Автобиографический миф С.А. Есенина в биографическом исследовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арбузова О. О. Автобиографический миф С.А. Есенина в биографическом исследовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 811–815. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53165.htm.
Аннотация. На сегодняшний день есениноведение - одна из самых разрабатываемых ветвей истории русской литературы, написаны и изданы десятки книг и монографий, исследующие различные аспекты творческого наследия великого русского поэта. Обращение к жизни Есенина продолжается и до наших дней, открываются новые аспекты изучения жизни и творчества поэта. Противоречия в биографии знаменитого поэта объясняются существованием авто- и биографического мифов о Есенине. В статье приводятся различные аспекты исследований различных ученых, но пристальное внимание уделяется книге С.Ю. и С.С. Куняевых - авторов биографии о С. Есенине в серии ЖЗЛ. Среди многочисленных работ она претендует на большую объективность, так как авторы, следуя традиции серии ЖЗЛ, изучают личность художника (поэта, писателя), привлекая многочисленные и разнообразные документальные источники (дневники, воспоминания, письма, архивы), критические работы, тем самым достигают целостного изображения личности в историческом контексте. В статье исследуются приемы создания Куняевыми мифа о национальном поэте с основой на автобиографический миф самого поэта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арбузова Ольга ОлеговнаУчитель русского языка, литературы МБОУ СОШ №143 г.КазаньOlegovna11@mail.ruАвтобиографический мифС.А. Есенина вбиографическом исследовании

На сегодняшний день есениноведение

одна из самых разрабатываемых ветвей истории русской литературы, написаны и изданы десятки книг и монографий, исследующие различные аспекты творческого наследия великого русского поэта.Обращение к жизни Есенина продолжается и до наших дней, открываютсяновые аспекты изучения жизни и творчества поэта. Противоречия в биографии знаменитого поэта объясняются существованием автои биографического мифов о Есенине. В статье приводятся различные аспекты исследований различных ученых, но пристальное внимание уделяется книге С.Ю. и С.С. Куняевых авторов биографии о С. Есенине в серии ЖЗЛ. Среди многочисленных работ она претендует на большую объективность, так как авторы, следуя традиции серии ЖЗЛ, изучают личность художника (поэта, писателя), привлекая многочисленные и разнообразные документальные источники (дневники, воспоминания, письма, архивы), критические работы, тем самым достигают целостного изображения личности в историческом контексте. В статье исследуются приемы создания Куняевыми мифа о национальном поэте с основой на автобиографический миф самого поэта.

Биографический миф, С.Есенин, биография, автобиография, концепт маски, формы поведения

В современной науке о литературе, помимо традиционного использования писательской биографии как источника сведений о творческой истории создания художественных текстов, все большее применение находит такое понимание биографии, при котором предметомисследования становится биографическая легенда (или биографический миф), создаваемая самим автором и его читателями. Источники этой легенды –в первую очередь quasiбиографические сочинения: ©исповедиª, ©признанияª, ©дневникиª, ©путевые запискиª, письма, интервью. Важны сопровождающие писателя условия его литературной репутации: культурно значимые жесты, ©отмеченныеª в сознании современников поступки, слухи и т.п. Изучениембиографических легенд в двадцатых годах прошлого веказанимался Б.В. Томашевский в статье©Литература и биографияª, в которой он выделял два типа писателей: ©с биографиейª и ©без биографииª. Представители первого типа (особенно они характерны для эпохи романтизма) всей своей жизнью вольно или невольно создают определённый миф, который во многом обуславливает понимание, создаваемого ими творчества. Так называемые ©биографические легендыª являются ©литературным осмыслением жизни поэта, осмыслением, необходимым как ощутимый фон литературного произведения, как та предпосылка, которую учитывал сам автор, создавая свои произведенияª.[48] По мнению Томашевского, писателей ©без биографииª с середины XIX века, значительно больше чем представителей первого типа: ©Произведения писателей ©без биографииª замкнуты в самих себе. Ни одна черта их биографии не проливает никакого света на смысл их произведенийª. Томашевский отмечает, что ©...у этих писателей есть своя житейская биография. В эту биографию, как житейский факт, входит и их писательская деятельность. Но это биография частного человека, может быть и интересная для историка культуры, но не для историка литературыª. [14:121] Из всей массы людей, жизнь и деяния которых не делаются предметом описания и не вносятся в коллективную память, выбирается некто, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Этот некто ©имеет биографиюª. Разделяя ©документальнуюª биографию, названную ©послужным спискомª, и ©творимую автором легендуª, Томашевский лишь вторую считал подлинным литературным фактом: ©…Своим созданиям поэт предпосылал не реальную –послужную свою биографию, а свою идеальную биографическую легенду. Для историка литературы только она и важна для воссоздания той психологической среды, которая окружала эти произведения, и она необходима постольку, поскольку в самом произведении заключены намеки на эти биографическиреальные или легендарные факты жизни автораª.[14:18] ©Начавшееся в последние десятилетия углубленное изучение и издание писателей эпохи Серебряного века выявило с очевидностью, что при комментировании символистских текстов оказывается недостаточным простое соотнесение тех или иных мотивов или сюжетных ходов с биографическими фактами. Истинное значение того или иного протособытия или прототипа для художественного произведения уясняется только в контексте существующей в сознании писателя биографической легендыª.[7] В современной науке о литературе принято различать два вида мифов о творческой личности: автобиографический и биографический мифы. Основополагающим моментом здесь считается степень участия поэта в мифологизации собственной судьбы. Aвтобиографический миф творит сам художник, предлагая публике не существовавшую историю своей жизни, а ее идеaлизированный вариант, который предполагает вымысел, иногда и мистификацию. Воплощение автобиографического мифа предполагает полное соответствие как жизни, так и творчества той концепции судьбы, которая была сформулирована поэтом еще в начале своего творческого пути. Эта концепция судьбы и является основой автобиографического мифа, жизнь и творчество –лишь формы ее актуализации. Следовательно, автобиографический миф –это ©исходная сюжетная модель, получившая в сознании автора онтологический статус, рассматриваемая им как схема собственной судьбы и постоянно соотносимая со всеми событиями его жизни, а также получающая многообразные трансформации в его художественном творчествеª.[9] Есенин не вел дневник, не оставил мемуаров, остались деловые и дружеские письма с поручениями, воспоминания окружающих и само творчество. Автобиографии, написанные Есениным в 1922,1923,1924,1925 годах, отличаются краткостью, сжатостью, но меткими замечаниями. В автобиографии 1923 года прослеживается стремление к славе и эпатажу: ©Стихи мои произвели большое впечатлениеª, ©Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше другихª. Внимания заслуживает последняя автобиография 1925 года, ее отличает спокойный взгляд зрелого человека, Есенин как бы предугадывает вопросы, которые будут заданы в будущем, поэтому размеренным анкетным слогом констатирует: ©В годы революции был всецелона стороне Октября, но принимал все по своему, с крестьянским уклоном; в смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину; что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихахª. [12] С.Ю. и С.С. Куняевы в своей книге ©Сергей Есенинª, серия ©Жизнь замечательных людейª часто обращаются к автобиографиям поэта, подвергают их интерпретации, расширяя значения некоторых фраз или разрушая легенды, созданные Есениным, например, о приезде поэта в Петербург (честолюбивые планы, видимо, уже казались Есенину умаляющими его достоинство, и поэт умело замаскировал их: ©попал проездомª) [6:58] Никитина О. в работе ©Биографический миф как литературоведческая проблемаª выделила основные особенности биографического мифа и его отличия от автобиографического. По ее словам, ©Биографический миф сознательно или бессознательно может быть спровоцирован автором (его творчеством, образом жизни, имиджем и т.д.), но, в отличие от автобиографического мифа, который творит и поддерживает на протяжении всей жизни сам поэт, биографический миф предполагает обязательное соавторство целого ряда лиц (собственно биографов, аудитории художника), которые иногда довольнотаки своеобразно и субъективно интерпретируют творчество, поведение, высказывания, события из жизни поэта. Важную роль в формировании биографического мифа играет существующая в творческих кругах репутация поэта. Будучи предопределен творчеством и творческим поведением поэта, в дальнейшем биографический миф существует в массовом сознании как некое стереотипное суждение о нем, сформированное из субъективных оценок его личности и творчества различными группами реципиентов и отвечающее определенным запросам массовой аудиторииª. [29:46] По мнению Никитиной О., ©автобиографический миф можно назвать феноменом русской культуры Серебряного векаª. Поэт, творящий миф о себе, создает одно особенное произведение, главным героем которого является он сам. У Есенина это поэмы ©Анна Снегинаª, ©Черный человекª, где лирический герой максимально приближен к личности поэта. Устойчивость автобиографического мифа Есенина во многом обязана желанию поэта сохранить свой мифологизированный образ. По мнению Куняевых, попытка разрушить этот миф в ©Черном человекеª обречена на неудачу. Идею создания поэмы ©Черный человекª исследователи объясняют психологическими факторами: ©В последние дни настал наконец срок свести счеты с ©Черным человекомª, воплотившимся в легендах и сплетнях, провести грань между собой и черным мифом, созданным как самим поэтом, так и окружающими его людьми. Поставить в этом поединке точкуª. Но этого намерения поэта никто тогда не понял: ©Ни один редактор при жизни Есенина не взялся напечатать эту поэму. Она откровенно всех отпугивала. Сам же Есенин читал ее всем бесчисленное количество раз, словно хотел объяснить чтото главное, самое существенное в себе самомª.[6:546] Таким образом, вместе с исследователями приходим к выводу, что Есенин в последние годы стремился к устранению ©черного шлейфаª, сопутствующего ему, маски ©хулигана и скандалистаª,к раскрытию того, что в начале творческого пути надежно укрылось от посторонних глаз. Без воссоздания биографической легенды Сергея Есенина не состоится адекватное прочтение стихов поэта. Куняевы в своей книге подчеркивают желание Есенина стать легендой, приводя в качестве эпиграфа к первой главе его слова: ©Я ведь теперь автобиографий не пишу. И на анкеты не отвечаю.Пусть лучше легенды ходят!ª [6:5] Многие исследователи часто используют понятия миф и легенда как синонимы, но между биографическим мифом и биографической легендой существует небольшая разница. В биографическом мифе всегда есть воплощение в действии, например, творческий акт или поступок личности, этим он отличается от легенды, существующей на словесном уровне. Придуманная самим автором или его аудиторией ©сказкаª о его жизни, не имеющая связи с реальностью, будет только письменным или устным произведением словесного искусства, но не получит статус мифа. Куняевы трактуют биографию Есенина только как легенду: ©Легенда Есенина такова, что если этот ©сказочный мешокª опрокинуть, то содержимое будетсыпаться из него бесконечноª[6:9] Они выделяют легенды: о необыкновенно раннем созревании поэтического таланта; о молодом крестьянском поэте, который ведет ©мужицкое хозяйствоª и ©пашет землюª; о близости Есенина к царской семье и т.д. Исследователь объясняет появление легенд о Есенине в связи с отсутствием достоверных документальных подтверждений, например, встречу Маяковского, Пастернака и Есенина со Сталиным и разговоре о переводе на русский язык современных грузинских поэтов Куняевы трактуют как один из эпизодов есенинской легенды. Куняевмладший делает только предположения об этой встрече, которая могла послужить причиной внезапного отъезда Есенина в Баку в 1924 году. Многие исследователи выделяют в создании Есениным автобиографического мифа направленность на культурный контекст. Самоделова Е. в работе ©Антропологическая поэтика С.Есенинаª делая вывод о выстраивании Есениным автобиографического мифа, выделяет типизированные модели поведения поэта. По словам Е. Самоделовой, ©становится возможным построение культурологической модели рассмотрения мужской жизни на примере личности Есенина, поскольку широкую публику привлекали этапы жизнедеятельности поэта и сам он тщательно рекламировал себя и заботился об известности и популярности своего творчества. Поэт сознательно занимался кодированием себя как мессии, включая поэтапророка в иерархию божественных сил (в их оппозиции с дьявольщиной). Отсюда проистекает особое внимание к Богу и Богородице, апостолам и пророкам, святым и подвижникам, ангелам и чертям; наблюдается попытка выстроить новое вероучение –Третий Завет ©пророка Есенина Сергеяª, включающий в рамки богостроительства февральскиоктябрьскую революционную суть советских преобразований. Первоначально замысел был поистине глобальным: ©Инонияª замышлялась как отрывок из поэмы ©Сотворение мираª. Другой полюс проявления русского национального типа –народный образ странника, бродяги, забулдыги и хулигана, также нашедший воплощение вжизни и творчестве Есенинаª.[13:27] Исследователь С. В. Шумихин в качестве примера привел рассуждение о творимом самим поэтом мифе как наследнике и продолжателе Пушкина: ©Подчеркнуто и даже шаржированнокопировался пушкинский костюм, пушкинская интонация в обращении к музе (сравним: ©Апостол нежный Клюев // Нас на руках носилª и ©Старик Державин нас заметил…ª)ª. Фактором возникновения мифов в отношении С.Есенина, ученый считает то обстоятельство, что ©разные слои общества стремятся видеть в Есенине отражение своих собственных чаянийª.[55] По мнению С. В. Шумихина, ©органичен и одновременно фантастичен только народный миф, питающийся фольклорными архетипами об Иване –крестьянском сыне, добивающемся славы и богатства, женящемся на иноземной принцессе и т. п.ª. Литературность есенинского мифа отмечена в наблюдении Л. А. Киселевой: это ©ракурсы судьбы лирического героя, пытающегося уйти от “ГоряЗлочастия” и остро ощущающего свою обреченностьª. [16:27 ]

По мнению Самоделовой, ©конфликт личности с миром, честолюбие и своеволие, тема жизни и смерти, становятся ведущими мыслями поэта и тематикой художественного творчестваª. Мысль о самоубийстве неоднократно звучала в юношеских письмах Есенина: ©Я, огорченный всем после всего, на мгновение поддался этому и даже почти сам сознал свое ничтожество. И мне стало обидно на себя. Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и… и теперь от того болит моя грудь. Я выпил, хотя не очень много, эссенции. У меня схватило дух и почемуто пошла пена. Я был в сознании, но передо мной немного все застилалось какоюто мутною дымкой. Потом, я сам не знаю, почему, вдруг начал пить молоко, и все прошло, хотя не без болиª. [13]Стремление к преображению своей человеческой сути проявлялось любым способом: в стихах, в сотворении легендарной биографии, в изменении стилистики одежды. Этому способствовала и маскарадность: благообразие Леля и пряничного мужичка; тросточка, цилиндр и крылатка –пушкинский облик; хризантема в петлице –образ городского гуляки. В заглавиях есенинских стихотворений уже выведены любимые автором человеческие типы, выражающие чисто мужское стремление к лидерству, пусть даже не всегда санкционированному юридической законностью: ©Песня старика разбойникаª, ©Богатырский посвистª, ©Удалецª, ©Разбойникª, ©Хулиганª. Только сам я разбойник и хамИ по крови степной конокрад.Есенинское понимание биографии как ©делания себяª, проявления героизма в ежедневном быте, воплощения избранных черт кумира в собственной личности проявляется в сожалении Есенина о том, что ничего героического и неординарного в его жизни пока не произошло. И. С. Рахилло передал записанную его товарищем Огурцовым со слов Есенина ©автобиографию от противногоª: ©Ну, добро, рассказать, значит, о себе? Ничем не примечательная жизнь: ни полководец, ни герой, в гражданской войне не участвовал, наград никаких… . А просто: жилбыл под Рязанью…ª[11:515] Но при внимательном прочтении автобиографии поэта в разных ее редакциях прослеживается одна и та же жесткая героизированная схема: сознательная и тщательная подготовка к взрослой суровой жизни (обучение мальчика дядями ездить на лошади и плавать, дедом –драться), богохульство в различных проявлениях, оставление родительского дома и приезд в столичные города, служба в армии и дезертирство, участие в боевой дружине, путешествие по России и за рубеж. Можно говорить о сознательном выстраивании Есениным своей биографии как большой жизненной авантюры –подобно лихо закрученному сюжету приключенческого романа. [13:23] Героям биографических и автобиографических мифов присущи: заданность стилей поведения, театральность, маскарадность, ролевая дифференциация поведения в зависимости от ситуаций. О театральности бытового поведения творческого человека писал Кривцун О.А. в работе ©Эстетикаª.[5] По его словам, одно из главных состояний, сопровождающих творчество любого художника, —способность и потребность жить в вымышленных ролях, непрерывная самоидентификация то с одним, то с другим персонажем. Каждый замысел,каждое творческое увлечение довольствуются не частью внутреннего мира художника, а поглощают его целиком, тотально. Он должен последовательно переходить от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности, и такая смена положений, одновременное обладание сразу несколькими формами существования вносит в его душу заметную дисгармонию. Публичное поведение художника упрочивает его славу мистификатора, лицедея. Томление по вымышленному миру грез, стремление соответствовать ожиданиям, претворить несуразную, непутевую, грешновзбаламученную жизнь в легенду, сказку, рассчитанную на эффект, нередко привносит в его действия элементы маскарада. Интересна зарисовка Георгием Ивановым вечера группы поэтов и прозаиков ©Красаª, состоявшегося в 1915 г.: ©Николай Клюев... спешно одергивает у зеркала в распорядительской поддевку и поправляет пятна румян на щеках. Глаза его густо, как у балерины, подведены. Морщинки вокруг умных, холодных глаз сами собой расплываются в деланную, сладкую, глуповатую улыбочкуª. [3:83] Первые выступления ©Рязанского Леляª описаны Куняевым: ©Хрупкий девятнадцатилетний крестьянский юноша с вьющимися золотыми кудрями, в белой рубашке, высоких сапогах начал с характерными рязанскими ударениями на ©оª рассказывать о страданиях, надеждах, молитвах родной деревниª. [6:67]И даже когда поэт слишком заботился о своем культурном избранничестве, оберегал свою миссию культурного героя, не позволяя себе в публичной жизни громких, шокирующих жестов, его внешний облик всегда тщательно продуман. Такаятеатральность поведения поэта основывается на развитом чувстве своей уникальности, призвании. ©Художник сознает, что любой его поступок в жизни попадает в орбиту внимания, а порой и обсуждения и потому стремится придать ему некий сверхбытовой смысл. Отсюда —культивирование импровизационности, выбор стилей поведения в зависимости от ситуации. Улавливая на себе заинтересованный взгляд общества, художник как бы доорганизовывает себя в соответствии с ощущаемыми ожиданиями, становясь, с одной стороны, ©типичнееª для наблюдателя, с другой —продолжая удивлять его, осуществляя своим поведением своеобразный творческий актª.[5:229] Куняев считает, что происходит взаимовлияние мифа и судьбы поэта, эта связь находит отражение в творчестве: ©Поэтический образ хулигана намертво сросся в представлении многих со скандалами, газеты сразу же сообщали о ©новых подвигах поэта Есенинаª [6:455] Героям биографических и автобиографических мифов присущи определенные формы поведения, по которым узнается тот или иной персонаж. Мы легко сможем отличить биографию Блока от биографии Есенина, по присущим, только им свойственным, формам поведения, (на публике, в узком кругу, с поклонниками и т.д.) совокупность этих форм поведения и составляет жизненную модель поэта. Г.О. Винокур первым выделил формы поведения лица в биографическом исследовании. По его словам, ©в первую очередь, биографа интересуют не чтó делает или переживает наш герой, наш интерес целиком сосредоточен только на том, как он делает и как переживает, т.е. как реагирует на собственные переживания. В этом случае событие в жизни для нас не выражение внутреннего, не внешняя форма переживания, а только жест, поступок, манера переживающего, обладающие экспрессивной функциейª.[1:53] Те формы, которые выполняют в структуре биографии эту экспрессивную функцию, исследователь предложил назвать формами поведения. Эти формы поведения, становятся типичными для конкретного лица, что позволяет предугадать дальнейшее поведение и стиль личной жизни. Отсюда возникают социальнопсихологические категории как характеристики определенных стилей личной жизни и особые манеры поведения: мечтатель, игрок, бунтарь, философ, расточитель, поэт, джентльмен, пролетарий и т. д. С. А. Мартьянова рассматривает формы поведения как литературоведческую категорию: ©Формы поведения придают внутреннему существу персонажа (установкам, мироощущению, переживаниям) отчетливость, определенность, законченностьª и ©они органично, глубинно связаны с поведенческими установками и ценностными ориентациями: с тем, как хочет подать и подает себя человек окружающим, каким он сам ощущает и строит свой обликª. [8:195] В книге С.Ю. и С.С. Куняевых мы можем проследить выстраивание мифа –русский гений и национальный поэт через концепт маски, формы поведения героя, авторский подбор и расположение документального материала. Образ Есенина мифологизируется: ©Миф о Есенине из явления истории переродился в явление природыª.[6:18] Есенин, в рамках своей исторической эпохи выступает как культурный герой, призванный внести в мир новое. Куняевы делят легенды о поэте на ©светлыеª и ©темныеª: положительные мифы (херувим, русский гений, королевич) и отрицательные мифы ( падший ангел, хулиган, алкоголик). Исследователи, следуя концепции ©русский генийª, тщательно объясняют появление ©черного шлейфаª мифов о Есенине, чему сам поэт поспособствовал своей репутацией, формами поведения, масками.Биографический миф возникает из автобиографического мифа. Авторы, как и другие исследователи, проводят ревизию автобиографическому мифу, созданному Есениным: что дед –старообрядец, в автобиографиях Есенин пишет, что попал к Блоку проездом, Есенин подлинный в стихах –не скандалист и сорванец, каким хочет казаться, а мечтатель: ©Мечтал о любви, тайне, дружбе \\Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,Синь очей утративший во мгле…ª ©Образ ©забияки и сорванцаª стал соблазнительным для Есенина значительно позднее –после жизни в Петрограде, а потом в Москве, когда жестокие нравы революционной эпохи как бы вынудили его сделать ставку на ©хулиганствоª, ©пугачевщинуª, ©разбойностьª.[6:30]

Куняевы подчеркивают, что отмеченный нелегкими испытаниями и завершившийся загадочной гибелью жизненный путь Есенина совпал с судьбой России. С первой же главы авторы, путем обобщения всех легенд, существующих о Есенине, создают новую, взяв за основание мистический элемент –борьбу с ©нечистой силойª из ©Вияª Гоголя: ©Есенин, в отличие от Хомы Брута, спокойно выходит за очерченный меловой круг и не падает, как гоголевский герой, замертво, а стоитс непостижимой улыбкой на лице и смотрит, как нечисть в панике от своего бессилия бросается после третьего петушиного крика в решетчатые окна заброшенного храма и при свете зари превращается в прах, ветошь, пыль, небытие…ª [6:15] Литературные ассоциации сгероями произведений Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А. Белого становятся характерным приемом биографов. Концепция куняевского видения Есенина созвучна автобиографическому мифу, моделям поведения и проявления национального сознания –и соотносится с образом великого национального поэта –Пушкина: ©Есенинская лира осознанно настраивалась по пушкинской –в ход шли отдельные реминисценции в стихах, а также крылатка, цилиндр и мечты ©стоять превышеª пушкинского бронзового памятника. Словно каждый взлет и падение сопровождались одним желанием –при всех перипетиях и перепадах ощущать пушкинское дыхание, даже если тот или иной жест ©по Пушкинуª и кажется окружающим смешнымª. [6:443] Биографы находят соответствие этого образа в лирике поэта:©Мечтая о могучем дареТого, кто русской стал судьбой……Чтоб и мое степное пеньеСумело бронзой прозвенетьªКуняевы видят и подчёркивают в личности и творчестве поэта всёопределяющую национальную составляющую: ©Есенин, выйдя за рамки каких бы то ни было конкретных школ, течений и направлений, осознав себя в родстве с классиками, берёг, лелеял и нёс в себе то исконное русское начало, без которого его стихи просто не могли бы существоватьª.[6:29] И русский поэт, по мнению биографов, не мог не разделить с Россией её судьбы,какой бы горькой она ни была.

Куняевы выделяют определяющую в жизни и творчестве поэта тему Родины, приводя два самых известных, характерных высказывания Есенина на эту тему: ©Чувство Родины –основное в моём творчествеª; ©Основная тема моей поэзии –Россия! Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальныª. [6] Также акцентируется внимание на теме родины через эпиграф ко всей книге ©Россия моя, Россия, зачем так ярко горишь?ª (строчки из стихотворения М.Цветаевой ©Лучинаª).Но именно чувство России и любовь к Родине поэта ставятся под сомнение многими авторами. Ещё в 1926 году В. Ходасевич в очерке © О Есенинеª писал, что ключ к судьбе поэта –это отсутствие у него чувства России. ©…Он воспевал и бревенчатую Русь, и мужицкую Руссию, и социалистическую Инонию, и азиатскую Расею, пытался принять даже СССР –одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут и завязка, и развязка его трагедииª [15:215] Слово ©Россияª, ©российскийª, по подсчётам В. Николаева, употребляется в творчестве С. Есенина чаще, чем у А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Кольцова, А. Блока. [10] Ходасевичем игнорируется основополагающее начало в мире Есенина –поразному выраженное духовное, онтологическое, сакральное чувство, пространство России. Еще одним аспектом автои биографического мифов о С.Есенине становится культурная парадигма ©смерть поэтаª. Начало этой парадигме в русской культуре положил А.С.Пушкин, продолжил М.Ю.Лермонтов. В итоге сформировалась мифологема: поэт должен умереть (желательно —трагически погибнуть) молодым. Доманский Ю.В. в работе ©Тексты смертиª русского рокаª [2] считает, что ©наиболее ©подходящимª, хотя и не единственным способом реализации прекрасного финала автобиографического мифа становится самоубийство. Самоубийство художника вообще интересно тем, что в этом случае смерть напрямую соотносится с автобиографической легендой, т. е. художник может творить по определенной модели не только свою жизнь, но и свою смертьª. Чхартишвили Г. в отношении мифа гибели поэта подчеркивает: ©Не так уж много было литераторов, рассматривающих собственную жизнь как художественное произведение и потому старавшихся задернуть занавес поэффектней. Но все же есть писательские судьбы, финал которыхпотрясает необычностью или особым трагизмомª.[16] Трагичность судьбы писателя или поэта особенно привлекает читателей, потому что вызывает эмоциональное сопереживание. Ведущим аспектом есенинского мифа о смерти остается загадочность причин самоубийства или убийства, привлекающая внимание представителей различных сфер человеческой деятельности. Легенда о смерти Есенина ©разросласьª на страницах периодики и монографий, сторонники версии самоубийства апеллируют, главным образом, к творчеству поэта, так как лирика является одним из основных источников при создании аудиторией биографического мифа. Семантика смерти в лирике Есенина преобладает, особенно в последние годы. Куняевыми вопрос о гибели поэта рассматривается в продолжение своей концепции, они придерживаются версии убийства, но тактично не навязывают свою точку зрения, приведя факты, логические суждения, поставив перед читателем риторические вопросы. Ими предпринимаются попытки распутать узел политических интриг, который окончательно затягиваетсяс момента заявления поэта в беседе с ТарасовымРодионовым о наличии у него поздравительной телеграммы Л.Б.Каменева, отправленной в феврале 1917 года на имя Михаила Романова. Эта телеграмма могла послужить ©опаснымª документом, направленной во вред Каменеву. ©Поэта начало затягивать в смертельную политическую воронку, из которой ему уже не суждено было выбратьсяª [6:561] Таким образом, идеализация образа Есенина, гордость за поэта и боль, которая проявляется в эмоциональности автора, наполнение есенинской судьбы общечеловеческим и общерусским содержанием, полемичность и публицистичность авторов позволяет рассматриватькнигу Куняевых как своеобразный биографический миф, основанный на автобиографическом мифе. Выстраивание куняевской концепции ©русский гений и национальный поэтª осуществляется и через подбор авторами воспоминаний современников о Есенине.

Ссылка наисточники

1. Винокур Г.О. Биография и культура. –М., 19272. Доманский Ю.В. ©Тексты смертиª русского рока –Тверь, 20003. Иванов Г. Петербургские зимы. Париж, 1928. С. 834. Киселева Л.А. Поэтика Есенина в контексте русской крестьянской культуры. // В кругу Есенина 2002 №105. Кривцун О.А.Эстетика М., 20006. Куняев С. Ю., Куняев С. С. Сергей Есенин М.: Молодая гвардия, 20067. Магомедова Д.М. Я один… и разбитое зеркало…: Литературные маски С.Есенина //Новый филологический вестник –2005 №1; 2006№18. Мартьянова С.А. Формы поведения как литературоведческая категория// Литературоведение на пороге 21 века М., 19989.Никитина О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема: на материале русского рока. –М.: ПроСофтМ, 200610.Николаев В. Великий ученик великих учителей: опыт математического исследования поэтической лексики С.А. Есенина // Творчество С.А. Есенина: Вопросы изучения и преподавания. –Рязань, 200311.С. Есенин в воспоминаниях современников. В 2т. М.: Художественная литература, 198612.С. Есенин. Собрание сочинений. Т.3. –М.: Правда, 1977 13.Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика С.А.Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций. –М.: Языки славянских культур, 200614.Томашевский Б.В. Литература и биография //Книга и революция. –1923 №4(28)15.Ходасевич В. Некрополь. –СПб.: Азбукаклассика, 200816.Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство –М.: Новое литературное обозрение, 1999



Arbuzova Olga OlegovnaTeacher of Russian language, literature МБОУschool №143 Kazan

Autobiographical myth S.A.. Esenin in the biographical study

Todaythe study of the biography of Eseninis one of the most developed branches of the history of Russian literature, writtenand published dozens of books and monographs that explore various aspects of the creative heritage of the great Russian poet.Appeal to Esenincontinues to this day, and open up new aspects of the study of the life and work of the poet. Contradictions in the biography of the famous poet explained by the existence of auto and profile myths about Yesenin. The article describes the various aspects of studies of various scientists, but attention is paid to the book of С.Ю. and S.S.. Куняевых

authors biography about With. Yesenin in the series of lives. Among the numerous works it claims to a greater impartiality, as the authors, following the tradition of the series of lives, study the personality of the artist (poet, writer), attracting numerous and various documentary sources (diaries, memoirs, letters, archives), critical works, thereby achieve a holistic image of personality in the historical context. The article is devoted to methods of creating Куняев~sthe myth of the national poet based on an autobiographical myth of the poet himself.

Biographical myth S. Esenin, biography, autobiography, the concept of the mask, forms of behavior