Особенности синтаксических конструкций в лирике Ф.И. Тютчева
Выпуск:
ART 53205
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Битаева
А.
Б. Особенности синтаксических конструкций в лирике Ф.И. Тютчева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1011–1015. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53205.htm.
Аннотация. В предложенной работе мы постарались отобразить особенности синтаксических конструкций в некоторых стихотворениях Ф.И. Тютчева. Статья основана на анализе следующих приемов: инверсии, риторических вопросах, обращении, сочинительной связи. В научной работе приводится 30 стихотворений поэта XIX века, Ф.И. Тютчева. Предложенная статья является актуальной в области литературы и литературоведения. Данный материал полезен при преподавании уроков в школе и занятиях в вузах по теме: «Творчество Ф.И. Тютчева».
Ключевые слова:
лирика ф.и. тютчева, синтаксические конструкции, инверсия, риторические вопросы, обращение, сочинительная связь
Текст статьи
Битаева Айгуль БакитжановнаУчитель русского языка и литературы, МБОУ Кытмановская СОШ № 1, Алтайский край Кытмановский район с.Кытманово ул. Пролетарская, 28, кв.3Aigul.Bitaewa@yandex.ruОсобенности синтаксических конструкций в лирике Ф.И. ТютчеваВ предложенной работе мы постарались отобразить особенности синтаксических конструкций в некоторых стихотворениях Ф.И. Тютчева. Статья основана на анализе следующих приемов: инверсии, риторических вопросах, обращении, сочинительной связи. В научной работе приводится 30 стихотворений поэта XIXвека, Ф.И. Тютчева. Предложенная статья является актуальной в области литературы и литературоведения. Данный материал полезен при преподавании уроков в школе и занятиях в вузахпо теме: «Творчество Ф.И. Тютчева».Лирика Ф.И. Тютчева, синтаксические конструкции, инверсия, риторические вопросы, обращение, сочинительная связь.BitaevaAigul‱ BakitzhanovnaTheteacherofRussianandLiteratureMunicipalBudgetEducationalInstitutionKytmanovosecondaryschoolAltaikrai, Kytmanovoregion, Kytmanovo,28 ProletarskayaStreet, Apt. 3Aigul.Bitaewa@yandex.ruThefeaturesofthesyntacticstructuresinthelyricpoetryofTyutchev F.I.
InthisworkwetriedtodemonstratesomefeaturesofthesyntacticstructuresofTyutchev‱spoems. Thearticleisbasedontheanalysisofthefollowingliterarydevices: inversion, rhetoricalquestions, greetingsandcoordinatinglinks. Thirtypoemsofthe 19th centurypoetTyutchevarerepresentedinthisscientificwork.Thefollowingarticleisrelevantinbothliteratureandliterarycriticism. ThismaterialcanbeusedforstudyingthetopicsontheCreativityofF.I.Tyutchevatschoolsaswellasuniversities.
TheLyricsof F.I. Tyutchev, syntacticstructure, inversion, rhetoricalquestion, greeting, coordinatinglink.«Синтаксис» греческоеслово(syntaxis), буквальнозначит«составление», «построение», «строй». Синтаксис языка это совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц [1]. Написание любого текста требует определенной системы:заглавия, основной мысли (идеи), собственно подачиинформации. В рамках данной статьи мыподробнее остановимся на последней составляющей.Как известно, пути предоставления информации в научных текстахотличаются от приемов, используемых при построениихудожественных произведений. Поэтические тексты имеют свои особенности синтаксического строения. Объектом нашего исследования послужили стихотворения Ф. И. Тютчева. Это один из поэтов, творчество которого изобилует художественноизобразительными средствами языка [3]. Исследователей творчества Тютчева объединяетто, что они называют поэта неподражаемым в передаченеобходимых эмоций состояний. Его произведениядействительно имеют разные синтаксические приемы и конструкции, среди которых мы выделим самые частотные и репрезентативные с точки зрения строения текстаи передачи необходимого настроения. В качестве материала исследования было выбрано 30 произведений Ф.И. Тютчева 20 30х годов[3].Анализ структуры поэтических текстов художника позволил определить следующие принципы их синтаксического строения: инверсию, риторический вопрос, обращение, сочинительную связь.Как известно, синтаксис русского языка определил «свою» традиционную схему предложения: ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ, то есть первое место занимает подлежащее и только после следует сказуемое. Поэтому инверсия (литературный прием, обозначающий обратный порядок слов в предложении) считается художественновыразительным приемом. Почти в каждом втором стихотворении Ф.И. Тютчева мы наблюдаем обратный порядок слов. Приведем примеры: «Блистают розы» (Весна); «И порвала ее Разлука» (Друзьям при посылке «Песни Радости»); «Вас развратило Самовластье» (14е декабря 125); «В родную глубь спешат ручьи» (Снежные горы); «Затих повсюду шум и гам» (Еще шумел веселый день); «И в шуме листьев замер он» (Вечер); «Еще в полях белеет снег» (Весенние воды); «Окликалися ветры и пели валы» (Сон на море). Стихотворение «Как сладко дремлет сад темнозеленый…» насыщено больше других инверсионными приемами: «Дремлет сад», «Светит месяц золотой», «Спустилася завеса», «Изнемогло движенье», «Проснулся гул». В каждом из приведенных примеров предложение начинается с глагола, главенствующая роль которого определяется интонационно. С грамматической точки зрения,перечисленные глаголы обозначают действие (и обязательно завершенное) или же процесс, который мы четко можем себе представить («дремлет», «светит»). Сравним конструкции: «Окликалися ветры и пели валы» и «Ветры окликалися и валы пели». При сравнении видно, что смысл стихотворения в целом не меняется, но в первом случае читатель представляет завершенную картину узкое пространство, два образа ветры и валы. Вторая же конструкция сообщает читателю о ветрах и валах, но дополнительно «заставляет» увидеть еще чтото: сероемутное небо; пасмурную, сырую погоду, холод, зной… Таким образом, инверсия помогла втору преподнести читателю не размытый, а конкретный, единый образ. Значит роль инверсии конкретизация, предоставление цельной картины, наделение общей эмоцией.Риторический вопрос своеобразный оборот речи, усиливающий ее выразительность. Риторический вопрос необходим в речи для привлечения внимания читателя. Для данного синтаксического приема характернобогатое интонационное произношение.Например, «Ну кто, если не ты может это выполнить?» следует произносить как можно выразительней, иначе смысл выражения будет не понятен. Тютчевские тексты в достаточной мере изобилуют такими риторическими вопросами:«Ты мог ли на просторе мечте любимой изменить?» (Послание к А.В. Шереметеву); «Мне ль Радость петь на лире онемелой?» ( Друзьям при посылке «Песни Радости»); «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (Silentium); «Так что же нам даром висеть и желтеть?» (Листья); «Чу, не жаворонка ль глас?» (Вечер мглистый и ненастный). Риторические вопросы у Ф.И.Тютчева играют существенную рольв выражении мнения через лирический образ. Основной функцией риторического вопроса является ориентация на размышления, что в целом органично поэзии Тютчева. Благодаря данному приему читатель способенинтерпретировать текст как можно ближе к авторской идее. Рассмотрим риторический вопрос из стихотворения «Листья»: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Данный текст философского характера, поэтому риторический вопрос требует осмысленияи сопоставления, ведь под образом листьев мы подразумеваем человеческую жизнь Через точное описание листвы: «Мы ж, легкое племя // Цветем и блестим // Мы были в красе, // Играли с лучами, // Купались в росе…» Тютчев предлагает читателю задуматься: а все ли хорошо у «листочков» на самом деле, ведь лирический герой говорит об их жизни в прошедшем времени? И действительно: «Птички отпели, // Цветы отцвели, // Лучи побледнели //, Зефиры ушли…». По законам природы прошла пора цветения, наступила осень. Это сродни жизни человека, который не может радоваться одному и тому же: ему необходимо менять «картинку», развиваться, совершенствовать себя. И именно в тот переломный момент каждый спросит себя: «Так зачем же я буду останавливаться на достигнутом? Я буду продолжать жить!», как листья, которые не падают на землю сразу, а летят, летят: «Так что же нам даром висеть и желтеть?//Сорвите, умчите,//Мы с вами летим!...».Еще один из принципов синтаксического построенияв лирике Ф.И. Тютчева обращение. Обращение вводит читателя в то эмоциональное пространство, которое подразумевает поэт. А значит,читателю будет гораздо легче понять идею автора, соотнести со своими мыслями и сделать вывод. Ф.И. Тютчев в своих произведениях использует разные формы обращений: «друг», «народы», «сыны», «певцы», «наставники», «душа моя», «сын Революции» и другие. Среди перечисленных форм обращение «друг» и его словоформы «друзья», «други» встречаются в рассмотренных нами стихотворениях наиболее частотно. Это может свидетельствовать о признанном поэтом народномравноправии: «Мы все пред богом равны»[2].Сам читатель воспринимает обращение «друг» позитивно, без недоверия:благодаря подобным обращениям Ф.И. Тютчев становится на одну ступень с Тютчевым. Таким образом, обращение является, вопервых, привлечением к разговору, к рассуждению. Вовторых, тютчевские обращения предназначены для стирания границ между людьми. Эту функцию можно назвать «контактоустанавливающей». Сочинительными отношениями в русском языке называется связь между словами с помощью сочинительных союзов (и, а. но, да). Сочинительной связью объединены равноправные по грамматическим признакам слова и сочетания слов. Для выявленияобщей закономерностииспользованиясочинительной связи в стихотворениях Ф.И. Тютчева приведем несколько примеров: «Огнем свободы пламенея// И заглушая звук цепей.// Проснулся в лире дух Алцея //И рабства пыль слетела с ней…»(К оде Пушкинана вольность). Отрывок содержит два союза «и». Союзы исполняютроль связки действий в одно целое: соединяются однородные деепричастия: «пламенея» и «заглушая»,а также однородные глаголы: «проснулся» и «слетела». Следует отметить, что данные пары однородны не только поморфологическому показателю, но и по динамичности действия. Для первой пары характерно спокойствие и угасание действия; для второй пары ритм и пробуждение: «Вас развратило Самовластье,// И меч его вас поразил,// И в неподступном беспристрастье // Сей приговор Закон скрепил…» (14е декабря 1825). Аналогично первому стихотворению здесь союз «и» соединяет однородные члены предложения: «развратило поразил скрепил». Данные однородные выражения характеризуют одно явление самовластье. Проанализироваввсего два стихотворения, уже можно указать, на наш взгляд, на одно из определяющих назначений сочинительной связи в лирике Тютчева представление единогообраза (явления) путем перечисления его характеристик, качеств и свойств.На основании анализа выбранныхстихотворенийФ.И. Тютчева мы определили некоторые принципы синтаксисапоэта: инверсию, риторический вопрос, обращение и сочинительную связь.Каждый из приемов находит свое место в художественных текстах и других поэтов и писателей, но столь частотное их употребление является отличительной особенностью лирики Ф.И. Тютчева. С помощью инверсии, риторических вопросов, обращений, сочинительной связи поэт добиваетсянеобходимого внимания читателя; интерпретации, близкой авторской; выражения эмоциональности, с которой текст создавался, углубленного восприятия поэтических образов.
Предложенная работа не итог исследования синтаксических приемов поэта. В перспективе актуальным представляется поиск и детальное рассмотрение иных средств построения предложения в богатейшей художественной системе Ф.И. Тютчева.Ссылки на источники1.Диброва, Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: [Текст]: Е.И. Диброва Ч.2: Морфология. Синтаксис Москва, издательский центр «Академия», 2002. 704с.2.Лебедев, Е.Н. Как слово наше отзовется: [Текст]: Е.Н. Лебедев Вступительная статья Москва: Современник, 1978. 415с.3.Тютчев, Ф.И. Стихотворения. Письма: [Текст]: Ф.И. Тютчев Современник, Москва, 1978.
InthisworkwetriedtodemonstratesomefeaturesofthesyntacticstructuresofTyutchev‱spoems. Thearticleisbasedontheanalysisofthefollowingliterarydevices: inversion, rhetoricalquestions, greetingsandcoordinatinglinks. Thirtypoemsofthe 19th centurypoetTyutchevarerepresentedinthisscientificwork.Thefollowingarticleisrelevantinbothliteratureandliterarycriticism. ThismaterialcanbeusedforstudyingthetopicsontheCreativityofF.I.Tyutchevatschoolsaswellasuniversities.
TheLyricsof F.I. Tyutchev, syntacticstructure, inversion, rhetoricalquestion, greeting, coordinatinglink.«Синтаксис» греческоеслово(syntaxis), буквальнозначит«составление», «построение», «строй». Синтаксис языка это совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц [1]. Написание любого текста требует определенной системы:заглавия, основной мысли (идеи), собственно подачиинформации. В рамках данной статьи мыподробнее остановимся на последней составляющей.Как известно, пути предоставления информации в научных текстахотличаются от приемов, используемых при построениихудожественных произведений. Поэтические тексты имеют свои особенности синтаксического строения. Объектом нашего исследования послужили стихотворения Ф. И. Тютчева. Это один из поэтов, творчество которого изобилует художественноизобразительными средствами языка [3]. Исследователей творчества Тютчева объединяетто, что они называют поэта неподражаемым в передаченеобходимых эмоций состояний. Его произведениядействительно имеют разные синтаксические приемы и конструкции, среди которых мы выделим самые частотные и репрезентативные с точки зрения строения текстаи передачи необходимого настроения. В качестве материала исследования было выбрано 30 произведений Ф.И. Тютчева 20 30х годов[3].Анализ структуры поэтических текстов художника позволил определить следующие принципы их синтаксического строения: инверсию, риторический вопрос, обращение, сочинительную связь.Как известно, синтаксис русского языка определил «свою» традиционную схему предложения: ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ, то есть первое место занимает подлежащее и только после следует сказуемое. Поэтому инверсия (литературный прием, обозначающий обратный порядок слов в предложении) считается художественновыразительным приемом. Почти в каждом втором стихотворении Ф.И. Тютчева мы наблюдаем обратный порядок слов. Приведем примеры: «Блистают розы» (Весна); «И порвала ее Разлука» (Друзьям при посылке «Песни Радости»); «Вас развратило Самовластье» (14е декабря 125); «В родную глубь спешат ручьи» (Снежные горы); «Затих повсюду шум и гам» (Еще шумел веселый день); «И в шуме листьев замер он» (Вечер); «Еще в полях белеет снег» (Весенние воды); «Окликалися ветры и пели валы» (Сон на море). Стихотворение «Как сладко дремлет сад темнозеленый…» насыщено больше других инверсионными приемами: «Дремлет сад», «Светит месяц золотой», «Спустилася завеса», «Изнемогло движенье», «Проснулся гул». В каждом из приведенных примеров предложение начинается с глагола, главенствующая роль которого определяется интонационно. С грамматической точки зрения,перечисленные глаголы обозначают действие (и обязательно завершенное) или же процесс, который мы четко можем себе представить («дремлет», «светит»). Сравним конструкции: «Окликалися ветры и пели валы» и «Ветры окликалися и валы пели». При сравнении видно, что смысл стихотворения в целом не меняется, но в первом случае читатель представляет завершенную картину узкое пространство, два образа ветры и валы. Вторая же конструкция сообщает читателю о ветрах и валах, но дополнительно «заставляет» увидеть еще чтото: сероемутное небо; пасмурную, сырую погоду, холод, зной… Таким образом, инверсия помогла втору преподнести читателю не размытый, а конкретный, единый образ. Значит роль инверсии конкретизация, предоставление цельной картины, наделение общей эмоцией.Риторический вопрос своеобразный оборот речи, усиливающий ее выразительность. Риторический вопрос необходим в речи для привлечения внимания читателя. Для данного синтаксического приема характернобогатое интонационное произношение.Например, «Ну кто, если не ты может это выполнить?» следует произносить как можно выразительней, иначе смысл выражения будет не понятен. Тютчевские тексты в достаточной мере изобилуют такими риторическими вопросами:«Ты мог ли на просторе мечте любимой изменить?» (Послание к А.В. Шереметеву); «Мне ль Радость петь на лире онемелой?» ( Друзьям при посылке «Песни Радости»); «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» (Silentium); «Так что же нам даром висеть и желтеть?» (Листья); «Чу, не жаворонка ль глас?» (Вечер мглистый и ненастный). Риторические вопросы у Ф.И.Тютчева играют существенную рольв выражении мнения через лирический образ. Основной функцией риторического вопроса является ориентация на размышления, что в целом органично поэзии Тютчева. Благодаря данному приему читатель способенинтерпретировать текст как можно ближе к авторской идее. Рассмотрим риторический вопрос из стихотворения «Листья»: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Данный текст философского характера, поэтому риторический вопрос требует осмысленияи сопоставления, ведь под образом листьев мы подразумеваем человеческую жизнь Через точное описание листвы: «Мы ж, легкое племя // Цветем и блестим // Мы были в красе, // Играли с лучами, // Купались в росе…» Тютчев предлагает читателю задуматься: а все ли хорошо у «листочков» на самом деле, ведь лирический герой говорит об их жизни в прошедшем времени? И действительно: «Птички отпели, // Цветы отцвели, // Лучи побледнели //, Зефиры ушли…». По законам природы прошла пора цветения, наступила осень. Это сродни жизни человека, который не может радоваться одному и тому же: ему необходимо менять «картинку», развиваться, совершенствовать себя. И именно в тот переломный момент каждый спросит себя: «Так зачем же я буду останавливаться на достигнутом? Я буду продолжать жить!», как листья, которые не падают на землю сразу, а летят, летят: «Так что же нам даром висеть и желтеть?//Сорвите, умчите,//Мы с вами летим!...».Еще один из принципов синтаксического построенияв лирике Ф.И. Тютчева обращение. Обращение вводит читателя в то эмоциональное пространство, которое подразумевает поэт. А значит,читателю будет гораздо легче понять идею автора, соотнести со своими мыслями и сделать вывод. Ф.И. Тютчев в своих произведениях использует разные формы обращений: «друг», «народы», «сыны», «певцы», «наставники», «душа моя», «сын Революции» и другие. Среди перечисленных форм обращение «друг» и его словоформы «друзья», «други» встречаются в рассмотренных нами стихотворениях наиболее частотно. Это может свидетельствовать о признанном поэтом народномравноправии: «Мы все пред богом равны»[2].Сам читатель воспринимает обращение «друг» позитивно, без недоверия:благодаря подобным обращениям Ф.И. Тютчев становится на одну ступень с Тютчевым. Таким образом, обращение является, вопервых, привлечением к разговору, к рассуждению. Вовторых, тютчевские обращения предназначены для стирания границ между людьми. Эту функцию можно назвать «контактоустанавливающей». Сочинительными отношениями в русском языке называется связь между словами с помощью сочинительных союзов (и, а. но, да). Сочинительной связью объединены равноправные по грамматическим признакам слова и сочетания слов. Для выявленияобщей закономерностииспользованиясочинительной связи в стихотворениях Ф.И. Тютчева приведем несколько примеров: «Огнем свободы пламенея// И заглушая звук цепей.// Проснулся в лире дух Алцея //И рабства пыль слетела с ней…»(К оде Пушкинана вольность). Отрывок содержит два союза «и». Союзы исполняютроль связки действий в одно целое: соединяются однородные деепричастия: «пламенея» и «заглушая»,а также однородные глаголы: «проснулся» и «слетела». Следует отметить, что данные пары однородны не только поморфологическому показателю, но и по динамичности действия. Для первой пары характерно спокойствие и угасание действия; для второй пары ритм и пробуждение: «Вас развратило Самовластье,// И меч его вас поразил,// И в неподступном беспристрастье // Сей приговор Закон скрепил…» (14е декабря 1825). Аналогично первому стихотворению здесь союз «и» соединяет однородные члены предложения: «развратило поразил скрепил». Данные однородные выражения характеризуют одно явление самовластье. Проанализироваввсего два стихотворения, уже можно указать, на наш взгляд, на одно из определяющих назначений сочинительной связи в лирике Тютчева представление единогообраза (явления) путем перечисления его характеристик, качеств и свойств.На основании анализа выбранныхстихотворенийФ.И. Тютчева мы определили некоторые принципы синтаксисапоэта: инверсию, риторический вопрос, обращение и сочинительную связь.Каждый из приемов находит свое место в художественных текстах и других поэтов и писателей, но столь частотное их употребление является отличительной особенностью лирики Ф.И. Тютчева. С помощью инверсии, риторических вопросов, обращений, сочинительной связи поэт добиваетсянеобходимого внимания читателя; интерпретации, близкой авторской; выражения эмоциональности, с которой текст создавался, углубленного восприятия поэтических образов.
Предложенная работа не итог исследования синтаксических приемов поэта. В перспективе актуальным представляется поиск и детальное рассмотрение иных средств построения предложения в богатейшей художественной системе Ф.И. Тютчева.Ссылки на источники1.Диброва, Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: [Текст]: Е.И. Диброва Ч.2: Морфология. Синтаксис Москва, издательский центр «Академия», 2002. 704с.2.Лебедев, Е.Н. Как слово наше отзовется: [Текст]: Е.Н. Лебедев Вступительная статья Москва: Современник, 1978. 415с.3.Тютчев, Ф.И. Стихотворения. Письма: [Текст]: Ф.И. Тютчев Современник, Москва, 1978.