Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косникова А. А., Косникова В. Р. Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 951–955. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53193.htm.
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени –педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека. В ней анализируются подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста; рассматриваются педагогические условия необходимые для формирования правовой компетентности у дошкольников, а также предлагается структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косникова Александра Александровна,магистр педагогики, г. Уфа.aleksandra.kosnikova@mail.ru

Косникова Вера Рафаэльевна,воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад «Журавушка», с. Бижбуляк.cool.veroc2013@yandex.ru

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени –педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.В ней анализируются подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста;рассматриваются педагогические условия необходимые для формирования правовой компетентности у дошкольников, а также предлагается структурнофункциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников.Ключевые слова: правовое воспитание,подход,педагогические условия, правовая компетентность, модель.

Одной из ведущих, концептуальных идей XXIвека, имеющих значимостькак для мирового сообщества в целом, так и для каждой страны в отдельности и каждой личности в частности, явилась идея прав человека. Применительно к нашему времени особую актуальность приобрело движение за права детей, имеющее не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы по данной проблеме.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизациинашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве.В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте.Значительный вклад в исследования, раскрывающие специфику осуществления правового воспитания детей дошкольного возраста, внесли Н.С. Голицына, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Л.Г. Огнева.Согласно С.А. Козловой, правовое воспитаниепредставляет собой, целенаправленнуюдеятельность по воспитанию правовой культуры ребенка, которая проявляется в определенной правовой позиции личности [1,c.27].

В качестве теоретикометодологических оснований изучения правового воспитания выступает совокупность методологических подходов. Как отмечает Л.В. Трубайчук, подход –это особая формапознавательной и практической деятельности, позволяющаярассмотреть педагогические явления под определенным углом зрения [2].Рассмотрим, чем характеризуется каждый научный подход относительно правового воспитания дошкольников.

Однимиз основных подходов в методологии является системный. Cистемныйподход в педагогике рассматриваютЮ.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Н. Сериков. Ученые отмечают, что системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.Данный подход позволяет принимать решения при проектировании и управлении сложными педагогическими явлениями, анализировать, исследовать, развивать некоторый объекткак целостную единую систему [3].

Следовательно, с позиции системного подхода изучение правового воспитания предполагаетвыявление составных элементов этого процесса, его компонентов, установление связей между компонентами и определение функций системы в целом.

Основы аксиологическогоподходабыли заложены русскими и зарубежными философами О.В. Дробницким, М.С. Каган, В.П. Тугариновым, М. Шелер, разработавшими основы теории ценностей, раскрывшими сущность понятия, выделившими и описавшими основные группы ценностей. В отечественной педагогике данный подход изучался Н.А. Асташовой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым. Аксиологический подход–это подход, позволяющийизучить явление с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворения потребностей людей. Данный подход связан с понятием «ценность».

По мнениюВ.А. Сластенина, ценность–это специфическое образованиесознания,которое выступает в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, общественными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентации личности и общества [4].

Следовательно, аксиологический подход к правовому воспитанию дошкольников способствует становлению личности, обладающей правовой культурой и системой ценностей. Поэтому вслед за В.А. Сластениным, в качестве рабочего определения ценностеймыбудем придерживаться следующего: ценности это специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся образцами и ориентирами деятельности дошкольника. Деятельностный подходнашел отражение в работахВ.С. Библера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Диалогический подход –это подход, который позволяет изучить явление с позиции взаимной обращенности субъектов, их отношение друг к другу, нахождение общего во взаимодействии.С точки зрения данного подхода использование форм, приемов и методов в правовом воспитании детей дошкольного возраста позволяет сконструировать у ребенка те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.

Последние годы успешно распространяются идеи личностно гуманного подходаШ.А. Амонашвили. Опираясь на идеи великих педагоговЯ.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили утверждает, что гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Правовоевоспитание с точки зрения личностногуманного подхода рассматривается под углом зрения уважения свободы ребенка как личности, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям [5].

В настоящее время среди методологических подходов в педагогике все чаще называют компетентностный подход.Компетентностный подход исследуется в работах В.А. Болотова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторской.Компетентностный подход определяется,как вид содержания образования, который не сводится к знаниевоориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.Итак, применительно правового воспитания компетентностный подход:помогает определить правовое воспитание дошкольников как правовую компетентность, дает возможность ориентировать содержание правового воспитания дошкольников на бесконечное разнообразие, новизну и нестандартность жизненных ситуаций.Таким образом, данные подходы активизируют социальную позициюдетей, обогащают их шкалу ценностей, нравственность. Ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей. На основе анализа нормативноправовых документов, подходов к правовому воспитанию для анализа результатов исследования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста был выявлен комплекс педагогических условий.

Прежде, чем рассмотреть педагогические условия формирования у старших дошкольников представлений о правах человека, определим их цели, задачии принципы. Цель –подготовка ребенка в процессе правового воспитания к осознанию себя человеком, членом общества. Ученые Н.В.Алешина, Т.Н.Доронова, Л.В.Калинина выделяют в своих исследованиях следующие задачи: подготовка ребенка к жизни в современном обществе; приобщение ребенка к социальному миру (С.А.Козлова, Л.В.Коломийченко); система работы по ознакомлению детей с правами человека (Н.Г.Зеленова, Л.К.Мячина, Л.Е.Осипова).Такие ученые как, М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, Л.А.Парамонова, А.П.Оконешникова, С.Н.Федорова выделяют в своих исследованиях следующие задачи: подготовка ребенка к жизни в современном обществе; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам (М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова); усвоение дошкольниками знаний о принадлежности человека кразным расам, о сходстве и различии людей, живущих на Земле, имеющих равные права и одинаковые обязанности перед собой и окружающей социальной действительностью (Н.Г.Капустина, Л.К.Мячина, С.В.Федотова).Рассматривая особенности формирования у старших дошкольников представлений о правах человека, важно определить основные принципы правового воспитания. А.П. Оконешникова выделяет следующие принципы: принцип толерантности,означающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, выдержку и любовь к детям, отсутствие независимости и враждебности между людьми разных национальностей; принцип демократизма, предполагающий признание равных прав и обязанностей, предоставление ребенку максимальной свободы и создание эмоционального комфортного климата в семье, школе и социальной среде.

Ю.В. Атемаскина предлагает следующие принципы: принцип научности, направленный на развитие познавательной активности в правовой области и формирование умения искать необходимую правовую информацию; принцип системности и последовательности, направленный на закрепление раннее усвоенных правовых знаний и умений, на их последовательное развитие и совершенствование; принцип учета индивидуальных особенностей, заключающейся в определении уровня правовой культуры;принцип параллельности, совмещение правового образования в условиях ДОУ с образованием в педагогической, психологической и других областях[6].Следует выделить принципы, которые мы положили в основу формирования у старших дошкольников представлений о правах человека.Принцип системности –логика в построении содержания и процесса обучения и воспитания, закрепление раннее усвоенных правовых знаний и умений, на их последовательное развитие и совершенствование.Принцип взаимодействия–процесс, происходящий между участниками образовательного процесса в ходе правового воспитания, направленный на развитие свободной личности, обладающей правовыми знаниями.Принцип активности –основывается на формировании у детей мотивации к необходимости ознакомления с правами человека.Опираясь на работы выше перечисленных авторов федеральных программ и исследователей, мы конкретизировали задачи формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: сформировать у детей первоначальные представления о правах человека на основе Конвенции ООН о правах ребёнка; обеспечить детей знаниями, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности; разработать структурнофункциональную модель формирования правовой компетентности у дошкольников.

Рассмотрим педагогические условия формирования у старших дошкольников представлений о правах человека.Под педагогическими условиями, вслед за Н.М. Борытко,мы понимаем внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего ознакомление с правами человека.

Первое педагогическое условиенаправлено на повышение правовой компетентности педагогов ДОУ. На необходимость повышения правовой компетентности педагогов ДОУ как одного из важнейших компонентов воспитательной деятельности в дошкольном возрасте указывают Ю.В.Атемаскина, И.В.Данилова, Л.А.Федорова. По мнению данных исследователей, правовая компетентность педагога –это умение актуализировать правовые знания и опыт в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, просвещая и воспитывая родителей и детей.Поэтому необходимо выделить функции, которые мы положили в основу повышения правовой компетентности педагогов ДОУ. Информационная функция, которая характеризуется наличием потребности в правовых знаниях и умениях, систематичностью и осознанностью их получения. Эффективность правовой деятельности педагога зависит не толькоот правовых знаний, но и от умения использовать правовую информацию разными способами в быстром темпе.Просветительская функцияпредставляет собой умение организовывать правовое просвещение родителей и детей старшего дошкольного возраста, осознанным выбором способа действий в разнообразных ситуациях педагогического процесса, понимание важности правовой компетентности.Преобразовательная функцияподразумевает механизм овладения правовой компетентностью и ее воплощение в творчестве. Потребность творить воплощается в специфических способностях, одна из которых способность мыслить с позиций права.

Мы предполагаем, что данные функциипозволят повысить уровень правовой компетентности педагогов ДОУ и обеспечитьзнание:основных международных, федеральных и региональных нормативных документов по вопросам охраны прав детей;сущностной природы общечеловеческих ценностей и естественносубъективного права, их места ироли в гуманизации образования. Познакомить с основными понятиями и категориями права, используемымив системе образования, а также с правамиребенка дошкольного возраста, своимиправамии обязанностями как работника образовательного учреждения, правами иобязанностями родителей как участников педагогического процесса.Второе педагогическое условиепредполагает овладение родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста.Психологопедагогический анализ литературы позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей. Н.Ю. Ган, Т.А. Репина отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативноправовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи. Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной ученые рекомендуют использовать традиционные методы: наблюдение, интервью, тестирование, беседы.Для повышения уровня правовых знаний родителей, мы предлагаем вести правовое просвещение родителей. Работу с родителями необходимо построить в четыре этапа: Ознакомительный

оценка ситуации, сбор информации по проблеме.

Изучение семьи

определение внутрисемейных проблем и затруднений в правовом воспитании детей:индивидуальные беседы, консультации, наблюдение за взаимоотношением детей с родителями.Просветительский–оказаниепсихологопедагогической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.Коррекционный–решениепроблемных ситуаций, повышение социальной компетентности родителей [7].Работа, выстроенная данным образом, создаст условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по проблеме прав ребенка; сформирует индивидуальную воспитательную родительскую позицию; поможет осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью овладения знаниями в области правового воспитания детей дошкольного возраста.В образовательном пространстве ДОУ необходимо создать для ребенка такие условия, которые бы обеспечивали проявление и развитие индивидуальности. Третьим педагогическим условиемявляется организация развивающей среды, направленная на ознакомление дошкольников с правами человека.Среда ДОУ формируется педагогическим коллективом, родителями и детьми. Если в этой среде господствуют ценности, идеи развития личности, индивидуальности и создаются условия для их реализации, то такую среду называют «развивающей». Л.С.Божович, рассматривая влияние среды на личность дошкольника, определяет среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Данное сочетание создает основу для развития и появления новых качественных образований. Ряд исследователей Т.Н.Доронова, С.А.Козлова, М.Ю.Новицкая считают, что одним из педагогических условий организации воспитательнообразовательного процесса ДОУ является предметная среда. Ее компоненты обеспечивают полноценность социального развития ребенка, «удовлетворяют потребности актуального, ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский); среда субъектносубъектного взаимодействия, которая обогащается содержательным взаимодействием всех субъектов образовательного процесса (Т.Н.Доронова, С.А.Козлова); воспитательная семейная среда образовательного процесса (М.Ю.Новицкая).Мы рассматриваемразвивающуюсреду как предметнопространственное окружение, способное сформировать правовую компетентность у дошкольника.Для того чтобы сформировать правовую компетентность дошкольника, мы предлагаем в предметноразвивающую средудошкольной группывключить:

Центригровой деятельности, содержанием которого являютсясюжетноролевые игры «Семья», «Школа», «Детский сад», «Почта»; различные виды театрализованной деятельности по ознакомлению дошкольников с правами (право на имя, жизнь, семью, отдых и досуг и т.д.); дидактические игры «Радио», «Назови меня полным именем».

Центр познавательной деятельности,содержащий разделы по ознакомлению с окружающим миром, развития речи, ознакомления с художественной литературой, развития элементарных математических представлений,изобразительная деятельность.

Центр культурнодосуговой деятельностивключающий отдых, полочку «Умных книг», представленных в группе дошкольников; атрибуты, использованные на театрализованных праздниках и развлечениях.

В области дошкольного воспитания вопросами правовой компетентности занимались О.Ф. Борисова, А.Г. Гогоберидзе, Т.В. Тарасова, С.В. Федорова. Данные авторы утверждают, что правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования у них правовой компетентности.К старшему дошкольному возрасту, по мнению А.Г. Гогоберидзе, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении начальных ключевых компетенций. Автор определяет их как интегративные личностные характеристики, определяющие способность ребёнка к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности. Овладение начальными компетенциями позволяет ребёнку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны и применимы в различных ситуациях [8].Т.В. Тарасова определяет правовую компетентность дошкольника, как свойство личности, выражающееся интегративной совокупностью взаимосвязанных компетенций, реализующейся через умения и навыки, способствующие эффективному формированию правовых отношений в правовом образовательном пространстве.Выявление правовой компетентности дошкольникамы рекомендуем проводитьпо следующим критериям:

проявление логиконормативного компонентаправовой компетентности дошкольника (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

проявление эмоциональнообразного компонентаправовой компетентности дошкольника (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

проявление поведенческого компонентаправовой компетентности дошкольника (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).Анализ педагогических условий по проблеме исследования позволил обосновать структурнофункциональную модель, обеспечивающую эффективность формирования у детей дошкольного возрастаправовой компетентности.

Методологической базой структурнофункциональной модели стали труды В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, В.А.Штофа.По мнению В.А. Штофа, модель –это созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта и находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее дает новую информацию об объекте исследования [9, с.120].Компоненты спроектированной структурнофункциональной модели раскрывают содержание и педагогические условия реализации у детей дошкольного возраста представлений о правах человека. Разработанная структурнофункциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников включает работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми. Рассматриваемая нами, структурнофункциональная модель формирования правовой компетентности у дошкольников строится на принципах системности, взаимодействия и активности. Сочетание всех компонентов модели позволит эффективно реализовать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.

Ссылки на источники1.Козлова С.А. Мы имеем право // учеб.метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений.М.; Обруч, 2010.2.Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2003.3.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. –1989.4.Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М.: «Академия», 2003.5.Амонашвили Ш.А. Гуманно –личностный подход к детям / Акад. пед. соц. Наук, Моск. Психолого –соц. инт. –М.: Издво «Инт практич психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 6.Атемаскина Ю. В. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ // Дошкольное воспитание.

2010.

№5.

С. 116121.7.

Тюкалова Н.Г. Правовое просвещение родителей // Управление ДОУ.

2010.

№3.

С. 9699.8.Трубайчук Л.В.Компетентностная модель дошкольного образования: коллективнаямонография / Л.В. Трубайчук [и др.]. Челябинск: Издво ИИУМЦ «Образование», 2009.

9.Штофф В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974.

Kosnikova Aleksandra,master of pedagogy, Ufaaleksandra.kosnikova@mail.ruKosnikova Vera,kindergarten teacherof the first qualificationcategory MAPEI «Crane», cool.veroc2013@yandex.ruPedagogical conditions of formingat children of preschool ageof representations about human rightsAbstrakt. Article is devotedto one of actual problems of our time –to pedagogical conditions of forming at children of preschool age of representations about human rights. In itapproaches to legal education of children of preschool age; pedagogical conditionsnecessary for formation of legal competence at preschool children, and also is offered the structurally –functional model of formation of legal competence of preschool children.Keywords: legal education, approach, pedagogical conditions,legal competence, model.