Организационная среда как субъект воспитания личности в истории развития педагогической науки и практики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхагапсоева М. Х. Организационная среда как субъект воспитания личности в истории развития педагогической науки и практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 781–785. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53159.htm.
Аннотация. На основе результатов констатирующего эксперимента обосновывается модель средовой организации гражданско-правового воспитания старших школьников, педагогические подходы её проектирoвания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шхагапсоева Мариана Хасановна,преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности СевероКавказского Института (филиал) Краснодарского университета МВД РФ marianash@yandex.ruАннотация: На основе результатов констатирующего эксперимента обосновывается модель средовой организации гражданскоправового воспитания старших школьников, педагогические подходы её проектирoвания.Ключевые слова: проектирование, гражданскоправовое воспитание, средовая организация.Организованная среда как субъект воспитания личности в истории развития педагогической науки и практикиАннотация: На основе результатов констатирующего эксперимента обосновывается модель средовой организации гражданскоправового воспитания старшихшкольников, педагогические подходы её проектирoвания.Ключевые слова: проектирование, гражданскоправовое воспитание, средовая организация.

Роль среды в процессе становления социального статуса человека, и формировании гражданских и правовых норм личности, в эволюции педагогической науки раскрывается неоднозначно. Среда оценивалась с точки зрения возможности максимальной адаптации к ней человека. В то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется, и в процессе этих преобразований изменяютсясами люди, находящиеся в этой среде.Под понятие среда мы можемрастолковать как «вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что –то; совокупность условий, в которых проходит деятельность человеческого общества; социальнобытовые условиякоторые окружают человека, обстановка, а также люди, связанныеобщностью этих условий. Таким образом, категория «среда» в философской науке отражает часть бытия, которая оказывает воздействие на объект. «Среда –это то, что пространственно окружает исследуемый объект (систему), поэтому среда отличается от категории «пространства» тем, что в первом случае предполагается наличие какого –то объекта, субъекта, среда это пространство, которое рассматривается с точки зрения его функциональности, т.е. «пространство для кого –то»[1]. Наряду с категорией «среда» для обозначения качественных характеристик среды личности, в педагогической литературе используется категория «образовательное пространство», «воспитательное пространство». «Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей её развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении»[2, с.100].Б.М.БимБад вводит термин «обучающая и воспитывающая среда (ОВС), акцентируя внимание на функциональность среды школьника как «особого устройства и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование[3].Воспитательное пространство стоит переднами как сеть взаимосвязанных педагогических событий, которое создаетсяусилиями социальных объектов разногоуровня (индивидуальных, коллективных), которое выступаетинтегрированным условием развития личностичеловека –ребенка и взрослого».

Под таким понятиемкак«воспитательное пространство» мыпонимаем, часть среды, в которой главное место занимаетпедагогически сформированный образ жизникаждого человека; педагогически правильно организованная среда, которая окружаеткаждогоребенка отдельно или определенное количестводетей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, города».По Н.Л.Селивановой, «воспитательное пространство это результат деятельности созидательного и интеграционного характера, оно конструируется специально, когда как среда это некая природносоциальная данность»[4,с.122]. При этом воспитательное пространство может стать фактором развития личности в том случае, если в этом пространстве дети находят свою нишу через включенность в конструктивную деятельность.Причем родовое понятие «пространство» раскрывается в исследованиях как:

пространство как «форма бытия и ориентирует на взаимодействие как внутри пространства, если оно ограничено, так и вненего. Пространство по своей сути задает внешний масштаб, исходную ориентацию и обусловливает более конкретные пространственные движения»[5, с.272]);

пространство может быть самостоятельно организованным, но так же может быть и организуемым, что значит, порядок, возможно, устанавливать в соответствии с конкретнымицелями.

пространство—одна из форм которая наряду со временем характеризуетсяпротяженностью и объемом. Мы знаем что вневремени и пространства нет движения. В исследованиях Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой понятие «воспитательное пространство» выступает синонимом понятия «воспитательная среда». В данном исследовании мы будем придерживаться именно такой позиции.В конце XIX

начале XXвека в отечественной педагогике были выдвинуты фундаментальные проблемы образования, которые устанавливали очевидную взаимообусловленность между общественным преобразованием с необходимостью социальных перемен в области новой концепции воспитания личности, так как «вопрос о просвещении народа и воспитании в нем самодеятельности вопрос о будущем России» (П.П.Блонский). В этой связи был поставлен вопрос о расширении сети просветительных и культурных учреждений, о нарушении государственной монополии на образование, о роли школы как очага культуры. Американский социолог, философ Дж.Дью утверждал, «что стремления, взгляды, верования прививаются человеку средой. Она укрепляет одни взгляды и изменяет другие. Так создается система поведения. Среда это не только обстановка, но это одно целое с деятельностью индивидуума»[6,с.47].Известные идеологии новой советской доктрины воспитания, А.В.Луначарский и Н.К.Крупская, впервые в отечественной педагогике провозгласили идею об использовании среды, точнее, об организации среды ребенка как субъекта воспитательного процесса. Известно, что в воспитательной концепции А.С.Макаренко процесс воспитания детерминирован, прежде всего, социальным заказом, и тем более, в системе социалистических ценностей: воспитаниев гражданинеколлективизм, трудолюбиеи энергичность, дисциплинированностьи инициативность, волюи исполнительностьи др. Между тем, мы можемзаметить, что А.С.Макаренко не стал игнорировать индивидуальноесвоеобразиеи особенностиразвития каждой отдельной личности. Наоборот, он подчеркивал, что, формируя сознательного гражданина, человека с широким политическим кругозором, необходимо уметь сочетать общие и частные цели педагогической деятельности. Позже идеи А.С.Макаренко развились в теории и практике воспитания советского учителя –ученого В.А.Сухомлинского, который считал, что воспитание советского человека –гражданина представляется новым концептуальным подходом. [8,с.165]. Предметнопространственное окружение школьника(благоустройство помещений в школе, в аудиториях, школьного двора, спортивных площадок и т.д., а также костюмы учителей, технических работников и в первую очередь самих школьников) создает для него психологический фон, где разворачиваются взаимоотношения тех, кто находится в здании школы. Предметнопространственное окружение становится фактором воспитания школьника лишь тогда, когда оно «очеловечено»,когда за предметом мы можем видетьотношение, когда материальные средства выступают для всех тех, кто находится ежедневнов школе как условие наилучшего состояния каждого членаданного коллектива.Поведенческая среда школыохватывает общепринятые модели поведения в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся в школе интонации в обращении, мимика,жесты и

позы при диалоге, характер совместной деятельности учащихсяи педагогов, отдельные поступки школьников, конфликты и их разрешение, сложные ситуации этического характера возникающие время от времени.Событийноеокружение —это совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, которые служатпредметом оценки, поводом для раздумья и основанием для того,чтобы делать жизненные выводы.И так если ребенок видит отношения там, где главным показателем выступает случай, действия, обстоятельство, то этособытие становится фактором его личностного развития, потому что событие для него становитсясобытиемего самого, он был с происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение.Информационноеокружениешкольника система знаний, транслируемых субъектами образовательного пространства, сформированные ценностные ориентации на их оснований, представления, принятые постулаты, темы для бесед с друзьями, учителями, родителями, информационное поле СМИ, укомплектованная библиотека, учебники, справочники. Известно, что характер влияния воспитательного пространства как среды становления личности школьника зависит от его качества. При этомсреда «идеальной», т.е. она должна быть насыщена информационным, событийным, субъектным, предметным ресурсами, которые в свою очередь должны быть актуализированы для школьников. Для настоящего исследования актуальна тема гражданско правового воспитания,следовательно, воспитательным ресурсным потенциалом выступают гражданско правовые знания, взгляды, позиции гражданско правовые нормы, поведенческие модели согласно этим нормам, возможности включенности детей в различные формы гражданско правовой деятельности и т.д.Таким образом, раскрывая гражданскоправовое воспитание в контексте средовой организации, можно выделить два направления, основывающиеся на различные принципиальные позиций в объяснении механизмов взаимовлияния в системе «личность и общество»: непосредственное и опосредованное их воздействие. Вместе с тем субъект –субъектное, субъект объектное взаимодействие в условиях воспитательного пространства обеспечивает как личностное становление, так создает прецедент самоопределения личности в выборе модели поведения, в способах выражения отношения к происходящим событиям. В реализации современной гуманистической концепции воспитания, становится очевидной, что решение многих задач, связанных с проблемой создания воспитывающей среды возможно через:1.Становление новых ценностных ориентиров в системе «классный руководитель воспитанник», «учительученик» в образовательном учреждении. 2.Использование воспитывающих возможностей, как учебных дисциплин, так и внеучебной деятельности старших школьников.3.Создание в образовательном учреждении культурной атмосферы, где гражданская позиция личности, гражданскоправовые нормы становятся ценностными ориентирами в образе жизни воспитательного пространства как среды старшего школьника.4.Усиление внимания на моральные, этические характеристики педагогов, организующих воспитательную среду.Мы опираемся на идею Б.М.Бим Бада, представлявшего среду как «естественную стихию учения и воспитания. Она заимствована из процессов непреднамеренной социализации исостоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую обстановку, среду жизнедеятельности»[3].Проектируя воспитательное пространство в соответствии с целями и задачами средовой организации гражданскоправового воспитания, необходимо рассматривать:

факторы, определяющие принцип построения и раскрывающие сущность этой среды;

условия –(объективные и субъективные) –формирования и функционирования воспитательной среды.Учебная деятельность включает воспитательный потенциал учебных дисциплин, в содержании которых рассматривается проблема выбора между нравственной и другой нормой поведения, отношения, качества личности и стереотипами, нарушающими эти нормы. Все учебные дисциплины, реализуя образовательный стандарт, в идеале должны обеспечивать:

формирование личности с высокой гражданской и правовой культурой, исходя из этого, традиционными задачами образования школьников являются:

обеспечить ориентацию школьников в целостной картине современного общественного устройства страны, мира;

сформировать систему знаний гражданскоправового содержания, развития всех сфер жизни общества;

формировать умения оценивать свои поступки и поведение других с учетом гуманистических идеалов;

обогащение социального опыта личности школьника.Внеучебная деятельность в школе по гражданскоправовому воспитанию решает следующие задачи:

ориентацию на такие формы жизнедеятельности, в которых в полной мере проявлялось бы соблюдение прав и свободы детей;

обеспечение педагогу и ребенку как субъектов и партнеров, права выбора форм и содержание внеучебной деятельности;

наполнения социальными, благотворительными, общественно полезными, творческими, досуговыми Событиями внеучебную жизнь школьника чтобы каждый школьник ощущал чувство причастности и ответственности за качество выполнения воспитательных Событий, имеющих социальное значение. Системный эффект от решения таких задач это обеспечение формирования социальной компетентности личности существенной частью, которой является гражданскоправовая компетентность.

Новое время требует от школы подходов к воспитанию личности, в соответствии современным социально –политическим, культурным особенностям развития государства. Это связано в первую очередь с конструированием такого социально –педагогического пространства, обеспечивающего формирование образа жизни, где нравственные нормы воплощаются в гражданские позиции, правовые нормы. В этом случае, известна роль классного руководителя в инициировании такого воспитательного пространства, представляющего правовое поле деятельности старших школьников. Однако воспитательное влияние среды всегда ограничено рамками той корпоративной культуры, которая свойственна именно этой среде, –в этом ее ограниченность возможностей.Школьная среда представляет для школьника социальную среду, несущую культурные основополагающие нормы, наряду с ними, и правовые нормы, ценности, смыслы в соответствии с гражданскоправовым законодательством. Пространство образовательного учреждения раздвигает социальные границы, и оно, как среда жизни школьника, получает новую силу влияния на гражданскоправовое развитие личности старшего школьника в том случае, если в системе «личность среда» находит отражение субъект субъектные отношения. Известно, что не только педагогическими средствами достигается формирование личности гражданина, но и средствами литературы, искусства, СМИ, которые наряду с другими социальными институтами создают пространство бытия человека, которая может оказывать априорное воздействие на становящуюся личность. Это может происходить в процессе её социализации, когда стихийно на человека оказывают влияние на становление его гражданской позиции, нравственных качеств и т.д. Но специальном педагогическом действии, когда исследователь Причем средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников предполагает однонаправленность социальных институтов, составляющих социальную среду как активный контекст деятельности старшего школьника, и тем шире разворачивается палитра его социальных отношений, тем большим воспитательным ресурсным потенциалом она обладает. Однонаправленность, по мнению И.Д. Фельдштейна «выражается в том, что Детство воспринимается взрослыми как своего рода «приемник» воздействий (и в этом плане как объект), в большей степени осваивающий воздействия взрослого сообщества, рефлексирующий на них».Социальные институты в философской и социологической литературе определяются какустойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм,установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и как относительно устойчивые формыорганизации социальной жизни, социальной практики, обеспечивающие устойчивость связей и отношений в рамках общества, санкционирующие и поддерживающиеих с помощью социальных норм (В.Л.Абушенко, А.А.Грицанов, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко).Наряду с этим, необходимо подчеркнуть о существующей взаимообусловленности между количеством и качеством Событий, в которых участвуют школьники, степенью включенности их в подготовку и проведение воспитательных Событий и продуктивности воздействия среды как фактора гражданскоправового воспитания. Реализация гражданскоправового воспитания в образовательных учреждениях осуществляется понескольким моделям:

межпредметная;

предметная;

внеучебная; Наиболее традиционной является внеучебная модель гражданскоправового воспитания, которая включает внеклассные и внешкольные мероприятия (События). В рамках внеучебной модели осуществляется воспитательная работа, направленная на получение школьником опыта участия в политических акциях, решение социальных ситуаций на основе моделирование социального поведения школьников, согласно гражданско правовым нормам в повседневной жизни.Основные подходы к организации внеучебной деятельности в условиях средовой организации:

совершенствование гражданскоправового воспитания в соответствии с новыми реалиями и стратегическими целями, идеологией государства;

совершенствование научнотеоретических и методических аспектов гражданскоправового воспитания;

участие старших школьников в олимпиадах по гражданскоправовой проблематике, в научных дискуссиях, социально политических проектах, акциях, при тесном взаимодействии общественных объединении,организации.Эти подходы эффективны в случае обогащения воспитательного пространства школьника, как активного контекста становления личности необходимыми ресурсными потенциалами, в частности, социально, предметного контекстов: насыщение предметного пространства государственной символикой, города, края (плакаты, портреты государственных лидеров, флаги, герб, гимн, портреты героев, Конституция, художественные книги по гражданско правовой тематике) включенность старших школьников в гражданско правовою деятельность в процессе контекстного взаимодействия, где особую актуальность приобретает государственная символика. В исследованиях ученые выделяюттри способа организации среды:

среда, организованная по принципу единообразия;

среда, организованная по принципу разнообразия;

среда, организованная по принципу вариативности

При проектировании средовой организации гражданскоправового воспитания, мы опирались на идею третьего способа, а именно, на принцип вариативности, так как он предусматривает сочетание ресурсов (информационного, событийного, предметного, субъектного) при средовой организации модели гражданскоправового воспитания, обеспечивающей формирование гражданскоправовой компетентности старших школьников.В воспитательном пространстве в процессе средовой организации происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия, в которых осуществляется освоение и воспроизведение социального опыта. Воспитательное пространство в процессе его средовой организации среда содействует школьникам освоению социально значимых ценностей, смыслов, поведенческих моделей, в условиях актуализации ресурсного потенциала.На основе анализа существующих концептуальных подходов к определению роли средовой организации как фактора гражданскоправового воспитания в образовательных учреждениях, мы можем утверждать о необходимости конструирования целостного воспитательного пространства, представляющего многослойный ресурс воздействия на становление старшего школьника в процессе освоения им гражданских и правовых норм как этических норм в образе жизни:

средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников подчиняется закономерностям развития образовательных процессов, подается проектированию и моделированию, имеет ресурсы (информационные, событийные, субъектные, предметные, коммуникативные и т.д.), обеспечивающие формирование гражданскоправовой компетентности старших школьников;

средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников представляет собой организованное, структурированное (концепт знания, концепт событий, концепт оценки, концепт операционных действий, концепт ценностей и смыслов) пространство, образуемое в условиях взаимодействия школы как общеобразовательного учреждения с социальными институтами, ориентированными на воспитание личности (школьное самоуправление, правоохранительные учреждения, СМИ, культурно досуговые учреждения и др.;

к системным характеристикам организованной воспитательной среды в процессе гражданскоправового воспитания старших школьников отнесены: территориальная целостность, открытость, событийность, образовательная протяженность, иерархичность, гибкость, насыщенность разнообразными ресурсами, динамичность, структурное сосуществование не противоречащих друг другу систем и их компонентов, обеспечивающих создание вариативных условий для формирования гражданскоправовой компетентности субъектов воспитания;

средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников реализуется через систему организованных разнообразных Событий, проживание в которых актуализирует субъектную сущность всех субъектов воспитательного пространства, обеспечивает множественность выбора личностью доступных способов и средств в условиях контекстного взаимодействия гражданскоправовой деятельности старших школьников, способствует формированию гражданской идентичности старшего школьника.Управление средовой организацией гражданско правового воспитания наряду с административными органами управления (администрация школы, классные руководители, учителя, школьное самоуправление) осуществляется через представителей отдельных сообществ, составляющих основы взаимодействия (лидеров, представителей различных служб, учреждений, представителей родительского комитета), которые организуют и направляют развитие проектов, программ, защищают права его участников, осуществляют координацию взаимодействия. Таким образом, в процессе средовой организации развивается горизонтальное управление за счет активного развития общественно педагогического управления и школьного (ученического) самоуправления. Таким образом, построение структурно функциональной модели иллюстрирует механизмы взаимодействия субъектов воспитательного пространства в процессе его средовой организации (Рис.1). Субъектами воспитательного пространства в процессе его средовой организации являются: старшие школьники, педагогический и ученический коллективы, администрация школы, школьное самоуправление, семья, доп. образование, правоохранительные органы, лидеры молодежной политики, общественные и негосударственные организации учреждения СМИ, Интернет и др. Контекстное взаимодействие в процессе гражданско правового воспитания характеризуется включенностью старших школьников в обсуждение и решение социально значимых задач в условиях однонаправленного воздействия социальных институтов.Сами контексты концепты в процессе средовой организации воспитательного пространства (концепт знания, концепт ценностей и смыслов, концепт деятельности и др.) обладают своей «автономной организацией» и представляют собой содержательные субстанции, освоение которых через включенность и вовлеченность старших школьников обеспечивает формирование гражданско правовой компетентности личности старшего школьника. Мы полагаем, что структурно функциональная модель средовой организации гражданско правового воспитания старших школьников иллюстрирует механизмы взаимодействия субъектов воспитательного пространства приводящего к созданию интегративного воспитательного пространства. Оно является продуктом средовой организации, структурные компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности. Интеграционные взаимодействия в рамках воспитательного пространства усиливают субъектные свойства среды, а значит, усиливается сила воздействия на личность воспитуемого. Это касается и структурных компонентов организованной среды, связей и механизмов взаимодействия между ними, приводят к образованию новых контекстов концептов (концепт оценки, концепт событий, концепт знаний, концепт ценностей и смыслов, концепт действий), придающим среде старшего школьника новые свойства и функции.

Рис.1 Структурно функциональная модель средовой организации гражданскоправового воспитания старших школьников

Однонаправленность социальных институтов при сохранении системообразующего образовательного статуса общеобразовательной школы с одной стороны, приводит к насыщению, обогащению воспитательного пространства новыми смыслами, с другой стороны, активизирует и потенцирует ресурсные потенциалы воспитательного пространства, а значит, придает ему новые качественные параметры, обеспечивающие формирование гражданско правовой компетентности.

Таким образом, в структурно функциональной модели мы выделяем:

среду, объединяющую учреждения, осуществляющие гражданскоправовое воспитание (работники социальной службы, работники полиции, комитет по профилактике преступлении с несовершеннолетними;

среду, объединяющую учреждения художественно эстетического профиля (музеи, клубы, культурные центры, творческие союзы, общественные организации);

среду, направленную на обеспечение социальных гарантий старших школьников (социальные службы, органы опеки и попечительства, социальный психолог, социальные работники).

средовая организация гражданско правового воспитания старших школьников подчиняется закономерностям развития образовательных процессов, подается проектированию и моделированию, имеет ресурсы (информационные, событийные, субъектные, предметные, коммуникативные и т.д.), обеспечивающие формирование гражданско правовой компетентности старших школьников;

к системным характеристикам интегративного воспитательного пространства в процессе средовой организации гражданско правового воспитания старших школьников отнесены: территориальная целостность, открытость, событийность, образовательная протяженность, иерархичность, гибкость, насыщенность разнообразными ресурсами, динамичность, структурное сосуществование не противоречащих друг другу систем и их компонентов, обеспечивающих создание вариативных условий для формированиягражданско правовой компетентности субъектов воспитания;

средовая организация гражданско правового воспитания старших школьников реализуется через систему организованных разнообразных Событий, проживание в которых актуализирует субъектную сущность всех субъектов воспитательного пространства, обеспечивает множественность выбора личностью доступных способов и средств в условиях контекстного взаимодействия гражданско правовой деятельности старших школьников, способствует формированию гражданской идентичности старшего школьника.

Ссылки на источники1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. –М., 1926. –С. 237.2.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А.Ясвин /2ие издание исправл. и дополн.М.: Смысл2001365с. 3.Бим Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации/ Б.М. Бим Бад., А.В. Петровский //Педагогика.1996.№14.Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л.И. Новикова. –М.: Педагогика, 1978. –144с.5.Философский энциклопедический словарь./Под ред. П.Ф.Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. М: Советская энциклопедия,1983.840с.6.Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания / Дж. Дьюи. –М.: Издво ЦК Всерос. союза работников просвещения, 1921. –С. 47.7.Майнулов, Ю. С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения)/ Ю.С. Мануйлов // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. –М., 1996.8.Макаренко, А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. Т. 5 / А.С. Макаренко. –М., 1987. –С. 4449.Ходырева, Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: дис. … дра пед. наук / Е.А. Ходырева. –Киров, 2006. –459 с.

Shkagapsoeva Mariana Kh.AbstractOn the result of station experiment the model of environmental organization of civil and legal upbringing of high school student is proved and pedagogical approaches of its projecting are given.Key Wordsprojecting, civil and legal upbringing, environmental organization.