации, а также непосредственно региональные акты, направленныена пропаганду мероприятий по прекращению деятельности таких формирований.Подводя итог вышеизложенному, в целом хотелось бы отметить, что норма, предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, является социально обусловленной, в течение довольно длительного периода исторического развития нашего государства она проявлялась именно тогда, когда это было необходимо в связи со складывающейся обстановкой в стране, хотя в некоторые периоды нашей истории она носила политический характер и была направлена не на охрану безопасности общества, а на защиту государственной власти и существующего политического режима. В настоящее время данная норма не подвергается серьезным изменениям, так как в существующей на сегодняшний день редакциистатьи 208 УК РФ закреплены все необходимые признаки, характеризующие данное деяние как преступление.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
[1]Дмитренко А.В., Фаргиев И.А. История развития уголовного законодательства России о незаконном вооруженном формировании или участии в нем // История государства и права. 2005. №5. С. 26.[2] Уголовный кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 01 июня 1922 года // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»[3]Бейбулатов Б.Ш. Уголовноправовые и криминологические аспекты организации и участия в незаконных вооруженных формированиях. Дисс.к.ю.н. –Ставрополь, 2001. С. 59.[4]Указ Президента СССР 25 июля 1990 г. № 373 «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»[5]Указ Президента от 01 декабря 1994 года № 2142 «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»
Fomenko Irina VladimirovnaCandidate of law, chairman of criminal law and criminal procedure department of the Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law, Nevinnomyssk
Illegal armed units’ formation: historical experience of legislative consolidation
Аbstract.The article deals with the basic historical preconditions leading to criminal responsibility for an illegal armed unit’s organization and participation. The major legal acts regulating this area of criminal relations during the whole historyof the Russian state have been considered in the article. This research also touches upon the circumstances intensifying the responsibility for the mentioned crime in different stages of the society development. It analyzes this concept’s content transformation which has taken place in the Russian criminal legislation
Key words:illegal armed unit, legislation history, criminal law acts, historical periods, historical experience