Организация творческой деятельности младших школьников через создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ульянова Н. С. Организация творческой деятельности младших школьников через создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 506–510. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53103.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме организации творческой деятельности младших школьников. Рассмотрены принципы построения эмоциональной развивающей среды, которые позволили выделить приёмы создания творческой атмосферы на уроках. Выявлен ряд условий для эффективной организации эмоционально-творческой деятельности учащихся. В статье подчёркивается необходимость создания доверительных отношений между учителем и учеником. Показано, что важнейшими составными частями среды являются предметно -пространственное окружение, система эмоционально-развивающих отношений, активность и деятельность младшего школьника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ульянова Наталия Сергеевнакандидат педагогических наук, учитель начальных классов МБОУ ©Гимназия № 6ª, Глазов

email: dmi2786@yandex.ru

Организация творческой деятельности младших школьников

через создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе

Данная статья посвящена проблеме организации творческой деятельности младших школьников. Рассмотрены принципы построения эмоциональной развивающей среды, которые позволили выделить приёмы создания творческой атмосферы на уроках. Выявлены ряд условий для эффективной организации эмоциональнотворческой деятельности учащихся. В статьеподчёркивается необходимость создания доверительныхотношений между учителем и учеником. Показано, что важнейшими составными частями среды являются предметнопространственное окружение, система эмоциональноразвивающих отношений, активность и деятельность младшего школьника.

Творческая деятельность,эмоциональная развивающая среда, педагогика ненасилия, сотрудничество, младший школьник.

Состояние быстро меняющихся социальноэкономических и политических обстоятельств современной жизни выдвигает новые требования к образованию. На фоне этих требований особенно заметны проблемы, связанные с изменением целей, содержания и способов организации процесса образования, адекватных новым социокультурным условиям. В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой,свободной, активной ответственной личности, понимание внутреннего мира другого человека. Помимо исключительно образовательных функций, современная школа также призвана помочь людям научиться ориентироваться в сложном и быстро меняющемся окружающем мире.

На сегодняшний день основная образовательная программа начальногообщего образования в соответствии с требованиями ФГОС направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности[1]

Перед учителем встаёт вопрос: ©Как развить в ребёнке отзывчивость и научить его творить прекрасное? Как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленнымв начальной школе?ª

Отвечая на эти вопросы, педагогу приходитсяне только пересмотреть отношения взаимодействия между учителем и учащимися, учителем и родителями, но и среду, в которой обучается и воспитывается младший школьник.Учителю необходимо создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ученика как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.Анализ исследования проблемы творческой деятельности учащихся позволил выявить ряд условий для эффективной организации эмоциональнотворческой деятельности младших школьников: 1) построение учебного процесса на основе сотрудничества и сотворчества в обучениишкольников;2) создание в школах эмоциональной, развивающей и творческой среды в учебном процессе, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности учащихся.Рассмотрим первое выдвинутое нами условиенеобходимое в организации творческой деятельности младших школьников. Одним из инновационных течений в педагогической науке является педагогика ненасилия, которую можно считать своеобразным компонентом гуманистического течения в педагогике.В настоящее время существуют различные определения педагогики ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и другие) [2].Остановимся на некоторых высказываниях.Педагогика ненасилия–это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства личности и опирающихся на личностный подход к воспитанию, суть которого состоит в провозглашении субъективной свободы.Педагогика ненасилия–это направление в теории, практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе самые различные подходы в обозначенной сфере, пропагандирующее гуманное отношение к личности и способствующее реализации этих идей и методических систем.Приведённые определения не являются противоречащими и лишь логически дополняют друг друга, т.к. педагогика ненасилия вбирает в себя несколько направлений: педагогику прав человека, педагогику сотрудничества, педагогику диалога, педагогику успеха и педагогику творчества. Целью педагогики ненасилия является обучение и воспитание школьника, приобщение его к культурным и научным достижениям общества, соблюдение его прав, свободы с учётом идеалов, потребностей.Таким образом, основными задачами педагогики ненасилия являются:

помогать личности осознавать себя, свою ценность, права и свободу;

воспитывать миролюбие, уважение и гуманное отношение к людям, природе, ко всему живому;

формировать умение разрешать межличностные конфликты ненасильственными путями.

Таким ориентиром должно быть взаимодействие на субъектсубъектные отношения, значительным вниманием к системе гуманистических средств, поворотом к личностным факторам в образовании. Все эти направления ведут к тому, чтобы поновому взглянуть на эмоциональную среду в учебном процессе и на главных создателей этой среды учителя и ученика.Второе условие для эффективной организации творческой деятельности младших школьников –создание в школах эмоциональной, развивающей и творческой среды в учебном процессе, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности учащихся.Проблемы сотворчества разрабатываются в отечественной педагогике и психологии преимущественно в контексте сотрудничества. Главнымипринципамипедагогики сотрудничестваявляютсяоптимизм игуманизм. Педагогиноваторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков отмечают, что достичь высоких результатов в учебном процессе возможно при максимальном учёте интересов обучающихся, предоставления им свободного выбора, в умении увидеть в каждом ребёнке личность[3, 4].В сотворчестве исследователи выделяют две позиции управления творчеством:

овладение элементарными действиями, алгоритмами, через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;

создание наиболее благоприятных условийего протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.Установлено, что учёт первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с учащимися продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для формирования эмоциональнотворческой деятельности младших школьников. Важнейшим условием организации творческой деятельностиучащихся, по мнениюмногих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создаётся не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других людей. Важность специальной организации средыописывалась Л.С. Выготским. Он подчёркивал это требование несоответствием взрослой среды ребёнку,чрезвычайной сложностью и пестротой влияния среды [5]. Эти положения Л.С. Выготского позволяют нам сформулировать педагогическое условие, которое необходимо учитывать при организации эмоциональной среды –соответствие окружения возрастным особенностям, а также высоки воспитательный, образовательный и развивающий потенциал среды.

Среда является не только источником развития личности, но и своего рода важным звеном в процессесамореализации личности, способным ускорить или замедлить этот процесс. Необходимо создание такого окружения, которое стало бы действительно развивающей средой длямладшего школьника. Развивающая среда –это создание оптимальных условий нормального развития; обеспечение развития комплекса базовых способностей личности; ориентация на индивидуальные нормы; учёт индивидуальноличностных особенностей ребёнка (одаренность, способности, здоровое психологическое состояние, уважение, достоинство); педагогика и психология развития, сотрудничества; здравоохранение и сохранение. Под эмоциональной развивающей средойпонимается мир природы, людей, предметнопространственное окружение, способное обеспечить социальнокультурное становлениешкольника. Такое специально организованное развивающее окружение, включающее предметнопространственное окружение, систему эмоциональных отношений между учителем и учеником, активность самого школьника, позволяет не только обогатить и существенно углубить процесс познания окружающей действительности, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, а значит, и развивать его эмоциональнотворческую активность с окружающим социумом. Важнейшими составными частями среды являются предметнопространственное окружение, система эмоциональноразвивающих отношений, активность и деятельность младшего школьника, которые будут являться компонентами структуры развивающей образовательной среды и в обучении.

Непринуждённый характер взаимоотношений зависит не только отличности учителя, но и от интерьера, самой обстановки, в которой происходят контакты. В исследованиях и на практике рекомендуют следующие формы интерьера:

круговой

полукруговой

подковообразный Эмоциональная развивающая среда предполагает постановку парт, столов ©глаза в глазаª, которая способствует более осознанному восприятию информации [6].





Схема 1 Варианты постановки школьной мебели

При таком виде отношений взрослый центром обучения ставит ©Яª ребёнка, исходит из его интересов и перспектив дальнейшего развития. И школьник, и учитель при сотрудничестве –равноправные субъекты взаимодействия, находящиеся на одном уровне ©глаза в глазаª. Схематически это можно отразить так:



Схема2 Благоприятное взаимодействие учителя и ученика

Таким образом, окружение ученика должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, побуждать активность школьников и ©гаситьª ее, когда это необходимо. Учащиеся должны учиться соблюдать не только свои интересы, но и окружающих, в том числе и педагогов.

Непременным условием построения эмоционально развивающей среды в общеобразовательных учреждениях любого типа является опора на личностноориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения образовательной среды определяется особенностями личностноориентированной модели обучения. Её основные черты таковы: ©Не рядом, не над, а вместе!ª. Её цель –содействовать становлению школьника как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищённости –доверие ученика к миру, радость существования,развитие начал личности,развитие индивидуальности обучающихся –не ©зубрёжкаª, а содействие развитию личности. Рассмотрим принципыпостроения эмоциональной развивающей среды, которые необходимо учитывать педагогу в учебном процессе.

Принцип позициипри взаимодействии педагога с учеником. Построение отношений на основе установления положительного контакта. Для реализации принципа целесообразно преодолевать психологическую разницу в позициях, когда педагог только управляет, а ученик только подчиняется. Контакт при этом невозможен; необходимо помнить, что самое задушевное общение, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа ©глаза в глазаª. Средствами для этого могут быть не только разновысокая мебель, но и размеры, планировка помещения, обеспечивающие возможность уединиться с учеником для беседы, общения с ним на контактной основе.

Анализ исследования показал, что создание условия эмоциональноположительногофона общения, пожалуй, одно из самых сложных для педагога, так как взрослый должен воспринимать ребёнка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Взрослый не должен ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, так как это связано с выполнением учебных задач или режимных моментов.

Учительпрофессионал перед практической работой у младших школьников снимет страх перед учебным материалом, возможными неудачами, неловким положением, в котором может оказаться ученик в ходе работы на уроке. Педагог отодвигает мотив отметки в организуемой деятельности, выдвигая на первый план познавательный и нравственный мотивы. Даёт положительную оценку интересным высказываниям, суждениям и репликам ученика.

Нами выявлено, что только на уроках, где царит взаимоуважение, не боязнь общения между учителем и учеником, можно предъявить высокие нормы культуры общения и совместной работы. Педагогические требования –это утверждение в качестве обязательных тех ценностей отношений, которые выработаны культурой. Сюда отнесём уважение человека, умение слушать его и слышать, внимательность и деликатность, организованность, собранность и точность исполнения данного учителем задания, усердие и творчество.Принцип активности. Среда в школе должна быть более развивающей, стимулирующей активность. Она должна быть побуждающей возникновение и развитие волевых качеств, эмоций и чувств, желание общаться, выполнять творческую деятельность. С этой целью на стенах на доступной высоте могут быть помещены рамки(паспарту), в которые легко можно вставлять репродукции или рисунки учащихся.Принцип стабильности–динамичности развивающей среды. Эту среду младший школьник создаёт сам. От педагога зависит, чтобы окружение было приемлемым для ученика, давало ему возможность менять окружающую среду в соответствии со своим вкусом, настроением. Поэтому важно участие школьников в обустройстве помещения, в усовершенствовании какихто деталей интерьера, в возможности его изменения.Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ученика и педагога. Проблема взаимодействия учителя и ученика нашла отражение в исследованиях В.А. КанКалика [7], который, сделав акцент на субъективном начале педагога, ближе других подошёл к пониманию значимости личностного и личности в учебном процессе. Результатом взаимодействия учителя и учащихся, по его мнению, является эмоциональный уровень подлинно творческого педагогического процесса, творческое самочувствие. На эмоциональность учителя как важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебном процессе указывает М.И.Я. Педаясь [8], считая, что именно от неё зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует, побуждает к действию, активизирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание, создает положительный эмоциональный фон в процессе творческой деятельности.Анализ исследования принципов построения эмоциональной развивающей среды позволил выделить приёмы создания творческой атмосферы на уроках:

первоначально давать легко доступные творческие задания;

проявить интерес к действиям учеников;

поощрять чувство предвосхищения и ожидания;

соотносить на первый взгляд несоотносимое;

знакомое понятие снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

признавать и поощрять учителем множественность вариантов ответов;

раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

не подчёркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нём рациональное зерно.

Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата. Исходные принципы организации уроков творчества у младших школьниковследующие.

1. Знания —фундамент творчества. Творчество не игнорирует знания норм. Целесообразное отступление от них позволяет оценить индивидуальность исполнителя. К творчеству младшего школьника подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях, выработанных на практике и закреплённых умениях.

2. Строгий отбор учебного материала. Строго отобранные учителем сведения, определения, усвоенные учеником, призваны способствовать решению конкретной задачи.

3. Многократность повторения поразному организованного изучаемого материала. Осмысление изучаемого материала у младших школьников наступает при 100 —200 кратном его повторении в различных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика. Разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность младшему школьнику быстрее приспособиться к новым видам труда.

5. Формирование устойчивого интереса к учению. Поддержанию устойчивого интереса младших школьников к труду способствует частая смена видов работ: на один вид работы отводится 3—5 занятий.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Творчеством младший школьник овладевает с помощью взрослого. Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навыки, вырабатывает определенный стереотип. Тем самым освобождает время для тренировки в творческой деятельности.

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Контроль учителя позволяет сохранить у младшего школьника приобретённый навык.

8. Индивидуальный подход. Проектирование процесса обучения осуществляется на основе учёта интересов и особенностей младших школьников.

Таким образом, формируя, эмоциональнотворческую личность необходимо придерживаться:

демократического стиля руководства учебнопознавательной деятельностью;

положительного стиля взаимоотношения учителя с младшими школьниками в процессе совместной творческой деятельности; создание в школах эмоциональной, развивающей и творческой среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности младших школьников.

Сказанное выше позволяет сделать нам заключение о том, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого иучащихся, где каждый из участников является равноправным её членом. Функция взрослого при этом заключается,вопервых, в демонстрации разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, вовторых, в организации жизни и деятельности ученика таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от школьников творческих решений.

В совместной с ребёнком деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, сколько самым творческим участником совместной деятельности, каждый раз поновому выполняющим те или иные знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает младшим школьникам новые, неожиданные стороны окружающего ребёнка мира.

При таком подходе эмоциональная развивающая среда становится не толькоглавным условием развития творческой личности, но и важным звеном в процессе самореализации личности.

Ссылки на источники1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. –М.: Просвещение, 2010. –191 с. 2. Маралов, В.Г. Развитие самопознания и проблемы формирования социальноактивной личности: Учебное пособие / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. –М.: Просвещение, 1987.3.Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики / Ш.А. Амонашвили.–Киев: Прогресс, 1991.4. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. –М.: Просвещение,1996.5. Выготский, Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский. –Ижевск: Издат. дом ©Удмуртский университетª, 2001. –С. 304. 6. Демидова, А.П. Формирование новых понятий у учащихся начальной школы средствами диалоговой технологии: Дис. … канд. пед. наук / А.П. Демидова. –Ижевск, 2004. –194 с.7.КанКалик, В.А. Учителю о педагогическом общении/В.А. КанКалик. –Просвещение,1987.–180с.8. Педаясь, М.И.Я. Эмоциональность как фактор взаимодействия / М.И.Я. Педаясь. –Таллин, 1979.



Ulyanova Natalya Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, the teacher of primary school of municipal budget general education institution ‮Gymnasium No. 6 ‮, Glazov.

Organizing of creative activity of junior schoolchildren by means of establishing emotional developing milieu in education process.

The article is devoted to the problem of organizing creative activity of junior schoolchildren. The principles of the construction of emotional developing milieu are examined, which let distinguish the techniques of establishing creative atmosphere at the lessons. A number of conditions for efficient organization of emotional and creative activity of schoolchildren are identified. The article stresses the necessity of creating trustful relations between a teacher and student. It is shown that the most important constituent parts of the milieu are subjectspatial environment, the system of emotionallydeveloping relations, activeness and activity of a junior schoolchild. Creative activity, emotionallydeveloping relations, pedagogy of nonviolence, cooperation, junior schoolchild.