Концепты цвета в лирике Максимилиана Волошина

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбанова О. В. Концепты цвета в лирике Максимилиана Волошина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 866–870. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53176.htm.
Аннотация. В статье затронуты некоторые аспекты языка, языковой личности и экспрессивно-оценочной, авторской стилистики на примерах из лирических произведений М.Волошина. В настоящее время большое значение придается энергетике художественного слова, воздействующего на реципиента на подсознательном уровне. Выбор цветовой гаммы писателем, помимо собственно изобразительных задач, несет огромную смысловую нагрузку, поэтому рассмотрение колористической лексики в поэтическом тексте помогает выявить индивидуальные характеристики цветовидения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курбанова Ольга ВладимировнаКандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка ФГБОУ ВПО ‮Дагестанский государственный технический университетª г. Махачкалаnaidash@rambler.ru

Концепты цвета в лирике Максимилиана Волошина

Встатье затронуты некоторые аспекты языка, языковой личности и экспрессивнооценочной, авторской стилистики на примерах из лирических произведений М.Волошина. В настоящее время большое значение придается энергетике художественного слова, воздействующего на реципиента на подсознательном уровне. Выбор цветовой гаммы писателем, помимо собственно изобразительных задач, несет огромную смысловую нагрузку, поэтому рассмотрение колористической лексики в поэтическом тексте помогает выявить индивидуальные характеристики цветовидения. Ключевые слова: концепт, цветосимвол, психоэмотивный, цветофоносемантика, репрезентация, лексема, дефиниция, колоративный.

Художественная картина мира ‬это специфическийспособ осмысления и отражения действительности. Одним из средств, выполняющих функцию изображения, является цветосимвол. Общеизвестно, что цвет является художественным выражением человека воспринимать действительность во всем богатстве красок. Цвет может охарактеризовать общий эмоциональный строй художественного образа. Но, поскольку, восприятие и интерпретация цвета ‬это процесс субъективный, то, естественно, что представление о цвете писателя и читателя, и даже общенациональная цветовая картина мира будут отличаться друг от друга.

В соответствии с системой ВААЛ, разработанной кандидатом филологических наук В. Шалаком в 1992 году, звукоцветовая окраска слова изображена цветной полосой, в которую может входить до 6 оттенков: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый, коричневый. Всем звукам по этим шкалам соответствует определенная оценка. Эти оценки не осознаются людьми, но особым образом поставленные эксперименты показывают, что воздействие на подсознание имеет место и что оно довольно сильное. В аспекте нашего исследования нас интересует психоэмотивный эффект воздействия поэтического слова М.Волошина на адресата. На наш взгляд, механическая фоносемантическая оценка поэтического текста по системе ВААЛ не может полностью и, более того, правильно, отразить реальный экспрессивноэмоциональный энергетический заряд, направленный автором поэтического текста на адресата и воспринимаемый последним на подсознательном уровне. Для проведения исследования возьмем стихотворение Максимилиана Волошина ©Закат сиял улыбкой алойª. Стихотворение было написано в 1904 году во Франции. Впереди была русскояпонская война, I мировая война, революция и Гражданская война. Впереди были белый и красный терроры. Но сейчас мир добр и светел. Молодой Волошин пишет пейзажную зарисовку, наполненную формой, цветом и звуком. Весь поэтический текст пронизан цветофоносемантикой, передающей тот художественный образ, который продиктован авторским восприятием окружающего светлого мира, где светится все: жидкое стекло, огни, бриллианты. Закат сиял улыбкой алой. Париж тонул в лиловой мгле. В порыве грусти день усталый Прижал свой лоб к сырой земле. И вечер медленно расправил Над миром сизое крыло… И ктото горсть камней расплавил И кинул в жидкое стекло. Река линялыми шелками Качала белый пароход. [Избранные стихотворения 1988: 40] Анализируя стихотворение по системе ВААЛ мы пришли к следующим результатам, невозможно анализировать звукообраз, репрезентирующий лингвоментальный уровень ассоциативного восприятия в отрыве от синтагмофонемы (звукоряда) или морфонемы (морфологоконтекстологического уровня восприятия). Ожидаемые тона по прочтении стихотворения несколько отличаются: алый (не нейтральный красный, а поэтический алый), лиловый, серый, сизый (сумерки, тени), золотой (огни пляшут, плавятся драгоценные камни, сверкают бриллианты) и т.д. Закат сиял, не горел, не полыхал, не растекался. Лексема сиял передает состояние света и чистоты. Наиболее меланхоличные строки:

В порыве грусти день усталый Прижал свой лоб к сырой земле,

Также светлы, потому что и грусть в порыве, и день ‬усталый, и земля ‬сырая (от вечерней росы), что понятно и органично, когда дело клонится к вечеру. В дальнейших строках поэт рисует сизое крыло, но вечер расправляет это крыло медленно (т.е. спокойно, умиротворенно), лексема умиротворенно присутствует между строк, потому что поэт вместо лексемы город или земля использует номинатив мир ‬над миром сизое крыло… А дальше каждый лексический звукообраз передает ощущение приближающегося празднества ‬празднества вечернего города, когда огни отражаются в ночной реке как жидкое стекло, когда блистают звезды как бриллианты на небе и в воде, и пробиваются через нарядное кружево листвы. М.Волошин не только любуется или впитывает в себя воздух вечернего Парижа, он экстраполирует свое душевное состояние на адресата, при этом коммуникативный акт может быть пролонгирован во времени сколь угодно долго. В этом истинность поэзии, передающий, в конечном итоге, не статику вещей, а энергию духа. Концепт родина переживается в целом ряде поэтических текстов М.Волошина. Лексический фон, т.е. периферия контекстуального поля, располагает многочисленными художественными дефинициями. Внутреннее содержание концепта ‬это ©своего рода совокупность смыслов, организация которых существенно отличается от структуризации сем и лексикосемантических вариантов словª [Грузберг 2002: 127130]. В формировании концепта родина велика роль субъективного начала, в то время, как словарная дефиниция строго определена: родина ‬1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ееприродой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов: 2) более узко чьелибо место рождения [СЭС 1983: 1127]. Как показывает исследование, ядерный концепт имеет субконцепты (Россия, Русь), появление которыхобусловлено пересечением языковых и экстралингвистических характеристик на уровне ядерного концепта. Назовем несколько произведений, где автор рассматривает различные периферийные поля ядерного концепта родина: ©Россияª, ©Родинаª, ©Святая Русьª, ©Мирª,©Стенькин судª, ©Неопалимая купинаª, ©Заклятье о русской землеª, ©Заклинаниеª, ©Северовостокª, ©Русь гулящаяª. Концепт Россия представляет собой осязаемый цветозвуковой образ. В поэме ©Россияª родина в мироощущении поэта превратилась в царство безмолвия (страха, смерти, безлюдья, холода). Концепт Россия распространен следующими лингвокультуремами, обозначающими признак: мучительнобесформенное, безмерное, смутное, бескрайнее, тусклое, остуженное, белесое. Как показывает материал, данные характеристики представляют цвет (тусклое, белесое), размеры ( бескрайнее), дактильность (остуженное), этические нормы ( мучительнобесформенное, смутное). Все в целом, то есть, по всем параметрам создает достаточно гнетущий образ. Характеристика концепта усилена приемами парадигматического выражения: сравнения (как тяжело больной; как будто бы во мне самом легла бескрайняя и тусклая равнина), оксюморона Великий Петр был первый большевик; земли российской первый коммунист ‬граф Алексей Андреич Аракчеев), метафоры (со дна души вздувалось; усталая от ужаса душа), антитезы: Не то мясник, а может быть ваятель ‬

Не в мраморе, а в мясе высекал Он топором живую Галатею. Лексический состав свидетельствует об отрицательной энергетике, которую компилирует поэт в процессе исторического обзора. В этом же нас убеждает и цветовая гамма лексического поля концепта Россия. У поэта Россия представлена, в основном, тремя цветами: красным, черным и белым: Россия ‬тьма, прах, могила, топь, Карадаг ( черная гора), туча черный, роковой. Россия ‬белесая, тусклая, снег, соль ‬белый, холодный. Россия ‬мороз, зарево, пожар, выстрел, кровь красный, горячий. Иногда эти слова соединяютсяв единый зловещий образ ©белесоватый морок ночейª (белесоватый ‬белый + ночь черный), ©кровавый парª (кровавый ‬красный + пар ‬белый). Эти цвета являются доминирующими во всех стихотворениях, развертывающих концепты родина, Россия. При этом наибольшую активность проявляет черный цвет, т.е. Россия ассоциируется у поэта с глубоким негативом: смертью, ночью, тоской, тленьем, прахом и т.д. Эта же цветовая гамма присутствует и в лексическом фоне субконцепта Русь, но на данном периферическомпространстве ведущую роль играет красный цвет, который ассоциируется не только с пожаром и кровью, но и с ухарством, горячечным весельем разбоя и т.д. Более того, определенную положительную энергию несет ассоциативная связь лингвокультуремы красный с лексемами положительного наполнения (красивый, сказочный, былинный), то есть распространение в лексическом поле лингвокультурем кровавый, пожар, зарево и пр. представляет субконцепт Русь в историческом аспекте, который воспринимается поэтом и, соответственно, читателем в некоторой части как былинный, сказочный, песенный образ. Таким образом, история смут и общественнополитических метаморфоз воспринимается как некий отдаленный прецедент, с которым сопоставляется современность. Этот далекий образ Русь лишентяжкого надрыва, отрицательной насыщенности. Наоборот, именно осознание того, что было много трагического и все прошло, помогает поэту не преодолеть, но описать ужас настоящего. Преодолеть боль современности поэт не может, именно поэтому в лексическом фоне концепта Россия так много лингвокультурем со значением темноты. В стихотворении М.Волошина ©Лиловые лучиª символические образы активизированы такими приемами: употребление окказиональных метафорических значений в качестве ключевых понятий в идиоконтексте; увеличение частотности цветового прилагательного; широкое использование цветообозначений; использование авторских цветосимволов. ©Главным героемª стихотворения становится лиловый цвет. Проанализировав лирические стихотворения поэта мы видим, что данное стихотворение является как бы фрагментом, цветным кусочком мозаики в общей картине мира поэта. Цвет участвует в создании картины мира художника, окрашивает его индивидуальную действительность в определенные тона. Автор создает зрительные образы. Десять цветонаименований связаны с колоративным рядом фиолетовый ‬аметистовый, лиловый, фиалковый. Пять наименований с колоративным рядом красный багровый, винный, кровь, рубины, розы. Это наименования хроматических тонов. Ахроматические тона представлены рядами белый ‬алмазная белизна; черный ‬темный (плиты); тень, тьма (сияющая). Что касается цветонаименования, использованного в данном стихотворении, то поэт выносит в название лиловый цвет. Помещая цвет в заголовок стихотворения, поэт делает его сильной позицией текста. Заголовок является смысловой доминантой всего текста. Эквиваленты цвета выполняют, помимо живописно, ассоциативную и символическую функции. У М.Волошина наименования цвета сочетаются со словами, называющими процесссвечения, горения. Сема свечения/горения активизируется в наименованиях цвета благодаря сочетанию со словами, называющими сам процесс свечения, горения или источник света. Поэт использует для этих глаголов названия драгоценных камней (аметисты, рубины). Это позволяет поэту расширить живописные возможности поэтической речи поскольку слова этой группы ©обладают способностью одновременно передавать игру света и цвет как самостоятельные цветообозначенияª [Ничик 1999: 5056]. Проанализировав лирические произведения М.Волошина мы пришли к такому выводу: после 19191920 гг. в лирических произведениях М.Волошина доминирующими цветами стали тона хроматического красного цвета и ахроматического черного, часто они представляют монолитный цветовой комплекс, усиливая тем самым эмоциональную нагруженность текста, подчеркивая значение цветовой символики. Колористический ряд основных и оттеночных цветонаименований ( черный, красный, багровый, пламенный, оранжевокоричневый, лиловый, сиреневый, фиолетовый) в контексте стихотворений не содержит положительной коннотации: красный утрачивает семантику энергии в жизни и приобретает противоположную, что дополнительно актуализируется насыщенным использованием черного цвета траура, смерти. Более того, исследуя звукообразы с позиций цветового ассоциативного ощущения, мы пришли к выводу, что творчество М.Волошина оказывает психоэнергетическое воздействие на адресата при помощи цветофоносемантики, то есть поэт создает такой фоновый рисунок, который способствует появлению определенных заданных цветовых образов, усиливающих энергетический поток. Предпочтения Максимилиана Волошина в выборе цветонаименований отражают его личностные качества, мировоззрение, ценностные установки, жизненные приоритеты, эстетические пристрастия и т.д. Следовательно, индивидуальноавторская цветовая картина мира поэта представляет собой совокупное представление субъекта о мире цвета, включающее систему собственно цветовых и символических смыслов. Полагае6м, что одной из основных функций цветонаименований в волошинских произведениях является передача авторских смыслов, поэтому исследование индивидуальноавторской цветовой картины мира ‬это попытка реконструировать устройство психологического и эмоционального мира поэта, представленного в его художественных текстах. Особенно ярко психологическая связь между цветом и эмоциями проявляется в поэзии, где цветовая лексика играет активную роль в развитии ассоциации, впечатления. На материале волошинских текстов можно сказать вполне определенно, что красный для поэта был особым цветом. В индивидуальной картине мира этот цвет один из самых системно разработанных и разветвленных в структуре лексикосемантического поля цвета.

Ссылки на источники:

1. Волошин М.А. Избранные стихотворения // М., 1988.2. Грузберг Л. Концепт как культурноментальноязыковое образование. Изменяющийся языковой мир // Пермь, 2002.3. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров. М., 1983. 4. Ничик Н.Н. Художественные возможности поэтического слова М.Волошина // Научные и методические основы филологического образования в условиях многоязычия ///К., 1999. ‬С. 5056.5. Пинаев С.М. Творчество Максимилиана Волошина: Семантика. Поэтика. Контекст// М., 2009.

Kurbanova Olga Vladimirovna

Candidate of philological sciences, senior lecturer, Department of Russian ФГБОУ ВПО the "Daghestan state technical university" Makhachkala

Color concepts in poetry of M.VoloshinSome aspects of language, person in language and author's expressive and evaluative stylistics on the examples of lyrical works of M.Voloshin are touched in the article. The great attention nowadays is paid to the energetics of the artistic expression that affects the recipient at subconscious level. The writer's choice of the color spectrum carries a great semantic load, excepting the very portrayal tasks. That is why the examination of the coloristic terms in the poetic text helps to identify individual characteristics of the color understanding.

Key words: concept, colorsimbol, psychoemotive, colorimpressionsemantiks, representation, lexeme, definition, colorative.