Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике.
Выпуск:
ART 53140
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никитина
М.
А. Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
691–695. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53140.htm.
Аннотация. Описывается сущность кейс-метода и анализируются
возможности его использования в структуре обучения с целью формирования профессиональной компетентности, а так же применения кейс-метода в качестве средства контроля эффективности формирования профессиональной компетентности.
Текст статьи
1Никитина Мария АлександровнаУчитель информатики МБОУ ©Средняя общеобразовательная школа №18ª
г. РубцовскMascha.nik2013@yandex.ru
Кейсметод как средство реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатикеАннотация. Описывается сущность кейсметодаи анализируются возможности егоиспользования в структуре обученияс целью формирования профессиональной компетентности, а так же применениякейсметода в качестве средстваконтроля эффективности формированияпрофессиональной компетентности.Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; компетенции; компетентность; кейсметод; обучение и контроль; подготовка; занятие по информатике.Актуальность проблемы внедренияинтерактивных методов обучения и контроля в практику профессионального образования обусловлена как внедрением Федерального государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования третьего поколения,так и повышением требований общества ккачеству подготовки будущих специалистов в области решения практических профессиональных задач.
На данном этапе развития российского образованияреализуютсяФГОС третьего поколения. Новые стандарты ориентированы на так называемуюкомпетентностную модельвыпускника. Результаты обучения в виде профессиональнойкомпетентности становятся нормой качества образования.Внедрение новых образовательных стандартов детерминирует изменениетребованийк строению образовательных программ, к результатам их освоения, которые зависят от условий реализации, методов и принципов построения образовательного процесса. Несмотря на достаточное количество работ по проблемам методологии компетентностного подхода, раскрывающих сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, Р.Ф. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.) остается открытой проблема, при помощи каких методов можно наиболее эффективно формировать, а главное, измерять уровень компетентности выпускника специалиста. Ведь от этого показателязависит вопрос о качестве образования в целом. Так же нет единого мнения по вопросу, каким метрическим процедурам можно подвергнуть формируемые компетенции. С учетом вышесказанного, отметим, что вопрос о внедрении в образование активных методик, позволяющих формировать компетенции и оцениватьуровень компетентности, является актуальным.Целью нашего исследованияявляется рассмотрение возможности использования кейсметода в качестве средства обучения и контроля, применения кейсметода в целях повышенияуровня мотивации студентов в рамках изучения информационных технологий, а так же реализация компетентностного подхода посредствомкейсметода.Рассматриваемый метод обучения и контроля был разработан и впервые опробован в Школе бизнеса Гарвардского университета, в США.Вошел в практику преподавания с 1924 года. Смолянинова О.Г. указывает, что в отечественной практике внедрятькейс метод в практику обученияначали в 80х годах [1].
2В диссертационном исследовании Бовт В.В. ©Моделирование и инструментальная поддержка технологий онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс
стадиª автор подчеркиваетсуществование различных точек зрения по вопросу внедрения кейсметода в образование. Отмечено, что критики кейсметода утверждают, что ©навыки это техника (шаги и процедуры), а, следовательно, не предмет образованияª. Сторонники, отмечают, что посредствомкейсметода возможно развитие таких навыков как умение логически рассуждать, критиковать, выдвигать гипотезы, убеждать, отстаивать принятую позицию и др.[2].В нашей работе мы придерживаемся второй точки зрения, т.к.образование это целенаправленный процесс формирования компетентного специалиста, в понятие компетентности входят не полученные теоретические знания, а знания, подкрепленные практическими навыками и интегрированные с рядом личностных качеств, реализация которых возможнав режиме выполнения реальных профессиональных задач.КрасиковаЕ.Н. в диссертационном исследовании ©Кейсметод в структуре и содержании методической компетенцииª доказывает, что эффективность формирования организационной функции методической компетенции может увеличиться путеминтеграции кейсметода в учебный процесс [3].По мнению Корякиной А.М. успешность достижении цели по формированию профессиональных компетенций напрямуюзависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных средств обучения и контроля. Строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ [4].
Использованиекейсметода побуждает студентов косвоениюи активномуиспользованиюразличных методов практической деятельности, близкой к профессиональной, стимулирует применениеразнообразных приемомпри анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций.
Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятельностного опыта. Успешность саморазвития индивида, в свою очередь, зависит от уровня его мотивации, т.е. стремления к достижению хорошего результата собственной деятельности. На занятиях с использованием кейсметода, отстаивая итоги собственной работы, студенты учатся аргументации, а самостоятельный вывод о несоответствии работы или решения определенному уровню может стать мотивационным толчком для нового этапа формирования компетенций путем анализа собственных ошибок. Специфика кейсметода, заключающаяся в ориентации на конкретные, практические проблемыпозволяет формировать определенные компетенции устудентов, посредствомповышения мотивации,формирования методологического аппарата применения изученного учебного материала, в том числе его применения в конкретной практической деятельности. Согласно ФГОСтретьего поколенияспециалист гуманитарноэкономическогопрофилядолжен обладать следующим рядом общекультурных, коммуникативных и профессиональных компетенций [5]:
1.способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаиватьсвои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;2.способностью к восприятию,интерпретации и методическомуобобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
33.способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нестиответственность за реализацию этих решений,умением оценивать последствия решенийдр.Следует, что вусловиях внедрения ФГОС ВПО третьего поколенияна занятияхнеобходимомаксимально мотивировать и активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Использование кейс методаприизученииинформационных технологийсчитаем целесообразным,поскольку этот метод позволяет демонстрироватьвозможность применения теоретическихзнанийв профессиональных ситуациях. Полагаем, что использование кейсметодапозволяет вызвать интерес студентов к информационным технологиям,а так жеактуализирует межпредметные связи.
Роль преподавателя, при этом,соответственно меняется от транслятора знаний к консультанту, задача которого состоит в подборе учебного материала,заведомо содержащего проблемы с вариативными решениями, способных вызвать дискуссию. Поэтому преподаватель должен научить студентов рассуждать, спорить, вступать в активный равный диалог, в ходе которого происходит формированиекак личностных качеств, так и практических навыков. Ответственность запринятыерешенияложится на студентов, преподаватель дает комментарии по поводу последствийпринятия необдуманных решений.В ходепроведения занятия преподаватель может подытоживать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или давать консультации по использованиюлитературы.Рассмотрим возможностиприменения кейс метода в качестве методаобученияи контроля.Обучение с помощью кейсметода содержит в себе три основных этапа: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.Каждый из этаповдетерминирует деятельность учащихся и преподавателя, что позволяет прогнозировать результаты учебной деятельности, направленной на развитиекомпетенций и контролировать успешность формирования компетентности.На этапе подготовки к занятию деятельность преподавателя заключается в следующем: 1. Подбор учебного кейса. Постановкацеликейса, т.е. определение класса компетенций, на формирование которого он будет направлен, либо же кейс будет осуществлять функцию контроля.2. Определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов.Подборсоответствующейучебнойзадачи.Сборинформациии данныхдля кейсас использованиемразличныхисточников.3. Разработка сценария занятия. Этап включает компоновку материала, представление его в какой либо форме. Разработкуметодическихрекомендацийпо использованию кейсов на занятиях.Деятельность студентов заключается в получение кейса и списка рекомендуемой литературы,индивидуальной подготовке к занятию. В ходе работы над кейсом студенты демонстрируют умения работать с информацией и информационными технологиями, что актуализирует накопленные знания, либо мотивирует на освоение новых. Так, например, на этапе сбора информации используются различные современные источники: видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации.На данном этапе работы над кейсом представляется возможным успешное формирование способности к освоению новой информации, методов сбора данных; способностипостановки и достижения личных целей. Так же существует возможность контроля эффективностиформирования навыков поиска и оценки информации, умения постановки личностно значимых целей, способностиадекватной оценки источников информации. И, что особенно важно, оценка уровнямотивации достижения высоких результатов деятельности.
4Исполнительский этап занятия для преподавателя состоит в организации предварительного обсуждения кейса. При организации деятельности возможно деление аудитории на небольшие группы для коллективной подготовки ответов на вопросы, а также индивидуальнойработы.Преподаватель осуществляет последующее руководство обсуждением кейса, обеспечиваетстудентов дополнительными сведениями, т. е. организуетдеятельностьпо решению проблемы, направляет общую дискуссию.Деятельность студентов состоит в постановке вопросов, углубляющих понимание кейса и сути проблемы (появление у студентов вопросов является закономерным, т.к. в структуру кейса заложена некая проблема, нуждающаяся в дискуссионном обсуждении).Далее следует разработка вариантов решений, оценка мнения других (обработка собраннойинформации, т.е. классификацияи анализ множестваимеющихся фактов для определения общих аспектов явления или события). Кульминацией деятельностистудентов на данном этапе является принятиеили участие в принятии решений, выборформыпредставления решения, отбормультимедийных средствдля презентации решения.Специфика кейсметода на данном этапе занятия позволяет формировать ряд компетенций, соответствующих ФГОС ВПО:1. Способность соотнесения теоретических и практических знаний. 2 Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений, умением оценивать последствия решений. 3. Способность принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем. Способность представлять результаты своей работы для других, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения.Процедураконтроля заключается в анализеумений постановки вопросов, которые могут удовлетворить образовательные или личностные потребности, нахождения в собственных выводах ©слабыхª сторон посредством анализа чужих результатов работы над кейсом, выработки интегрированного результата совместной деятельности.Заключительный этап работы над кейсом для преподавателя состоит в оценке принятых решений и поставленных вопросов. В частности, анализеэффективности организации занятия, выявлениепроблем организациисовместной деятельностистудентов, студентов и преподавателя, постановкезадач для дальнейшей работы. Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, (возможно освещение действительногоразвитиясобытий), подводит итоги.Студенты, по окончанию занятия,составляют письменные отчеты о проделанной работе по данной теме.Работа на данном этапе работы над кейсом позволяет формировать способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. Контролировать грамотность описания хода собственной деятельности, умение описывать результаты работы, что необходимо компетентному специалисту для ведения деловой переписки и презентации опыта.Рассмотрев пример технологии организации учебной деятельности с использованием кейсметода,можно сделать вывод, что использование кейсов при изучении информационных технологий обосновано и способствует достижению цели компетентностного образования, посколькупри егоиспользовании возможна интеграция с профессиональными дисциплинами и дальнейшей профессиональной деятельностью, благодаря возможностивключения в учебный кейс вопросов других дисциплин.
5Отмечается повышение эффективностииспользования на занятии аудиовизуальных средств обучения. С учетом специфики предмета информатики, кейс может выступать в качестве объекта изучения (студенты сами разрабатывают мультимедийные средства). Интеграция кейсметода с другими методами обучения информатике позволяет развивать методическую систему предмета, обогащать содержание дисциплины.
Мы считаем, чтокейс метод позволяет объективно контролировать эффективность формированияпрофессиональной компетентности, а значит давать адекватнуюоценку результатам обучения. Кейсметод незаменим, для оценки готовности к решению аналитических, стратегических или управленческих задач.Отметим, прочие методы контроля выявляют наличие или отсутствие соответствующих профессиональных способностей. Контроль посредством кейсметодапозволяет определятьуровеньсформированности определенных компетенцийи оценивать эффективность формирования профессиональной компетентности, т.к. позволяет проследить как имеющиеся у студента способности будут использоваться в реальной ситуации.Таким образом, применение кейсметода при изучении информационных технологий, является обоснованным в виду перехода на образовательные стандарты третьего поколения, т. к. повышает уровень мотивации студентов, развивает аналитические умения, умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, выявлять задачу из потока информации, принимать решения, оценивая их последствия и эффективность.Библиографический список1.Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода casestudy в обучении студентов.http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASESTUDY/articles/Didactic/Didactic.html.2.Бовт, В.В.Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейсстади: дис. …канд.экон.наук.М, 2005.
3.Красикова,Е.Н. Кейсметод в структуре и содержании методической компетенции лингвистапреподавателя: дис.... канд.пед.наук. Ставрополь:Издво: Ставроп. гос. унт. 2009.4.Корякина А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности//Среднее профессиональное образование2011. №11,с.1921.5.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для специальности 081100 ©Государственное и муниципальное управлениеª: офиц. текст. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/[дата обращения 25.02.2013]
Nikitina Mariyaa teacher of computer science at the municipal comprehensive school secondary school № 18, Altai region, Rubtsovsk.Casemethod as means of realization of the Federal state educational standard of higher professional education of the third generation on the lessons of computer science.Abstract.Describes the essence of the case method and analyzed the possibility of using it in the structure of training with the purpose of formation of competence, as well as application of the case method as a means of monitoring the effectiveness of the formation of competence.
6Key word:Federal state educational standard of higher education, competence, competence, case method, training and control, training, lessonof computer science.
Bibliography1. Smolyaninova O.G. Didacticheskie vozmozhnosti metoda casestudy v obuchenii studentov.http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASESTUDY/articles/Didactic/Didactic.html.2. Bovt, V. V. Modelirovaniei instrumentalnaja podderzhka tehnologii onlain obecheniya practicheskim navykam s ispolzovaniem metoda keys stadi: dis. ... cand. ekon nauk.M, 2005.3. Krasikova, E.N. Casemetod v structure i soderzhanii metidicheskoycompetentnostilingvistaprepodavatelya: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol: Izdvo: stavrop. gos. unt. 2009.4. Koryakina A.M.. Problemy vzaimosvyazi innovazcionnyhtahnologij isredstv ocenivaniya rezultatov professionalnoydeyatelnosti// Srednee professionalnoe obrazovanie
2011. №11,s.1921.5. Federalnij gosudarstvennij standart viscshego professionalnogo obrazovaniya (FGOS VP O) tretjego pokoleniya dlya specialnosti 081100 © Gosudarstvennoe municipalnoe upravlrnieª http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/.
г. РубцовскMascha.nik2013@yandex.ru
Кейсметод как средство реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатикеАннотация. Описывается сущность кейсметодаи анализируются возможности егоиспользования в структуре обученияс целью формирования профессиональной компетентности, а так же применениякейсметода в качестве средстваконтроля эффективности формированияпрофессиональной компетентности.Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; компетенции; компетентность; кейсметод; обучение и контроль; подготовка; занятие по информатике.Актуальность проблемы внедренияинтерактивных методов обучения и контроля в практику профессионального образования обусловлена как внедрением Федерального государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования третьего поколения,так и повышением требований общества ккачеству подготовки будущих специалистов в области решения практических профессиональных задач.
На данном этапе развития российского образованияреализуютсяФГОС третьего поколения. Новые стандарты ориентированы на так называемуюкомпетентностную модельвыпускника. Результаты обучения в виде профессиональнойкомпетентности становятся нормой качества образования.Внедрение новых образовательных стандартов детерминирует изменениетребованийк строению образовательных программ, к результатам их освоения, которые зависят от условий реализации, методов и принципов построения образовательного процесса. Несмотря на достаточное количество работ по проблемам методологии компетентностного подхода, раскрывающих сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, Р.Ф. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.) остается открытой проблема, при помощи каких методов можно наиболее эффективно формировать, а главное, измерять уровень компетентности выпускника специалиста. Ведь от этого показателязависит вопрос о качестве образования в целом. Так же нет единого мнения по вопросу, каким метрическим процедурам можно подвергнуть формируемые компетенции. С учетом вышесказанного, отметим, что вопрос о внедрении в образование активных методик, позволяющих формировать компетенции и оцениватьуровень компетентности, является актуальным.Целью нашего исследованияявляется рассмотрение возможности использования кейсметода в качестве средства обучения и контроля, применения кейсметода в целях повышенияуровня мотивации студентов в рамках изучения информационных технологий, а так же реализация компетентностного подхода посредствомкейсметода.Рассматриваемый метод обучения и контроля был разработан и впервые опробован в Школе бизнеса Гарвардского университета, в США.Вошел в практику преподавания с 1924 года. Смолянинова О.Г. указывает, что в отечественной практике внедрятькейс метод в практику обученияначали в 80х годах [1].
2В диссертационном исследовании Бовт В.В. ©Моделирование и инструментальная поддержка технологий онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс
стадиª автор подчеркиваетсуществование различных точек зрения по вопросу внедрения кейсметода в образование. Отмечено, что критики кейсметода утверждают, что ©навыки это техника (шаги и процедуры), а, следовательно, не предмет образованияª. Сторонники, отмечают, что посредствомкейсметода возможно развитие таких навыков как умение логически рассуждать, критиковать, выдвигать гипотезы, убеждать, отстаивать принятую позицию и др.[2].В нашей работе мы придерживаемся второй точки зрения, т.к.образование это целенаправленный процесс формирования компетентного специалиста, в понятие компетентности входят не полученные теоретические знания, а знания, подкрепленные практическими навыками и интегрированные с рядом личностных качеств, реализация которых возможнав режиме выполнения реальных профессиональных задач.КрасиковаЕ.Н. в диссертационном исследовании ©Кейсметод в структуре и содержании методической компетенцииª доказывает, что эффективность формирования организационной функции методической компетенции может увеличиться путеминтеграции кейсметода в учебный процесс [3].По мнению Корякиной А.М. успешность достижении цели по формированию профессиональных компетенций напрямуюзависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных средств обучения и контроля. Строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ [4].
Использованиекейсметода побуждает студентов косвоениюи активномуиспользованиюразличных методов практической деятельности, близкой к профессиональной, стимулирует применениеразнообразных приемомпри анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций.
Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятельностного опыта. Успешность саморазвития индивида, в свою очередь, зависит от уровня его мотивации, т.е. стремления к достижению хорошего результата собственной деятельности. На занятиях с использованием кейсметода, отстаивая итоги собственной работы, студенты учатся аргументации, а самостоятельный вывод о несоответствии работы или решения определенному уровню может стать мотивационным толчком для нового этапа формирования компетенций путем анализа собственных ошибок. Специфика кейсметода, заключающаяся в ориентации на конкретные, практические проблемыпозволяет формировать определенные компетенции устудентов, посредствомповышения мотивации,формирования методологического аппарата применения изученного учебного материала, в том числе его применения в конкретной практической деятельности. Согласно ФГОСтретьего поколенияспециалист гуманитарноэкономическогопрофилядолжен обладать следующим рядом общекультурных, коммуникативных и профессиональных компетенций [5]:
1.способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаиватьсвои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;2.способностью к восприятию,интерпретации и методическомуобобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
33.способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нестиответственность за реализацию этих решений,умением оценивать последствия решенийдр.Следует, что вусловиях внедрения ФГОС ВПО третьего поколенияна занятияхнеобходимомаксимально мотивировать и активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Использование кейс методаприизученииинформационных технологийсчитаем целесообразным,поскольку этот метод позволяет демонстрироватьвозможность применения теоретическихзнанийв профессиональных ситуациях. Полагаем, что использование кейсметодапозволяет вызвать интерес студентов к информационным технологиям,а так жеактуализирует межпредметные связи.
Роль преподавателя, при этом,соответственно меняется от транслятора знаний к консультанту, задача которого состоит в подборе учебного материала,заведомо содержащего проблемы с вариативными решениями, способных вызвать дискуссию. Поэтому преподаватель должен научить студентов рассуждать, спорить, вступать в активный равный диалог, в ходе которого происходит формированиекак личностных качеств, так и практических навыков. Ответственность запринятыерешенияложится на студентов, преподаватель дает комментарии по поводу последствийпринятия необдуманных решений.В ходепроведения занятия преподаватель может подытоживать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или давать консультации по использованиюлитературы.Рассмотрим возможностиприменения кейс метода в качестве методаобученияи контроля.Обучение с помощью кейсметода содержит в себе три основных этапа: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.Каждый из этаповдетерминирует деятельность учащихся и преподавателя, что позволяет прогнозировать результаты учебной деятельности, направленной на развитиекомпетенций и контролировать успешность формирования компетентности.На этапе подготовки к занятию деятельность преподавателя заключается в следующем: 1. Подбор учебного кейса. Постановкацеликейса, т.е. определение класса компетенций, на формирование которого он будет направлен, либо же кейс будет осуществлять функцию контроля.2. Определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов.Подборсоответствующейучебнойзадачи.Сборинформациии данныхдля кейсас использованиемразличныхисточников.3. Разработка сценария занятия. Этап включает компоновку материала, представление его в какой либо форме. Разработкуметодическихрекомендацийпо использованию кейсов на занятиях.Деятельность студентов заключается в получение кейса и списка рекомендуемой литературы,индивидуальной подготовке к занятию. В ходе работы над кейсом студенты демонстрируют умения работать с информацией и информационными технологиями, что актуализирует накопленные знания, либо мотивирует на освоение новых. Так, например, на этапе сбора информации используются различные современные источники: видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации.На данном этапе работы над кейсом представляется возможным успешное формирование способности к освоению новой информации, методов сбора данных; способностипостановки и достижения личных целей. Так же существует возможность контроля эффективностиформирования навыков поиска и оценки информации, умения постановки личностно значимых целей, способностиадекватной оценки источников информации. И, что особенно важно, оценка уровнямотивации достижения высоких результатов деятельности.
4Исполнительский этап занятия для преподавателя состоит в организации предварительного обсуждения кейса. При организации деятельности возможно деление аудитории на небольшие группы для коллективной подготовки ответов на вопросы, а также индивидуальнойработы.Преподаватель осуществляет последующее руководство обсуждением кейса, обеспечиваетстудентов дополнительными сведениями, т. е. организуетдеятельностьпо решению проблемы, направляет общую дискуссию.Деятельность студентов состоит в постановке вопросов, углубляющих понимание кейса и сути проблемы (появление у студентов вопросов является закономерным, т.к. в структуру кейса заложена некая проблема, нуждающаяся в дискуссионном обсуждении).Далее следует разработка вариантов решений, оценка мнения других (обработка собраннойинформации, т.е. классификацияи анализ множестваимеющихся фактов для определения общих аспектов явления или события). Кульминацией деятельностистудентов на данном этапе является принятиеили участие в принятии решений, выборформыпредставления решения, отбормультимедийных средствдля презентации решения.Специфика кейсметода на данном этапе занятия позволяет формировать ряд компетенций, соответствующих ФГОС ВПО:1. Способность соотнесения теоретических и практических знаний. 2 Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений, умением оценивать последствия решений. 3. Способность принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем. Способность представлять результаты своей работы для других, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения.Процедураконтроля заключается в анализеумений постановки вопросов, которые могут удовлетворить образовательные или личностные потребности, нахождения в собственных выводах ©слабыхª сторон посредством анализа чужих результатов работы над кейсом, выработки интегрированного результата совместной деятельности.Заключительный этап работы над кейсом для преподавателя состоит в оценке принятых решений и поставленных вопросов. В частности, анализеэффективности организации занятия, выявлениепроблем организациисовместной деятельностистудентов, студентов и преподавателя, постановкезадач для дальнейшей работы. Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, (возможно освещение действительногоразвитиясобытий), подводит итоги.Студенты, по окончанию занятия,составляют письменные отчеты о проделанной работе по данной теме.Работа на данном этапе работы над кейсом позволяет формировать способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. Контролировать грамотность описания хода собственной деятельности, умение описывать результаты работы, что необходимо компетентному специалисту для ведения деловой переписки и презентации опыта.Рассмотрев пример технологии организации учебной деятельности с использованием кейсметода,можно сделать вывод, что использование кейсов при изучении информационных технологий обосновано и способствует достижению цели компетентностного образования, посколькупри егоиспользовании возможна интеграция с профессиональными дисциплинами и дальнейшей профессиональной деятельностью, благодаря возможностивключения в учебный кейс вопросов других дисциплин.
5Отмечается повышение эффективностииспользования на занятии аудиовизуальных средств обучения. С учетом специфики предмета информатики, кейс может выступать в качестве объекта изучения (студенты сами разрабатывают мультимедийные средства). Интеграция кейсметода с другими методами обучения информатике позволяет развивать методическую систему предмета, обогащать содержание дисциплины.
Мы считаем, чтокейс метод позволяет объективно контролировать эффективность формированияпрофессиональной компетентности, а значит давать адекватнуюоценку результатам обучения. Кейсметод незаменим, для оценки готовности к решению аналитических, стратегических или управленческих задач.Отметим, прочие методы контроля выявляют наличие или отсутствие соответствующих профессиональных способностей. Контроль посредством кейсметодапозволяет определятьуровеньсформированности определенных компетенцийи оценивать эффективность формирования профессиональной компетентности, т.к. позволяет проследить как имеющиеся у студента способности будут использоваться в реальной ситуации.Таким образом, применение кейсметода при изучении информационных технологий, является обоснованным в виду перехода на образовательные стандарты третьего поколения, т. к. повышает уровень мотивации студентов, развивает аналитические умения, умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, выявлять задачу из потока информации, принимать решения, оценивая их последствия и эффективность.Библиографический список1.Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода casestudy в обучении студентов.http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASESTUDY/articles/Didactic/Didactic.html.2.Бовт, В.В.Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейсстади: дис. …канд.экон.наук.М, 2005.
3.Красикова,Е.Н. Кейсметод в структуре и содержании методической компетенции лингвистапреподавателя: дис.... канд.пед.наук. Ставрополь:Издво: Ставроп. гос. унт. 2009.4.Корякина А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности//Среднее профессиональное образование2011. №11,с.1921.5.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для специальности 081100 ©Государственное и муниципальное управлениеª: офиц. текст. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/[дата обращения 25.02.2013]
Nikitina Mariyaa teacher of computer science at the municipal comprehensive school secondary school № 18, Altai region, Rubtsovsk.Casemethod as means of realization of the Federal state educational standard of higher professional education of the third generation on the lessons of computer science.Abstract.Describes the essence of the case method and analyzed the possibility of using it in the structure of training with the purpose of formation of competence, as well as application of the case method as a means of monitoring the effectiveness of the formation of competence.
6Key word:Federal state educational standard of higher education, competence, competence, case method, training and control, training, lessonof computer science.
Bibliography1. Smolyaninova O.G. Didacticheskie vozmozhnosti metoda casestudy v obuchenii studentov.http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASESTUDY/articles/Didactic/Didactic.html.2. Bovt, V. V. Modelirovaniei instrumentalnaja podderzhka tehnologii onlain obecheniya practicheskim navykam s ispolzovaniem metoda keys stadi: dis. ... cand. ekon nauk.M, 2005.3. Krasikova, E.N. Casemetod v structure i soderzhanii metidicheskoycompetentnostilingvistaprepodavatelya: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol: Izdvo: stavrop. gos. unt. 2009.4. Koryakina A.M.. Problemy vzaimosvyazi innovazcionnyhtahnologij isredstv ocenivaniya rezultatov professionalnoydeyatelnosti// Srednee professionalnoe obrazovanie
2011. №11,s.1921.5. Federalnij gosudarstvennij standart viscshego professionalnogo obrazovaniya (FGOS VP O) tretjego pokoleniya dlya specialnosti 081100 © Gosudarstvennoe municipalnoe upravlrnieª http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/.