Проблема профессионального выгорания врачей: социологический анализ.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Геращенко Л. И., Крещик А. В. Проблема профессионального выгорания врачей: социологический анализ. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 881–885. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53179.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в качественной парадигме, посвященного вопросу генезиса синдрома профессионального выгорания в среде врачей. Автор рассматривает роль организационных и институциональных факторов в формировании синдрома выгорания. Кроме этого затронуты темы взаимоотношений в системе врач-пациент и врач-администрация лечебного учреждения. Особая роль уделяется влиянию современных СМИ на образ профессии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Геращенко Людмила ИвановнаДоктор социологических наук, профессор, зав.кафедрой философии и социологии Мурманского Государственного Гуманитарного Университетаsmaktanya@gmail.comКрещик Анастасия ВладимировнаВыпускница 2012 года социологического факультета Мурманского Государственного Гуманитарного Университетаnastonia@mail.ruПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.Аннотация:В статье представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в качественной парадигме, посвященного вопросу генезиса синдрома профессионального выгорания в среде врачей. Автор рассматривает роль организационных и институциональных факторов в формировании синдрома выгорания. Кроме этого затронуты темы взаимоотношений в системе врачпациент и врачадминистрация лечебного учреждения. ОсобаярольуделяетсявлияниюсовременныхСМИнаобразпрофессии.

Ключевые слова:профессиональная группа, профессиональное выгорание, качественная парадигма, имидж профессии врача в России.

В России вопрос профессионального «выгорания» в последние годы привлекает внимание все большего числа ученых и исследователей –психологов, психиатров, педагогов, социологов. В отечественной литературе понятие профессиональное «выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.).Интерес социологии к этому явлению связан, прежде всего, с тем, что «выгорание» как феномен характерен не только для отдельных индивидуумов, но и для целых профессиональных групп. Кроме того, в формировании и развитии синдрома профессионального «выгорания» большое значение имеют социальные детерминанты: престиж и статус профессии, образ профессиональной группы в массовом сознании, институциональные факторы и пр. Выбор нами врачей в качестве объекта исследования синдрома профессионального «выгорания» был обусловлен, прежде всего, тем фактом, что данная профессиональная группа в отличие, например, от педагогов и социальных работников, в меньшей степени изучена в социологии. В то же время, возрастание значимости здоровья населения, структурные изменения системы здравоохранения приводят к усложнению труда медицинского работника.В апреле2012 года нами было проведено исследование, посвященное изучению особенностей формирования и проявления синдромапрофессионального «выгорания» в среде врачей.В качестве гипотезыисследования выступило предположение, согласно которому генезис профессионального «выгорания»врачей детерминирован структурой организационных и институциональных факторов и оказывает негативное влияние на общее состояние здоровья врачей (психическое, физическое, социальное), а также на его способность эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Эта общая гипотеза исследования конкретизируется в ряде частных гипотез:1.Характер отношения к профессии меняется в зависимости от того, насколько совпадают ожидания врачей от профессиональной деятельности с ее реалиями. 2.Среди институциональных факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального «выгорания» на первое место выходят падение престижа профессии, образ врачей, формируемый СМИ, и низкая оплата труда.2

3.Среди организационных факторов, формирующих синдром профессионального «выгорания» на первый план выходят система взаимоотношений «врачпациент», «врачврач», «врачадминистрация»; плохие условия организации труда, высокая нагрузка. 4.Среди врачей доминирует группа, характеризуемая высокой степенью профессионального «выгорания». 5.Деструктивные и пассивные средства отдыха усугубляют общее состояние врачей и способствуют развитию синдрома профессионального «выгорания».

В качестве объектов исследования выступили врачи разных специализаций, возрастов, стажа и клиник (частных и государственных)г. Мурманска. Всего были опрошены 19человек. Выбор методов обусловлен особенностями выбранной проблемы и объекта исследования. Наше исследование выполняется в рамках стратегии качественного подхода в социологии. Опрос респондентов проводился с использованием метода полуформализованного интервью, структурированного по тематическим блокам: ожидания от профессии и степень их реализации, характер взаимодействия в системах «врачврач», «врачпациент», «врачруководитель», характеристика условий труда, проявления синдрома профессионального «выгорания», пути оптимизации условий труда врачей. Гайд авторский. В среднем каждое интервью длилось 45 –90 минут, респонденты охотно шли на контакт, вербально и невербально демонстрируя искренность и расположение.Первый блок нашего интервью касался ожиданий от профессии. Респонденты делились мотивом выбора профессии, рассказывали о своих представлениях о деятельности врача во время учебы и сегодня. Анализ интервью показал, что основным мотивом выбора профессии остаются семейные традиции (9 врачей). Затем идут альтруистические мотивы (6 человек) и тяга к естественным наукам(4 человека). 12 из 19 опрошенных отметили, что их ожидания от профессии не оправдались. Свое разочарование от профессии они связывают с изменениями, произошедшими в стране после 1991 года –развалаСоветского Союза и последовавших за этим изменений не только в системе здравоохранения, но и в обществе в целом. Среди причин были названы:

снижение оплаты труда врача и престижа профессии в целом (8 человек);

ухудшение условий труда медицинского работника –технического и материального оснащения учреждений здравоохранения, организации деятельности медицинского работника, увеличения объема бумажной, бюрократической работы, ее усложнение (5 человек);

изменение уровня профессиональной подготовки медицинских работников, отношения студентовмедиков к будущей профессии и т.п. (5 человек);

Обесценивание СМИ образа врача в массовом сознании, что оказывает влияние на поведение пациентов и восприятие профессии в целом (10 человек);Те врачи, которые отметили, что их ожидания от профессии разошлись с реальностью, отмечают также у себя признаки синдрома выгорания: чувство сильной усталости, желание сменить профессию, отсутствие удовлетворения от профессиональной деятельности, клинический взгляд, цинизм ипр. Характеризуя взаимоотношения с пациентами, все врачи единодушно отметили, что за последние годы изменился сам«тип пациента». Это связано с рядом факторов. Вопервых, с популяризацией в сети Интернет специализированной медицинской информации. Сегоднямы сталкиваемся с ситуацией, когда СМИ формируют негативный образ врача, «профессия теряет свое лицо». Этому способствует популяризация отдельных эпизодов врачебных ошибок, коррупциив системе здравоохранения.Кроме того, специализированная информация становится доступной большим слоям населения, что формирует «ложную медицинскую грамотность». 3

Следующий отрицательный момент –отсутствие времени на общение с пациентами ввиду необходимости заполнения бумаг. Бюрократизация и необходимость заполнения большого количества бумаг не оставляют времени на полноценное общение с пациентом.На вопрос о том, каким образом взаимоотношения с пациентом влияют на деятельность врача, все респонденты высказывались примерно в едином ключе: доброжелательный, понимающий, настроенный на результат пациент способствует лечебному процессу и облегчает труд врача. Тогда как агрессивный, подозрительный пациент, занимающий оборонительную позицию, вызывает раздражение и отрицательные эмоции. Подводя итог изложенному выше, отметим, что сегодня сложилась кризисная ситуация в системе отношений врача и пациента. Изменение поведения пациента, рост претензий к врачу, по мнению информантов, во многом обусловлен сконструированным СМИ негативным образом представителей данной профессии, что выливается в агрессию, моральное давление, эмоциональный прессинг со стороны пациента. Во многом этому способствует популяризация узкоспециализированной информации в сети Интернет и показательные процессы по ТВ против врачей. И отношения между врачом и пациентом, проявляющиеся в каждой организации здравоохранения посвоему, трансформируются в конфронтацию «врачобщество» и приобретают институциональный характер. Анализ высказываний респондентов о взаимоотношениях в системе «врачадминистрация лечебного учреждения»во многом открыл причины ряда проблем. И основная проблема –оторванность администрации, а следовательно, принятия управленческих решений, от практической деятельности и проблем врачей и младшего персонала. Респонденты отмечают, что, по сути, никак не взаимодействуют с администрацией, и все отношения сводятся к донесению до их сведения распоряжений и указов. При этом врачи отмечают, что такая форма руководства только усложняет профессиональную деятельность. Общение выстраивается только по необходимости и сводится к принятию решения руководством. Респонденты критикуют нормативные акты и распоряжения, которые, по словам врачей, осложняют их деятельность. Кроме того, не прозвучало ни одного положительного высказывания в адрес руководства. Можно предположить, что неадекватные, с позиции врачей, нормативные акты, результат оторванности администрации от непосредственной практической деятельности врачей. Это говорит о большом разрыве между практикой и управлением в системе здравоохранения.Ряд вопросов был посвящен характеристике условий труда врачей. Анализ интервью показал, что на самочувствие врача, его отношение к своей профессии достаточно серьезно влияют как факторы институционального, так и организационного порядка. При этом в ответах информантов отмечается прямая зависимость вторых от первых. Среди факторов организационного характера на первый план выходят:1. Условия и организация труда. Это целый комплекс особенностей организации лечебного процесса. Он связан с дефицитом кадров, слаборазвитой инфраструктурой, отсутствием элементарных условий: ремонт помещений, их соответствие требованиям и пр. 2. Засилье бумажной работы. Бюрократические препоны и разросшиеся до катастрофических размеров бумажные формальности серьезно тормозят лечебный процесс и негативно сказываются на всех его участниках: врачах, медицинском персонале, и самих пациентах. Среди факторов институционального характера доминируют следующее:1. Финансирование.Прежде всего, респонденты говорили о низкой оплате труда, что влечет за собой переработку и дополнительную нагрузку. В свою очередь повышенная нагрузка на протяжении длительного времени становится причиной физического и эмоционального 4

истощения. Существующая система оценки труда врачей один из ведущих институциональных факторов формирования синдрома профессионального «выгорания». 2. Несоответствие моральнопсихологических затрат, уровня ответственности вознаграждению за труд. Врач в рамках своей профессиональной деятельности вынужден ежедневно находится в кризисных ситуациях, принимать ответственные решения. Моральное, психологическое и интеллектуальное напряжение становятся нормой. В то же время любая ошибка оборачивается тяжелейшими последствиями. 3. Система медицинского образования. Несоответствие первичного медицинского образования запросам практической медицинской деятельности, а также отсутствие возможности получать поствузовское образование в процессе профессиональной деятельности выступают в качестве фактора формирования синдрома профессионального «выгорания». Это проявляется в противоречиях между знаниями врача, потребностями в новых знаниях и возможностях их применения на практике. Разрыв в образовании, отсутствие единой системы образования на протяжении всей профессиональной деятельности врачей –необходимое условие гармоничного становления специалиста в медицинской деятельности. В сложившейся ситуации необходимо государственное, профессиональное регулирование системы образования и подготовки специалистов в области здравоохранения. 4. Устоявшиеся в профессиональной среде врачей деструктивные нормы. Разрушительный характер носят такие негласные модели поведения, как «нежелание обращаться за медицинской помощью в случае болезни», «скрывание тяжелого физического состояния». С одной стороны врачи как никто другой, знают о здоровье человека, о влиянии нагрузок на организм, с другой стороны они вынуждены постоянно работать на износ, при этом они не считают нужным заниматься своим здоровьем. Так как основным лейтмотивом нашей работы являлся «синдром профессионального выгорания», то мы не раскрывали истинную цель интервью перед испытуемыми, ограничившись размытыми формулировками. Однако в гайд нами были заложены следующие критерии профессионального выгорания: усталость, субъективная оценка физического и психологического состояния, желание сменить профессию, конфликты с пациентами и коллегами. Анализ полученных результатов позволил установить, что большинство врачей испытывают «синдром профессионального выгорания». Условно испытуемые разделились на три группы по степени выраженности тех или иных признаков «выгоарния»:Первая группа

это те, кто отмечают у себя все признаки профессионального «выгорания». Из 19 опрошенных нами врачей в эту группу можно отнести 8 респондентов. Эти люди испытывают желание сменить профессию, они считают, что быть врачом в наше время трудно в связи с большими нагрузками, низкой заработной платой. Они отмечают, что испытывают усталость: постоянно,в конце смены либо в конце недели. Один из опрошенных указал, что использует алкоголь для расслабления. Все эти респонденты отметили также, что их ожидания от профессии сильно разошлись с тем, с чем они столкнулись на практике. Многие указали, что в их деятельности часто возникают конфликты, в высказываниях прослеживается недовольство, жалобы на пациентов. Вторая группа–это те, кто отмечает у себя некоторые из признаков. Таких респондентов в нашей выборке оказалось 7 человек. Информанты этой группы отмечают, что не хотят менять профессию, но в то же время указывают на то, что не получают удовлетворения от работы, испытывают усталость. Отмечают, что вследствие высоких нагрузок ощущают психологический и эмоциональный дискомфорт. На вопросы о конфликтах отвечают отрицательно. Третья группа врачей–те, кто не отмечают ни одного признака профессионального «выгорания» (4 человека). Эти люди довольны своей профессией, их ожидания полностью оправдались, они получают удовольствие от лечебного процесса, от 5

взаимодействия с пациентами. Убеждены, что профессия врача для них единственно правильный выбор, и они не хотели бы ничего менять.Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что среди врачей доминируют лица, испытывающие признаки «синдрома профессионального выгорания». Целый блок интервью был посвящен тому, какие средства, по мнению врачей, сегодня смогут оптимизировать врачебную деятельность и позитивно отразятся на профессиональной деятельности работников системы здравоохранения.Анализ данных позволил выделить следующие пути оптимизации деятельности врачей:1. Переход на западную страховую модель медицинского обслуживания граждан. А именно полностью перейти на оплачиваемую страховую модель, строго соблюдать законодательные акты, контролировать медицинский персонал. Это направление включает также введение новой должности –менеджера медицинского учреждения.2. Закрепление на государственном уровне юридической помощи врачам.Это вызвано муссированием в СМИ показательных процессов в отношении врачей и увеличением числа необоснованных жалоб со стороны пациентов, необходимо вести в штат юриста либо законодательно предоставить льготы медицинским работникам на юридическую помощь.3. Заполнение штата сотрудников лечебного учреждения.Отсутствие специалистов на местах сложная проблема, которая имеет много причин, и много следствий: увеличение нагрузки, отсутствие должной квалифицированной помощи, напряжение в коллективе и пр. 4. Совершенствование инфраструктуры лечебных учреждений. Обеспечение системы здравоохранения является серьезной проблемой. Специалисты не могут на практике реализовать свои знания в области высоких технологий, осложняется и удлиняется процесс постановки диагноза и лечения. Как следствие те немногие больницы, которые оснащены техникой, оказываются в 23 раза перегруженными. Кроме того элементарные условия быта способствуют комфортной атмосфере пребывания в медицинском учреждении и для специалистов, и для пациентов. 5. Адекватное финансирование и заработная плата работникам медицинских учреждений. 6. Сокращение количества бумажной работы. 7. Создание благоприятных условий для развития в профессии. Это направление включает в себя выезд в оплачиваемые командировки на симпозиумы, конференции, обмен опытом. Получение дополнительных квалификаций, освоение новых технологий и пр. По результатам нашего исследования мы можем предложить следующие рекомендации:1.Увеличить количество публикаций в СМИ, формирующих положительный образ врача. 2.Внедрить в штат медицинских учреждений должность менеджера, который возьмет на себя посредническую функцию, часть бумажной работы, организационные вопросы, освободив тем самым для врача необходимое время на взаимодействие с пациентом. 3.В ситуации паденияпрестижа профессии может быть эффективным организация на базе лечебных учреждений и медицинских вузов стендов / кабинетов медицинской славы. Возможно, музея медицины. Здесь должны быть собраны факты и данные о великих медиках, которые в своей профессии достигли высот и способствовали развитию человечества. Идеалы помогут будущим и нынешним врачам обрести уверенность в выбранном пути. 6

4.Управленческие решения не должны быть оторваны от практики лечебного учреждения, необходимо единство целей и методов ради общего дела.5.Затраты на образование и подготовку врача должны компенсироваться системой распределения выпускников после вузов. Это решит также проблему обеспечения кадрами отдаленных территорий. 6.На государственном уровне должны быть предусмотрены статьи бюджета на продолжение образования и переподготовки действующих врачей, возможность выезда в заграничные командировки, участия в конгрессах и конференциях. Проблема профессионального «выгорания»врачей в свете российской действительности приобретает особую актуальность. Кроме типичных факторов и причин выгорания (личностных, связанных с характером деятельности) мы наблюдаем ряд внепрофессиональных явлений, которые оказывают непосредственное влияниена становление синдрома профессионального «выгорания»: система медицинского образования, инфраструктура лечебных учреждений, финансирование системы здравоохранения, кадровое обеспечение и пр. Кроме этого сегодня все большее значение приобретают СМИ: распространение в сети Интернет специализированной медицинской информации, негативный образ врачей, муссирование отдельных неоднозначных случаев нарушения этики –все это способствует тому, что профессия врача потеряла свое «моральное лицо».В нашем исследовании мы выяснили, что противоречия между ресурсами медицинских работников и средой выливаются в конфронтацию «врачобщество» благодаря СМИ, которые формируют негативный образ врачей, делают акцент на негативных моментах, единичных случаях нарушений этики и права. В результате создается фантом в массовом сознании, который с одной стороны «занижает» роль врача, с другой предъявляет завышенные требования к профессионализму, этичности, ответственности за решения.В то же время ситуация неадекватного вознаграждения за деятельность врачей выливается в такие негативные реакции как неодобрение действий администрации, желание уйти из профессии, необходимость брать дополнительную нагрузку, хроническая усталость и пр.За время, которое врач проводит в профессии, изменяется и характер его взаимодействия с пациентами. Появляется цинизм, клинический взгляд на окружающих. Ситуация усугубляется вменением в обязанности врача заполнять огромное количество бумаг. Критерием эффективного лечебного процесса становятся справки, а невремя, посвященное больному, выяснение его проблем.Однако существуют реальные возможности для изменения сложившейся ситуации: обеспечение учреждений здравоохранения, государственный заказ на коммерчески невостребованные специальности, снятие с врачей части бумажной работы, повышение роли медицинских сестер и др.

Gerashchenko LudmilaDoctor of Social Sciences, Professor, Head of the Department of Philosophy and Sociology of the Murmansk State Humanities UniversityKreschik Anastasia 2012 graduate of the School of Sociology of the Murmansk State Humanities University

АPROBLEM OF MEDICAL PROFESSIONAL BURNOUT: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS.Annotation:The article presents the results of an empirical study carried out in a qualitative paradigm, devoted to the issue of the genesis of professional burnout syndrome among doctors. The author examines the role of organizational and institutional factors in the formation of burnout. Moreover the relationships between doctorpatient and doctorhospital 7

administration are discussed. A special role is given to the influence of modern media on the image of the profession.Keywords:professional group, professional burnout, qualitative paradigm, the image of the medical profession in Russia.