Современные стратегии обучения английскому языку
Выпуск:
ART 53195
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каравашкина
Е.
Ю.,
Рогова
В.
И. Современные стратегии обучения английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
961–965. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53195.htm.
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных стратегий обучения -обучение в сотрудничестве по методу С.Кагана. Данный метод является особо актуальным в связи с переходом на ФГОС ООО второго поколения. Стратегия
предполагает структурный подход к организации деятельности учащихся. Рассматриваются самые популярные из «структур Кагана».
Ключевые слова:
обучение в сотрудничестве, самостоятельная деятельность учащихся, структуры кагана, ученические сообщества
Текст статьи
Каравашкина Елена ЮрьевнаУчитель английского языка высшей квалификационной категорииМБОУ «Лицей №2» РТ, г. Бугульма1302000614@tatar.mail.ruРогова Вера ИвановнаУчитель английского языка МБОУ «Лицей №2» РТ, г. Бугульма
rogovavera@mail.ruСовременные стратегии обучения английскомуязыкуВ статье рассматривается одна из актуальных стратегий обучения обучение в сотрудничестве по методу С.Кагана. Данный метод является особо актуальным в связи с переходом на ФГОС ООО второго поколения. Стратегия предполагает структурный подход к организации деятельности учащихся. Рассматриваются самые популярные из «структур Кагана».Обучение в сотрудничестве, самостоятельная деятельность учащихся, структуры Кагана, ученические сообщества.Любовь и интерес к изучению английского языка зарождаются на начальной ступени обучения. Задача учителя –поддерживать этот интерес на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Этому способствуют новые методы отработки и предъявления учебного материала. Обновление современного школьного образования нацелено на приоритетность форм воспитания и образования школьников как субъектов деятельности. Акцент в содержании образования делается на формирование системы личностно значимых знаний, а развитие продуктивного опыта школьников рассматривается в качестве одной из ведущих задач школьного образования. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.[1]Достижение этой задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества –групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности. Самостоятельность и активность в учебной работе (в большинстве случаев) выступают основой опыта успешности учащегося на последующие периоды.[2]В настоящее время большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающее вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность.[3]Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве по методу доктора С. Кагана (Cooperativelearning, Kagan’sstructures).Cooperativelearning успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы,каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы взаимодействия для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, но и за помощь товарищам по команде, в результате чего создается атмосфера успеха. Учащиеся работают над заданием до тех пор, пока все члены группы поймут и завершат его.
Согласно стратегии «Cooperativelearning» обучение происходит в команде (группе), эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов –PIES, где P(Positive Interdependence) предлагает позитивноевзаимодействие между участниками команды, I(Individual Accountability) –осознание индивидуальной ответственности, E(Equal Participation) –равное участие, S(Simultaneous Interaction) –одновременное взаимодействие.[4,5]Стратегия «Cooperativelearning» предполагает структурный подход.Структура«Веер» (Fanandpick)Ученик 1 держит карточки с заданиями/вопросами веером.Ученик 2 вытягивает карточку и читает вопросУченик 3 отвечаетУченик 4 реагирует –проверяет, перефразирует, хвалит.Далее по стрелкам, т. е. следующий ученик держит, тянет и т. д. Рис.1 Веер–«Fan and pick»Структура «Подумай и обсуди в паре» (Thinkpairshare)Учащиеся передвигаются по комнатеПо сигналу образуют парыЗвучит вопросОбдумывают вопрос, обсуждают в паре, обмениваются мнениямиВозможность поделится ответом со всем классом/группой.Структура «Вопросвопрособмен» (QuizQuizTrade)Передвигаются по комнатеОбразуют пары (у каждого карточка с вопросом и ответом)Ученики задают вопросы друг другуОбмениваются карточкамиИдут дальше в поисках нового партнера по общению, предварительно подняв руку(так становится ясно,кто свободен)Структура повторяется.Структура «Говорящие чипсы» (TalkingChips)Учитель ставит проблему/дает заданиеКаждому ученику раздаются «чипсы»(жетоны)Каждый ученик, высказываясь по проблеме,кладет «говорящий чипс» в центр стола.И так до тех пор по кругу, пока «чипсы» не закончатся.Несомненным достоинством структур является позитивное взаимодействие участников. Учителю необходимо изменить атмосферу в классе.Необходимо поддерживать попытки обучающихся рисковать, пробовать собственные варианты, не боясь совершать ошибки. При благоприятном психологическом климате у ученика происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием формирования чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самосовершенствованию. Ссылки на источники:1.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Реализация требований стандарта / Логинова О.Б.// Начальная школа. –2012. №1.2.Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель//ИЯШ 2001, №1, с.914.3.Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // ИЯШ 2004, №2.4.From Lessons to Structures A Paradigm Shift for 21st Century Education / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/5.Kagan Structures Simply Put / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/6.Cooperative Learning: Seventeen Pros and Seventeen Cons Plus Ten Tips for SuccessEducation / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/
Elena KaravashkinaHigh qualification teacher of EnglishLyceum№2 Russia, Tatarstan, Bugulma1302000614@tatar.mail.ruVera RogovaLyceum №2 Russia, Tatarstan, BugulmaTeacher of Englishrogovavera@mail.ruModern strategies in English Language TeachingThe article deals with the most uptodate educational strategies –cooperative learning by Dr. Spenser Kagan. The strategy is very important especially in the conditions of changing educational standards in Russia. This method presupposes the usage of structures that are called Kagan’s structures.Cooperativelearning, student’sautonomy, Kagan’s structures, groups of students.
rogovavera@mail.ruСовременные стратегии обучения английскомуязыкуВ статье рассматривается одна из актуальных стратегий обучения обучение в сотрудничестве по методу С.Кагана. Данный метод является особо актуальным в связи с переходом на ФГОС ООО второго поколения. Стратегия предполагает структурный подход к организации деятельности учащихся. Рассматриваются самые популярные из «структур Кагана».Обучение в сотрудничестве, самостоятельная деятельность учащихся, структуры Кагана, ученические сообщества.Любовь и интерес к изучению английского языка зарождаются на начальной ступени обучения. Задача учителя –поддерживать этот интерес на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Этому способствуют новые методы отработки и предъявления учебного материала. Обновление современного школьного образования нацелено на приоритетность форм воспитания и образования школьников как субъектов деятельности. Акцент в содержании образования делается на формирование системы личностно значимых знаний, а развитие продуктивного опыта школьников рассматривается в качестве одной из ведущих задач школьного образования. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.[1]Достижение этой задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества –групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности. Самостоятельность и активность в учебной работе (в большинстве случаев) выступают основой опыта успешности учащегося на последующие периоды.[2]В настоящее время большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающее вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность.[3]Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве по методу доктора С. Кагана (Cooperativelearning, Kagan’sstructures).Cooperativelearning успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы,каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы взаимодействия для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, но и за помощь товарищам по команде, в результате чего создается атмосфера успеха. Учащиеся работают над заданием до тех пор, пока все члены группы поймут и завершат его.
Согласно стратегии «Cooperativelearning» обучение происходит в команде (группе), эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов –PIES, где P(Positive Interdependence) предлагает позитивноевзаимодействие между участниками команды, I(Individual Accountability) –осознание индивидуальной ответственности, E(Equal Participation) –равное участие, S(Simultaneous Interaction) –одновременное взаимодействие.[4,5]Стратегия «Cooperativelearning» предполагает структурный подход.Структура«Веер» (Fanandpick)Ученик 1 держит карточки с заданиями/вопросами веером.Ученик 2 вытягивает карточку и читает вопросУченик 3 отвечаетУченик 4 реагирует –проверяет, перефразирует, хвалит.Далее по стрелкам, т. е. следующий ученик держит, тянет и т. д. Рис.1 Веер–«Fan and pick»Структура «Подумай и обсуди в паре» (Thinkpairshare)Учащиеся передвигаются по комнатеПо сигналу образуют парыЗвучит вопросОбдумывают вопрос, обсуждают в паре, обмениваются мнениямиВозможность поделится ответом со всем классом/группой.Структура «Вопросвопрособмен» (QuizQuizTrade)Передвигаются по комнатеОбразуют пары (у каждого карточка с вопросом и ответом)Ученики задают вопросы друг другуОбмениваются карточкамиИдут дальше в поисках нового партнера по общению, предварительно подняв руку(так становится ясно,кто свободен)Структура повторяется.Структура «Говорящие чипсы» (TalkingChips)Учитель ставит проблему/дает заданиеКаждому ученику раздаются «чипсы»(жетоны)Каждый ученик, высказываясь по проблеме,кладет «говорящий чипс» в центр стола.И так до тех пор по кругу, пока «чипсы» не закончатся.Несомненным достоинством структур является позитивное взаимодействие участников. Учителю необходимо изменить атмосферу в классе.Необходимо поддерживать попытки обучающихся рисковать, пробовать собственные варианты, не боясь совершать ошибки. При благоприятном психологическом климате у ученика происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием формирования чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самосовершенствованию. Ссылки на источники:1.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Реализация требований стандарта / Логинова О.Б.// Начальная школа. –2012. №1.2.Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель//ИЯШ 2001, №1, с.914.3.Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // ИЯШ 2004, №2.4.From Lessons to Structures A Paradigm Shift for 21st Century Education / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/5.Kagan Structures Simply Put / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/6.Cooperative Learning: Seventeen Pros and Seventeen Cons Plus Ten Tips for SuccessEducation / Dr. Spenser Kagan// www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/
Elena KaravashkinaHigh qualification teacher of EnglishLyceum№2 Russia, Tatarstan, Bugulma1302000614@tatar.mail.ruVera RogovaLyceum №2 Russia, Tatarstan, BugulmaTeacher of Englishrogovavera@mail.ruModern strategies in English Language TeachingThe article deals with the most uptodate educational strategies –cooperative learning by Dr. Spenser Kagan. The strategy is very important especially in the conditions of changing educational standards in Russia. This method presupposes the usage of structures that are called Kagan’s structures.Cooperativelearning, student’sautonomy, Kagan’s structures, groups of students.