Роль государственной поддержки АПК в современных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева Я. Ю. Роль государственной поддержки АПК в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 426–430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53087.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения системы государственной поддержки АПК в России. Систематизированы основные меры государственной поддержки. Данный механизм рассмотрен с точки зрения оценки ее эффективности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яковлева Яна ЮрьевнаСтудентка 41 группы ОмГАУим. Столыпина, городаОмскаYana.gusena.91@mail.ru Роль государственнойподдержкиАПК в современных условиях.Статья посвящена вопросу изучения системы государственной поддержки АПК в России. Систематизированы основные меры государственной поддержки. Данный механизм рассмотрен с точки зрения оценки ее эффективности.Государственная поддержка, целевая программа, бюджетные средства, АПК, развитие, эффективность.В настоящее время положение аграрного сектора Российской Федерации характеризуется как кризисное.

В Российской федерации сложилась непростая социальноэкономическая ситуация, в которой действуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, мы отмечаем положительные результаты 2008 г., которые создавали базу для дальнейшего развития аграрного сектора. С другой стороны, на неокрепший российский АПК наложился новый финансовоэкономический кризис, что уже отрицательно сказалось на результатах его деятельности в последние месяцы прошлого года и в начале 2009го. Это вызывает серьезные опасения стагнации, а возможно и очередного отката от достигнутых позиций.

падение спроса на продовольственные товары в результате снижения реальных располагаемых доходов населения. За первый квартал 2009 г. эти доходы уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 2,3% (при росте в 2008 г. к 2007 г. соответственно на 8%). В февралемарте началось снижение оборота розничной торговли пищевыми продуктами, которое составило более 6%;

снижение инвестиционной активности в связи с трудностями в привлечении среднеи долгосрочных кредитов, осуществлении текущей деятельности и как следствие уменьшение объёмов производства и возможной экономической нестабильности;

ухудшение финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных организаций, вызванных общим повышением уровня неплатежей в экономике;

сокращение и ухудшение качественного состава кадрового потенциала отрасли вследствие усугубления неравенства вдоходах и условиях жизнедеятельности на селе и в городе.В связи с этим существует необходимость эффективного государственного регулирования аграрного сектора. В России в определённых объёмах осуществляется государственная поддержка АПК. Однако существуетбольшое число как организационноэкономических проблем, так и проблем совершенствования правового механизма предоставления мер государственной поддержки. Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляласьв рамкахреализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы и на 20132020годы.[2]При финансовой поддержке из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по многим направлениям.Алгоритм получения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейперечень получателей:

Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:

Организации,индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляетне менее чем 70% за календарный год.Условия предоставления господдержкив2012 году субсидии предоставляются при соблюдении условий:1.при отсутствии у получателей субсидий процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации;2.при наличии свидетельства о государственной регистрации или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе получателей субсидий на территории. Это 2 обязательных условия предоставления субсидий по всем направлениям господдержки, как софинансируемым за счет средств федерального и областного бюджетов, так и финансируемых только за счет средств областного бюджета.В случае предоставления субсидии только из областного бюджета необходимо также соблюдение следующих условий:1.отсутствие у получателей субсидий задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, а также по начисленным, но не уплаченным штрафам и пеням в бюджетную систему, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов (за исключением задолженности, по которой оформлены в установленном порядке соглашения о реструктуризации, соблюдаются графики погашения задолженности и своевременно осуществляются текущие платежи);2.отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по заработной плате;3.отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом;4.наличие фактического уровня заработной платы работников получателей субсидий не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Омской области.О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы. Депрессивными регионами как объектами государственной поддержки

являются территориальные образования, в которых политические, экономические, социальные, экологические факторы привели к

кризисному состоянию сельскохозяйственного производства как основы АПК, снижению условий развития и мотивации труда, спаду и подавлению (разрушению) производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, высокому уровню безработицы в сельской местности, разрушению уклада жизни в сельских поселениях.Критерием отнесения региона к категории депрессивного является ситуация, при которой крайне низки или отсутствуютпроизводственные и финансовые условия и ресурсы для саморазрешения кризиса, требуется специальная поддержка извне, в частности, со стороны государства в целом. Одним из показателей депрессивного состояния сельского хозяйства региона следует считать также уровень выхода продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения ниже среднего по стране.Депрессивный регион это в прошлом относительно благополучная территория, как правило, с высоким промышленнопроизводственным и агропромышленным потенциаламии достаточно развитой инфраструктурой (в том числе социальной). Его кризисное состояние проявление структурного кризиса российской экономики, обусловившего неравномерный спад производства по отраслям и, соответственно, регионам их сосредоточения.В связи с этим, депрессивный регион характеризуется тем, что его производственноресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Депрессивными следует считать территории, в пределах которых наблюдается более высокий, чем общероссийский, уровень негативных явлений, таких как спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.Необходимость формирования системы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях развития аграрного сектора экономики обусловлена следующими причинами: высокой значимостью аграрного сектора экономики в решении проблем продовольственной безопасности страны, обеспечении всех социальных групп населения полноценными и экологически чистыми продуктами питания, создании условий для стимулирующего развития других отраслей национальной экономики на основе межотраслевых связей; сохраняющимся критическим состоянием производственноресурсного потенциала сельского хозяйства, особенно в животноводстве, где наблюдается устойчивая отрицательная динамика поголовья скота; резким снижением уровня и качества жизни населения в сельской местности, высоким уровнем безработицы; существенным превышением объемов импорта продовольствия над отечественным производством

сельскохозяйственной продукции, создающим угрозу национальной безопасности страны; незначительными позитивными итогами воздействия государства на решение ряда социальноэкономических проблем развития аграрной сферы.Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;3) развитие племенного животноводства;4) развитие элитного семеноводства;5) обеспечение производства продукции животноводства;6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.Поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в определенном порядке Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Общие положения продовольственной безопасности Российской Федерации. Продовольственная безопасность Российской Федерации определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в объемах не менее рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.В качестве пороговых значений продовольственной безопасности по отдельным видам пищевых продуктов приняты следующие удельные веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов не менее: зерна –95%, сахара –80%, растительного масла –80%, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) –85%, молока и молокопродуктов –90%, рыбной продукции –80%, картофеля –95%, соли пищевой –85%.Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются:

своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз, минимизация их негативных последствий,формирование стратегических запасов безопасных и качественных пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства пищевых продуктов, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физическойи экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объеме и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов;

обеспечение безопасности пищевых продуктов.Виды финансовой помощи:Субвенции бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.Субсидии бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.Ассигновании—бюджетныесредства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Основными видами бюджетных ассигнований в соответствии с российским бюджетнымзаконодательствомявляются ассигнования на:содержаниебюджетных учреждений;реализацию органамиместного самоуправленияобязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ,правовыми актамипредставительных органов местного самоуправления;осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетныхрасходовили уменьшению бюджетныхдоходов.Дотация(Dotation, Grant, от;0B.dotatio—дар, пожертвование) имеет несколько значений:1.В российском законодательстве

—межбюджетныетрансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

2.Денежные средства, выделяемые из государственного и местныхбюджетовдля оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежнаявыручкаот продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данногопродукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между ихдоходамиирасходами.

3.Дополнительные выплатыработнику, оговоренныетрудовым договоромили законодательнымактом, например, дотация напитание, напроездк месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.

Дотация компенсирует повышенныеиздержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить ихбанкротство, с другой—не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительскиетоварыи услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов напокупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом нагосударственный бюджет, порождают егодефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительнуюденежную эмиссию, приводящую кинфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственноадминистративноеуправлениеэкономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

Ссылки на источники:1.Официальный информационноправовой портал «Гарант». Постановления правительства Омской области от 17 февраля 2010 года №30п «об утверждении порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного фонда софинансирования расходов, определенных министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году, на софинансирование отдельных видов расходов в сфере сельского хозяйства» [Эл. Ресурс].Режим доступа: http://www.garant55.ru(дата обращения 02.10.2010 г.)2.Официальная Интернет правовая система «Референт». Целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (20102014 года)» [Эл. Ресурс].Режим доступа: http://www.referent.ru(дата обращения 05.10.2010 г.)3. Официальный Интернет–портал «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации» [Эл. Ресурс].Режим доступа: http://www.mcx.ru(дата обращения 11.10.2010 г.)

Yakovleva Yana YurievnaA student of 41 group Omgau them. Stolypin, the city of OmskThe role of the state support of the agricultural sector in modern conditions.

Thestate support, the target program, budgetary funds, APC, development, effectiveness.

The article is devoted to the problem of studying of the system of state support for the agroindustrial complex in Russia. Systematized the main measures of the state support. The mechanism is considered from the point of view of assessment of its effectiveness.