Тифлопсихологическое исследование индивидуально типологических особенностей эмоционально-личностной сферы младших школьников со зрительной депривацией

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Копцева Т. Г., Якимова О. В. Тифлопсихологическое исследование индивидуально типологических особенностей эмоционально-личностной сферы младших школьников со зрительной депривацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 421–425. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53086.htm.
Аннотация. Сегодня активно разрабатываются вариативные системы, программы и технологии личностно – ориентированного воспитания. Вместе с тем, к настоящему времени отсутствуют обучающие пособия, в которых были бы систематизированы различные взгляды на развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника с нарушением зрения и варианты коррекционно-развивающей работы, направленной на благополучную адаптацию детей с депривацией зрения. Исходя из этого, проведено тифлопсихологическое исследование с целью выявления эмоционально-личностных особенностей младших школьников со зрительной депривацией и создания базовых предпосылок для улучшения их психоэмоционального самочувствия в условиях школы-интерната.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Авторы: Копцева Татьяна ГеннадьевнаТифлопедагог, психолог Лаишевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтернат IIIIVвида, г.Лаишево, Татарстан.ovtg@mail.ru

Якимова Ольга ВалентиновнаТифлопедагог Лаишевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтернат IIIIVвида, г.Лаишево, Татарстан/ovtg@mail.ru

Название статьи: «Тифлопсихологическое исследование индивидуально типологических особенностей эмоциональноличностной сферы младших школьников со зрительной депривацией»Аннотация:Сегодня активно разрабатываются вариативные системы, программы и технологии личностно –ориентированного воспитания. Вместе с тем, к настоящему времени отсутствуют обучающие пособия, в которых были бы систематизированы различные взгляды на развитие эмоциональноличностной сферы младшего школьника с нарушением зрения и варианты коррекционноразвивающей работы, направленной на благополучную адаптацию детей с депривацией зрения. Исходя из этого, проведено тифлопсихологическое исследование с цельювыявления эмоциональноличностных особенностеймладших школьников со зрительной депривацией и создания базовых предпосылок для улучшения их психоэмоционального самочувствия в условияхшколыинтерната.Ключевые слова: младшие школьники со зрительной депривацией, особенности эмоциональноличностной сферы, школьная тревожность, коррекционноразвивающая работа.

Интерес психологической науки к особенностям детей с нарушениями и другими проблемами в психическом развитии возник давно. Л.С.Выготский еще в начале 30х годов ХХ столетия выдвинул тезис об общности основных закономерностей развития ребенка в норме и при патологии. Исследованиями в области специальной психологии показано наличие увсех категорий детей, не имеющих текущего патологического процесса, потенциальных возможностей развития за счет формирования высших психических функций. Возможности компенсации, реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживают и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у детей[1]. Обнаружение этой важнейшей закономерности подвело под процесс оказания помощи прочную научную основу. Осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности, с учетом двух взаимосвязанных линий развития –биологической и социальнопсихологической, Л.С.Выготский определил направление психологического анализа психического дизонтогенеза[2]. В связи с этим актуальной проблемой является изучение детей с сенсорной недостаточностью, в частности с нарушениями зрения, так как у них вторично формируются выраженные психоэмоциональные отклонения, затрудняющие психологическую адаптацию.

В настоящее время среди детей со зрительной депривацией наблюдается значительное увеличение случаев со сложным комбинированным типом дизонтогенеза, с определенной задержкой развития эмоциональноличностной сферы. Поэтому особое значение приобретает исследование возрастных аспектов данных психических отклонений с учетом единых с нормативным развитием закономерностей[3].2

Нами было проведено исследование с цельювыявления эмоциональноличностных особенностеймладших школьников со зрительной депривацией и разработкикоррекционно развивающей программы.Исследование проводилось на базе Лаишевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтернат IIIIVвида.

Эмоциональноличностное развитие младших школьников с нарушением зрения.В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.Можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционнопедагогических условий его жизни.Исследования свидетельствуют о том, что «вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У детей формируются специфические черты поведения, характера, личности, не зависящие от нормы или патологии. Обнаружены отклонения в мотивационнопотребностной и особенно в эмоциональной сфере. Недоразвитие последней приводит к деформации детской личности в сторону обособления, нарушению аффективноличностных отношений, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком, формируется узкий и недифференцированный образ другого человека» [4]. Подчёркивается слабо выраженная способность самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений с окружающими, недостаточно полное восприятие эмоциогенных факторов общения в условиях школыинтерната. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываютсяв наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться,к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность. Частичнаяженедостаточность зрения часто не замечается и недооценивается. Это создает неправильное отношение к ребенку. Не вполне адекватное поведение ребенка оценивается ошибочно. Окружающие, не заметившие неполноценного зрения ребенка, рассматривают его ошибочные ответы, плохую ориентировку в пространстве как интеллектуальную неполноценность, каприз, непослушание, недисциплинированность. Так у ребенка создается неблагоприятная позиция в окружающей среде. В то время как слепой школьник встречает сочувствие окружающих, получает помощь, слабовидящему школьнику часто не помогают воспринять непонятное, не используют всех возможностей компенсации дефекта, подчас попрекают, в школе подчеркивают его неуспеваемость. Вследствие чего у слабовидящего ребенка обнаруживается не только ограниченный запас представлений, но и искаженные представления, замедленные процессы 3

запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Возникают неудачи и трудности в учебе, игре, общении со сверстниками.В результате, как у слепых так и у слабовидящих формируются отрицательные моральные качества: эгоцентричность, эгоизм,иждивенчество, отсутствие чувства долга и товарищества, упрямство, раздражительность, негативизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость[5].

Особенности личностного развития незрячих ставят проблему оказания им возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой работы в тот период, когда происходит активное формирование их личности, т.е. речь должна идти об абилитационной работе, о предупреждении возможных негативных изменений[6].Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни. Речь,прежде всего,должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. Качественные и количественные изменения контингента детей с нарушенным зрением требуют от практических работников образования переосмысления и применения в практике обучения и воспитания этих детей новых подходов и технологий, отвечающих современным достижениям в области коррекционной педагогики и психологии.В связи с этим актуальной и практически значимой является разработка и внедрение инновационных комплексных программ, ориентированных на развитие компетентности младших школьников со зрительной депривацией в различных жизненных ситуациях и в процессе социальнопсихологической адаптации в целом. Целесообразность проведения этой работы обусловлена острой жизненной необходимостью. Дети с нарушенным зрением испытывают значительные трудности не только в восприятии и познании окружающей действительности, но и вынуждены практически самостоятельно преодолевать трудности в общении и ориентации в социальнопсихологическом пространстве, связанные с последствиями зрительных нарушений. Комплекс отклонений в эмоциональноличностном развитии школьников с ослабленным зрением требует своевременной и квалифицированной помощи, объединяющей усилия целого ряда специалистов при активном участии родителей. Значительные сложности слабовидящие дети испытывают в условиях личностного самоопределения. Поэтому формирование социальнопсихологической компетентности слабовидящих школьников в ситуации быстро меняющейся социальноэкономической и культурной обстановки в стране является приоритетной и актуальной проблемой, требующей скорейшего разрешения. Эти наблюденияс большой обоснованностью позволяют ставить вопрос о необходимости проведения серьезной психокоррекционной работы.Учитывая отмеченные своеобразия эмоциональноличностной сферы младших школьников, имеющих зрительные нарушения, и отсутствие специальных экспериментальных исследований, направленных на изучение этих особенностей у незрячих и слабовидящих детей, нами было проведено исследование эмоционального потенциала личности младшего школьника.Экспериментальное исследование особенностей эмоциональноличностной сферы младших школьников со зрительной депривацией.

В психологическом исследовании приняли участие обучающиеся младших классов и проживающие в интернате г. Лаишева РТ. Было обследовано 20 человек из различных семей. Возраст школьников –812 лет.

Среди всех респондентов 5 человек –тотально слепые, что составляет 25% от всей выборки. Девять младших школьников (45%)имеют атрофию зрительных нервов различной степени; 35% нистагм; 35% косоглазие (сходящееся или 4

расходящееся); у 25% респондентов –миопия высокой степени; у 20% ретинопатия недоношенных IVVстепени; у 20% энцефалопатия; 15% врожденная катаракта; 15% респондентов имеют органические поражения головного мозга; у 10% отслойка сетчатки. Процентное соотношение по глубине зрительных нарушенийпредставлено на диаграмме № 1.Диаграмма №1. Классификация зрительных нарушений.

Обследование осуществлялось непосредственно в школьном учреждении в индивидуальных условиях. Намибыли использованы Детский опросник Кеттелла CPQ, тест детской тревожностиР. Тэммла, М. Доркии В. Амена, методика Филлипса для определения школьной тревожности,проведено обследование микросоциальных условий воспитания обучающихся[7]. .Опросник Кеттелла

является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Тест детской тревожности, разработанный Р. Тэммлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении. Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние младшего школьника, его учебу, деятельность и взаимоотношения с окружающими, был проведен тест школьной тревожности Филлипса. Исследование школьной тревожности по методике Филлипсаотносится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Исследования проводились в младших классах школыинтернат для детей с нарушением зрения.Выборка представлена тринадцатью респондентами, что составляет 65% всей выборки, и семью респондентками, что составляет 35% всей выборки.По результатам диагностики Кеттелла30% респондентов –это дети, неуверенные в себе и избегающие общения; 30% дети, легковозбудимые, страдающие немотивированным беспокойством; 35 % дети обидчивые и бурно реагирующие на замечания и малейшие неудачи; 40% дети обособленные и отчужденные; 50% школьников капризные, непостоянные, переменчивые в отношениях и интересах, уклоняющиеся от трудностей; 55% дети с высокой тревожностью, полны предчувствий неудач, легко выводятся из душевного равновесия.5

Были рассмотрены особенности личностных проблем в гендерных группах младших школьников. Гендерная группа мальчиков представлена 13 респондентами. Среди них 62% имеют завышенные (заниженные) показатели по тесту Кеттелла. Гендерная группа девочек представлена 7 респондентками. Среди них 72% имеют завышенные (заниженные) показатели по тесту Кеттелла. Таким образом, 65% всех опрошенных детей имеют личностные проблемы. Гендерные особенности представлены в графическом виде на диаграммах №№ 2(мальчики)и 3(девочки). Диаграмма № 2



Диаграмма № 3

Диаграммы позволяют сделать следующий вывод: гендерные особенности личностных проблем младших школьников имеют место, но они несущественны для проведения раздельной коррекционной работы с девочками и мальчиками младшего школьного возраста.Кроме гендерных сравнивались группы детей по глубине зрительного дефекта. Среди детей с глубоким нарушением зрения выявились личностные проблемы у 60% школьников. Среди слабовидящих детей этот показатель составляет 67%, что позволяет говорить о том, что не прослеживается зависимость наличия личностных проблем от глубины дефекта зрительного анализатора.Таким образом, исследование по методике Р.Кеттелла выявило ряд нарушений в эмоциональноличностном развитии данной категории детей. К ним следует отнести эмоциональную неустойчивость, высокую тревожность, неуверенность, неумение общаться, низкий самоконтроль. Особую тревогу вызвало большое количество детей (55%) с высоким уровнем тревожности. Ведь этот фактор более всего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценки по «фактору О» могут являться как следствием невроза и депрессии, так и следствием психической травмы. Тревожность

также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.В целом, тревожность –это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.Исходя из этого, мыпосчитали целесообразным провести углубленную диагностикупроцесса формирования тревожных состояний в условиях школыинтерната. Именно этисведения дают возможность более эффективной коррекции выявленных нарушений в развитии личности младшего школьника. При интерпретации результатовтеста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена стало видно, что средняя оценка у детей от 43 до70 баллов, –это показатель среднего и высокого уровня тревожности. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Результаты исследования детей младшего школьного возраста по методике Филлипса отражены на диаграмме №4.

Диаграмма № 4.

Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возраста6

















1. Общая тревожность в школе.2. Переживание социального стресса.3. Фрустрация потребности достижения успеха.4. Страх самовыражения.5. Страх ситуации проверки знаний.6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.Как мы видим, по результатам исследования тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 20% испытуемых (см. диаграмма № 4, шкала 1, высокий уровень). Несколько повышена общая тревожность в школе у 20% испытуемых. Такиепоказатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе.То есть, 40% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне, составляет 5% всей выборки, на повышенном уровне –40%. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.У 20% испытуемых присутствует страх самовыражения на очень высоком уровне. Этот факт свидетельствует о том, что эти дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. Несколько повышен уровень страха самовыражения у 50% испытуемых. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае у половины детей страх самовыражения присутствует в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями. 30% школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области, но нельзя не учитывать тот факт, что эти дети находятся в закрытом социуме. Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 20% школьников. То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь 7

наблюдается некоторое противоречие –с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоциональнонапряженными. У 25% испытуемых несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. 55% испытуемых данной выборки не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.Исследования показали, что 30% детей испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников ипомощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.Не переживают фрустрацию в достижении успеха70% школьников,что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения в закрытом социуме, для большинства детей, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.25% испытывают сильный, и 35%–менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для младших школьников и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти дети настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит не столько проверка знаний и отметка, сколько оценка учителя, как взрослого.У 10% испытуемых сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 45% испытуемых. Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе вполне может быть обусловлена переживаниями детей, связанными с возможностью негативной оценки учителей.Небольшое число школьников (15%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Вповедении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также всего 10% испытуемых склонны к данным особенностям на повышенном уровне.75% испытуемых имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них именно не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.Сравнивая показатель общей тревожности в школе в гендерных группах, можно сказать, что 8

существенных отличий не выявлено. Так, средний показатель тревожности у девочек составляет 42%, а у мальчиков –43%. Следующим этапом работы явилось проведение сравнительного анализа результатов исследования уровня тревожности по предложенным методикам (см. диаграмма № 5). Диаграмма№ 5. Сравнительный анализ уровня тревожности младших школьников по различным диагностикам.

По итогам сравнительного анализа мы можем сделать следующий вывод: 75% всех респондентов подтвердили свой уровень тревожности по всем диагностикам.Таким образом, образовалась достаточно большая группа школьников с повышенным и устойчивым уровнем тревожности, которыенуждаются в серьезном психокоррекционном воздействии с тем, чтобы в дальнейшем их тревожность не переросла в качество личности и для социальнопсихологической адаптации в целом. Исходя из результатов исследования,нами была разработана программа коррекционноразвивающей работы«Хрусталики радости». В ней изложены принципы построения, этапы, содержание коррекционноразвивающихзанятий по формированию и развитиюпозитивного отношения к школе, в частности, развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста со зрительной депривацией.

Программа прошла апробацию в опытноэкспериментальной работе с группой младших школьников, показавших высокий уровень тревожности по результатам проведенного исследования. Эффективность представленной программы была доказана путем повторной диагностики уровня школьной тревожности и CPQ, результаты которой представлены на диаграмме № 6.

Диаграмма № 6. Показатели уровня тревожности детей по тесту Филипса до и после проведения цикла коррекционноразвивающих занятий.

9

Таким образом, у участников коррекционноразвивающей программы произошло значительное снижение (в среднем на 22 %) индекса общей тревожности в школе.Снижение тревожности также подтвердилось и по результатам повторного тестирования по Кетеллу.Говоря об эффективности программы, следует отметить повышение доверия детей к педагогам, стремления к контакту с ними, интереса к занятиям, а также снижение эмоциональной напряженности и частоты конфликтов и ссор.Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям тифлопедагогики и тифлопсихологии. Данная программа, как система психологического обеспечения выступает в качестве необходимого компонента специального (коррекционного) образования, позволяет реализовать социальнопсихологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития младших школьников, предназначена для охраны психологического здоровья участников образовательного процесса; а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) тем же участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.Ссылки на источники1.БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 87 с. 2.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. –М.: Просвещение, 1995.3.Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). –М.: КлассикСтиль, 20064.Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научнопед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. М.: Логос, 1997.5.Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения школьников с нарушением зрения// Дефектология. –1998 –№56.Плаксина Л.И. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999.7.Психологопедагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. —М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.

Authors: Kopceva Tatyana GennadievnaTyphlopedagogue, psychologist of the Laishevo specialized (correctional) boarding school of general education, Laishevo district, the Republic of Tatarstan.Yakimova Olga ValentinovnaTyphlopedagogue of the Laishevo specialized (correctional) boarding school of general education, Laishevo district, the Republic of Tatarstan.Title of the article: typhlopsychological research of the individuallytypological features of the emotionallypersonal sphere of younger teens with visual deprivation.Annotation: today variation systems, programs and personallyfocused education technologies are actively developed. At the same time, there are no training manuals 10

concerning different approaches on the development of emotionallypersonal sphere of the younger teens with vision disorder and variants of the developing work directed on the safe adaptation of children with visual deprivation are not examined by the present time. Hence, the typhlopsychological research revealing emotionallypersonal features of younger teens with visual deprivation was carried out, and the basic preconditions for improvement of their psychoemotional state of health in boarding school were created.Keywords: younger teens with visual deprivation, features of emotionallypersonal sphere, the school uneasiness, correction developing work.