Использование природных материалов для формирования моторного праксиса у детей с дизартрией

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова Е. Н. Использование природных материалов для формирования моторного праксиса у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 601–605. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53122.htm.
Аннотация. Один из основных вопросов работы – роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребенка. В статье представлены теоретическое обоснование, актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционно-развивающая технология формирования моторного праксиса у детей с дизартрией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ФилипповаЕкатерина НиколаевнаУчительлогопед, Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской областидля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», г.КачканарEmail: katuanf@mail

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Один из основных вопросов работы –роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребенка. В статье представлены теоретическое обоснование,актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционноразвивающая технология формирования моторного праксиса у детей с дизартрией.Ключевые слова:

моторный праксис, дизартрия, коррекционноразвивающая технология, природные материалы.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у детей с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло.В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу.

Для детей с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинаютзамечать свое отставание от сверстниковв той или иной сфере жизни. Их непридуманные затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми еще более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний.У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексикограмматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.Несмотря на то что у детейс легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.В силу этого проблема преодоления недоразвитиямоторного праксиса в плане подготовки и обучения ребенка в школе является одной из важнейших для коррекционной педагогики.В ряде исследований (М.М.Кольцова, М.С.Рузина) отмечается значительное влияние пальцевой моторикирук на функционирование речевых зон коры головного мозга.Вместе с тем недоразвитие моторного праксиса как глобальноеявление не нашло должной оценкив дефектологии.В практике работы логопедов используются традиционные логопедические приемы. Мало внимания уделяетсяразвитию тонких движений пальцев рук. В основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук.Только на кратковременных физкультминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. При этом игры с разнотипными движениями, которые, в отличие от игр с симметричными движениями,развивающиерезервные возможности головного мозга,используются недостаточно.Практически никем из логопедов и дефектологов не используется работа с такими природными материалами, как пчелиный воск, глина, шерсть, медь, дерево, несущих лечебное воздействие на функциональную систему в целом. Традиционно они работают с учебными принадлежностями, изготовленными из пластмассы (массажеры, щетки, палочки, вкладыши).Мы полагаем, что подобная ситуация возникает в связи с тем, что логопеды не учитывают особенности физиологического и психического развития анализаторных систем, как сенсорных, так и двигательных. Таким образом, неразработанность методов и приемов профилактики и преодоления недоразвития моторного праксиса у детей с дизартрией, отсутствие методических рекомендаций, учитывающих природосообразное развитие ребенка, определяют актуальность данной проблемы.Исходя из вышесказанного, мы предложили следующую концепцию коррекционноразвивающей педагогической технологии.Концепция педагогической технологии состоитв организации моторного пракиса путемсистемного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную моторику, на речь и другие психические процессы с широким применением природных материалов и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребенка на основетехнологического алгоритма, включающего в себя авторские игротренинговые методики,с цельюкоррекции речевых нарушенийинаправленнойна подготовку и успешное обучениедетейс общим недоразвитием речив школе и их дальнейшую социальную адаптацию.Принципы организации данной технологии вытекают из положений, основывающихся на современных представлениях:

о системности психофизиологии человека,в частности о взаимосвязи общей, мелкой и артикуляционной моторики; о взаимосвязи психических функций (конкретно речи) и моторного праксиса;

о включенности человека в систему природных взаимоотношений (т.е. на понимании человека как подсистемы живой природы), в частности о природосообразности коррекционнопедагогического воздействия; о системности связей человека с объективным миром через ощущение –восприятие –представление.Важной особенностью данной технологии является то, что она, базируясь на стандартной программе обучения речи, предполагает особое упорядочивание тем занятий.Если традиционные методики предусматривают классификацию тем занятий только по виду деятельности (лепка, рисование и т.д.), то у нас они сгруппированы по семантической близости.Такая организация педагогического процесса позволяет задействовать все познавательные возможности ребенка, облегчает благодаря увеличению наглядности обучения усвоение материала, создает предпосылки для закрепления полученных знаний, умений и навыков в самой разнообразной деятельности, тем самым значительно увеличивая эффективность педагогического воздействия.Как показали результаты работы, проблема создания единого коррекционноразвивающего процесса может решаться в рамках разработанной нами модели (см. рис. 1).Основным является коррекционнотехнологический этап, состоящий из 5 блоков и проводимый в соответствии со схемой, представленной на рис. 2.

Рис. 1. Целостная модель организации моторного праксиса у детей с дизартрией в структуре преодоления общего недоразвития речи.

Логопедическая работа проводиласьна фоне медикаментозноговоздействия, физиолечения, воскотерапии, глинотерапии, медетерапии, логоритмики и массажа.Наряду с коррекцией нарушенных функций (кинестетической афферентации) использовалисьи приемы ее компенсациина основе подключения сохранных анализаторов, в частности слухового и зрительного.Для достижения поставленных целей мы задействовали важный мотив в становлении человеческого сознания –здоровое взаимодействие парных органов. Р. Штайнер писал: «Парность некоторых органов при их здоровом взаимодействии –это предпосылка нормального развития ребенка»[1, 20]. Опираясь на убедительные факты ученыхи на данные собственного эксперимента, можно сделать вывод, что мозг и рука являются взаимодействующимипарными органами. Фундаментом подготовительного этапа для формирования речи в нашей работе является переживание ребенком движения и равновесия. Поэтому мы подошли к формированию этих чувств с разных сторон, соединив речь с движением, чтобы звук как бы «вытанцовывался». При этом мы имели в виду два направления работы, соединение речи с телесным движением и переживание движения. Первое служит формированию телесной моторики, углублению чувства собственного движения и равновесия. Второе связано с жизнью представлений и соответствующей «внутренней» работой. В нашей работе всегда присутствовалиэти два аспекта: сопровождая речь все новыми и новыми упражнениями –топаньем, хлопаньем, прыганьем, плетением, вязанием, лепкой и т.д., мы одновременно осваивали«телесную географию» и упражнялиловкость. Прежде чем приступить к коррекционной работе, мы подводилиребенка к полному спокойствию и необходимой концентрации внимания.На этой основе через развитие тактильных ощущений, достигаемое благодаря работе с природными материалами –пчелиным воском и глиной, формировалоськинестетическое и кинетическое ощущение ручных и артикуляторных движений.К.фон Хайдебранд в работе «Об играх детей»[2, 10]отмечает: «Если ребенку дать пчелиный воск, то в процессе того, как ребенок мнет в руках этот благородный материал, творческая воля с потоком крови, которая согревает его ладони и воспламеняет их огнем творчества, идет до самых кончиков пальцев. Это не только способствует развитию ловкости его рук, но и пробуждает способность к жизни творческих представлений».Преждечем заняться работой с воском, мы знакомилидетей с жизнью и трудом пчел.Пчеловодство в старые времена считалось чемто исключительно удивительным, а пчела священным существом, так как своим трудолюбием напоминала человека.На начальном этапе работ дети являлись только слушателями, икак при любомхудожественном действе, мы пытались создать настроение, праздничность. В этом нам помогала потрескивающая свеча, аромат которой способствовал созданию атмосферы спокойствия, ожидания волшебства, пробуждал фантазии. Ф. Хиллерс писал: «Мы чувствуем, что исцеляющая сила, которая покоится в воске, воздействует не только на силы воли и побудительные силы, не только на силы концентрации, но более всего на силы духовного состояния, особенно на нюансы настроения» [3, 17].

Вступительные беседы (в дальнейшем дети узнали о свойствах глины, шерсти, меди и т.д.) обогащали представления детей о предметах и знаниях окружающего мира. М.М.Кольцова, А. А. Люблинская, К. А. Некрасов считали, что представления с помощью словесного обозначения приобретают обобщенный характер[4, 39]. Н. Н. Поддъякова, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьева отмечают: «Повторный показ предметов, сопоставление, активный анализ помогут детям выделять существенные признаки явлений, и если деятельность имеет для детей определенный практический смысл, близка им, то они смогут выделять не только индивидуальносущественные признаки, но и понятийносущественные признаки, опираясь в своих представлениях на чувствительный анализ и синтез» [4, 39]. Поэтому,мы считаем очень важным в работе с детьми,найти связи и приемы, способствующие осмыслению воспринятого и переработке его в знания. Если обратиться к исследованиям, нетрудно заметить, что в коррекционной и дошкольной педагогике недостаточноизучен вопрос о формировании у детей обобщенных представлений о предметах и явлениях живой природы. Это приводит к тому, что дети часто не могут установить простейшие связи между явлениями.Мы считаем, что необходимо формировать у детей не только четкие и реалистическиеконкретныепредставления, но и обобщенные, которые дают возможность познавать единство явлений в их многообразии, а это возможно осуществить в процессе предметнопрактическосенсорнойдеятельности, т.е. когда сведения, полученные на занятиях, закрепляются на практике.Применяя в коррекционной работе глину и воск с терапевтическими целями, мыпараллельнодобивалисьобучающего эффекта, направленного на развитие анализирующего восприятия предметов, на формирование действий по их обследованию, на усвоение правильных словесных обозначений признаков.Глина и воск имеют цвет, величину, форму, запах, воспринимаемые непосредственно при помощи органов чувств, но обладают и скрытыми признаками, не поддающимися непосредственному восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое и т.д.).Для усвоения детьми скрытых признаковразличных предметов в коррекционной работе организовывалисьпоисковые действиядетей, направленные на определенный результат.Например, дети путем проб выявляли свойства этих веществ: воск –легкий, плавает в воде, расплавляетсяна огне; глина тяжелая, растворяется в воде, сохнет на огне, изделия из глины не пропускают воду и т.д. Поисковые действия в нашей работе были ориентированы на познавательный результат и представлялисобой одну из форм нагляднодейственного мышления, формируемого в процессе деятельности. Чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира являлосьв нашей работе основой психического развития детей.Многие ученые, такие, как К. Раутенберг, доктор Трайхлер, отмечают, что общение с глиной и воском ведет не только к развитию чувства формы, но и к совершенствованию образного мышления.На предшествовавших занятиях по развитию речи, на экскурсиях дети узнавали о работе пчеловодов, о жизни пчел. Для обогащения словарного запаса им предлагалосьсоставление рассказов или придумывание названий к вылепленным фигуркам.Глинотерапия и воскотерапия дают уникальные возможности для проведения интересных игр с пользой для общего развития ребенка.Лепка сопровождалась проговариванием веселых стихотворений:Кусочки глиныКатает наша Нина:Шарики, колбаски,И оживают сказки.Пальчики стараются,Лепят, развиваются.

Из воска леплю овощи,Из воска леплю буквы.Смогу слепить без помощиЯ даже торт для куклы.

Познавательная деятельность детей в лепке как целенаправленное, интенсивное усвоение знаний позволяет сформировать быстроту мышления, творческие способности и на этой основе –желание самореализации.Уникальным в работе с глиной и воском является и то, что воздействие лепки положительно влияет на характер и темперамент ребенка.Для активизации проприоцептивных ощущений, пальцевого гнозиса широко использовались упражнения с медными шарами и палочками,медной проволокой, медными монетами, шерстяными веревочками различной степени упругости, деревянными прищепками.О положительных результатах лечения ряда заболеваний медными предметами сообщают Ф. Н. Ромашов [5, 11], Е.С.Вельховер [5, 21], Г. Лувсан [5, 23]. Они считают, что недостаток меди в детском организмеиграет существенную роль в возникновении различных заболеваний и является причиной функциональных нарушений, таких, как повышенная мышечная утомляемость, частые головные боли, плохое настроение.В связи с этим мы считаем, что применение медетерапии–важная часть комплекса лечебнооздоровительных и коррекционноразвивающих мероприятий, направленныхна нормализацию тонуса мышц, активизацию артикуляционного праксиса через тактильную стимуляцию.Для этого мы разработали игротренинг с применением медных монет (образца 1961 г.).В практику проведения медеигротренинга введены элементы фонетической ритмики, игровые приемы, позволяющие активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения, способствующие активизации двигательных кинестезий, нормализации динамического праксиса, улучшению регуляции вегетативных функций.Оптимальными игровыми приемами, на наш взгляд, являются следующие.

Упражнение 1.«Прятки»Последовательное соединение пальцев с большим пальчиком с одновременным удерживанием пятачка и проговариванием потешки:В прятки пальчики игралиИ головки убирали.Раз, два, три, четыре, пять,Ловко спрячемся опять.

Упражнение 2.«Петушок»Петушок, петушок,Сколько стоит гребешок?Пятачок, пятачок, пятачок.Нет, нет, нет –не продам,Разбегайтесь по домам.Поочередное вкладывание монеток то правой, то левой рукой в спелетенные пальчики. При произнесении слов нет, нет, нет –не продаммонетки зажимаются в ладошки и выполняются потрясывающие движения руками.

Упражнение 3.«Банька»Участвуют два ребенка. У одного кончики пальцев левой и правой рук смыкаются, ладони расходятся под углом –«выстроена банька». Другой ребенок двумя пальчиками держит копеечку, прося: «Пусти в баньку!». Вставляет пятачок между большими пальцами. «Не протопил еще», отвечает другой.«Пусти в баньку» вставляет пятачок между указательными пальцами.«Мыльцанет». Так поочередно один ребенок «просится в баньку», а другой отвечает: «Водичка холодна» или «Веничка нет». Затем дети меняются ролями.

Упражнение 4.«Крошки»Раз, два, три, четыре, пять,Нужно крошки сосчитать,Эта крошечка коту,Эта крошечкаПетру,Эта крошка Ване,Эта крошка Фане,Ну а мне –ни одной,Кто поделится со мной?Правой рукой с последовательным чередованием пальцев кладем на левую ладонь копеечки и проговариваем текст. На слова: «Эта крошечка Петру» и т.д. последовательными движениями каждого пальца сбрасываем копеечку с руки. Игра повторяется после энергичного встряхивания кистями рук, руки меняются «ролями».

Упражнение 5.Нанизываем на медную проволоку пуговицы различными способами с проговариванием стихотворения:Проволочку медную в руки я возьму,Пуговицы в ряд на ней расположу.Мои пальцы ловкие справятся с работой,Окружу я пуговицы нежною заботой.На занятиях дети с удовольствием плели косички из медной проволоки, «рисовали» проволокой картины, изготавливали браслеты, конструировали буквы, завязывали и развязывали узелки, изготавливали различные поделки из природного материала.

Динамика обучения показала, что разработанная система коррекции моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи позволяет:а)осуществить программу полной психологосоциальнопедагогической реабилитации детей с дизартрией;б)сократить сроки коррекционного обучения.Эффективность коррекционного обученияобеспечивалась дифференцированным подходом, учитывающим:структуру клинического дефекта;структуру речевого дефекта;уровень психического развития;особенности личности каждого ребенка;природособразность развития ребенка.В результате обучения у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковыхи речевых средств.Таким образом, целенаправленная коррекционнопедагогическая работапо организации моторного праксиса у детей с дизартрией способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых функций, но и формированию познавательной деятельности, являющейся главным критерием готовности и успешного обучения ребенка в школе.Предложенная технологическая модель может быть широко использована при моделировании аналогичных систем в дефектологии иприменена в практике работысо здоровымидетьми.

Ссылки на источники:1.Штайнер Р. Воспитание к свободе // Альманах вальдорфской педагогики. –М., 1993. №1. С. 2024.2.Хайдебранд К. О душевной сущности ребенка / Реф. пер. с нем. –Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1991. 80с.3.Хиллерс Ф. Терапия деятельностью. –Штутгарт: Издво Георг Тиме, 1959. – 60с.4.Корзакова Е. Формирование обобщенных представлений о некоторых явлениях неживой природы // Дошкольное воспитание. –1982. №11. –М.: Просвещение. –С.39.5. МартыновС. Домашняярефлексотерапия. –М.: КронПресс, 1995. –288с.

Filippova Ekaterina NikolaevnaTeacherlogopedist, State kazennoe special (correctional) educational institution of Sverdlovsk region for pupils with disabilities «Kachkanar special (correctional) comprehensive school», Kachkanar cityEmail: katuanf@mail.ru

The use of natural materials to form a motorpraxisinchildrenwithdysarthria.

One of the main issues of work –the role of the motor analyzer in the speech ofthe child. The paper presents a theoretical basis, the relevance, objectives and principles of speech therapy effects. Describes the remedial technology of motordevelopmentalpraxis in children with dysarthria.Keywords:motor praxis, dysarthria, correction and developing pedagogical technology, natural materials.