Поиск истины в интерсубъективном пространстве
Выпуск:
ART 53194
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плотникова
О.
А. Поиск истины в интерсубъективном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
956–960. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53194.htm.
Аннотация. В статье рассматривается предмет исследования психоанализа через призму интерсубъективного подхода. Теоретическое исследование указывает на возможность обнаружения интерсубъективной истины в процессе взаимодействия двух людей, через особую интерсубъективную систему.
Ключевые слова:
психоанализ, интерсубъективность, интерсубъективная
реальность, эмпатия, интроспекция, психоаналитическое пространство, психотерапия
Текст статьи
1Плотникова, Ольга Анатольевнакандидат философских наук, доцент, СевероКавказский федеральный университет, филиал в г. Пятигорске.Olya.4369437@yandex.ru
Поиск истинывинтерсубъективномпространстве.
Аннотация.В статье рассматривается предмет исследования психоанализа через призму интерсубъективного подхода. Теоретическое исследование указывает на возможность обнаружения интерсубъективной истины в процессе взаимодействия двух людей, через особую интерсубъективную систему. Ключевые слова: психоанализ, интерсубъективность, интерсубъективная реальность, эмпатия, интроспекция, психоаналитическое пространство, психотерапия.
Отношение к психоанализу в наши дни не однозначно как среди обывателей, так и среди специалистов в области психического здоровья. И как подметилX.Кохут[1]атаки на психоанализ осуществляются с самых различныхсторон.Егообъявляли мистическим и ненаучным, или напротивчрезмерно рациональным,актото находит его излишне гедонистичным, а ктото не в меру пуританским, то вдруг обнаружатего слишком уж революционным, а затем объявят старомодным, или укажутна коммунистические идеив нем, или назовутреакционным. Действительно сложно разобраться потому, чтопсихоанализ имеет многоуровневую структуру, исследует самые разные стороны жизни человека, открывая пласт за пластомв переживаниях людей.При таких условиях обвинения обретают почву для существования, т.к.диалектически существует возможность чтото с чемто связать. А поскольку психоанализ в разные периоды своего развития сосредотачивал внимание науглубленном изучениикакойто проблемы, то и этоможно подвергать критикив соответствующий исторический период становлениятеории.В подобных случаях всегда легко предъявлять обвинение, но достаточно сложно защищаться.Обвинение базируется на простых и конкретных прегрешениях, в то время как защита должна основываться на утомительном изучениимногогранной целостности психоаналитического объекта, признавая его несовершенство и возможности преображаться. И,тем не менее,психоанализ существует и развивается. Более того психоанализ доказал свою состоятельность в оздоровлении людей.Психоанализ какметод психотерапии остается единственным среди известныхспособов исцеления страдающих людей, который исследует глубокие внутренние переживания человека и через это проявляет истинные мотивы поведения. Центром внимания психоаналитика является исследование источника страдания человека и динамики его развития. Несмотря на свое глубинное вмешательство, онявляется самым гуманным и мягким психотерапевтическимсредством. Эта особая форма заботы о человеке, которая предполагает длительное изучениеличности в направлении ее психического здоровья в том темпе, который будет соответствовать пациенту. Исследователи отмечают, что те, кто обратилсяк психоаналитику, уже никогда не пойдут к другому специалиступо психологическойили психотерапевтической практике.Эффект от постижения истиныделает их более чувствительными в социальных отношениях, а формирующееся аналитическое мышлениепозволяет выступать в роли субъекта реализующего свои решения и преодолевающего собственные ограничения.
Самоосознание самим человеком истории своей жизни предоставляет ему возможность стать ее творцом.Впервые понятие "психоанализ" появляется в статье З.Фреда об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке в 1896 году.Фрейдом был 2предложен метод свободных ассоциаций лечение разговором, впоследствии он и был определен как "психоанализ"[2].И с этого времени начинает менятьсяпонятие истины,т.к.психоанализ совершено поновому рассматриваетстороны психической реальности. Понятие истины обретает новое содержательное осмысление. В результате многолетних исследований доказано, что то, во что чистосердечно верити сообщает о себе анализанто своих мотивах поступков, может находиться очень далеко от истины.В его субъективномрассказе о своей жизнинепомерное честолюбие может «маскироваться» под демонстративное проявление чувства долга, страдание о неразделенной любви–скрывать садомазохистские тенденции, за непримиримой борьбой с несправедливостью может оказаться социальная адаптация личной жестокости.Механизмов работы симптомовпациентоввеликое множество. Чем устойчивее и интенсивнее работа психических защит от осознания подлинных мотивов поведения, тем больше уверенность человека в абсолютной истинности того, что на самом деле истинной не является[3].Со времен З.Фрейда[4]произошли колоссальные изменения и в теории, и в практикепсихоанализа. Открытие психоанализакак особой философии постижения человеческой души во всем ее многообразииспособствовало развитию различных направлений глубинной психологии, популяризировало разнообразие психологических служб.Классическая теория психоанализа многократно переосмысливалась и перерабатывается исследователями до сих пор. Современный психоанализ насчитывает более 20 школ, теории которых значительно расширили исследовательское поледля обнаруженияистины. Границы возраста практически открыты для поиска истины с самого рождения, обогатился и перечень расстройств психики для использования психоаналитических техник.Большой вклад в изучение психической реальности внесли идеиМ. Кляйн[5], Ж. Лакана[6],X.Кохута[7], Винникотта Д.[8]и многих других исследователей и теоретиков.Взгляды на развитие психики уже обращены ина ранние этапы доидепального периода. Современные психоаналитические теории рассматривают целую систему детерминирующих развитие факторов. Помимо влечений, внимание обрелиобъектные отношения, развитие Я, интерсубъективность личности и др. Наряду с пониманием эдипального конфликта учитывается дефицитность психической жизни. Изучение объектных отношений на ранних этапах жизни сегодня позволяет обнаружить дефицитарность психики в случае нарушений отношений в диаде “мать—дитя”.Так, например, Кохут выделяет здоровый нарцизм, наполненный жизнеспособнойСамостью способной к увеличению возможностей человека, и определил патологический нарцизм, в котором слабая Самость для поддержания своей стабильности стимулирует свою собственную грандиозность[9]. При этом если всемогущество не подтверждается, личность оказывается в оковах депрессии. Теория Кохута значительно обогатила фрейдовский подход и позволила психоанализу расширить список расстройств, которые теперь можно распознавать и лечить психоаналитически[10]. Изменение психоаналитического мышления произошло и под воздействиемтеории и концепции М. Кляйн[11]. Она является первооткрывателем ранних объектотношений, объясняющих влияние примитивной бессознательной фантазии на формирование психики ребенка. Раскрытие параноидношизоидной и депрессивной позиций помогает современному психоанализу глубже понимать не только процессы детской психики, но и помогать пациентам с отягощенным нацизмом, а также с пограничной и психотической структурой психики.
Свое видение развития детской психики представил Винникотт[12]. Его исследования в области благоприятной среды развития и «достаточно хорошего 3окружения» со стороны матери (как объекта),позволяют взглянуть иначе на формирование базовых механизмов психики. Понимание значимости окружения обогащает психоаналитическую практику пониманием психической реальности в кабинете психотерапевта. Обогащает теорию психоаналитического подхода и теория Уилфреда Р. Биона, представившая ученому миру детализацию восприятия психикой и дальнейшую трансформацию эмоционального отклика в психические элементы, обогащающие функционирование психических процессов при взаимодействии с окружающей реальностью[13]. Описание основ любых отношений между двумя и более людьми, позволило понимать трансформации детской проективной идентификации в обретаемое осмысленное содержание. Под влиянием Биона[14]предмет психоанализа плотнее приблизился к пониманию значимости интерсубъективного для психики, которая и формируется благодаря интерсубъективной среде. Под влиянием ЖакаМариЭмиль Лакана[15]предмет в исследовании психикивсе большеотходит от естественнонаучного психологического подхода, опирающегося на типологизациюличности,в сторону исследования субъекта как субъекта[16].Формированиесубъективности в теории Лаканапредставлено через структурированность бессознательного подобно конструкциям языка[17]. Структуралистская ревизия фрейдовского психоанализа по принципу структурной лингвистики позволило Лакану[18]превратить теорию влечений в концепцию интерсубъективных отношений. Несмотря на неоднозначные оценки егоподхода,Лакану удалось многие положения разработанной теории сделать востребованными в психоаналитическом поле, а главное еще больше развернуть мышление в сторону интерпсихического подхода и философии[19].Развитие психоаналитического поля теорий позволяет обогатить психоаналитические техники настолько, что бы оказывать помощь нетолько невротическим пациентам, но и людям с тяжелыми нарушениями.Современные психоаналитические техники позволяют помогать людям на разных возрастных этапах. Понимание детерминирующих развитие психики факторов позволяет исследовать формирование глубинных механизмов психики, устанавливать связь с особенностями функциональности личности.Интерпсихический подход в современном психоанализе рассматривает психику человека не как изолированный объект, а как субъективную возможность существовать и развиваться посредством вовлечения в аффективное взаимодействие с субъектами, обладающими своейпсихической реальностью. Процесс взаимодействия с Другим, вовлечения Другого в аффективную связь позволяет раскрыть интерсубъективную структуру Я. Интерсубъективность человека выражает его сущность гораздо больше, чем описание психики как возможности бытия. Сама возможность бытия человека предполагает способность к близости с Другим. Боулби и Эйнсуорт [20]расширяют наши представления о механизмах бессознательного и его врожденных детерминантах в данном аспекте. Являясьпродуктом эволюции, ребенок переживаетинстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на основеимпринтинга. Представляемая базовая потребность присутствует в каждой частице существа ребенка,обеспечивая выживаемость человеческому сообществу. На определенном уровне ребенком можетвосприниматься утрата контакта с матерью как угроза его жизни. Согласно теории привязанности интерсубъективность имеет генетические корни. Исследования Боулби и этологов обращают внимание наэмоции и взаимоотношения людей[21].Вэтих исследованиях впервые собираются объективные данные об отношениях людей, что разворачивает предмет психологии в сторону интерсубъективности человека, иестественно отражается на фокусе вниманияисследователя в поиске 4истины. Понятие интерсубъективности специально разрабатывается в феноменологии Э. Гуссерля[22]. Он рассматривает интерсубъективность как психическую структуру субъекта, обеспечивающую соприкосновение его Я с опытом Другого. Ж. Лакан описывал объектное отношениекак отношение интерсубъективное, при этом предметомисследования в психоанализе становится субъективная истина[23]. Понятия Истины иРеальности разводятся, или,скорее всего поЛакану[24],Реальное отделено от смысла, т.е. «реальное лжет». Примером может являться хорошо представленные в психоаналитической литературе, пути формирования истерии. Однако в проявлении невроза навязчивых состояний эпизоды лживости скрываются еще с большим успехом. Ложь скрытафеноменологией удовлетворения,что является составной частью механизма симптома. Реальное, которое сложно принять человеку, вынуждает его бессознательно лгать. Таким образом, предметом психоанализа становится исследование Истины, конкретнее поиск интерсубъективной истины –того смысла который скрыт за симптомом. К травмирующей реальности можно адаптироваться благодаря симптому, а истинный смысл останется скрыт: «Мы не можем просто привыкнуть к истине. Привыкают к реальности. А истину—ее вытесняют»[25].Позиция психоаналитика не опирается на его знание объективной реальности, а тщательно исследует субъективное устройство психики пациента в интерсубъективном поле. Знание объективной реальности является иллюзией.Реальностьможно познавать, исследовать, но постичь невозможно. Позиция психоаналитика становится позицией философа, который осознает, что реальность можно изучать, но изучить невозможно,что не существует истины последней инстанции,ичто есть лишь возможность. Такое положение делает психоаналитика уязвимым, он не может опираться на свое знание и свое понимание реальности. Возможность постигать эту реальностьему предоставляет пациент. Благодаря установлению особых отношений –альянса, истина может постигаться. Психоаналитик больше не может быть уверен в собственном понимании, а его сомнения и владение психоаналитической техникой становятся средством исследования объективной реальности. Происходит так же переход от классической модели терапевтического процесса от нейтральности и отстраненности в сторону относительной нейтральности и вовлеченности.Предметом исследования становятся отношения между аналитиком и пациентом, определение того, что же на самом деле происходит в кабинете.Истина конкретизируется и раскрываетсяв интерсубъективном поле, познание ее возможно в принятии неразрывности Я и Другого посредством эмоциональной вовлеченности психотерапевт[26].
Такое понимание интерсубъективности делает ее важной составляющей аналитических отношений и аналитического процесса. Появляется возможность воспринимать Другого толькосквозь призму собственной уникальности. Субъективность аналитика одновременно выступает и средством, используя которое аналитик находит связь с пациентом, стремясь понять его, и ограничивающим возможности специалиста фактором, строго предопределяющим его способ изучения других людей[27]. Возможности психоаналитика, терапевта, аналитика всегда ограничены собственным опытом и пониманием пределов своих возможностей. Прежде всего речь идет об эмпатической способности, обеспечивающей безопасность и исцеляющий эффект психоаналитического пространства в кабинете. Современный психоанализпредставляется исследование взаимоотражающей связи субъектов в процессе встречи. Предметом изучения становятся бессознательные механизмы психики пациента при взаимодействии с аналитиком.
5Теория интерсубъективности сформированная под влиянием Япсихологии, настаивает на использовании эмпатическиинтроспективного метода позволяет создать Яобъектную связь между пациентом и психоаналитиком и актуализировать процесс развития и оздоровления. Особый вклад в данное направление внес Х. Кохут, предложивший эмпатическиинтроспективный метод. Дефицитэмпатической связи в процессе развития оказывается главной причиной тяжелых расстройств. Он показывает зависимость формирования целостного непрерывного чувства себя у ребенка от удовлетворения родителями потребности в Яобъектных связях. Психическая состоятельность психики определяется способностью родителей откликаться на формирующиеся у него потребности. Кохут рассматривает нарциссизм как здоровую частьпсихики, а не только как патологическое образование.Он выделяетбазовые нарциссические потребности потребность в идеализации,в отражениии альтерэго потребность («другое Я» быть похожим на другого).Яобъекты играют незаменимую роль в обеспечении зрелого функционирования психики. При условии удовлетворения базовых потребностей, психика ребенка становится способной к переживанию фрустрации[28].
Необходимо отметить, что теоретики по психоанализу рассматривают фрустрацию какнеобходимость опыта человека, его способность переживать страдания и справляться с горем. Этоявляется неотъемлемой частью бытия человека. Сама фрустрация не является источником развития психики человека, а эмпатический отклик Другогов ситуации острой нехватки чеголибообеспечивает способность к существованию, формированию способности быть и преодолевать трудности. Лишение в раннем возрасте ребенка аффективной заботы со стороны родителей способствуют возникновению ощущения потери субъективной реальности. В особых обстоятельствах лишение эмпатической поддержки приводит к тяжелым нарушениям и необратимым последствиям в психике.Тогда суть психоаналитического лечения сводится к созданию Яобъектной связи пациента с психоаналитиком.В процессе психоаналитической работы возникают сопротивление и перенос. В теории интерсубъективности понимание этих процессов переосмысливается. Перенос остается центральным понятием психоанализа, но с интерсубъективной позиции перенос является универсальной личностной потребностью предъявлять свой опыт и свои бессознательные смыслы этого опыта.Вся палитра бессознательных смыслов пациента может быть исследована благодаря переносу в условиях психоаналитической работы. Для того, что бы Яобьектный перенос сформировался, психоаналитику придется целиком предать забвению собственную субъективность, превратившисьв безупречного Яобъекта. Особую роль призваны сыграть в исцелении эмпатичность аналитика. Как неизбежное событие в кабинете произойдет нарушение Яобъектной связи, свойственное для любых человеческих отношений. Возможность специалиста по психоанализу обнаруживать разрывы в трансферентных Яобъектных отношениях и способности анализировать несовпаденияв речи, чувствах и событияхобеспечивает развитие участников психоаналитического процесса[29]. Можно отметить,чтосовременный психоанализ делает возможным исцеление человека не за счет готовых интерпретацийи рекомендаций, а как возможность быть в присутствии Другого, столкнуться смногогранностью собственного Я, и за счет поддерживающего присутствия психоаналитика продвигаться в собственном развитии. Интерсубъективный поход позволяет подойти к исследуемым в психоанализе явлениям со стороны включенности психики во взаимодействиеи рассматривать функциональную индивидуальность человека. Главными принципами в исследовании психической реальности являются эмпатия и интроспекция. Расширение границ исследования возможно только через 6увеличение эмпатическогопонимания клиента психоаналитиком. Благодаря этому психотерапевтили психоаналитикобогащает интерсубъективный диалог. Интерсубъективная реальность становится постигаемой для пациента и аналитикаи находит свое отражение в сознании и речи. Непрерывное эмпатическое исследование создает условие для создания интерсубъективной системы, в которой становится возможным рассмотрение опыта пациента иобнаружения смысла симптома. Таким образом, основой психоаналитического исследования является фундаментальное философское положение о существовании объективной реальности. Для психоаналитического исследования с позиции интерсубъективного подхода доступной становится субъективная реальность.Составляющими субъективной реальности являются субъективная реальность пациента, субъективная реальность аналитика, а также многогранная интерсубъективная системав результате ихвзаимодействия[30].Постижение истины достигается путем раскрытия внутрипсихических феноменов и установления их связи с интерсубъективным контекстомв процессе исследования с использованием эмпатическиинтроспективного методаи саморефлексивностипсихоаналитического исследования. Этот подход позволяет преодолевать «слабые места» традиционного психоанализаи повышает эффективность психотерапевтического процесса[31].Поиск истины в психоаналитическом пространстве благодаря интерсубъективному подходу можно представить как обнаружение смысла в процессе взаимодействия двух людей, через особую интерсубъективную систему, основанную на эмпатии психоаналитика.
Ссылки на источники.1.Кохут. Стоит ли нам и сегодня изучать психическую жизнь человека? //Сборник научных статей по истории, теории и практике, называющийся «Психоанализ в Берлине» (празднование 50летия Берлинского психоаналитического института [KarlAbrahamInstitut], Verlag Anton Hain, Meisenheim am Glan [ФРГ], 1971 г., стр. 7996. –2001 Николаев Виктор И.и Бугаёва Людмила Ф. All rights reserved. Revised: января 17, 2007 г. –URL: http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/kohut.htm–[Дата обращения23.02.13].2.Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. —М.: АСТ, 2006. —400 с. —ISBN 51703647253.Кохут. Стоит ли нам и сегодня изучать психическую жизнь человека? //Сборник научных статей по истории, теории и практике, называющийся «Психоанализ в Берлине» (празднование 50летия Берлинского психоаналитического института [KarlAbrahamInstitut], Verlag Anton Hain, Meisenheim am Glan [ФРГ], 1971 г., стр. 7996. –2001 Николаев Виктор И.и Бугаёва Людмила Ф. All rights reserved. Revised: января 17, 2007 г. http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/kohut.htm–[Дата обращения23.02.13].4.Фрейд, Зигмунд. Толкование сновидений / под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. —М.: Фирма СТД, 2005. —680 с. —ISBN 58980804065.A Contributions to the Psychogenesis of ManicDepressive States (1935) // Klein, M. Contributions to PsychoAnalysis, 19411945. HogarthPress, 1948. (And: IJPA, XIV.); Кляйн, Мелани. ЗАВИСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ http://koob.ru–[Дата обращения12.03.13].6.Жак Лакан. СТАДИЯ ЗЕРКАЛА КАК ОБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЮ Я, КАКОЙ ОНА РАСКРЫЛАСЬ НАМ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ. Переводсфранцузского: Le stade du miroir comme formateur de la fonction du Je (J.Lacan. Ecrits I. Ed. du Seuil. 1966. pp.8997) Арнаут Скард —Лапидуса Доклад, прочитанный на XVIмеждународном конгрессе по психоанализу в Цюрихе 17 июля 1949 г.–URL: lacaniens.org.ua/lib/stadia_zerkala.doc
[Дата обращения13.03.13].7.Хайнц Кохут. Восстановление самости. /Перевод с английского INTERNATIONALUNIVERSITIESPRESS, INC. Madison Connecticut. Серия «Современная психотерапия». Москва: «КогитоЦентр», 2002. 189 с.8.Винникотт Д.В. Пигля: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. /Пер. с англ. Л.Н. Боброва. —М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. —176 с. —(Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 586375110Х(РФ)
79.Analysis of the Self: Systematic Approach to Treatment of Narcissistic Personality Disorders, InternationalUniversities Press, 2000, ISBN 0823680029.10.Хайнц Кохут. Анализ самости: Систематически» подход к лечению нарциссических нарушении личности / Пер. с англ. М., "КогитоЦентр", 2003. 308 с. (Современная психотерапия)ISBN 0792371210 (англ.)ISBN5893530934 (рус.) –URL: cs5824.userapi.com/.../Kokhut_Kh_Analiz_samosti_Sistemnyjj_podk..
[Дата обращения13.03.13].11.МЕЛАНИ КЛЯЙН. К вопросу о психогенезе маниакальнодепрессивных состояний. ПереводвыполненЕленойЛапидуспоизданию: Klein M. Contributions to PsychoAnalysis (19211945). L.: Hogarth Press, The Institute of PsychoAnalysis, 1948, P.6886. НаучнаяредакцияС.Ф.Сироткина. –URL: psyinst.ru›Библиотека›?id=1014&part=article [Датаобращения12.03.13].
12.Д. В. Винникотт. Маленькие дети и их матери.; Винникотт Д.В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. —М.: Независимая фирма “Класс” ISBN 0201608936 (Великобритания); ISBN 586375009X (РФ) URL: www.koob.ru
[Датаобращения12.03.13]. 13.Бион У.Р. Ксвязь и –Ксвязь: 2 главы из книги В.Р. Биона «Научение через опыт переживания», готовящейся к выходу в свет в издательстве КогитоЦентр. //Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №1. –URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2637
[Датаобращения12.03.13]. 14.Бион У.Р. Теория мышления: статья представляет собой доклад, прочитанный на 22м Международном психоаналитическом конгрессе в Эдинбурге (июльавгуст 1961) и впервые опубликованный в International Journal of PsychoAnalysis, 43, 306–10. //Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №1. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2636
[Датаобращения12.03.13].15.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. —М: Гнозис, 1995. Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года.–URL:http://anthropology.rinet.ru/old/library/lakansoder.htm
[Датаобращения12.03.13].16.Универсальная научнопопулярная онлайнэнциклопедия. 19972012 Онлайнэнциклопедия «Кругосвет».
www.krugosvet.ru/–URL:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/LAKAN_ZHAK.html?page=0,1
[Датаобращения12.03.13].17.Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. —М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997. –URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/st000.shtml
[Датаобращения12.03.13].18.Виктор Аронович Мазин. Введение в Лакана., 2004 г. –URL: http://lib.rus.ec/b/103685
[Датаобращения12.03.13].19.ЛаканЖан. Семинары: Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). Пер. с фр./ Перевод А. Черноглазова. М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос". 2002. 608 с. ISBN 581630037720.1Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности. //Журнал практической психологии 2002, №1. (Глава из книги Крэйн Уильям, Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. Издательство: ОЛМАПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЕВРОЗНАК, 2002 г. ISBN: 5938780500.) Научнопрактический портал электронных публикаций. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/
[Датаобращения12.03.13].21.Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности. //Журнал практической психологии 2002, №1. (Глава из книги Крэйн Уильям, Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. Издательство: ОЛМАПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЕВРОЗНАК, 2002 г. ISBN: 5938780500.) Научнопрактический портал электронных публикаций. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/
[Датаобращения12.03.13].22.Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука.—Мн., М., 2000. —С. 433—515.23.Лакан Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К Черноглазова, М. А. Титовой (Значение фаллоса). М.: Русское феноменологическое общество, /Логос, 1997.184 с. ISBN 5733304545 –URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/index.shtml
[Датаобращения12.03.13].24.Лакан Жак. 'Я' в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55)· Пер с φρ./ Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство "Логос". 1999. 520 с. ISBN581630007525.Лакан Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К Черноглазова, М. А. Титовой (Значение фаллоса). М.: Русское феноменологическое общество, /Логос, 1997.184 с. ISBN 5733304545 –URL:
8http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/index.shtml;Тексты Ж.А. Миллер. Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда Die Wege der Symptombildung Перевод Александр Черноглазов. Центр изучения лакановского психоанализа: Фрейдово поле 2011–URL:
http://www.freudien.com/id4/id3/diewegedersymptombildung.html
[Датаобращения12.03.13].26.Роберт Столороу, Бернард Брандшафт, Джордж Атвуд. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. /Пер. с англ.—М., “КогитоЦентр”, 1999. —252 с. ISBN 0881630616 (англ.) ISBN 5893530187 (рус.). –URL:
5port.ru копия электронной библиотеки «Куб» http://www.5port.ru/stolorow/clinical_psychoanal
[Датаобращения12.03.13].27.Левин Ховард. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Общество психоаналитической психотерапии. PoweredbyLDU–URL: http://www.spp.org.ru/page.php?id=147&PHPSESSID=54d31de9d342e
[Датаобращения12.03.13].28.Кохут Хайнц, Анализ самости URL Библиотека «Куб» –URL:
http://www.koob.ru/kohut/analiz_samosti и http://www.klex.ru/717
[Датаобращения12.03.13].29.Роберт Столороу, Бернард Брандшафт,Джордж Атвуд. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. /Пер. с англ.—М., “КогитоЦентр”, 1999. —252 с. ISBN 0881630616 (англ.) ISBN 5893530187 (рус.). –URL:
5port.ru копия электронной библиотеки «Куб» http://www.5port.ru/stolorow/clinical_psychoanal
[Датаобращения12.03.13].30.Там же.31.Романов А.А. Интерсубъективный подход в психоанализе: историкотеоретический экскурс. Журнал практической психологии и психоанализа. 2011, №1. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2595
[Датаобращения12.03.13].
Plotnikova, Olga Anatolyevnathe candidate of philosophical sciences, the associate professor, the North Caucasian federal university, branch in Pyatigorsk.Olya.4369437@yandex.ru
Truth search in intersubjektivny space.
Summary. In article the psychoanalysis object of research through a prism of intersubjektivny approach is considered. Theoretical research indicates possibility of detection of intersubjektivny truth in the course of interaction of two people, through special intersubjektivny system. Keywords:psychoanalysis, intersubjektivnost, intersubjektivny reality, empathy, introspektion, psychoanalytic space, psychotherapy.
Поиск истинывинтерсубъективномпространстве.
Аннотация.В статье рассматривается предмет исследования психоанализа через призму интерсубъективного подхода. Теоретическое исследование указывает на возможность обнаружения интерсубъективной истины в процессе взаимодействия двух людей, через особую интерсубъективную систему. Ключевые слова: психоанализ, интерсубъективность, интерсубъективная реальность, эмпатия, интроспекция, психоаналитическое пространство, психотерапия.
Отношение к психоанализу в наши дни не однозначно как среди обывателей, так и среди специалистов в области психического здоровья. И как подметилX.Кохут[1]атаки на психоанализ осуществляются с самых различныхсторон.Егообъявляли мистическим и ненаучным, или напротивчрезмерно рациональным,актото находит его излишне гедонистичным, а ктото не в меру пуританским, то вдруг обнаружатего слишком уж революционным, а затем объявят старомодным, или укажутна коммунистические идеив нем, или назовутреакционным. Действительно сложно разобраться потому, чтопсихоанализ имеет многоуровневую структуру, исследует самые разные стороны жизни человека, открывая пласт за пластомв переживаниях людей.При таких условиях обвинения обретают почву для существования, т.к.диалектически существует возможность чтото с чемто связать. А поскольку психоанализ в разные периоды своего развития сосредотачивал внимание науглубленном изучениикакойто проблемы, то и этоможно подвергать критикив соответствующий исторический период становлениятеории.В подобных случаях всегда легко предъявлять обвинение, но достаточно сложно защищаться.Обвинение базируется на простых и конкретных прегрешениях, в то время как защита должна основываться на утомительном изучениимногогранной целостности психоаналитического объекта, признавая его несовершенство и возможности преображаться. И,тем не менее,психоанализ существует и развивается. Более того психоанализ доказал свою состоятельность в оздоровлении людей.Психоанализ какметод психотерапии остается единственным среди известныхспособов исцеления страдающих людей, который исследует глубокие внутренние переживания человека и через это проявляет истинные мотивы поведения. Центром внимания психоаналитика является исследование источника страдания человека и динамики его развития. Несмотря на свое глубинное вмешательство, онявляется самым гуманным и мягким психотерапевтическимсредством. Эта особая форма заботы о человеке, которая предполагает длительное изучениеличности в направлении ее психического здоровья в том темпе, который будет соответствовать пациенту. Исследователи отмечают, что те, кто обратилсяк психоаналитику, уже никогда не пойдут к другому специалиступо психологическойили психотерапевтической практике.Эффект от постижения истиныделает их более чувствительными в социальных отношениях, а формирующееся аналитическое мышлениепозволяет выступать в роли субъекта реализующего свои решения и преодолевающего собственные ограничения.
Самоосознание самим человеком истории своей жизни предоставляет ему возможность стать ее творцом.Впервые понятие "психоанализ" появляется в статье З.Фреда об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке в 1896 году.Фрейдом был 2предложен метод свободных ассоциаций лечение разговором, впоследствии он и был определен как "психоанализ"[2].И с этого времени начинает менятьсяпонятие истины,т.к.психоанализ совершено поновому рассматриваетстороны психической реальности. Понятие истины обретает новое содержательное осмысление. В результате многолетних исследований доказано, что то, во что чистосердечно верити сообщает о себе анализанто своих мотивах поступков, может находиться очень далеко от истины.В его субъективномрассказе о своей жизнинепомерное честолюбие может «маскироваться» под демонстративное проявление чувства долга, страдание о неразделенной любви–скрывать садомазохистские тенденции, за непримиримой борьбой с несправедливостью может оказаться социальная адаптация личной жестокости.Механизмов работы симптомовпациентоввеликое множество. Чем устойчивее и интенсивнее работа психических защит от осознания подлинных мотивов поведения, тем больше уверенность человека в абсолютной истинности того, что на самом деле истинной не является[3].Со времен З.Фрейда[4]произошли колоссальные изменения и в теории, и в практикепсихоанализа. Открытие психоанализакак особой философии постижения человеческой души во всем ее многообразииспособствовало развитию различных направлений глубинной психологии, популяризировало разнообразие психологических служб.Классическая теория психоанализа многократно переосмысливалась и перерабатывается исследователями до сих пор. Современный психоанализ насчитывает более 20 школ, теории которых значительно расширили исследовательское поледля обнаруженияистины. Границы возраста практически открыты для поиска истины с самого рождения, обогатился и перечень расстройств психики для использования психоаналитических техник.Большой вклад в изучение психической реальности внесли идеиМ. Кляйн[5], Ж. Лакана[6],X.Кохута[7], Винникотта Д.[8]и многих других исследователей и теоретиков.Взгляды на развитие психики уже обращены ина ранние этапы доидепального периода. Современные психоаналитические теории рассматривают целую систему детерминирующих развитие факторов. Помимо влечений, внимание обрелиобъектные отношения, развитие Я, интерсубъективность личности и др. Наряду с пониманием эдипального конфликта учитывается дефицитность психической жизни. Изучение объектных отношений на ранних этапах жизни сегодня позволяет обнаружить дефицитарность психики в случае нарушений отношений в диаде “мать—дитя”.Так, например, Кохут выделяет здоровый нарцизм, наполненный жизнеспособнойСамостью способной к увеличению возможностей человека, и определил патологический нарцизм, в котором слабая Самость для поддержания своей стабильности стимулирует свою собственную грандиозность[9]. При этом если всемогущество не подтверждается, личность оказывается в оковах депрессии. Теория Кохута значительно обогатила фрейдовский подход и позволила психоанализу расширить список расстройств, которые теперь можно распознавать и лечить психоаналитически[10]. Изменение психоаналитического мышления произошло и под воздействиемтеории и концепции М. Кляйн[11]. Она является первооткрывателем ранних объектотношений, объясняющих влияние примитивной бессознательной фантазии на формирование психики ребенка. Раскрытие параноидношизоидной и депрессивной позиций помогает современному психоанализу глубже понимать не только процессы детской психики, но и помогать пациентам с отягощенным нацизмом, а также с пограничной и психотической структурой психики.
Свое видение развития детской психики представил Винникотт[12]. Его исследования в области благоприятной среды развития и «достаточно хорошего 3окружения» со стороны матери (как объекта),позволяют взглянуть иначе на формирование базовых механизмов психики. Понимание значимости окружения обогащает психоаналитическую практику пониманием психической реальности в кабинете психотерапевта. Обогащает теорию психоаналитического подхода и теория Уилфреда Р. Биона, представившая ученому миру детализацию восприятия психикой и дальнейшую трансформацию эмоционального отклика в психические элементы, обогащающие функционирование психических процессов при взаимодействии с окружающей реальностью[13]. Описание основ любых отношений между двумя и более людьми, позволило понимать трансформации детской проективной идентификации в обретаемое осмысленное содержание. Под влиянием Биона[14]предмет психоанализа плотнее приблизился к пониманию значимости интерсубъективного для психики, которая и формируется благодаря интерсубъективной среде. Под влиянием ЖакаМариЭмиль Лакана[15]предмет в исследовании психикивсе большеотходит от естественнонаучного психологического подхода, опирающегося на типологизациюличности,в сторону исследования субъекта как субъекта[16].Формированиесубъективности в теории Лаканапредставлено через структурированность бессознательного подобно конструкциям языка[17]. Структуралистская ревизия фрейдовского психоанализа по принципу структурной лингвистики позволило Лакану[18]превратить теорию влечений в концепцию интерсубъективных отношений. Несмотря на неоднозначные оценки егоподхода,Лакану удалось многие положения разработанной теории сделать востребованными в психоаналитическом поле, а главное еще больше развернуть мышление в сторону интерпсихического подхода и философии[19].Развитие психоаналитического поля теорий позволяет обогатить психоаналитические техники настолько, что бы оказывать помощь нетолько невротическим пациентам, но и людям с тяжелыми нарушениями.Современные психоаналитические техники позволяют помогать людям на разных возрастных этапах. Понимание детерминирующих развитие психики факторов позволяет исследовать формирование глубинных механизмов психики, устанавливать связь с особенностями функциональности личности.Интерпсихический подход в современном психоанализе рассматривает психику человека не как изолированный объект, а как субъективную возможность существовать и развиваться посредством вовлечения в аффективное взаимодействие с субъектами, обладающими своейпсихической реальностью. Процесс взаимодействия с Другим, вовлечения Другого в аффективную связь позволяет раскрыть интерсубъективную структуру Я. Интерсубъективность человека выражает его сущность гораздо больше, чем описание психики как возможности бытия. Сама возможность бытия человека предполагает способность к близости с Другим. Боулби и Эйнсуорт [20]расширяют наши представления о механизмах бессознательного и его врожденных детерминантах в данном аспекте. Являясьпродуктом эволюции, ребенок переживаетинстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на основеимпринтинга. Представляемая базовая потребность присутствует в каждой частице существа ребенка,обеспечивая выживаемость человеческому сообществу. На определенном уровне ребенком можетвосприниматься утрата контакта с матерью как угроза его жизни. Согласно теории привязанности интерсубъективность имеет генетические корни. Исследования Боулби и этологов обращают внимание наэмоции и взаимоотношения людей[21].Вэтих исследованиях впервые собираются объективные данные об отношениях людей, что разворачивает предмет психологии в сторону интерсубъективности человека, иестественно отражается на фокусе вниманияисследователя в поиске 4истины. Понятие интерсубъективности специально разрабатывается в феноменологии Э. Гуссерля[22]. Он рассматривает интерсубъективность как психическую структуру субъекта, обеспечивающую соприкосновение его Я с опытом Другого. Ж. Лакан описывал объектное отношениекак отношение интерсубъективное, при этом предметомисследования в психоанализе становится субъективная истина[23]. Понятия Истины иРеальности разводятся, или,скорее всего поЛакану[24],Реальное отделено от смысла, т.е. «реальное лжет». Примером может являться хорошо представленные в психоаналитической литературе, пути формирования истерии. Однако в проявлении невроза навязчивых состояний эпизоды лживости скрываются еще с большим успехом. Ложь скрытафеноменологией удовлетворения,что является составной частью механизма симптома. Реальное, которое сложно принять человеку, вынуждает его бессознательно лгать. Таким образом, предметом психоанализа становится исследование Истины, конкретнее поиск интерсубъективной истины –того смысла который скрыт за симптомом. К травмирующей реальности можно адаптироваться благодаря симптому, а истинный смысл останется скрыт: «Мы не можем просто привыкнуть к истине. Привыкают к реальности. А истину—ее вытесняют»[25].Позиция психоаналитика не опирается на его знание объективной реальности, а тщательно исследует субъективное устройство психики пациента в интерсубъективном поле. Знание объективной реальности является иллюзией.Реальностьможно познавать, исследовать, но постичь невозможно. Позиция психоаналитика становится позицией философа, который осознает, что реальность можно изучать, но изучить невозможно,что не существует истины последней инстанции,ичто есть лишь возможность. Такое положение делает психоаналитика уязвимым, он не может опираться на свое знание и свое понимание реальности. Возможность постигать эту реальностьему предоставляет пациент. Благодаря установлению особых отношений –альянса, истина может постигаться. Психоаналитик больше не может быть уверен в собственном понимании, а его сомнения и владение психоаналитической техникой становятся средством исследования объективной реальности. Происходит так же переход от классической модели терапевтического процесса от нейтральности и отстраненности в сторону относительной нейтральности и вовлеченности.Предметом исследования становятся отношения между аналитиком и пациентом, определение того, что же на самом деле происходит в кабинете.Истина конкретизируется и раскрываетсяв интерсубъективном поле, познание ее возможно в принятии неразрывности Я и Другого посредством эмоциональной вовлеченности психотерапевт[26].
Такое понимание интерсубъективности делает ее важной составляющей аналитических отношений и аналитического процесса. Появляется возможность воспринимать Другого толькосквозь призму собственной уникальности. Субъективность аналитика одновременно выступает и средством, используя которое аналитик находит связь с пациентом, стремясь понять его, и ограничивающим возможности специалиста фактором, строго предопределяющим его способ изучения других людей[27]. Возможности психоаналитика, терапевта, аналитика всегда ограничены собственным опытом и пониманием пределов своих возможностей. Прежде всего речь идет об эмпатической способности, обеспечивающей безопасность и исцеляющий эффект психоаналитического пространства в кабинете. Современный психоанализпредставляется исследование взаимоотражающей связи субъектов в процессе встречи. Предметом изучения становятся бессознательные механизмы психики пациента при взаимодействии с аналитиком.
5Теория интерсубъективности сформированная под влиянием Япсихологии, настаивает на использовании эмпатическиинтроспективного метода позволяет создать Яобъектную связь между пациентом и психоаналитиком и актуализировать процесс развития и оздоровления. Особый вклад в данное направление внес Х. Кохут, предложивший эмпатическиинтроспективный метод. Дефицитэмпатической связи в процессе развития оказывается главной причиной тяжелых расстройств. Он показывает зависимость формирования целостного непрерывного чувства себя у ребенка от удовлетворения родителями потребности в Яобъектных связях. Психическая состоятельность психики определяется способностью родителей откликаться на формирующиеся у него потребности. Кохут рассматривает нарциссизм как здоровую частьпсихики, а не только как патологическое образование.Он выделяетбазовые нарциссические потребности потребность в идеализации,в отражениии альтерэго потребность («другое Я» быть похожим на другого).Яобъекты играют незаменимую роль в обеспечении зрелого функционирования психики. При условии удовлетворения базовых потребностей, психика ребенка становится способной к переживанию фрустрации[28].
Необходимо отметить, что теоретики по психоанализу рассматривают фрустрацию какнеобходимость опыта человека, его способность переживать страдания и справляться с горем. Этоявляется неотъемлемой частью бытия человека. Сама фрустрация не является источником развития психики человека, а эмпатический отклик Другогов ситуации острой нехватки чеголибообеспечивает способность к существованию, формированию способности быть и преодолевать трудности. Лишение в раннем возрасте ребенка аффективной заботы со стороны родителей способствуют возникновению ощущения потери субъективной реальности. В особых обстоятельствах лишение эмпатической поддержки приводит к тяжелым нарушениям и необратимым последствиям в психике.Тогда суть психоаналитического лечения сводится к созданию Яобъектной связи пациента с психоаналитиком.В процессе психоаналитической работы возникают сопротивление и перенос. В теории интерсубъективности понимание этих процессов переосмысливается. Перенос остается центральным понятием психоанализа, но с интерсубъективной позиции перенос является универсальной личностной потребностью предъявлять свой опыт и свои бессознательные смыслы этого опыта.Вся палитра бессознательных смыслов пациента может быть исследована благодаря переносу в условиях психоаналитической работы. Для того, что бы Яобьектный перенос сформировался, психоаналитику придется целиком предать забвению собственную субъективность, превратившисьв безупречного Яобъекта. Особую роль призваны сыграть в исцелении эмпатичность аналитика. Как неизбежное событие в кабинете произойдет нарушение Яобъектной связи, свойственное для любых человеческих отношений. Возможность специалиста по психоанализу обнаруживать разрывы в трансферентных Яобъектных отношениях и способности анализировать несовпаденияв речи, чувствах и событияхобеспечивает развитие участников психоаналитического процесса[29]. Можно отметить,чтосовременный психоанализ делает возможным исцеление человека не за счет готовых интерпретацийи рекомендаций, а как возможность быть в присутствии Другого, столкнуться смногогранностью собственного Я, и за счет поддерживающего присутствия психоаналитика продвигаться в собственном развитии. Интерсубъективный поход позволяет подойти к исследуемым в психоанализе явлениям со стороны включенности психики во взаимодействиеи рассматривать функциональную индивидуальность человека. Главными принципами в исследовании психической реальности являются эмпатия и интроспекция. Расширение границ исследования возможно только через 6увеличение эмпатическогопонимания клиента психоаналитиком. Благодаря этому психотерапевтили психоаналитикобогащает интерсубъективный диалог. Интерсубъективная реальность становится постигаемой для пациента и аналитикаи находит свое отражение в сознании и речи. Непрерывное эмпатическое исследование создает условие для создания интерсубъективной системы, в которой становится возможным рассмотрение опыта пациента иобнаружения смысла симптома. Таким образом, основой психоаналитического исследования является фундаментальное философское положение о существовании объективной реальности. Для психоаналитического исследования с позиции интерсубъективного подхода доступной становится субъективная реальность.Составляющими субъективной реальности являются субъективная реальность пациента, субъективная реальность аналитика, а также многогранная интерсубъективная системав результате ихвзаимодействия[30].Постижение истины достигается путем раскрытия внутрипсихических феноменов и установления их связи с интерсубъективным контекстомв процессе исследования с использованием эмпатическиинтроспективного методаи саморефлексивностипсихоаналитического исследования. Этот подход позволяет преодолевать «слабые места» традиционного психоанализаи повышает эффективность психотерапевтического процесса[31].Поиск истины в психоаналитическом пространстве благодаря интерсубъективному подходу можно представить как обнаружение смысла в процессе взаимодействия двух людей, через особую интерсубъективную систему, основанную на эмпатии психоаналитика.
Ссылки на источники.1.Кохут. Стоит ли нам и сегодня изучать психическую жизнь человека? //Сборник научных статей по истории, теории и практике, называющийся «Психоанализ в Берлине» (празднование 50летия Берлинского психоаналитического института [KarlAbrahamInstitut], Verlag Anton Hain, Meisenheim am Glan [ФРГ], 1971 г., стр. 7996. –2001 Николаев Виктор И.и Бугаёва Людмила Ф. All rights reserved. Revised: января 17, 2007 г. –URL: http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/kohut.htm–[Дата обращения23.02.13].2.Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. —М.: АСТ, 2006. —400 с. —ISBN 51703647253.Кохут. Стоит ли нам и сегодня изучать психическую жизнь человека? //Сборник научных статей по истории, теории и практике, называющийся «Психоанализ в Берлине» (празднование 50летия Берлинского психоаналитического института [KarlAbrahamInstitut], Verlag Anton Hain, Meisenheim am Glan [ФРГ], 1971 г., стр. 7996. –2001 Николаев Виктор И.и Бугаёва Людмила Ф. All rights reserved. Revised: января 17, 2007 г. http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/kohut.htm–[Дата обращения23.02.13].4.Фрейд, Зигмунд. Толкование сновидений / под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. —М.: Фирма СТД, 2005. —680 с. —ISBN 58980804065.A Contributions to the Psychogenesis of ManicDepressive States (1935) // Klein, M. Contributions to PsychoAnalysis, 19411945. HogarthPress, 1948. (And: IJPA, XIV.); Кляйн, Мелани. ЗАВИСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ http://koob.ru–[Дата обращения12.03.13].6.Жак Лакан. СТАДИЯ ЗЕРКАЛА КАК ОБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЮ Я, КАКОЙ ОНА РАСКРЫЛАСЬ НАМ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ. Переводсфранцузского: Le stade du miroir comme formateur de la fonction du Je (J.Lacan. Ecrits I. Ed. du Seuil. 1966. pp.8997) Арнаут Скард —Лапидуса Доклад, прочитанный на XVIмеждународном конгрессе по психоанализу в Цюрихе 17 июля 1949 г.–URL: lacaniens.org.ua/lib/stadia_zerkala.doc
[Дата обращения13.03.13].7.Хайнц Кохут. Восстановление самости. /Перевод с английского INTERNATIONALUNIVERSITIESPRESS, INC. Madison Connecticut. Серия «Современная психотерапия». Москва: «КогитоЦентр», 2002. 189 с.8.Винникотт Д.В. Пигля: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. /Пер. с англ. Л.Н. Боброва. —М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. —176 с. —(Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 586375110Х(РФ)
79.Analysis of the Self: Systematic Approach to Treatment of Narcissistic Personality Disorders, InternationalUniversities Press, 2000, ISBN 0823680029.10.Хайнц Кохут. Анализ самости: Систематически» подход к лечению нарциссических нарушении личности / Пер. с англ. М., "КогитоЦентр", 2003. 308 с. (Современная психотерапия)ISBN 0792371210 (англ.)ISBN5893530934 (рус.) –URL: cs5824.userapi.com/.../Kokhut_Kh_Analiz_samosti_Sistemnyjj_podk..
[Дата обращения13.03.13].11.МЕЛАНИ КЛЯЙН. К вопросу о психогенезе маниакальнодепрессивных состояний. ПереводвыполненЕленойЛапидуспоизданию: Klein M. Contributions to PsychoAnalysis (19211945). L.: Hogarth Press, The Institute of PsychoAnalysis, 1948, P.6886. НаучнаяредакцияС.Ф.Сироткина. –URL: psyinst.ru›Библиотека›?id=1014&part=article [Датаобращения12.03.13].
12.Д. В. Винникотт. Маленькие дети и их матери.; Винникотт Д.В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. —М.: Независимая фирма “Класс” ISBN 0201608936 (Великобритания); ISBN 586375009X (РФ) URL: www.koob.ru
[Датаобращения12.03.13]. 13.Бион У.Р. Ксвязь и –Ксвязь: 2 главы из книги В.Р. Биона «Научение через опыт переживания», готовящейся к выходу в свет в издательстве КогитоЦентр. //Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №1. –URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2637
[Датаобращения12.03.13]. 14.Бион У.Р. Теория мышления: статья представляет собой доклад, прочитанный на 22м Международном психоаналитическом конгрессе в Эдинбурге (июльавгуст 1961) и впервые опубликованный в International Journal of PsychoAnalysis, 43, 306–10. //Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №1. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2636
[Датаобращения12.03.13].15.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. —М: Гнозис, 1995. Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года.–URL:http://anthropology.rinet.ru/old/library/lakansoder.htm
[Датаобращения12.03.13].16.Универсальная научнопопулярная онлайнэнциклопедия. 19972012 Онлайнэнциклопедия «Кругосвет».
www.krugosvet.ru/–URL:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/LAKAN_ZHAK.html?page=0,1
[Датаобращения12.03.13].17.Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. —М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997. –URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/st000.shtml
[Датаобращения12.03.13].18.Виктор Аронович Мазин. Введение в Лакана., 2004 г. –URL: http://lib.rus.ec/b/103685
[Датаобращения12.03.13].19.ЛаканЖан. Семинары: Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). Пер. с фр./ Перевод А. Черноглазова. М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос". 2002. 608 с. ISBN 581630037720.1Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности. //Журнал практической психологии 2002, №1. (Глава из книги Крэйн Уильям, Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. Издательство: ОЛМАПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЕВРОЗНАК, 2002 г. ISBN: 5938780500.) Научнопрактический портал электронных публикаций. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/
[Датаобращения12.03.13].21.Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности. //Журнал практической психологии 2002, №1. (Глава из книги Крэйн Уильям, Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. Издательство: ОЛМАПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЕВРОЗНАК, 2002 г. ISBN: 5938780500.) Научнопрактический портал электронных публикаций. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/
[Датаобращения12.03.13].22.Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука.—Мн., М., 2000. —С. 433—515.23.Лакан Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К Черноглазова, М. А. Титовой (Значение фаллоса). М.: Русское феноменологическое общество, /Логос, 1997.184 с. ISBN 5733304545 –URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/index.shtml
[Датаобращения12.03.13].24.Лакан Жак. 'Я' в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55)· Пер с φρ./ Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство "Логос". 1999. 520 с. ISBN581630007525.Лакан Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К Черноглазова, М. А. Титовой (Значение фаллоса). М.: Русское феноменологическое общество, /Логос, 1997.184 с. ISBN 5733304545 –URL:
8http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001008/index.shtml;Тексты Ж.А. Миллер. Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда Die Wege der Symptombildung Перевод Александр Черноглазов. Центр изучения лакановского психоанализа: Фрейдово поле 2011–URL:
http://www.freudien.com/id4/id3/diewegedersymptombildung.html
[Датаобращения12.03.13].26.Роберт Столороу, Бернард Брандшафт, Джордж Атвуд. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. /Пер. с англ.—М., “КогитоЦентр”, 1999. —252 с. ISBN 0881630616 (англ.) ISBN 5893530187 (рус.). –URL:
5port.ru копия электронной библиотеки «Куб» http://www.5port.ru/stolorow/clinical_psychoanal
[Датаобращения12.03.13].27.Левин Ховард. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Общество психоаналитической психотерапии. PoweredbyLDU–URL: http://www.spp.org.ru/page.php?id=147&PHPSESSID=54d31de9d342e
[Датаобращения12.03.13].28.Кохут Хайнц, Анализ самости URL Библиотека «Куб» –URL:
http://www.koob.ru/kohut/analiz_samosti и http://www.klex.ru/717
[Датаобращения12.03.13].29.Роберт Столороу, Бернард Брандшафт,Джордж Атвуд. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. /Пер. с англ.—М., “КогитоЦентр”, 1999. —252 с. ISBN 0881630616 (англ.) ISBN 5893530187 (рус.). –URL:
5port.ru копия электронной библиотеки «Куб» http://www.5port.ru/stolorow/clinical_psychoanal
[Датаобращения12.03.13].30.Там же.31.Романов А.А. Интерсубъективный подход в психоанализе: историкотеоретический экскурс. Журнал практической психологии и психоанализа. 2011, №1. –URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2595
[Датаобращения12.03.13].
Plotnikova, Olga Anatolyevnathe candidate of philosophical sciences, the associate professor, the North Caucasian federal university, branch in Pyatigorsk.Olya.4369437@yandex.ru
Truth search in intersubjektivny space.
Summary. In article the psychoanalysis object of research through a prism of intersubjektivny approach is considered. Theoretical research indicates possibility of detection of intersubjektivny truth in the course of interaction of two people, through special intersubjektivny system. Keywords:psychoanalysis, intersubjektivnost, intersubjektivny reality, empathy, introspektion, psychoanalytic space, psychotherapy.