Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карпова Н. В., Еланцева С. А. Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 806–810. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53164.htm.
Аннотация. Статья является результатом изучения психологического содержания возрастного кризиса 7 лет. В ходе эмпирического исследования установлены структурные компоненты возрастного кризиса 7 лет и их особенности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КарповаНаталья Владимировна,кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова", г. Ишимntverdohlebova@mail.ru

Еланцева Светлана Александровна,кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО "Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова", г. Ишимenv_ishimu@mail.ru

Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 летАннотация. Статья является результатом изучения психологического содержания возрастного кризиса 7 лет. В ходе эмпирического исследования установлены структурные компоненты возрастного кризиса 7 лети их особенности. Ключевые слова:кризис 7 лет, психологическое содержание, возрастные особенности, личностные новообразования, социальная ситуацияразвития. Современный мир развивается очень стремительно и по различным направлениям, что вносит значительные, коренные изменения в социальную ситуацию развития детей. Такие изменения ведут к тому, что психическое и личностное развитие детей в начале 21 века количественно и качественно преображается. Большинство же современных психологических исследований дошкольного возраста опираются на классические представления о психическом и личностном развитии детей дошкольного возраста Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной и др., научно обоснованные в 20 веке.Ответ на вопрос: «Соответствует ли современное психологическое содержание возрастного кризиса 7 летнаработанным в 20 веке научным представлениям о детстве?» и определяет проблему, обозначенную в данной статье. Теоретически и методологически работа основывается на культурноисторической теории происхождения психики человека Л.С.Выготского; на представлениях возрастной и детской психологии о том, что возраст 7 лет является кризисным, в котором происходитрождение личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович и др.), так как именно в этом возрасте появляются два основных критерия личности: существование соподчинения мотивов, когда ребенок способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради социально значимого, и способность к сознательному руководству собственным поведением (произвольность поведения).Методы исследования: анализ и обобщение литературы; наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности детей, статистическийанализ.Методикиисследования: Методика изучения преобладающей направленности мотивации Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной[1]; Авторская беседа с ребенком для выявления его интересов и идеалов[2]; Авторская анкета для родителей направленная на выявление умений и навыков детей[1]; Методика изучения социальных эмоций Г.А.Урунтаевой[1];Методика изучения целенаправленности деятельности В.К.Котырло [3]; Проективная рисуночнаяметодика «Кактус» М.Памфиловой[4];

Методика изучения планирования как элемента волевого действия Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной[1];Методика изучения достижения цели в условиях помех Г.А.Урунтаевой[1]; авторская беседа с ребенком для выявления его интересов и идеалов[5]; Методика изучения произвольного поведения И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской[4];Методика наблюдения за произвольной активностью детей в игре Р.М.Геворкяна[2];Методика «Лесенка» С.Г.Якобсон, В.Г.Щур[2].Современные взглядына психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет представлены на основе изучения 94детей 56 лет (46девочек,48мальчиков), посещающих старшую и подготовительную к школе группу различных детских садов г. Ишима (№№ 2, 9, 5, 24), а так же на основе анкетирования их родителей и воспитателей. Возрастной кризис свидетельствуето том, что произошли качественные изменения в психике и личности ребенка. Действительно ли у детей 6 лет появились новообразования, характерные, по результатам исследования ученых 20 века, для возраста 78 лет? Первый схематичный абрис детского мировоззрения, характеризуемый в 20 веке как артификалистический, анимистический, эгоцентрический, антропоморфический, у современных детей несколько изменился. У них практически не выявлены явления артификализма, антропоморфизма и анимистичности.Средний коэффициент научности по группе детей составляет 17,6 баллов при норме для 6летнего ребенка 7 баллов.

Предположим, что изменения социальноэкономических и культурных условий жизни обществав последние годы, расширившиеся познавательные возможности современных детей, значительные изменения в работе физиологических систем организма, специальноорганизованная работа в дошкольных и других детских учреждениях привели к пересмотру нормативного обобщенного образа ребенка, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Этоспособствовало расширению их практики, накоплению разнообразного опыта, преодолению поверхностных обобщений в процессе взаимодействия со своим окружением, и, как следствие, формированию научного понимания ребенком окружающего мира. Первичные этические инстанцииу современных детей 56 лет характеризуются преобладанием поведенческого компонента над эмоциональным и когнитивным по уровню сформированности, что противоречит традиционным научным представлениям.В когнитивном компоненте первичных этических инстанций у детей преобладают конкретные, единичные представления (а не обобщенные), раскрываемые детьми при помощи примеров из жизни, что не соответствует данному возрасту, а характерно для детей 5 лет, по традиционным научным представлениям. Для всех детей характерны недифференцированные представления о таких качествах каксправедливость –несправедливость, честность и скромность.Эмоциональный компонент первичных этических инстанций у детей характеризуется следующими особенностями: дети правильно определяют хорошие и плохие поступки, дают адекватную моральную оценку, их эмоциональные реакции на предлагаемые на картинках сюжеты соответствуют направленности поступков, но выражены слабо, они не яркие, без мимики и жестикуляции.Выявление сформированности «внутренней позиции» школьника у детей показало, что уполовины современных детей она сформирована.Появление собственно «внутренней позиции» школьника происходит на рубеже 56летнего возраста и преимущественная ориентация на внешние моменты школьной действительности у современного ребенка свидетельствуют о ее несформированности.Тогда какпо традиционным представлениям для детей 67 лет характерно только положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьноучебной действительности.У современного ребенка 56 лет развит произвольный механизм соподчинения мотивов и при опосредовании его взрослым, и обусловленный содержанием самой деятельности. Изучение же индивидуальной мотивационной системы детей по направленности мотивации показало, что общественная направленность сложилась у немногих детей, доминирующей выступает личная направленность мотивации. Тогда как по научным представлениям 20 века мотивы ребенка выстраиваются в иерархическую систему, где доминирующими становятся мотивы общественного характера, подчиняя себе непосредственные, эгоцентрические мотивы. Доминирующим мотивом учения у детей 56 лет выступает познавательный мотив. Причем данные результаты подтвердились при ранжировании мотивов учения родителями. Ранжирование же мотивов учения воспитателями несколько отличается от результатов остальных методик; они отдают предпочтение игровым мотивам, что соответствует традиционным научным представлениям. Полученные противоречивые результаты требуют дальнейшего изучения.Произвольность поведения –способность действовать осознанно относительно условий действования в плане поведения, складывается у ребенка, по традиционным научным взглядам, к 7 годам. Современные дети 56 лет уже демонстрируют произвольность в игровой деятельности: дети самостоятельно ставят цели, планируют игру, обычно достигают результата, получая удовлетворение от игры. В наибольшей степени произвольность проявляется в режиссерских и сюжетноролевых играх. Произвольность собственно поведения у детейтакже развита. При этом дети применяют такие средства организации своего поведения как запрещающие и замещающие. В речевой деятельностибольшинство современных детейвыполняют правила и не совершают ошибок, связанных с их нарушением. Те же самые результаты наблюдаются и при регуляции деятельности в ходе выполнения инструкции взрослого.Интересы детей старшего дошкольного возраста разнообразны, но связаны, в первую очередь, с продуктивными видами деятельности (рисование, конструирование, шитье, вязание, поделки из бумаги и т.п.), постепенно замещающим (по времени) игру, что соответствует научным представлениям 20 века.Однако, интересы современных детей намного шире. В сфере игровой деятельности в детском саду мальчики любят игры«в войну», в футбол, в догонялки; девочки любят такие сюжетноролевые игры как «парикмахерская», «показ мод», режиссерские игры «в дом»; вне детского сада интересы детей расширяются: мультфильмы, компьютерные игры, конструирование, режиссерские игры в солдат (у мальчиков), в дом (у девочек), подвижные игры с мячом на улице. На первом месте по продолжительности и интересам детей стоят режиссерские игры. Компьютерные игры занимают третье место по предпочитаемости после режиссерских игр и конструирования из различного материала.Сюжетноролевая игра занимает последнее место. Изучение особенностей сюжетноролевой игры у детей показало, что уровень ее развития не соответствует возрасту детей. Большинство детей находится на IIIуровне, соответствующему возрасту 45 лет, который характеризуется тем, что действия, связанные с отношением к другим людям не доминируют, прорываются обычные неигровые отношения, не по роли, нарушение правил отвергается ссылкой на реальную действительность, а не на рациональность правила. Сюжетноролевые игры современных дошкольников носят примитивный, однообразный характер, дети перестают играть в сюжетноролевые игры.Большинство детей занимаются в разнообразных кружках танцевального спортивного, художественного, языкового, общеразвивающего направлений. Следствием расширения интересов современных детей стало и обогащение репертуара их навыков и умений. Это: умения и навыки учебной работы (посадка за столом, способ удержания ручки, ориентация в тетради, книге, умение слушать и выполнять задание педагога);графический навык (воспроизведение образца, письмо печатными буквами);математические умения инавыки;технические умения и навыки (компьютер, фотоаппарат, телефон, сотовый телефон, телевизор, видеоаппаратура, DVD, магнитофон, газовая, электроплита, утюг, миксер, электрочайник);спортивные умения и навыки (катание на двухколесном велосипеде, на самокате, на роликах, на коньках, на лыжах, игры с мячом);музыкальные навыки (игра на музыкальных инструментах);трудовые навыки (вытирание пыли, сервировка стола, мытье посуды, мытье пола, подметание пола);гигиенические умения и навыки (чистка зубов, принятие душа, пользование расческой, пользование полотенцем, туалетной бумагой).Предположим, что расширение интересов и репертуара умений и навыков современного ребенка связано, вопервых, с развитием высоких технологий и их доступностью для населения; вовторых, широкой пропагандой и ориентацией России на здоровый образ жизни; втретьих, с политикой в сфере образования впреодолении языковых барьеров между людьми разных стран. Возможно, что сюжетноролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, перестает соответствовать актуальной социальной ситуации развития детей. Поэтому появляются современные научные предположения об экспериментировании и трудекак новых ведущих видах деятельности современного дошкольника.

Идеалами практически всех современных детей 56 лет выступают близкие люди (мама, папа, бабушка, дедушка), так как их социальная ситуация характеризуется главенством семьи как первого социального института, на что указывают большинство ученых и 20, и начала 21 века. Авторитет родителей в этом возрасте еще достаточно высок и у современных детей. При этом дети выделяют в эталоне как физические параметры (лицо, фигура), так и психологические (ласковый, умный, нежный). Не хотят детибыть плохими, бомжами (современная особенность), глупыми, некрасивыми, драчливыми, пьющими, ругающимися, курящими, ленивыми, больными.

В отечественной детской психологии общепринято считать, что неадекватно завышенная самооценка свойственна, как возрастная норма, детям младшего и среднего дошкольного возраста. На седьмом году жизни самооценка детей должна становиться уже более реалистичной, а в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближаться к адекватной. Результаты исследования показали, что детям все еще свойственна завышенная самооценка.Результаты изучения особенностей восприятия пространственных отношений показали, что у детей сформированы ориентировка на собственном теле, относительно себя и предмета. Восприятие близких людей у детей находится, на стадии внешних конкретных характеристик («красивая», «сильный», «высокий») однако у половины детей появляются единичные психологические характеристики в описании людей, связанные с отношением родителей к ребенку («злится», «нежная», «ласковая»). Соотношение непроизвольной и произвольной видов памяти у детей представлено доминированием активной непроизвольной памяти.Изучение образносхематического мышления у детей показало, что у большинства детей оно сформировано на среднем уровне. У детей преобладает произвольное воссоздающее воображение. Внимание у детей старшего дошкольного возраста начинает приобретать свойство произвольности, но господствующим видом внимания остается непроизвольное.Изучение эгоцентрической позиции детей 56 лет при решении познавательных задач показало, что она у большинства детей утратила свою силу.Изучение особенностей эмоциональной сферы детей 56 лет показало, что социальные переживания сформированына среднем уровне. Большинство детей могут оказать помощь сверстнику по собственному желанию, но это быстро надоедает; эмоциональное состояние сверстника дети замечают не всегда, и эмоциональная реакция бывает неадекватной (упал, заплакал –смех, радость); заботу по отношению к сверстникам дети проявляют эпизодически по личностной мотивации; реакции на успехи и неудачи сверстников могут быть неадекватными. Тревожность по отношению к школе у детей не выражена. Только у 30% детей диагностируется некоторая тревога по поводу школы как незнакомой для них ситуации, возможно, изза недостатка знаний. У современных детей отмечается наличие общей тревожности и агрессивности, в основном, защитного характера. В волевой сфере дети умеют составлять план предстоящей деятельности. Целенаправленность как компонент волевого действия у детей проявляется, особенно, при отсутствии неуспеха в процессе выполнения деятельности. При неудачах дети могут подменить цель, достигнув ее любыми способами. Достижение цели в условиях помех детям дается трудно, полученныеданные находят свое подтвержение в работе Г.А. Данюшевской [6]. В старшем дошкольном возрасте развиваются различные виды способностей, но их выраженность удетей неодинакова. Самые распространенные у детей являются конструктивные способности, относящиесяк практическим способностям. Очень редко встречаются литературные. Изучение умения моделировать объект показала, что способность к пространственному наглядному моделированиюу детей развита незначительно.Таким образом, результаты проведенного нами эмпирического исследования показали, что возрастной кризис, названный в научной литературе 20 века «кризисом 7 лет», у современных детей сдвинулся на возраст 6 лет, охватывая период с 5,5 до 6,5 лет. Все выделенные учеными негативные особенности поведения, такиекак нарочитость, нелепость, манерничание, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада, пауза между обращением к ребенку и его реакцией; спор как реакция на требование; непослушание; хитрость; демонстративная рассудительность, в поведении–карикатурная взрослость; внимание к собственной внешности; упрямство; требовательность,навязчивое напоминание; капризы; неадекватные реакции на критику, обида, обвинения; новые вопросы и темы разговоров, свидетельствующие о выходе за пределы конкретнойситуации взаимодействия ребенка и взрослого (политика, происхождение планет, эволюция живого, жизнь, другие страны, история семьи и т.п.); самостоятельный выбор дел и сфер обязанностей, ранее ребенку не принадлежавшие; стремление к самостоятельным продуктивным видам деятельности, постепенно замещающим по времени игру; вопросы о школе и беспокойство относительно успешности обучения в ней [2], –наблюдаются уже у детей шестилетнего возраста. Ссылки на источники1.УрунтаеваГ.А. Практикум по детской психологии. –М.: Просвещение; Владос, 1995. –291 с.2.СалминаН.Г. Знак и символ в обучении. –М.: Издательство МГУ, 1988. –С.131134.3.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –М.: АЛАДОС, 2001. –256 с.4.Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред.И.В.Дубровиной. –М.: Академия, 1997. –128 с.5.Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. –694 с.6.Данюшевская Г.А. Семья как фактор формированияготовности к школе детей, не посещающих детский сад // Концепт. –2012. –№12 (декабрь). –ART12167. –0,4 п.л. –URL:http:www.covenok.ru/koncept/2012/12167.htm. Гос. рег. Эл№ФС7749965. –ISSN 2304120X.–[Датаобращения27.03.2013].

Karpova Natalia Vladimirovna,Candidate psihologcheskih sciences, Senior teacher of department the Psychology, Ishim State Pedagogical Institute PP Ershov, IshimElantseva Svetlana Aleksandrovna,Candidate psihologcheskih sciences., Associate Professor, Head of department the Psychology, Ishim State Pedagogical Institute PP Ershov, IshimThemodern view on the psychological content of age crisis 7 years Abstract.The article is a product of the psychological content of the crisis of the age of 7 years. In the empirical study of established behavioral traits, orientation, skills, age, individual psychological characteristics, activity and behavior as a form of activity, especially in the modern selfesteem of the child.Keywords:crisis seven years, psychological content, agespecific, cancer, social situation.